Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Курсовая'
Тема данной курсовой работы является статистическое изучение затрат на рабочую силу и оплаты труда в условиях рыночной экономики. Ввиду многоплановос...полностью>>
'Автореферат диссертации'
Защита состоится «29 » октября 2009 года в 12 часов на заседании диссертационного совета Д 602.001.03 в Академии труда и социальных отношений по адре...полностью>>
'Закон'
1.3. Фонд является некоммерческой организацией, целью деятельности которой не является получение прибыли, Учредители также не получают дохода от деят...полностью>>
'Документ'
Порядок составления упражнений для комплекса утренней гимнастики с учетом вашей медицинской группы (основной, подготовительной, специальной). Составьт...полностью>>

Специальный доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации  О выполнении Россией обязательств, принятых при вступлении в Совет Европы  20 мая 2002 года

Главная > Доклад
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Специальный доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации
 О выполнении Россией обязательств, принятых при вступлении в Совет Европы
 20 мая 2002 года

Данный специальный доклад подготовлен в соответствии с пунктом 2 статьи 33 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" и направлен в Государственную Думу Российской Федерации. Он охватывает круг проблем, связанных с реализацией обязательств, принятыми на себя Россией при вступлении в Совет Европы и присоединении к важнейшим международным документам этой организации.

Прошло более шести лет со времени вступления России в Совет Европы (28 февраля 1996 года), присоединения к Уставу этой организации и другим основополагающим документам. Входя в Совет Европы - наиболее авторитетную на континенте гуманитарную организацию - Российская Федерация ставила тем самым перед собой цель влиться в европейское цивилизационное пространство, идти по пути строительства демократических институтов, отвечающих исторически выработанным стандартам и критериям и имеющим в своей основе признание прав и свобод человека в качестве высшей ценности. Как подчеркивалось в ходе церемонии вступления России (и это заявляли как российские, так и западные политики), принимая в свои ряды крупнейшее на континенте государство, Совет Европы превращался в более универсальную по характеру организацию, а Россия теснее подключалась к европейским интеграционным процессам.

Одним из важнейших шагов на пути реализации обязательств, взятых на себя при вступлении в эту организацию, стала ратификация Российской Федерацией 5 мая 1998 года Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней, что впервые предоставило право российским гражданам на обращение с индивидуальными жалобами в Европейский Суд по правам человека в Страсбурге. Одновременно Россия присоединилась также к Европейской Конвенции по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания. Ратифицированы Рамочная Конвенция о защите национальных меньшинств и Европейская хартия местного самоуправления. Таким образом, было заложено основание для реализации в Российской Федерации фундаментальных норм и стандартов европейского права.

При вступлении России в Совет Европы Парламентская Ассамблея СЕ (далее ПАСЕ) приняла резолюцию, где были перечислены основные обязательства, соблюдение которых являлось критерием готовности Российской Федерации стать полноправным членом европейской организации. Именно на базе таких оценок в обозримой перспективе будут приниматься решения, связанные с дальнейшим членством России в Совете Европы.

Некоторые обязательства являлись по преимуществу политическими и определялись конкретной ситуацией (например, вывод 14 армии из Молдовы, прекращение первой чеченской войны и т.п.). В то же время большинство рекомендаций носило юридический характер и относилось к конкретным мерам по приведению российского законодательства и правоприменительной практики в соответствие с европейскими нормами.

Значительную часть требований Совета Европы Россия должна была выполнить в течение года после вступления в эту организацию. В частности, необходимо было ратифицировать Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод и протоколы к ней №№ 1, 2, 4, 7, 9, 10 и 11, а также ряд других европейских конвенций; провести реформу прокуратуры; принять закон об Уполномоченном по правам человека; внести изменения в законы о национальных меньшинствах, об основных политических свободах, о свободе вероисповедания; улучшить условия содержания заключенных в тюрьмах и перевести пенитенциарные учреждения в компетенцию Министерства юстиции Российской Федерации; ввести со дня вступления в Совет Европы мораторий на исполнение смертных приговоров и в течение трех лет отменить смертную казнь, ратифицировав Протокол № 6 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод; отменить все запреты на свободное передвижение и выбор места жительства; признать в законодательном порядке право граждан на индивидуальное обращение в контрольные органы Совета Европы и обязательную юрисдикцию Европейского Суда.

Ряд важных обязательств России в сфере приведения внутреннего законодательства в соответствие с европейскими нормами вытекает из ее участия в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод: как экспертами Совета Европы, так и российскими юристами сформулированы основные критерии, определяющие необходимость принятия или изменения тех или иных законодательных актов Российской Федерации с тем, чтобы они отвечали положениям Конвенции.

