Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Актуальные проблемы привлечения к административной ответственности банков и иных кредитных организаций за неисполнение требований исполнительного док...полностью>>
'Закон'
2. Міністерству освіти і науки, Академії педагогічних наук розробити до 1 червня 2004 р. навчальні плани та програми для учнів основної і старшої шко...полностью>>
'Курс лекций'
Предлагаемый курс лекций заключает в себе исследование философской суицидологии, её содержания и оснований. "Суицидология" есть термин, зак...полностью>>
'Календарно-тематический план'
МДК.01.01 Технология обработки сырья и приготовление блюд из овощей и грибов. 1 Тема 1.1 Механическая кулинарная обработка овощей и грибов 1 1 Состав...полностью>>

Приложения А

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

А.6. Миграционная и интеграционная ёмкость Иркутской агломерации для отдельных групп мигрантов

В отличие от пополнения населения агломерации за счет процессов естественного движения населения (рождаемости и смертности), в отношении которых все более-менее ясно: рост рождаемости желателен, снижение смертности — главный приоритет  миграционный ресурс подпитки населения не так однозначен. Прежде всего, по той причине, что возможности интеграции разных категорий мигрантов в принимающий социум существенно различаются. Неодинакова и готовность принимающего социума к вселению различных категорий мигрантов.

Ниже схематично представлены теоретические возможности по приему мигрантов разных категорий (табл. 6.1) и основные, наиболее важные ограничения, связанные с приемом мигрантов (табл. 6.2).

(В таблицах рассматривались достаточно укрупненные категории мигрантов, кроме того, не выделялись подкатегории, например, среди мигрантов на ПМЖ, семейные, возвратные и т.п.)

Таблица 6.1. Возможности агломерации по приему отдельных групп мигрантов

Районы выхода мигрантов

Иркутская обл., другие регионы Прибайкалья

Европейские страны СНГ, русскоязычные из других стран

Закавказье и страны Цент. Азии: коренное население

Страны дальнего зарубежья

Временные трудовые мигранты массовых профессий

Представители бизнеса, высококвалифицированные специалисты

Учебные мигранты

Мигранты, прибывающие на ПМЖ

Легенда:

Возможности приема неограниченны или ограничения несущественны

Возможности есть, но есть значимые ограничения

Возможности по приему малы, ограничения носят серьезный характер

Временные трудовые мигранты, владеющие массовыми профессиями, пожалуй, самая массовая категория мигрантов, приезжающих в российские города. Это могут быть и люди, «работающие на выезде», «вахтовики», не теряющие надолго связи с местом своего постоянного жительства, с семьей, оставшейся там. К населению населенного пункта, где они работают, они могут быть отнесены с известной долей условности, т.к. они не пользуются всем спектром услуг, которые нужны постоянным жителям, менее притязательны в выборе жилья, заработанные средства, за исключением расходов на проживания, предпочитают тратить в населенном пункте, регионе или стране, где проживают постоянно. Однако они помимо того, что трудятся, оставляют в регионе притока свои налоги (если заняты на легальной основе), оказывают влияние на потребительский спрос, пользуются транспортной инфраструктурой, могут совершать преступления и т.п. Эти мигранты имеют зачастую ограниченные контакты с представителями принимающего социума, большая часть их контактов замыкается на земляков или коллег по работе.

Часть из временных мигрантов приезжает на больший срок, перевозит свои семьи, их дети ходят в школу, сами они нуждаются в медицинских услугах, лучшем жилье, т.е. по своим потребностям приближаются к постоянным жителям региона вселения. Эти люди уже в значительной мере встраиваются в принимающий социум, и более заметны для самого принимающего социума.

Важный «водораздел» между этой категорией мигрантов и принимающим социумом лежит в области их этнокультурной комплементарности. Начиная от контактов с правоохранительными органами, которые проявляют повышенный интерес к лицам «неславянских» национальностей, заканчивая детьми в школе, где учатся их дети, и соседями по арендуемому жилью. Наконец, в ночное время суток многим из них появляться на улицах городов становится небезопасно.

Общество, можно сказать, полностью лояльно к трудовым мигрантам, не отличающимся физиономически, в большинстве российских городов они не имеют и особых проблем с милицией. К иностранцам, а также жителям южных республик РФ (их в Иркутске мало, так что не будем на них особо заострять внимание) общество относится по-иному. Их терпят на непрестижных работах (в сельском хозяйстве, ЖКХ, строительстве), но не любят в качестве мелких («заметных») предпринимателей в сфере торговли и посредничества, сферы развлечений. Но если выходцев из стран СНГ считают все же более-менее близкими, своими, то к китайцам в восточных регионах страны отношение более настороженное.

