Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Пояснительная записка'
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования с учетом требований федерального компонента Государственного ...полностью>>
'Инструкция'
1. Утвердить и ввести в действие прилагаемую Инструкцию об организации и осуществлении надзора и контроля за обеспечением безопасности при производст...полностью>>
'Лекция'
Книга в доступной форме знакомит читателя с важнейшими психологическими процессами и явлениями. Она представляет собой результат длительного сотрудни...полностью>>
'Учебно-методический комплекс'
Учебно-методический комплекс по «Новейшему времени (часть I)» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта выс...полностью>>

М. В. Пономарев Россия в мировых войнах Программа

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

М. В. Пономарев

Россия в мировых войнах

Программа элективного учебного курса для 11 класса

Пояснительная записка

Актуальность и содержательная новизна курса. На про­тяжении последних лет значительно возросли требования к воспитательному потенциалу системы образования. Это связано, прежде всего, с нарастающим в условиях глобали­зации кризисом идентичности. Новое качество социаль­ных связей, информационная открытость общества, ценностный и мотивационный плюрализм приводят к размыванию привычных этнонациональных и конфесси­ональных границ, коррозии традиционных мировоззрен­ческих категорий. Кризис идентичности выражается не только в распространении космополитизма и культурного инфантилизма, но все чаще — в агрессивном ответе фун­даментализма, клерикализма, политического экстремиз­ма. В этих условиях на систему образования возлагается важнейшая задача обеспечения преемственности социо­культурного опыта, упрочения ценностного и ментально­го единства национальных сообществ, укрепления толе­рантного стиля межличностного общения. Для россий­ской системы образования эти задачи имеют особое значение, поскольку они неразрывно связаны со струк­турными реформами всей общественной системы, с пре­одолением идеологического раскола нации и формирова­нием общенациональной российской идентичности.

Огромное значение в рамках воспитательного процес­са играет патриотическое воспитание. Экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства соци­альных и возрастных групп населения нашей страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования. Но после десятилет­него забвения в современной российской образователь­ной системе происходит не только возрождение традиций патриотического воспитания, но и формирование его но­вой концепции. Государственная программа «Патриоти­ческое воспитание граждан Российской Федерации на 2001—2005 годы» ориентирует этот процесс на фор­мирование у подрастающего поколения духовно-пат­риотических ценностей, чувства верности конституцион­ному и воинскому долгу, а также готовности к их прояв­лению в различных сферах жизни общества, особенно в процессе военной и государственной службы.

В рамках системы патриотического воспитания особо важные функции выполняет историческое образование. Знакомство с героическими страницами исторического прошлого способствует формированию у школьников чувства верности своему Отечеству, готовности к выпол­нению гражданского долга и конституционных обязан­ностей по защите интересов Родины. С этой точки зрения значимость углубленного изучения истории Великой Отечественной войны не нуждается в дополнительной ар­гументации. К тому же в последнее время со стороны об­щественности все чаще звучат упреки в значительном со­кращении объема учебного времени, отведенного в школьных программах 9 и 11 классов на изучение Вели­кой Отечественной войны. Восстановить прежние про­порции учебного времени не представляется возможным — включение в состав программ по Новейшей истории материала по истории конца XX — начала XXI в. и расши­рение содержательных линий за счет экономической, со­циальной, духовной истории до предела перегружает курс. Поэтому наиболее эффективным представляется уг­лубленное изучение истории Великой Отечественной войны в составе отдельного элективного курса.

Признавая приоритетное значение изучения истории Великой Отечественной войны, необходимо отметить, что в рамках элективного курса целесообразно расширить эту проблематику. Во-первых, речь должна идти не только о событиях Великой Отечественной войны, но и в целом об участии СССР во Второй мировой войне. Этот ракурс позволяет всесторонне рассмотреть и причины возникно­вения войны, и ее характер, и значение войны для форми­рования послевоенного устройства мира. Во-вторых, це­лесообразно включить в состав курса материал по исто­рии Первой мировой войны. Подобный подход позволит всесторонне рассмотреть сам феномен мировых войн XX в., за счет широкой ретроспективы и сравнительного анализа выйти за пределы событийной истории, поста­вить ряд проблем, связанных с социально-психологи­ческими, геополитическими, военно-стратегическими, идеологическими аспектами этих глобальных конф­ликтов.

