Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа'
Цель курса «Истории и философии науки» – введение аспирантов и соискателей в пространство истории и логики науки с целью формирования способности кри...полностью>>
'Урок'
Мета:- сформувати в учнів поняття про мінерали та гірські породи, із яких складені внутрішні шари Землі, формувати в учнів науковий погляд на будову З...полностью>>
'Закон'
Уголовно-процессуальные основы взаимодействия следователя ОВД с судом. Участие защитника на предварительном следствии в ОВД и уголовно-процессуальные...полностью>>
'Документ'
проводят в мае 2012 г. Всероссийскую научно-практическую конференцию «Народы Южного Урала на страже Родины», посвящённую 200-летию Отечественной войн...полностью>>

Рабочая программа по курсу «Изобразительное искусство и художественный труд»

Главная > Рабочая программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по курсу «Изобразительное искусство и художественный труд» для 4 класса разработана на основе Примерной Программы начального общего образования, авторской программы Т.Я. Шпикаловой, Е.В. Алексеенко и других «Изобразительное искусство и художественный труд» утвержденной МО РФ (Москва 2008г.) в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования (Москва 2008г.)

Программа составлена в соответствии с государственным стандартом общего образования и объемом времени, отведенным на изучение учебных предметов: изобразительное искусство - 1 час, художественный труд - 1 час из образовательной области «Технология» или из вариативной части базисного учебного плана. Программа создана в соответствии с концепцией модернизации российского образования, с опорой на положения правительственных документов по вопросам воспитания у граждан любви к отечеству, национального достоинства, интереса к культурно-историческим традициям русского и других народов страны.

Содержание программы «Изобразительное искусство» представлено в виде взаимосвязанных разделов.

Раздел «Основы художественного изображения. Изобразительное искусство» ориентирует на эмоционально-эстетическое восприятие произведений профессионального искусства, на формирование ценностного отношения к явлениям природы, к образам фольклора и литературы, к реальным людям, животным и птицам. Содержание раздела предполагает овладение учащимися художественно-творческим опытом в рисовании с натуры, по памяти и представлению; освоение приемов создания художественных образов с использованием средств художественной выразительности (цвет, цвет, линия, силуэт, форма, пропорции, композиция).

Раздел «Основы народного декоративно-прикладного искусства» нацелен на развитие эмоционально-ценностного восприятия учащимися народного декоративно-прикладного искусства России и народов мира, на познание многообразия видов народного искусства, их региональных особенностей. Содержание этого раздела предполагает накопление творческого опыта учащихся в процессе упражнений по освоению специфики образного языка народного искусства (на основе повтора, вариаций), самостоятельного составления композиций по мотивам народного творчества (на основе вариаций, импровизаций) и художественной деятельности по выполнению оформления изделий, изготовленных на уроках труда.

Содержание программы «Художественный труд» представлено в программе в виде следующих разделов.

Раздел «Работа с бумагой» ориентирует на овладение учащимися общетрудовыми знаниями и умениями и способами работы с бумагой, на художественно-творческую деятельность через познание технологических и художественных свойств бумаги. Предполагает овладение опытом практической деятельности по созданию полезных и красивых изделий из бумаги на основе освоения традиционной и современной технологии художественной обработки бумаги, применению средств художественной выразительности в декоративно-прикладных работах (силуэт, композиция, форма и пропорции, объем, пространство).

Содержание раздела «Работа с текстильными материалами» нацелено на познание технологических, эстетических свойств, способов обработки ткани. Предполагает овладение младшими школьниками опытом трудовой деятельности на материале традиционных художественных ремесел: ручного узорного ткачества, ручной набойки, лоскутного шитья, вышивки, знакомит с доступной учащимся начальной школы технологией выполнения элементов традиционного костюмного комплекса.

Разделы «Работа с глиной (пластилином)» и «Работа с природными материалами» нацелены на ознакомление учащихся со свойствами, приемами обработки и декорирования изделий из пластических и природных материалов. Овладение опытом практической деятельности осуществляется в процессе создания художествен­ных изделий по мотивам традиционных школ народного мастерства из бересты, соломки, глины и других материалов на основе творческих принципов народного искусства (повтор, вариации, импровизация).

Цель курса:

  • обеспечить Обязательный минимум содержания федерального компонента начального общего образования по предметам «Изобразительное искусство» и «Технология. Художественный труд»;

  • содействовать развитию эмоционально-ценностного восприятия произведений профессионального и народного искусств, окружающего мира;

  • способствовать освоению первичных знаний о разнообразии и специфике видов и жанров профессионального и народного искусства (графика, живопись, декоративно-прикладное, архитектура, дизайн);

  • содействовать воспитанию личности на основе высших гуманитарных ценностей средствами изобразительного искусства и народных традиций в художественных технологиях; воспитанию нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к людям и результатам их труда, традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре;

  • обеспечивать овладение элементарными умениями, навыками, способами художественно-трудовой деятельности с различными материалами;

  • способствовать формированию образного мышления, пространственного воображения, художественных, проектных, конструкторских способностей на основе творческого опыта в области пластических искусств и народных художественных промыслов.

