Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Понимание важности малого бизнеса для экономики Казахстана ни у кого не вызывает сомнения. Однако процесс научного осмысления данного социально-эконо...полностью>>
'Документ'
В начале 50-х годов XVIII в. царские власти предпринимают по­пытки ускорить процесс заселения и освоения Новороссии с помощью иностранных переселенце...полностью>>
'Документ'
Успешное развитие экономики Украины зависит от решения проблем развития регионов и базовых отраслей народного хозяйства. Анализ развития экономики Укр...полностью>>
'Документ'
Метою курсу є ознайомлення студентів з широким спектром наукового інструментарію, який використовується у сучасних дослідженнях, оцінках і прогнозуван...полностью>>

Приказ №1 от «27» августа 2010 г. Рабочая программа по литературному чтению в 4 классе

Главная > Рабочая программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Бутырская основная общеобразовательная школа» Валуйского района Белгородской области

«Согласовано»

Руководитель МО

___________

Протокол № ___ от

«____»____________2010 г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР:

___________ Козлова Г.Е.

«____»____________2010 г.

«Утверждаю»

Директор МОУ Бутырская ООШ

__________ Мирошниченко В.П.

Приказ № _1

от «27» августа 2010 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературному чтению_в 4 классе

Автор: Козлова Г.Е.

2010 г.

Пояснительная записка

Литературное чтение

(3 ч в неделю, всего 105 ч)

Планирование составлено на основе Программы четырехлетней начальной школы «Начальная школа 21 века»

под. ред. Н.Ф.Виноградовой, Издательский центр «Вентана-Граф» (доработка и дополнения), 2009 г.

Учебник: «Литературное чтение», 4 класс, в двух частях, под. ред. Л.А.Ефросининой, М.И.Омороковой, Москва, Издательский центр «Вентана-Граф», (доработка), 2008 г.

Рабочие тетради: «Литературное чтение», 4 класс, в двух частях, под. ред. Л.А.Ефросининой, М.И.Омороковой Москва, Издательский центр «Вентана-Граф», (доработка), 2008 г.

Основная цель уроков литературного чтения в начальных классах — помочь ребенку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы как искусства художественного слова; обогатить читательский опыт.

Основными образовательными линиями курса являются следующие:

1. Обеспечение полноценного восприятия литературного произведения, глубины понимания учащимся текста и специфики его литературной формы. Выявление точки зрения писателя, формирование позиции читателя.

2. Система работы над навыками чтения.

3.. Включение учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения.

4. Формирование литературоведческих представлений, которые необходимы школьнику для освоения литературы Искусства слова.

5. Расширение круга чтения учащихся, создание «лите­ратурного пространства», соответствующего возрастным

особенностям и уровню подготовки учащихся.

Основные требования к уровню подготовки выпускника начальной школы

В результате изучения курса «Литературное чте­ние» учащиеся должны: знать:

• название и основное содержание изученных литера­турных произведений; имена, отчества и фамилии их авторов;

в элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);

называть, приводить примеры:

• сказок народных и литературных;

• стихов и рассказов из круга детского чтения; различать, сравнивать:

• произведения фольклора (загадка, пословица, песен­ка, скороговорка);

• жанры детской художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение, басня);

• сказки народные и литературные;

• словари и справочники;

• элементы книги (обложка, титульный лист, иллюстрация, оглавление);

• виды пересказа (подробный, краткий, выборочный); уметь:

• читать осознанно, правильно, целыми словами вслух и молча;

• выразительно читать наизусть программные стихотворения и отрывки из прозы, специально подготовленные

: '-кеты;

• определять тему и главную мысль произведения;

• ставить вопросы к тексту, выполнять задания к тексту | отвечать на вопросы к тексту;

• делить текст на смысловые части и составлять простой план;

• пересказывать и рассказывать произведение по плану;

• составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев про­изведения;

• создавать небольшой устный текст на заданную тему; использовать приобретенные знания и умения в прак­тической деятельности и повседневной жизни:

• для самостоятельного чтения книг;

• высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;

• самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;

• определять тему и жанр незнакомой книги;

• работать со справочной литературой.

Содержание программы

Круг чтения

Для чтения и обсуждения в классе. Произведения устного народного творчества русского народа и народов мира: сказки, загадки, потешки, поговорки, пословицы, былины, легенды, сказы. Мифы народов мира. Ведущие идеи, объединяющие произведения фольклора разных народов, специфика художественной формы разных произведений словесного творчества. Отрывки из библии.

