Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Рабочая программа'
Рабочая программа по курсу «Управление в бюджетных организациях» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего ...полностью>>
'Учебно-методический комплекс'
П Психология лиц с умственной отсталостью [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Н.А. Першина; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шу...полностью>>
'Документ'
За последние 20 лет понятие «стратегия» широко вошло в обиход специалистов, теорию и практику менеджмента как набор правил, которыми руководствуется ...полностью>>
'Документ'
Христианское благовестие изначально было вестью о спасении. О Господе свидетельствовали прежде всего как о Спасителе, искупившем люди Своя от рабства...полностью>>

Приложения А

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Таблица 3. Нетто-миграция населения Иркутской области с федеральными округами России в 1991-2005 гг., тыс. человек

1991-1995

1996-2000

2001-2005

Россия

-13,6

-19,8

-21,8

Центральный

-6,2

-9,7

-10,4

Москва

-0,2

-2,0

-2,4

Московская область

-0,5

-1,7

-2,9

Северо-Западный

-0,6

-2,7

-3,1

Санкт-Петербург

-0,1

-1,2

-1,2

Ленинградская

-0,2

-0,8

-0,8

Южный

-7,9

-7,9

-4,1

Краснодарский край

-4,2

-2,8

-2,4

Приволжский

-6,9

-6,9

-3,4

Уральский

-2,6

-2,6

-1,7

Сибирский

1,0

-0,8

-0,1

Красноярский край

0,7

-4,1

-3,3

Дальневосточный

9,6

7,9

0,8

Якутия (Саха)

3,9

4,2

0,6

В миграции с большинством регионов Сибирского округа Иркутская область имеет миграционную убыль, особенно велики ее размеры в обмене населением с Красноярским краем. При этом Иркутская область получает достаточно стабильную миграционную подпитку из Бурятии и Читинской области. В 1990-е годы в качестве миграционного донора выступала Республика Саха, однако в последние пять лет миграционная «подпитка» оттуда фактически прекратилась.

Т.о., основные немногочисленные миграционные доноры Иркутской области располагаются на востоке, а регионы, расположенные западнее, с разной силой оттягивают население (рис. 16).

Рисунок 16. Нетто-миграция Иркутской области с отдельными регионами России в 1991-2005 гг., тыс. человек

Миграция в агломерации и других городах и районах области.

Города и районы, входящие в развивающуюся Иркутскую городскую агломерацию, в миграционном плане имеют отличия от других городов и районов области.

Прежде всего, эти отличия касаются внутриобластной миграции: агломерация «стягивает» население из других частей области. Мы уже упоминали о том, что города агломерации принимают молодое население из других районов области: согласно итогам Всероссийской переписи населения 2002 г., численность населения в возрасте 15-24 лет в агломерации больше, чем могло бы быть без влияния миграции, примерно на 20%, т.е. минимум на 32 тыс. человек — это очень существенная прибавка к населению, причем это население молодое, репродуктивно-активное. И в этой прибавке население других районов и городов Иркутской области играло ведущую роль.

По данным текущего учета населения, в 2001-2005 гг. только за счет миграции из других районов области население Иркутской агломерации увеличилось на 3,5 тыс. человек. Цифры, на первый взгляд, небольшие, но это миграция на постоянное место жительства, сюда практически не включаются учебные мигранты и те, кто не оформляет в городах агломерации постоянной прописки.

Агломерация имеет специфику и в миграционном обмене с другими регионами страны. Для агломерации характерен практически «нулевой» миграционный баланс: за 2001-2005 гг. она потеряла только 0,6 тыс. человек в обмене с другими районами страны; другие города и районы области за тот же временной период потеряли 21,2 тыс. человек. Как видно на рис. 17 и 18, именно города и районы, входящие в агломерацию, имеют миграционный прирост в обмене населением с регионами Сибири и Дальнего Востока, другие районы и здесь теряют население.

Рисунок 17. Нетто-миграция с другими округами в 2001-2005 гг., тыс. человек

Рисунок 18 Составляющие миграционных «потерь» агломерации и других районов и городов Иркутской области в 2001-2005 гг., %

Следует обратить внимание и на особенности структуры миграционных потерь агломерации. Более половины их приходится на регионы Центральной России, а вместе с Северо-Западом — 70%. Население городов и районов «утекает» в основном в другие регионы Сибири (и в агломерацию) и достаточно равномерно распределяется по стране.

