Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
4.2.2. Проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, разработка, тиражирование, внедрение и коммерческое использование отечеств...полностью>>
'Программа'
Обзорная экскурсия по Дамаску (на целый день). Вы посетите Национальный музей и турецкую мечеть Сулейманийя сер. XVI в. Далее войдете в Старый город,...полностью>>
'Документ'
По прошествии 20-летнего периода после Чернобыльской катастрофы, приведшей к загрязнению радионуклидами практически всей территории Брянской области,...полностью>>
'Методические указания'
Курсовая работа состоит из введения, теоретической части, практической части, заключения, списка использованной литературы, в необходимых случаях име...полностью>>

М. В. Ломоносова Социологический факультет Кафедра социологии культуры, воспитания и безопасности «психология и педагогика» Учебно-методический комплекс

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Московский Государственный Университет им. М.В.Ломоносова

Социологический факультет

Кафедра социологии культуры, воспитания и

безопасности

«ПСИХОЛОГИЯ и ПЕДАГОГИКА»

Учебно-методический комплекс

Автор-составитель – кандидат философских наук,

доцент кафедры Подгорная Л.Д.

Москва 2009

УДК 316:303.4

ББК 60.56

Психология и Педагогика. Подгорная Л.Д. Учебно-методический комплекс. - М.: МГУ, 2009.

Учебно-методический комплекс содержит программу курса «Психология и Педагогика», списки основной и дополнительной литературы, методические рекомендации по изучению дисциплины, контрольные вопросы и задания для самостоятельного контроля знаний, тематику рефератов и курсовых работ, вопросы для промежуточного тестового контроля и экзаменационные вопросы, краткий словарь терминов, изучаемых в данном курсе. Учебно-методический комплекс предназначен в помощь для усвоения курса «Психологии и Педагогики» студентами, обучающимся по специальности 040201.65 Социология.

Содержание

Обязательный минимум содержания … … … … … … … … … … … … … … 4

Характеристика курса … … … … … … … … … … … … … … … … … … … 5

Цель и задачи курса … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … 5

Учебная программа … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … 7

Литература … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … 14

Тематический план и сетка часов … … … … … … … … … … … … … … … ... 16

Планы семинарских занятий … … … … … … … … … … … … … … … … … 17

Методические рекомендации по изучению дисциплины

«Психология и педагогика» … … … … … … … … … … … … … … … … … … 27

Вопросы к экзамену по курсу «Психология и педагогика» … … … … … … … …29

Темы рефератов и докладов по курсу «Психология и педагогика» … … … … … 31

Вопросы для промежуточного тестового контроля … … … … … … … … … … 33

Глоссарий … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … …50

Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта

высшего профессионального образования

по дисциплине «Основы теории коммуникации»

Обязательный минимум содержания:

Учебная программа по курсу «Психология и педагогика» разработана в соответствии с государственными требованиями к обязательному минимуму содержания данного курса и являются составным элементом гуманитарного образования. Знание основ психологии и педагогики необходимы для многих видов практическо-управленческой, преподавательской, исследовательской и общественно-политической деятельности.

В процессе освоения психологии и педагогики студенты получат целостное научное представление:

- об исторических вехах формирования и развития таких наук как психология и педагогика, основных научных школах, направлениях, концепциях данных наук, их категориальном и понятийно-терминологическом аппарате, методологии исследования;

- об образовании как комплексной системе и её основные компонентах, об образовательном процессе и его важнейших характеристиках и об образовании как индивидуальном или коллективном результате, а также рассматриваются проблемы создания и процессы модернизации образовательной системы России;

- о развитии психики в процессе онтогенеза и филогенеза, о проблемах соотношения психики и организма и основных функциях, которые она выполняет в процессе жизнедеятельности организма, о соотношении таких явлений как психика, поведение и деятельность.

