Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Практикум'
Представленная в списке литература раскрывает современные методы и техники терапии творчеством. Авторы делятся секретами использования сказкотерапии,...полностью>>
'Автореферат'
Специальность – 08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами – пр...полностью>>
'Литература'
Мифы Древней ГрецииВ.Т.Нарежный "Рогдай"Произведения для самостоятельного чтения: Гомер" Одиссея"Мифы и легенды: "Песнь о Рол...полностью>>
'Программа'
Мероприятие 1. Реформирование инфраструктуры здравоохранения и приведение ее в соответствие со структурой населения субъекта Российской Федерации, а т...полностью>>

Начального и среднего

Главная > Учебно-методическое пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Департамент образования и молодежной политики

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

подготовкА к аттестации

пеДАГОГИЧЕСКИХ работников
образовательных учреждений
НАЧАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ

Методическое пособие

Ханты-Мансийск, 2011

ББК

Печатается по решению

Протокол № ___ от _______

С о с т а в и т е л и

Шакирова Е.Б.,

Усова Т.И.,

Шинявская С.И.

Подготовка к аттестации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования / Сост. Е.Б. Шакирова, Т.И.Усова, С.И. Шинявская, – Ханты-Мансийск, 2011. – 93 с.

Редакционный совет: _________________________________________

Методическое пособие предназначено для подготовки педагогических и руководящих работников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования ХМАО-Югры к аттестации в 2011-2012 учебном году и обеспечивает содержательную сторону процедуры аттестации как в процессе подготовки к аттестации, так и в межаттестационный период. Методическое пособие адресовано организаторам аттестационных процессов, членам аттестационных комиссий и педагогическим и руководящим работникам образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования

ББК

© Шакирова Е.Б., Усова Т.И., Шинявская С.И., 2011

Содержание

Введение …………………………………………………………………….

4

  1. Концептуальные подходы к аттестации педагогических работников учреждений НПО и СПО………………………………………………

6

  1. Содержание аттестации (или программам аттестации)……………

10

  1. Фонды оценочных средств (инструментарий аттестации) или система оценивания квалификации……………………………………………

29

  1. Организация аттестации (дорожная карта, алгоритм)……………..

51

Список рекомендуемой литературы……………………………………….

71

Приложение………………………………………………………………….

76

Введение

Аттестация педагогических работников учреждений профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – автономный округ), реализующих основные образовательные программы начального профессионального и среднего профессионального образования (далее соответственно – педагогические работники, ОУ НПО и СПО, образовательные программы), осуществляется в соответствии с Приказом Министерства образования и науки РФ от 24 марта 2010 г. № 209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений», Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. N 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», действующим законодательством.

Предлагаемое Вашему вниманию методическое пособие разработано в помощь:

- готовящимся к аттестации педагогическим работникам учреждений начального и среднего профессионального образования;

- организаторам аттестационных процессов в ОУ НПО и СПО;

- экспертам, членам аттестационных комиссий.

Разработка методического пособия обусловлена:

- изменением нормативно-правовых оснований аттестации педагогических работников на федеральном уровне;

- изменением содержания профессиональной деятельности данной категории педагогических работников в контексте новых направлений образовательной политики автономного округа, и, прежде всего, процессами развития содержания начального и среднего профессионального образования автономного округа с учетом потребностей работодателей;

- уточнением параметров и критериев оценки аттестационных показателей, таких как квалификация, результаты деятельности педагогических работников УНПО и СПО.

Методическое пособие обеспечивает создание единого информационного поля, дающего представление всем субъектам аттестации о содержании, организации и формах аттестации, системе оценивания деятельности педагогических работников УНПО и СПО.

Предлагаемое пособие позволит аттестующимся в процессе подготовки к аттестации решить такие задачи как:

- осуществление адекватного самоанализа (самооценки) собственной деятельности;

- организация эффективной самоподготовки педагогов в межаттестационный период;

- проектирование профессиональной деятельности на следующий межаттестационный период.

Организаторам аттестации и членам аттестационных комиссий пособие позволит создать организационно-содержательные условия для анализа и оценки уровня квалификации, результатов деятельности педагогических работников.

Методическое пособие разработано с учетом федеральных и региональных требований к педагогическим работникам УНПО и СПО и дополнено материалами, обеспечивающими реализацию педагогами основных направлений образовательной региональной политики в области профессионального образования (Целевая программа Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Новая школа Югры на 2010-2013 годы» подпрограмма IV Модернизация системы профессионального образования), процессов развития содержания начального профессионального и среднего профессионального образования автономного округа с учетом потребностей работодателей.

