Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Методические рекомендации'
Методические рекомендации для самостоятельной работы по курсу «Особенности бухгалтерского учета в отраслях народного хозяйства» (для студентов 4 курс...полностью>>
'План урока'
Дидактической целью данного урока является обобщение представлений об основных аспектах развития предприятия в рыночной экономике, закрепление знаний...полностью>>
'Примерная программа'
сформировать методологические и методические основы клинического мышления и рационального действия врача в тактике подбора и проведения иммунотропной...полностью>>
'Документ'
Сахарный диабет (СД) является распространенным эндокринным заболеванием и глобальной медико-социальной проблемой для здравоохранения всех стран мира и...полностью>>

Учебно-методический комплекс по дисциплине Русская литература XVIII века Специальность 050301. 65 «Русский язык и литература»

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУВПО «Пермский государственный педагогический университет»

Кафедра русской и зарубежной литературы

Долгих Т.Д.

Учебно-методический комплекс по дисциплине

Русская литература XVIII века

Специальность 050301.65 «Русский язык и литература»

Специальность 05030265. «Родной язык и литература с дополнительной

специальностью Русский язык и литература»

СД Ф.12 История русской литературы

Согласовано: Рекомендовано кафедрой:

Учебно-методическое управление Протокол №____

«____» _____________ 200__ г. «___» ___________ 200__ г.

________________________ Зав. кафедрой _________

Пермь 2008

Автор-составитель:

Долгих Т.Д., кандидат филологических наук, доцент.

Учебно-методический комплекс Русская литература XVIII века

составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования

Дисциплина входит в федеральный компонент цикла профессиональной подготовки и является обязательной для изучения.

Декан филологического факультета ________________ М.П. Абашева

Директор библиотеки М.И. Костицина

СОДЕРЖАНИЕ

.

I. Рабочая программа дисциплины

Цели и задачи изучения дисциплины.

  1. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

  2. Объем дисциплины

  1. Объем дисциплины и виды учебной работы

  2. Распределение часов по темам и видам учебной работы

  1. Содержание курса

  2. Темы практических занятий

  3. Учебно-методическое обеспечение

    1. Литература

    2. Материально-техническое и информационное обеспечение

    3. Методические указания студентам

  1. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций.

I Рабочая программа дисциплины.

  1. Цели и задачи изучения дисциплины «Русская литература XVIII века»

Цели и задачи изучения курса соотносятся с общими целями ГОС ВПО по специальности 032900 «Русский язык и литература» и 033000 «Родной язык и литература с дополнительной специальностью русский язык и литература»

Предметом курса является русская литература XVIII века и в ее вершинных достижениях, и в художественных произведениях так называемого «второго ряда». Программа курса достаточно полно отражает почти все характерные особенности историко-литературного процесса, который должен быть усвоен студентами-филологами.

Цели и задачи курса. Лекционные занятия посвящены актуальным проблемам изучения русской литературы XVIII века: выявление основных тенденций развития русской литературы этого периода; литературные направления в их типологическом и историко-генетическом освещении; эстетические взгляды ряда писателей и их художественные открытия; проблема авторства литературных памятников; вопросы эволюции литературных жанров и др. Этого требует современный уровень развития науки, которая от описательности в изучении литературных явлений XVIII века перешла к теоретическому осмыслению их.

Практические занятия призваны углубить знания студентов, полученные на лекциях и в процессе знакомства с учебной литературой; научить комплексному анализу литературного явления; сформировать умение правильно оценивать идейно-эстетические и художественные особенности произведения. В связи с профессиональной направленностью подготовки учителя русского языка и литературы на практические занятия в обязательном порядке выносятся темы, изучаемые в школе. Занятия по «школьным» темам не исключает постановки сложных и не до конца решенных проблем литературоведения (художественный метод, стиль, жанр произведения), что в дальнейшем будет способствовать сближению школьных знаний по предмету с современным состоянием изучения русской литературы XVIII века.

2.Требования к уровню освоения дисциплины

В соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта в результате изучения русской литературы XVIII века студент должен

  • иметь представление о специфике литературного прогресса изучаемой эпохи;

  • разбираться в эстетических, философских, социально-политических взглядах изучаемых писателей; знать основные этапы их творчества;

  • знать тексты входящих в программу произведений;

  • знать наиболее значительные литературоведческие и литературно-критические работы, посвященные русской литературе XVIII века;

  • сформировать представление о двух основных художественных системах эпохи русского Просвещения – классицизма и сентиментализма;

  • уметь анализировать художественное произведение с учетом его принадлежности к литературному направлению и индивидуальных особенностей поэтики автора.

4.Содержание курса

Тема 1. Введение. Литература переходящего периода. Барокко.

Общая характеристика литературы XVIII века, ее связь с устным народным творчеством и древнерусской литературой. Специфические особенности литературы XVIII века как века Просвещения. Усиленное внимание к воспитательной функции литературы. Особая роль писателей в развитии философской, социальной и эстетической мысли столетия. Формирование новых литературных направлений: классицизм, сентиментализм, предромантизм. Разработка художественной формы, стихосложения и литературного языка; становление и эволюция новых жанров. Периодизация. Литература переходного периода (конец XVII - первая четверть XVIII века). Новые идейные тенденции и резкая активизация процесса «обмирщения» (секуляризации) литературы. Оригинальные повести петровского времени. Отражение в них социально-общественных преобразований; новый тип героя; связь с переводной литературой и народным творчеством. Влияние барокко на русскую литературу. Стихотворство: песни и канты нового типа; торжественные панегирические стихи; школьные вирши; любовная и бытовая лирика. Театр и драматургия петровского времени: школьный театр и его репертуар; попытка создания публичного общедоступного театра; интермедии. Творчество Феофана Прокоповича.