Стихотворные и прозаические произведения русских и зарубежных писателей- классиков, детских писателей. Произведения о жизни детей разных народов и стран. Приключенческая детская книга. Научно- познавательная книга: о природе, путешествиях, истории, научных открытиях.

Юмористическая и сатирическая книга. Очерки, воспоминания. Справочная детская литература (детские энциклопедии, словари).

Для самостоятельного чтения. Художественная книга о жизни детей- сверстников, о Родине и других странах, о труде и творчестве.

Научно-познавательная книга: о растениях и животных, вещах и предметах, изобретениях и изобретателях, по истории. Книги о путешествиях и приключениях.

Восприятие литературного произведения.

Создание условий для полноценного восприятия произведений в единстве содержания и формы, в единстве образного, логического и эмоционального начал. Эмоциональная отзывчивость, понимание настроения литературного произведения, осознание схожести и различий настроений героев, авторской точки зрения. Общая оценка достоинств произведения. Оценка эмоционального состояния героев, анализ их действий и поступков.

Сравнение персонажей разных произведений, выявление отношения к ним автора, высказывание собственной оценки, подтверждение собственных суждений текстом произведения.

Умение на слух воспринимать разные по жанру произведения, запоминать слова, характеризующие персонажей, образные выражения, создающие картины природы, рисующие человека. Понимать роль описания природы, интерьера, портрета и речи героя.

Умение определять задачу чтения - что и с какой целью читается, рассказывается, сообщается. Умение находить средства выразительного чтения произведения: логические ударения, паузы, тон, темп речи в зависимости от задачи чтения.

Умение сопоставлять два ряда представлений в произведении - реальных и фантастических.

Жанрово- тематическое разнообразие.

Расширение знаний и умений в области жанровых особенностей сказки ( народной и литературной), рассказов, басен (стихотворных и прозаических), былин и сказок, очерковых произведений. Сравнение художественных и научно- художественных произведений, авторских произведений, разнообразных по жанрам и темам.

Народные сказки: плавный ритм чтения, фантастические превращения, волшебные предметы, повторы слов («жили-были», «день-деньской»), постоянные эпитеты («добрый молодец», «красна девица»), устойчивые выражения ( «день и ночь - сутки прочь»), зачины и их варианты, присказки, особые концовки. Борьба добра и зла, отражение мечты народа.

Былины: плавный, напевный ритм чтения, повторы, постоянные эпитеты («сыра- земля», «богатырский конь» и т.д.), гиперболы (преувеличения), яркость описания героев, порядок действий (рассказов о былинном богатыре).

Литературная сказка. Сходство с народной сказкой (сказочные герои, структурное сходство, превращения, победа добрых сил). Особенность авторского языка, образов, эмоциональных переживаний.

Рассказы: художественные, научно- популярные. Особенности художественного рассказа: описание поступков героев, интересных случаев из их жизни, эмоционально- образное описание внешнего вида персонажей, возбуждающее воображение читателя.

Отношение автора к своим героям.

Стихотворное произведение: ритмический рисунок, строка, строфа, рифма и средства выразительности.

Научно- художественные рассказы: рассказы о природе, описание образов природы в художественной форме, наличие них познавательных, реальных знаний, их образного отражения.

Научно- популярные рассказы и очерки. Особенности: отличие образа от понятия, термин; развитие логических связей, деловой язык, «язык фактов», главная мысль, вывод, умозаключение.

Очерк- повествование о реальных событиях, о людях и их делах, происходящих в действительности. Знакомство с действительными событиями в жизни страны, отношением человека к Родине, к людям, к природе.

Ориентировка в литературоведческих понятиях.

Литература, фольклор, литературное произведение, литературное творчество. Литературные жанры: сказка, былина, пословица, загадка, поговорка, сказ, легенда, миф, рассказ, повесть, стихотворение, баллада, пьеса- сказка, очерк, научно- популярное и научно- художественное произведения.

Тема, идея произведения; литературный герой, персонаж, портрет, авторская характеристика, сюжет, композиция; изобразительно-выразительные средства языка (эпитет, сравнение, олицетворение, гипербола). Юмор и сатира как средства выражения авторского замысла. Фантастическое и реальное.

Библиографические сведения о книге.

Элементы книги: обложка, титульный лист, оглавление, предисловие, послесловие, иллюстрация, аннотация. Каталог. Каталожная карточка. Периодика (наименования детских газет и журналов). Сведения об авторе. Элементарные знания о времени создания произведения.

