Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Доклад'
Утвердить Перечень докладов о результатах и основных направлениях деятельности главных распорядителей бюджетных средств Елецкого муниципального район...полностью>>
'Документ'
), знам., Филиппова В.В. 318 5 15.30 Культура финно-угорских народов (лекция), числ., Филиппова В.В. 318 вторник 1 8.00 Газовая и жидкостная хроматогр...полностью>>
'Биография'
Здесь пойдет рассказ о ныне всемирно известном российском политике Владимире Жириновском. О политических лидерах, да и о партиях можно составить объе...полностью>>
'Пояснительная записка'
Мы живем в век глобализации и все большей мобильности, быстрого развития коммуникации, интеграции и взаимозависимости, в век крупномасштабных миграци...полностью>>

«Белорусский государственный экономический университет» (1)

Главная > Автореферат диссертации
Сохрани ссылку в одной из сетей:

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

УДК 336.544.42:[336.13.051+657] (476)

БУНЬ

АННА ВИТАЛЬЕВНА

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
СТАНДАРТИЗАЦИИ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ И УЧЕТА В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ
ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Автореферат диссертации на соискание ученой степени
кандидата экономических наук

по специальности 08.00.12 — бухгалтерский учет, статистика

Минск, 2011

Работа выполнена в УО «Белорусский государственный экономический университет»

Научный руководитель

Лемеш Валентина Николаевна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры, УО «Белорусский государственный экономический университет», кафедра бухгалтерского учета, анализа и аудита в отраслях народного хозяйства

Официальные оппоненты:

Бутынец Франц Францевич, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой, Заслуженный деятель науки и техники Украины, председатель Житомирского территориального отделения Союза аудиторов Украины, Житомирский государственный технологический университет, кафедра бухгалтерского учета

Данилкова Светлана Анатольевна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры, УО «Белорусский торгово-экономический уни­верситет потребительской кооперации», кафедра банковского дела, анализа и аудита

Оппонирующая организация

УО «Белорусская государственная сельскохо­зяйственная академия»

Защита состоится 28 ноября 2011 г. в 15.00 на заседании совета по защите диссертаций Д 02.07.01 при УО «Белорусский государственный экономический университет» по адресу: 220070, Минск, просп. Партизанский, 26, ауд. 407
(1-й учеб. корпус), тел. 209-79-56.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке УО «Белорусский государственный экономический университет».

Автореферат разослан 26 октября 2011 года.

Ученый секретарь

совета по защите диссертаций

Богдан Н.И.

ВВЕДЕНИЕ

Интеграция Республики Беларусь в мировое экономическое сообщество предполагает унификацию национальных стандартов учета и финансовой отчетности, аудита и финансового контроля, их максимальное приближение к международным требованиям. В настоящее время в стране ведется активная работа по переходу на международные стандарты финансовой отчетности, имеются разработанные стандарты (правила) аудиторской деятельности, однако вопрос системной стандартизации финансового контроля по-прежнему остается открытым. Процесс унификации стандартов финансовой отчетности и аудита напрямую связан с теми изменениями в мировой экономике, которые происходят в результате ее глобализации. Она требует единообразия и прозрачности применяемых в разных странах принципов учета, формирования отчетности, а также контрольных процедур при осуществлении контрольной деятельности.

Теоретические положения и организационно-методические подходы к решению задач в области стандартизации финансового контроля основаны на результатах научных исследований отечественных и зарубежных ученых, таких как Н.Т. Белуха, Ф.Ф. Бутынец, Н.П. Дробышевский, В.И. Евдокимович, В.Н. Лемеш, С.Л. Коротаев, И.С. Мацкевичюс, М.В. Овсийчук, В.Ф. Палий, Д.А. Панков, П.Я. Папковская, М.И. Протасова, Г.М. Пупко, Я.В. Соколов, Т.В. Сорокина, С.В. Степашин, Н.С. Столяров, В.П. Суйц, А.А. Терехов, В.А. Хмельницкий, А.Д. Шеремет, М.С. Шидловская, В.И. Шлейников, М.К. Фисенко, С.В. Чернорук, С.О. Шохин и других.