Немаловажно, что в обществе соседствуют устойчивые представления, что мигранты снижают цену труда в ряде профессиональных ниш, вытесняют «коренное» население, и нежелание самого коренного населения занимать эти профессиональные ниши.

Соответственно, возможности по приему временных трудовых мигрантов в значительной мере зависят от настроений обывателей, которые дифференцированы в зависимости от стран (регионов) выхода мигрантов.

Более готово российское общество к приему квалифицированных мигрантов: как представителей креативного слоя, так и специалистов массовых профессий, требующих высокой квалификации и уровня образования. Национальность лечащего врача подавляющему большинству населения безразлична: лишь бы лечил хорошо. То же самое относится к топ-менеджерам и владельцам среднего бизнеса. Да и видны эти люди гораздо меньше, они обладают способностью быстро встраиваться в принимающий социум. У неграждан России могут возникать проблемы, связанные с необходимостью получения разрешений на право трудовой деятельности, с ведением бизнеса, но эти проблемы, как правило, легко преодолимы при наличии доброй воли с обеих сторон. Также могут быть проблемы у лиц, в недостаточной мере владеющих русским языком. Важно, что в обществе существует консенсус относительно полезности привлечения квалифицированных мигрантов.

Сложностью является то, что действительно квалифицированных мигрантов, особенно среди иностранных граждан, немного, и среди работодателей, по данным некоторых опросов, растет общая неудовлетворенность квалификацией иммигрантов. Так, согласно опросу ИЭПП, число руководителей предприятий, не удовлетворенных качеством рабочей силы иммигрантов, составляет 15%43, и за последний год эта доля удвоилась.

Так что возможности по приему этой категории мигрантов велики, однако здесь ограничено предложение (если выдерживать критерии квалифицированности).

На наш взгляд, наиболее высокой адаптивной способностью обладают учебные мигранты (они же — потенциальные квалифицированные специалисты). Они выгодны учебным заведениям (они платят за обучение и связанные с ним услуги, обеспечивают заполняемость учебных мест). Они практически не конкурируют с местным населением, при массовом характере миграции способны качественно менять принимающую среду (кампусы). Они менее всех других категорий склонны к асоциальному поведению. У этих мигрантов есть только два объективных недоброжелателя: скинхеды и милиция (а к кому она лояльна?).

Мигранты, прибывающие на ПМЖ — основная, ключевая группа, на которую следует ориентироваться при развитии агломерации. Они активны на рынке труда и жилья (могут влиять на спрос, формировать его), являются пользователями социальных благ и услуг. Они заинтересованы в полноценной интеграции в принимающий социум, но могут существенным образом менять его при массовом прибытии. Поэтому эти мигранты должны обладать следующими ключевыми качествами: во-первых, не сильно отличатся от принимающего социума, во-вторых — иметь высокую адаптивную способность.

Мы уже говорили о том, что в Иркутской агломерации серьезным препятствием для миграции на ПМЖ является низкая доступность жилья. Это серьезный лимитирующий фактор, с экономической жесткостью снижающий возможности по приему мигрантов, одновременно вводящий их некоторый «имущественный ценз».

С одной стороны, принимающее сообщество комфортнее чувствует себя, когда мигранты «невидимы», с другой стороны, оно болезненно относится к формированию замкнутых сообществ иммигрантов, формированию этнических кварталов, феномену этнопредпринимательства. С одной стороны, все как бы против профессиональной сегрегации, с другой, общество отрицательно относится к появлению лиц «неславянских» национальностей в аппарате управления, в правоохранительных органах. Раздражает богатство «чужих».

И в развивающейся агломерации, и в других городах и регионах страны общество настороженно будет воспринимать массовую иноэтничную иммиграцию, особенно китайскую. Но людские ресурсы для массовой миграции, так уж сложилось, есть только за пределами России. Поэтому надо продумывать схемы бесконфликтной интеграции иммигрантов в принимающий социум, это — сложная, но решаемая задача для управленческих структур.