Тема 2. Классицизм. Жанр оды.

Национальное своеобразие русского классицизма, его истоки (национальные и зарубежные). Воспитательная функция искусства, государственность и гражданственность классицизма, национально-историческая тематика при широком использовании античной мифологии. «Подражание образцам»: признание существования вечных образцов искусства, единого для всех времен и народов эстетического идеала, норм единого вкуса. Общая нормативность, т.е. правила для отдельных жанров. Жанровая система и теория «штилей». Поэтика русского классицизма. Особенности классицистической типизации; принципы создания художественного образа; системы тропов.

Тема 3. Жанр классицистической трагедии.

Сумароков - основоположник национальной драматургии. Идейно-эстетическая характеристика трагедий Сумарокова; национально-историческая тематика трагедий; психологическая разработка ситуаций и образов; усиление гражданственности и тираноборческой направленности поздних трагедий; внеисторизм трагедий Сумарокова. Продолжение развития традиций тираноборческой трагедии в творчестве Княжнина; республиканская трагедия «Вадим Новгородский» - вершина поступательного развития русской классицистической трагедии. Полемическая направленность образа Вадима у Княжнина и образа Вадима в пьесе Екатерины II и ее исторической концепции.

Тема 4. Жанр классицистической комедии.

Комедии Сумарокова, их эволюция; отражение в них реальной действительности. Усложнение характеров персонажей на разных этапах комедийного творчества Сумарокова. Значение драматургии Сумарокова в истории русской литературы и театра. Развитие национальной драматургии в 1760 - первой половине 1770-х гг. Появление “слезной комедии”.

В.Лукин и теория «преложения» («склонения») на русские нравы» иноземных образцов. Драматургическое творчество Екатерины II. Жанр комической оперы: изображение жизни отдельных слоев народа, использование фольклора; проблема характера; связь жанра с сентиментализмом. «Ябеда» Капниста - одна из лучших комедий XVIII века. Шуто-трагедия «Подщипа» И.Крылова.

Тема 5.Творчество Д.И. Фонвизина

Драматургия Фонвизина. Создание «Бригадира» - «в наших нравах первой комедии». Сатирическое изображение в пьесе характерных явлений русской действительности. Классицистический характер комедии в целом и элементы, выходящие за рамки классицизма; значение образа Акулины Тимофеевны. Комедия «Недоросль» - вершина русской драматургии XVIII века. Главный конфликт комедии как отражение основного социального конфликта эпохи. Художественные достижения: новаторство жанра («Недоросль» - первая социально-политическая комедия), новые принципы построения характеров, степень типизации и индивидуализации героев. Особенности композиции, роль «внесценических» персонажей и «внесюжетных» сцен для раскрытия идейного замысла и характеров комедии. Социальная и психологическая мотивированность индивидуализации языка персонажей.

Тема 6.Сентиментализм и предромантизм.

Сложность литературного процесса: дальнейшая эволюция классицизма; становление сентиментализма; зарождение предромантизма; формирование реализма. Определенное сходство поэтик классицизма и сентиментализма: наличие нормативности (признание сентименталистами наличия единого «изящного вкуса») в разработке «средних» жанров, избирательность в подходе к слову в поэзии и прозе, к изображению чувств («красиво» - некрасиво). Краеугольный камень поэтики предромантизма - концепция гениальности, вдохновения как источника поэтического творчества. Ломка образной и жанровой систем, эксперименты в области ритмики, строфики стиха. Изображение отдельного, частного человека: автобиографизм, психологизм, лиризм).

Тема 7.Развитие поэзии 2-й половины XVIII века.

Постепенно усиливающееся влияние сентиментализма и предромантизма на творчество поэтов этого периода. Эволюция лирики Хераскова; поэтическое новаторство Муравьева: создание поэтики «сладостного», а затем «неопределенно-невыразимого», разработка жанров дружеского послания и романтической элегии, первых русских баллад. Создание Дмитриевым «легких» стихов, салонной басни. Жанровые и художественные особенности поэзии Карамзина. Углубление в мир душевных переживаний поэта; ограниченность диапазона изображаемых чувств.

Шутливая поэма Богдановича «Душенька» и ее роль в развитии «легкой поэзии». Разновидности жанра поэмы: ирои-комическая поэма Майкова «Елисей, или Раздраженный Вакх», ее сатирическая и пародийная направленность.

Тема 8.Творчество Г.Р. Державина

Разрушение классицистической поэтики оды («Ключ», «На смерть князя Мещерского», «Стихи на рождение в Севере порфирородного отрока»). Ода «Фелица» - «сочинение, какого на нашем языке еще не было». Тематическое разнообразие: гражданско-обличительные произведения, героико-патриотическая тема, философская лирика, анакреонтические стихи, о назначении поэта и поэзии. Разрыв с теоретическими положениями классицизма и сентиментализма в эстетике Державина: вдохновение как источник творчества, отрицание необходимости жанровых градаций, отказ от представления о единых критериях и «вечном» вкусе, признание закономерности «различных вкусов», постановка проблемы исторической и национальной обусловленности характеров, создание индивидуальной образно-стилистической системы и индивидуально-выразительной поэтической формы. Новаторство: широта и многогранность художественного воплощения окружающей действительности в ее контрастных проявлениях, утверждение в поэзии личности автора, автобиографизм, портрет современника, создание полотен бытовой живописи, ярких и многоцветных «образов и картин чисто русской природы» (Белинский).