В настоящее время в нашей стране отсутствует научное обоснование комплексной и системной стандартизации технологии финансового контроля. Применяющиеся в практической деятельности методические рекомендации по осуществлению проверок (ревизий) имеют фрагментарный характер на уровне отдельных министерств. Указанные документы определяют организационные и методические аспекты проверки (ревизии), но не описывают технологию ее осуществления (исключение составляют разделы в таких документах по проведению инвентаризации кассовых операций). Отсутствие формализованных положений применяемой технологии контроля порождает увеличение влияния уровня компетенции, квалификации и профессиональных навыков отдельных специалистов на результативность проверки и эффективность контроля.
Это позволяет сделать вывод о том, что разработка и внедрение в практическую деятельность проверяющих (ревизоров) комплекса технологических регламентов проверки представляет собой актуальную задачу для экономической науки и практики, чем и обусловливается выбор темы, цели и задачи диссертационного исследования.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Связь работы с крупными научными программами (проектами) и темами. Диссертация выполнена в соответствии с темой научно-исследо­вательской работы кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита в отраслях народного хозяйства УО «Белорусский государственный экономический университет» «Развитие теории, методологии и методик бухгалтерского учета, анализа и аудита организаций отраслей народного хозяйства в условиях инновационного развития экономики Республики Беларусь и глобализации».

Цель и задачи исследования. Целью диссертационного исследования являются комплексное, системное изучение теоретических, практических и организационных проблем состояния и развития финансового контроля, а также всестороннее научное обоснование и разработка практических методик стандартизации финансового контроля и учетного процесса в системе государственного регулирования экономической деятельности субъектов хозяйствования Республики Беларусь.

Цель работы обусловила постановку и решение следующих задач, отражающих логическую структуру и последовательность исследования:

  • обобщить практику использования приемов и способов финансового контроля, а также информационного взаимодействия контролирующих органов; обосновать содержание проверки экономической деятельности субъектов хозяйствования с использованием контрольно-информационного ресурса; раскрыть сущность единого контрольно-информационного ресурса; разработать теоретическую платформу технологического процесса создания, развития и практического применения единого контрольно-информационного ресурса;

  • разработать методику стандартизации учетного процесса посредством регламентации деятельности работников бухгалтерских служб организаций; составить регламент бухгалтерского учета по начислению заработной платы, других видов выплат и удержаний из них работникам субъекта хозяйствования;

  • исследовать экономическое содержание понятия «ошибка» в научной литературе и нормативных правовых актах Республики Беларусь; классифицировать ошибки в бухгалтерском учете и отчетности, оказывающие влияние на ее искажение с целью их профилактики, а также усиления и реализации контрольной функции бухгалтерского учета и осуществления мониторинга для целей финансового контроля;

  • разработать методику стандартизации финансового контроля на основе установления структурно-логической последовательности контрольных действий посредством использования регламентов проверки; составить регламент проверки правильности тарификации работников субъектов хозяйствования, начисления и расчетов по их заработной плате и другим выплатам.

Объектом исследования выступает финансовый контроль как элемент системы государственного регулирования и учетный процесс экономической деятельности субъектов хозяйствования Республики Беларусь. Предметом исследования является совокупность теоретических, методических, организационных и практических аспектов стандартизации финансового контроля и учетного процесса субъектов хозяйствования Республики Беларусь. Выбор предмета и объекта исследования обусловлен недостаточным теоретико-методологическим обоснованием унификации технологического процесса осуществления финансового контроля и отсутствием у субъектов хозяйствования комплексного, системного подхода к формализации учетного процесса, необходимых для эффективного государственного регулирования их экономической деятельности в Республике Беларусь.