- о проблемах формирования и развития личности, основных критериях определения личности как научного понятия и характеристики её комплексной структуры, включающей важнейшие социопсихофизиологические элементы;

- о субъектах целостного педагогического процесса: преподавателе и студенте, раскрывая структуру педагогических способностей преподавателя, характеризуя основные её компоненты и субъективные свойства и личностные качества преподавателя; а также характеризуя возрастные характеристики обучающегося, определяя студента как специфического субъекта учебно-педагогической деятельности и раскрывая основные социально-психологические его характеристики и ключевые показатели;

- о мышлении как сложном психическом процессе, о двигательной природе мыслительных процессов и развитии творческого мышления в процессе обучения и его основных специфических свойствах;

- о психолого-педагогическом процессе общения, его биологическом и социальном смысле и значении, о структуре межличностного общения и основных его компонентах;

- об учебной группе и её психологической характеристике, где речь пойдет о её основополагающих признаках как малой группы, об определении и классификации малых групп и их социально-психологической структуре, о динамических процессах функционирования и развития малых групп;

- о сущности, содержании и основных методах педагогического процесса, его теоретико-методологических и дидактических основах, о педагогической деятельности и её различных формах, стилях и умениях, методах, средствах организации и управления;

- о воспитательном процессе, его целях, задачах и основных функциях, проблемах сложности и результативности, а также основных закономерностях;

- об учебной деятельности как центральном звене педагогического процесса в целом, о её структуре, основных компонентах, о сущности учебной мотивации и общих формах организации учебной деятельности.

Характеристика курса

Курс «Психология и Педагогика» является одной из базовых дисциплин федерального компонента государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования второго поколения по специальности: 040201.65 Социология (цикл ОПД.Ф.11). Дисциплина «Психология и педагогика» обычно изучается на первом семестре 2-ого курса.

Изучение основ психологии и педагогики предполагает прослушивание лекционного курса, регулярную самостоятельную подготовку к семинарским занятиям и активное участие в них, что предполагает выступления с докладами и сообщениями, участие в дискуссиях, «круглых столах», «деловых играх» и т.д. Студенты также обязательно готовят самостоятельные работы (в письменной форме) по одной из актуальных проблем психологии и педагогики.

В процессе изучения курса «Психологии и педагогики» проводятся промежуточные письменные (возможно с использованием компьютера) тестовые контрольные занятия по оценке знаний студентов и их навыков.

Цель и задачи курса

Целью данного курса является формирование у студентов целостного представления о психологии и педагогики как важнейшей части духовной культуры общества, выработки у них осознанных знаний теории обучения, воспитания и управления педагогическим процессом. К целям данного курса относится также ознакомление студентов с современным состоянием и перспективами внедрения в практику достижений психологической науки, овладение её основными понятиями, приобретением опыта оценки индивидуально-психологических особенностей своей как своей личности, так и других людей, а также овладения приемами воспитания и самовоспитания личности. Одной из целей курса необходимо считать также формирование навыков анализа процесса мышления как сложного психического процесса и развитии творческого мышления в процессе обучения и его специфических свойствах.

Задачи курса состоят в изучении с основными законами и научными категориями психологии и педагогики, основными тенденциями, определяющими состояние данных наук. К задачам курса можно отнести и ознакомление с историческими вехами возникновения и развития психологии и педагогики, изучение основных теоретических направлений, научных школ и отдельных концепций данных наук. В задачи данного учебного курса входит также изучение круга проблем, касающегося системы знаний о закономерностях, механизмах, условиях и факторах психических и педагогических процессов и явлений, которые необходимы как в повседневной жизни, так и в профессиональной деятельности. Важной задачей также является освоение методов исследования психологии, а также форм, средств и методов педагогической деятельности.

Форма отчетности: экзамен – по итогам всего курса обучения.

Учебная программа

Тема 1. Психология и педагогика как учебная дисциплина.

Теоретико-методологические основы изучения курса психология и педагогика. Взаимосвязь психологии и педагогики: роль психологической подготовки в ходе обучения и воспитания. Общая характеристика учебного курса «Психология и педагогика”.