  1. Концептуальные подходы к аттестации педагогических работников учреждений профессионального образования

Одним из важнейших средств оценки и развития профессионализма педагогических работников является аттестация. Оценка уровня квалификации педагогических работников, являющаяся основой аттестационной процедуры – важный этап профессиональной жизни, который обеспечивает повышение качества деятельности за счет получения внешней оценки и самооценки деятельности, осмысления достигнутого и проектирования дальнейших шагов повышения квалификации и профессионального развития педагога

Особое значение развитию аттестационных процессов в образовании придает тот факт, что в соответствии с требованиями федеральной и региональной политики, образовательному учреждению необходимо провести реструктуризацию управления образовательной системой на основе внедрения системы менеджмента качества услуг и процессов в соответствии с требованиями стандартов и рекомендаций ISO. Основная цель этого направления – разработка механизмов и путей изменения качества услуг и процессов учреждения, реализация которых приведет к усилению его конкурентоспособности и созданию базы для повышения инвестиционной привлекательности ОУ.

В этом контексте оценка качества профессионального образования затрагивает несколько аспектов в части кадрового потенциала:

- вопросы общей эффективности организации управления и кадровой политики;

- определение характеристик персонала, т.е. оценка качества через процедуры отбора, назначения, продвижения, и аттестацию кадров;

- оценку качества управления кадрами через изучение функционирования организационной структуры.

От эффективности системы управлением персоналом зависит успех образовательного учреждения на рынке образовательных услуг. Поэтому содержание процедуры аттестации приобретает особую специфику в свете модернизации профессионального образования и системной инновационной деятельности.

Цель инновационного кадрового менеджмента – построение эффективной системы инновационного управления кадрами в рамках организации для формирования и эффективного функционирования инновационно-активного кадрового потенциала. Построение такой системы возможно при условии проведения систематического аудита кадрового потенциала. Для этого важно определить роль и место аттестации кадров в системе аудита кадрового потенциала в целом, и в процессе оценки эффективности трудовой деятельности в частности.

Аттестация проводится в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности или установления соответствия уровня квалификации педагогических работников требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей).

Основными задачами аттестации являются:

- стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, личностного профессионального роста, использования ими современных педагогических технологий;

- повышение эффективности и качества педагогического труда;

- выявление перспектив использования потенциальных возможностей педагогических работников; 

- учет требований федеральных государственных образовательных стандартов к кадровым условиям реализации образовательных программ при формировании кадрового состава образовательных учреждений;

- определение необходимости повышения квалификации педагогических работников;

обеспечение дифференциации уровня оплаты труда педагогических работников.

Таким образом, можно сказать, что аттестация имеет два ключевых назначения:

1. Оценка уровня квалификации педагога для установления соответствия требованиям занимаемой должности и требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей) на основе анализа их профессиональной деятельности.

2. Стимулирование целенаправленного повышения уровня квалификации педагогических работников, повышение эффективности и качества педагогического труда.

Содержание, особенности организации и системы оценивания в процедуре аттестации обусловлены целью аттестации – установления соответствия уровня квалификации педагогических работников требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей) или подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности.

Поэтому концептуальные основания процедуры аттестации педагогических работников учреждений НПО и СПО представлены принципами, обусловленными как нормативно-правовыми актами, так и методологическими подходами, выбранными в качестве системообразующих.

Основными принципами аттестации в соответствии с Приказом Министерства образования и науки РФ от 24 марта 2010 г. № 209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений» являются :

- коллегиальность,

- гласность,

- открытость,

- недопустимость дискриминации при проведении аттестации.

Системообразующим принципами аттестации педагогических работников учреждений профессионального образования (далее – УПО) являются принципы менеджмента качества в части управления кадровым потенциалом (объективность; комплексность; системность; учет стратегических целей организации; сравнение с внешней средой (конкурентами, отраслью и т.п.); сравнение с предшествующей динамикой развития кадровых процессов в организации).

В соответствии с вышеперечисленными принципами аттестация педагогических работников должна рассматриваться как важная и базовая, но не единственная процедура такого кадрового процесса как «оценка трудовой деятельности персонала». Поэтому при организации данной процедуры важно обеспечить корреляцию принципов содержания, системы показателей и критериев оценивания аттестации кадров и других процедур оценивания деятельности педагогов в УПО, обеспечить взаимоувязку данного подхода и системы стимулирования развития кадрового потенциала в УПО, откорректировать взаимосвязь процессов повышения квалификации, коучинга педагогов, ротации кадров.

В процедуре аттестации также реализуются принципы компетентностного подхода.