Творческая деятельность школьников.

Умение написать изложение, небольшое сочинение по текстам литературных произведений. «Дописывание», «досказывание» известного сюжета. Сочинение (по аналогии с произведением устного народного творчества) загадок, потешек, сказок, поговорок.

Умение писать отзывы о прочитанных книгах, аннотацию на книгу, составить на нее каталожную карточку.

Умение воспроизводить сценические действия (по сюжетам небольших произведений) в играх – драматизациях, игровых диалогах, театральных играх.

Навык чтения:

-осознанное, правильное, выразительное чтение в соответствии с нормами литературного произношения вслух, чтение про себя;

-выразительное чтение подготовленного произведения или отрывка из него;

-использование выразительных средств чтения (темп, тон, логические ударения, паузы, мелодика речи;

-использование сведений об авторе книги, об эпохе ее создания;

-чтение наизусть стихов, отрывков из прозаических произведений (к концу обучения в 4 классе - не менее 20 стихотворений, 6 отрывков из прозы).

Работа с текстом:

-установление смысловых связей между частями текста;

-определение мотивов поведения героев и оценивание их поступков;

-сопоставление поступков героев;

-понимание и различие значений слов в тексте;

-нахождение в произведении слов и выражений, изображающих поступки героев, картины и явления природы;

  • выделение в тексте эпитетов, сравнений;

  • составление простого плана к рассказу, сказке;

  • подробный, краткий и выборочный пересказ текста по плану;

  • составление творческого пересказа (изменение лица рассказчика, продолжение рассказа о судьбе героев на основании собственных предположений, воссоздание содержания произведения в форме словесной картины);

  • выявление авторского и своего отношения к событиям, героям, фактам.

Читательские умения (работа с произведением и книгой):

-обобщение представлений о рассказе, сказке, стихотворении, басне, о произведениях устного народного творчества;

-самостоятельный выбор книги на определенную тему;

-чтение детской периодики;

-использование справочной литературы, работа в библиотеке (школьной, городской и т.д.).

Межпредметные связи:

С уроками русского языка: устные и письменные рассказы о персонажах литературных произведений, отзывы о прочитанной книге, умение пользоваться основными формами речи (описание, рассуждение, повествование), первые опыты пробы пера (сочинение сказок, рассказов, былей, забавных историй и т.д.).

С уроками музыки: иметь представление о предусмотренных программой произведениях русской музыки на тексты или по мотивам изученных литературных произведений, о взаимообогащении музыки и литературы;

С уроками изобразительного искусства: иметь представление о близости произведений словесного и изобразительного искусства, изученных по программе, об искусстве книжной иллюстрации; уметь сопоставлять текст и иллюстрацию, размышлять о том, как художник понял и передал свое понимание прочитанного.

Календарно- тематическое планирование

Программный

раздел

(блок)

урока

Да

та

Тема урока

Словар

ная

работа

Содержание,

методические приемы.

Повторение. Произведения фольклора. Загадки. Пословицы. Дразнилки. Скороговорки. Сказки

1

Малые жанры фольклора Сказки. Русская сказка

«Марья Моревна»

Закрепление понятий «загадка», «пословица», «поговорка»,«скороговорка», «драз -нилка». Особенности каждого жанра. Самостоятельная работа «Жанры фольклора» (заполнить схему).Повторение: сказки бытовые, волшебные, о животных. Слушание сказки «Марья Моревна». Особен -ности волшебной сказки.. Образы героев положительных и отрицательных. Книги с волшебными сказками

Героическая песня, былина, легенда,

библейское предание

2

Произведения фольклора.

Былины. Былина «Волх

Всеславович»

Палица

Кудесник

Волховать

Тур

Повторение изученных былин, понятие о былине как жанре фольклора. Образы былинных героев: их внешность,

поступки, служение Родине. Анализ содержания, составление плана. Расска- зывание былины по плану. Подробный пересказ отдельных эпизодов.

Героическая песня, былина, легенда,

библейское предание

3

Слушание и работа с детскими книгами. Былины «Вольга Святославович», «Святогор»

Слушание былины «Вольга Святосла- вович». Сравнение ее с былиной «Волх Всеславович». Выделение особенностей былин: напевность, повторы, устойчи- вые эпитеты. Работа с книгами о былинных героях. Самостоятельное чтение былины «Святогор».