Педагогика: объект, предмет, цели, задачи, функции, методы педагогики.

Понятие педагогического образовательного процесса. Система педагогических наук и характеристика основных сфер педагогического знания. Важнейшие категории педагогики: обучение, воспитание, образование, а также педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача.

Психология её теоретико-методологические основы: её предмет, объект и методы исследования. Основополагающие принципы психологии. Её структура как науки и учебной дисциплины. Место психологии в системе наук. Предметная сфера и основные понятия психологии. Понятие психики и процессы психического отражения. Проблема субстрата психики. Эволюционная теория об основных стадиях развития психики: элементарной сенсорной психики, перцептивной психики, стадии развития интеллекта. Характеристика процесса формирования сознания человека как качественно более высокого уровня психики.

Тема 2. История формирования и развития педагогической мысли.

Условия и причины становления различных систем воспитания в древнем мире. Системы воспитания и образования в странах Древнего Востока (Вавилон, Ассирия, Китай, Индия). Система образования в Античном мире.

Образование и педагогическая мысль в странах Западной Европы. Начало систематизации педагогического знания и деятельность Яна Амоса Коменского (1592-1670 гг.) как одного из основоположников педагогической науки. Его педагогическая концепция и характеристика содержания воспитания и образования, дидактических принципов, правил и методов обучения. Концепция естественного воспитания крупнейшего философа эпохи Просвещения Ж.Ж. Руссо. Педагогические взгляды Дж. Локка. Педагогическая теория И.Г. Песталоцци. Цели и задачи воспитания, развивающего обучения и нравственного воспитания.

Концепция, принципы и правила развивающего и воспитывающего обучения, разработанные известным немецким педагогом Ф.А. Дистервегом.

Становление и развитие системы воспитания и обучения в России. Педагогические взгляды М.В.Ломоносова на проблемы построения отечественного образования. Разработка М.В.Ломоносовым основных принципов системы российского образования и создание Московского университета. Вклад К.Д. Ушинского в отечественную педагогику. Характеристика его концепции о единстве общечеловеческого и национального воспитания. Программа построения начальной школы К.Д. Ушинского на основе принципа народности воспитания. Педагогические взгляды последователей К.Д.Ушинского второй половины Педагогические идеи Л.Н.Толстого о целях, задачах, методах обучения в народной школе и их реализация на практике работы Яснополянской школы. Развитие педагогических взглядов в России XX – ого столетия: идеи А.С.Макаренко и Сухомлинского.

Тема 3. Основные направления развития психологической мысли.

Возникновение психологии как науки: история вопроса. В.Вундт и его вклад в создание науки психологии. Концепция формирования и развития сознания У. Джеймса. Характеристика основных направлений зарубежной психологической мысли XX столетия. Бихевиоризм как одно из самостоятельных общепсихологических течений, положивших начало в развитии психологической науки. Основные этапы его становления: классический бихевиоризм, необихевиоризм, самостоятельные теории бихевиористского толка (теория агрессии Н.Миллера и Д.Долларда, теория социального обмена Дж.К.Хоманса и П.М.Блау). Психоаналитическое направление в развитии общей психологии. Основные этапы его развития: классический психоанализ З.Фрейда и неофрейдизм, связанный с развитием таких теорий как аналитическая психология К.Юнга, индивидуальная психология А.Адлера и эго-психология К.Хорни и Э.Фромма. Интеракционизм как одно из самостоятельных направлений развития психологии, объединяющая в себе несколько теорий (символический интеракционизм Дж.Г.Мида, социальной драматурии Э.Гофмана, теория референтных групп Г. Хаймена и Р. Мертона). Гештальтпсихология и её значение для развития теории группвой динамики и теории поля К.Левина. Когнитивная психология и её вклад в развитие общей психологической мысли. Характеристика одного из современных направлений американской психологической мысли гуманистической психологии, развивавшейся в творчестве А.Маслоу, В.Франкла, К.Роджерса.

