Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Исследование'
Влияние регулярности физических тренировок на адаптационные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем у молодых людей разным уровнем тренир...полностью>>
'Закон'
1. Для цілей цієї Конвенції термін "трудящий-мігрант" означає громадянина Договірної Сторони, якому інша Договірна Сторона дозволила перебу...полностью>>
'Закон'
Термин «двойные стандарты» появился сравнительно недавно, в конце 19-го века, и сегодня означает «совокупность авторитетных суждений, норм и принципо...полностью>>
'Учебно-методический комплекс'
Первичное наблюдение, документация, учетные регистры, инвентаризация и инвентарь; методы стоимостного измерения. Формы бухгалтерского учета; основы б...полностью>>

Фгоу впо «сибирская академия государственной службы» ано «Центр социально-политических исследований и проектов»

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ФГОУ ВПО «СИБИРСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»

АНО «Центр социально-политических исследований и проектов»

ОБЩЕСТО И ЭТНОПОЛИТИКА

материалы Международной научно-практической Интернет-конференции 1 апреля – 15 июня 2009 года

БЕЗ РЕДАКТОРСКОЙ ПРАВКИ

В печатном выарианте обязательно редактура и корректура.

Новосибирск 2009

Издается в соответствии с планом учебно-методической работы СибАГС

ББК 66.3(2)5я431

О-285

Рецензенты:

В.Н. Руденкин — профессор, доктор политических наук, Уральский государственный университет им А.М. Горького;

О.А. Богатова — профессор, доктор социологических наук, Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева.

Под редакцией

доцента, кандидата политических наук Л.В. Савинова

Общество и этнополитика: материалы Международной научно-практической Интернет-конференции. 1 апреля – 15 июня 2009 года / Под ред. Л.В. Савинова.— Новосибирск: СибАГС, 2009.— ХХХ с.

ISBN

В сборник вошли материалы участников Международной научно-практической Интернет-конференции «Общество и этнополитика», организованной в рамках научного направления Сибирской академии государственной службы.

В представленных материалах содержится информация теоретико-методологического и практико-исследовательского характера о сущности, содержании и специфике этнополитики и этнополитических процессов в современном мире и России.

Сборник предназначен для специалистов, занимающихся проблемой изучения этнополитики и этнополитических процессов, а также всех интересующихся данной проблематикой.

ISBN

ББК 66.3(2)5я431

© СибАГС 2009

ОГЛАВЛЕНИЕ

ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И МЕТОДОЛОГИИ ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ 7

ЮРИЙ ИРХИН 7

МЕТОДОЛОГИЯ АНАЛИЗА ЭТНИЧЕСКОГО МЕНТАЛИТЕТА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 7

ОЛЬГА ОЖЕГОВА 12

ДМИТРИЙ ОВЧАРОВ 12

К ВОПРОСУ О МЕТОДОЛОГИИ VERSTEHEN: ПРИКЛАДНЫЕ СТРАТЕГИИ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ 12

АРУШАН ВАРТУМЯН 17

РЕГИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭТНОПОЛИТИКИ: МЕТОДИКИ СРАВНИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА 17

ЛАРИСА ХОПЁРСКАЯ 21

ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ КАК СОСТОЯНИЕ ЭТНОПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ 21

РУБИН САЙФУЛЛИН 26

ВЛИЯНИЕ ПОПУЛЯЦИОННОГО ФАКТОРА НА ГЕНЕЗИС ПОЛИТИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ 26

31

СЕРГЕЙ КУЗНЕЦОВ 32

АНАЛИЗ КРИТИЧЕСКИХ ТОЧЕК В РАЗВИТИИ ЭТНИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ 32

АЛИНА МОЛДОКЕЕВА 38

СУВЕРЕНИЗАЦИЯ КАК ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС СОВРЕМЕННОСТИ 38

ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В РОССИИ И МИРЕ 43

АЛЕКСАНДР ГРОНСКИЙ 43

КОНСТРУИРОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ СУБЪЕКТНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ БЕЛОРУССКОЙ ИСТОРИОГРАФИИ 43