Героическая песня,

былина, легенда,

библейское предание

4

Народные песни Героическая песня

«Кузьма Минин и Дмитрий

Пожарского»

Мещанин

Воеводушка

бранитися

Повторение народных песен (колыбель- ных, хороводных, песенок- закличек). Понятие о героической песне как жанре устного народного творчества. Особенности героической песни.

Героическая песня,

былина, легенда,

библейское предание

5

Слушание и работа с детскими книгами. Героические народные песни. Песня-слава «Русская земля», героическая песня «Суворов приказывает армии перейти море»

Сравнение героических песен с былинами. Выделение исторических фактов. Выразительное чтение народных песен. Самостоятельное рассказов об Суворове.

Героическая песня,

былина, легенда,

библейское предание

6

Библейское предание «Блудный сын»

Библия

Чтение предания. Работа с текстом. Понятие «библейское предание». Особенности жанра — главная мысль. Сходство с бытовой сказкой. Знакомство с Библией. Выполнение заданий в тетради.

Героическая песня,

былина, легенда,

библейское предание

7

Народные легенды.

«Легенда о граде Китеже». «Легенда о покорении Сибири Ермаком»

Батый

Ветлужские

леса

Легенда — жанр фольклора. Особенность легенды: реальный факт в сказочном изложении. Сравнение легенд, героических песен, былин.

Героическая песня, былина, легенда, биб –лейское предание

8

Обобщение по разделу «Проверьте себя»

Выполнение заданий в тетради. Работа с книгами (сказки, былины, песни, легенды, предания)

Программный

раздел

(блок)

уро-

ка

Да

та

Тема урока

Словарная

работа

Содержание,

методические приемы.

Басни. Русские баснописцы .

16

И.А. Крылов «Стрекоза и

муравей»;

И.И. Хемницер «Стрекоза»;

Л.Н. Толстой «Стрекоза и

муравьи».

Мурава

Ссудить

не взыщи

поди свищи

Закрепление понятий «басня»,

«мораль», «вступление», «рассказ». Сравнение басен И. А. Крылова,

И. И. Хемницера, Л. Н. Толстого (сюжет, мораль, содержание, форма). Упражнения в выразительном чтении. Заучивание наизусть одной из басен.

Басни. Русские баснописцы .

17

И. И. Хемпицер

«Друзья».

Слушание и работа с книгами басен.

И.А. Крылов

«Крестьянин в беде»

Слыли

Всякк

Сторонние

Особенности басни (сюжет, герои, мо- раль). Слушание басни И.А. Крылова «Крестьянин в беде». Сравнение басен И.И. Хемницера «Друзья» и И.А. Крыло- ва «Крестьянин в беде». Выразительное чтение басен. Выполнение заданий в тетради.

Басни. Русские баснописцы .

18

А.Е. Измайлов

«Кукушка».

И.А. Крылов «Осел и соловей».

А.Е. Измайлов

«Лестница».

Доселе

Являть

Аврора

Самостоятельная работа с басней А.Е. Измайлова «Кукушка»: чтение, выпол- нение заданий в учебнике и тетради. Слушание басни И.А. Крылова «Осел и соловей», работа с текстом басни, выразительное чтение. Самостоятельное чтение басни А.Е. Измайлова «Лестница». Сравнение басен А.Е. Измайлова и И.А. Крылова.

Басни. Русские баснописцы .

19

И.А. Крылов

«Мартышка и очки», «Квартет».

С.В. Михалков

«Слово о Крысолове».

Альт

Бас

Прима

втора

Повторение басен И.А. Крылова: заголов- ки, герои, особенность языка.Закрепление понятий «олицетворение», «сравнение». Анализ басен И.А. Крылова «Мартышка и очки», «Квартет». Выразительное

чтение наизусть басни И.А. Крылова «Квартет».

Басни. Русские

баснописцы .

20

Контрольный урок «Проверьте себя»

«Страничка книго -чея».

Обобщение по разделу. Выполнение заданий в учебнике и тетради. Конкур-

сы: «Знаток басен», «Лучший чтец басен».

Произведения В.А. Жуковского

21

В.А. Жуковский Баллада «Светлана». Стихи «Вечер», «Там небеса и воды ясны...», «Загадки».

Крещенский вечерок

Спасов лик

Перси

Знакомство с произведениями В.А. Жу- ковского. Слушание баллады «Светла- на», выполнение заданий в учебнике и тетради. Работа с текстом баллады: вы -деление смысловых частей, описаний

героев и преданий. Словарная работа.

Выразительное чтение отдельных эпизодов.