Российская психологическая мысль и её вклад в развитие общемировой психологической мысли. Характеристика основных направлений и научных школ: экспериментальной психологии и коллективной рефлексологии В.М.Бехтерева; деятельностной концепции формирования и развития психики человека Выгодского Л.С. – Леонтьева А.Н.; персонифицированная концепция личности С.Л.Рубинштейна; концепция формирования и развития сознания Д.Н.Узнадзе; интегративная концепция личности Б.Г.Ананьева.

Тема 4. Образование как социальный феномен.

Образование как комплексный феномен современного мира и общечеловеческая ценность. Определение понятия образования через принцип «культуросообразности». Образование как комплексная система и её основные компоненты. Характеристика и основные принципы изучения образования как системы. Три основных измерительных масштаба образовательной системы: социальный масштаб, ступени образования, профиль образования. Образовательный процесс и его важнейшие характеристики. Образование как индивидуальный или коллективный результат. Образовательная система России. Цели, содержание, структура непрерывного образования, единство образования и самообразования. Современные образовательные стандарты.

Основные функции классической модели университета. В.фон Гумбольдт и его классическая модель университета. Противоположная модель университетского образования и её автор Дж. Г. Ньюмен. Современная позиция К.Ясперса на модель университетского образования и её три важнейших принципа. Необходимость и назначение университета в современном мире. Три основных аспекта деятельности университета. Садовничий В.С. о развитии современной концепции университета.

Проблемы модернизации системы высшего образования в мире. Сущность и основные принципы организации системы высшего образования на условиях Болонского процесса. Проблемы присоединения российского высшего образования к Болонской системе.

Тема 5. Психологическая структура личности.

Соотношение понятий человек, индивид, личность, субъект и индивидуальность. Значение данных соотношений для психологического анализа. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза. Психика и организм. Основные функции, которые выполняет психика в процессе жизнедеятельности организма. Мозг и психика. Психика, поведение и деятельность.

Основные критерии определения личности как научного понятия. Важнейшие социопсихофизиологические элементы, определяющие структуру личности. Характеристика биологической подструктуры личности. Эмоции и чувства. Анализ психологических процессов как важнейших составляющих психологической подструктуры личности. Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение. Внимание. Мышление и интеллект. Познавательные процессы личности. Творчество. Мнемические процессы. Характерологические особенности личности и её подструктура социального опыта. Соотношение сознательного и бессознательного начал в структуре личности.

Тема 6. Педагог как субъект педагогической деятельности.

Общая характеристика преподавательской профессии. Преподаватель в сфере профессиональной деятельности. Представление об общих свойствах, качествах преподавателя. Объективная характеристика педагогических свойств преподавателя.

Структура педагогических способностей преподавателя: характеристика основных компонентов. Гностический компонент и его место в общей структуре педагогических способностей преподавателя. Коммуникативный компонент структуры педагогических способностей и его важнейшие характеристики: перцептивные способности, речевые способности, способности эмоционально-волевого влияния. Организаторский компонент общей структуры педагогических способностей преподавателя и его важнейшие характеристики.

Субъективные свойства педагога и их место в общей структуре педагогических способностей преподавателя. Характеристика психофизиологических свойства преподавательской деятельности. Природные способности преподавателя (свойства нервной системы) их значение для развития педагогической деятельности. Личностные качества в структуре субъекта педагогической деятельности.

Тема 7. Обучающийся как субъект учебной деятельности.

Обучающийся как понятие: ученик, школьник, студент. Возрастные характеристики субъекта учебной деятельности. Студент как специфический субъект учебно-педагогической деятельности. Студенчество как особое социальное понятие и его характеристика.

