Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа'
Понятие, цели и задачи землеустройства агроформирований. Содержание проекта внутрихозяйственного землеустройства агроформирований. Землеустроительный...полностью>>
'Документ'
Згідно постанови Верховної Ради Української РСР від 18.12.90 «Про земельну реформу» земельна реформа є складовою частиною економічної реформи, здійсн...полностью>>
'Документ'
Глубокие социально-экономические, политические и культурные перемены в стране, произошедшие в 90-х годах двадцатого века, потребовали коренного перео...полностью>>
'Документ'
Сплавы никелида титана с памятью формы. Ч. I. Структура, фазовые превращения и свойства /  Под общ. ред. В. Г. Пушина. – Екатеринбург: Изд-во УрО РАН,...полностью>>

Курс лекций по дисциплине «передача информации в управлении» 48 Тема №1. Межличностное общение: понятие, сущность 48 Тема №2. Общение как обмен информацией.

Главная > Курс лекций
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Тольяттинский государственный университет

Институт финансов, экономики и управления

Кафедра «Менеджмент организации»

Институт заочного обучения

Сыротюк С.Д.

Передача информации в управлении

Сборник учебно-методических материалов

Тольятти 2010

УДК 65.01 (075.8)

ББК 65.291.21

П27

Рецензенты:

Передача информации в управлении: сборник учебно-методических материалов / Ред. и сост. С.Д.Сыротюк – Тольятти: ТГУ, 2010. – 372 с.

Сборник включает учебно-методическое пособие по изучению дисциплины, курс лекций, практикум по дисциплине, материалы для контроля знаний, задания с методическими рекомендациями для их выполнения.

Предназначен для студентов, обучающихся по направлению подготовки 080500 «Менеджмент». Рекомендован студентам заочной формы обучения.

Рекомендовано к изданию …….

 Тольяттинский государственный университет, 2010

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 4

1.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ «ПЕРЕДАЧА ИНФОРМАЦИИ В УПРАВЛЕНИИ» 5

1.1. Цели, задачи и требования к уровню изучения курса «Передача информации в управлении» 6

1.2. Методические указания по изучению дисциплины 7

1.3. Вопросы к зачету 24

1.4. Библиографический список 27

1.5. Интернет-ресурсы 28

1.6. Глоссарий 29

2. КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПЕРЕДАЧА ИНФОРМАЦИИ В УПРАВЛЕНИИ» 48

Тема №1. Межличностное общение: понятие, сущность 48

Тема №2. Общение как обмен информацией. Сущность, структура, средства 55

Тема № 3. Коммуникативная сторона общения: стили, общения, способы, эффективность 77

Тема №4. Риторика делового общения 86

Тема №5. Типология личности: коммуникативные аспекты 111

Тема №6. Общение в группах и коллективах» 157

Тема №7. Лидерство и власть 166

Тема №8. Психология ролевого общения 177

Тема №9. Деловое общение: понятие, структура, конфликтология 193

3. ПРАКТИКУМ 236

3.1. Практикум по теме «Общение как обмен информацией. Сущность, структура, средства» 237

3.2. Практикум по теме «Коммуникативная сторона общения: стили, общения, способы, эффективность» 248

3.3. Практикум по теме «Риторика делового общения» 258

3.4. Практикум по теме «Типология личности: коммуникативные аспекты» 264

3.5. Практикум по теме «Общение в группах и коллективах» 278

3.6. Практикум по теме «Лидерство и власть» 286

3.7. Практикум по теме «Психология ролевого общения» 293

3.8. Практикум по теме «Деловое общение: понятие, структура, конфликтология» 297

3.9. Тестовые задания по дисциплине «Передача информации в управлении» 309

4. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ 366

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 370

ВВЕДЕНИЕ

Успех профессиональной деятельности любого современного специалиста во многом зависит от его способностей и умения общаться, т.к. позитивное межличностное общение способствует решению сложных корпоративных задач, обретению уверенности и эмоционального равновесия членов коллектива.