Произведения

В.А. Жуковского

22

В.А. Жуковский

Волшебная сказка

«Спящая царевна»

Пророк

Веретено

Без пути

Сучить

Ланиты

чело

Слушание сказки, определение глав- ной мысли. Герои положительные и отрицательные. Эпитеты, сравнения. Работа с текстом сказки. Повторение видов сказок. Сравнение сказки

В.А. Жуковского «Спящая царевна» со «Сказкой о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина.

Программный

раздел

(блок)

уро

ка

Да

та

Тема урока

Словарная

работа

Содержание,

методические приемы.

Произведения

В.А. Жуковского

23

Слушание и работа с детскими книгами.

В.А. Жуковский

«Сказка о царе

Берендее, о сыне его Иване-царевиче, о хитростях Кощея Бессмертного и о премудрости Марьи- царевны, кощеевой дочери».

Работа со«Сказкой о царе Берендее..»: беседа, об разы героев, деление на части, самостоятельное перечитыва- ние, краткий пересказ сказки по плану. Моделирование обложки к сказке. Сравнение «Сказки о царе Берендее...» В.А. Жуковского со «Сказкой о царе Салтане...»А.С.Пуш- кина (заголовки, сюжеты, герои, главная мысль). Повторение сказок народных и литературных.

Произведения

В.А. Жуковского

24

Обобщение по разделу.

Контрольный урок «Проверьте себя»

Конкурс чтецов «Наш В.А. Жуков- ский».Выполнение заданий в тетради.

Произведения

А.С. Пушкина

2

Стихи А.С. Пушкина.

А.С. Пушкин: «Осень»

Г.Н. Волков «Удивительный Александр Сергеевич».

Отьезжие

Озими

Армиды

Тщеславный

Повторение произведений А .С. Пушкина. Понятия «эпитет», «сравнение», «риф- ма», «ритм», «тон», «темп», «логическое ударение», «пауза». Определение темы. Комментирование заголовка стихот- ворения. Выразительное чтение наизусть.

Произведения

А.С. Пушкина

26

27

Стихи А.С. Пушкина.

А.С. Пушкин:

«И.И. Пущину»

И.И. Пущин«Записки о Пушкине»

А.С. Пушкин: «Зимняя дорога».

Молю

Озарит

Заточенье

Борзая

Ямщик

Одне

Сравнение эмоционального настроения стихотворения А.С. Пушкина «И.И. Пу- щину » и « Записок о Пушкине »

И.И. Пущина. Слушание стихотворения

А.С. Пушкина «Зимняя дорога», работа с текстом. Определение интонационного рисунка, выразительное чтение наизусть.

Произведения

А.С. Пушкина

28

Слушание и работа с детскими книгами.

Фольклор, летописи и произведения

А.С. Пушкина. А.С. Пушкин:«Песнь о вещем Олеге»,«Песни о Стеньке Разине». Слушание летописного текста «Вещий Олег» из «Повести времен- ных лет».

Расширение представлений учащихся о жанровом разнообразии произведений А.С. Пушкина. Повторение песен на -родных и литературных. Слушание «Песни о вещем Олеге» А.С. Пушкина, работа с текстом. Самостоятельное чтение «Песен о Стеньке Разине» А.С. Пушкина и сравнение их с народными героическими песнями. Фольклор- ные корни произведений А.С. Пушкина

Произведения

А.С. Пушкина

29

Сказки
А.С. Пушкина.
А.С. Пушкин: «Сказка о золотом

петушке».

Из «Воспоминаний В.И. Даля».
По страницам детских журналов.

Негде

Рать

Лихие

Инда

Скопец

Бранной

Осьмой

Бес

Латы

Слушание сказки, беседа, работа с сюже- том, героями. Наблюдение за изменени- ем настроения, определение главной мысли. Выразительное чтение. Игра «По страницам сказок А.С.Пушкина». Творческая работа «Любимые герои сказок А.С. Пушкина».Работа с книга- ми, справочниками. Знакомство со сло- варем В.И. Даля, повторение произ- ведений В. И. Даля. Произведения

А.С. Пушкина в детских журналах.

Программный

раздел

(блок)

уро-

ка

Да

та

Тема урока

Словарная

работа

Содержание,

методические приемы.

Произведения

А.С. Пушкина

30

Обобщение по разделу.

«Проверьте себя»

Час поэзии: читаем любимые стихи

А.С. Пушкина.Самостоятельное выпол -нение проверочной работы в тетради.

Произведения

М.Ю. Лермонтова

31

М.Ю. Лермонтов «Москва, Москва!.. Люблю тебя как сын...», «Парус».