НОРАЙР АСРАТЯН 48

ОСОБЕННОСТИ ЭТНОСОЦИАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ В МНОГОНАЦИОНАЛЬНОМ ГОРОДЕ 48

ЭРКИНБЕК РАКИМБАЕВ 51

СИСТЕМА НАРОДОВЛАСТИЯ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ 51

АБДИЛАШИМ ИСРАИЛОВ 56

ПОДГОТОВКА И ПЕРЕПОДГОТОВКА НАЦИОНАЛЬНЫХ КАДРОВ НА СЕЛЕ – ВЕЛЕНИЕ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ 56

КАЙРЛЫ ОСПАНОВ 62

ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ ДЕМОКРАТИЯ КАК СПОСОБ СОХРАНЕНИЯ ЭТНОПОЛИТИЧЕСКОЙ СТАБИЛЬНОСТИ В КАЗАХСТАНЕ 62

АЛЕКСЕЙ ПОЛТОРАКОВ 66

МЕЖДУНАРОДНАЯ МИГРАЦИЯ КАК ФАКТОР ЭТНОПОЛИТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 66

АЛЕКСЕЙ ЧЕСНОКОВ 71

ОСОБЕННОСТИ ИММИГРАЦИОННЫХ ТРЕНДОВ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ В СЕРЕДИНЕ 2000-Х гг. 71

ЕКАТЕРИНА САМСОНОВА 75

ЕКАТЕРИНА ЮДИНА 75

ПРОБЛЕМА МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ В ПРЕДСТАВЛЕНИИ МОЛОДЕЖИ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ 75

ГУЛЬМИРА УРАНХАЕВА 80

К ВОПРОСУ О ПЕРИОДИЗАЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИТИКИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН 80

РУБИН САЙФУЛЛИН 84

ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ РОССИИ НА ОСНОВЕ БИОСОЦИАЛЬНОГО ПОДХОДА 84

ВЛАСТЬ И ЭТНОПОЛИТИКА 90

МАРАТ БИЕКЕНОВ 90

РОЛЬ АССАМБЛЕИ НАРОДА КАЗАХСТАНА В РАЗВИТИИ ИНСТИТУТА ПАРЛАМЕНТАРИЗМА 90

ЖАННА КЫДЫРАЛИНА 94

ПОЛИТИКА ИДЕНТИЧНОСТИ В КАЗАХСТАНЕ 94

ОЛЬГА ТУМАНОВА 98

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ В СОВРЕМЕННОМ ДЕМОКРАТИЧЕСКОМ ГОСУДАРСТВЕ 98

ЕЛЕНА МАКЛАШОВА 101

ЭТНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФЕДЕРАТИВНОГО ГОСУДАРСТВА: ГРАНИЦЫ ИНТЕРЕСОВ ВО ВЛАСТНОМ ПРОСТРАНСТВЕ 101

ЕВГЕНИЙ САЛЬНИКОВ 104

ЭТНОПОЛИТИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ СИСТЕМЫ МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИХ НОРМ РОССИЙСКОЙ МИЛИЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 104

СВЕТЛАНА ФЕДОСОВА 108

НАЦИОНАЛИЗМ И КСЕНОФОБИЯ КАК ИСТОЧНИКИ ЭКСТРЕМИЗМА 108

КУЛЬТУРА И ЭТНОПОЛИТИКА 112

ЕЛЕНА МАКРУШИЧ 112

ФЕНОМЕН ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ: К ВОПРОСУ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ 112

ВЛАДИМИР ПРИМИН 117

МЕЖКУЛЬТУРНЫЙ ДИАЛОГ В ПОЛИЭТНИЧНОМ ОБЩЕСТВЕ 117

ПАВЕЛ ЛЕНЬО 122

МИХАИЛ ЗАН 122

ЭТНОЯЗЫКОВОЙ ЛИБЕРАЛИЗМ УКРАИНЫ В КОНТЕКСТЕ ЭТНОПОЛИТИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ СТРАН ЦЕНТРАЛЬНО-ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ 122

СЕРГЕЙ КАЗНАЧЕЕВ 127

МАРИНА ЦЫПЛИНА 127

МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЙ БРАЧНЫЙ СОЮЗ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ЭТНОСА 127