Тема 9. Развитие прозы 2-й половины XVIII века.

Демократизация читательской среды и становление русского романа. Жанровое разнообразие повествовательной прозы. Ф.Эмин - автор первых русских оригинальных романов. Первый русский сентиментальный роман «Письма Эрнеста и Доравры»: эпистолярная форма, элементы психологизма.

Волшебно-авантюрные и сатирико-бытовые повести сборника М.Чулкова «Пересмешник»; «плутовской» роман «Пригожая повариха». Отражение в произведениях Чулкова «низкой» действительности. Просветительский и общеобразовательный характер «Письмовника» Курганова. Интерес к фольклору в литературе. Рукописная и «подпольная» литература. «Восточная повесть» «Каиб» И.Крылова - сатирическое изображение двора и придворного искусства.

Тема 10.Творчество А.Н. Радищева.

Философские и эстетические воззрения Радищева; провозглашение принципа «соучаствования» как основы искусства. Ода «Вольность» - первое произведение русской революционной поэзии. Композиция оды, идейно-художественные особенности, связь со стилистикой гражданского классицизма. Решение проблемы характера, среды и обстоятельств в «Житии Ф.В.Ушакова», художественное своеобразие «Жития». История создания и публикации «Путешествия из Петербурга в Москву». Композиция произведения, его жанровое своеобразие, многосторонняя картина русской жизни, проблематика «Путешествия». Метод изображения действительности в произведении, сочетание трагического и комического, патетики и иронии; язык и стиль.

Поэзия последнего периода творчества; связь поэзии Радищева с фольклором, поэтическое новаторство (обращение к «белому стиху», «русским размерам», новые ритмические формы, полиметрия и т.д.).

Тема 11.Творчество Н.М.Карамзина.

Жанр сентиментального путешествия и «Письма русского путешественника»; историко-литературное значение и стиль «Писем». Повести Карамзина как вершинное явление русского сентиментализма («Бедная Лиза», «Наталья, боярская дочь» и др.), их идейно-художественные особенности: отказ от социальной сатиры, изображение «низкого» быта, эстетизация действительности; «характер» как форма проявления «вечного» темперамента, изображение противоречий характера человека. Перевод социальных проблем в морально-этический план. Альманахи «Аглая», «Аониды». Предромантические тенденции в прозе Карамзина («Остров Борнгольм», «Сиерра-Морена»). Историческая повесть «Марфа Посадница», решение в ней жгучих вопросов современности о формах государственного правления. Значение «Истории государства Российского».

Значение Карамзина в истории русского литературного языка; карамзинский «новый слог».

5.Темы практических занятий

Тема 1. Жанр классицистической оды. Творчество М.В. Ломоносова

(форма- практическое занятие)

Вопросы к теме:

  1. Раскрыть основные положения реформы стиха В.Тредиаковского. Что нового внес в теорию русского стиха М.Ломоносов?

  2. Определить художественные особенности «Оды на взятие Хотина»: особенности жанра и композиции; роль антитезы в создании образов; художественное пространство в оде; художественное и историческое время в оде.

  3. Развитие темы Родины, мира, науки, просвещенного монарха в одах «На день восшествия на престол Елизаветы Петровны 1747 г.», «Разговор с Анакреоном», «Утреннее размышление о Божием величестве», «Вечернее размышление о Божием величестве».

Литература:

Гаспаров М.Л. Очерк истории русского стиха. М; 1984. С. 19-52.

Гончаров В.П. Стиховедческие взгляды Тредиаковского и Ломоносова // Возникновение русской науки о литературе М; 1975.

Западов А.В. Поэты XVIII века: М.В. Ломоносов, Г.Р. Державин. М; 1979. С. 15-24, 59-69.

Морозов А.А. М.В. Ломоносов // М.В. Ломоносов. Избранные произведения. М. ; Л, 1965. С. 15-22, 30-60.

Тема 2. Традиции и новаторство в комедии Д. Фонвизина «Недоросль» (форма- практическое занятие)

Вопросы к теме:

1. Определить идею и тематику каждого явления I-го действия. Какова роль этих явлений в развитии сюжета комедии, основной мысли произведения?

2. Какие художественные приемы использует автор:

-для связи различных сцен и явлений

-в построении образов

-для создания комического эффекта

-для ускорения сюжетной динамики

3. Новаторство Фонвизина в жанре комедии. Докажите, что «Недоросль» -

социально-политическая комедия. Выявите элементы бытовой и любовной

комедии, психологической драмы и трагедии. Как взаимодействуют

различные жанровые образования в пьесе?

  1. Группы героев в пьесе и принципы их классификации (моральные, социальные, сценические). Внесценические персонажи и их роль в комедии.

Литература:

Макогоненко Г.П. От Фонвизина до Пушкина. М; 1969. С. 338-366.

Кулакова Л.И. Денис Иванович Фонвизин: Пособие для учащихся. М.; Л. 1966. С. 89-110.

Рассадин С.Б. «Сатиры смелый властелин». М; 1985. С. 177-213.

