Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Лекция'
1. Обучить слушателей мерам безопасности и профилактики переломов и обморожений, первой помощи при переломах костей и обморожениях и других несчастных...полностью>>
'Методические указания'
Векторы электромагнитного поля на границе раздела двух сред. Граничные условия для нормальных и касательных составляющих векторов электромагнитного п...полностью>>
'Обзор'
- трансферы из Лондонских аэропортов Heathrow or Gatwick в отель по прибытию и проводам туристов при условии, что на одном рейсе прибывают минимум 15 ...полностью>>
'Документ'
В Нижнекамском отделе Управления Росреестра по Республике Татарстан Вы можете подать заявление на «первичную» государственную регистрацию прав на объ...полностью>>

Учебно-методическое пособие Издательство Москва

Главная > Учебно-методическое пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. А.И. Герцена

(кафедра социальной педагогики)

Серия «Стратегия успеха»

ПРОФИЛИЗАЦИЯ

ОБРАЗОВАНИЯ:

ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ

Часть 2. Методические аспекты

профильного обучения

Учебно-методическое пособие

Издательство *************

Москва

2007

ББК 74.262 Рекомендовано к изданию кафедрой

П 24 социальной педагогики РГПУ им. А.И.Герцена

ПРОФИЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: опыт реализации. В 3 частях. Часть 2. Методические аспекты профильного обучения. Учебно-методическое пособие / Под ред. С.В. Кривых. – М.: ********, 2007. – 327 с.

Авторский коллектив: С.В. Кривых, д.п.н. (научный редактор);

Н.Н. Суртаева, д.п.н.;

В.М. Жураковская, к.п.н.;

Г.Н. Шорникова, к.п.н.;

В.Г. Игишев, к.п.н.;

Н.Н. Кузина, к.п.н.;

Н.В. Панова, к.п.н.

Рецензенты:

д.п.н., проф. С.А. Расчетина, заведующий кафедрой социальной педагогики РГПУ им. Герцена (г.Санкт-Петербург);

д.х.н., д.п.н., проф. А.А. Макареня, заведующий центром развития образования взрослых в регионах России ИОВ РАО (г.Санкт-Петербург).

Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны.

Современная профильная школа может состояться только при условии наличия необходимых кадров, способных реализовать программу изучения профилирующего предмета или элективного курса. Новые требования к учителю в условиях перехода к профильному обучению диктуют необходимость дальнейшей модернизации педагогического образования. Для реализации данной задачи необходимо разработать модели структуры и содержания подготовки специалистов для профильной школы на основе современных подходов к организации педагогиче­ского образования.

В книге раскрываются методические аспекты организации предпрофильной подготовки и профильного обучения. Материалы предназначены для директоров школ, преподавателей учебных заведений, реализующих профильное обучение, а также студентов педвузов.

ISBN ********************** ББК 74.262

 РГПУ им. А.И. Герцена, 2007

 Группа авторов, 2007

Содержание

Часть 2. Методические аспекты профильного обучения

1. Методика профильного обучения……………………………………………….

4

1.1. Предмет и задачи методики профильного обучения…………………………..

4

1.2. Содержание образования в профильной школе………………………………..

5

1.3. Организация и управление педагогическим процессом ………………………

22

1.4. Целеполагание как важный элемент профильного обучения…………………

26

1.5. Формы и методы обучения в профильной школе………………………………

39

2. Социальная и практическая направленность образовательного процесса в профильной школе…………………………………………………………………

58

2.1. Интерактивное обучение: новые подходы……………………………………..

60

2.2. Групповые модели обучения…………………………………………………….

63

2.3. Методы активного обучения…………………………………………………….

70

2.4. Учебные практики………………………………………………………………..

93

2.5. Метод проектов…………………………………………………………………...

104

2.6. Организация исследовательской деятельности учащихся……………………..

118

3. Педагогические технологии……………………………………………………..

126

3.1. Понятие "педагогическая технология" в современной педагогике…………..

126

3.2. Традиционная методика и технология обучения……………………………..

128

3.3. Структура педагогической технологии…………………………………………

131

3.4. Классификация технологий обучения…………………………………………..