Положения, выносимые на защиту.

1. Принципиально новый прием документального контроля — проверка экономической деятельности субъектов хозяйствования с использованием информации единого контрольно-информационного ресурса. Научно обоснованное определение понятия «единый контрольно-информационный ресурс» как организованной совокупности документированной информации, включающей базы данных различных органов законодательной и исполнительной власти, контрольных и надзорных органов независимо от типа подчиненности и территориального расположения, содержащие сведения о контролируемом объекте, необходимые для эффективного процесса проверки его экономической (финансово-хозяйственной) деятельности. Принципиальные схемы типового информационного взаимодействия контролирующих органов, а также его государственной координации при проведении контрольных мероприятий, выступающих в качестве теоретической платформы технологического процесса создания, развития и практического использования единого контрольно-информационного ресурса. В совокупности это обеспечивает теоретико-методологическое и практическое единство финансового контроля, позволяет усовершенствовать технологию его осуществления посредством использования контролирующими органами аккумулируемых массивов информации об экономической деятельности субъектов хозяйствования.

2. Методика стандартизации учетного процесса субъекта хозяйствования, суть и новизна которой заключаются в унификации выполнения учетных операций на основе пакета внутрифирменных стандартов бухгалтерского учета, содержащих положения («О бухгалтерской службе», «О документообороте»), руководства по ведению бухгалтерского учета и учетные регламенты, обязательные к применению работниками субъекта хозяйствования. Разработанная методика позволяет формализовать структурно-организационный аспект бухгалтерской службы как элемента субъекта хозяйствования; гармонизировать ее работу с другими подразделениями, персонифицировать ответственность исполнителей различных отделов за формирование и представление необходимых документов в бухгалтерию; регламентировать (пошагово) деятельность учетных работников, повысить их ответственность и исключить дублирование обязанностей; сделать технологию учетного процесса более рациональной, снизить трудоемкость учетных работ; установить перечень контрольных действий на всех этапах осуществления хозяйственного процесса, что в свою очередь позволяет существенно повысить качество учетной информации, усилить контрольную функцию бухгалтерского учета.

3. Научно обоснованные определения понятий «ошибка в бухгалтерском учете» и «ошибка в бухгалтерской (финансовой) отчетности». Их новизна заключается во введении признаков разновидности ошибок (отдельно в учете и отдельно в отчетности), что позволяет определять их качественное и количественное влияние на достоверность учетных и отчетных данных. Раскрытие сущности данных понятий дает возможность однозначно идентифицировать ошибки в бухгалтерском учете, выявляемые контролирующими органами в ходе проверок; проводить типологизацию нарушений, допускаемых субъектами хозяйствования, для пополнения единого контрольно-информационного ресурса в рамках осуществления мониторинга контролирующими органами; определять достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Уточненная классификация ошибок в бухгалтерском учете и отчетности. Ее принципиальное отличие от существующих заключается в модификации классификационных признаков преимущественно в двух аспектах. Это несоблюдение: 1) элементов метода бухгалтерского учета; 2) качественных характеристик учетной и отчетной информации, закрепленных в Международных стандартах финансовой отчетности и являющихся общепризнанными. Использование уточненной классификации в комплексе с методикой стандартизации учетного процесса субъектов хозяйствования способствует упреждению ошибок в бухгалтерском учете и отчетности (на стадии разработки регламентов бухгалтерского учета), интенсификации и фактической реализации его контрольной функции (на стадии применения регламентов бухгалтерского учета).