Тема 3. Разрушение классицистической поэтики оды. Лирика Г. Державина (форма- практическое занятие)

Вопросы к теме:

1. Новаторство Державина в жанре оды (на примере «Фелицы»). К чему приводит соединение хвалебных (одических) и низких (сатирических) жанровых элементов?

2. Композиция и сюжет «Фелицы»: традиционное и новаторское в построении; причины двучастной композиции вступления оды; как главные идеи вступления воплощаются в основной части произведения? Роль антитезы в построении оды. Сюжетно организованные части и их значение.

3. Автор-повествователь в лирическом произведении; как и почему меняется этот образ в «Фелице», в «Видении мурзы», в оде «На смерть князя Мещерского»?

4. Изображение мира и человека; авторское отношение к действительности в «Послании к первому соседу» и в «Послании Храповицкому» (1793 г.)

5. Особенности художественного метода стихотворений «Памятник» и «Признание».

Литература:

Западов А.В. Поэты XVIII века. М; 1979. С. 190-198.

Макогоненко Г.П. Пути развития русской поэзии XVIII века // Поэты XVIII века. Т.1. Л; 1972. С. 43-47.

История русской поэзии. Т.1. Л; 1969. С. 122-126, 132-151.

Ходасевич В. Державин. М; 1988. С. 119-123, 130-135, 169-172, 202-206, 242-246, 272-275.

Тема 4. Поэтика и проблематика «Путешествия из Петербурга в Москву « А. Радищева (форма – практическое занятие)

Вопросы к теме:

  1. Проблема жанра произведения Радищева в современном литературоведении.

  2. Новаторство Радищева в области композиции; в чем «открытость» циклической композиции ?

  3. Тема закона и беззакония, идеала и действительности в художественном осмыслении Радищева (изображение царя, чиновников, помещиков, купцов, офицеров).

  4. Особенности изображения крестьян (главы «Любани», «Едрово», «Медное», «Городня»).

  5. Художественный метод «Путешествия...» - черты сентиментализма, классицизма, предромантизма и раннего реализма в произведении.

Литература:

Кулакова Л.И. Композиция «Путешествия из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева. Л; 1972.

Федоров В.И. Литературные направления в русской литературе XVIII века. М; 1979. С. 146-155.

Ковалева Н.И. Жанровое своеобразие «Путешествия из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева: Традиции и новаторство // Проблемы изучения русской литературы XVIII века. Вып. 1. Л;1974. С. 98-106.

Орлов П.А. Русский сентиментализм. М; 1977. С. 145-162.

Западов В.А История создания «Путешествия из Петербурга в Москву» и «Вольности» // А.Н. Радищев. Путешествие из Петербурга в Москву. Спб. 1992. С. 600-623.

Тема 5. Идейно-художественные особенности сентиментализма и предромантизма. Повести Н. Карамзина «Бедная Лиза», «Остров Борнгольм»

(форма – практическое занятие)

Вопросы к теме:

  1. Определить внешний и внутренний конфликты повести «Бедная Лиза»; отношение автора к героям, смысл названия.

  2. Способы создания сложных характеров (использование портрета, жеста, пейзажа).

  3. Проблема художественного метода в повести «Остров Борнгольм»; романтическое и сентиментальное начала (значение образа автора-повествователя).

  4. Новаторство Карамзина в области композиции: части произведения и принципы их выделения в повести.

  5. Предромантический пейзаж и его значение в повести; соотношение мира природы и мира человека.

Литература:

Пиксанов Н.К. «Бедная Анюта» и «Бедная Лиза» // XVIII век. Сб. 3. М.; Л, 1958. С. 309-325.

Розова З.Г. «Новая Элоиза» Руссо и «Бедная Лиза» Карамзина // XVIII век. Сб. 8. М.;Л, 1969. С. 259-268; Там же: Вацуро В.Э. Литературно-философская проблематика повести Карамзина «Остров Борнгольм».С. 190-209.

Орлов П.А. Русская сентиментальная повесть. М; 1979. С. 5-32.

Лотман Ю.М. Сотворение Карамзина. М; 1987. С. 201-209, 251-255.

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

6.1. Литература

Художественные тексты

Гистория о российском матросе Василии Кориотском и о прекрасной королевне Ираклии Флоренской земли.

Кантемир А.Д. Сатира I. На хулящих учение. К уму своему. Сатира II. На зависть и гордость дворян злонравных. Сатира VII. О воспитании.

Тредиаковский В.К. Новый и краткий способ к сложению российских стихов.

Ломоносов М.В. Письмо о правилах российского стихотворства. Предисловие о пользе книг церковных в российском языке. Разговор с Анакреоном. Ода на взятие Хотина. Ода на день восшествия на престол Елизаветы Петровны 1747 года. Вечернее размышление о Божием величестве. Утреннее размышление о Божием величестве. Я знак бессмертия себе воздвигнул... Гимн бороде. Письмо о пользе стекла.

Сумароков А.П. Эпистола о стихотворстве. Димитрий Самозванец. Савушка грешен... Терпи, моя душа, терпи различны муки... Не грусти, мой свет! Мне грустно и самой... Не гордитесь, красны девки... Сокрылись те часы, как ты меня искала... Прости, моя любезная, мой свет, прости...

О благородстве. Другой хор ко превратному свету. Жуки и пчелы. Болван. Коловратность. Ось и Бык. Ворона и лисица. Шалунья. Посол Осел. Оды вздорные. О домостроительстве.

Лукин В.И. Мот, любовию исправленный. Щепетильник.