132

3.5. Общие характерные признаки основных технологий обучения………………

133

4. Нетрадиционные образовательные технологии, используемые в практике……………………………………………………………………………………….

137

4.1. Модульно-рейтинговая технология…………………………………………….

137

4.2. Технология естественного обучения……………………………………………

143

4.3. Контрольно-корректирующая технология обучения………………………….

148

4.4. Парацентрическая технология обучения……………………………………….

154

4.5. Технология индивидуально-образовательных траекторий……………………

159

4.6. Технология диалоговой взаимопомощи………………………………………..

165

4.7. Технология персонального обучения…………………………………………..

169

4.8. Технология позиционного обучения……………………………………………

173

5. Учебно-дидактическое и информационное обеспечение профильного обучения…………………………………………………………………………………..

178

5.1. Программное обеспечение учебного процесса…………………………………

178

5.2. Требования к оформлению программ элективных курсов…………………….

188

5.3. Учебно-методическое обеспечение……………………………………………..

221

5.4. Программы элективных курсов в 10-11 классах……………………………….

227

Заключение……………………………………………………………………………

322

Рекомендуемая литература и Интернет-ресурсы………………………………..

323

Часть 2. Методические аспекты

профильного обучения

1. МЕТОДИКА ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

1.1. Предмет и задачи методики профильного обучения

Учитель профильного класса – продвинутый учитель. Он владеет содержанием своего предмета, методикой обучения своему предмету. Он владеет методикой профильного обучения. Нам предстоит разобраться, прежде всего, с понятием «Методика профильного обучения».

Методика профильного обучения – отрасль педагогической науки, исследующая закономерности профильного обучения предметам.

В системе педагогических наук методика профильного обучения теснее всего связана с общей теорией обучения - дидактикой. Рассматривать взаимодействие между понятиями «дидактика» и «методика профильного обучения» можно по трем концептуальным позициям:

  • дидактика и методика профильного обучения – перекрещивающиеся (родственные) понятия;

  • дидактика и методика профильного обучения находятся в соотношениях целого и части;

  • дидактика и методика профильного обучения являются отдельными самостоятельными дисциплинами.

Однозначного подхода к определению взаимосвязи данных научных сфер (дидактики и методики профильного обучения) в настоящее время не выработано, что связано с различным толкованием как термина «дидактика», так и появившегося совсем недавно термина «методика профильного обучения».

Поскольку дидактикой изучаются общие закономерности обучения, методику профильного обучения правомерно, на наш взгляд, рассматривать как частную дидактику (рис. 1).

В состав многих учебных предметов входят основы различных отраслей соответствующей науки (например, в состав курса математики – арифметика, алгебра, геометрия; в состав курса биологии - ботаника, зоология, анатомия, физиология и гигиена человека, общая биология и т.д.). Поэтому различают общую методику учебного предмета и частные методики.

Предметом методики является процесс обучения основам той или иной науки или искусства. Значит, предметом методики профильного обучения является процесс профильного обучения.

Существует неправильное мнение, будто бы методика обучения является прикладной частью соответствующей науки. Достаточно якобы хорошо знать соответствующую науку, чтобы уметь ее преподавать. С этой точки зрения, например, методика биологии - своеобразная практическая дисциплина, производная от науки биологии и содержащая рецептурные рекомендации о порядке и способах изложения этой науки. Такой взгляд на методику обусловлен смешением предмета и задач методики и соответствующей научной дисциплины.

Например, предмет биологии - объекты и процессы природы. Методика же биологии не занимается исследованием этих объектов, не открывает фактов и закономерностей в жизни растений и животные. Предмет ее исследования - общественный процесс обучения и воспитания на материале конкретной дисциплины.


Основы общей педагогики

(педагогика как наука; методология и методы педагогических исследований;

целеполагание; развитие, воспитание и социализация личности)

Дидактика

(педагогическая теория обучения)

-Объект и предмет дидактики, задачи и функции, дидактические концепции и системы;

- процесс обучения; принципы обучения;

- содержание образования;

- методы и средства обучения;

- формы организации учебного процесса;

- контроль результатов обучения

Основы школоведения

Нормативные документы о школе; методическая работа в школе; вопросы аттестации; деятельность директора и т.д.


