Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Одной из актуальных проблем, существующих в сфере охранной и сыскной деятельности, в том числе в области контроля, является проблема взаимодействия н...полностью>>
'Автореферат'
Работа выполнена в Ивановском государственном архитектурно-строительном университете на кафедрах «Строительное материаловедение и специальные техноло...полностью>>
'Закон'
И.). . Утверждены и введены в действие Постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 5.09.9 N 0. 3. Введены взамен Санитарных правил для предприятий х...полностью>>
'Документ'
Создание условий для качественной работы с педагогическими кадрами района по вопросам воспитания и дополнительного образования, повышение их профессио...полностью>>

Фгоу впо «сибирская академия государственной службы» ано «Центр социально-политических исследований и проектов»

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

АБДИЛАШИМ ИСРАИЛОВ

вице-консул Вице-консульства Кыргызской Республики в г. Новосибирске

ПОДГОТОВКА И ПЕРЕПОДГОТОВКА НАЦИОНАЛЬНЫХ КАДРОВ НА СЕЛЕ – ВЕЛЕНИЕ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

кандидат экономических наук, доцент

В условиях рыночных отношений труд в сельском хозяйстве становиться все более творческим, связанным с применением технических средств, проведением экономических и технических расчетов, поэтому на систему сельского профессионально – технического образования возлагается дополнительная, но не менее важная функция повышения квалификации работников в соответствии с возрастающими запросами аграрной сферы, а также подготовка рабочих кадров, фермеров преимущественно широкого профиля. Поэтому, в настоящее время на первый план выходит задача переподготовки работающего на предприятиях и хозяйствах аграрного сектора специалистов, прежде всего экономистов по всему спектру проблем рыночной экономики. Эти задачи призвана решать система учебных учреждений переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов хозяйств аграрного сектора. Такой центр подготовки и переподготовки должен быть организован на базе сельскохозяйственного техникума (в регионах) и аграрного университета республики (г. Бишкек).

В этой связи, в министерстве сельского, водного хозяйства и перерабатывающей промышленности республики, в областях необходимо создать специальные образовательные фонды за счет их оказывать финансовую поддержку вузам, техникумам, где созданы центры подготовки и повышения квалификации кадров.

Практика развитых стран в условиях рынка выработала особый механизм подготовки кадров аграрного сектора через систему малого бизнеса. Организация малых предприятий (крестьянских хозяйств) выступает как утверждение социальной престижности экономического субъекта и одновременно как реализация потребности самовыражения личности, её деловых качеств. Достигается это на базе овладения современными знаниями в области экономики, технологии, права, психологии как единым целым.

В последние годы в аграрной системе экономически сложился коллективный стиль работы, который требует создание здорового производственного климата, развития гуманных отношений в трудовых коллективах, утверждения системы мотивации сотрудничества, реализации принципа индивидуальной ответственности, а также содействия повышения уровня образования и квалификации работников. Успехи в конкурентной борьбе обеспечиваются не только постоянным осуществлением рациональных инноваций, но и новыми элементами предпринимательской культуры. Особое значение при этом придается предпринимательской этике, основанной на приверженности общечеловеческим ценностям – честности, порядочности, справедливости.

Представляется достаточно очевидным, что при современном формировании хозяйства и предпринимательства к руководителям и менеджерам необходимо предъявлять высокие требования деловой этики и предпринимательской культуры. Более того, значение таких требований в наших условиях еще выше, поскольку речь идет лишь о переходе к рынку, причем, когда широкое развитие получили теневая экономика, коррумпированность бюрократического аппарата, отсутствие необходимой инфраструктуры и др.

Еще одна важная сторона системы управления сельскохозяйственным предприятием – это освоение новых информационных технологий. Исследователи развитых стран мира показали, что сейчас даже малый и средний бизнес в аграрном секторе широко использует в производственной и предпринимательской деятельности современную вычислительную и информационную технику. Персональный компьютер стал непременной принадлежностью оснащения труда фермера и менеджера. Система подготовки и повышения квалификации руководящих кадров должна в этом отношении внести кардинальный вклад в достижение современных рубежей информационных технологий.

