Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Раздел содержит перечень сайтов федеральных органов управления образованием, учреждений образования федерального уровня, информационных сайтов федерал...полностью>>
'Диплом'
Национально-культурная специфика проектирования и проведения кампании в сфере связей с общественностью. Концепция социально-этического маркетинга и ф...полностью>>
'Документ'
В Управлении Росздравнадзора по Тюменской области на рассмотрении находится 20 дел соискателей лицензий на медицинскую деятельность. В основном заявл...полностью>>
'Документ'
Реалії життя переконливо засвідчують необхідність розробки і впровадження якісно нових сучасних теоретичних засад і практичних підходів до проблеми о...полностью>>

Тема №1 (2)

Главная > Курсовая
Сохрани ссылку в одной из сетей:

90

САМОЛЕТОВОЖДЕНИЕ

Самолетовождение

Тема № 1. Краткие сведения по картографии

Вопросы:

Форма и размеры Земли.
Система координат на земной поверхности.
Единицы измерения расстояний.
Линии пути и линии положения самолета на поверхности земного шара.
Карты и картографические проекции.
Классификация картографических проекций по характеру искажений и по способу построения.
Карты в равноугольной конической проекции.
Карты в видоизмененной поликонической проекции.
Карты в равноугольной цилиндрической проекции.
Классификация и назначение авиационных карт.
Содержание и оформление карты.
Разграфка и номенклатура карт.

Тема № 2. Измерение времени

Вопросы:

Годовое движение и суточное вращение Земли.
Истинное солнечное, среднее солнечное и гражданское время.
Местное, поясное и декретное время.
Линия смены даты.
Условия естественного освещения.
Практическое определение моментов восхода и захода.
Солнца, наступления темноты и рассвета по графикам.
Служба времени.
Авиационные часы, устанавливаемые на самолете.

Тема № 3. Курс самолета. Авиационные магнитные компасы, курсовые системы и их применение

Вопросы:

Курсы самолета и зависимость между ними.
Краткие сведения о земном магнетизме.
Назначение, принцип действия и устройство совмещенного магнитного компаса КИ-13.
Курсовая система ГМК-1А.
Основные данные и агрегаты ГМК-1А.
Принцип действия ГМК-1А.
Проверка работоспособности курсовой системы.
Девиация магнитных компасов и методика ее устранения.

Тема № 4. Высота полета. Устройство и применение барометрических высотомеров

Вопросы:

Классификация высот полета по уровню начала отсчета.
Барометрический метод измерения высоты.
Назначение, устройство и использование барометрического высотомера ВД-10.
Инструментальные и методические ошибки барометрических высотомеров и методика их учета.
Определение истинной высоты полета по барометрическому высотомеру.
Определение приборной высоты для заданной истинной высоты полета.

Тема № 5. Воздушная скорость полета. Устройство и применение указателей воздушной скорости

Вопросы:

Аэродинамический метод измерения воздушной скорости.
Приемники воздушных давлений.
Назначение, устройство и использование указателя скорости УС-450.
Инструментальные и методические ошибки указателей воздушной скорости и методика их учета.
Расчет воздушной скорости полета.

Тема № 6. Влияние ветра на полет самолета

Вопросы:

Навигационный треугольник скоростей и его элементы.
Расчет элементов навигационного треугольника скоростей с помощью ветрочета, навигационной линейки НЛ-10М и приближенно в уме.
Зависимость навигационных элементов от изменения воздушной скорости, курса самолета, направления и скорости ветра.

Тема № 7. Визуальная ориентировка

Вопросы:

Отличительные признаки ориентиров.
Правила ведения визуальной ориентировки.
Способы определения места самолета по земным ориентирам.
Ориентирование полетной карты в полете по компасу и земным ориентирам.
Порядок ведения визуальной ориентировки.
Чтение карты и распределение своего внимания при ведении визуальной ориентировки.
Счисление и прокладка пути.
Глазомерное определение направлений и расстояний.
Определение с самолета дистанции до ориентира по вертикальному углу визирования.
Приближенный расчет истинной и приборной воздушной скорости.
Определение путевой скорости, пройденного расстояния и времени полета подсчетом в уме.
Определение обратного курса следования.