Теория воспитания

Закономерности и принципы воспитания; содержание воспитательного процесса; методы воспитания, средства и формы воспитательного процесса


Методика профильного обучения

(частная дидактика)

Общая методика

учебного предмета


Рис. 1 – Место методики профильного обучения в педагогической науке

Таким образом, предмет и задачи методики не совпадают с предметом и задачами соответствующей науки.

Задачи методики профильного обучения можно определить, исходя из целевых и функциональных аспектов профильного обучения. Как и дидактика, методика профильного обучения ищет ответы на вопросы:

  • Чему обучать? – Определение содержания профильного обучения, разработка образовательных стандартов, учебных программ и методического сопровождения к учебному процессу.

  • Для чего обучать? – Цели профильного обучения, связанные с мотивационно-ценностными ориентациями субъектов учебной деятельности.

  • Как обучать? – Отбор дидактических принципов, методов и форм обучения, способствующих эффективности педагогической деятельности.

1.2. Содержание образования в профильной школе

Переход к рыночным отношениям требует изменения подходов к разработке содержания образования, основной функцией которого является подготовка молодежи к жизни. Сегодня молодое поколение выходит в жизнь, в которой наблюдаются «тяжелые последствия неумеренной урбанизации, потеря социальной и психологической устойчивости общества, непрерывная изнуряющая гонка моды и сверхпроизводства, бешеный, безумный темп жизни и ее изменений, рост числа нервных и психических заболеваний, отрыв все большего числа людей от природы и нормальной, традиционной человеческой жизни, разрушение семьи и простых человеческих радостей, упадок морально-этических устоев общества и ослабление чувства цели и осмысленности жизни»1. Человек чувствует себя «потерянным» в этом мире, не может найти применения своим возможностям и талантам. «Невостребованные» обществом способности атрофируются или направляются в другое, иногда асоциальное или антисоциальное, русло. Эти социально-экономические условия определяют молодежное сознание, в котором присутствуют две тенденции: первая жадное индивидуалистическое потребительство, вторая подготовка к взрослой жизни, соотносящаяся с требованием «жить для будущего».

На основании социологических исследований и анализа психолого-педагогической литературы попытаемся очертить круг проблем, с которыми сталкивается выпускник, вступая во взрослую жизнь.

  • Адаптация к новой социокультурной среде.

  • Правильный выбор будущей профессии, исходя из личностных данных.

  • Построение перспективного плана жизнетворчества.

  • Принятие оптимальных решений, направленных на достижение жизненного результата.

  • Целостное видение мира, умение вычленять проблемы и находить пути их решения.

  • Определение своего личностного рейтинга, при адекватном оценивании и сравнении своих и чужих недостатков и достоинств как конкурентоспособности.

  • Межличностные отношения различного уровня.

  • Саморегуляция эмоционально-волевой сферы.

  • Готовность к дальнейшему обучению и самообразованию для освоения профессии.

  • Раскрытие своего личностного потенциала в социуме.

А потому не случайно сегодня многие ученые проявляют интерес к таким категориям и проблемам, как выбор, ответственность, риск, преодоление и переживание критических ситуаций, самоосуществление, жизненный мир, готовность к профессиональной деятельности и т.д. Процесс и результат поиска и выбора личностью собственной позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни выступают основным механизмом обретения человеком внутренней свободы и ответственности за свои решения и поступки.

Снижению и решению проблем и препятствий, встретившихся на жизненном пути молодежи, способствует подготовка к жизнедеятельности учащихся в общеобразовательной школе. Средством подготовки учащихся к жизнедеятельности, в том числе профессиональной, является содержание образования. В связи с тем, что на сегодняшний день в педагогической литературе понятие «содержание образования» не получило однозначного завершенного обоснования, существуют разные концепции содержания образования, каждая из которых связана с определенной трактовкой места и функций человека в мире и обществе: человек – цель или средство, общество для него или он для общества.

Большинство авторов отмечают, что сущность содержания образования состоит в том, что оно выступает как социальная цель, социальный заказ общества системе образования в целом. Однако В.В. Краевский отмечает, что необходима педагогическая интерпретация этой категории, которая состоит в определении зависимости объема и структуры проектируемого содержания образования от закономерностей обучения и реальной специфики средств, с помощью которых педагог делает содержание образования достоянием обучаемого2.