Данная программа включает программы двух учебных предметов «Изобразительное искусство» и «Художественный труд. Технология», что позволяет обеспечить интеграцию уроков искусства и художественного труда. Интегративные связи между предметами реализуются в процессе синхронного освоения учебного материала и осуществляются на основе общности:

  • развивающих (развитие творческих способностей, проектных, художественно-трудовых умений) и воспитательных (нравственно-эстетических) задач;

  • основных качеств художественной вещи, изделия (материал, форма, пропорции, декор), а также средств выразительности, рассмотрение и освоение которых осуществляется и на уроках изобразительного искусства, и на уроках художественного труда.

Задачи курса:

- Формировать представления о необходимости труда в жизни людей и потребности трудиться, т. е. подвести детей к пониманию того, что всё необходимое для жизни, деятельности и отдыха человека создаётся трудом самого же человека.

- Расширять и обогащать практический опыт детей, знания о производственной деятельности людей, о технике, технологии.

- Воспитывать уважительное отношение к людям труда и результату их трудовой деятельности.

- Формировать способы познания окружающего через изучение конструкций предметов, основных свойств материалов, принципов действия ручных инструментов, выращивание растений.

- Формировать практические умения в процессе обучения и воспитывать привычки точного выполнения правил трудовой и экологической культуры.

- Воспитывать творческую, социально активную личность, проявляющую интерес к техническому творчеству и желанию трудиться.

Название учебно-методического комплекта:

Для реализации программного содержания используются:

Т.Я. Шпикалова, Е.В.Алексеенко, Л.В.Ершова, Н.Р.Макарова, А.Н.Щирова.

Базовая авторская программа -2-е изд.-М.: Просвещение, 2008.

Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год;

В неделю – 2 часа (1 час – ИЗО , 1 час – художественный труд)

Требования к уровню подготовки учащихся:

В результате изучения изобразительного искусства и художественного труда ученик должен:

знать/понимать:

- доступные сведения о памятниках культуры и искусства; о ведущих художественных музеях России (Эрмитаж, Русский музей, Третьяковская галерея), своего региона;

- отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров России и других стран, в которых раскрывается образная картина мира;

- названия центров традиционных народных художественных промыслов России и своего региона и отличительные признаки образа художественной вещи из разных центров народных промыслов;

- средства художественной выразительности (цвет, линия, объем, свет, ритм, форма, пропорция, пространство, композиция, фактура), особенности их применения в графике, живописи, декоративно-прикладных работах;

- магическую и эстетическую роль орнамента, ритмические схемы построения: ярусное расположение орнаментальных мотивов, симметрия и асимметрия в построении орнамента, характер элементов городецкой росписи (растительный и зооморфный, антропоморфный);

- о взаимосвязи формы художественной вещи с ее назначением, материалом и декором; анализировать изображаемые предметы, выделяя при этом особенности конструкции, формы, декора;

- названия, назначение ручных инструментов для обработки материалов (бумага, картон, глина, ткань и т. д.) и правила безопасного пользования ими;

- способы и приемы обработки бумаги, текстиля, природных материалов;

- особенности вышивки разных регионов России;

- традиционное искусство лоскутного шитья, набойки, ткачества;

- понятия: рельеф, барельеф, контррельеф, круглая многофигурная композиция, ансамбль, дизайн;

- виды природных материалов, используемых в плетении;

уметь:

- применять приемы акварельной живописи («по-сырому», «а-ля-прима» и др.) приемы получения звучных, чистых, сложных, мягких цветовых пятен, цветовых сочетаний;

- пользоваться графическими, живописными, декоративными средствами выразительности в создании художественных образов отдельных объектов и состояний природы, в передаче пространственных планов, человека в движении, в составлении станковой и декоративной композиции;

- применять специфические средства выразительности в работе по мотивам конкретного вида народного искусства (на основе повтора, вариаций и импровизаций);

- соблюдать последовательное выполнение изделия (планирование с помощью технологической карты, эскизов и по собственному замыслу, выполнение изделия в материале с помощью необходимых инструментов, приспособлений на основе выбранной технологии, самоконтроль, оценка своей работы);

- анализировать орнаментальные композиции в произведениях народного и декоративно-прикладного искусства, пользуясь понятиями: орнаментальный, замкнутый, на прямоугольной форме, на круге, на сферической поверхности, симметричный, асимметричный, динамичный, статичный;

