Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
З метою цілеспрямованого переходу освітньої системи району в новий стан, що дасть можливість забезпечити нову якість освіти, доступність освітніх пос...полностью>>
'Документ'
Фонд социального страхования Российской Федерации (далее – ФСС РФ) осуществляет свою деятельность на основании Положения, утвержденного Постановление...полностью>>
'Курсовая'
Формирование численности и состава трудовых ресурсов основывается на статистике населения, его численности, половозрастного состава, общеобразователь...полностью>>
'Документ'
Лондон, столица Британского королевства, расположен на берегах Темзы. Вряд, ли можно предполагать, что этот факт был неизвестен Джеймсу Эбботу Мак-Ней...полностью>>

Методические рекомендации по организации досуга студентов караганда, 2009

Главная > Методические рекомендации
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Карагандинский государственный университет

имени академика Е.А. Букетова

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА СТУДЕНТОВ

Караганда, 2009

Составители: Кентбек С., проректор по социальным вопросам КарГУ им. Е.А. Букетова, доцент;

Гаркуша К.Г., директор Дворца культуры студентов КарГУ им. Е.А. Букетова, доцент

Методические рекомендации по организации досуга студентов / Сост. С. Кентбек, К.Г. Гаркуша. – Караганды: Изд-во КарГУ, 2009. – 84 с.

Методические рекомендации разработаны с целью оказания практической помощи в организации досуга студентов как компонента системы воспитательной работы в высшем учебном заведении. В работе определены цель, задачи, формы организации культурного досуга студенческой молодёжи; раскрыто содержание этапов проектирования молодёжных культурно-досуговых программ; представлена характеристика широкого спектра видов досуговых программ; даны практические рекомендации по оформлению плановой и организационной документации.

Предназначены для студентов, преподавателей, организаторов досуга студенческой молодёжи, а также широкого круга лиц, интересующихся вопросами воспитания студенчества.

© Карагандинский государственный университет, 2009

Содержание

Введение .....……………………………………………………………………

Общие положения ………………………………………………………….….

Формы организации досуга студентов …………………………………….....

Этапы проектирования культурно-досуговых программ …….……………..

Виды культурно-досуговых программ ……………………………..………...

Оформление организационной документации ………..…………………….

Проект и сценарий фольклорного праздника «Қош келдің, әз Наурыз!» …..

Литература ………………….....…………………………………………...……

Введение

Современные концепции образования направлены на формирование и развитие личности на основе национальных и общечеловеческих ценностей, достижений науки и практики; развитие творческих, духовных и физических возможностей личности, формирование прочных основ нравственности и здорового образа жизни, обогащение интеллекта путем создания условий для развития индивидуальности [1].

Приобщение человека к достижениям отечественной и мировой культуры является одной из приоритетных задачи системы образования, решаемой на всех его уровнях, и становится одним из главных направлений воспитательной работы вуза, реализуемых как в учебное, так и во внеучебное время.

Разработанные методические рекомендации, содержащие систематизированный материал по организации досуга студентов в структуре воспитательной работы вуза, включают 6 разделов.

В первом разделе представлена характеристика общих положений, дается трактовка основных понятий, используемых в публикуемой работе, раскрываются цели и задачи работы по организации досуга как системы взаимосвязанных компонентов.

Во втором разделе представлена характеристика оптимальных организационных формы включения студентов в активную культурно-досуговую деятельность.

В третьем разделе рассматривается технология проектирования культурно-досуговых программ как упорядоченная последовательность действий и процессов, направленных на поэтапное достижение результата. Раскрывается содержание основных этапов проектирования – диагностического, прогнозного, концептуального, проектно-планирующего, исполнительски-внедренческого, контрольно-коррекционного.
В четвертом разделе дается характеристика видов культурно-досуговых программ, классифицированных по направлениям работы: культурно-досуговые программы общественно-патриотической, интеллектуальной, творческой, спортивно-оздоровительной, эколого-трудовой направленности.
В пятом разделе даны практические рекомендации по разработке и оформлению плановой и организационной документации: плана подготовки и проведения культурно-досуговой программы; положения о проведении культурно-досуговой программы; сценария.
В шестом разделе представлен проект и сценарий культурно-досуговой программы – фольклорного праздника «Қош келдің, әз Наурыз!», разработанного с учётом данных рекомендаций.