АЛЕКСАНДР БУШЕВ 130

ТРАНСЛЯЦИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ И МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ ЭМПАТИИ В ОБРАЗОВАНИИ 130

ЭМИР ТУЖБА 136

ВИКТОРИЯ МУХА 136

ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ ГРУЗИНО-АБХАЗСКОГО КОНФЛИКТА 136

УМИТКАН МУНАЛБАЕВА 140

ЭТНОСОЦИАЛЬНЫЙ ФАКТОР КАЗАХСТАНСКОГО РАЗВИТИЯ 140

АЛЕКСЕЙ КОЧЕРГИН 146

ПРОБЛЕМАТИЗИРУЯ ПРАВОВОЙ СТАТУС ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ 146

ВАЛЕНТИНА МАТВИЕНКО 150

ЮЛИЯ ЕСИКОВА 150

ТРАДИЦИОННЫЕ И ИННОВАЦИОННЫЕ МОТИВЫ ЭТНОНАЦИОНАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ КАК ФАКТОРЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СТАБИЛЬНОСТИ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА 150

ТАТЬЯНА КОВАЛЬ 155

ОБРАЗ РОДИНЫ В ЗНАЧЕНИИ «РОДИНА-МАТЬ»: ПАТРИОТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС 155

Статья с названием «измена родине» закончила свое существование вместе с УК РСФСР, действовавшего до 1 января 1997 г. В УК РФ сходное по составу преступление именуется уже «государственной изменой». См.: Измена Родине // Юридический словарь на Онлайн словари. - /index.php?dictionary=law&word=izmena_rodine. 157

См.: Тер-Минасова С.Г. §5. Любовь к родине, патриотизм // Язык и межкультурная коммуникация. М.: Слово/Slovo, 2000. С. 177. 158

МИХАИЛ ХЛЕБНИКОВ 159

СОЦИАЛЬНО-ЭТНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГЕНЕЗИСА РУССКОЙ КОНСПИРОЛОГИИ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА 159

МУХАБАТ ШАРАФУТДИНОВА 166

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДРАМАТУРГИЧЕСКИХ И ЭПИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ В РОМАНЕ А.ЧУЛПАНА «НОЧЬ И ДЕНЬ» 166

ОСОБЕННОСТИ ЭТНОСОЦИАЛЬНЫХ И ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В СИБИРИ 172

ДМИТРИЙ МИХАЙЛОВ 172

ИСТОКИ АЛТАЙСКОГО НАЦИОНАЛИЗМА 172

ЛЕОНИД САВИНОВ 176

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭТНОПОЛИТИКА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ВОЗМОЖНОСТИ И ОГРАНИЧЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ) 176

СЕМЕН ДЬЯЧКОВСКИЙ 181

ЭТНОПОЛИТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ) В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ 181

ЕВГЕНИЙ АНТРОПОВ 185

ДИНАМИКА ЭТНОСОЦИАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ В ФОРМИРОВАНИИ ПЕРВОЙ ДЕСЯТКИ НАЦИОНАЛЬНОГО СОСТАВА СФО 185

ВАСИЛИЙ МАРХИНИН 189

МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ЮГРЕ: ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ 189

ЭТНОПОЛИТОЛОГИЯ: ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЫХ 193

СЕРГЕЙ КОБА 193

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС В ПРОГРАММНЫХ ДОКУМЕНТАХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ 193

ЛЮДМИЛА ХИРЬЯНОВА 197

СТАРООБРЯДЧЕСТВО В УСЛОВИЯХ АТЕИСТИЧЕСКОЙ ПРОПАГАНДЫ (НА МАТЕРИАЛЕ БЕЛГОРОДСКОГО РЕГИОНА) 197

АЙВИКА МУШИЧ-ГРОМЫКО 201

ФИЛОСОФСКО-ПРАВОВЫЕ ВЗГЛЯДЫ В ФИЛОСОФСКОЙ СИСТЕМЕ И. КАНТА – НЕПРЕХОДЯЩЕЕ НЕОБХОДИМОЕ 201

АЛЕКСЕЙ БЕЛОУС 205

РУССКАЯ ИСТОРИЯ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА В ТВОРЧЕСТВЕ К.Д. КАВЕЛИНА 205

ЕКАТЕРИНА ЯЦЕМИРСКАЯ 208

КРИСТИНА ГУЛЕВСКАЯ 208

ПРОБЛЕМА ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЭТНИЧЕСКОЙ И НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ 208