- решать художественно-творческие задачи на повтор, вариацию и импровизацию по мотивам народного творчества;

- высказывать оценочные суждения о шедеврах архитектуры, дизайна, о произведениях народных мастеров различных центров народных промыслов России;

- выражать свое отношение к художественному, идейно - нравственному содержанию произведений;

- решать художественно-творческие задачи на проектирование изделий с использованием технологической карты, технического рисунка, эскиза; конструировать простые изделия с учетом технических требований и дизайна;

- комбинировать различные работы с бумагой, картоном, тканью, природным материалом для достижения выразительности образа художественной вещи с соблюдением технологической последовательности;

- выполнять разные виды швов по мотивам народной вышивки;

- использовать простейшие выкройки для изготовления изделий;

- выполнять рельефные и объемные многофигурные композиции из глины;

- изготавливать изделия из природного материала в технике плетения на основе простейших приемов технологии в народном творчестве;

- оценивать качество работы с учетом технологических и эстетических требований к конкретному изделию;

- экономно и рационально использовать материалы;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни:

- выражать свое эмоционально-эстетическое отношение к произведениям изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства, к окружающему миру;

- заниматься самостоятельным творчеством;

- высказывать собственные оценочные суждения о рассматриваемых произведениях искусства при посещении художественных музеев, музеев народного декоративно-прикладного искусства;

- проявлять нравственно-эстетическое отношение к родной природе, к Родине, к защитникам Отечества, к национальным обычаям и культурным традициям народа своего края, своей страны и других народов мира;

- проявлять положительное отношение к процессу труда, к результатам своего труда и других людей; стремление к преобразованию в школе и дома.

Календарно – тематическое планирование

п/п

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

Плановые сроки прохождения

Примечание

ИЗО РЫБАМ - ВОДА, ПТИЦАМ - ВОЗДУХ, ЧЕЛОВЕКУ - ВСЯ ЗЕМЛЯ (8 ч.)

Худ. труд СТОИТ ДЕРЕВО, ЦВЕТОМ ЗЕЛЕНО: ДОМ УКРАШАЕТ, РЕМЕСЛО ОСНАЩАЕТ, МИР ОСВЕЩАЕТ (8 ч.)

1

ИЗО Целый мир от красоты.

Образ пространства в искусстве (цветные карандаши, фломастеры, мелки, цветная бумага)

1

2

Худ. труд Искусство составления букета.

Составление букета из живых природных форм

1

3

ИЗО Древо жизни - символ мироздания.

Символическое и реалистическое изображение. Наброски и зарисовки (графические материалы)

1

4

Худ. труд Берестяные плетенки.

Косое плетение из бересты

1

5

ИЗО Мой край родной - моя земля.

Пейзаж. Графическая композиция (пастель, мелки, уголь)

1

6

Худ. труд Завершение темы урока 2

1

7

ИЗО Цветущее дерево - символ жизни.

Изображение растительных мотивов го-родецкой росписи (ветки, цветы, бутоны, листья, гуашь)

1

8

Худ. труд Комплекты бытовой утвари.

Конструирование комплектов посуды: вариации по мотивам изделий Городца

1

9

ИЗО Пава-краса, птица счастья.

Изображение городецких птиц. Включение их в композицию (гуашь)

1

10

Худ. труд Продолжение темы урока 4

1

11

ИЗО Конь-огонь - символ солнца, плодородия и добра.

Изображение мотива коня в технике городецкой росписи (гуашь)

1

12

Худ. труд Завершение темы урока 4

1

13

ИЗО Образ мира в горо-децкой прялке.

Роспись панно по мотивам городецкой росписи (гуашь)

1

14

Худ. труд Все краски русской осени.

Декоративное панно. Ляпачная техника: колорит и варианты пришивания лоскута

1

15

ИЗО Знатна русская земля своими мастерами.

Портрет художника или народного мастера (материалы по выбору)

1

16

Худ. труд Знатна русская земля своими мастерами.

Портрет художника или народного мастера (материалы по выбору) Завершение темы урока 7

Тематическая выставка

1

ИЗО На дворе осень – погод восемь (8 ч.)

Худ. Труд Рядись, не стыдись, а работать не ленись (8 ч.)

17

ИЗО Вольный ветер - дыхание земли. Графические наброски на передачу динамики (материалы по выбору)

1

18

Худ. труд Изящный сувенир.

Конструирование по

мотивам техники филиграни

1

19

ИЗО Движение - жизни

течение.

Живописные наброски на передачу статики и динамики при

изображении явлений

и объектов природы,

людей, техники (материалы по выбору)

1

20

Худ. труд Завершение темы урока 9

1

21

ИЗО Осенние метаморфозы.