Существенным отличием миграции агломерации является то, что 40% населения она теряет в обмене с Москвой и Санкт-Петербургом, а если добавить к этому «столичные» области, то это составит 63% потерь. При этом агломерация выдерживает конкуренцию с Красноярским краем18: с ним миграционный баланс в последние годы фактически «нулевой». Значимые потери агломерация имеет в обмене со Свердловской, Новосибирской, Нижегородской областями, Республикой Татарстан. Т.е. миграционные устремления населения агломерации гораздо более избирательны, чем населения других регионов области, оно тяготеет, прежде всего, к крупным городам, которым Иркутск уступает по численности населения, и, по всей видимости, по качеству жизни.

Миграционный приток в города и районы агломерации имел место до 2002г., т.е. до того времени, пока сохранялся ощутимый приток мигрантов из стран СНГ и шла активная миграция из других районов области в Иркутск (рис. 19).

Рисунок 19. Нетто-миграция городов и районов, входящих и не входящих в агломерацию, тыс. человек

Города и районы, входящие в состав агломерации, получают миграционный приток населения из других территорий области. За 1997-2005гг. этот приток, по данным текущего учета, составил 11,8 тыс. человек, еще около 4 тыс. составил прирост за счет миграции с другими регионами и странами. Учитывая, что только увеличение численности проживающих в городе поколений родившихся в 1980-89гг. в городах и районах агломерации составило около 35 тыс. человек (о чем уже говорилось выше), миграция в значительной мере носит нерегистрируемый характер.

Как видно из статистических данных, тренды миграционного прироста населения агломерации нисходящие. В настоящее время, когда легальная, регистрируемая миграция из стран СНГ сократилась до совсем незначительного уровня, потенциал миграции с востока сокращается, и пик выезда из северных районов области на юг пройден, возможность агломерации притягивать население остается под вопросом.

А.3. Трудовые ресурсы и занятость

Наличие трудовых ресурсов, их количество и качество — важный фактор, определяющий потенциал социально-экономического развития территории. В условиях депопуляции (которая, согласно прогнозам Росстата, сохранится на протяжении минимум двадцати лет) он становится реальным ограничителем развития. Так, планы развития на Байкале особой экономической зоны туристско-рекреационного типа не содержат реалистической информации о том, откуда появятся необходимые десятки тысяч рабочих рук.

На рынке труда РФ положение пока относительно хорошее: страна пользуется последствиями высокого уровня рождаемости в первой половине 80-х годов прошлого века. Но на любом территориальном уровне сокращение общей численности населения, иногда с временным лагом, ведет и к снижению численности рабочей силы. Этому же способствует старение населения и снижение рождаемости. При проведении политики развития увеличивается нехватка трудовых ресурсов. Последние становятся все более дефицитным и, следовательно, дорогим товаром. С одной стороны, такая ситуация благоприятна для населения (ведет к росту заработной платы и сокращению безработицы), с другой, блокирует развитие экономики, особенно трудоемких отраслей.

Именно такая ситуация складывается в пределах агломерации. Если ее доля в общем количестве занятых составляет 45% (что выше удельного веса в населении минимум на 5 п.п.), то проживает в агломерации лишь 28% населения области в трудоспособном возрасте. Это сравнение свидетельствует об очевидном дисбалансе между потребностями в рабочей силе и наличными трудовыми ресурсами в пределах агломерации. Нехватка рабочих рук в агломерации может быть преодолена двумя путями:

— увеличивая долю работающего местного населения (этот резерв, похоже, уже исчерпан),

— привлекая кадры из вне (агломерации, субъекта, страны).

С точки зрения занятости населения, дальнейшая интеграция в рамках агломерации будет явлением сугубо положительным. Увеличение доступности мест приложения труда расширяет для ищущего работу возможности «разнообразного» трудоустройства в рамках более крупной и более диверсифицированной экономики, возможности повышения квалификации, снижает зависимость от работодателя.