Таблица 2. Ограничения, связанные с приёмом отдельных групп мигрантов

Районы выхода мигрантов

Иркутская область, др. регионы Прибайкалья

Европейские страны СНГ, русскоязычное население других стран

Закавказье и страны Центральной Азии — коренное население

Страны дальнего зарубежья

Временные трудовые мигранты массовых профессий

Необходимость получения разрешения на право трудовой деятельности, получения регистрации по месту пребывания — возникающие бюрократические сложности

Необходимость получения разрешения на право трудовой деятельности, получения регистрации по месту пребывания — бюрократические сложности, проблемы с правоохранительными органами, недружелюбное отношение со стороны принимающего социума

Ограничения на привлечение ИРС (квоты), бюрократические сложности, проблемы с правоохранительными органами, недружелюбное отношение со стороны принимающего социума

Представители бизнеса, высококвалифицированные специалисты

Необходимость получения разрешения на право трудовой деятельности, получения регистрации по месту пребывания

Необходимость получения разрешения на право трудовой деятельности, получения регистрации по месту пребывания, недружелюбное отношение со стороны принимающего социума, ограничения для занятия розничной торговлей

Необходимость получения разрешения на право трудовой деятельности, получения регистрации по месту пребывания, недружелюбное отношение со стороны принимающего социума, ограничения для занятия торговлей

Учебные мигранты

Нехватка общежитий

Необходимость оплачивать обучение, размещение в общежитиях

Необходимость оплачивать обучение, размещение в общежитиях, нетерпимость к фенотипу на улицах города

Необходимость оплачивать обучение, размещение в общежитиях, сложности этнокультурной адаптации, уличная агрессия

Мигранты, прибывающие на ПМЖ

Низкая доступность жилья, вялый рынок труда

Низкая доступность жилья, ограниченная поддержка государством программ по переселению соотечественников, сложности с получением РВП, вида на жительство, гражданства (всех натурализационных статусов)

Низкая доступность жилья, серьезные сложности с получением РВП, вида на жительство, гражданства, сложности интеграции в принимающий социум

Очень серьезные сложности с получением РВП, вида на жительство, гражданства, серьезные сложности интеграции в принимающий социум, обостренные проблемы этнокультурной адаптации

А.7. Перспективы динамики населения Иркутской агломерации

Как мы уже отмечали, согласно официальным прогнозам Росстата, население Иркутской области в будущем будет сокращаться темпами, превышающими общероссийские. Причина этого, прежде всего, в сохраняющемся миграционном оттоке населения из области и невысокой привлекательности ее для мигрантов из других регионов и стран. Однако опубликованные данные44 касаются всего населения области, что, конечно, дает информацию о характере грядущих демографических изменений, но не дает ответа на вопрос, каким будет население собственно агломерации.

Разработчиками прогноза45 нам были любезно предоставлены более подробные расчеты, не вошедшие в официальные публикации. Кроме того, эти расчеты немного отличались от официально опубликованных (из-за применения заказчиком работ — Росстатом — иного математического аппарата расчетов и использования иного по продолжительности ряда данных: опубликованные данные отталкиваются от итогов 2004 г., данные разработчиков — от 2005 г.), но отклонения не носят принципиального характера.

Дополнительные данные содержат расчеты отдельно по городскому и сельскому населению, а также по однолетним возрастным группировкам. Это дает нам возможность сделать косвенную оценку численности населения Иркутской агломерации от этих данных, не производя самостоятельных прогнозных расчетов, что требует значительных усилий и привлечения дополнительно специалистов в области демографического прогнозирования.

При оценке перспективной численности населения агломерации мы исходим из следующих важнейших предпосылок:

1. Динамику численности населения агломерации будет определять общий нисходящий демографический тренд, характерный для области, в т.ч. для ее городского населения. Тренд изменения численности и состава городского населения более подходит для оценки численности населения агломерации, чем тренд всего населения Иркутской области.

2. Население городов и районов, входящих в агломерацию, будет составлять определенную долю в городском населении области. Несмотря на то, что в состав агломерации входит и сельское население Иркутского, Ангарского и Шелеховского районов, этим обстоятельством можно пренебречь. Эта доля в городском населении области в последние годы изменяется.

3. Как нами было отмечено ранее, города агломерации притягивают более молодое население из других городов и районов области, и целесообразно делать оценку численности населения, в т.ч. исходя из сложившегося соотношения отдельных возрастных групп в населении. Тем более что данные нам это делать позволяют.