Тема № 8. Применение радиотехнических средств самолетовождения

Вопросы:

Угломерные радиотехнические системы.
Основные радионавигационные элементы: курсовой угол радиостанции (КУР), отсчет радиокомпаса (ОРК), радиодевиация (Dр), пеленг радиостанции (ПР), пеленг самолета (ПС) и зависимость между ними.
Автоматический радиокомпас АРК-15 и его данные.
Порядок включения и настройки АРК-15.
Полет на радиостанцию пассивным, курсовым и активным способами.
Полет на радиопеленгатор курсовым способом.
Полет от радиостанции с использованием АРК-15.
Вывод самолета на линию предвычисленного радиопеленга.
Определение места самолета пеленгованием двух радиостанций.
Методика выполнения радиодевиационных работ на самолете.
Спутниковые системы навигации GPS и ГЛОНАСС.

Тема № 9. Штурманская подготовка к полету

Вопросы:

Общая, предварительная и предполетная штурманская подготовка летного состава и ее содержание.
Изучение района полетов.
Общая подготовка полетной и бортовой карты.
Прокладка маршрута на полетной карте.
Предварительный и окончательный расчет полета.
Инженерно-штурманский расчет полета.
Изучение маршрута полета, средств РТО и метеорологических условий.
Разработка штурманского плана полета.
Штурманская проверка готовности летчика (экипажа) к полету.

Тема № 10. Штурманские правила выполнения полета по маршруту

Вопросы:

Общие правила и основной порядок самолетовождения.
Способы выхода на исходный пункт маршрута (ИПМ).
Способы выхода на линию заданного пути (ЛЗП): с курсом, рассчитанным перед полетом по известному ветру; подбором курса следования (Ксл) по створу; ориентиров; подбором курса следования по линейному ориентиру; исправление курса по боковому уклонению у первого контрольного ориентира.
Контроль пути по направлению и дальности.
Полный контроль пути.
Исправление пути.
Выход на цель в заданное время изменением скорости полета.
Погашение избытка времени отворотом от маршрута на 60°.
Погашение избытка времени на замкнутой петле.

Тема № 11. Безопасность самолетовождения

Вопросы:

Действия летчика (экипажа) при потере ориентировки.
Восстановление ориентировки выходом на радионавигационную точку (РНТ) и на линейный или характерный крупный ориентир.
Безопасная высота полета.
Методика расчета приборной безопасной высоты полета.
Методика расчета приборной безопасной высоты полета (Нпр.без) при установке на барометрическом высотомере давления аэродрома взлета.
Предотвращение случаев попаданий самолетов в зоны опасных для полетов метеоявлений.
Вертикальное, продольное и боковое эшелонирование летательных аппаратов в воздушном пространстве СССР.

КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ ПО КАРТОГРАФИИ

Форма и размеры земли.

Системы координат на земной поверхности

Физическая поверхность Земли, имеющая сложную геометрическую форму, близка к геоиду.

Геоидом называется фигура, ограниченная уровенной поверхностью, совпадающей с поверхностью мировому океана в состоянии равновесия воды (Рис. 1). Уровенная поверхность в каждой своей точке нормальна к направлению силы тяжести.

Рис. 1 Поверхность геоида

Поверхность геоида не может быть выражена простым математическим уравнением. Поэтому для упрощения различных выражений геоид заменяется эллипсоидом вращения, который имеет правильную геометрическую форму и незначительно отличается от геоида.

Земным эллипсоидом называется фигура, представляющая собой сплюснутый эллипсоид вращения. Его размеры подбирают таким образом, чтобы он в пределах определенной территорий максимально подходил к поверхности геоида. Такой эллипсоид называется референц-эллипсоидом. В Советском Союзе в качестве референц-эллипсоида принят эллипсоид Ф. Н. Красовского. Он положен в основу всех картографических работ на территории СССР и других социалистических

Рис. 2 Эллипсоид Красовского

стран Европы и Азии (Рис. 2Рис. 2) и имеет следующие характеристики:

большая полуось (радиус экватора) а = 6378245 м;

малая полуось (расстояние от плоскости экватора до полюса) b ==6 356 863 м;

сжатие с =

Так как сжатие невелико, то форма Земли мало отличается от шара. Поэтому при решении многих навигационных задач, не требующих высокой точности, Земля принимается за шар с радиусом R = 6371 км. При этом допуске максимальные ошибки в определении длин могут составить 0,5% и в определении направления 12'.

Зная радиус Земли, можно рассчитать длину большого круга (меридиана и экватора);

L = 2R = 2. 3,14 • 6371 40000 км.

Определив длину большого круга, можно найти длину дуги меридиана (экватора) в или в 1

дуги меридиана (экватора) = L/360°= 111 км,

1 дуги меридиана (экватора) 111/60 = 1,853 км.

Длина каждой параллели меньше длины экватора и зависит от широты места.