Тщетно

Низвергнуть

Лазурь

Мятежный

Работа с текстами стихотворений М.Ю. Лермонтова: сравнение содержания (мысли и чувства поэта), строф, рифм. Выразительное чтение стихов. Заучива- ние наизусть одного стихотворения.

Произведения

М.Ю. Лермонтова

32

М.Ю. Лермонтов «Горные вершины...», «Утес».

Определение темы чтения. Сравнение стихотворений, выделение эпитетов, сравнений. Определение тона и темпа чтения. Наблюдение за употреблением знаков препинания, указание пауз, выделение логических ударений.

Произведения

М.Ю. Лермонтова

33

М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб» (восточная сказка)

Намаз

Минаре

Оглан

Ага

Понятия об авторской сказке, героях положи тельных и отрицательных. Осо- бенности восточной сказки: имена ге- роев, предметы одежды, названия насе- ленных пунктов. Главная мысль сказки.

Произведения

М.Ю. Лермонтова

34

Слушание и работа с детскими книгами.

М.Ю. Лермонтов «Три пальмы», «Казачья колыбельная песня». Книги-справочники о М.Ю. Лермонтове.

Слушание восточного сказания (леген- ды) М.Ю. Лермонтова «Три пальмы». Повторение колыбельных песен (народ- ных и литературных). Выразительное чтение «Казачьей колыбельной песни». Работа с книгами М.Ю. Лермонтова, книги-справочники (справка о поэте).

Произведения

М.Ю. Лермонтова

35

Обобщение по разделу.

«Проверьте себя»

Конкурс «Лучший чтец стихов М.Ю. Лермонтова». Игра «Исправьте ошиб-ку». Жанры произведений М.Ю. Лер- монтова. Выполнение заданий в тетради.

Произведения П.П. Ершова

36

П. П. Ершов «Конек-Горбунок».

Соглядать

Сенник

Вершок

Аршинными

Черная бабка

Работа со сказкой П.П. Ершова «Конек-Горбунок»: слушание, выполнение зада- ний в учебнике и тетради, выразитель- ное чтение, определение главной мысли сказки. Заучивание наизусть отрывков (по выбору).

Произведения П.П. Ершова

37

П. П. Ершов Стихотворение «Кто он?»

Работа с текстом стихотворения:ритм, тон, темп чтения. Выразительное чте- ние наизусть (по желанию учащихся). Творческая работа: мини - сочинение «Слово о Пушкине».

Произведения В.М. Гаршина

38

В.М. Гаршин «Сказание о гордом Аггее».

Мантия

Протопоп

Сажень

Лука

Лощина

Закрепление понятия «легенда», выделе- ние особенностей легенды, определение главной мысли. Работа с сюжетно-ком- позиционным треугольником.Рассказы- вание от дельных эпизодов. Повторение изученных легенд, библейских преданий

Произведения В.М. Гаршина

39

В.М. Гаршин Сказка «Лягушка-путешест- венница».

Понятие об авторской (литературной) сказке. Деление на части, составление плана. Пересказ по плану Образ лягуш- ки. Главная мысль сказки. Повторение изученных литературных сказок

(А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, П.П. Ершова).

Программный

раздел

(блок)

уро-

ка

Да

та

Тема урока

Словарная

работа

Содержание,

методические приемы.

Произведения В.М. Гаршина

40

В.М. Гаршин«АПа1еа Рппсерз».

Оранжерея

Сравнение произведений В.М. Гаршина «Пленница» и «АМа1еа Рппсерз»: сюже -ты, поступки героев, главная мысль. Составление плана сказки. Рассказыва- ние по плану.

Произведения В.М. Гаршина

41

Обобщение по изученным разделам «Проверьте себя». Детские журналы и газеты.

Повторение произведений П.П. Ершова, В. М. Гаршина. Инсценирование от- дельных частей сказки П.П.Ершова «Конек- Горбунок». Отзыв о понравив- шемся произведении В.М. Гаршина. Сказки на страницах детских журна- лов.

Произведение русских писате- лей о детях — Н.Г. Гарина-Михайловского, К.М.

Станюковича, Д.Н. Мамина-Сибиряка

42

Произведения о детях. Н.Г. Гарин-Михайловский «Старый колодец» (глава из повести «Детство Темы»).