Пейзаж с изображением людей и техники в движении (материалы по выбору)

1

22

Худ. труд Импровизации из

глины. Коллективное

панно.

Лепка из пласта: фактура, декор

1

23

ИЗО Родословное древо.

Семейный портрет (материалы по выбору)

1

24

Худ. труд Завершение темы урока 11

1

25

ИЗО Год не неделя - двенадцать месяцев впереди.

Прием уподобления.

Зарисовки силуэтов старинной мужской

одежды, поисковые эскизы к сказке С. Маршака «Двенадцать месяцев» (материалы по выбору)

1

26

Худ. труд Упаковка для праздничного подарка.

Конструирование: текстиль, шитье, вышивка

1

27

ИЗО Год не неделя - двенадцать месяцев впереди.

Иллюстрация к сказке С. Маршака «Двенадцать месяцев». Гармоничное сочетание цветов (живописные материалы, фломастеры)

1

28

Худ. труд Завершение темы урока 13

1

29

ИЗО Новогодние импровизации.

Колорит. Экспериментирование с красками (акварель, восковые мелки)

1

30

Худ. труд Творческий проект: «Новогодняя игрушка».

Конструирование: елочные украшения из разных вспомогательных форм

1

31

ИЗО Новогодние импровизации.

Конструирование новогодней открытки и ее цветовое оформление (живописные материалы, восковые мелки)

1

32

Худ. труд Завершение темы урока 15

Тематическая выставка

1

ИЗО ЧТО БЫЛО, ВИДЕЛИ ДЕДЫ, ЧТО БУДЕТ, УВИДЯТ ВНУКИ (10 ч.)

Худ. труд ГДЕ ЖИВЕМ, ТЕМ И СЛЫВЕМ (10 ч.)

33

ИЗО Зимняя прогулка.

Наброски и зарисовки по наблюдению, по памяти заснеженных деревьев, людей, домов (цветные мелки)

1

34

Худ. труд Природные и архитектурные мотивы родного края.

Бумага: симметричная вырезанка

1

35

ИЗО Зимняя прогулка.

Сюжетная многоплановая композиция: городской или сельский пейзаж с архитектурными строениями, фигурами людей в движении (гуашь)

1

36

Худ. труд Завершение темы урока 17

1

37

ИЗО Вещи старого дома.

Упражнения на передачу конструктивных особенностей формы, объема в рисовании предметов с натуры. Тематический натюрморт с натуры (графические материалы)

1

38

Худ. труд Забавный сувенир.

Конструирование: текстиль, шитье, аппликация

1

39

ИЗО Вещь во времени и пространстве.

Декоративный натюрморт (графические материалы, гуашь)

1

40

Худ. труд Завершение темы урока 19

1

41

ИЗО Да, были люди в наше время...

Зарисовки по представлению русских и французских воинов времен Отечественной войны 1812 г. (графические и живописные материалы по выбору)

1

42

Худ. труд Подарочный набор.

Комплект принадлежностей для письменного стола. Конструирование: оригами и гофрирование

1

43

ИЗО Да, были люди в наше время...

Сюжетная композиция: иллюстрация к фрагменту стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино» (материалы по выбору)

1

44

Худ. труд Завершение темы урока 21

1

45

ИЗО Образ мира в народном костюме и внешнем убранстве крестьянского дома.

Зарисовки образов-символов резьбы в декоре фасада дома, резных наличников по наблюдению (материалы по выбору)

1

46

Худ. труд Деревенская улица. Рельефное панно.

Конструирование: архитектурные объемы из бумаги

1

47

ИЗО Потешные листы.

Графические упражнения на освоение выразительности лубочной линии и штриха

1

48

Худ. труд Завершение темы урока 23

1

49

ИЗО Потешные листы.

Декоративная композиция: лубочная картинка к пословицам, поговоркам или народной песне (графический рисунок с раскраской)

1

50

Худ. труд Радужные узоры.

Ткачество на бердышке

1

51

ИЗО Вода - жизнь.

Упражнения по выполнению плакатного шрифта. Поисковые эскизы плаката (материалы по выбору)

1

52

Худ. труд Завершение темы урока 25 Тематическая выставка

1

ИЗО ПОВЕРНИСЬ К МИРОЗДАНИЮ! (8 ч.)

Худ. труд ПОВЕРНИСЬ К МИРОЗДАНИЮ! (8 ч.)

53

ИЗО Вода - жизнь.

Композиция плаката в технике коллажа или фотомонтажа (материалы по выбору)

1

54

Худ. труд Творческий проект: «Древний символ родного края (города, села)».

Глина: конструирование из пласта, из целого куска, рельеф

1

55

ИЗО За весной, красой природы, лето красное придет.