Авторы «Российской педагогической энциклопедии» трактуют содержание образования вне культурного исторического опыта человечества и понимают его как педагогически адаптированную систему знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, усвоение которой обеспечивает развитие личности3.

В современном педагогическом словаре рассматривается содержание образования как один из факторов экономического и социального прогресса, ориентированный на обеспечение самоопределения каждой личности, создание условий для ее самореализации; развитие общества; укрепление и совершенствование правового государства4.

В настоящее время существуют и развиваются три наиболее распространенные концепции содержания образования, представленные В.В. Краевским5.

Информационный подход трактует содержание образования как педагогически адаптированные основы наук, изучаемых в школе. Эта концепция направлена на приобщение школьников к науке и производству, но не к полноценной самостоятельной жизни в обществе. Игнорируя развитие качеств личности, человек выступает как «производительная сила» в ряду средств производства.

Рецептивно-отражательный подход представляет содержание образования как совокупность знаний, умений и навыков, результат усвоения которых ученик должен применять в окружающем человека мире. Предполагается, что на этой основе, без анализа всего состава человеческой культуры, развития творческого начала личности, человек сможет адекватно жить и действовать внутри существующей социальной структуры.

Конструктивно-деятельностный подход под содержанием образования понимает педагогически адаптированный социальный опыт человечества, изоморфный, то есть тождественный по структуре (не по объему) человеческой культуре во всей ее структурной полноте. Проявления этой концепции разнообразны и включают: отказ от авторитарного манипулирования учащимися, ориентацию на всестороннее развитие, освобождение творческой энергии каждого человека и развитие эмоционально-ценностных отношений. Мировоззренческая функция концепции заключается в усвоении и принятии школьниками системы общечеловеческих ценностей. В этом случае школьное образование, во-первых, готовит и адаптирует ученика к реальной жизни, во-вторых, позволяет активно действовать и преобразовывать окружающий мир.

И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин дополняют содержание образования с позиции культуры как «педагогически адаптированную систему знаний, навыков и умений, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-волевого отношения, усвоение которой призвано обеспечить формирование всесторонне развитой личности, подготовленной к воспроизведению (сохранению) и развитию материальной и духовной культуры»6. В этом контексте содержание образования представляет собой цели обучения, выраженные педагогическим языком. Оно является фактором, обусловливающим обучение как систему, и выступает в четырех ролях – цели, средства обучения, объекта усвоения, результата обучения.

В настоящее время в соответствии с концепцией В.В. Краевского выделяется несколько уровней рассмотрения и формирования содержания образования (см. табл. 1).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методическое пособие Издательство Казанского государственного технологического университета

    Учебно-методическое пособие
    Государственное и муниципальное управление: выпускная квалификационная работа: учебно-методическое пособие / Казан. гос. технол. ун-т; Бурганова Л.А., Идиатуллина К.
  2. М. Г. Маркова Фитбол-гимнастика в коррекции нарушений осанки у школьников учебно-методическое пособие

    Учебно-методическое пособие
    В пособии приведены примерные комплексы фитбол-гимнастики при различных видах нарушений осанки у школьников. Пособие поможет освоению практических навыков при изучении курса лечебной физкультурой - рассчитано на методистов, инструкторов
  3. Учебно-методическое пособие «Развитие страхового дела» «Развитие страхового дела»

    Учебно-методическое пособие
    Корни страхования лежат в глубокой древности. Некоторые представители зарубежной науки, исследуя труды Цицерона и Тита Ливия, пришли к выводу о том, что страхование применялось еще в Древнем Риме.
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Криминалистика» печатается по решению кафедры «Уголовно-правовые дисциплины» иубиП от 30 сентября 2010 года протокол №

    Учебно-методический комплекс
    Учебно–методический комплекс по дисциплине «Криминалистика» подготовлены в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 030501.
  5. Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности №030501. 65 «Юриспруденция»

    Учебно-методическое пособие
    Шелухин А.Ф. Выпускная квалификационная работа (подготовка, написание, оформление, защита). Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности №030501.

Другие похожие документы..