Цель курса: на основе углубленного изучения истории участия России в мировых войнах активизировать воен­но-патриотическое воспитание учащихся и связать его с решением всего комплекса развивающих и воспитатель­ных задач исторического образования в старшей школе.

Задачи курса:

— углубление знаний, полученных учащимися при изучении истории Первой и Второй мировых войн в рам­ках базового курса истории;

— развитие умений и способов деятельности, необхо­димых при углубленном изучении социально-гуманитар­ной проблематики, в том числе умения комплексной ра­боты с различными типами исторических источников, поиска и систематизации исторической информации как основы решения исследовательских задач;

— развитие способности критически анализировать полученную историко-социальную информацию, опре­делять собственную позицию по отношению к дискусси­онным проблемам исторического прошлого;

— формирование патриотических чувств и гражданст­венности на основе понимания роли России в судьбах ми­ра, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну;

— создание условий для проведения комплекса вне­классных мероприятий по военно-патриотической работе.

Место курса в образовательном процессе. Элективный курс «Россия в мировых войнах» рассчитан на 34 часа.

Программа курса построена по хронологическому прин­ципу и предполагает изучение, как дополнительного мате­риала, так и обобщение тех сведений по истории Первой и Второй мировых войн, которые учащиеся получают в курсе отечественной и всеобщей истории в 9 и 11 классах. Следует учесть, что практика преподавания показывает эффективность внутрипредметной интеграции этого ма­териала. Но государственный стандарт предполагает и оп­ределенную специфику изучения соответствующих тем. В основной школе по курсу всеобщей истории предпо­лагается схожая содержательная основа изучения обеих мировых войн: «Причины, участники, основные этапы военных действий, итоги», которая для Второй мировой войны дополняется предметными темами: «Антигитле­ровская коалиция», «Большая тройка», «Новый порядок» на оккупированных территориях», «Холокост», «Движе­ние Сопротивления». В курсе отечественной истории так­же предлагается отдельное изучение тематических блоков «Россия в Первой мировой войне», «СССР во Второй ми­ровой войне» с расширением последнего предметными темами «Этапы и крупнейшие сражения войны», «Корен­ной перелом в ходе войны», «Вклад СССР в освобож­дение Европы», «Советский тыл в годы войны», «Гено­цид на оккупированной территории», «Партизанское движение», «СССР в антигитлеровской коалиции». Поскольку определение хронологической шкалы между новой и новейшей историей остается открытым вопро­сом, то в некоторых из существующих учебных программ и учебников изучение Первой мировой войны предпола­гается в 8 классе, а в некоторых — в 9 классе. В старшей школе в соответствии со стандартом изучение Первой и Второй мировых войн в курсе всеобщей истории вообще интегрировано и предполагается только на самом общем уровне («Мировые войны в истории человечества: эконо­мические, политические, социально-психологические, демографические причины и последствия»). Схема же изучения мировых войн в курсе отечественной истории вообще не отличается от 9 класса.

Таким образом, история Первой и Второй мировых войн, в том числе истории участия в них России и СССР, отводится немало внимания и учебного времени. Но ра­бота с этим материалом совершенно разрозненна, осу­ществляется в 8, 9 и 11 классах и отдельно для всеобщей и отечественной истории. Ввод единого элективного курса «Россия в мировых войнах» позволит не только создать у учащихся целостное представление об изучаемых событи­ях и процессах, но и использовать огромный воспитатель­ный потенциал этого материала.

Требования к уровню подготовки учащихся. В результате изучения курса учащиеся должны:

— знать основные факты об участии России / СССР в мировых войнах XX в.;

— понимать сущность мировых войн как глобальных конфликтов, их социально-экономические, геополитиче­ские, военно-стратегические, идейно-политические при­чины и следствия;

— определять роль мировых войн в истории России / СССР;

— применять полученные знания при анализе совре­менных международных отношений и роли России в них;

— уметь различать в информации по истории Первой и Второй мировых войн факты, мнения, суждения, науч­ные концепции и гипотезы;

— уметь формулировать и аргументировать собствен­ное мнение в ходе дискуссии по проблемам истории Пер­вой и Второй мировых войн;

— осуществлять поиск, систематизацию и комплекс­ный анализ информации по тематике курса.

Содержание курса

Тема 1

Россия в системе международных отношений на рубеже XIX—XX вв.