Тема

Эпизод

Отрок

Ябеда

Понятие о повести, главах повести. Об- раз Темы (внешний вид, поступки, от- ношение к Жучке). Работа с сюжетно-композиционным треугольником, вы- деление кульминационного эпизода и его выразительное чтение. Определе- ние авторской позиции, выражение своего отношения к произведению и поступку героя.

Произведение русских писате- лей о детях — Н.Г. Гарина-Михайловского, К.М.Станюкови ча, Д.Н.Мамина-Сибиряка.

43

Слушание и работа с книгами русских писателей о детях. К.М. Станюкович «Максимка»

Книги о детях. Слушание рассказа

К.М. Станюковича «Максимка». Работа в тетради.

Произведение русских писате- лей о детях.

44

Произведения русских писателей о детях. Д.Н. Мамин-Сибиряк
«Вертел».
Обобщение по

разделу.

Образы детей — героев произведений русских писателей. Слушание рассказа Д.Н. Мамина -Сибиряка «Вертел». Работа по рубрике «Проверьте себя» (в учебнике). Сравнение сюжетов и судеб героев.

Произведения зарубежных писателей

45

46

Произведения

зарубежных

писателей о детях.

В. Гюго «Козетта».

Профиль

Семинария

Су

Инстинкт

Повторение произведений зарубежных писателей (Дж. Лондон «Волк»,Э.Сетон- Томпсон «Чинк»,братья Гримм«Умная дочь крестьянская», Дж. Чиарди «Джон Джей Пленти и кузнечик» и т. д.). Работа с произведением В. Гюго «Козетта»: слушание, выполнение зада- ний в учебнике и тетради,образ Козетты.

Произведения зарубежных писателей

47

48

Произведения для де- тей о приключениях.

Марк Твен

«Приключения Тома Сойера».

М

Обетованная

Фут

Мулаты

масса

Представление о приключенческой по- вести: юмор, герой повести — ребенок, особенности языка. Структурные еди- ницы — главы, абзацы, смысловые час- ти. Образ главного героя (внешний вид, поступки, отношение к другим героям повести, речь). Самостоятельное чтение книг о детях.

Программный

раздел

(блок)

уро-

ка

Да

та

Тема урока

Словарная

работа

Содержание,

методические приемы.

Произведения зарубежных писателей

49

Слушание и работа с книгами зарубеж- ных писателей для детей. Марк Твен

«Приключения Тома Сойера», «Приключе- ния Гекльберри Финна».

Работа с книгами зарубежных писателей, выделение произведений разных жанров о детях (сказки, рассказы, повести, стихи). Русские писатели переводчики. Отзыв о про читанной книге зарубежного писателя.

Произведения зарубежных писателей

50

Х.К. Андерсен Сказка «Самое невероятное».

Повторение изученных произведе- ний Х.К. Андерсена. Особенность сказки: сюжет, главная мысль, язык. Работа с книгами справочниками (значения слов).

Произведения зарубежных писателей

51

Х.К. Андерсен Стихотворение

«Дети года».

Аттестаты

Знакомство с новым жанром произ- ведений Х.К. Андерсена. Работа с текстом стихотворения: строфа (двустишие), рифма, тон, темп чтения. Выразительное чтение наизусть. Инсценирование стихот- ворения. Изготовление книжки-самоделки «Дети года».

Произведения зарубежных писателей

52

Слушание и работа с книгами.Х.К. Андер- сен «Девочка со спичками».

К.Г.Паустовский «Великий сказоч -ник». Детские газеты и журналы.

Работа с книгами Х.К. Андерсена. Аннотация самостоятельно прочи- танной книги Х.К. Андерсена. Слу- шание сказки Х.К. Андерсена «Девоч- ка со спичками». Самостоятельное чтение очерка К.Г. Паустовского «Великий сказочник». Произведения зарубежных писателей в детских газетах и журнала.

Произведения зарубежных писателей

53

Итоговое обобщение изученного в первом полугодии «Проверьте себя».

Выполнение заданий в рубрике «Проверь себя» в учебнике и тетради. Определение уровня обученности на конец первого полугодия.

Произведения

Л.Н. Толстого

54

Повторение произведений

Л.Н. Толстого. Слушание: «Воспоминания

Л.Н. Толстого».

Повторение произведений Л.Н. Толс- того. Темы и жанры (рассказ, басня, былина, быль). Герои произведений. Справочный материал о писателе из детских книг и энциклопедий.

Произведения

Л.Н. Толстого

55

56

Л.Н. Толстой Быль «Кавказский пленник».