Княжнин Я.Б. Вадим Новгородский.

Чулков М.Д. Пригожая повариха. 5-я часть «Пересмешника» («Горькая участь», «Пряничная монета», «Драгоценная щука»).

Попов М.И. Анюта.

Майков В.И. Елисей, или Раздраженный Вакх.

Аблесимов А.А. Мельник-колдун, обманщик и сват.

Капнист В.В. Ябеда.

Богданович И.Ф. Душенька.

Новиков Н.И. Журналы «Трутень», «Живописец».

Фонвизин Д.И. Лисица-казнодей. Послание к слугам моим Шумилову, Ваньке и Петрушке. Бригадир. Недоросль.

Херасков М.М. К своей лире. Иные строят лиру... Злато. Знатная порода.

Хемницер И.И. Конь верховный. Волчье рассуждение. Паук и мухи. Стрекоза. Дележ львиный.

Муравьев М.Н. Дщицы для записывания. Ночь. Роща. Богине Невы. К Музе. Размышление.

Нелединский-Мелецкий Ю.А. Выду я на реченьку... Ох, тошно мне...

Державин Г.Р. Бог. Фелица. Видение мурзы. Властителям и судиям. На смерть князя Мещерского. К первому соседу. На птичку. Ласточка. Вельможа. Ключ. Лебедь. Соловей. Памятник. Храповицкому (1797 г.). К самому себе. Русские девушки. Снегирь. Водопад. Цыганская пляска. Евгению. Жизнь Званская. Признание.

Крылов И.А. Каиб. Трумф, или Подщипа.

Радищев А.Н. Вольность (строфы 1-3, 9, 11-13). Ты хочешь знать, кто я, что я?.. Осьмнадцатое столетие. Письмо другу, жительствующему в Тобольске. Житие Федора Васильевича Ушакова. Путешествие из Петербурга в Москву.

Дмитриев И.И. Карикатура. Чужой толк. Послание Н.М.Карамзину. Модная жена. Стонет сизый голубочек... Видел славный я дворец... Ах, когда б я прежде знала... Всех цветочков боле... Други, время скоротечно... Дуб и трость. Два голубя.

Карамзин Н.М. Осень. Граф Гваринос. Раиса. Веселый час. Кладбище. Прости. К соловью. Послание к Дмитриеву. Послание к А.А.Плещееву. Меланхолия. Бедная Лиза. Остров Борнгольм. Сиерра-Морена. Чувствительный и холодный. Письма русского путешественника.

Учебные пособия

Благой Д.Д. История русской литературы XVIII века. Изд. 4-е. М.,1960.

Гуковский Г.А. Русская литература XVIII века. М.,1999.

История русской литературы в 4-х тт. Т.I. Л.,1980.

Федоров В.И. История русской литературы XVIII века. М.,1990. (также переиздание этого учебника 2002 г.)

Лебедева О.Б. История русской литературы ХVIII века. М., 2000.

Научная литература

Основная

Бегунов Ю.К. «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н.Радищева: Книга для учащихся. М.,1983.

Берков П.Н. История русской комедии XVIII века. Л.,1977.

Западов А.В. Поэты XVIII века: А.Кантемир. А.Сумароков. В.Майков. М.Херасков: Литературные очерки. М.,1984.

Макогоненко Г.П. Николай Новиков и русское Просвещение XVIII века. М.

-Л.,1951.

Моисеева Г.Н. Древнерусская литература в художественном сознании и исторической мысли России XVIII века. Л.,1980.

Лотман Ю.М. Пути развития русской просветительской прозы XVIII века. В кн.: Проблемы русского Просвещения в литературе XVIII века. М.-Л.,1961.

Панченко А.М. Русская культура в канун петровских реформ. Л.,1984.

Русский и западноевропейский классицизм: Проза. М.,1982.

Смирнов А.А. Литературная теория русского классицизма. М.,1981.

Старцев А.И. Творчество Радищева. М.,1991.

Стенник Ю.В. Русская сатира XVIII века. Л.,1985.

Татаринцев А.Г. Сын Отечества. Об изучении жизни и творчества А.Н.Радищева: Пособие для учителя. М.,1981.

Степанов Н.Л. Русская басня // Русская басня XVIII-XIX веков. Л.,1977.

История русской драматургии ХVII- первой половины ХIХ в. Л., 1982.

Калачева С.В. Эволюция русского стиха. М., 1986.

Кнабе А.Н. Русская античность. М., 2000.

Старобинский Ж. Поэзия и знание: История литературы и культуры. В 2 тт. М., 2002.

Лотман Ю.М. Русская литература и культура Просвещения. Собр.соч. М., 1989. Т. I.

Пумпянский Л.В. Классическая традиция: Собрание трудов по истории русской литературы. М., 2000.

Топоров В.Н. «Бедная Лиза» Карамзина: Опыт прочтения. М., 1995.

XVIII век: сборники статей с 1935г. (издание продолжается).

Павлович П.А. Пути развития русской сентиментальной прозы XVIII в. Саратов, 1974.

Проблемы изучения русской литературы XVIII в. от классицизма к романтизму. Л., 1974. Вып. I. (издание продолжается)

Барокко в славянских культурах. М., 1982.

Берков П.Н. О литературе так называемого переходного периода. В кн.: Русская литература на рубеже двух эпох (XVII-начало XVIII века). М.,1971.

Морозов А.А. Проблема барокко в русской литературе XVII-начала XVIII века. Русская литература. 1962. № 3.