Общие положения

Настоящие Методические рекомендации по организации досуга студентов в вузе разработаны  в соответствии со следующими нормативными документами:

  • Закон Республики Казахстан «Об образовании» от 27 июля 2007 года № 319-III [1];

  • Закон Республики Казахстан «О государственной молодёжной политике в Республике Казахстан» от 7 июля 2004 года № 581 [2];

  • Закон Республики Казахстан «О культуре» от 15 декабря 2006 года № 207[3];

  • Закон Республики Казахстан «О государственных символах Республики Казахстан» от 4 июня 2007 года № 258 [4];

  • Закон Республики Казахстан «О языках в Республике Казахстан» от 11 июля 1997 года № 151-1, с изменениями и дополнениями по состоянию на 27 июля 2007 года [5];

  • Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 годы [6];

  • Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Казахстан – 2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев» [7];

  • Программа воспитательной работы в Карагандинском государственном университете имени академика Е.А. Букетова на 2009-2011 годы [8];

  • Программа патриотического воспитания студентов Карагандинского государственного университета имени академика Е.А. Букетова на 2009-2011 годы [9].

Рекомендации предназначены для  обеспечения единого методического подхода к организации досуга студентов в вузе. 
В настоящих Методических рекомендациях используются следующие понятия и их определения [10; 13-15]:
образование – специально организуемый процесс воспитания и обучения, целью которого является достижение высокого уровня нравственного, интеллектуального, культурного и физического развития и профессиональной компетентности членов общества;
воспитание – целенаправленная и систематическая деятельность, ориентированная на формирование личности в соответствии с действующими в обществе нормативными моделями; социально и педагогически обусловленный процесс раскрытия сущностных сил человека, его потенциальных возможностей;

развитие – характеристика качественных изменений личности, наращивание физических, психических и социальных новообразований за счёт освоения человеком внутреннего и внешнего потенциала возможностей;

досуг – часть свободного времени, которая остается у человека после исполнения непреложных обязанностей, когда человек предоставлен самому себе и имеет возможность заниматься разнообразной деятельностью по своему выбору. Виды досуговой деятельности можно классифицировать по пяти группам: отдых, развлечения, праздники, самообразование, творчество;

студент (от лат. studens – усердно работающий, занимающийся) – учащийся высшего, в некоторых странах и среднего учебного заведения;

вуз (ВУЗ) – сокращенное обозначение высшего учебного заведения – образовательное учреждение, дающее высшее профессиональное образование;

организация (как процесс) – деятельность по созданию и совершенствованию структуры и правил функционирования ее элементов;

досуг студентов – это целесообразно организованная и содержательно наполненная активность студенческих групп или конкретного студента в свободное от учебы время, которая осуществляется в соответствии с целями рекреации и социально-культурного развития на базе потребности в перемене характера деятельности.

Организация досуга студентов – одно из направлений воспитательной работы со студентами в высшем учебном заведении.

Организация досуга студентов в вузе представляет собой педагогически целенаправленную деятельность по созданию и совершенствованию структуры, правил функционирования, координации действий отдельных элементов системы работы по активизации конструктивной деятельности студентов во внеучебное время, достижение взаимного соответствия функционирования частей данной системы.

Цель организации досуга студентов определяется целевыми ориентациями всей системы воспитательной работы в вузе [1; 2; 8] и направлена на обеспечение условий для формирования и развития духовно и физически здоровой, социально активной, творческой личности студента, обладающей высокими нравственными и культурными потребностями; предоставление широких возможностей для развития творческого потенциала, способностей личности во внеучебное время.

Для реализации цели необходимо решение следующих взаимосвязанных задач:

  • способствовать формированию культуры досуга;

  • способствовать повышению культурного уровня студенчества на основе приобщения к достижениям отечественной и мировой художественной культуры;

  • создать условия для развития творческих способностей студентов;

  • обеспечить условия для воспитания уважения к культурному наследию многонационального народа Казахстана;

  • способствовать творческой самореализации;

  • способствовать формированию лидерских качеств;

  • развивать качества личности, способствующие её индивидуализации и конкурентоспособности.

Организация досуга студентов предусматривает совокупность нормативных [1-9], кадровых, материально-технических, финансово-экономических, информационных, методических ресурсов, объединенных с целью обеспечения качества культурно-досуговой работы.

Организация досуга в вузе реализуется на следующих уровнях управления: на уровне вуза, факультета, кафедры, студенческого самоуправления.