В соответствии с п. 3 ст. 1 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" Уполномоченный способствует совершенствованию законодательства Российской Федерации о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права. Задача настоящего специального доклада - проанализировать положение дел с реализацией Россией взятых на себя при вступлении в Совет Европы обязательств, касающихся приведения российского законодательства и правоприменительной практики в соответствие с действующими международными нормами.

Условия-рекомендации присоединения Российской Федерации к Совету Европы перечислены в Заключении ПАСЕ № 193 (1996) от 25 января 1996 г. Содержащиеся в нем положения носят в целом рекомендательный характер. Однако Заключение № 193 является по своей сути приложением к имеющей юридическую силу Резолюции Комитета Министров Совета Европы 96/2 от 8 февраля 1996 года с предложением России вступить в члены организации.

Обязательства и планы России по совершенствованию своего законодательства и приведению его в соответствии с европейскими стандартами сформулированы в специальном послании Совету Европы в феврале 1995 года, подписанном Президентом Б.Н. Ельциным, Председателем Правительства В.С. Черномырдиным и руководившими в то время палатами Федерального Собрания В.Ф. Шумейко и И.П. Рыбкиным. В приложении к посланию - "Пояснения к составлению и планам совершенствования правового порядка в России" - был представлен анализ совершенствования российского законодательства и правоприменительной практики в соответствии со стандартами Совета Европы. Основная идея послания и приложения к нему состояли в том, что Российская Федерация брала на себя четкие и недвусмысленные гарантии выполнения рекомендаций, выдвинутых европейской организацией. Тем самым - с точки зрения международного права - они принимали обязательную силу для России.

Ратификация и вступление в силу для Российской Федерации Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод привела к необходимости соответствующих изменений во внутреннем законодательстве в целях приведения его в соответствие с правами, гарантированными этим международным документом (с точки зрения внутреннего законодательства Россия ратифицировала Конвенцию /был принят Федеральный закон о ее ратификации/ 30 марта 1998 года; в международно-правовом плане Конвенция вступила в силу для Российской Федерации 5 мая того же года, в день передачи в Страсбурге официального документа о ратификации. Соответственно все обязательства России, вытекающие из Конвенции, действуют именно с этой даты).

Если в принципе можно вести дискуссию о том, в какой степени были факультативными обязательства, принятые на себя Россией 28 февраля 1996 года в соответствии с условиями-рекомендациями ПАСЕ, в отношении Конвенции никаких вопросов не возникает - согласно ст. 15 Конституции Российской Федерации она является составной частью правовой системы государства и в случае противоречия между ее нормами и нормами внутреннего законодательства должны применяться положения Конвенции. В соответствии с Конституцией и Федеральным законом "О международных договорах" международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором устанавливаются иные правила, чем предусмотренные законом Российской Федерации, то применяются правила международного договора (ч. 4 ст. 15 Конституции). В соответствии с пп. "б" п.1 ст. 15 Закона о международных договорах договоры, предметом которых являются основные права и свободы человека и гражданина, подлежат ратификации в форме федерального закона. Российская Федерация является участником Венской конвенции о праве международных договоров, в ст. 27 которой фиксируется принцип, согласно которому обязательства по международным договорам должны быть выполнены независимо от положений внутреннего права, а в случае коллизии норм международного договора и норм внутреннего права применению подлежат правила, установленные международным договором.

* * *

К настоящему времени определенная часть обязательств России перед Советом Европы в сфере совершенствования законодательства формально реализована. Однако и на седьмой год членства в Совете Европы чрезвычайно трудно говорить об эффективной адаптации России к европейским гуманитарным стандартам. Это связано с действием множества факторов: недостатки в правоприменительной практике, нежелание и неспособность многих работников правоохранительных органов приспособиться к работе в новых условиях, пробуксовывающая судебная реформа, отсутствие национальной системы правового просвещения, ориентированной на ознакомление должностных лиц и граждан с основополагающими правами и свободами граждан, методами и формами их защиты, наконец, глубоко укоренившееся в массе населения мышление авторитарными государственническими категориями, затрудняющее построение подлинно гражданского общества. При этом проблема не только в промедлении с разработкой и принятием новых нормативных актов, но и в первую очередь в том, что вновь принимаемые законы, как будто бы ориентированные на реализацию европейских обязательств России, на самом деле лишь частично отвечают требованиям Совета Европы, во многом не соответствуют Конституции Российской Федерации и не способствуют значительным прогрессивным сдвигам в деле соблюдения прав и свобод человека и гражданина.