Моисеева Г.Н. Русские повести первой трети XVIII века. М.-Л.,1965.

История русской литературы в 4-х тт. Т.1. Л.,1980.

Ломоносов и русская литература: сборник статей. М., 1987.

Федоров В.И. Литературные направления в русской литературе XVIII века. М.,1979.

Софронова Л.А. Поэтика славянского театра ХVII – XVIII вв. М., 1981.

Серман И.З. Русский классицизм (глава 11). Л., 1973.

Берков П.Н. История русской комедии XVIII века. М.-Л.,1977.

Бешенковский Е.Б. Жизнь Федора Эмина // XVIII век. Сб. 11. Л., 1976.

Билинкис М.Я. Русская проза XVIII в. Документальные жанры. Повесть. Роман. СПб., 1995.

Степанов В.П. Вступительная статья к собранию сочинений М.Д. Чулкова. М., 1988.

Западов А.В. Н.И.Новиков - гражданин и писатель. В кн.: Новиков Н. Смеющийся Демокрит. М.,1985.

Макогоненко Г.П. Николай Новиков и русское Просвещение XVIII века. М.-Л., 1951.

Кулакова Л.И. Очерки истории русской эстетической мысли XVIII века. Л.,1968.

Кулакова Л.И. Поэзия М.Н.Муравьева. В кн.: М.Н.Муравьев. Стихотворения. Л.,1967.

Лотман Ю.М. Поэзия Карамзина. В кн.: Карамзин Н.М. Полное собрание стихотворений. М.-Л.,1966. («Б-ка поэта». Большая серия).

Макогоненко Г.П. Рядовой на Пинде воин (Поэзия Ивана Дмитриева). В кн.: Дмитриев И.И. Полное собрание стихотворений. Л.,1967. («Б-ка поэта». Большая серия).

Западов А.В. Поэты XVIII века. А.Кантемир. А.Сумароков. В.Майков. М.Херасков. М.,1984.

Соколов А.Н. Из истории «легкой поэзии» (от «Душеньки» к «Катиньке»). В кн.: Роль и значение литературы XVIII века в истории русской культуры. XVIII век. Сб. 7. М.-Л.,1966.

Топоров В.Н. М.Н. Муравьев: на путях от Ломоносова к Карамзину // М.В. Ломоносов и русская культура. Тезисы докладов конференции, посвященной 275-летию со дня рождения М.В. Ломоносова. Тарту, 1986.

Западов В.А. Гаврила Романович Державин. М.-Л.,1965.

Западов В.А. Поэзия А.Н.Радищева. В кн.: Радищев А.Н. Стихотворения. Л.,1975. («Б-ка поэта». Большая серия).

Ковалева Н.И. Жанровое своеобразие «Путешествия из Петербурга в Москву» А.Н.Радищева (традиции и новаторство). В кн.: Проблемы изучения русской литературы XVIII века. Вып. 1. Л.,1974.

Державин и Карамзин в литературном движении XVIII –начала ХIХ века // XVIII век. Сб. 8. Л., 1969.

Лотман Ю.М. Карамзин: сотворение Карамзина. Статьи и исследования. 1957-1990. Заметки и рецензии. СПб., 1997.

Зорин А.Л., Немзер А.С. Парадоксы чувствительности // «Столетия не сотрут…»: Русские классики и их читатели. М., 1989.

Канунова З.В. Из истории русской повести. Томск, 1967.

Кочеткова Н.Д. Герой русского сентиментализма. В кн.: Русская литература XVIII века в ее связях с искусством и наукой. XVIII век. Сб. 15. Л.,1986.

Дополнительная

Берков П.Н. История русской журналистики XVIII века. М.-Л.,1952.

Грот Я. Жизнь Державина. М., 1997.

Гаврила Державин: Симпозиум, посвященный 250-летию со дня рождения // Русская школа Нарвичевского университета. Нортфилд, Вермонт. 1995. Т. IV.

Из истории русской культуры. М., 2000. Т. III (ХVII-начало XVIII века).

Из истории русской культуры. М., 1996. Т. IV. (XVIII-начало ХIХ века).

Кожин А.Н. Литературный язык допушкинской России. М., 1989.

Старобинский Ж. Поэзия и знание: История литературы и культуры. В 2 тт. М., 2002.

Масонство и русская литература XVIII-начала ХIХ века. М., 2000.

Человек эпохи Просвещения. М., 1999.

Орлов П.А. Русский сентиментализм. М., 1977.

И. Клейн Пути культурного импорта: Труды по русской литературе XVIII века. - М., 2005

Лахманн Р. Демонтаж красноречия. (главы 8,9). СПб., 2001.

Лотман Ю.М. Очерки по русской культуре XVIII века. В кн.: Из истории русской культуры. Т.IV (XVIII-начало XIX века). М.,1996.

Ломоносов и русская культура. Тезисы докладов конференции, посвященной 275-летию со дня рождения М.В. Ломоносова. Тарту, 1986.

Вишневская И. Аплодисменты в прошлое: А.П. Сумароков и его трагедии. М., 1996.

Русские драматурги XVIII-XIX веков. М.-Л.,1959.

Исакович И.В. «Бригадир» и «Недоросль» Фонвизина. Л.,1979.

Ключевский В.О. «Недоросль» Фонвизина (Опыт исторического объяснения учебной пьесы). В кн.: Ключевский В.О. Соч. в 8 т.. М.,1959. Т.8.