Методика оценки. Согласно данным всероссийской переписи населения 2002 г., население городов и районов, входящих в агломерацию, составляло 47,6% от численности городского населения Иркутской области. На дату предыдущей переписи населения 1989 г. доля агломерации в городском населении составляла 44,4% от городского населения, т.е. идет процесс концентрации населения в пределах агломерации, и это является объективным процессом. При этом в 2002 г. отдельные возрастные группы были еще более сконцентрированы в пределах агломерации (табл. 7.1.), например, люди в возрасте 15-24 лет (студенты, молодежь) и пожилые люди.

Таблица 7.1. Распределение населения по возрастным группам по данным переписи населения 2002 г., тыс. человек

Иркутская область

В т.ч. городское население

Иркутская агломерация

Доля населения данной возрастной группы населения агломерации в численности возрастной группы городского населения, %

Все население

2581,7

2047,6

975,6

47,6

0-4

133,9

100,9

46,2

45,8

5-9

142,3

106,2

48,6

45,8

10-14

216,0

159,9

69,8

43,7

15-19

242,6

194,7

101,3

52,0

20-24

219,7

181,6

95,0

52,3

25-29

203,1

168,2

82,5

49,0

30-34

175,8

143,9

69,9

48,6

35-39

173,2

137,3

64,2

46,7

40-44

215,0

169,0

75,1

44,4

45-49

204,8

161,9

71,2

44,0

50-54

177,8

144,1

65,0

45,1

55-59

86,7

72,2

34,7

48,1

60-64

128,4

103,6

49,2

47,5

65-69

96,7

75,4

36,5

48,4

70+

162,8

126,0

64,9

51,5

Оценку численности населения Иркутской агломерации мы будем производить по трем вариантам.

I вариант рассчитывается, исходя из неизменных соотношений отдельных возрастных групп населения агломерации, зафиксированных при переписи 2002 г., во всем городском населении Иркутской области. Т.о. ведущий и единственный фактор динамики численности населения агломерации — общая динамика численности городского населения области, с которым у населения агломерации, действительно, много общего. При этом изменение численности населения агломерации сравнительно больше зависит от изменения численности молодого и пожилого населения области, т.е. данный расчет учитывает особенности возрастной структуры ее населения, предполагая, что ее черты не претерпят принципиальных изменений.

II вариант исходит из того, что процесс концентрации населения Иркутской области в пределах агломерации будет идти теми же темпами, что и в межпереписной период 1989-2002 гг. Т.е. именно этот вариант в наибольшей степени отвечает нашим представлении о роли агломерации как центра, наиболее устойчивого к вызовам депопуляции и стягивающего население (в основном, молодое) из своей периферии.

III вариант также строится на предпосылках продолжающегося роста концентрации населения области в пределах агломерации, но темпами вдвое меньшими, чем в период 1989-2002 гг. Низкие темпы возможны потому, что на периферии агломерации существенно сокращается миграционный потенциал.

Результаты расчетов представлены в табл. 7.2. Видно, что население агломерации сокращается по всем рассмотренным вариантам, но темпы сокращения имеют существенные различия.

Таблица 7.2. Оценка численности населения Иркутской агломерации до 2026 г., тыс. человек

варианты

Население на начало года

2003

2006

2011

2016

2021

2026

Все население

I

975,6

964,2

927,1

897,2

873,1

849,4

II

955,2

942,0

930,6

914,0

III

941,2

919,6

901,9

881,7

Население в возрасте 15-64 лет

I

708,0

682,9

637,8

600,4

574,4

II

703,6

669,8

640,0

617,9

III

693,3

653,8

620,2

596,1

Население в возрасте 15-24 лет

I

196,3

153,7

111,7

108,0

120,6

II

159,3

118,3

117,0

133,3

III

156,6

115,0

112,5

126,9

Относительные данные

варианты

Население на начало года

2003

2006

2011

2016

2021

2026

Все население

I

975,6

964,2

96,2

93,0

90,6

88,1

II

99,1

97,7

96,5

94,8

III

97,6

95,4

93,5

91,4

Население в возрасте 15-64 лет

I

708,0

 

96,5

90,1

84,8

81,1

II

 

 

99,4

94,6

90,4

87,3

III

 

 

97,9

92,3

87,6

84,2

Население в возрасте 15-24 лет

I

196,3

 

56,9

56,9

55,0

61,4

II

 

 

81,2

60,3

59,6

67,9

III

 

 

79,8

58,6

57,3

64,7

В варианте I население Иркутской агломерации сокращается наиболее высокими темпами: за 20 лет (к 2026 г.) численность ее населения составит только 850 тыс. человек (88% от нынешней численности), население в расширенных границах трудоспособного возраста снизится почти на 20%, а молодежи в возрасте 15-24 лет (возраст основных контингентов учащихся системы профессионального образования) — почти на 40%. Причем трудоспособное население будет опережающими темпами сокращаться с середины следующего десятилетия, а молодежь — уже в самые ближайшие годы.