Она равна L пар= L экв соs пар.

Положение точки на поверхности земного эллипсоида может быть определено геодезическими координатами - геодезической широтой и геодезической долготой. Для определения положения точки на поверхности геоида используются астрономические координаты, получаемые путем математической обработки результатов астрономических измерений. Однако в ряде случаев, когда не нужно учитывать разности геодезических и астрономических координат, для определения положения точки в самолетовождении пользуются понятием географические координаты (Рис. 3,а)

Географической широтой j называется угол между плоскостью экватора и нормалью к поверхности эллипсоида в данной точке. Широта измеряется от плоскости экватора к полюсам от 0 до 90° к северу или югу. Северная широта считается положительной, южная - отрицательной.

а- географические координаты

б- сферические координаты;

в - ортодромическая система координат

Рис. 3. Координаты точки на земной поверхности

Географической долготой называется двугранный угол между плоскостью начального меридиана и плоскостью меридиана данной точки. Долгота измеряется дугой экватора от начального меридиана до меридиана данной точки к востоку и западу от 0 до 180°. Долгота, измеренная на восток от начального меридиана, называется восточной; долгота, измеренная на запад, называется западной. За начальный меридиан принят меридиан Гринвича, проходящий через Гринвичскую Обсерваторию, находящуюся вблизи Лондона.

На поверхности земного шара положение точки определяется сферическими координатами
(см. Рис. 3,б).

Сферической широтой (jс называется угол, заключенный между плоскостью экватора и направлением на данную точку из центра земной сферы. Сферическая широта измеряется центральным углом или дугой меридиана в тех же пределах, что и широта географическая.

Сферическая долгота λс определяется двугранным углом, заключенным между плоскостью начального меридиана и плоскостью меридиана данной точки. Она измеряется в тех же пределах, что и географическая долгота.

На поверхности земного шара для определения положения точек и решения других задач самолетовождения используется также ортодромическая система координат (см. Рис. 3,в) - сферическая система координат с произвольным расположением полюса. Координатами точки в этой системе являются ортодромическая широта и ортодромическая долгота.*

Ортодромическая широта х - угол между плоскостью условного экватора (главной ортодромии) и направлением из центра земного шара в данную точку на его поверхности; отсчитывается от плоскости условного экватора к полюсам системы координат от 0° до ±90°.

Ортодромическая долгота у - двугранный угол между плоскостью начального ортодромического меридиана и плоскостью ортодромического меридиана данной точки. Начало отсчета ортодромической долготы может быть выбрано произвольно; в ряде случаев его выбор диктуется особенностями навигационного вычислительного устройства.

Основные линии на поверхности земного шара

В целях самолетовождения на поверхности земного шара рассматриваются линии пути и линии положения.

Линией пути самолета называется проекция на земную поверхность траектории его движения в пространстве. В настоящее время применяются главным образом две линии пути: ортодромия и локсодромия.

Линией положения называется геометрическое место точек вероятного местонахождения самолета, соответствующее постоянному значению измеренного навигационного параметра. В самолетовождении используются следующие основные линии положения: линия ортодромического пеленга, линия равных азимутов (радиопеленгов), линия равных расстояний и линия равных разностей расстояний (гипербола).

Ортодромия - дуга большого круга, являющаяся кратчайшим расстоянием между двумя точками на поверхности земного шара. Ортодромия пересекает меридианы под различными углами. В частном случае она может совпадать с меридианом и экватором (Рис. 4).

На полетных картах, составленных в видоизмененной поликонической проекции, ортодромия между двумя пунктами, расположенными на расстоянии до 1000 - 1200 км, прокладывается прямой линией. Путевой угол и длина пути по ортодромии измеряются по карте. На больших расстояниях ортодромия прокладывается кривой линией, обращенной выпуклостью к полюсу. В этом случае путевой угол и длина пути рассчитываются по специальным формулам.

Расчет направления ортодромии (т. е. путевого угла) в начальной точке производится по формуле:

,

где - координаты точки, в которой рассчитывается путевой угол; - координаты второй точки ортодромии.

Расчет длины ортодромии Sорт при найденном значении направления  выполняется по формуле:

Расчет длины ортодромии по координатам начального и конечного, пунктов ортодромического этапа производится по формуле:

Рис. 4. Ортодромия и локсодромия

Чтобы получить длину в километрах, необходимо результат выразить в минутах дуги и умножить на 1,853. С достаточной для практического применения точностью расчет элементов ортодромии производится на специальном навигационном глобусе.