Динамизм рыночной экономики придает кадрам высокую мобильность. Имеется явная зависимость между последней и уровнем квалификации. Чем квалифицированнее труд и сложнее профессия, тем выше вертикальная и ниже горизонтальная мобильность, связанная с переменой места работы или жительства. Зарубежные исследователи профессиональной мобильности кадров показали, что только 17% руководителей и инженеров меняют место работы, в то время как у людей средней квалификации эта доля составляет 42%, а у вспомогательных, малоквалифицированных работников – 60%.

До экономической реформы в аграрной сфере вопросы перемещения руководящих кадров и инженеров из одного предприятия в другое решались административно-волевыми методами при явной недооценке профессионализма и компетентности. Это приводило к большим кадровым просчетам. В условиях перехода к рынку и внедрения новых форм хозяйствования распространяется практика конкурсного отбора на руководящие должности на основе долгосрочного контракта между руководящими кадрами и собственниками предприятий. Тем самым руководящим кадрам представляется значительная свобода в хозяйственно-управленческой деятельности. Следовательно, правомерно говорить о том, что совершенствование системы образования, потребность в новых подходах к подбору и расстановке кадров управления становиться не только в теории, но и исходя из назревших уже потребностей практики, высоко актуальной социально-экономической задачей.

В условиях рыночных отношений разнообразие форм предприятий и хозяйствования в аграрном секторе экономики обуславливает многообразие возможностей и форм привлечения работников к управлению, и даже возникновение такой формы участия в последнем как самоуправление – производственное, трудового коллектива. Вопреки расхожему мнению, самоуправление отнюдь не является изобретением социалистического способа хозяйствования. Если возможность участия в управлении изначально детерминировано участием в собственности, то возможность экономического самоуправления – действием свободных субъектов хозяйствования. Так, еще в начале XX века в деловом предпринимательстве было известно, что «Как только обладание собственностью становиться основой для уважения людей, оно тем самым становиться также необходимым для той удовлетворительности собой, которую мы называем самоуважением».

В развитых странах с рыночной экономикой наблюдается тенденция усиления самоуправленческих начал деятельности сельских производителей в связи с обострением конкуренции и трудностями выживания хозяйств и предприятий, связанными с научно-техническим процессом и вызываемым им усложнение оборудования и технологии производства, требующим более высокого уровня подготовки кадров. Поэтому приоритетное значение в функционировании предприятия приобретает «человеческий капитал».

По данным исследованиям канадского ученого Д. Сцелла можно сказать, что «в тех компаниях, где работники вовлекаются в процесс управления, и имеют возможность влиять на принятие решений, они получают большее удовлетворение от работы, лучше относятся к управляющим, испытывают меньше давления контроля и отчужденности; тем лучше складываются межгрупповые отношения и легче разрешаются конфликты, более высока индивидуальная самооценка персонала»1.

Во многих развитых странах определение возможности производственного самоуправления гарантированы законодательно, поскольку деятельность предприятий и др. хозяйствующих организаций имеет правовую регламентацию. Возможности работника участвовать в управлении реализуются посредством его права подавать сообщения администрации и быть выслушанным, а также права на разбирательство всех обстоятельств, касающихся его рабочего места и положения на предприятии. Помимо этого работник может действовать через производственный совет (даже не будучи его членом) и через наблюдательный совет. Производственный совет (или экономический комитет) имеет право доступа к важнейшим видам данных, необходимых при управлении предприятием: планам производства, экономическим показателям, сведениям о персонале.