С 1 января 1997 года вступил в действие новый Уголовный кодекс Российской Федерации, и тем самым было выполнено соответствующее формальное обязательство перед Советом Европы.

В новом кодексе воспринят ряд рекомендаций Совета Европы: появились новые виды наказания, не связанные с лишением свободы (ограничение свободы, арест, обязательные pаботы), за многие преступления снижены сроки наказания; открылась возможность применения штрафных санкций, в том числе за преступления в сфере экономики.

В то же время в новом кодексе не сделано попытки идти по пути всесторонней гуманизации уголовного законодательства. Во многом он суровее ранее действовавшего: увеличиваются сроки лишения свободы, предусмотрена возможность назначения наказания за совершенные преступления путем сложения, чего раньше не было (по совокупности приговоров гражданину может быть назначено наказание до 30 лет лишения свободы), за пять видов преступлений сохраняется смертная казнь, вводится пожизненное заключение. До сих пор не введены в действие такие виды наказания, как арест, обязательные работы и ограничение свободы. Пока еще не приходится говорить о широком использовании в России наказаний, не связанных с лишением свободы.

Новый Уголовно-исполнительный кодекс подписан Президентом РФ 8 января 1997 года. В нем также сделана попытка учесть некоторые рекомендации Совета Европы. Главными задачами уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации названы регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации. Отмечается, что в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и Конституцией Российской Федерации уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации и практика его применения основываются на строгом соблюдении гарантий защиты от пыток, насилия и другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения с осужденными.

При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Осужденные не могут быть освобождены от исполнения своих гражданских обязанностей, кроме случаев, установленных федеральным законом.

Осужденные имеют право на вежливое обращение со стороны персонала учреждения, исполняющего наказания. Они не должны подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Меры принуждения к осужденным могут быть применены не иначе как на основании закона. Осужденные независимо от их согласия не могут быть подвергнуты медицинским и иным опытам, которые ставят под угрозу их жизнь и здоровье.

Среди предусмотренных новым Уголовно-исполнительным кодексом льгот - увеличение количества свиданий, посылок, писем и передач. По желанию заключенным будут разрешены встречи и общение со священником. Выходные и праздничные дни за пределами колонии станут реальностью. Положительно характеризующимся осужденным будет разрешено совместное проживание с супругами вне колонии. За хорошее поведение впервые предусмотрены специальные денежные премии - 40% минимального размера оплаты труда. Некоторые будут поощряться ежегодным оплачиваемым отпуском. Месячная оплата труда не может быть ниже установленного минимума. Продолжительность рабочей недели осужденных теперь не сможет превышать норму, установленную законодательством о труде, - 40,8 часа в неделю. При этом трудовая деятельность в заключении будет засчитываться в трудовой стаж.

В кодексе сформулировано новое правило, предусматривающее перевод заключенного в пределах одной колонии, тогда как раньше приходилось переезжать из одного исправительного учреждения в другое. С таким новшеством, как полагают разработчики, удастся "обезопасить психику осужденных от отрицательных последствий смены коллектива".

Новый кодекс ужесточает контроль за администрацией исправительных учреждений. В уголовном порядке будут наказываться самоуправство и жестокое обращение с осужденными. В таких случаях пострадавшие наделяются правом обращаться с заявлениями и жалобами в органы прокуратуры, причем, как сказано в кодексе, их письма не должны подвергаться цензуре.

Ход реализации положений нового Уголовно-исполнительного кодекса показывает, что, к сожалению, реформирование уголовно-исполнительной системы наталкивается на проблемы, в основе которых - традиционные репрессивные подходы к обращению с лицами, содержащимися в местах лишения свободы. Положение дел в этой сфере существенно не улучшилось, о чем свидетельствуют многочисленные обращения, поступающие в аппарат Уполномоченного.

В противовес ожиданиям Совета Европы, не привела к радикальному изменению ситуации и передача Главного управления исполнения наказания из Министерства внутренних дел в Министерство юстиции Российской Федерации, что также являлось одним из условий вступления России в Совет Европы. Напротив, появление людей из правоохранительных органов в кабинетах Министерства юстиции в значительной степени способствует превращению его из гражданского в силовое ведомство.

До сих пор не принят федеральный закон "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания", хотя в пользу этого высказываются Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации и многие неправительственные правозащитные организации.