ИВАН АНИСИМОВ 211

КРИСТИНА ГУЛЕВСКАЯ 211

ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗОВ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ КАК ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИЙ ФАКТОР 211

ТАТЬЯНА БАЙРЫМОВА 216

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДИСКУССИЯ ВОКРУГ ПРОБЛЕМЫ ОБЪЕДИНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ И АЛТАЙСКОГО КРАЯ (ПО МАТЕРИАЛАМ ГАЗЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ) 216

КЛАВДИЯ ДЕЙНЕГА 221

ФЕНОМЕН НАСИЛИЯ В ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИХ КОНФЛИКТАХ (НА МАТЕРИАЛАХ КОНФЛИКТА В ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ) 221

НАТАЛЬЯ ДАНИЛОВА 223

МУНИЦИПАЛЬНАЯ ЭТНОПОЛИТИКА В г. НОВОСИБИРСКЕ: РЕАЛИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ 223

КИРА КИРЧЕНКО 226

УПРАВЛЕНИЕ МЕЖЭТНИЧЕСКИМИ ОТНОШЕНИЯМИ В НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ (НА ПРИМЕРЕ НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ АВТОНОМИЙ) 226

МАКСИМ ТУДУПОВ 229

СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ И СПЕЦИФИКА УПРАВЛЕНИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКИМИ ОТНОШЕНИЯМИ В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ 229

ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И МЕТОДОЛОГИИ ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

ЮРИЙ ИРХИН

профессор кафедры политологии и политического управления Российской академии государственной службы при Президенте РФ

доктор философских наук, профессор

Москва, Россия

МЕТОДОЛОГИЯ АНАЛИЗА ЭТНИЧЕСКОГО МЕНТАЛИТЕТА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Этнос (др. греч. – вид, порода, народ) – исторически образовавшаяся группа людей, объединенная общим происхождением, судьбой, языковыми, культурными и психологическими признаками; обладающая комплексом обычаев, укладом жизни, хранимых и освященных традицией и отличаемых ею от таковых других групп. Этнические системы характеризуются языковыми, религиозными, культурными, юридическими единствами. При анализе этноса учитываются: этногенез, быт, традиции, язык, ментальность и др.

Для анализа этнических систем используются три основные концепции этничности:

1) примордиализм – психологические, иррациональные объяснения феномена этничности, роль врожденной связи человека со своей этнической группой;

2) конструктивизм – утверждает социальный характер происхождения и природы этничности, которая рассматривается как форма организации культурных различий в обществе;

3) инструментализм – обращает внимание на физические и культурные характеристики этнической группы как некий ресурс (инструмент), при помощи которого группа людей может выдвигать и реализовывать свои интересы, выступает как средство политического действия, сознавая его выгодность для себя.

В мире существует более 5 тыс. этносов. Однако государств гораздо меньше – всего около двухсот, включая примерно пятьсот образований государственного типа в федеративных государствах (национальные республики, автономные республики, автономные области, автономные округа, автономные территории и др.). В современных условиях, некоторые этносы (не имеющие государственности) ставят вопросы о создании соответствующих независимых государственных образований; другие – о повышении своего статуса внутри федераций; третьи – о вхождении в более крупные государственные образования при сохранении культурно-национальной автономии. Некоторые этносы используют свою “сопричастность” к цивилизациям, что укрепляет статус первых.

Цивилизации, религии и их доля в валовом мировом продукте

Цивилизация

Религия

1950

1970

1980

1992

2008

Западная

Протестантизм, католицизм

46

53

48,6

48,9

42,9

Конфуцианская

Конфуцианство, буддизм, синтоизм

6,4

12,6

14,9

18

18

Арабо-исламская

Ислам (суннизм, шиизм)