Дисциплина «Передача информации в управлении» посвящена изучению одного из важнейших аспектов деятельности специалиста, постоянно работающего с людьми – общению. Знания, полученные в ходе изучения данного курса помогут в преодолении проблем межличностного общения, дадут возможность объективной интерпретации собственных психических состояний и состояний коллег, деловых партнеров, а, следовательно, сделают человека более гибким и толерантным.

Данный сборник учебно-методических материалов предназначен для оказания помощи студентам в организации самостоятельной работы при изучении дисциплины «Передача информации в управлении» по технологии дистанционного обучения. Комплекс включает в себя руководство по изучению дисциплины, учебное пособие и практикум по дисциплине.

Сборник дает студенту полные сведения о содержании и последовательности изучения курса «Передача информации в управлении», формах аудиторной и самостоятельной работы, требованиях к знаниям и умениям, формах отчетности, позволяет планировать и прогнозировать результаты процесса обучения.

Сборник учебно-методических материалов предназначен для студентов заочной формы, обучающихся по направлению подготовки 080500 «Менеджмент» и изучающих дисциплину «Передача информации в управлении».

1.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ «ПЕРЕДАЧА ИНФОРМАЦИИ В УПРАВЛЕНИИ»

Изучение дисциплины «Передача информации в управлении» согласно учебному плану предусматривает следующее распределение часов по видам учебных занятий:

Наименование специальности (направления)

4 курс

080500 «Менеджмент»

Лекции

(час.)

Практика

Самостоя-тельная работа

(час.)

Формы

контроля

Дисциплина

«Передача информации в управлении»

10

4

136

Контрольная работа

Зачет

Итого

150 часов

Устройство курса «Передача информации в управлении»

  • Тема № 1 «Межличностное общение: понятия, сущность».

  • Тема № 2 «Общение как обмен информацией. Сущность, структура, средства».

  • Тема № 3 «Коммуникативная сторона общения: стили, общения, способы, эффективность».

  • Тема № 4 «Риторика делового общения».

  • Тема № 5 «Типология личности: коммуникативные аспекты».

  • Тема № 6 «Общение в группах и коллективах».

  • Тема № 7 «Лидерство и власть».

  • Тема № 8 «Психология ролевого общения».

  • Тема №9 «Деловое общение: понятие, структура, конфликтология».

1.1. Цели, задачи и требования к уровню изучения курса «Передача информации в управлении»

Цель:

  • формирование у студентов коммуникативной и корпоративной культуры общения в предстоящей профессиональной деятельности.

Задачи:

  • знакомство студентов с основами теории общения, путями налаживании межличностных контактов, способами влияния на собеседника;

  • практическое освоение приемов общения и эффективного управления;

  • развитие коммуникативных навыков межличностного общения;

  • формирование первичных психолого-педагогических умений специалиста - руководителя (менеджера);

  • отработка приемов ведения деловых контактов.

В результате изучения дисциплины студенты должны:

а) знать:

  • сущность понятий: общение, деловой разговор, язык труда, дискуссия, диспут, полемика, спор, коммуникация, переговоры;

  • роль коммуникации в формировании личности менеджера и социума, техники и приемы общения, эффективность групповой деятельности в зависимости от развития коммуникаций;

  • риторический инструментарий, принцип речевого воздействия;

  • приемы стимулирования внимания и интереса слушателей;

  • правила проведения производственных совещаний, ведения телефонных деловых разговоров и подготовки деловых писем;

  • стратегию и этапы ведения переговоров;

б) уметь:

  • оценивать качество своей речи и речи других людей;

  • подготовить выступление, сообщение; доклад и оценить качество композиции и содержания публичной речи;

  • выступить с докладом или сообщением перед аудиторией, оценивать коммуникативный эффект выступления;

  • описывать объекты и события с использованием эвристических предписаний;

  • подготовить и провести совещание, вести телефонные деловые разговоры деловую переписку;