Компетентностный подход в процессе аттестации обеспечивает нацеленность критериально-оценочного инструментария на определение профессиональной компетентности педагогических работников наиболее оптимальным образом. Новый подход к стандартизации профессионального образования, основанный на компетенциях, определен в качестве методологического принципа в контексте деятельностно ориентированной парадигмы. Компетенции являются системообразующим фактором, обеспечивающим идею непрерывности образования – «образования в течение всей жизни», принятой мировым сообществом (Болонский, Копенгагенский процессы).

В основу аттестации педагогических работников УПО положены такие принципы компетентностного подхода как:

- научности и практикоориентированности профессионального образования, выражающиеся, с одной стороны, в использовании научных методов исследования профессиональной деятельности для идентификации компетенций, а, с другой стороны, в максимально полном учете современных требований работодателей к квалифицированному специалисту;

- непрерывности образования на основе преемственности процессов стандартизации, повышения квалификации и оценки деятельности, направленности содержания подготовки работника на решение социальных проблем общества;

- интеграции, предполагающей сопряженность компетенций различного уровня;

- паритетности, выражающейся в наличие связей образовательных структур с субъектами рынка труда, социальными партнерами в сфере экономики для совместного решения проблем качества профессионального образования;

- прозрачности, предполагающей диагностичность результатов профессионального образования, адекватность механизмов оценивания компетенций, сочетание внешней оценки и самооценки.

При разработке системы аттестации педагогических работников учреждений НПО и СПО автономного округа учитывались ведущие федеральные и региональные тренды, отражающие специфику деятельности в данной отрасли образования:

- модернизация региональных систем профессионального образования;

- проектирование образовательными учреждениями региона Программ развития на основе процессного управления.

Отобранное содержание аттестации позволит решать задачи:

- стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, личностного профессионального роста, использования ими современных педагогических технологий;

- повышение эффективности и качества педагогического труда;

- выявление перспектив использования потенциальных возможностей педагогических работников;

- учет требований федеральных государственных образовательных стандартов к кадровым условиям реализации образовательных программ при формировании кадрового состава образовательных учреждений;

- определение необходимости повышения квалификации педагогических работников;

- обеспечение дифференциации уровня оплаты труда педагогических работников.

Основные понятия аттестации приведены в глоссарии (Приложение 1).

  1. Содержание аттестации педагогических работников учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования

Содержание аттестации педагогических работников регулируется и контролируется государством.

В соответствии с целью аттестации оценка уровня квалификации педагога учреждения профессионального образования проводится на основе анализа его профессиональной деятельности. Проведение оценки профессиональной деятельности в процессе аттестации предполагает, прежде всего, анализ качества решения различных функциональных задач аттестуемым педагогом.

Выбранная в процессе аттестации в качестве предмета оценивания профессиональная деятельность, включает в себя процесс деятельности и ее результат.

Ключевым понятием в процессе аттестации в нормативно-правовом отношении является понятие «квалификация». Именно вывод об уровне квалификации позволяет определить, какой квалификационной категории соответствует профессиональная деятельность человека.

В процессе аттестации различают такие понятия как «квалификация работника» и «квалификация работы», то есть можно говорить о квалификации, и как о личностном качестве человека и как о функциональном соответствии между требованиями рабочего места и целями образования. В первом случае речь идет о квалификации как показателе компетентности – качестве личности, характеризующем специалиста. Во втором случае, квалификация определяется и присваивается человеку по окончанию процесса обучения. Определяемая в процессе аттестации квалификация, выражена, в конечном счете, в присвоенной категории как показателе соответствия квалификации работника требованиям рабочего места и целям образования. Квалификация определяет профессиональную успешность с точки зрения востребованности специалиста в профессиональных и социальных структурах и «говорит»: я делаю, то что востребовано и так как востребовано, разрешено, предписано (по алгоритмам различной степени сложности).

Проводя связь «квалификация – компетентность», мы можем говорить, что содержание аттестации определено системой общих и профессиональных компетенций, обеспечивающей эффективное выполнение функциональных обязанностей в процессе профессиональной деятельности педагогических работников (рис.1).

Профессиональная деятельность как последовательность выполняемых компетенций

Профессионализм


Компетентность как совокупность компетенций

Компетенция – предмет оценивания


Квалификация



Продуктивность


Результат деятельности как продукт осуществленных компетенций



Рисунок 1. Компетенция как основной предмет оценивания в процедуре

аттестации

Каждая компетенция может рассматриваться как предмет оценивания при определении качества выполняемой деятельности и качества результатов деятельности (оценочная спецификация). В этом случае, качество процесса профессиональной деятельности возможно оценить по показателю «профессионализм», а качество результата по двум показателям – «результативность» (степень достижения поставленных целей) и «эффективность» (степень оптимальности затрат на достижение результата – эффективности применяемых компетенций).