Локсодромия-линия на поверхности земного шара, пересекающая меридианы под постоянным углом (см. Рис. 4). Локсодромия имеет вид пространственной логарифмической спирали, которая огибает земной шар бесконечное число раз и с каждым оборотом постепенно приближается к полюсу. В общем случае локсодромия длиннее ортодромии. Только в частных случаях, когда полет происходит по меридиану или по экватору, длина. пути по локсодромии и ортодромии будет одинаковой. При больших расстояниях между пунктами перелета и, особенно при направлении марш' рута, близком к 90° или 270°, разность между расстояниями по ортодромии и локсодромии достигает больших значений.

Путевой угол локсодромии по координатам двух ее точек рассчитывается по формуле:

где.

Длина локсодромии (в км.) при путевых углах, близких к 0° или 180°, рассчитывается по формуле:

а при путевых углах, близких к 90° или 270°, расчет производится по формуле:

Рис. 5. Линия равных азимутов (радиопеленгов)

Линия равных азимутов (линия равных радиопеленгов) -линия, в каждой точке которой радионавигационная точка (РНТ) пеленгуется под одним и тем же истинным пеленгом радиостанции (ИПР) (рис. 5). Линия равных азимутов в качестве линии положения применяется при измерении пеленга радиостанции с помощью радиокомпаса. Уравнение линии равных азимутов по сфере имеет вид:

где - координаты радиостанции, П - пеленг радиостанции.

Линия равных расстояний - линия, все точки которой находятся на одинаковом удалении от некоторой фиксированной точки. На поверхности земного шара линия равных расстояний представляет окружность малого круга. В качестве линии положения линия равных расстояний находит применение при измерении расстояния с помощью дальномерной и угломерно-дальномерной систем.

Линия равных разностей расстояний - линия, в каждой точке которой .разность расстояний до двух фиксированных точек на земной поверхности (радиостанций) является постоянной величиной.

Карты и картографические проекции

Картой называется графическое изображение земной поверхности или отдельных ее частей, выполненное на плоскости по определенному математическому закону. Это изображение получается искаженным, так как в принципе невозможно развернуть земную поверхность на плоскость без разрывов и складок в отдельных ее местах. Искажения изображения проявляются в несоответствии длин, углов и площадей их действительным величинам, они приводят к тому, что масштаб карты является переменной величиной. Различают главный и частный масштабы.

Главным масштабом называется степень общего уменьшения Земли до размеров глобуса, который затем проектируется на плоскость. Этот масштаб указывается под южной рамкой карты и в нем обычно выполняются все измерения. Главный масштаб численно равен отношению длины любого отрезка на поверхности глобуса к соответствующей ей длине на поверхности Земли.

Частным масштабом называется отношение бесконечно малого отрезка на карте в данной ее точке по данному направлению к соответствующему бесконечно малому отрезку на поверхности Земли. В общем случае частный масштаб является переменной величиной не только в различных точках карты, но и по различным направлениям в данной точке.

Классификация и назначение авиационных карт

Навигационные (аэронавигационные) карты, применяемые в авиационных организациях РОСТО, по своему назначению делятся на полетные (маршрутно-полетные), бортовые, карты целей, специальные.

При выполнении задач летной подготовки на различных типах летательных аппаратов применяются карты следующих основных масштабов:

Полетные и маршрутно-полетные карты

Бортовые карты

Карты целей

Специальные карты

1:200000

1:1000000

1:50000

1:2000000

1:500000

1:2000000

1:100000

1:3000000

1:1000000

1:200000

1:4000000

1:2000000

Полетные и маршрутно-полетные карты служат для выбора и прокладки маршрута, расчета полета, визуальной и радиолокационной ориентировки, контроля пути, выполнения расчетов и графических построений в полете.

Бортовые карты предназначены для решения задач самолетовождения в случае выхода за пределы полетной карты, а также для прокладки линий положения.

Карты целей служат для расчета и определения координат заданных объектов, привязки и дешифрования аэрофотоснимков, визуальной ориентировки при полетах на малых высотах, выхода на малоразмерные объекты, при высадке или выброске воздушных десантов (поисково-спасательных команд).

Специальные карты предназначаются в основном для решения навигационных задач с помощью радиотехнических систем. На них вручную или типографским путем наносят сетки линий положения: линии пеленгов от наземных радионавигационных точек, азимутально-дальномерные сетки и др. Специальные карты могут быть одновременно и бортовыми.