  • определять, имеются ли проблемы, назревает ли конфликтная ситуация, кто участники конфликта и какова вероятность возникновения инцидента;

  • преодолевать коммуникативные барьеры в общении, развивать способности устанавливать контакт с собеседником, достигать взаимопонимания, четко излагать свои мысли, отстаивать свою точку зрения;

в) получить представление:

  • о способах саморазвития культуры делового общения, переговоров и разрешения конфликтов;

  • о методах оценки умения слушать, коммуникативно-лидерских способностей, уровня конфликтности личности, типа оратора, конкурентоспособности личности, творческого потенциала.

1.2. Методические указания по изучению дисциплины

Тема № 1. Межличностное общение: понятия, сущность

Учебные вопросы:

Классификация межличностных коммуникаций: официальные и неофициальные отношения, отношения руководства и подчиненных, деловые и личные отношения. Общение как восприятие людьми друг друга. Механизмы межличностного восприятия: идентификация, эмпатия, рефлексия, стереотипизация.

Изучив данную тему, студент должен:

  • иметь представление о классификации межличностных коммуникаций;

  • знать основные типы взаимоотношений;

  • уметь различать механизмы межличностного восприятия.

При освоении темы необходимо:

  • изучить учебный материал по теме 1;

  • акцентировать внимание на следующих терминах: межличностное общение, вербальная коммуникация, невербальная коммуникация, теория межличностных отношений, официальные взаимоотношения, неофициальные взаимоотношения, рациональные взаимоотношения, идентификация, эмпатия, рефлексия, обратная связь, стереотипизация, аттракция, заражение, внушение, убеждение, подражание.

  • выполнить тест по теме 1;

  • ответить на контрольные вопросы по заданной теме:

  1. Что понимается под межличностным отношением?

  2. Дайте понятие невербальной коммуникации.

  3. Каковы цели общения?

  4. Какие существуют варианты отношений?

  5. Опишите классификацию взаимоотношений.

  6. Какие характеристики влияют на личное отношение человека к тому или иному явлению?

  7. Назовите основные механизмы взаимопонимания.

  8. В чем заключается понятие рефлексия?

  9. Какие способы воздействия включает в себя содержание общения?

Тема № 2. Общение как обмен информацией. Сущность, структура, средства

Учебные вопросы:

Общение: содержание, структура и средства общения. Общение как обмен информацией. Функции общения. Вербальная коммуникация. Невербальная коммуникация. Средства невербальной коммуникации. Понятия коммуникативных барьеров.

.

Изучив данную тему, студент должен:

  • иметь представление о теоретических основах делового общения и передачи информации;

  • знать

  • механизмы социального восприятия;

  • понятия вербальной и невербальной коммуникации;

  • в чем заключается перцептивная сторона общения;

  • структуру общения;

  • виды общения;

  • средства общения;

  • функции общения;

  • формы невербального общения;

  • в чем заключается коммуникативная сторона общения;

  • виды коммуникативных барьеров;

  • в чем заключается интерактивная сторона общения;

  • уметь

  • предвидеть барьеры;

  • прогнозировать поведение партнера в деловом общении.

При освоении темы необходимо:

  • изучить учебный материал по теме 2;

  • акцентировать внимание на следующих терминах: общение, перцептивная сторона общения, коммуникативная сторона общения, интерактивная сторона общения, каузальная атрибуция, вербальная коммуникация, невербальная коммуникация, кинесика, проксемика, просодика, интонация, такесика, ольфакторная система, прагматическая функция, функция формирования и развития, функция объединения, функция организации и поддержания межличностных отношений, внутриличностная функция, массовая коммуникация, межгрупповая коммуникация, межнациональная коммуникация, национальная коммуникация, барьеры непонимания, фонетический барьер, стилистический барьер, семантический барьер, логический барьер, барьер социально-культурного различия, барьер отношений;

  • выполнить задание из практикума 3.1.;

  • выполнить тест по теме 2;

  • ответить на контрольные вопросы по заданной теме:

  1. Что входит в структуру общения?