Профессиональная деятельность педагога может быть описана в функциональной карте, составленной на основе функционального анализа и описания профессии в аспекте требований к педагогу. Профессия в таком случае описывается через трудовые функции. При описании профессии педагога выделены те составляющие субъекта профессии, целенаправленное развитие которых приводит к формированию компетентного, активного и творческого педагога.

Перечень общих и профессиональных компетенций задается ведущими процессами деятельности педагога:

- предварительная разработка основных деталей и структуры предстоящей деятельности субъектов образования (педагогическое проектирование);

- перевод объектов педагогической деятельности из одного состояния в другое, более близкое к поставленной цели (педагогическое управление);

- реализация объектов педагогической деятельности на уровне функционирования либо развития.

Осуществление этих процессов обеспечивается выполнением педагогом определенных видов педагогической деятельности:

- гностическая деятельность – направлена на познание действительности, себя и других как условий протекания образовательного или педагогического процесса (материально-технических, временных условий, учащихся, педагога, информационного поля);

- аналитическая деятельность – направлена на анализ условий реализации образовательного процесса и его результата;

- проектировочная деятельность – связана с предварительной разработкой различных объектов педагогической деятельности;

- методическая деятельность – связана с разработкой, созданием комплексного методического обеспечения (КМО);

- дидактическая деятельность – связана с непосредственной передачей общественного опыта поколений от человека к человеку (обучением);

- воспитательная деятельность (понимаемая как в широком, так и в узком смысле этого слова) – направлена на развитие и воспитание отдельных качеств личности, формирование ее мировоззрения, позиции, Я-концепции.

В основе вышеперечисленных видов деятельности лежит специфический вид педагогической деятельности – педагогическое общение.

Перечень компетенций, обеспечивающих реализацию данных функций, определен в таблице 1 и соотносится с видами компетентностей. Содержательные компоненты деятельности педагога первой и высшей квалификационной категории дополняют (расширяют) проявления компетенций в деятельности педагога базовой квалификационной категории. В таблице 2 определены базовые знания каждой компетенции.

Объективная оценка компетенций в процессе осуществления деятельности позволяет сделать вывод о профессионализме педагога. Под профессионализмом в данном случае целесообразно понимать уровень владения совокупностью всех профессиональных умений, различными видами деятельности, лежащих в основе компетенций, позволяющий ему не только эффективно выполнять свои функциональные обязанности, но и успешно адаптироваться в социально-профессиональной сфере. Таким образом профессионализм (а, следовательно, и квалификацию) можно определить опосредованно через проявления (критерии) в деятельности. Следовательно, чтобы объективно оценить их, целесообразно начать процедуру оценивания с оценки результативности профессиональной деятельности.

Таблица 1



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Городская целевая программа Развития начального и среднего профессионального образования в городе Москве «Рабочие кадры»

    Программа
    Приложение 1. Адресный перечень проектирования и строительства гостиниц с ФОКами и бассейнами на территориях учреждений среднего профессионального образования с вводом в 2011 и последующие годы.
  2. Методическое пособие предназначено педагогам общеобразовательных предметов учреждений начального и среднего профессионального образования, реализующим образовательные программы в рамках компетентностного подхода. Рецензенты

    Учебно-методическое пособие
    Темняткина О.В. Оценка результатов образования обучающихся ОУ НПО и СПО на основе компетентностного подхода. Методическое пособие. Екатеринбург, ИРРО, 2009.
  3. Рекомендации по организации промежуточной аттестации обучающихся в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования

    Документ
    Предлагаемое методическое пособие разработано в соответствии с действующими нормативными документами и требованиями, предъявляемыми к проведению промежуточной аттестации.
  4. Профессионализация и ресоциализация детей-сирот в системе начального и среднего профобразования 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования

    Автореферат
    Защита состоится 29 января 2010 года в 13.00 часов на заседании Диссертационного Совета Д 203.019.04 по защите докторских и кандидатских диссертаций при Московском Университете МВД РФ по адресу: 117997, г.
  5. Информация для включения в Публичный доклад учреждений начального и среднего профессионального образования Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования

    Доклад
    Инновационное учебное заведение, располагающее высококвалифицированными педагогическими кадрами, научным потенциалом, современным оборудованием и условиями для решения всего комплекса проблем воспитательно-образовательного процесса,

Другие похожие документы..