Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Автореферат'
Работа выполнена на кафедре административного и финансового права негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образовани...полностью>>
'Документ'
Солнечная система — планетная система, включающая в себя центральную звезду — Солнце — и все естественные космические объекты, обращающиеся вокруг не...полностью>>
'Задача'
Авторские предисловия   К испанскому изданию 1937 г.   Задача настоящей работы Глава 1: Что достигнуто?   Важнейшие показатели промышленного роста   С...полностью>>
'Документ'
Модернизация современного общества происходит всесторонне, в том числе и в системе образования. Политика государства направлена на пересмотр и качест...полностью>>

Урок по курсу "общая биология",10 класс. Тема "Основы генетики и селекции"(24 часа)

Главная > Урок
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО КУРСУ "ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ",10 класс.

Тема 3. "Основы генетики и селекции"(24 часа).

Урок № 2. "Основные закономерности явлений наследственности. Моногибридное скрещивание. 1-й закон Г. Менделя."

Цели и задачи урока.

Образовательные: познакомить учащихся с генетическими опытами

Г. Менделя;

- раскрыть сущность основного метода генетики - гибридологического;

- сформировать у учащихся понятие о моногибридном скрещивании, познакомить с сущностью 1-го закона Г. Менделя;

- совершенствовать умение работать с учебником, Рабочей тетрадью, биологическим словарем.

Воспитательные: развивать самостоятельность, воспитывать интерес к предмету и потребность в приобретении знаний, воспитывать чувство взаимовыручки и взаимопомощи.

Развивающие: подчеркнуть диалектичность понятий доминантности и рецессивности признаков, гомозиготы и гетерозиготы, генотипа и фенотипа, развивать умение выделять главное, сравнивать, делать правильные выводы, логически мыслить, подчеркнуть, что организмы с одинаковым фенотипом могут иметь разный генотип, развивать эмоции учащихся и познавательный интерес к изучению проблем генетики.

Оборудование: компакт-диск "Биология" - раздел "Общая биология"; схемы: "Формула цветка бобовых", "Моногибридное скрещивание" (полное доминирование); магнитная доска и пособие, иллюстрирующее законы Г. Менделя; инструктивные карточки с терминами, таблицами, задачами.

Методы:

- словесные (беседа, рассказ, объяснение);

- наглядные (демонстрация схемы моногибридного скрещивания на мониторе, таблицах, магнитном пособии);

- практические (решение задач на моногибридное скрещивание).

Тип урока: Изучение нового материала.

Этапы урока:

1. Организационный этап. Постановка цели и мотивация учебно-познавательной деятельности учащихся, информация о домашнем задании - 4 мин.

2.Актуализация знаний (фронтальная форма учебной работы) - 4 мин.

3.Изучение нового материала, работа с инстр.карточкой -25 мин.

4. Этап обобщения, закрепления и систематизации знаний - 5 мин.

5. Подведение итогов - 2 мин.

ИТОГО: -40 мин.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

1. Организация класса, проверка отсутствующих, напоминает старшим по группам о сдаче отчетов по выполнению домашней работы и дает задание им помогать учителю в работе с классом в ходе урока, по подведению итогов и присвоения лучшей группе звания "ЕДИНИЦА НАСЛЕДСТВЕННОСТИ".

1. Готовятся к уроку.

Старшие сдают отчеты о подготовке учащихся к уроку, и весь урок отмечают в карточках активно работающих учащихся, ставят объявленные учителем отметки и в конце урока передают информацию для выставления в журнал.

2. Введение в ход урока:

а) раскрытие общей цели урока, постановка проблемы изучаемого материала - почему попытки ученых до опытов Г. Менделя выявить закономерности наследования признаков заканчивались неудачей? В чем сущность основного метода генетики - гибридологического?

Сформировать знания о 1 законе Г. Менделя.

б) объяснение порядка работы на уроке.

в) план урока (записан на доске):

1. Гибридологический метод исследования наследственности.

2. Моногибридное скрещивание.

3. Признаки доминантные и рецессивные

4. Гомозигота и гетерозигота.

5. Закон единообразия 1 поколения гибридов - правило доминирования.

6. Обобщение, закрепление (в Рабочей тетради проверка №136, выполнение №137-139, решение задач №1, №2 на моногибридное скрещивание по дидактической карточке, тестовая работа с 2 заданиями).

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

параграф 23, (с.94-96), пов. п.п.19,20, в Рабочей тетради №№136,137-139, 141 ).

Записывают тему урока: "ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЯВЛЕНИЙ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ. МОНОГИБИДНОЕ СКРЕЩИВАНИЕ. 1-й ЗАКОН Г. МЕНДЕЛЯ",- в лекционную тетрадь, знакомятся с инструктивными карточками.

Учащиеся записывают план в лекционную тетрадь

Записывают рекомендованное домашнее задание в дневник.