Для различных справок, необходимых при планировании полетов и перелетов и подготовке к ним, применяются справочные карты. К ним относятся карты крупных аэродромных узлов, обзорные навигационные карты, карты магнитных склонений, часовых поясов, климатические и др.

Сущность картографических проекций и их классификация

Способ изображения земной поверхности на плоскости называется картографической проекцией.

Сущность любой картографической проекции состоит в том, что поверхность земного шара переносят сначала на глобус определенного размера, а затем с глобуса намеченным способом на плоскость.

По характеру искажений картографические проекции делят на равноугольные, равнопромежуточные, равновеликие и произвольные.

Равноугольными называют такие проекции, в которых направления и углы изображаются без искажений, в результате чего сохраняется равенство частных масштабов по меридиану и по параллели. В такой проекции элементарный кружок глобуса изображается также кружком, отличным от оригинала только по площади.

Карты в равноугольных проекциях широко используются в авиации, так как они позволяют наиболее просто измерять направления и углы. Кроме того, практически без искажений передается конфигурация небольших площадных ориентиров, что важно при ведении визуальной ориентировки в полете.

Равнопромежуточными называют такие проекции, в которых длины по определенным направлениям изображаются без искажений. Элементарный кружок в такой проекции изображается эллипсом, одна из полуосей которого равна радиусу кружка.

Равнопромежуточные проекции применяются главным образом для создания мелкомасштабных справочных карт.

Равновеликими называют такие проекции, в которых площадь изображаемой фигуры равна площади этой же фигуры на глобусе. Элементарный кружок на глобусе изображается на плоскости равновеликим эллипсом.

К произвольным относятся проекции, не сохраняющие ни одно из указанных выше свойств. При решении навигационных задач приходится измерять не только углы, но и расстояния. Поэтому иногда лучше иметь произвольную проекцию, которая, не являясь ни равноугольной, ни равнопромежуточной, давала бы весьма незначительные искажения углов и длин.

По способу построения (по виду меридианов и параллелей) все картографические проекции делятся на конические, поликонические, азимутальные, цилиндрические и специальные.

В основу этого деления положено использование при проектировании вспомогательной геометрической поверхности. Для получения конической проекции используется конус, поликонической несколько конусов, цилиндрической - цилиндр. Азимутальные проекции получаются перенесением поверхности глобуса непосредственно на плоскость. Специальные проекции строятся без использования вспомогательной поверхности. Вспомогательная геометрическая поверхность может по-разному ориентироваться относительно оси глобуса. В связи с этим различают следующие проекции:

нормальные, когда ось конуса, цилиндра или перпендикуляр к плоскости совпадает с осью глобуса;

поперечные, когда угол между осями равен 90°;

косые, когда угол между осями больше нуля и меньше 90°.

Каждая вспомогательная поверхность может быть касательной к глобусу или секущей его, что влияет на распределение частных масштабов на карте.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Тема 1 (1)

    Документ
    ТЕМА 1. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПО ПОДГОТОВКЕ И ПО ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ, МАТЕРИАЛЬНЫХ И КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ОТ ОПАСНОСТЕЙ ВОЕННОГО ХАРАКТЕРА, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ И ПОЖАРОВ
  2. ­­­­­­­­­­­Тема

    Документ
    Задачи: - создать условия для ознакомления с причинами формирования идеологии декабристов, спецификой общественного движения этого периода, целями участников тайных организаций,
  3. Темы рефератов «Педагогика» для аспирантов. Новаторство и инновации в педагогическом процессе

    Темы рефератов
    Виды обучения. (Объяснительно-иллюстративное, проблемное и программированное). Педагогическое прогнозирование. Причины, характер и путь преодоления затруднения в образовательной деятельности педагога.
  4. Темы дипломных работ по «Международному частному праву» 2008-2009 уч год

    Диплом
    11.Международная организация как субъект частно-правового отношения. 1 . Транснациональные компании как субъекты международного частного права.
  5. Тема: Кожна людина – цікавий світ Рекомендований вік: 8кл. Вчитель: Левченко В. В

    Документ
    Вчитель: Сьогодні на нашому уроці моральності ми будемо вчитися шукати своє місце в житті, жити по законах совісті, справедливості, поважаючи права кожної людини, вчитися толерантно ставитися до індивідуальних особливостей і відмінностей між людьми.
  6. Темы рефератов pr: многообразие определений и понятий. Причины возникновения «паблик рилейшнз». История развития со в мире

    Темы рефератов
    Функции специалиста по СО. Профессиональные требования к специалисту по СО. Виды рабочих мероприятий в СО.

Другие похожие документы..