(2 ч)

Глобализация международных конфликтов импери­алистической эпохи и складывание военно-политических блоков. Основные очаги военной напряженности. Пер­вые империалистические конфликты. Русско-японская война 1904—1905 гг. и ее влияние на международное положение России, ее внутриполитическое развитие. Эко­номические, военно-политические, культурные причи­ны сближения Франции и России. Англо-русское со­глашение 1907 г. и оформление Антанты.

Тема 2

Россия и ведущие страны мира накануне Первой мировой войны

(2 ч)

Причины Первой мировой войны, ее характер. Основ­ные цели ее участников. Политическая, военная, эконо­мическая подготовка к войне. Балканская проблема — «пороховая бочка Европы» и детонатор глобального конфликта. Аннексия Боснии и Герцеговины Австро-Венгрией в 1908 г. и обострение балканской проблемы. Балканские войны начала XX в. Сараевское убийство и начало Первой мировой войны. Соотношение сил и пла­ны воюющих сторон. Особенности военной стратегии.

Тема 3 Военные кампании 1914—1915 гг.

(Зч)

Кампания 1914 г. Начало военных действий на Запад­ном фронте. Вторжение русской армии в Восточную Пруссию. Бои в районе Мазурских озер. Русское страте­гическое наступление на Юго-Западном фронте (Галицийская операция). Позиционные военные действия на Восточном фронте в конце 1914 г. Военные действия на Балканском и Кавказском театрах военных действий, по­ложение на других театрах военных действий.

Кампания 1915 г. Позиционная война на Западном фронте. Немецкое наступление в Восточной Пруссии (ав­густовская операция), встречное наступление русской и австро-венгерской армий на Карпатском фронте (Кар­патская операция). Вступление в войну на стороне Ан­танты Италии и открытие Салоникского фронта. Герман­ское наступление восточнее Варшавы (Горлицкая опера­ция) и в Прибалтике. Стабилизация положения на Кав­казском фронте.

Тема 4

Военные кампании 1916—1918 гг.

(Зч)

Кампания 1916 г. Конференция Антанты в Шантильи. Стратегическая роль сражений у Вердена и Соммы. Брусиловский прорыв. Эрзерумская и Трапезундская опера­ции на Кавказском фронте, положение на других театрах военных действий.

Кампания 1917—1918 гг. Вступление в войну Соеди­ненных Штатов Америки. Военные действия на Западном фронте и других театрах военных действий. Операция русской армии на Юго-Западном фронте. Ответные дей­ствия австро-венгерских (Тарнопольский прорыв) и немец­ких (Рижская операция, захват Моонзундских островов) войск. Выход России из войны и Брест-Литовский мир­ный договор. Провал немецкого стратегического наступле­ния в 1918 г. и окончание войны. Компьенское перемирие.

Тема 5

Итоги Первой мировой войны и проблемы послевоенного урегулирования

(2 ч)

Парижская мирная конференция. Условия мирных до­говоров. Изменение политической карты Европы и мира. Противоречия Версальско-Вашингтонской системы. «Рус­ский вопрос» на Парижской конференции. Советская Рос­сия в дипломатической блокаде. Провал Генуэзской меж­дународной конференции (1922). «Полоса признания СССР». Советская высшая политика и деятельность Ко­минтерна.

Тема 6

Влияние Первой мировой войны на российское общество

(2 ч)

Политическая обстановка в России в 1914—1915 гг. Со­здание системы военного управления. Мобилизация эко­номических ресурсов. Позиция ведущих политических

партий по вопросу о войне. Ухудшение внутреннего положения. Общественно-политический и духовный кризис накануне 1917 г. Развертывание революционного движения и свержение царизма. Провозглашение России республикой. Внутренняя политика Временного пра­вительства. Кризис власти. Маргинализация общества. Разложение армии, углубление экономических труднос­тей, положение на национальных окраинах. Альтернати­вы развития России. Победа большевистского восстания и установление советской власти.

Тема 7

СССР в системе международных отношений в 1930-х гг.

(2 ч)

Характер международных отношений в 1930-х гг. Аг­рессия Японии против Китая. Вооруженные конфликты с участием СССР у реки Халхин-Гол и озера Хасан (1938-1939). Возникновение Третьего рейха. Внешнеполитиче­ская идеология национал-социализма. Сближение Гер­мании с Италией и Японией. Заключение Антикоминтерновского пакта в 1936 г., преобразование его в Сталь­ной пакт (1939). Аншлюс Австрии и Мюнхенский договор 1938 г. Попытки СССР создать систему коллективной безопасности.