3. Изучение нового материала.

3.1.

1) Что такое наследственность?

2). А каковы материальные основы наследственности?

Учитель знакомит учащихся с дополнительной информацией о гибридизации, которую проводили люди с древнейших времен с практической целью (китайские рукописи - 6 тысяч лет назад новые сорта риса путем гибридизации и отбора; сохранилась каменная табличка среди вавилонских памятников письменности, выбитая 4 тысячи лет до нашей эры, на которой записаны данные о наследовании формы головы и гривы в пяти поколениях лошадей. И хотя факты передачи признаков по наследству были известны давно, первые сведения о механизме этой передачи появились сравнительно недавно.

Исследования Г. Менделя по гибридизации гороха привели его к открытию законов наследственности, в основу которых легло представление о существовании в клетках отдельных (дискретных) единиц наследственности (он назвал их наследственными факторами - задатками).

В 1865 году Г. Мендель выступил с сообщением на заседании естественно-исторического общества в городе БРНО, позднее его исследования были опубликованы в трудах этого общества. Современники Г. Менделя не поняли величайшего значения его открытия, позднее (в 1900 году) Г. Менделя назвали "отцом современной генетики".

Давайте вспомним, что такое генетика?

А что такое ГИБРИД?

Что такое гибридизация, например, у растений?

В чем же заслуга Грегора Менделя (1822-1884)?

1 - разработал метод ГИБРИДОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА (основной метод генетики);

2 - установил ряд законов наследования, положивших начало генетики, названных в его честь - Законами Менделя.

СУЩНОСТЬ ГИБРИДОЛОГИЧСКОГО МЕТОДА МЕНДЕЛЯ учитель показывает на магнитном пособии (РАСТЕНИЯ С ЖЕЛТЫМИ СЕМЕНАМИ ГОРОХА ИСКУССТВЕННО ОПЫЛЯЛ ПЫЛЬЦОЙ РАСТЕНИЙ С ЗЕЛЕНЫМИ СЕМЕНАМИ И ПОЛУЧИЛ ГИБРИДНЫЕ СЕМЕНА ВСЕ ЖЕЛТЫЕ), иллюстрирующем опыты Г. Менделя, позволившие ему открыть 1-й закон генетики - закон единообразия гибридов первого поколения.

Заслуги Г. Менделя:

а) - выбрал очень удачный объект для работы - ГОРОХ (Демонстрация СХЕМЫ №1- формулы цветка семейства Бобовых, самоопыляемое растение с чистыми линиями);

б) - скрещивал особи с контрастными (альтернативными) признаками (Желтая окраска семян и зеленая окраска семян, красные цветки гороха и белые - ДЕМОНСТРАЦИЯ МАГНИТНОЙ СХЕМЫ и СХЕМЫ-РИСУНКА №2);

-Вспомним, что такое АЛЛЕЛЬНЫЕ ГЕНЫ? (демонстрация на компьютерном диске генотипа человека, рисунка двух гомологичных хромосом с показом двух локусов, где расположены разные формы одного и того же гена, отвечающие за развитие одного признака, н-р, цвета).

НЕАЛЛЕЛЬНЫЕ ГЕНЫ?

ГОМОЛОГИЧНЫЕ ХРОМОСОМЫ?

в) делал анализ проявления у гибридов только исследуемых признаков, без учета остальных;

г) выращивал и делал анализ потомства каждой особи отдельно от других;

д) вел точный количественный учет гибридов, различающихся по исследуемым признакам;

е) ввел понятие о наследственном факторе (ЗАДАТКЕ), как гипотетическом материальном носителе наследственности, названном позднее (через 40 лет) - ГЕНОМ.

3.2.

Давайте вспомним, что такое моногибридное скрещивание?

(дигибридное, полигибридное?)

3.3.Давайте вспомним, что такое доминантные и рецессивные признаки? Еще раз посмотрите на магнитную доску, где воспроизведен опыт Г. Менделя по моногибридному скрещиванию и на СХЕМУ №2. Какой признак в каждом из этих примеров будет доминантным?

Прошу познакомиться по инструктивной карточке с некоторыми доминантными и рецессивными признаками человека, установленными генетиками.

3.4.

Давайте вспомним, что такое ЗИГОТА?

ГОМОЗИГОТНЫЙ организм ?

ГЕТЕРОЗИГОТНЫЙ организм ?

3.5.

В опытах с горохом признак желтой окраски семян доминировал над зеленой окраской, это позволило Г.Менделю сформулировать ПАВИЛО ДОМИНИРОВАНИЯ : - ПРИ СКРЕЩИВАНИИ СОРТОВ, ОТЛИЧАЮЩИХСЯ ДРУГ от ДРУГА ПАРОЙ КОНТРАСТНЫХ ПРИЗНАКОВ, ВСЕ ГИБРИДЫ ЕДИНООБРАЗНЫ И ИМЕЮТ ПРИЗНАК ОДНОГО ИЗ РОДИТЕЛЕЙ.