  2. Что означает перцептивная сторона общения?

  3. Что означает коммуникативная сторона общения?

  4. Что означает интерактивная сторона общения?

  5. Дайте понятие каузальная атрибуция.

  6. Что входит в механизмы социального восприятия?

  7. Какие существуют виды взаимодействия людей?

  8. Что понимается под вербальной коммуникацией? Назовите вербальные средства общения.

  9. Что понимается под невербальной коммуникацией? Назовите невербальные средства общения.

  10. Что относится к кинесическим, такесическим средства общения?

  11. Назовите функции общения.

  12. Что понимается под барьером общения? Назовите формы барьеров общения и виды барьеров.

Тема № 3. Коммуникативная сторона общения: стили, общения, способы, эффективность

Учебные вопросы:

Стили общения. Способы коммуникаций. Потребности в информации и информационные потоки. Проблемы коммуникации и информационные перегрузки. Процессы коммуникации. Письменная коммуникация. Письменное деловое общение. Деловые письма. Документы личного характера.

Изучив данную тему, студент должен:

  • иметь представление о стилях и способах общения;

  • знать

  • стили общения;

  • способы коммуникации;

  • элементы техники общения;

  • в чем заключается механизм обратной связи;

  • формы делового общения;

  • основные требования к оформлению служебных документов;

  • уметь различать виды, методы, стили и формы общения;

  • владеть навыками

  • написания делового письма;

  • ведения телефонного делового разговора;

  • заполнения анкет;

  • написания резюме;

  • интервьюирования;

  • проведения совещания.

При освоении темы необходимо:

  • изучить учебный материал по теме 3;

  • акцентировать внимание на следующих терминах: стиль общения, духовное общение, светское общение, деловое общение, примитивное общение, манипулятивное общение, формально-ролевое общение, гуманистическое общение, техника общения, тактика общения, механизм обратной связи, коммуникативные способности человека, деловое письмо, заявление, доверенность, объяснительная записка, докладная, резюме;

  • выполнить задание из практикума 3.2.;

  • выполнить тест по теме 3;

  • ответить на контрольные вопросы по заданной теме:

    1. Дайте понятие стиль общения

    2. Какие существуют стили общения?

    3. Каковы признаки открытого стиля общения?

    4. Каковы признаки закрытого стиля общения?

    5. Какие способы общения и передачи информации Вы знаете?

    6. Что понимается под средствами общения?

    7. В чем отличие техники и тактики общения?

    8. Какие элементы содержит техника общения?

    9. Что подразумевается под механизмом обратной связи в общении?

    10. Перечислите основные требования к служебным документам.

Тема № 4. Риторика делового общения

Учебные вопросы:

Риторика как наука о красноречии. История развития риторики. Факторы красноречия. Принципы речевого воздействия. Техника речи. Работа над содержанием публичного выступления. Практика публичного выступления. Этика публичного выступления. Лексические приемы ораторской речи: метафора, эпитет, аллегория, гипербола, применение крылатых слов, пословиц и поговорок, дискуссия, сила голоса, тембр и темп речи, эмоциональность голоса и жестов. Приемы стимулирования внимания и интереса. Полемическое мастерство. Понятие диспута, дискуссии, полемики и спора. Конструктивные и деструктивные цели спора. Принципы и правила ведения спора. Семь правил активного слушания. Взаимоотношения руководителя и сотрудников. Подготовка и проведение совещаний.

Изучив данную тему, студент должен:

  • иметь представление

  • о принципах речевого воздействия;

  • о риторическом инструментарии;

  • о роли речи и ее культуры в деловом общении;

  • знать

  • средства выразительной деловой речи;

  • этапы подготовки к публичному выступлению;

  • лексические приемы ораторской речи;

  • понятие полемическое мастерство;

  • виды ораторского искусства;

  • уметь

  • подготовить свое выступление перед аудиторией;

  • привлечь внимание слушателей;

  • применять средства выразительной деловой речи;

  • владеть навыками публичного выступления.