Социально-психологическая характеристика студенчества. Основные показатели студента как субъекта учебной деятельности: параметр физического развития индивида, показатель эмоционального развития субъекта, становление самосознания как показатель формирования его личности, развитие высших психических функций, а также формирование индивидуального стиля деятельности и его профессиональной направленности. Значение основных показателей субъекта учебной деятельности. Понятие мотивационной определенности и его значение в учебной деятельности студенчества. Характеристика основных типов мотив, определяющих учебную деятельность студента: мотивация достижения и познавательная мотивация. Обучаемость как важнейшая характеристика субъектов учебной деятельности. Основные показатели обучаемости. Модель студента современного поколения и её основные черты.

Тема 8. Проблема творческого мышления и процесс обучения.

Мышление как психический процесс. Концепция формирования и развития психики человека Д.Н. Узнадзе. Проблемы взаимосвязи двух сложнейших психических процессов мышления и речи. Двигательная природа мыслительных процессов в концепции Л.С.Выгодского. Характеристика основных групп двигательных актов, влияющих на мыслительные процессы: идеомоторные акты; кинестетические акты; представления абстрактных предметов; речедвигательные реакции.

Развитие творческого мышления в процессе обучения в высшей школе.

Основные специфические свойства творческого мышления: получение нового результата; наличие нового метода, способа действия; преодоление логического разрыва за счет интуиции; самостоятельная формулировка проблемы; наличие яркого эмоционального переживания; наличие устойчивой длительной мотивации или кратковременной, но сильной. Характеристика внутренней структуры творческого мышления: фаза сбора материала, накопления информации; фаза созревания – инкубации; фаза озарения и фаза контроля – проверки и осмысления полученных результатов. Разработка рекомендации по созданию косвенных условий развития творческого мышления.

Тема 9. Общение в образовательном процессе (4 час.)

Общая характеристика общения как психолого-педагогического процесса. Биологическое значение общения для формирования личности и её социального опыта. Процесс межличностного общения и его значение для формирования системы языка и её индивидуальной реализации в речи конкретного индивида. Социальный смысл процесса общения.

Структура общения и характеристика его основных компонентов. Коммуникативная функция процесса общения и его значение в формировании информационного обмена между общающимися индивидами. Перцептивная функция межличностного общения, определяющая процессы восприятия и взаимопонимания между партнерами по общению. Интерактивная функция общения как процесс организации взаимодействия между общающимися индивидами.

Значение основных функций общения в педагогическом процессе. Эффективность общения в педагогическом процессе. Общая характеристика затрудненного общения. Конфликты в педагогическом общении и проблемы управления конфликтными ситуациями.

Педагогика межличностных отношений. Общение как средство передачи форм культуры, опыта, педагогического сотрудничества. Диалогическая природа общения преподавателя и обучаемого. Характеристика стилей общения: авторитарного, демократического, конформного.

Тема 10. Учебная группа и её психологическая характеристика (4 час).

Основополагающие признаки учебной группы как малой группы в интерпретации социальной психологии. Определение и классификации малых групп. Социально-психологическая структура группы и её характеристика. Коллектив как высшее проявление групповой деятельности.

Основные виды малых групп: «первичные и вторичные», «формальные и неформальные», «группы членства и референтные группы». Основные типы возможных коммуникативных процессов в малых группах. Характеристика централизованных и децентрализованных типов коммуникаций. Психология взаимоотношений и межличностного общения в группе.

Динамические процессы функционирования и развития малых групп. Определение понятия групповая динамика. Проблема группового давления как психологический процесс взаимоотношений в группе. Феномен конфликтности. Проблема групповой сплоченности в контексте стратаметрической концепции групповой активности. Процессы организации группы через призму социально-психологических феноменов лидерства и руководства. Проблема принятия группового решения как психологический процесс.

Тема 11. Педагогический процесс: сущность, содержание и основные методы.

Характеристика обучения как дидактического процесса и его теоретико-методологические основы. Содержание образование и характеристика его основных содержательных блоков. Специфические закономерности процесса обучения и их общая характеристика. Основные дидактические принципы обучения.