4. Методика стандартизации финансового контроля, новизна которой заключается в установлении структурно-логической последовательности технологии контрольных мероприятий посредством использования регламентов проверки, позволяющих унифицировать деятельность органов финансового контроля в целом и отдельных специалистов в частности. Регламент проверки правильности тарификации работников субъектов хозяйствования, начисления и расчетов по их заработной плате и другим выплатам. Данная методика предлагается впервые для использования в практической деятельности контролирующих органов Республики Беларусь. Ее применение позволяет добиться повышения эффективности финансового контроля с уменьшением влияния уровня компетенции, квалификации и профессиональных навыков отдельных специалистов на результативность проверки; снижения трудоемкости контрольных процедур путем рационализации процесса проверки; предупреждения финансовых нарушений; согласованности действий различных контролирующих органов; правовой доказательности положений актов проверок в процессах хозяйственных судов.

Личный вклад соискателя. Диссертация является самостоятельным, законченным научным исследованием в области стандартизации финансового контроля и учетного процесса. Все положения, содержащиеся в диссертации и выносимые на защиту, имеют научную новизну, практическую экономическую и социальную значимость и разработаны соискателем лично.

Апробация результатов диссертации. Основные положения, выводы и результаты диссертационного исследования докладывались на I международной научно-практической конференции «1-й Белорусский инновационный форум» (Минск, 2009), I и II международных научно-практических конференциях аспирантов и молодых ученых «Устойчивый рост национальной экономики: инновации и конкурентоспособность» (Минск, 2009, 2010), III и IV международных научно-практической конференциях «Экономический рост Республики Беларусь: глобализация, инновационность, устойчивость» (Минск, 2010, 2011), III и IV международных экономических форумах молодых ученых «Экономика глазами молодых» (Минск, 2010, 2011), IX международной научной конференции «Новые концепции развития бухгалтерского учета, анализа и контроля в условиях экономических изменений» (Житомир, 2010), международной научно-практической конференции «Совершенствование учета, анализа и контроля как механизмов информационного обеспечения устойчивого развития экономики» (Полоцк, 2011).

Практическое использование регламента проверки правильности тарификации работников субъектов хозяйствования, начисления и расчетов по их заработной плате и другим выплатам обсуждалось на семинаре-совещании РУП «Служба ведомственного контроля при Минстройархитектуры», проведенном с работниками службы (программа семинара-совещания от 31.01.2011 г.).

Результаты проведенного научного исследования апробированы и приняты к использованию в деятельности по подготовке локальных нормативных правовых актов РУП «Служба ведомственного контроля при Минстройархитектуры» (письмо о проведенной оценке результатов № 01-10/16 от 12.01.2011 г.), в практической деятельности Министерства финансов Республики Беларусь (справки о практическом использовании результатов диссертационного исследования № 15-1-4/631 от 18.10.2011 г. и № 10-20/86 от 20.10.2011 г.), Министерства промышленности Республики Беларусь (справка о возможном практическом использовании результатов исследования в подготовке нормативных правовых актов № 07-20/77-КРУ от 07.09.2011 г.), Главного управления ведомственного контроля Витебского областного исполнительного комитета (справка о возможном практическом использовании результатов исследования в сельском хозяйстве № 108 от 23.02.2011 г.), в практической деятельности контрольно-ревизионных подразделений ОАО МПОВТ (г. Минск) (справка о возможном практическом использовании результатов исследования в хозяйственной деятельности организации № 01/25 от 07.02.2011 г.), внедрены в финансово-хозяйственную деятельность УП «Минскметрострой» (г. Минск) (акт о практическом использовании результатов исследования № 1158 от 25.05.2011 г.), а также учебный процесс УО «Белорусский государственный экономический университет» (г. Минск) при изучении дисциплины «Ревизия и аудит» (акт о внедрении в учебный процесс № б/н от 28.05.2011 г.).