Тема 8

СССР и ведущие страны мира накануне Второй мировой войны

(2 ч)

Причины и характер Второй мировой войны. Цели и планы сторон. Политическая, военная, экономическая подготовка к войне. Особенности военной стратегии. Советско-англо-французские, англо-германские и советско-германские переговоры 1939 г. Подписание советско-германского пакта о ненападении. Секретные протоколы к пакту и современная дискуссия об их значении.

Тема 9

Военные кампании и дипломатия в конце 1939 — начале 1941 г.

(2 ч)

Польская кампания вермахта. Последствия советско­го вторжения в Польшу. Подписание советско-герман­ского договора о дружбе и границе. Советско-финлянд­ская война и позиция западных держав. «Странная вой­на» на Западном фронте. Норвежская и французская кампании вермахта. «Битва за Англию». Складывание гит­леровского блока в Европе. Вхождение Прибалтийских рес­публик в состав СССР. Советско-германские переговоры в ноябре 1940 г. Балканская кампания и военные действия на африканском театре. Подготовка СССР к войне.

Тема 10

Начало Великой Отечественной войны советского народа

(2 ч)

Агрессия Германии против СССР. Стратегическое по­ражение Красной Армии на начальном этапе войны. Смоленское сражение. Блокада Ленинграда. Военно-стратегическое и международное значение победы Крас­ной Армии под Москвой. Складывание антигитлеров­ской коалиции. Советско-английский договор 1941 г. На­падение японского флота на Перл-Харбор и вступление США в войну. Декларация Объединенных Наций (1942). Советско-английский и советско-американский догово­ры 1942 г. Военные действия на советско-германском фрон­те весной-летом 1942 г. Неудачи наступательных опера­ций Красной Армии. Стратегическое наступление вер­махта на южном направлении. Положения на других театрах военных действий.

Тема 11

Коренной перелом во Второй мировой войне

(Зч)

Сталинградское сражение. Наступательные операции Красной Армии на Закавказском и Центральном фронтах. Битва на Курской дуге. Коренной перелом на других театрах военных действий. Переход стратегической ини­циативы к странам антигитлеровской коалиции. Решения Тегеранской конференции 1943 г. Начало распада гитле­ровского блока в Европе.

Тема 12

Военные кампании и дипломатия в 1944—1945 гг.

(Зч)

Освобождение территории СССР и военные операции Красной Армии в 1944 г. в Европе. Роль партизанского движения и движения Сопротивления. Начало военных действий в Западной Европе. Наступление Красной Ар­мии в Центральной Европе в начале 1945 г. Берлинская операция. Капитуляция нацистской Германии. Решения конференций союзников в Ялте и Потсдаме о послевоен­ном урегулировании. Нюрнбергский процесс.

Завершающий этап военных действий на Тихом оке­ане. Стратегическое наступление американской армии. Участие СССР в войне с Японией. Разгром Квантунской армии. Капитуляция Японии.

Тема 13

Итоги Второй мировой войны и проблемы послевоенного регулирования

(1ч)

Итоги Второй мировой войны. Формирование миро­вого сообщества. Роль СССР в складывании Организации Объединенных Наций. Решения конференций в Думбар-тон-Оксе, Бреттон-Вудсе, Сан-Франциско. Устав ООН. Участие советской дипломатии в работе СМИД (Совета министров иностранных дел). Парижская мирная конфе­ренция 1946 г. и политическая карта мира по завершении Второй мировой войны. Формирование советского гео­политического блока в Восточной Европе в первые по­слевоенные годы. Участие СССР в Сан-Франциской кон­ференции 1951г. и возникновение «проблемы Куриль­ских островов». СССР и складывание биполярной системы международных отношений.

Т е м а 14

Влияние Второй мировой войны на советское общество

(2 ч)

Политическое, идеологическое, моральное значение провозглашения отечественного характера войны. Моби­лизация всех ресурсов страны для победы. Эвакуация на­селения и производственных мощностей на восток стра­ны. Героизм народа на фронте и в тылу. Народное ополче­ние. Партизанское движение. Оккупационный режим на советской территории. Коллаборационизм и его оценки в современной исторической литературе. Изменение поли­тического режима в СССР в 1943—1945 гг. Восстановле­ние атрибутов державности. Идеология и культура в воен­ные годы. Русская православная церковь в годы войны. Цена победы. Значение Великой Отечественной войны в исторической памяти россиян.