Промышленные центры (Ангарск с 41% занятых в энергетике, обрабатывающей промышленности и строительстве, Шелехов с 54%) интегрируются с почти постиндустриальным Иркутском (почти 80% работают в сфере услуг). Ангарск и Шелехов из промышленных моногородов превратятся в промышленные ареалы на периферии агломерации. Территории между Иркутском и Ангарском станут селитебными с более высоким качеством среды. Как результат — повышение притягательности данной территории для мигрантов как места работы и проживания.

Вполне возможно и предсказанное на несколько ближайших лет сокращение потребности в кадрах (как агломерации в целом, так и ее составных частей). Ведь речь идет об уже существующих «мощностях», в т.ч. свертывающихся и способных повысить производительность труда. Но в случае увеличения инвестиционного потока дефицит рабочей силы, очевидно, будет расти.

Кроме того, продолжится не фиксируемая статистикой утечка «мозгов» и «золотых рук», ведущая к снижению качества рабочей силы. И, прежде всего, в агломерации. Этот сюжет прозвучал почти во всех экспертных интервью. Реально ли удержать в области/агломерации хотя бы часть отъезжающих или привлечь равноценные кадры? По оценке местных экспертов, данная проблема может быть решена повышением заработной платы высококвалифицированных специалистов до 60-70 тысяч в месяц (т.е. увеличиться в 3-4 раза).

Резюмируя, можно утверждать, что рабочая сила (ее количественные и качественные показатели) не станет основным фактором притяжения в агломерацию новых инвестиций. Во-первых, ее уже недостаточно, и этот дефицит возрастет. Во-вторых, местная рабочая сила не очень дешева (если сравнивать с мигрантами из стран ближнего и дальнего зарубежья, особенно из Китая и Северной Кореи). Т.о., рабочая сила, скорее всего, станет ограничителем планов развития агломерации, в т.ч. может замедлить перестройку отраслевой структуры ее экономики.

Положение на рынке труда области остается достаточно сложным. Уровень безработицы в области — 2.7%. Примерно на этом уровне он держится и в агломерации. Показатель очень скромный, практически отражающий текучесть рабочей силы, а не наличие реальных проблем в сфере занятости.

Однако на фоне увеличения количества заявок, подаваемых работодателями в органы службы занятости, численность незанятых трудовой деятельностью и безработных остается достаточно высокой. Это свидетельствует о сохраняющемся несоответствии спроса и предложения рабочей силы. На регистрируемом рынке труда преобладает спрос на рабочие профессии (до 70-80% заявленных вакансий), который полностью не обеспечивается предложением. Для агломерации и области в целом характерна структурная безработица. При очевидной потребности в кадрах традиционных отраслей (рабочие профессии) и сферы профессиональных услуг, существует и значимая безработица.

Таблица 3.1. Доля безработных, состоящих на учете более 1 года.

на 01.01.04г.

на 01.01.05г.

на 01.01.06г.

на 01.01.07г.

1

Ангарск

8,4

5,8

3,3

3,6

2

Иркутск

11,4

6,9

7,2

5,7

3

Шелехов

2,8

2,8

2,2

5,2

4

Катангский район

33,1

32,8

17,0

27,3

 5

Итого

8,8

6,1

4,5

3,7

Данные ОГУ ЦЗН городов и районов

Потребность организаций в работниках, заявленная в службу занятости за 1 полугодие 2007 года, составляла 25,7 тыс. человек в среднем в месяц (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличение на 70,2%).

Совместный анализ динамики численности населения и его половозрастной структуры однозначно свидетельствую, что уже в ближайшие годы дефицит рабочей силы в пределах Иркутской агломерации существенно обострится.

Еще одним из вариантов пополнения трудовых ресурсов по профессиям и специальностям, не представленным на региональном рынке труда или не привлекающим местную рабочую силу, но востребованным работодателями, является временное (максимальный срок - один год) привлечение иностранной рабочей силы. Данный процесс регулируется механизмом квотирования на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию с целью осуществления трудовой деятельности (действует только в отношении граждан дальнего зарубежья).

Профессиональный состав привлекаемых работников представлен в основном рабочими профессиями. То же относится и к трудовым мигрантам из стран ближнего зарубежья, въезжающим на территорию области по приглашениям, инициированным работодателями.