Композиция и колорит весеннего пейзажа (живописные материалы)

1

56

Худ. труд Завершение темы урока 27

1

57

ИЗО Завершение темы урока 28

1

58

Худ. труд Звезды Победы. Коллективное панно.

Конструирование: модульное оригами

1

59

ИЗО Этот праздник со слезами на глазах.

Образ защитника Отечества в скульптуре и живописи. Эскиз памятника героям Великой Отечественной войны по представлению (материалы по выбору)

1

60

Худ. труд Завершение темы урока 29

1

61

ИЗО Медаль за бой, за труд из одного металла льют.

Медальное искусство. Образы-символы. Эскиз памятной медали

1

62

Худ. труд Народные игрушки из природных материалов.

Конструирование: традиционные образы-символы

1

63

ИЗО Резьба по ганчу.

Орнаменты народов мира: шедевры архитектуры Узбекистана в технике сквозной и рельефной резьбы

1

64

Худ. труд Завершение темы урока 31

1

65

ИЗО Символика ганчевых арабесок.

Повтор, вариации и импровизация по мотивам узбекских ганчевых узоров (карандаш, акварель)

1

66

Худ. труд На острове Буяне.

Конструирование: текстильный коллаж

1

67

ИЗО Круглый год.

Образ времени года в искусстве. Эскиз декоративного панно (материалы и техника по выбору)

1

68

Худ. труд Завершение темы урока 33 Тематическая выставка

1

Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство и художественный труд»

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

4 КЛАСС (34 ч)

Ведущая тема года: ВЕЧНЫЕ И ЛЮБИМЫЕ ОБРАЗЫ ИСКУССТВА

Основы художественного изображения. Изобразительное искусство (18 ч)

Основы художественного изображения. Изобразительное искусство (18 ч)

Развитие эмоционально-эстетического восприятия произведений живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, в которых через вечные образы-

символы, образы-архетипы, заключенные в произведениях разных видов и жанров, в творениях народных мастеров разных стран, раскрывается образная картина мира, обнаруживается неисчерпаемость природных образов (образы растений, птиц и животных, природных стихий), образы человека, его дела (труд, отдых, праздники, ремесла, сказки и быль, игры и увлечения), история и защита отечества (исторический жанр), вещи вокруг человека (натюрморт).

Расширение знаний и представлений:

о цвете, многообразии цветотоновых оттенков. Прием получения звучных, чистых, сложных цветовых сочетаний для передачи объема и освещенности реальных предметов. Понятие локального цвета. Освоение различных приемов акварельной живописи («по-сырому», «а-ля-прима» и др.), изменение цвета в зависимости от расположения предмета в пространстве. Приемы изображения пространственных планов в реалистической живописи. Выполнение упражнений на подбор цветовой гаммы разных состояний природы. Экспериментирование с цветом (работа по сырой бумаге, «мазок с восковым рисунком»);

о графических средствах выразительности. Линия силуэта в создании образа отдельных явлений природы, в изображении головы и фигуры человека, композиции в целом. Простейшие приемы передачи объема, светотени (свет, тень, полутень и др.) в рисовании предметов комбинированной формы. Приемы изображения пространства с применением элементарных закономерностей линейной и воздушной перспективы (линия горизонта, уровень зрения, точка схода). Приемы передачи динамики с помощью линий, штрихов. Упражнения на выполнение плакатного шрифта. Рисование цветными мелками, карандашами, пастелью, углем, фломастерами; использование материалов для коллажа (цветная бумага, вырезки из старых журналов, газет, фотографии и т. д.);

о станковой композиции (на примерах натюрморта, пейзажа, портрета, сюжетно-тематической композиции). Применение различных композиционных закономерностей для образного решения сюжета (выбор угла зрения, выделение композиционного центра, контрасты размеров, света и цвета и др.). Работа по чтению и составлению композиционных схем;

о декоративной композиции (декоративный натюрморт, сюжетно-тематическая, орнаментальная, абстрактная композиция). Приемы организации декоративной композиции: множественность времени, многосюжетность, условная трактовка элементов композиции и т. д.

Выразительные средства плаката (графичность, лаконичность, условность в характере изображения, броскость цвета, особенности композиции - соединение изображения с текстом). Знакомство с медальерным искусством. Ясность, лаконичность композиций, применение символов, эмблем, аллегорий. Сочетание изображения и надписи.