2,9

4,6

6,3

11

12

Латиноамериканская

Католицизм

5,6

6,2

7,7

8,3

9,3

Православная

Православие

16

17,4

16,4

6,2

8,2

Индуистская

Индуизм, буддизм

3,8

3

2,7

3,5

4,5

Африканская

Христианство, ислам, культы

0,2

1,7

2

2,1

2,1

Другие

1

1,1

1,4

2

1

В России в последние годы действует тенденция к ее укреплению как федерации, к укрупнению субъектов (с 89 в 2000 г. до 83 к 2009 г.), вхождению или объединению автономных округов в состав краев (бластей). Так, 7 дек. 2003 г. более 90% жителей Пермской обл. и Коми-Пермяцкого АО проголосовали за объединение этих субъектов РФ в “Пермский край”. 17 апр. 2005 г. состоялся референдум по объединению Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) АО и Эвенкийского АО (“за” - 60%). 16 апр. 2006 г. на референдуме по объединению Иркутской обл. и Усть-Ордынского Бурятского АО. (90 и 98% высказались за объединение). 11 марта 2007 г. на референдуме по объединению Читинской обл. и Агинского Бурятского АО в “Забайкальский край” положительно проголосовало более 90%.

Важную роль в этногенезисе играет менталитет. Его учет существенен при анализе этнических процессов.

Менталитет, ментальности – (отлат. mens, mentis, mentalis – умственный, рассудительность, образ мыслей, душевный склад – и alis – другие) – совокупность социально-психологических установок, автоматизмов и привычек сознания, формирующих способы видения мира и представления людей, принадлежащих к той или иной социально-культурной, этнической общности. Менталитет представляет имплицитные структуры психического склада нации, народа, этноса генетически и социально укорененные в сознании и сфере бессознательного многих поколений людей, в своих основах постоянные, а потому представляющие наиболее общее содержание, объединяющее в себе различные исторические эпохи в развитии национальной (этнической) истории и культуры.

В основе национального менталитета лежат образы, знания и верования, сливающиеся в представления о мире или “национальную (этническую) картину мира”, которые вкупе с доминирующими потребностями и архетипами создают иерархию ценностей, идеалов, эталонов, “кодексы поведения”. В этих компонентах должны отражаются чаяния, устремления всей или, по крайне мере, большинства членов нации. В модели национального менталитета выделяются его две взаимосвязанные структурные составляющие: национальная идея и национальный прототип.

“Ментальное” находится как бы между осознанным, отрефлексированным (то есть формами общественного сознания – религией, идеологией, моралью, эстетикой и т.д.) и неосознаваемым (бессознательным) в коллективной, а отчасти – и в индивидуальной психике людей. Ментальные этнические ценностные ориентации - это матрица, на основании которой кристаллизуется этническая культура. Менталитет отражает национальный способ видеть мир и действовать в определенных обстоятельствах.

Уровни менталитета

1. Первый слой металитета – привычные бытовые отношения, ритуалы, социальные нормы, ценности, оценки; во многом нерефлексируемый обыденный мир социальных взаимодействий с его устоявшимися традициями.

2. Второй слой – уровень социокультурных сопряжений; характеризует культуру конкретной социальной общности, специфику этой культуры и ее адаптивные способности.

3. Третий слой – отражает социумный или макросоциальный уровень. Он формируется естественной и целенаправленной реакцией людей на деперсонифицированные, символические и функциональные социальные образования – политику, власть, государство.

4. Четвертый слой менталитета характеризует этнокультурную ориентацию вовне, одновременно обращенную внутрь себя. Речь идет о всеобъемлющей национальной (этнической) идее, а также связанных с ее генезисом состояниях сознания.

Менталитет, создаваемый этнической общностью

Этническая ментальность – первая ступень формирования национального менталитета; если национальный менталитет – это мировоззрение, то этническая ментальность – это мироощущение. Считается, что национальный менталитет – атрибут нации, этническая ментальность – атрибут народности, которая еще не прошла все ступени развития, позволяющей ей стать нацией.

Этнический менталитет – это своеобразная система распространенных этнических образов, стереотипов, отчасти генетически закрепленных, отчасти бессознательных, коллективных, устойчивых к изменению, это глубинный классификационно-оценочный эталон, с помощью которого осуществляется понимание этнических объектов в их сходстве между собой и отличии от других, он выступает конструктором определенных моделей поведения, чувствования и мышления различных этносов.