Опубликованность результатов диссертации. По теме диссертационного исследования опубликовано 20 научных работ (из них 2 — в соавторстве), в том числе 1 монография, 6 статей в научных рецензируемых журналах, 4 — в сборниках научных трудов, 8 — в материалах конференций, 1 тезис доклада конференции. Общий объем публикаций составляет 18,87 авторского листа, в том числе 7 публикаций, соответствующих п. 18 Положения о присуждении ученых степеней и присвоении ученых званий в Республике Беларусь, — 4,22 авторского листа.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, общей характеристики работы, трех глав, заключения, библиографического списка, включающего 202 источника (из них 20 публикаций соискателя), и приложений. Работа изложена на 276 страницах. Объем, занимаемый 11 рисунками, 9 таблицами, 26 приложениями, библиографическим списком, составляет 175 страниц.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

В первой главе «Финансовый контроль как элемент системы государственного регулирования экономической деятельности субъектов хозяйствования: теоретический аспект» рассмотрена экономическая сущность финансового контроля как элемента системы государственного регулирования экономической деятельности субъектов хозяйствования, дана оценка состоянию классификации видов, приемов и способов финансового контроля.

Исследование и систематизация трудов отечественных и зарубежных авторов позволили сделать вывод о том, что понятие «финансовый контроль» рассматривается в двух плоскостях: специалистами в области контрольно-ревизионной и аудиторской деятельности — как функция управления, с целью оценки обоснованности и эффективности принятых управленческих решений; учеными в сфере финансов и государственного управления — как контроль над финансами в широком их понимании. В результате сформулировано обобщенное определение, раскрывающее сущность финансового контроля. С одной стороны, это функция управления финансовой системой, посредством которой управляющий субъект получает информацию о правильности и эффективности ее функционирования, а с другой — система наблюдения и проверки контролирующими органами экономической (финансово-хозяйственной) деятельности субъектов хозяйствования с целью объективной оценки ее экономической эффективности, установления законности и целесообразности хозяйственных и финансовых операций.

Результаты анализа системы государственного регулирования экономической деятельности субъектов хозяйствования позволили утверждать, что она представляет собой целенаправленную деятельность соответствующих законодательных, исполнительных и контролирующих органов, которые с применением различных форм, методов и инструментов обеспечивают достижение поставленных целей, решение различных экономических и социальных задач и регламентируют предпринимательскую деятельность в республике.

При уточнении места финансового контроля в системе общегосударственного контроля было установлено, что последний глубоко интегрирован в систему государственного регулирования экономической деятельности субъектов хозяйствования. Финансовый контроль, являясь одним из составляющих общегосударственного контроля, традиционно определяется учеными как состоящий из трех элементов: государственного контроля, независимого аудиторского и общественного. В процессе их реализации осуществляется финансовый контроль, дезагрегированный по видам (бюджетный, налоговый и хозяйственный).

Систематизация существующих приемов и способов финансового контроля позволила обосновать применение принципиально нового приема документального контроля — проверка экономической деятельности субъектов хозяйствования с использованием информации единого контрольно-информа­цион­ного ресурса. Его сущность заключается в выявлении у проверяемого объекта нарушений, имевших место в процессе осуществления экономической деятельности, посредством использования информации, содержащейся в базах данных органов законодательной и исполнительной власти, а также контролирующих органов.

Единый контрольно-информационный ресурс — организованная совокупность документированной информации, включающая базы данных различных органов законодательной и исполнительной власти, контрольных и надзорных органов независимо от типа их подчиненности и территориального расположения, содержащие сведения о контролируемом объекте, необходимые для эффективного процесса проверки его экономической (финансово-хозяйственной) деятельности.

Результаты анализа нормативных правовых актов по вопросам информационного взаимодействия контролирующих органов позволили подтвердить актуальность разработки информационной базы данных о контролируемых объектах. В результате были сконструированы принципиальные схемы типового информационного взаимодействия контролирующих органов (рисунок 1), а также государственной координации информационного взаимодействия при проведении контрольных мероприятий (рисунок 2). Они основаны на трех типах взаимодействия: 1) вертикальном; 2) горизонтальном; 3) смешанном.

Рисунок 1 — Принципиальная схема типового информационного
взаимодействия контролирующих органов

Вертикальный тип показывает информационное взаимодействие, осуществляемое в структуре одного контролирующего органа.