Проект нового Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, принятие которого являлось составной частью рекомендаций Совета Европы в сфере совершенствования российского законодательства, обсуждался на протяжении нескольких лет. В окончательном варианте новый кодекс принят 18 декабря 2001 г., вступит в силу с 1 июля 2002 г. В соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 14 марта 2002 г. также с 1 июля 2002 г. (вместо 1 января 2004 г., как это было определено законодателем) вводятся в действие нормы, предусматривающие судебный порядок применения ареста (заключения под стражу), содержания под стражей, а также задержания подозреваемого на срок свыше 48 часов.

Кодекс направлен на демократизацию уголовного судопроизводства, повышение правоохранительной и правозащитной роли суда, освобождение его от обвинительных функций, расширение круга участников уголовного судопроизводства, прав сторон в суде, обеспечения их процессуального равенства.

Наряду с принципами уголовного процесса, известными действующему законодательству, зафиксированы новые, такие как осуществление судопроизводства на основе состязательности сторон; оценка доказательств по внутреннему убеждению; свобода обжалования процессуальных действий и решений.

По сравнению с действующим законодательством права участников уголовного судопроизводства существенно расширены. Введено новое для уголовно-процессуального законодательства понятие - стороны в суде: сторона обвинения (прокурор, как государственный обвинитель, потерпевший, его законный представитель, гражданский истец, их законные представители и представители) и сторона защиты (подсудимый, его законный представитель, защитник, гражданский ответчик, его законный представитель и представитель).

Установлен 48-часовой срок задержания лица по подозрению в совершении преступления с момента его фактического задержания. Определен максимальный срок содержания под стражей до суда - 12 месяцев, по истечении которого мера пресечения в виде заключения под стражу продлена быть не может, а обвиняемый, содержащийся под стражей, подлежит немедленному освобождению (в исключительных случаях для лиц, обвиняемых в совершении особо тяжких преступлениях, этот срок может быть продлен до 18 месяцев). Отменено ограничение времени ознакомления обвиняемого и его защитника с материалами оконченного производством уголовного дела.

Однако новый кодекс имеет ряд серьезных недостатков, на которые указал в своем заключении Экспертный совет при Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации. Кодекс нарушает принцип презумпции невиновности, закрепленный в п. 2 ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, ограничивает право обвиняемого на защиту. Ряд его положений противоречат праву человека на справедливое и публичное разбирательство его дела независимым и беспристрастным судом, принципу равенства граждан перед законом и судом, гарантированных Конвенцией.

Тем самым реализация одного из самых существенных обязательств России - о совершенствовании уголовного, уголовно-исполнительного и уголовно-процессуального законодательства в целях приведения его в соответствии с европейскими стандартами - проведена половинчато, во многом формально и не создает прочных предпосылок для отвечающих цивилизованным образцам преобразований в данной области, тем более с учетом репрессивного менталитета правоохранительных органов, отчетливо проявившегося в ходе работы над новыми кодексами.

Реализация идеи учреждения в России поста омбудсмана была еще одним условием присоединения России к Совету Европы. Федеральный конституционный закон "Об Уполномоченном по правам человека" был принят Государственной Думой 25 декабря 1996 года, одобрен Советом Федерации 12 февраля 1997 года и Президентом РФ в феврале 1997 года. В соответствии с Федеральным конституционным законом 22 мая 1998 года Государственная Дума назначила в результате тайного голосования Уполномоченного по правам человека в РФ.

Уполномоченный рассматривает жалобы граждан Российской Федерации и находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (статья 15 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации") на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе.

Уполномоченный при проведении проверки по жалобе вправе знакомиться с уголовными, гражданскими делами и делами об административных правонарушениях, решения (приговоры) по которым вступили в законную силу, а также с прекращенными производством делами и материалами, по которым отказано в возбуждении уголовных дел (п.1 ст. 23).
По результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод, нарушенных решениями или действиями (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, а также лично либо через своего представителя участвовать в процессе в установленных законом формах (п.1 ст.29).

Действующее законодательство тем не менее страдает рядом недостатков, которые затрудняют деятельность Уполномоченного. Главные из них - отсутствие у Уполномоченного права законодательной инициативы, ограниченная возможность обращения в Конституционный Суд (однако соответствующие коррективы в Федеральном конституционном законе требуют внесения изменений в Конституцию Российской Федерации, что, к сожалению, не было заблаговременно учтено), нерегламентированность отношений между Федеральным Уполномоченным и уполномоченными в субъектах Российской Федерации.