Модель национального менталитета

В основе национального менталитета лежат образы, знания и верования, сливающиеся в представления о мире или “национальную (этническую) картину мира”, которые вкупе с доминирующими потребностями и архетипами создают иерархию ценностей, идеалов, эталонов, “кодексы поведения”. Менталитет как компонент психического склада нации должен нести в своей структуре наиболее яркие и показательные, интегральные структурные элементы. В этих компонентах должны отразиться чаяния, устремления всей или, по крайне мере, большинства членов нации. В модели национального менталитета выделяют его две взаимосвязанные структурные составляющие: национальная идея и национальный прототип.

Национальная идея – это квинтэссенция менталитета; образ идеального национального общества. По национальной идее во многом можно судить обо всем национальном менталитете в целом. Национальный прототип представлен в национальном менталитете как квазиличность – личность, не связанная с конкретным, реально существующим индивидом, но представленная в сознании других людей наподобие реальной личности. Помимо положительных образов менталитет содержит и отрицательные образы. В целом, образы идеального общества и национального прототипа – это не только идеальные цели, на которые ориентируется большинство членов нации, но и представления о деятельности и способах достижения этих целей. В этническом менталитете отображается взгляд большинства членов нации на то, каким должен быть окружающий мир и представление о том, каким должен быть человек.

Российскими этнологами (А.Р. Аклаев, Ю.В. Арутюнян, Л.М. Дробижева и др.) разработаны принципы анализа этнических конфликтов.

Схема учета конфликтогенных факторов и превенторов этнического конфликта

Уровень

Возможные конфликтогенные факторы

Возможные превенторы

Глобальный

Структуры, неадекватные международной системе.

Изменения в международном порядке.

Государственный

Этническая стратификация.

Слабая экономика.

Авторитарное правление.

Нарушение прав человека.

Политика консоциации (федерализма) автономизации. Содействие социально-экономич. и культурному развитию. Легитимация правления путем демократизации. Правовое и социально государство, мониторинг и защита соблюдения прав человека.

Общественный

Слабые общества.

Слабые системы коммуникаций.

Поляризованные межгрупповые установки.

Укрепление структур национального гражданского общества. “Круглые столы”, тренинг-семинары, развитие межкультурных контактов и диалога. Работа в кросс-культурном аспекте.

Индивидуальный

Радикальные и экстремистские лидеры.

Низкая культура межэтнических отношений. Слабое правовое регулирование межэтнических отношений и т.д.

Укрепление позиций умеренных лидеров. Развитие культуры межэтнических отношений. Совершенствование правового регулирования и т.д. Снижение предрассудков. Примирительные комиссии.

Анализ этнической ментальности играет важную роль при рассмотрении причин и нахождении способов регулирования этнических конфликтов.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Теоретико-методологический комплекс этнополитологии: современный взгляд 49 сергей кузнецов 53 моделирование процесса этногенеза 53

    Документ
    директор АНО «Институт социальных исследований и гражданских инициатив», старший научный сотрудник Института истории АН Республики Татарстан, кандидат исторических наук
  2. Социально-философские смыслы образа-концепта «успех»

    Автореферат
    Диссертационная работа выполнена на кафедре Социальных и полити- ческих дисциплин ФГБОУ ВПО «Северо-Кавказский институт-филиал Российкой академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ» (г.
  3. Министерство образования и науки РФ международный институт менеджмента линк

    Документ
    1.4. Анализ и систематизация материалов об опыте формирования системы менеджмента качества образования и подготовки специалистов по управлению качеством образования
  4. Сведения о размере и об источниках доходов, имуществе, принадлежащем кандидатам на праве собственности, о вкладах в банках, ценных бумагах всероссийская политическая партия "единая россия "

    Документ
    Центральная избирательная комиссия Российской Фередации сообщает, что при размещении сведений о транспортных средствах кандидата федерального списка, выдвинутого политической партией «Единая Россия», В.
  5. Программа XLIХ международной научной студенческой конференции «Студент и научно-технический прогресс» 16-20 апреля 2011 г

    Программа
    Ю.И. Молотков – д-р техн. наук, профессор кафедры государственного и муниципального управления, декан факультета государственного и муниципального управления

Другие похожие документы..