Пигарев К.В. Творчество Фонвизина. М.,1954.

Сиповский В.В. Русские повести XVII- XVIII вв. СПб., 1905.

Н.И.Новиков и общественно-литературное движение его времени. XVIII век. Сб. II. Л.,1976.

Саськова Т.В. Пастораль в русской поэзии XVIII века. М., 1999.

Берков П.Н. и Макогоненко Г.П. Жизнь и творчество Н.М.Карамзина. В кн.: Карамзин Н.М. Избранные сочинения в 2-х тт. Т. 1. Л.,1964.

Валицкая А.П. Русская эстетика XVIII века. М.,1983.

Осетров Евгений. Три жизни Карамзина. М.,1985.

6.2.Материально-техническое обеспечение

В процессе работы используются:

  • компьютерное оборудование для промежуточного тестирования студентов;

  • студентам предлагается электронная библиотека и методические рекомендации на CD

  1. Методические указания студентам

Большое место в процессе освоения курса «Русская литература XVIII века» отводится самостоятельной работе студентов. Она способствует эффективному усвоению материала, закреплению знаний, полученных на аудиторных занятиях, формированию творческого отношения к предмету изучения.

Промежуточный контроль в течение семестра включает в себя:

  • текущую оценку активности студента на практических занятиях;

  • проверку читательских дневников, которые студенты ведут систематически на протяжении всего года;

  • проверку конспектов литературоведческих трудов;

  • проведение письменных контрольных работ;

  • проведение компьютерного тестирования.

Задание по самостоятельной работе

Разделы и темы для самостоятельного изучения

Виды и содержание самостоятельной работы

Тема №1,2,3

Подготовка к практическому занятию по теме № 2, к контрольной работе по терминологии; составление глоссария.

Тема № 5

Подготовка к практическому занятию по теме № 5; подготовка к контрольной работе по терминологии. Ведение читательского дневника

Тема № 8

Подготовка к практическому занятию по теме № 8, к опросу и тестированию. Ведение читательского дневника

Тема № 10

Подготовка к практическому занятию, составление глоссария; ведение читательского дневника

Тема № 11

Ведение читательского дневника, подготовка к тестированию. Работа с вопросами для самопроверки и подготовка к экзамену

  1. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций.

В процессе работы над материалом курса студенты составляют глоссарий (словарь терминов)

Список терминов

Аллюзия, аллегория, антитеза, барокко, вирши, восточная повесть, высокий стиль, внесценические персонажи, идиллия, историзм, интермедия, классицизм, комическая опера, канон, легкая поэзия, мемуары, масонство, ода, пародия, предромантизм, послание, система жанров классицизма, сентиментализм, прелагательное направление, ремарка, трактат, фарс, шутливая поэма.

Контрольные вопросы для самопроверки при подготовке к экзамену

Тема 1. Классицизм в русской литературе XVIII века.

Какими естественно-научными и философскими предпосылками обусловлено возникновение классицизма в Европе и России XVIII века? Каково отношение классицизма XVIII века к античному искусству? Что в классицистической практике означает «подражание образцам». Приведите примеры нормативности искусства классицизма; каковы отношения «естественного» человека и «социального» человека в характерологии классицизма? Как вы понимаете метафору «дух времени» и почему она не приложима классицизму?

Тема 2. творчество Д.И. Фонвизина

Какие наработки «прелагательного направления» использовал Фонвизин в своих комедиях? Определите жанровые особенности «Бригадира» и «Недоросля». Как понимать слова современника Фонвизина: «Ваша Бригадирша нам всем родня...» В чем Фонвизин «преступает» рамки классицизма в своих комедиях? Выберите нужное: в «Бригадире» обличается... (галломания, религиозный фанатизм, недостатки правления Екатерины II). Какова степень типизации и индивидуализации характеров в «Недоросле»?Роль «внесценических» персонажей в комедии. Какое культурное событие русской жизни конца столетия необходимо понимать, читая «Недоросля» (открытие памятника Петру I работы Фальконе; победа русского флота под Чесмой; выведение породы орловских рысаков). Сформируйте главный конфликт эпохи, который отражается в комедии «Недоросль».

Тема 3. Творчество Г.Р. Державина

Почему Екатерина II прослезилась, читая «Фелицу»? Назовите стихи Державина, где появляются поэтические натюрморт, портрет, пейзаж. Как проявляются в творчестве Державина автобиографизм? Докажите, что поэзия Державина отличается тематическим разнообразием. В чем проявляется разрыв Державина с теорией классицизма? Как доказать, что Державин создал индивидуальную образно-стилистическую систему и индивидуально-выразительную поэтическую форму?

Тема 4. Творчество А.Н. Радищева.

В чем жанровое своеобразие «Жития Ф.В. Ушакова»? Как решается проблема героического характера в «Житии Ф.В. Ушакова»? во 2-й половине XVIII века на смену афоризму Декарта «Я ..., следовательно, существую». Как решается проблема авторства «отрывка путешествия в *** И.Т.» в современном литературоведении? Нарисуйте психологический портрет Путешественника, главного героя радищевской книги. Каковы особенности композиции в «Путешествии из Петербурга в Москву»? Почему так сложно определить художественный метод знаменитой книги Радищева?

Тема 5 Творчество Н.М. Карамзина.