Организация досуга студентов осуществляется в процессе взаимодействия субъектов данной системы, которыми являются:

  • проректор по социальным вопросам и воспитательной работе;

  • профсоюзный комитет;

  • Комитет по делам молодёжи;

  • Дворец культуры студентов;

  • факультеты;

  • заместители деканов по воспитательной работе;

  • заведующие кафедрами;

  • кураторы;

  • студенческие группы;

  • Студенческий парламент;

  • студенческие объединения;

  • управление общежитиями;

  • студенческие советы;

  • студенты.

Взаимодействие уровней и субъектов управления организацией культурного досуга студентов в вузе представлено на рисунке 1.

Система управления

организацией досуга студентов в вузе

Рисунок 1. Взаимодействие уровней и субъектов управления

организацией досуга студентов

Формы организации досуга студентов

Формы организации досуга студентов – это виды, варианты организации культурного досуга, характеризующиеся особенностями построения, целей, задач и содержания, видов и форм деятельности его участников, а также местом и временем проведения.

Оптимальными формами организации культурного досуга являются активные формы вовлечения студентов в культурно-досуговую деятельность, основанной на инициативе и практическом участии каждого студента. В практике работы вузов сложились разнообразные виды организации культурного досуга студентов, которые можно свести в следующие организационные формы:

  • организация деятельности клубов по интересам;

  • организация деятельности творческих коллективов;

  • организация деятельности спортивных секций;

  • организация культурно-досуговых мероприятий.

Организация деятельности клубов по интересам.

Клуб общественная организация, объединяющая людей в целях общения на основе совместных научных, художественных и других интересов; добровольное объединение молодёжи с определенной целью, функционирующее на общественных началах; сообщество людей с едиными интересами, объединенное в организацию или ассоциацию.

Различают клубы интеллектуальные, политические, спортивные, развлекательные и т. п., например:

  • Дебатный клуб, Интеллектуальный клуб «Что? Где? Когда?», Дискуссионный клуб;

  • Клуб «Молодой депутат», Пресс-клуб, Клуб «Спикер»;

  • Клуб молодых учёных, Педагогический клуб, Психологический клуб, Археологический клуб, Клуб «Эколог», Клуб «Переводчик», Клуб «Веб-дизайнер»;

  • Литературный клуб, Литературная гостиная, Музыкальная гостиная;

  • Клуб Выпускников, Клуб отличников;

  • Шахматный клуб, Хоккейный клуб, Клуб «Восточные единоборства» и др.;

  • Клуб КВН, Рок-клуб, Рэп-клуб, Хип-хоп клуб и др.

Организация деятельности творческих коллективов.

Творческий коллектив – добровольное объединение любителей музыкального, хореографического, театрального и других жанров художественного творчества, основанное на общности интересов и совместной творческой деятельности, способствующей развитию дарований его участников, освоению и созданию культурных ценностей.

Участие в творческих коллективах осуществляется в свободное от учебы время и представляет собой одну из форм активной общественной и культурно-досуговой деятельности.

Творческие коллективы вуза – ансамбли, кружки, студии, секции, клубы:

  • ансамбль народного танца;

  • фольклорный ансамбль;

  • театрально-драматическая студия;

  • клуб акынов;

  • студия художественного слова;

  • вокально-хоровая студия;

  • студия эстрадного пения;

  • студия спортивного бального танца;

  • студия современного танца;

  • театр моды;

  • студия художественного моделирования одежды;

  • клуб КВН (казахская лига);

  • клуб КВН (русская лига);

  • клуб любителей классической музыки;

  • клуб любителей гитарной музыки;

  • клуб авторской песни;

  • музыкальный театр;

  • поэтический клуб и другие коллективы.

Репертуар творческих коллективов выступает одним из ведущих воспитательных факторов, при формировании которого учитываются следующие задачи:

    • способствовать формированию и развитию у студентов гражданственности и патриотизма;

    • развивать уважение к отечественной истории, традициям и культуре народа;

    • приобщать к достижениям отечественной и мировой художественной культуры;

    • способствовать формированию поликультурной и толерантной личности;

    • развивать культурный кругозор.

Репертуар студенческих творческих коллективов и отдельных исполнителей требует включения произведений отечественной и мировой художественной культуры, в нем должны сочетаться произведения народного, классического и современного искусства. Значительное место в репертуаре должно отводиться произведениям композиторов, поэтов и драматургов Казахстана, а также произведения других национальных культур, в содержании которых представлена тематика единства народов Казахстана.