Опыт художественно-творческой деятельности в процессе рисования с натуры по памяти и представлению: пейзажа (отдельных элементов и композиции) живописными, графическими и декоративными средствами. Создание композиции, отражающей собственное видение мира, с отражением характерных признаков природы родных мест. Передача в пейзаже динамики, движения («Вольный ветер - дыхание земли»);

натюрморта (передача характерных признаков формы, объема предметов графическими и живописными материалами). Составление декоративной композиции натюрморта из предметов старинного и современного быта («Вещи старого дома», «Вещь во времени и пространстве»);

человека (наброски и зарисовки сказочных персонажей в народных костюмах, воинов русской и французской армии времен Отечественной войны 1812 г. в военном обмундировании). Оформление родословного древа и выполнение группового портрета своей семьи («Дуб стар, да корень свеж»). Создание образа художника или народного мастера с передачей внешнего сходства в лице, костюме, предметном окружении;

сюжетно-тематических и декоративных композиций иллюстраций к литературным и фольклорным произведениям, на исторические и бытовые темы, плаката, лубочной картинки. Прием уподобления природных циклов образу человека, передача в костюме особенностей состояния природы конкретного месяца с помощью цвета и декора. Передача в сюжетной композиции реальных (или вымышленных) образов, отражение определенного военного сюжета, действия. Выявление сходства и различия в создании художественного образа времен года выразительными средствами разных искусств (изобразительного и народного).

Основы народного декоративно-прикладного искусства (16 ч)

Развитие эмоционально-эстетического восприятия произведений народного декоративно-прикладного искусства, ансамбля художественных вещей (крестьянский дом, народный праздничный костюм, предметы домашнего быта), в которых отражается народное представление о строении мироздания, о природных стихиях. Выявление связей образа художественной вещи с образами в изобразительном искусстве, с жизнью своего края и историей народа.

Развитие знаний и представлений о символике народного орнамента. Образы мироздания в образе древа, жилища русского крестьянина, прялке, в народном костюме. Магическая и эстетическая роль орнамента. Ритмические схемы построения орнамента: ярусное расположение орнаментальных мотивов, симметрия и асимметрия в построении орнамента. Освоение особенностей орнаментики на основе повтора, вариаций, импровизаций.

Опыт художественно-творческой деятельности:

искусство прялки Русского Севера (вологодская, мезенская, северодвинская), Ярославля, Городца. Отличительные особенности конструкции, орнамента резных и расписных прялок. Упражнения на рисование знаков-символов (солнце, земля, древо, птица счастья), по мотивам вологодской и пермогорской прялок.

Искусство городецкой росписи по дереву. Городецкая прялка как предмет труда, украшения интерьера, как подарок. Особенности ее конструкции (донце, гребень) в сравнении с конструкцией прялок северных регионов России. Образ мироздания в росписи городецкой прялки, особенности орнаментальной композиции (ярусность, симметрия). Последовательности росписи («подмалевка», «разживка черным цветом», «разживка белилами»). Особенности мотивов росписи («Купавки, розаны, бутоны, листочки...», птицы («Пава-краса»), коня («У меня базарна прялочка... на ней кони...»). Составление композиции панно по мотивам городецкой росписи (импровизация).

Искусство резьбы по ганчу. Орнамент в каменной архитектуре мастеров узбекского и других народов Востока. Своеобразие ганча как художественного материала (эластичность, прочность, белизна). Особенности резного орнамента (арабески - символичные растительные и геометрические мотивы; тематические сюжеты). Приемы резьбы по ганчу (сквозная, рельефная), последовательность исполнения. Выполнение упражнений черным фломастером или палочкой и черной тушью на повтор символов узбекского орнамента и составление узора («Узоры из глубины веков в резьбе по ганчу»). Составление симметричного узора в круге (вариации, импровизация) с использованием символики узбекского орнамента («Твой ажурный узор в резьбе по ганчу»).

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТРУД

4 КЛАСС (34 часа)

Ведущая тема года: ТРУДОМ МИР СТРОИТСЯ

Работа с бумагой

Приобретение начальных технологических знаний о материалах: бумага (ватман, обойная, тонированная, упаковочная бумага) и картон; об инструментах, материалах и приспособлениях для скрепления (ножницы, шило, циркуль, бокорезы; клей ПВА, проволока, бумажная лента); о способах технологической обработки бумаги: гофрировки - елочные структуры; асимметричное вырезывание из сложенной заготовки; прокалывание, скручивание; аппликация; модульное оригами; склеивание; простейшие базовые формы техники оригами («блин», «змей», «двойной квадрат»); о чтении условных обозначений (загнуть деталь от себя, подравнять); в работе по технологической карте.

Овладение начальными трудовыми умениями по обработке бумаги: выбор бумаги (по цвету, фактуре, плотности, текстуре); разметка по образцу, по шаблону, по сгибу, по готовой вспомогательной форме; выкраивание деталей в разворот и из заготовок, сложенных многократно. Выполнение изделий из бумаги с помощью приемов складывания, художественного вырезывания, оригами, аппликации; организация рабочего места; практическая работа по технологической карте; проведение мини мастер-классов; организация выставок творческих работ и экскурсии по ним; коллективная оценка результатов работы.