В обязанности производственного комитета входят: соблюдение норм, регулирующих условия труда, правил техники безопасности, тарифных соглашений и коллективных договоров. Он имеет право принятия решений по использованию рабочего времени, увольнения и приема на работу, внедрению и использованию технических средств, изменению нормы оплаты труда и т.д. Производственный совет хозяйств, как правило, является представительным органом, избираемым от всех работников предприятия тайным голосованием на четыре года (не входят руководители предприятия). Такой совет регулярно отчитывается перед коллективом на общих собраниях. Без согласия совета, руководитель хозяйства не может устанавливать трудовой распорядок, время начала и окончания работы, планы отпусков, определять тарифные разряды, направлять на профобучение, изменять критерии кадрового отбора и т.д. однако, руководитель имеет право осуществлять стратегическое управление предприятием.

Такие производственные и наблюдательные советы широко распространены в Западно-Европейских странах. Например, в Бельгии работник не имеет право входить в совет, если он имеет полугодовой стаж работы на данном предприятии. Во Франции руководители предприятий не могут осуществлять операции, связанные с залогом имущества, поручительством и гарантами на некоторые др. операции. Наемные работники во Франции могут входить в производственный или наблюдательный совет при условии, что продолжительность работы его на данном предприятии не менее 2-х лет и число таких членов не должно превышать одной трети. Члены предприятий избирают или нанимают исполнительного директора, который может не быть членом правления или акционерного общества.

Таким образом, опыт зарубежных развитых стран в системе самоуправления, безусловно, полезен. Однако необходимо учитывать, что, имея многолетнюю практику изучения рыночной экономики, они создали соответствующую экономическую, общественно-политическую и социально- культурную базу. Она способствует формированию у работников таких человеческих качеств, как воля, ответственность и законопослушание, без которых невозможны ни демократия, ни легитимное самоуправление.

В условиях перехода к рыночным отношениям управление остается и будет властной деятельностью. При этом считается, что аппарат управления представлен слоем людей, которые лучше других понимают и выражают общие интересы, а потому и наделены властью, т.е. способностью и возможностью подчинить чужую волю. Однако в условиях переходного этапа нужно отметить противоречивость в системе управления, которая заключается в том, что её организационно-техническая сторона объективно требует ограничения воли отдельных исполнителей, а социально-экономическая связана с активизацией, развитием индивидуальных способностей, самостоятельности, инициативы работников, т.е. основных составляющих самоуправления.

В условиях экономической реформы всем принятым программам присуща, скажем, известная односторонность, т.е. перед субъектом управления субъектов ставиться задача обеспечить человеку более достойные условия жизни, улучшение питания, жилищных и социально-культурных условий. Но, роль человека в общественном производстве не сводится только до роли производителя и потребителя. А высшая цель человека по видимому состоит в реализации истинного его предназначения и самореализации, самовыражения, т.е. самоуправления.

В ситуации рыночной экономики наблюдается противоречие в системе управления предприятиями. По мере развития общественного производства расширяется участие работников как в управлении предприятиями, организациями, так и прибылью от капитала. В то же время эта проблема кардинально не решается, ибо социально-экономическая основа отчуждения управления от работника сохраняется. В то же время в развитых странах получает развитие самоуправление, отказ от авторитарности, проявляемой руководящим персоналом, поскольку она не благоприятствует деловой активности и инициативности сотрудников. Все большее распространение получает корпоративный стиль руководства, т.е. совместная выработка решений менеджерами и работниками предприятия.

Современное управление производством предпочитает соучастие руководимого персонала. Поэтому решение не должно приниматься только в руководстве и идти только сверху вниз для его выполнения. Предпочтения однозначно заслуживает тот уровень, с которого исходит инициатива. Именно массовый характер движения за демократию управления производством и его влияние на менеджмент в настоящее время таковы, что дают основание рассматривать этот процесс как закономерность развития управления производством .

Однако, чем больше людей привлекается к участию в процесс поиска и принятия решений, тем выше вероятность возникновения противоречивых трактовок и оценок, расхождений позиций и мнений, тем труднее и длительнее путь к консенсусу. Участие персонала в управлении должно оцениваться через призму производственного самоуправления. Также нельзя отождествлять производственное самоуправление и демократию. Любая сложная система уже в силу своего иерархического строения предполагает наличие самоуправления: её подсистемы испытывают не только внешнее управляющее воздействие, но и в меру своей самостоятельности, внутреннее воздействие за счет локального взаимодействия элементов. Действительно, взаимодействие элементов системы составляет важную основу для внутренних воздействий элемента, подсистемы или всей системы, являясь потенциалом самоуправления.