Таким образом, репертуар творческих коллективов выступает как идейно-воспитательный и одновременно культурный фактор, направленный на развитие личности студентов.

Организация деятельности спортивных секций.

Спортивная секция – добровольное объединение любителей физической культуры и спорта, возглавляемое руководителем-профессионалом.

Секции по видам спорта:

  • волейбол (девушки, юноши);

  • баскетбол (девушки, юноши);

  • настольный теннис (смешанная);

  • бадминтон (смешанная);

  • шахматы (смешанная);

  • футбол (юноши, девушки);

  • легкая атлетика;

  • борьба;

  • казакша курес;

  • плавание;

  • зимние виды спорта;

  • лыжи;

  • восточные единоборства;

  • секция аэробики (девушки);

  • секция шейпинг (девушки) и другие.

Организация культурно-досуговых мероприятий.

Работа по организации досуга студентов как активной формы внеучебной деятельности предусматривает включение студентов в подготовку и проведение культурно-досуговых мероприятий. Студенты и творческие коллективы активно участвуют в организации, подготовке, разработке и проведении культурно-массовых и спортивных мероприятий, которые осуществляются в соответствии с нормативными документами [1-9], Планом воспитательной работы вуза.

Культурно-массовые и спортивно-оздоровительные мероприятия:

  • официальные и торжественные встречи;

  • концертные и шоу-программы;

  • театрализованные представления;

  • фольклорные праздники;

  • конкурсы и фестивали;

  • студенческие акции;

  • театрализованные шествия;

  • спартакиады;

  • встречи с выдающимися деятелями образования, науки, культуры, искусства Республики Казахстан и стран зарубежья;

  • участие в городских, областных, республиканских и международных конкурсах, фестивалях, чемпионатах.

Тематика культурно-досуговых и спортивно-оздоровительных мероприятий вуза должна отражать официальные события, быть посвящена государственным праздникам, знаменательным и памятным датам:

  • государственному празднику – Дню Конституции (30 августа);

  • Дню знаний (1 сентября);

  • Дню языков народов Казахстана (22 сентября);

  • Международному Дню пожилых людей (1 октября);

  • Дню учителя (первое воскресенье октября);

  • Международному Дню студентов (17 ноября);

  • Всемирному дню борьбы со СПИДом;

  • Национальному празднику – Дню Независимости (16 декабря);

  • государственному празднику – Новому году (1 января);

  • государственному празднику – Международному женскому дню (8 марта);

  • государственному празднику – Наурыз мейрамы (22 марта);

  • государственному празднику – Празднику единства народа Казахстана (1 мая);

  • государственному празднику – Дню Победы (9 мая);

  • Дню Защитников Отечества (7 мая);

  • Дню государственных символов Республики Казахстан (4 июня);

  • государственному празднику – Дню столицы (6 июля);

  • Дню университета;

  • Дню города и пр.

Этапы проектирования культурно-досуговых программ

Организация культурного досуга предусматривает планово-проектную деятельность, проектирование культурно-досуговых программ.

Проектирование (от лат. «projectus» – брошенный вперед) культурно-досуговой программы – это специфическая деятельность, результатом которой является теоретически и практически обоснованное определение вариантов создания прототипа культурно-досугового мероприятия. Проектирование как составная часть управления позволяет обеспечить осуществление управляемости и регулируемости данного процесса.

Проектирование культурно-досуговых программ представляет собой технологию разработки и реализации проекта или программы, упорядоченную во времени и пространстве последовательность действий и процессов, поэтапное достижение результата.
В проектировании молодёжных культурно-досуговых программ рекомендуется соблюдать следующие этапы [11]:
  • диагностический,
  • нормативно-прогнозный,
  • концептуальный,
  • проектно-планирующий,
  • исполнительски-внедренческий,
  • контрольно-коррекционный.

Первый этап проектирования культурно-досуговой программы – диагностический. Его содержание заключается в диагностике (от греч. diagnostikos – способный распознавать) социокультурной ситуации; накоплении, обработке, анализе информации; выявлении наиболее актуальных и типичных проблем, на решение которых будет направлена проектируемая программа. На данном этапе изучается специфика и культурный потенциал среды; выявляются возрастные, социально-демографические особенности ее субъектов; анализируется содержание и способы деятельности субъектов данной среды; выявляются наиболее типичные проблемы (социально-культурные проблемы, характерные для художественной жизни, культурно-исторического наследия, экологической среды обитания и пр.; личностные проблемы, характеризующие социально-психологическую, духовно-нравственную, профессиональную и др. стороны жизни субъектов данной культурной среды).