Этот вариант примерно соответствует расчетам К. Григоричева46 для населения г. Иркутска, любезно предоставленным автором для настоящего исследования. Согласно его расчетам, население г. Иркутска за 2008-2020 гг. сократится с 566,5 тыс. человек до 495 тыс. (с учетом миграционных трендов) или до 531 тыс. (без учета). Т.е. сокращение численности населения за 12 лет составит 6-13%.

Вариант II ведет к сравнительно небольшому сокращению численности населения агломерации: все население к началу 2026 г. снизится до 914 тыс. человек или на 5% от нынешнего уровня. Население в трудоспособном возрасте будет сокращаться гораздо более умеренными темпами, но молодежь будет сокращаться достаточно быстро с середины следующего десятилетия.

Вариант III представляет собой среднее между двумя другими вариантами.

1 Население России за 100 лет (1897-1997): Стат. Сб. / Госкомстат России. -М., 1998. с. 58

2 Ретроспективная численность населения по городам и районам Иркутской области в 1989-2002 гг. Статистический сборник. Иркутскстат, 2006.

3 Источник: Население России за 100 лет (1897-1997): Стат. Сб. / Госкомстат России. -М., 1998; Данные Росстата России

4 Все страны мира. «Население и общество» — Информационный бюллетень ЦДЭЧ ИНП РАН №93, август 2005 г.

5 Основные показатели работы лечебно-профилактических учреждений Иркутской области за 2005 год. ГУ Здравоохранения Иркутской области. Иркутск, 2006, с.11.

6 По прогнозу Департамента здравоохранения Иркутской области

7 Основные показатели работы лечебно-профилактических учреждений Иркутской области за 2005 год. ГУ Здравоохранения Иркутской области. Иркутск, 2006, с.9.

8 Источники: Половозрастная характеристика населения области (по данным переписи населения 1989 года). Иркутск, Иркоблстат, 1990; Возрастно-половой состав и состояние в браке по Иркутской области, включая Усть-Ордынский Бурятский АО. Ч.1, Иркутск, Иркутскстат, 2004.

9 Демографический ежегодник России 2002. Статистический сборник. М., Госкомстат России, 2002

10 Предположительная численность населения России до 2025 года (Статистический бюллетень). М.: Федеральная служба государственной статистики, 2005.

11 Численность, состав и движение населения в РСФСР. М.: РИИЦ Госкомстата РСФСР, 1990. с. 47

12 Источник: Итоги всероссийской переписи населения 2002 года. Т.10. Продолжительность проживания населения в месте постоянного жительства.

13 Регионы перечислены в порядке сокращения показателя интенсивности миграционного прироста за счет внешней миграции.

14 По информации УФГСЗН по Иркутской области.

15 По информации УФМС по Иркутской области.

16 По мнению областных (городских) административных структур.

17 По информации УФМС по Иркутской области.

18 Но не с Красноярском — у нас нет данных, чтобы оценить миграцию на уровне город-город.

19 Предположительная численность населения России до 2025 года (Статистический бюллетень). М.: Федеральная служба государственной статистики, 2005.

20 Согласно вышеупомянутому прогнозу Росстата, миграционный прирост населения России будет расти медленными темпами и составит к 2025 г. 400 тыс. человек ежегодно.

21 Возрастно-половой состав населения Республики Бурятия. Итоги всероссийской переписи населения 2002 года. Комитет госстатистики РБ, Улан-Удэ, 2004.

22 При гипотезе, что г. Чита также будет отдавать часть молодежи Иркутской области. Мы не имеем данных по возрастной структуре населения по районам Читинской области, поэтому расчеты весьма приблизительны.

23 Вендина О. Стратегии развития крупнейших городов России: поиск концептуальных решений / Демоскоп Weekly № 247-248, 22 мая — 4 июня 2006 г. /weekly/2006/0247/analit01.php

24 Зайончковская Ж.А., Мкртчян Н.В. Внутренняя миграция в России: правовая практика. Миграционная ситуация в России. Вып. 4. М.: ЦМИ, ИНП РАН, 2007, 84 с.

25 Высшие и средние специальные учебные заведения Иркутской области — 2006. Статистический сборник. Иркутск, 2007 г.