Горизонтальный тип определяет взаимодействие и координацию деятельности контролирующих органов различного подчинения, но одного уровня.

Общесетевые типы — межведомственный, межобластной и общереспубликанский — представляют информационное взаимодействие контролирующих органов различного подчинения и разной территориальной принадлежности. Этот тип взаимодействия неоднороден и включает три различные подтиповые системы:

  1. межгосконтролирующая — взаимодействие органов законодательной, исполнительной власти, контролирующих органов различного подчинения на одном горизонтальном уровне, формирующих базы данных с информацией, подвергающейся рассмотрению при проверках, например, таможенные органы или органы уголовного преследования обмениваются подконтрольной информацией с органами, подчиненными Комитету государственного контроля Республики Беларусь;

  2. моноконтролирующая — взаимодействие в рамках одного типа контролирующих органов одинаковой территориальной принадлежности, например, городские инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь обмениваются информацией с контрольными службами министерств;

  3. поликонтролирующая — взаимодействие различных контролирующих органов независимо от территориальной принадлежности с возможным включением механизмов государственной координации, например, областное контрольно-ревизионное управление министерства обменивается информацией с судебными органами городского уровня определенного района.

Рисунок 2 — Принципиальная схема государственной координации
информационного взаимодействия при проведении
контрольных мероприятий

В совокупности это обеспечивает теоретико-методологическое и практическое единство финансового контроля, позволяет усовершенствовать технологию его осуществления посредством использования контролирующими органами аккумулируемых массивов информации об экономической деятельности субъектов хозяйствования. Кроме того, с помощью единого контрольно-информационного ресурса возможны создание единой системы сбора информации в сфере контрольной деятельности, обмена данными между контролирующими органами; ведение единой по Республике Беларусь базы данных о проведении контролирующими органами всех уровней контрольных мероприятий и их результатах; обеспечение контроля выполнения координационных планов контрольной (надзорной) деятельности и решений, принятых по результатам проверок; осуществление анализа результатов деятельности контролирующих органов на республиканском и областном уровнях; формирование документов по результатам проверок с использованием программно-технических средств; минимизация случаев дублирования контрольных мероприятий различными контролирующими органами.

Во второй главе «Интеграция элементов бухгалтерского учета субъектов хозяйствования в систему финансового контроля» исследованы направления интенсификации контрольной функции бухгалтерского учета, подходы ученых к определению понятия «ошибка» и классификации ошибок.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. «Белорусский государственный экономический университет» (2)

    Автореферат диссертации
    Панков Дмитрий Алексеевич, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой, УО «Белорусский государственный экономический университет», кафедра бухгалтерского учета,
  2. Белорусский Государственный Экономический Университет, Факультет менеджмента, специальность экономика и управление на предприятии Степень Бакалавра экономических наук диплом

    Диплом
    открытие новых торговых объектов по Москве (подбор арендуемых помещений, их юридическое оформление). Всего за время работы открыл 8 салонов мягкой и корпусной мебели;
  3. Абитуриенту, поступающему в Бобруйский филиал уо «Белорусский государственный экономический университет»

    Документ
    В вузы на все формы получения высшего образования могут поступать лица, которые имеют общее среднее образование или профессионально-техническое образование с общим средним образованием либо среднее специальное образование, подтвержденное
  4. Министерство Образования Республики Беларусь Белорусский Государственный Экономический Университет реферат

    Реферат
    Обеспечение комфортных тепловых условий в помещениях жилых и общественных зданий в холодное время года необходимо для высокопроизводительного труда, укрепления здоровья и улучшения отдыха людей.
  5. «Белорусский государственный экономический уни­верситет»

    Автореферат диссертации
    Богатырева Валентина Васильевна, кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой, УО «Полоцкий государственный уни­верситет», кафедра финансов

Другие похожие документы..