Национально-региональный, школьный компонент

курса (работа со школьными экспозициями,

экскурсионная работа)

(Зч)

Обучающие материалы по курсу

Сетевые ресурсы

Вторая мировая война. Портал (http://www.weltkrieg.ra) Вторая мировая война: энциклопедия, словарь, глоссарий

(/?id=12435)

Вторая мировая война в русском Интернете (http://world-

war2.chat.ra)

Вторая мировая война в сети. Каталог ресурсов (/main.shtml)

Оружие Первой мировой войны (.ua) Первая мировая война (/history/

His_Wooe/warl .html)

Первая мировая война. Портал () Первая мировая война: энциклопедия, словарь, глоссарий

(/7icH57035)

Первая мировая война и российское общество (http:// www.yspu.yar.ra/hreader/6)

Русская армия в Великой войне ()

Рекомендуемая литература

Дюпюи Р. Э., Дюпюи Т. Н. Всемирная энциклопедия войн. СПб., 1999. Кн. 2-4.

Мессенджер Ч. Энциклопедия войн XX века. М., 2000.

Мировые войны XX века. М., 2002. Кн. 1—4..

Очерки истории международных отношений / Под ред. О. А. Колобова. М., 2001.

Зайончковский А. И. Мировая война 1914—1918 гг. СПб 2000.

Залесский К. А. Первая мировая война: Правители и во­еначальники. М., 2000.

История внешней политики России. Конец XIX — начало XX в. М., 1997.

История военного искусства /А. А. Строков. М., 1994. Т. 5.

История Первой мировой войны. 1914—1918 / Под ред. И. И. Ростунова. М., 1975. Т. 1-2.

Керсновский А. А. История русской армии. М., 1994. Т. 3—4.

Киган Д. Первая мировая война. М., 2002.

Киссенджер Г. Дипломатия. М., 1997.

Первая мировая война: дискуссионные проблемы истории. М., 1994.

Первая мировая война и ее воздействие на историю XX ве­ка // Новая и новейшая история. 1994. № 4/5.

Первая мировая война и международные отношения. СПб 1995.

Первая мировая война: Пролог XX века. М., 1998.

Поляков Л. Е. Цена войны: демографический аспект. М. 1985.

Померанц Г. Вкус к жестокости. О влиянии Первой миро­вой войны на перспективы человечества // Родина. 1993. № 8/').

Проэктор Д. М. Мировые войны и судьбы человечества М., 1986.

Сенявская Е. С. Образ врага в сознании участников Пер вой мировой войны // Вопросы истории. 1997. № 3.

Урланис Б. Ц. История военных потерь (XVI—XX вв.). СПб., 1994.

160

Уткин А. Забытая трагедия. Россия в Первой мировой вой­не. Смоленск, 2000.

Фалиго Р., Коффер Р. Всемирная история разведыватель­ных служб. М., 1997.

Филитов А. М. Мировые войны — роковые вехи нашего столетия // XX век: Многообразие, противоречивость, целост­ность. М., 1996.

Ходнев А. С. Международная организация в ожидании приговора? Лига Наций в мировой политике. 1919—1946. Яро­славль, 1995.

Белли В., Пензин К. В. Боевые действия на Атлантике и в Средиземноморье. М., 1967.

Блокада и контрблокада. М., 1957.

Болдуин X. Сражения выигранные и проигранные. М., 2001.

Большая стратегия. М., 2000.

Буханов В. А. Гитлеровский «новый порядок» в Европе и его крах. Екатеринбург, 1994.

Висков С. И., Кулъбакин В. Д. Союзники и германский вопрос в 1945-1949 годах. М., 1990.

Восточная Европа между Гитлером и Сталиным. 1939— 1941 гг. / Под ред. В. К. Волкова. М., 1999.

Вторая мировая война: Дискуссии. Основные тенденции. Результаты исследований / Под ред. В. Михалки. М., 1997.

Вторая мировая война и преодоление тоталитаризма. М., 1997.

Движение Сопротивления в Западной Европе. 1939—1945. Национальные особенности. М., 1991.

Движение Сопротивления в Западной Европе. 1939—1945: Общие проблемы. М., 1990.

Зимняя война. 1939-1940. М., 1998. Кн. 1-2.