3.6. Давайте решим задачи №1, №2 из инструктивной карточки на моногибридное скрещивание.

Правильность решения устно проверяется учителем.

При ответах учащихся учитель следит за их речью, гены не могут быть желтыми, зелеными и пр. Гены - это факторы, обеспечивающие развитие каких-либо признаков.

4.1 Обобщение, закрепление и систематизация знаний проводится при помощи тестовой работы, состоящей из двух заданий (см. приложение).

Правильность ответов устно проверяется учителем.

(ЗАДАНИЕ №1.

1.Что такое доминантность и рецессивность?

2.Какие гены называются аллельными? Неаллельными?

3. Какой организм называется гомозиготным? Гетерозиготным?

4. Что такое генотип?

Фенотип?

5. Могут ли организмы с одинаковым фенотипом иметь разный генотип? В каком случае?

6. Как называл Г.Мендель единицы наследственности?

ЗАДАНИЕ №2.

1В; 2ВГ; 3В; 4В; 5АБВ;6В.)

5.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.

1 вариант-

За активную работу на уроке, усвоение нового материала и знание ранее изученного выставляются оценки.

2- вариант -"-.

- учащиеся вспоминают, что НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ - это способность организмов передавать следующим поколениям свои специфические признаки и особенности и, что в основе специфичности лежит разнообразие молекул белка.

-Ответ: - Материальные основы наследственности - ДНК и РНК, и вспоминают, что ГЕНОМ называют УЧАСТОК МОЛЕКУЛЫ ДНК, СОДЕРЖАЩИЙ ИНФОРМАЦИЮ О ПЕРВИЧНОЙ СТРУКТУРЕ ОДНОГО БЕЛКА (ЭТО ЕДИНИЦА ГЕНЕТИЧСКОЙ ИЛИ НАСЛЕДСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИИ)

Ответ: ГЕНЕТИКА - наука о наследственности и изменчивости организмов.

Ответ :- ГИБРИД - это особь, полученная в результате скрещивания генетически различных родительских форм.

Ответ :- ГИБРИДИЗАЦИЯ - это скрещивание особей с контрастными, альтернативными признаками.

Учащиеся внимательно смотрят.

Учащиеся внимательно смотрят СХЕМЫ №1,2, рассказывают об особенностях строения цветка растений семейства Бобовых, о самоопылении этих растений и о чистых линиях.

Учащиеся внимательно смотрят и делают обобщение:

АЛЛЕЛЬНЫЕ ГЕНЫ (АЛЛЕЛИ) - это разные формы одного и того же гена, расположенные в одних и тех же участках (локусах) гомологичных хромосом и отвечающие за развитие одного признака (цвет, рост и тд.)

НЕАЛЛЕЛЬНЫЕ ГЕНЫ - гены, расположенные на одной хромосоме или на гомологичной хромосоме, но на разных участках (локусах)

ГОМОЛОГИЧНЫЕ ХРОМОСОМЫ - хромосомы сходные по строению и несущие одинаковые гены.

Учащиеся записывают в лекционную тетрадь (в Рабочей тетради № 141) СУЩНОСТЬ ГИБРИДОЛОГИЧЕСКОГО МЕТОДА И ЗАСЛУГИ Г.МЕНДЕЛЯ:

а)-

б)-

в)-

г)-

д)-

е)-

Учащиеся дают определение - МОНОГИБРИДНОЕ СКРЕЩИВАНИЕ - скрещивание, при котором родительские формы отличаются друг от друга одной парой взаимоисключающих признаков.

(соответственно- двумя, многими парами)

Учащиеся в группах обсуждают результат опыта Г. Менделя и говорят, что на магнитной доске - доминантный признак - желтый цвет семян, на схеме №2 - доминантным будет признак красный цвет цветка.

Учащиеся дают определение - ДОМИНАНТНЫЙ ПРИЗНАК (лат.dominantus-господствующий) - признак 1-й родительской особи, появляющийся у гибридов 1-го поколения и подавляющий признак другой родительской особи.

РЕЦЕССИВНЫЙ ПРИЗНАК -(лат - recessus - отступление, удаление) - признак, не появляющийся у гибридов первого поколения.

Учащиеся внимательно читают информацию о некоторых доминантных и рецессивных признаках человека, которые передаются от родителей потомкам.

Ответ : зигота - это оплодотворенная яйцеклетка, несущая двойной набор хромосом( по одному от каждого родителя).

Учащиеся работают с Рабочей тетрадью - №136.

ГОМОЗИГОТНЫЙ ОРГАНИЗМ - это организм, имеющий одинаковые аллельные гены.