При освоении темы необходимо:

  • изучить учебный материал по теме 4;

  • акцентировать внимание на следующих терминах: риторика, полемика, дискуссия, культура устной речи, метафора, эпитет, аллегория, гипербола, дебаты, прения, доклад-отчет, дипломатическая речь, политическое обозрение, доступность, ассоциативность, сенсорность, экспрессивность, интенсивность;

  • выполнить задание из практикума 3.3.;

  • выполнить тест по теме 4;

  • ответить на контрольные вопросы по заданной теме:

  1. Что входит в понятие риторика?

  2. Что входит в понятие полемика?

  3. Раскройте сущность принципов речевого воздействия, используемых в деловой риторике.

  4. Охарактеризуйте коммуникативные эффекты — риторический инструментарий, применяемый в риторике.

  5. Охарактеризуйте роль речи и ее культуры в деловом общении.

  6. Охарактеризуйте качество умения слушать как один из главных показателей культуры человека.

  7. Перечислите этапы подготовки к публичному выступлению.

  8. Назовите правила проведения публичного выступления и ответов на вопросы аудитории.

  9. В чем состоят главные отличия устного выступления от письменного доклада?

  10. Что представляет собой варьирование тональности выступления и каковы особенности выделения главных мыслей?

  11. Каково значение риторических вопросов и использования форм диалога во время выступления?

  12. Какими правилами следует руководствоваться при использовании различного рода примеров в выступлении?

  13. В чем состоят отличительные особенности применения повторов и демонстрации заинтересованности в процессе выступления?

  14. Назовите виды дискуссии. В чем состоит отличие дискуссии от спора?

  15. Каковы принципы делового характера дискуссии?

  16. Что такое нерефлексивное и рефлексивное слушание? Каковы возможные формы их реализации?

  17. Назовите типы вопросов, используемых в процессе дискуссии, и их назначение.

  18. Почему речевое поведение играет важную роль в деловом общении?

  19. Какие выводы можно сделать на основе оценки скорости речи, ее громкости?

  20. Какие выводы можно сделать на основе оценки особенностей произношения слов, модуляции голоса?

  21. Какие лексические приемы ораторской речи Вы знаете? Дайте их характеристику.

  22. Какие общие принципы полемики Вы знаете?

  23. Перечислите виды ораторского искусства.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Курс лекций по дисциплине правоведение раздел первый. Основы теории государства и права тема понятие и сущность государства и права

    Курс лекций
    Государство возникло в период разложения первобытнообщинного строя, охватывающего, эпоху от появления первых людей до возникновения классового общества.
  2. Курс лекций по дисциплине психология деловых отношений

    Курс лекций
    Психология – и очень старая и совсем молодая наука. Имея тысячелетнее прошлое, она тем не менее вся еще в будущем. Ее существование как самостоятельной научной дисциплины едва насчитывает столетие, но можно с уверенностью сказать,
  3. Курс лекций по предмету " Психология сектантства" (2)

    Курс лекций
    В большинстве случаев религиозные организации не приветствуют употребления по отношению к ним термина “секта”, предпочитая называться религией, церковью, конфессией или деноминацией.
  4. Курс лекций по маркетингу содержание

    Курс лекций
    1. СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МАРКЕТИНГА 1.1. Сущность маркетинга и его роль в экономике1.2. Состояния спроса и задачи маркетинга1.3. Концепции управления маркетингом.
  5. Курс лекций по этике. Санкт Петербург

    Курс лекций
    Этика относится к древнейшим наукам, и возникла на рубеже 5-4 вв. до н.э. Официально её родоначальником считается Аристотель. Он образовал понятие «Этический» (добродетельный), отсюда произошло название науки – этика.

Другие похожие документы..