Одной из главных причин ориентации менеджмента на участие работников в управлении стало осознание людьми своей роли в производстве под воздействием перехода от удовлетворения потребностей более низкого уровня (физико-физиологических) к потребностям более высокого уровня (самореализации, социальной значимости, самовыражения). Люди не желают больше быть придатком механизма, будь то механизм управленческий или производственный. В то же время гуманистический подход является весьма конфликтным, неудобным, дорогим, но именно он обеспечивает благоприятную среду для трудового потенциала, развития личных способностей, чувства удовлетворенности от выполненной работы и общественного признания своих достижений. В рамках самоуправления идет процесс самовыражения и самоутверждения работников предприятия. Ибо каждый работник является носителем управленческого потенциала, но, только заняв определенное положение в управлении предприятия можно реализовать его через формальную власть.

Таким образом, мера сочетания управления и самоуправления в любой организации зависит как от общего стиля поведения в ней, так и от индивидуального стиля руководителей и ситуации в конкретной организации. Эффективность деятельности предприятия как системы зависит, прежде всего, от главного вида его ресурсов – человека и его интеллектуальных способностей и профессионализма. Именно он, имеющий допуск к информации и наделенный высокой культурой, не может рассматриваться лишь как один из экономических факторов производства он является ключевым элементом в рациональном использовании всех имеющихся производственных ресурсов и повышения их эффективности.

КАЙРЛЫ ОСПАНОВ

Казахстанский медицинский универститет

кандидат политических наук, доцент

Алматы, Республика Казахстан

ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ ДЕМОКРАТИЯ КАК СПОСОБ СОХРАНЕНИЯ ЭТНОПОЛИТИЧЕСКОЙ СТАБИЛЬНОСТИ В КАЗАХСТАНЕ

В повседневной жизни все граждане или весь народ не могут одновременно заниматься политикой или находиться во власти. Для такого случая существует одна из форм демократии представительная или репрезентативная (от французского представитель) демократия. При представительной демократии граждане принимают опосредованное участие в политике путем выбора своих представителей во властную структуру. Эти избранные люди должны осуществлять политику и принимать решения от имени народа, для народа. Такими представителями народа могут быть Президент, Парламент, Правительство, губернаторы, акимы т.п. Репрезентативная демократия необходима когда, в связи с большим количеством людей или территориями невозможно осуществлять другие формы демократии, например прямую демократию. Другой причиной представительной демократии является затрудненное регулярное непосредственное участие граждан в голосованиях или, когда принимаются сложные решения, труднодоступные для понимания обыденного сознания. Представительная демократия поднимает статус компетентности представителя народа при принятии решений и обеспечивает индивидуальную ответственность должностных лиц.

При представительной демократии воля народа может выражаться не только непосредственно им самим во время голосований, но и его представителями в органах власти. При таком подходе демократия понимается как компетентное и ответственное перед народом представи­тельное учреждение. В этом смысле достаточно точное определение сути представительной демократии дал немецкий политолог Ральф Дарендорф «демократия это правительство, избираемое народом, а если необходимо – то народом смещаемое; кроме того, демократия - это правительство со своим собственным курсом»1. В представительной демократии отношения между народом и его представителями строятся на основе доверия и контроля в форме периодически проводимых выборов, референдумов и т.д.

Известно, что демократия это, прежде всего не только права большинства, но и защита интересов меньшинства. Ярким примером представительной и этнополитической демократии являются Ассамблеи народов Казахстана (АНК), где сосредоточены представители более 130 этнических групп, проживающих в Казахстане. Ассамблеи народов Казахстана были созданы Указом Президента РК от 1 марта 1995 года как консультативно-совещательный орган при Президенте Республики Казахстан. Появление Ассамблеи не случайно. После распада СССР, в новых условиях стал вопрос - каким образом можно построить межнациональные и межэтнические отношения в республике. Выход был найден с образованием Ассамблеи народов Казахстана (АНК).