В результате принятия Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" были внесены изменения и дополнения в Гражданский процессуальный, Уголовно-процессуальный кодексы РСФСР (март 1997) в части закрепления за Уполномоченным права знакомиться с гражданским делом, по которому решение или определение о его прекращении вступило в законную силу, и право знакомиться с уголовным делом, приговор по которому вступил в законную силу, либо с делом, производство по которому прекращено, а также с материалами об отказе в возбуждении уголовного дела (ст.322 ГПК и ст.375 УПК РСФСР). В новом Уголовно-процессуальном кодексе такое право за Уполномоченным не закреплено.

Ряд принципиальных обязательств Российской Федерации в сфере совершенствования законодательства, взятых на себя при вступлении в Совет Европы, не реализован до сего времени:

В принятом 7 марта 2001 года Постановлении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "О сотрудничестве с Парламентской ассамблеей Совета Европы" отмечается, что Государственная Дума считает необходимым активизировать работу по реформированию правовой системы Российской Федерации, присоединению России к договорно-правовым актам Совета Европы, а также по совершенствованию законодательства Российской Федерации в соответствии с закрепленными в указанных актах стандартами. Правительству Российской Федерации рекомендуется усилить контроль за выполнением конвенций Совета Европы, участником которых является Российской Федерации. Комитетам Государственной Думы поручается ускорить рассмотрение соответствующих законопроектов.

20 марта 2001 года принят Федеральный закон Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции о защите прав человека и основных свобод". Этим законом вводится ряд принципиальных положений, направленных на приведение российского законодательства в соответствие с основополагающим международно-правовым актом, в частности, в Уголовный кодекс Российской Федерации, в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации, в Кодекс РСФСР об административных правонарушениях и в Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности". В то же время данный закон не приводит к изменению в положении дел с реализацией ряда существенных обязательств, взятых на себя Россией при вступлении в Совет Европы.

Вступая в Совет Европы, Россия дала обязательство о ратификации в течение трех лет Протокола № 6 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, предусматривающего полную отмену смертной казни. Несмотря на это, до настоящего времени данный шаг не последовал.

Аргументы, приводимые против отмены в Российской Федерации смертной казни, которые высказываются в ходе ведущейся в государстве и обществе дискуссии на эту тему, лежат, как правило, вне правового поля. Общий рост преступности в стране, по мнению ряда сторонников сохранения смертной казни, требует применения исключительно жестких мер по борьбе с преступностью; большинство российского населения "не готово" и "не желает" отменять смертную казнь, серьезный ущерб для экономики страны может принести необходимость содержания в местах лишения свободы осужденных к пожизненному заключению. Не вдаваясь в детальное обсуждение аргументов "за" и "против" отмены смертной казни, следует лишь подчеркнуть, что речь идет о соблюдении обязательства, официально взятого на себя Россией, и, следовательно, подпадающего под действие принципа pacta sunt servanda - договоры должны соблюдаться.

На реализацию обязательства России о введении моратория на смертную казнь был направлен Указ Президента Российской Федерации от 16 мая 1996 г. "О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы". В 1997-1999 гг. в Государственной Думе находился на рассмотрении законопроект "О моратории на исполнение наказания в виде смертной казни", предусматривавший практические шаги по осуществлению данного обязательства, однако он так и не был принят даже в первом чтении.

3 июня 1999 года, также Указом Президента, всем осужденным, ожидающим приведения в исполнение приговора в виде смертной казни, это наказание заменено на пожизненное заключение или 25-летний срок лишения свободы.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Европейский суд по правам человека (Сборник статей)

    Сборник статей
    1. Армашова А.В. Исполнение решений Европейского суда по правам человека в России: современные проблемы теории и практики Образование и право. - N 2.
  2. Доклад Общественной палаты Российской Федерации по вопросу: «О судебно-правовой реформе в Российской Федерации»

    Доклад
    Правосудие традиционно является одной из важнейших функций государства. Именно поэтому создание новой российской государственности в 90-х годах потребовало разработки и запуска судебной реформы.
  3. Розділ І. Теоретичні основи конституційно-правової природи інституту омбудсмана

    Документ
    Актуальність теми дослідження. Демократичні перетворення, що відбуваються в Україні, формування громадянського суспільства і побудова правової, демократичної, соціальної держави настійно вимагають політичних, соціальних, економічних,
  4. Доклад уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2010 год Москва, 2011 содержание

    Доклад
    В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» представляю Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу Федерального
  5. Председателю Правительства Свердловской области, а также Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации отчет

    Публичный отчет
    Отчет подготовлен в соответствии со статьей 14 Областного закона «Об Уполномоченном по правам человека Свердловской области» и направляется в Законодательное Собрание Свердловской области, Губернатору Свердловской области, Председателю

Другие похожие документы..