Формирование трудового опыта:

конструирование из бумаги: воздушные конструкции в технике модульного оригами - звезды; объемное конструирование на основе формирования цилиндрической и конусообразных поверхностей (поставки, солонки по мотивам городецких изделий) и приема передачи объема с помощью бумажной ленты; прокалывания, аппликации;

изготовление изделий из бумаги и картона: комплект предметов для письменного стола (записная книжка, закладка, визитница, коробочка для скрепок) в технике оригами, гофрирования (елочные структуры), аппликации;

декоративные композиции: рельефное панно с деталями в технике художественной вырезанки, приемами скручивания, гофрирования по мотивам традиционного

русского деревянного зодчества; панно в технике асимметричной вырезанки по мотивам природных и архитектурных достопримечательностей родного края.

Работа с тканью

Приобретение начальных технологических знаний о материалах: ткани из искусственных синтетических и смешанных волокон, их применение; традиционный и современный способы изготовления ткани (прядение, ткачество, декор); выполнение узорной ткани на бердышке; об инструментах и приспособлениях: устройство и принцип работы бердышка; о декоре изделий из ткани сутажом, бисером, пуговицами, лентами, вышивкой («набор»).

Овладение начальными трудовыми умениями по обработке ткани: конструирование изделий по заданным условиям и собственному замыслу; составление выкройки на основе эскиза, по результатам обмеров; выполнение ткачества на бердышке; приемы лоскутного шитья в технике «ляпачиха», приемы выполнения объемного дна в изделии из ткани; приемы украшения изделия вышивкой («набор»), аппликацией из различных материалов; окантовка края изделия на основе изученных ранее способов (по выбору); самостоятельное предварительное планирование работы, организация рабочего места, сотрудничество в трудовом процессе, самоконтроль, самостоятельное выявление дефектов изделия, их устранение; самооценка работы.

Формирование трудового опыта:

Изготовление изделий из ткани: декоративное панно из лоскута на основе ляпачной техники; панно из узорной тесьмы, вытканной на бердышке (коллективная работа).

Конструирование из ткани: мешочек-упаковка для праздничного подарка, украшенный вышивкой «набор» по мотивам традиционных изделий; прихватки различной формы, грелки на чайник, декорированные в технике аппликации; коллективное панно в технике аппликации.

Конструирование приспособлений для работы: бердышко и челнок для ткачества.

Работа с пластичными материалами

Приобретение начальных технологических знаний о материалах: обобщение знаний о видах пластичных материалов, сравнение их свойств, приемов обработки; об инструментах и приспособлениях: условия применения различных инструментов и приспособлений для обработки пластичных материалов; о способах декора изделий из пластичных материалов: выбор способа декора в зависимости от назначения изделия, традиции его изготовления.

Овладение начальными трудовыми умениями по обработке пластичных материалов: конструирование изделий из пластичных материалов по собственному замыслу, разработка технологии изготовления; лепка и декор с помощью изученных ранее приемов и способов; самостоятельное предварительное планирование работы, организация рабочего места, сотрудничество в трудовом процессе, самоконтроль, самостоятельное выявление дефектов изделия, их устранение; самооценка работы.

Формирование трудового опыта:

Конструирование из пластичных материалов: декоративное панно для оформления интерьера (коллективная работа).

Проектирование из пластичных материалов: сувенир из глины (пластилина, пластики) с символикой родного края.

Работа с природными материалами

Приобретение начальных технологических знаний о материалах: цветы для составления праздничного букета, различие цветка и стебля по форме, размеру, цвету; мочало как материал для изготовления сувениров, его свойства (гибкость, пластичность, податливость, цвет); об инструментах и приспособлениях: выбор инструментов в зависимости от свойств природных материалов; о декоре цветочных композиций дополнительными материалами (веточками, прутьями, травами и др.); украшение изделий из мочала декоративными лентами, тесьмой, плетением, объемных изделий из бересты - плетеным декором.

Овладение начальными трудовыми умениями по обработке природных материалов: выбор цветов по форме, размеру, колориту в соответствии с задуманной композицией; выполнение различных видов цветочных композиций (массивная, линейная, смешанная); выбор сосуда в соответствии с композицией букета; приемы объемного косого плетения из бересты; способ закрытия края изделия «зубцами», приемы выполнения простейшего плетеного декора на изделии; конструирование игрушек из мочала по собственному замыслу с выбором способов, изученных при изготовлении игрушек из соломы, применение известных способов декора в соответствии с замыслом; самостоятельное предварительное планирование работы, организация рабочего места, сотрудничество в трудовом процессе, самоконтроль, самостоятельное выявление дефектов изделия, их устранение; самооценка работы.