С момента существования и по сей день АНК постоянно обновляется и реформируется. Благодаря деятельности Ассамблеи, в Казахстане в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений удалось сохранить мир и благополучие. Успешное функционирование АНК стало примером деятельности, направленной на сохранение и развитие взаимопонимания народов. В результате сейчас некоторые страны стали перенимать опыт Казахстана, планируя создать у себя организацию наподобие нашей Ассамблеи. Поэтому вполне закономерным стал ее новый статус конституционного органа, занявшего значительное место в политической системе нашего государства. Казахстан на данном этапе своего развития приступил к построению современного, конкурентоспособного государства. Это, в свою очередь, означает, что наша страна сейчас находится в стадии перехода на качественно иной уровень. В данном поло­жении находятся, по сути дела, вся страна, весь народ. За время независимости Республика Казахстан перешагнула из одной эпохи в другую. Каждая такая трансформация государственной и общественной систем может происходить только ценой напряжения усилий всего народа1.

Указом Президента Республики Казахстан от 26 апреля 2002 года № 856 «О Стратегии Ассамблеи народа Казахстана и Положении об Ассамблее народа Казахстана» записано, что «демократизация общества обеспечила условия для возрождения и развития культуры и языков народов Казахстана. Это развитие происходит на основе гражданской общности всех казахстанских этносов, что способствует гармонизации межэтнических отношений».

В настоящее время в Казахстане развита представительная форма демократии, где народ сам через всеобщие выборы может избрать своего представителя. В статье 3 Конституции РК юридически закреплено положение о том, что единственным источником государственной власти является народ. Народ осуществляет власть непосредственно через республиканский референдум и свободные выборы, а также делегирует осуществление своей власти государственным органам. К таким представителям народа относятся Президент РК, Парламент - коллегиальный законодательный и представительный орган, а также и некоторые акимы, которые не назначаются, а выбираются местным населением.

С 1787 года впервые в истории человечества согласно Конституции США была введена президенсткая форма правления, с тех пор многие старны взяли ее на вооружение. Одним из таких представителей народа, который избирается населением на определенный срок путем голосования, является Президент Республики Казахстан. Согласно статьи 41 Конституции Республики Казахстан, Президент Республики Казахстан избирается совершеннолетними гражданами Республики на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет. Президентом Республики может быть избран гражданин Республики по рождению, не моложе сорока лет, свободно владеющий государственным языком и проживающий в Казахстане последние пятнадцать лет. Одно и то же лицо не может быть избрано Президентом Республики более двух раз подряд. Настоящее ограничение не распространяется на Первого Президента Республики Казахстан. Как указано в пункте 1 статьи 40 Конституции РК Президент Республики Казахстан является главой государства, его высшим должностным лицом, определяющим основные направления внутренней и внешней политики государства и представляющим Казахстан внутри страны и в международных отношениях.

Поэтому, полномочия Президента Республики Казахстан шире и больше, чем права и полномочия Парламента и Правительства. Президент Республики Казахстан на основе и во исполнение Конституции и законов издает указы и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории Республики. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Республики, депутатам Парламента, Правительству и реализуется исключительно в Мажилисе. Президент Республики имеет право определять приоритетность рассмотрения проектов законов, а также объявлять рассмотрение проекта закона срочным, означающим, что Парламент должен рассмотреть данный проект в течение месяца со дня его внесения. При неисполнении Парламентом настоящего требования Президент Республики вправе издать указ, имеющий силу закона, который действует до принятия Парламентом нового закона в установленном Конституцией порядке.