Полученную на данном этапе информацию целесообразно формировать по следующим разделам:

  • характеристика социальных и культурных особенностей диагностируемого объекта (факультета, студенческой группы, студенческого объединения, общежития и т.п.); (отвечает на вопросы «почему?» и «где?» будет реализован проект);

  • характеристика материально-технической базы диагностируемого объекта; эту информацию можно получить по итогам инвентаризации фонда помещений, залов, учреждений культуры, искусства и составления карты материально-технической базы; (отвечает на вопрос «что имеется?» для реализации проекта);

  • характеристика квалификационно-творческого потенциала его субъектов, состава специалистов, способных организованно и содержательно осуществить проектируемую программу (отвечает на вопрос «кто?» будет реализовывать проект);

  • характеристика социально-демографических, возрастных, творческих особенностей потенциальной аудитории проектируемой программы (отвечает на вопрос «для кого?» разрабатывается проект).

Выявленные проблемы и ресурсы определяют приоритетные сферы социально-культурного проектирования и характер программ.

Второй этапнормативно-прогнозный – предполагает предвидение, вероятностные суждения о состоянии ситуации в будущем, перспективах ее развития как при условии естественного развития, так и в том случае, если ситуация будет изменена в желаемом направлении в результате реализации разрабатываемого проекта (культурно-досуговой программы).

Третий этапконцептуальный. Его суть заключается в разработке целостной концепции, замысла проекта, сферы проектирования, определении перспективных целей, приоритетных задач, связанных с решением основного круга проблем.

Четвертый этаппроектно-планирующий – переход от общей концепции проекта к плану реализации культурно-досуговой программы с определением плановых мероприятий, сроков их реализации, ответственных лиц и исполнителей. На данном этапе выбирается организационный комитет по подготовке и проведению программы, разрабатывается и утверждается планово-проектная документация.

Пятый этаписполнительско-внедренческий предусматривает создание условий и организационных структур, обеспечивающих реализацию проекта, программы (материально-техническая база, ресурсы, финансы, кадры, информационное обеспечение). На этом этапе разрабатываются документы, регулирующие и конкретизирующие действия по реализации проекта – положения, сценарии и пр.

Шестой этапконтрольно-коррекционный, на котором обобщаются и анализируются промежуточные результаты реализации программы в целом и отдельных пунктов (мероприятий), учитывается их социальная эффективность и производятся соответствующие корректирующие действия.

Результаты работы по каждому из этапов находят отражение в разработанном проекте, программе, сценарии.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методические рекомендации по подготовке к занятиям с. 171 Тематика письменных работ с. 175

    Методические рекомендации
    Учебно-методический комплекс составлен на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к содержанию и уровню подготовки бакалавров по направлению 030500 – «юриспруденция».
  2. Библиографический указатель 2009 2010 гг

    Библиографический указатель
    При работе над указателем использованы электронный каталог фонда библиотеки РГУПС, списки научных работ, представленные авторами, база данных «Труды ученых РГУПС» и издания отраслевых информационных институтов.
  3. Методические материалы для слушателей заочной формы обучения специальность 030505. 51 Правоохранительная деятельность

    Пояснительная записка
    специализация: административная деятельность органов внутренних дел, профиль подготовки специалиста – деятельность службы участковых уполномоченных милиции
  4. Руководитель программы по защите прав детей юнисеф в рк система охраны детства региональные перспективы

    Документ
    Роль специализированного суда по делам несовершеннолетних в вопросах защиты прав и интересов детей. взаимодействие органов ювенальной юстиции – важный фактор в воспитании несовершеннолетних детей
  5. Велосипедный туризм ббк 75. 81 В27 удк 796. 61: 796. 57 Авторский коллектив

    Книга
    Авторский коллектив: А.А.Булгаков, Е.М.Бухвапьд, М.Г.Гаврилов, Г.Ф.Гончаров, А.С.Добровольский, С.П.За-мойский, В. В. Казанцев, А. Р. Каминский, С. А.

Другие похожие документы..