(АА,аа - особи, не дающие расщепление в поколениях по этому признаку)

ГЕТЕРОЗИГОТНЫЙ ОРГАНИЗМ - организм, имеющий разные аллельные гены. (Аа- особи, в потомстве у которых образуется расщепление по этому признаку)

Учащиеся записывают в тетрадь 1-й закон Менделя - ЗАКОН ЕДИНООБАЗИЯ ПЕРВОГО ПОКОЛЕНИЯ- "При скрещивании двух особей с противоположными признаками все гибриды одинаковы и похожи на одного из родителей".

Учащиеся каждой группы получают инструктивные каточки, работают групповым методом, обсуждают правильность записи условия задач, решения и ответов.

Старшие групп получают тестовую работу, проверяют ее выполнений и самостоятельно выставляют оценки.

Ответ: ДОМИНАНТНОСТЬ - это явление появления у гибридов 1-го поколения признака 1-й родительской особи и подавление развития признака (РЕЦЕССИВНОГО) другой родительской особи.

Ответ: разные формы одного и того же гена, локализованные в идентичных участках (локусах) гомологичных хромосом и отвечающие за развитие одного признака (цвет, рост и тд.) - АЛЛЕЛЬНЫЕ ГЕНЫ.

НЕАЛЛЕЛЬНЫЕ ГЕНЫ- гены, расположенные на одной хромосоме или на гомологичной хромосоме, но на разных участках (локусах).

Ответ: ГОМОЗИГОТНЫЙ ОРГАНИЗМ - это организм, имеющий одинаковые аллельные гены (АА или аа - особи, не дающие расщепление в поколениях по этому признаку)

ГЕТЕРОЗИГОТНЫЙ ОРГАНИЗМ - организм, имеющий разные аллельные гены (Аа - особи, в потомстве у которых образуется расщепление по этому признаку)

Ответ: - ГЕНОТИП - ЭТО СИСТЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВУЮЩИХ ГЕНОВ ОРГАНИЗМА.

ФЕНОТИП - ЭТО СОВОКУПНОСТЬ ВСЕХ ПРИЗНАКОВ И СВОЙСТВ ДАННОГО ОРГАНИЗМА. ФОРМИРУЕТСЯ ПОД ВЛИЯНИЕМ ГЕНОТИПА И УСЛОВИЙ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ.

Ответ: могут - АА и Аа - ФЕНОТИПЫ ОДИНАКОВЫЕ (СХЕМА №2) - красные цветки, а ГЕНОТИПЫ - РАЗНЫЕ - АА и Аа.

Ответ: он назвал их факторами. Любой признак, по Г.Менделю, формируется под влиянием материального фактора.

Фактор, определяющий доминантный признак - А, а рецессивный - а;

- каждая особь - 2 фактора: 1- от матери; другой - от отца;

- при образовании гамет - происходит редукция (УМЕНЬШЕНИЕ) факторов и в каждую гамету - только 1 фактор.

Учащиеся по лекционным тетрадям, карточкам рассказывают, в чем сущность гибридологического метода и заслуги Г. Менделя в открытии законов наследственности. Ставят оценки, полученные на уроке, в дневник.

Учащиеся по инструктивной карточке смотрят, как решаются задачи на моногибридное скрещивание (Задачи №1, №2), анализируют тестовую работу (из двух заданий) и группа учащихся, наиболее активно работавшая на уроке, первая правильной выполнившая эти задания получает звание - "ЕДИНИЦА НАСЛЕДСТВЕННОСТИ".

Ставят оценки, полученные за урок в дневники.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рабочая программа по курсу общая биология 9 класс

    Рабочая программа
    «Утверждено» на заседании педагогического совета школы протокол №__1_ от «26» августа 2009 г. директор МОУ «Верхнесуерская средняя общеобразовательная школа»
  2. Урокиби ологи и на «5» в физико-математическом

    Урок
    Это пособие окажет вам максимальную помощь в освоении интегрированного курса ОБЖ-Биология в 10 и 11 классах. Оно будет полезно всем для выполнения домашних заданий и для контроля основных знаний.
  3. Рабочая программа по биологии 10 класс

    Рабочая программа
    Рабочая программа для 10 класса составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы среднего (полного) общего образования (базовый) и (профильный) уровни.
  4. Приложения к работе «Формирование и развитие оуун как способ повышения качества обучения биологии»

    Документ
    Вопросы, выполнение которых способствует формированию ОУУН, в учебнике общей биологии Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Введение в общую биологию и экологию: Учеб.
  5. 10 класс лабораторных работ – 4

    Документ
    Биология как наука; предмет и методы изучения в биологии. Общая биология – учебная дисциплина об основных хакономерностях возникновения, развития и поддержания жизни на Земле.

Другие похожие документы..