Формирование трудового опыта:

Изготовление изделий из природных материалов: коробейка из бересты, выполненная косым плетением, украшенная плетеным декором по мотивам работ народных мастеров.

Конструирование из природных материалов: праздничный букет из живых цветов, составленный на основе законов фитодизайна, игрушки из мочала на основе образов народной игрушки.

Работа с разными материалами

Приобретение начальных технологических знаний о материалах: медная проволока как материал для филиграни, свойства проволоки (пластичность, красивый цвет); синтетические упаковочные материалы (сосуды, коробки, баночки из пластика; упаковки для пищевых продуктов, соков), их свойства, приемы обработки, возможности использования в конструировании; об инструментах и приспособлениях для обработки разных материалов: ножницы, круглогубцы, стержни, бокорезы, их устройство, принцип работы, правила техники безопасности; декор цветной бумагой, фольгой, нитками.

Овладение начальными трудовыми умениями по обработке проволоки: приемы сгибания проволоки с помощью круглогубцев и стержней, резания бокорезами; выполнение спиралей и колечек, скручивание «шнурка» из проволоки; разработка эскиза композиции по мотивам филиграни; составление композиции на пластине из картона, сборка на клее; соединения с помощью ниток, проволоки; приемы резания упаковочных материалов, отгибания нарезанных деталей; приемы декорирования с помощью плетения, обвивания, сминания; самостоятельное предварительное планирование работы, организация рабочего места, самоконтроль, самостоятельное выявление дефектов изделия, их устранение; самооценка работы.

Формирование трудового опыта:

Конструирование из разных материалов: сувенир-подвеска из проволоки по мотивам филиграни.

Проектирование из разных материалов: новогодняя игрушка из синтетических упаковочных материалов, проволоки, бумаги, тесьмы, ниток и др.

Формы и средства контроля:

Итоговые тематические выставки- 4 раза в год(1 выставка в четверть)

Учебно-методические средства обучения (наглядные средства обучения):

Рекомендуемые для ознакомления произведения:

изобразительного искусства: Р. Алехов. По ком звонит колокол; И. Билибин. Обложка журнала «Народное творчество»; Заставка для журнала «Мир искусства»; А. Куинджи. Север; Л. Бродская. Овес; 3. Серебрякова. Мать; И. Левитан. Озеро. Русь; И. Шишкин. Упавшее дерево; Среди долины ровныя...; Лесные дали; А. Саврасов. Проселок; И. Левитан. Избушка на лугу; Н. Ромадин. В родных местах Есенина; А. Либеров. Васюганские просторы; А. Мунхалов. Счастье; М. Ахунов. Ровесница века. Линогравюра; С. Гавин. Тишина. Голебен; А. Саврасов. Дубы на берегу;

народного декоративно-прикладного искусства: резные и расписные прялки - вологодские, архангельские, городецкие; городецкие изделия, выполненные Л. Беспаловой, Ф.Н. Касатовой, Ф. Краснояровым, А. Коноваловым, В. Колесниковой; И. Голиков. Осень. Шкатулка. Палех; В. Миронов. Пряха. Палех; изделия современных лоскутниц в ляпачной технике, плетеные изделия из бересты (корзинки, шкатулки, солонички, коробейки).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство и художественный труд» для 6 класса

    Рабочая программа
    Рисунок-основа мастерства художника. Творческие задачи рисунка. Виды рисунка. Зарисовка. Набросок с натуры. Рисунок как самостоятельное графическое произведение.
  2. Год составления рабочей программы: 2011 год. Пояснительная записка рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство и художественный труд»

    Пояснительная записка
    Предмет из образовательной области «Технология», «Искусство», направленный на решение задач начального художественного образования и воспитания, на получение опыта художественно- творческой деятельности
  3. Рабочая программа изобразительное искусство и художественный труд умк «Школа России»

    Рабочая программа
    Предмет из образовательной области «Технология», «Искусство», направленный на решение задач начального художественного образования и воспитания, на получение опыта художественно- творческой деятельности
  4. Рабочая программа по литературному чтению Пояснительная записка (2)

    Рабочая программа
    Литературное чтение — один из основных предметов в сис­теме подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способ­ствует общему развитию и воспитанию ребёнка.
  5. Рабочая программа По предмету изобразительное искусство для 5 класса (количество часов в неделю 1час, в год 35 часов)

    Рабочая программа
    Рабочая программа разработана на основе примерной программы основного общего образования по предмету «Изобразительное искусство» автора Л.А. Неменская, под ред.

Другие похожие документы..