Педагогическая деятельность и её общая характеристика. Различные формы и

проблема содержания педагогической деятельности. Проблемы мотивации. Основные функции педагогической деятельности. Стиль и умения в педагогической деятельности. Психолого-педагогический анализ занятия в деятельности педагога.

Методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом. Классификация методов обучения и воспитания. Характеристика основных методов обучения и проблема разработки технологии активного обучения.

Тема 12. Воспитание в педагогическом процессе.

Воспитание как общественное явление и его понятие в широком и узком смысле слова. Сущность, содержание, организация процесса воспитания. Ценности и цели воспитания. Понятие воспитательного процесса. Определение воспитательного процесса: его целей, задач и основных функций. Проблема определения логики воспитательного процесса. Понятие воспитательного пространства и его значение в формировании общего педагогического процесса. Проблема сложности воспитательного процесса. Характеристика основных закономерностей воспитательного процесса. Проблемы диагностики результативности воспитательного процесса.

Современные модели воспитания. Воспитательная система средней и высшей школы: общее и особенное. Организаторы воспитательной работы в школе и ВУЗе и их функции. Проблемы планирования воспитательной работы.

Тема 13. Учебная деятельность как центральное звено педагогического процесса.

Учебная деятельность как специфический вид деятельности. Характеристика структуры учебной деятельности. Основные компоненты данной структуры: учебная мотивация, учебная задача, решение учебной задачи, контрольные действия и самоконтроль, оценочные действия. Их внешний характер и самооценка. Общая характеристика учебной мотивации. Мотивация как психологическая категория. Внутренние и внешние мотивации в учебной деятельности. Усвоение как центральное звено учебной деятельности обучающегося. Этапы и стадии усвоения. Навык в процессе обучения. Самостоятельная работа как высшая форма учебной деятельности.

Сущность и характеристика общих форм организации учебной деятельности. Урок, лекция, семинарские, практические и лабораторные занятия, диспут, конференция, зачет, экзамен, факультативные занятия, консультация и их отличительные особенности.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. М. В. Ломоносова Социологический факультет Кафедра социологии культуры, воспитания и безопасности Кузнецов В. Н. Соломатина Е. Н. Социология конфликта учебно-методический комплекс

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс содержит программу дисциплины специализации «Социология конфликта», методические рекомендации по изучению дисциплины, тематическое и практическое содержание семинарских занятий, контрольные вопросы и задания
  2. М. В. Ломоносова Социологический факультет Кафедра социологии культуры, воспитания и безопасности В. Н. Кузнецов, Е. Н. Соломатина социология конфликта учебно-методический комплекс

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс содержит программу дисциплины «Социология конфликта», методические рекомендации по ее изучению, тематическое и практическое содержание семинарских занятий, контрольные вопросы и задания для самостоятельной
  3. М. В. Ломоносова Социологический факультет Кафедра социологии культуры, воспитания и безопасности Москва- 2009 Федулова А. В. Теория и практика социальной работы учебно-методический комплекс

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс содержит программу курса «Теория и практика социальной работы», методические рекомендации по изучению дисциплины, контрольные вопросы и задания для самостоятельного контроля, тематику рефератов и курсовых
  4. М. В. Ломоносова Социологический факультет Кафедра социологии безопасности, образования и воспитания Москва- 2009 Федулова А. В. Методика преподавания социологии учебно-методический комплекс

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс содержит программу курса «Методика преподавания социологии», методические рекомендации по изучению дисциплины, контрольные вопросы и задания для самостоятельного контроля, тематику рефератов и курсовых
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине «логика» (1)

    Учебно-методический комплекс
    Знание логики является важнейшей составной частью общей и профессиональной подготовки специалиста управления. Сегодня в условиях изменения характера человеческого труда ценность такого знания возрастает.

Другие похожие документы..