Исраэлян В. Л. Дипломатия в годы войны. М., 1985.

Итоги Второй мировой войны: Выводы побежденных. СПб.; М., 1999.

Командиры Второй мировой войны. М., 1998. Т. 1—2.

Лиддел Гарт Б. Вторая мировая война. М., 2000.

Мировая война. 1939-1945. М., 2000.

Молодяков В. Э. Несостоявшаяся ось: Берлин — Москва — Токио. М., 2004.

Мюнхен — преддверие войны. М., 1988.

Наринский М. М. История международных отношений, 1945-1975. М., 2004.

От «Барбароссы» до «Терминала»: Взгляд с Запада. М., 1988.

От Мюнхена до Токийского залива: Взгляд с Запада. М , 1992.

Парсаданова В. С. Трагедия Польши в 1939 г. // Новая и новейшая история. 1989. № 2, 5.

Самсонов А. М. Вторая мировая война. М., 1990.

Семиряга М. И. Тюремная империя нацизма и ее крах. Екатеринбург, 1994.

Сиполс В. Я. Дипломатическая борьба накануне Второй мировой войны. М., 1989.

Сиполс В. Я. Еще раз о дипломатической дуэли в Берлине в ноябре 1940 г. // Новая и новейшая история. 1996. № 3.

Союзники в войне 1941—1945. М., 1995.

Сухов В. Н., Фролов М. И. Вторая мировая война. СПб., 1997.

Типпельскирх К. История Второй мировой войны. СПб., 1994. Т. 1-2.

1939 год: Уроки истории. М., 1990.

Фейс Г. Черчилль, Рузвельт, Сталин: Война, которую они вели, и мир, которого они добились. М., 2003.

Фляйшхауэр И. Пакт. Гитлер, Сталин и инициатива гер­манской дипломатии. 1938—1939 гг. М., 1991.

Фуллер Дж. Вторая мировая война. М., 1999.

Хапггори Т. Япония в войне. 1941—1945. СПб., 1945.

Черчилль У. Вторая мировая война. М., 1991. Т. 1—3.

Шерман Ф. Война на Тихом океане. СПб., 1999.

Ширер У. Взлет и падение Третьего рейха. М., 1991. Т. 2.

Шгприк-Шшрикфельдт В. РОА. Против Сталина и Гит­лера. Посев, 1993.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Русские белоэмигранты и вторая мировая война попытка реванша содержание

    Реферат
    Количество российских эмигрантов, служивших в армиях стран Антигитлеровской коалиции оценивается в переделах от 3 до 6 тысяч человек. Число выходцев из России, участвовавших в Сопротивлении не превышает нескольких сотен.
  2. Книга историка Ю. Цурганова посвящена исключительно сложной странице истории русского зарубежья: попыткам воспользоваться развернувшейся Второй мировой войной для свержения большевистского режима в СССР и приведения к власти национального русского правительства.

    Книга
    Книга историка Ю. Цурганова посвящена исключительно сложной странице истории русского зарубежья: попыткам воспользоваться развернувшейся Второй мировой войной для свержения большевистского режима в СССР и приведения к власти национального
  3. Программа аттестационных испытаний Исторический факультет Бакалавриат по направлению Социально экономическое образование Бакалавриат по направлению История, профиль Историческая политология

    Программа
    Проблема происхождения славян. Этноним "славяне" в источниках. Русы. Археологические данные о славянах VI-VII вв. Славянские миграции на Восточно-Европейскую равнину второй половины 1 тыс.
  4. Программы кандидатских экзаменов 05. 09. 03 «Электротехнические комплексы и системы» 05. 12. 04 «Радиотехника, в том числе системы и устройства телевидения» 05. 12. 13 «Системы, сети и устройства телекоммуникаций»

    Программа-минимум
    В основу настоящей программы положены следующие дисциплины: основные технологические процессы и машины текстильного производства; приводные системы машин и агрегатов; анализ и синтез исполнительных механизмов; основы расчета механизмов
  5. Программы вступительных испытаний*, проводимых Кубгу самостоятельно Программы вступительных испытаний на направления подготовки магистратуры Программа вступительного испытания (собеседование/устный экзамен) по дисциплинам «Математический анализ»

    Программа
    Программа вступительного испытания (собеседование/устный экзамен) по дисциплинам «Математический анализ», «Теория функций комплексного переменного» и «Функциональный анализ»

Другие похожие документы..