Десятина

Аул

Нагаец

Колодка

Бешмет

Храп

Буза

Понятие «быль»(рассказ о реальных событиях). Комментирование заго -ловка. Работа по содержанию, сос- тавление сюжетно-композиционно- го треугольника. Главная мысль. Образы Жилина, Дины. Сравнение поведения Жилина и Костылина. Определение позиции автора. Выс- казывание учениками своего отно- шения к героям и произведению.

Программный

раздел

(блок)

уро-

ка

Да

та

Тема урока

Словарная

работа

Содержание,

методические приемы.

Произведения

Л.Н. Толстого

57

Слушание и работа с

книгами

Л.Н. Толстого.

Л.НТолстой«Акула»Книги-справочники (справка об авторе).

Работа с книгами Л.Н. Толстого. Игра «Герои произведений Л.Н. Толсто- го». Слушание рассказа «Акула». Аннотация прочитанной книги.

Произведения

А.П. Чехова

58

59

А.П. Чехов

« Каштанка».

Первичное восприятие рассказа Коммен- тирование заглавия. Сюжет, описание Каштанки. Подготовка рассказа о пове- дении Каштанки. Сравнение рассказа «Каштанка» с рассказами А.И.Куприна,

Э. Сетон-Томпсона, Дж. Лондона.

Произведения

А.П. Чехова

60

Слушание и работа с

книгами о живот -ных.

Э. Сетон-Томпсон «Виннипегский волк».

В.М. Песков «В гостях у Сетон-Томпсона».

Работа с книгами о животных: титуль- ный лист, содержание, аннотация, пре-

дисловие, справка об авторе. Слушание рассказа Э.Сетон-Томпсона «Виннипег- ский волк». Самостоятельное чтение очерка В. М. Пескова «В гостях у Сетон-Томпсона». Творческая работа: отзыв о прочитанном произведении о животных.

Стихи

А.А. Блока

61

А.А. Блок

«Россия».

«Рождество».

Шлея

Крес

Чародей

Плат

Острожная

Твердь

Определение темы, комментирование заголовка. Обсуждение тона, темпа, ритма. Упражнение в вы разительном чтении. Выполнение заданий в тетра-ди. Заучивание наизусть. Работа со стихотворением: первичное восприя- тие, комментирование заголовка, выявление позиции поэта, опреде- ление интонационного рисунка. Вы- разительное чтение с листа

Стихи

А.А. Блока

62

Слушание и работа с детскими книгами стихов русских поэтов. А.А. Блок «На поле Куликовом».

Работа с книгами стихов русских поэтов: группировка по темам(о Ро- дине, природе). Слушание: А.А. Блок «На поле Куликовом». Повторение стихов А. А. Блока, изученных

раньше («Зайчик», «Снег да снег»).

Произведения А.М.Горького

63

А.М. Горький «В людях» (отрывок).

мировой

Повторение: А. М. Горький. «Воробьишко». Сравнение произве- дений: позиция автора (рассказчик, рассказчик-герой), особенность повествования, герои.

Произведения А.М.Горького

64

А.М. Горький «0 сказках». Творческая работа «Дорогами сказок»

Понятия «сказка», «народная сказ- ка», «литературная сказка».Значе- ние сказки. Коллективная (по груп- пам) работа «Дорогами сказок».



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Приказ № от августа 2010 г. Рабочая программа по русскому языку для 10 класса (социально-гуманитарный профиль) по программе под редакцией А. Д. Дейкиной, Т. М. Пахновой Учитель- м. Ф. Жихарева

    Рабочая программа
    Цель занятий русским языком в старших классах – совершенствование практических умений и навыков учащихся: речевых, орфографических, пунктуационных умений и навыков учебного труда (выделять главное, планировать свою деятельность, контролировать
  2. Приказ № от августа 2010 г. Рабочая программа по русскому языку для 5 класса 2010 2011 учебный год

    Рабочая программа
    Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трёх тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.
  3. Приказ № от августа 2010 г. Рабочая программа по литературе (10 класс) пояснительная записка

    Рабочая программа
    Главная цель школы – подготовка каждого ученика к жизни в обществе, к практической деятельности, которая может быть плодотворной только тогда, когда ее реализует человек, осознающий свою роль в окружающем мире.
  4. Рабочая программа по литературе учителя Рыбкиной Наталии Ивановны (4)

    Рабочая программа
    Настоящая программа по литературе для 11 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.
  5. Рабочая программа по литературе учителя Рыбкиной Наталии Ивановны (5)

    Рабочая программа
    Настоящая программа по литературе для 8 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.

Другие похожие документы..