Еще одним представительством народа является Парламент Республики Казахстан. Согласно статьи 49 Конституции Парламент Республики Казахстан является высшим представительным органом Республики, осуществляющим законодательные функции. Полномочия Парламента начинаются с момента открытия его первой сессии и заканчиваются с началом работы первой сессии Парламента нового созыва. Парламент Казахстана состоит из двух Палат: Сената и Мажилиса, действующих на постоянной основе. Сенат образуют депутаты, представляющие, в установленном конституционным законом порядке, по 2 человека от каждой области, города республиканского значения и столицы Республики Казахстан. 15 депутатов Сената назначаются Президентом Республики с учетом необходимости обеспечения представительства в Сенате национально-культурных и иных значимых интересов общества. Они являются представителями Президента РК в сенате. Мажилис состоит из 107 депутатов, избираемых в порядке, установленном конституционным законом. Срок полномочий депутатов Сената - 6 лет, срок полномочий депутатов Мажилиса - 5 лет.

В соответствии со статьей 51 Конституции избрание 98 восьми депутатов Мажилиса осуществляется на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. 9 депутатов Мажилиса избираются Ассамблеей народов Казахстана. Таким образом, меньшинство, т.е. мелкие этнические группы тоже вовлечены в демократический и политический процессы. Избрание депутатов Сената осуществляется на основе косвенного избирательного права при тайном голосовании. Половина избираемых депутатов Сената переизбирается каждые три года. Депутатом Парламента может быть лицо, состоящее в гражданстве Республики Казахстан и постоянно проживающее на ее территории последние десять лет. Депутатом Сената может быть лицо, достигшее тридцати лет, имеющее высшее образование и стаж работы не менее пяти лет, постоянно проживающее на территории соответствующей области, города республиканского значения либо столицы Республики не менее трех лет. Депутатом Мажилиса может быть лицо, достигшее двадцати пяти лет.

Выборы в Республики Казахстан проводятся согласно Конституционному закону Республики Казахстан от 28 сентября 1995 года № 2464 «О выборах в Республике Казахстан». Соответственно этому закону в республике во время выборов применяются следующие принципы выборов: принципы избирательного права, всеобщее избирательное право, равное избирательное право, прямое избирательное право, косвенное избирательное право, тайное голосование. «Главная цель политических преобразований для нас – это движение к такой современной демократической форме власти, которая сможет обеспечить наиболее эффективную систему управления обществом и государством, одновременно сохраняя политическую стабильность в стране и обеспечивая все конституционные права и свободы наших граждан»1   сказано Президентом Казахстана.

АЛЕКСЕЙ ПОЛТОРАКОВ

доцент кафедры глобальных и региональных систем Дипломатической академии Украины

кандидат политических наук, доцент

Киев, Украина



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Теоретико-методологический комплекс этнополитологии: современный взгляд 49 сергей кузнецов 53 моделирование процесса этногенеза 53

    Документ
    директор АНО «Институт социальных исследований и гражданских инициатив», старший научный сотрудник Института истории АН Республики Татарстан, кандидат исторических наук
  2. Социально-философские смыслы образа-концепта «успех»

    Автореферат
    Диссертационная работа выполнена на кафедре Социальных и полити- ческих дисциплин ФГБОУ ВПО «Северо-Кавказский институт-филиал Российкой академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ» (г.
  3. Министерство образования и науки РФ международный институт менеджмента линк

    Документ
    1.4. Анализ и систематизация материалов об опыте формирования системы менеджмента качества образования и подготовки специалистов по управлению качеством образования
  4. Сведения о размере и об источниках доходов, имуществе, принадлежащем кандидатам на праве собственности, о вкладах в банках, ценных бумагах всероссийская политическая партия "единая россия "

    Документ
    Центральная избирательная комиссия Российской Фередации сообщает, что при размещении сведений о транспортных средствах кандидата федерального списка, выдвинутого политической партией «Единая Россия», В.
  5. Программа XLIХ международной научной студенческой конференции «Студент и научно-технический прогресс» 16-20 апреля 2011 г

    Программа
    Ю.И. Молотков – д-р техн. наук, профессор кафедры государственного и муниципального управления, декан факультета государственного и муниципального управления

Другие похожие документы..