Кто из русских писателей XVIII века получил прозвище «путешественник» и почему? Психологическая функция пейзажа в повести «Бедная Лиза». Перечислите всех известных вам крестьянок, появляющихся в русской литературе XVIII века. Каковы поэтические жанры сентиментализма? Как проявляется эстетизация действительности в творчестве Карамзина? Как происходит в произведениях Карамзина перевод социальных проблем в морально-этический план? Карамзин – писатель-сентименталист или предромантик-сентименталист?

Вопросы к экзамену по русской литературе XVIII века

  1. Классицизм и сентиментализм в литературе XVIII века.

  2. «Наставление хотящими быти писателями» А.П. Сумарокова – манифест русского классицизма.

  3. А.Д. Кантемир – первый светский поэт. В.Г. Белинский о Кантемире.

  4. Г.Р. Державин о поэте и поэзии («Лебедь», «Памятник», «Ключ», «Вельможа», «Признание»).

  5. Герои-комическая поэма В. Майкова «Елисей, или Раздраженный Вакх».

  6. Гражданско-обличительная поэзия Г.Р. Державина («Властителям и судьям», «Вельможа»).

  7. Д.И. Фонвизин. «Бригадир» - первая русская социально-бытовая комедия.

  8. Жанр программной оды в творчестве М.В. Ломоносова. «Ода на день восшествия на престол Елизаветы Петровны. 1747 г.».

  9. Жанровые традиции «Жития Федора Васильевича Ушакова» А.Н. Радищева.

  10. И.А. Крылов. Восточная повесть «Каиб».

  11. Изображение народа в книге А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву».

  12. Комическая опера.

  13. М.В. Ломоносов «Ода на взятие Хотина» - произведение классицизма.

  14. Новаторские черты поэзии Г.Р. Державина.

  15. Новаторский характер комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».

  16. Обличение самодержавия в книге А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву».

  17. Общая характеристика литературы XVIII века. Периодизация.

  18. Особенности повествования в «Письмах русского путешественника» Н. Карамзина.

  19. Поэзия последней четверти XVIII века (М. Херасков, М. муравьев, Н. Карамзин, И. Дмитриев).

  20. Поэтика и проблематика романа М. Чулкова «Пригожая повариха».

  21. Поэтика оды Г. Державина «Фелица».

  22. Предромантические повести Н. Карамзина «Остров Борнгольм», «Сиерра-Морена».

  23. Прелагательное направление в русской драматургии. Комедии В. Лукина.

  24. Проблема воспитания в русской литературе XVIII века. (А. Кантемир, А. Сумароков, Д. Фонвизин, А. Радищев).

  25. Проблематика комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль».

  26. Проза Петровской эпохи. Повести о Василии Кориотском, Александре, российском дворянине.

  27. Реформа русского стихосложения в творчестве В. Тредиаковского и М.В. Ломоносова.

  28. Сатирико-бытовые повести М. Чулкова из 5-й части «Пересмешника» («Горькая участь», «Пряничная монета», «Драгоценная щука»).

  29. Сатирическая комедия В.В. Капниста «Ябеда».

  30. Сатирический журнал Н.И. Новикова «Живописец» («Отрывок путешествия в +++ И.Т.», «Письма к Фалалею»).

  31. Своеобразие жанра и композиции «Путешествия из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева.

  32. Система образов в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».

  33. Тираноборческая трагедия А.П. Сумарокова «Димитрий Самозванец».

  34. Трагедия Я.Б. Княжнина «Вадим Новгородский».

  35. Философская и анакреонтическая лирика Г.Р. Державина.

  36. Характеристика жанров классицизма.

  37. Шутливая поэма И.Ф. Богдановича «Душенька».

  38. Шуто-трагедия И. Крылова «Подщипа»: литературная пародия и политический памфлет.

  39. Эстетика и поэтика сентиментализма в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза».

  40. Эстетика классицизма: концепция личности, типология конфликта.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Философия» для специальностей 050118 «Русский язык и литература», 050504 «Журналистика», 050207 «Переводческое дело», 050301 «Юриспруденция», 050902 «Туризм» Усть-Каменогорск, 2005

    Учебно-методический комплекс
    для специальностей 050118 – «Русский язык и литература», 050504 – «Журналистика», 050207 – «Переводческое дело», 050301 – «Юриспруденция», 050902 – «Туризм»
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине «концепции современного естествознания» для всех специальностей

    Учебно-методический комплекс
    Концепции современного естествознания :Естественнонаучная и гуманитарная культуры; научный метод; история естествознания; панорама современного естествознания; тенденции развития; корпускулярная и континуальная концепции описания природы;
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. В. 04 В. Шукшин в школе (уд-04. 13-020) Для специальности 050301 Русский язык и литература

    Учебно-методический комплекс
    Настоящий учебно-методический комплекс разработан для дисциплины по выбору «В. Шукшин в школе». Семинарские занятия проводятся в восьмом семестре очного и заочного отделений.
  4. Учебно-методическое пособие по дисциплине: специальность 032900. 00 (050301) «Русский язык и литература с дополнительной специальностью «Культурология»

    Учебно-методическое пособие
    Учебно-методическое пособие по дисциплине: специальность 032900.00 (050301) – «Русский язык и литература с дополнительной специальностью «Культурология»
  5. Учебно-методический комплекс дисциплины Часть II бийск

    Учебно-методический комплекс
    Д Дисциплина [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины: методические рекомендации для преподавателей / Сост.: Н.А. Кочергина, Бийский пед. гос.

Другие похожие документы..