Власти региона формально декларируют свою ответственность за защиту рынка труда от нелегальной трудовой иммиграции, наносящей экономический ущерб, вытесняющей коренное население из определенных сегментов этого рынка, являющейся основой развития «теневой экономики», роста криминализации общества и коррупции.

В местном сообществе широко распространено мнение, что иностранная рабочая сила вытесняет с рынка труда коренное (русскоязычное) население, осуществляет своего рода демпинг. Это мнение не подтверждается при анализе ситуации в области и агломерации. Иностранная рабочая сила преимущественно занимает рабочие места, невостребованные коренным населением (с низким уровнем заработной платы, плохими условиями труда, с ярко выраженной сезонностью и т.д.). Если бы удалось полностью закрыть доступ иностранной рабочей силе на рынок труда области и агломерации, то можно гарантировать кризис в строительстве, отдельных отраслях промышленности, торговле и т.д. Возрастет стоимость большинства товаров и услуг, в т.ч. потребляемых беднейшими слоями населения.

Можно сделать вывод, что иностранная рабочая сила является единственным «спасением» региона, ресурсом, обеспечивающим его развитие. Особенную ценность представляют гастарбайтеры из Китая, производительность труда которых в 2-3 раза выше, чем у «представителей коренного населения». Их привлекает, безусловно, уровень заработной платы в Иркутской области (в основном речь идет о строителях в Иркутске), который значительно выше, чем при занятии аналогичной деятельностью в Китае.

С рабочей силой и, в целом, мигрантами из Китая связано много политических спекуляций. Оценка их численности обычно возрастает в период выборов в регионе или иных политических пертурбаций. В агломерации их ровно столько, сколько есть мест приложения труда. Пока миллионов китайцев, желающих заселить Сибирь, не наблюдается. Опасения отчасти провоцируют сами китайцы: обе их общины - самые закрытые среди всех, зарегистрированных в Иркутске - стараются минимизировать любые внешние контакты, кроме связанных с трудоустройством и бизнесом.

Из приведенной ниже таблицы абсолютно ясно, что столица области — основной центр притяжения иностранной рабочей силы. Это и понятно, учитывая высокую степень диверсификации хозяйства и емкость внутреннего рынка. В Ангарске и Шелехове, с их моноспециализацией на востребованных пока отраслях, иностранной рабочей силы практически нет: высокооплачиваемые рабочие места заняты коренным населением.

Отсутствие притока рабочей силы из других стран потребует проведения ревизии планов экономического и социального развития и, возможно, разработки планов сжатия ареалов расселения и хозяйственной деятельности. Этот вариант событий практически исключен. Но парадоксальная ситуация сохраняется: испытывая нехватку рабочей силы, РФ проводит ограничительную миграционную политику.

Опасения региональных и муниципальных органов власти понятны: приток «инородческого» населения создаст острые социально-политические проблемы. Понадобится продуманная и спланированная компенсирующая политика, направленная, прежде всего, на ассимиляцию мигрантов. Одна из ее задач — противодействовать территориальной концентрации мигрантов в пределах агломерации.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Приложение №1

    Документ
    Информационная справка о деятельности предприятия (чем организация занимается, общее состояние отрасли, к которой относится заемщик, краткосрочные и долгосрочные планы и перспективы развития Заемщика, принадлежность к финансовым группам,
  2. Приложение (3)

    Сочинение
    Всероссийский олимпийский детский конкурс «Олимпийский мир и я», посвященный 100-летию создания Российского олимпийского комитета (да­лее Конкурс) проводится Олимпийским комитетом России (ОКР), во взаимо­действии с органами исполнительной
  3. Приложение 6 к

    Документ
    1. Противодымная защита должна обеспечиваться комбинированным использованием систем приточной и вытяжной вентиляции, противодымных конструкций и средств их управления.
  4. Приложение (4)

    Документ
    Этот устав разработан в соответствии со статьей 13 Закона Украины «Об оздоровлении и отдыхе детей», постановления Кабинета министров Украины от 28 апреля в 2009 г.
  5. Приложение (5)

    Документ
    Юридический адрес ООО «Иванов Иван Иванович», Фактическое нахождение ООО «Иванов Иван Иванович», Генеральный директор: Иванов Иван Иванович , паспорт , проживающего по адресу: .

Другие похожие документы..