26 Как показывают результаты обследования «Жители Иркутска, Ангарска и Шелехова оценивают качество городской среды, понимание и восприятие населением проекта агломерации», проведенного в ноябре-декабре 2006 г., проблема высокого уровня преступности, наркомании стоит на первом месте среди острых проблем в городах агломерации, она тревожит 60% жителей агломерации.

27 Бывшего губернатора Иркутской области, ныне — советника губернатора Ю.А. Ножикова.

28 Лариса Миронова. Гражданин России имеет право жить там, где он пожелает. «Новые известия», 15 марта 2007 года.

29 The 2006 Human Development Report. UNDP, 2007, p. 297-300 /hdr2006/report.cfm

30 Перспективы миграции и этнического развития России и их учет при разработке стратегических направлений развития страны на длительную перспективу. М.: ИЭПП, 2004. с. 59.

31 Евразийский демографический барометр / «Демоскоп Weekly», №189-190 7-20 февраля 2005 г.

32 Сайт независимого института социальной политики: /typology/table_types.shtml

33 Татьяна Смолякова. До прилавка и после / «Российская газета», 13 февраля 2007 г.

34 Областная государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Иркутскую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2007-2012 гг. Проект. Иркутск, 2006 г.

35 Федеральный закон 11 ноября 2003 года N 151-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», ст. 14 б).

36 По словам эксперта — проректора одного из крупнейших вузов Иркутска.

37 Мукомель В.И. Миграционная политика России: постсоветские контексты / Ин-т социологии РАН. -М.: Диполь-Т, 2005, с.196.

38 Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации 2006/2007. UNDP. c.130.

39 The 2006 Human Development Report. UNDP, 2007, p. 283-286.

40 Чудиновских О.С., Денисенко М.Б. Где хотят жить выпускники российских вузов? / Демоскоп Weekly № 119-120, 30 июня — 10 августа 2003 г., /weekly/2003/0119/tema01.php

41 Подробнее см.: Гунтыпова Э. Чем Забайкальск привлекает мигрантов? / Мигранты и диаспоры на Востоке России: практики взаимодействия с обществом и госудаорством // редкол. В.И. Дятлов и др. -М.; Иркутск: Наталис, 2007. с. 33-47; Рыжова Н. Организация пространства трансграничных городов / Мигранты и диаспоры на Востоке России: практики взаимодействия с обществом и госудаорством // редкол. В.И. Дятлов и др. — М.; Иркутск: Наталис, 2007. с.48-67.

42 С середины 1990-х гг. прием китайских студентов был ограничен, т.к. получили распространение случаи временной легализации мелких бизнесменов — торговцев под видом студентов.

43 Российский бюллетень конъюнктурных опросов. Промышленность. 184 опрос — сентябрь 2007.ИЭПП.

44 Предположительная численность населения России до 2025 года (Статистический бюллетень). М.: Федеральная служба государственной статистики, 2005.

45 Сценарии прогнозных расчетов, в разработке которых принимал участие один из авторов настоящего исследования (Н.В. Мкртчян) разрабатывались и просчитывались Центром демографии и экологии человека ИНП РАН (Руководитель — А.Г. Вишневский, расчеты — Е.М. Андреев)

46 Сотрудник Администрации г. Иркутска



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Приложение №1

    Документ
    Информационная справка о деятельности предприятия (чем организация занимается, общее состояние отрасли, к которой относится заемщик, краткосрочные и долгосрочные планы и перспективы развития Заемщика, принадлежность к финансовым группам,
  2. Приложение (3)

    Сочинение
    Всероссийский олимпийский детский конкурс «Олимпийский мир и я», посвященный 100-летию создания Российского олимпийского комитета (да­лее Конкурс) проводится Олимпийским комитетом России (ОКР), во взаимо­действии с органами исполнительной
  3. Приложение 6 к

    Документ
    1. Противодымная защита должна обеспечиваться комбинированным использованием систем приточной и вытяжной вентиляции, противодымных конструкций и средств их управления.
  4. Приложение (4)

    Документ
    Этот устав разработан в соответствии со статьей 13 Закона Украины «Об оздоровлении и отдыхе детей», постановления Кабинета министров Украины от 28 апреля в 2009 г.
  5. Приложение (5)

    Документ
    Юридический адрес ООО «Иванов Иван Иванович», Фактическое нахождение ООО «Иванов Иван Иванович», Генеральный директор: Иванов Иван Иванович , паспорт , проживающего по адресу: .

Другие похожие документы..