Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Реферат'
Институт освобождения от уголовной ответственности известен Российскому уголовному праву уже более полвека. При этом если учитывать, что на практике ...полностью>>
'Автореферат диссертации'
Защита состоится 9 февраля 2008 г. в 9.00 на заседании диссертационного совета Д 212.063.04 при ГОУ ВПО Ивановский государственный химико-технологиче...полностью>>
'Урок'
Школа XXI века требует от современного педагога учета индивидуальных способностей и возможностей учеников, помощи в их начальной профессиональной ори...полностью>>
'Реферат'
Аппликатурой (от лат. applicare - прикладывать, приставлять) называется способ расположения и порядок чередования пальцев при игре на музыкальном инс...полностью>>

Деятельность классного руководителя. Олышевская О. М., Минск, 2011 г

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Деятельность классного руководителя. Олышевская О.М., Минск, 2011 г.

Педагогическое общение в работе

классного руководителя

Искусству общения надо учиться,

«но нельзя научить человека приемам общения,

если он не чувствует себя педагогом,

если он, откровенно говоря, не любит детей

и не любит профессию».

А. А. Леонтьев

В настоящее время особенное значение в педагогической практике имеет организация эффективного педагогического общения. Это обусловлено тем, что в ситуации общественной трансформации меняются многие устоявшиеся и привычные представления о социальных нормах. Ломка общественных стереотипов затронула и современную школу. Ломаются устоявшиеся педагогические стереотипы организации обучения, и происходит переориентация педагогики на личностно ориентированный подход.

Долгие годы в системе образования царила учебно-дисциплинарная модель общения, которая складывалась в нашей стране десятилетиями и несла на себе отпечаток второй половины 70-х гг. прошлого столетия, когда целью обучения являлось вооружение учеников знаниями, умениями и навыками. Лозунгом в ходе взаимодействия взрослого с детьми было «Делай как я». Для данной модели общения характерными были следующие аспекты:

  • способы общения: наставления, разъяснения, запреты, требования, угрозы, наказания, нотации, окрик;

  • тактика общения: диктат или опека;

личностная позиция: удовлетворить требования руководства и контролирующих инстанций.

Обучение и воспитание традиционно рассматривались как односторонне направленные процессы, механизмом которых являлась трансляция учебной информации от её носителя — педагога к получателю — учащемуся. В результате такой модели общения наличность ребенка оказывалось пагубное воздействие. Учащийся как пассивный участник этого процесса оказывался способен лишь усвоить (по сути, запомнить) ту ограниченную информацию, которая предоставлялась ему в готовом виде. У него не формировалась способность самостоятельно овладевать новой информацией, использовать её в нестандартных условиях и сочетаниях, находить новые данные на основе уже усвоенных. Личность школьника под влиянием авторитарного директивного воздействия приобретала черты зависимости, конформности.

Педагогический процесс, построенный на основе таких представлений, в современных условиях демонстрирует низкую эффективность. Односторонне направленный учебно-воспитательный процесс практически не достигает основной цели образования - становления зрелой, самостоятельной, ответственной личности, способной к адекватным шагам в противоречивых и меняющихся условиях современного мира (Анцупов А. Я.).

Альтернативу этой модели составляет личностно ориентированная модель общения. Цель личностно ориентированной модели общения - обеспечить чувства психологической защищенности ребенка, доверие его к миру, радость существования, формирование начала личности, развитие индивидуальности ребенка. Для этой модели общения характерен диалогический тип общения (Павлова Л. Г).

Данная модель общения характеризуется тем, что взрослый взаимодействует с ребенком в процессе общения (Синагина Н. Ю. и др.). Он не подгоняет развитие детей, а предупреждает возникновение возможных отклонений в их личностном развитии. Формирование знаний, умений и навыков является не целью, а средством полноценного развития личности школьника. Для личностно ориентированной модели общения характерными являются следующие аспекты:

  • способы общения: понимание, признание и принятие личности ребенка, основанное на формирующейся у взрослых способности к децентрации (умение встать на позицию другого, учесть точку зрения ребенка и не игнорировать его чувства и эмоции);

  • тактика общения: сотрудничество, создание и использование ситуаций, требующих проявления интеллектуальной и нравственной активности детей;

  • личностная позиция педагога: исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития.

В связи с этим, в современной науке и практике все большее признание приобретает концепция педагогического процесса как диалога, предусматривающего взаимно направленное и этим обусловленное взаимодействие участников этого процесса (Курганов С. Ю.). В этом плане педагогическое общение выступает как главный механизм достижения основных целей обучения и воспитания.

В педагогических технологиях личностно ориентированного обучения организация учебно-педагогической деятельности и общения педагога и ученика строится на качественно иных методологических принципах. Ученик становится субъектом учебной деятельности, что существенно меняет роль педагога и учащегося в обучении. Ориентация на развивающуюся личность ученика приводит к тому, что в профессиональные обязанности педагога входит и организация общения, основанного на принципах гуманизма, что является довольно сложной профессиональной задачей для учителя. Организация общения с учениками от педагога требует мобилизации всех профессиональных знаний, умений, навыков и интуиции.

Гуманизация системы образования, характеризующая современный этап ее развития, предъявляет высокие требования к общей и профессиональной подготовке педагогических кадров, к проявлению их творческой индивидуальности, к умению организовать педагогически целесообразное общение учителя с учащимися.

На определяющую роль и большое значение педагогического общения в учебно-воспитательном процессе указывали многие выдающиеся педагоги. В общении складывается важная система воспитательных взаимоотношений, способствующих эффективности воспитания и обучения. В педагогической деятельности общение приобретает функциональный и профессионально значимый характер. Оно выступает в ней как инструмент воздействия, и обычные условия и функции общения получают здесь дополнительную «нагрузку», так как из аспектов общечеловеческих перерастают в компоненты профессионально-творческие.

Однако, как показывает педагогическая практика, среди множества задач, встающих перед педагогом, наиболее сложными оказываются именно задачи, связанные с организацией эффективного педагогического общения. Из-за недостатка психологических знаний, умений и навыков организации взаимодействия многие учителя испытывают затруднения при общении с учениками. Закономерным следствием вышеописанной ситуации является возникновение негативных эмоциональных состояний, тягостных переживаний, как у учеников, так и у самих учителей.

Таким образом, проблема общения педагога и ученика становится одной из центральных в педагогической психологии и педагогике наряду с проблемой учебно-педагогической деятельности с позиции её влияния на становление личности школьников.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ. ПРОСТРАНСТВО «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ»

Учитель как субъект педагогического взаимодействия

Сегодня в наш профессиональный язык прочно вошли такие понятия, как «гуманный подход», «педагогика сотрудничества», «личностно ориентированное воспитание». В современной парадигме образования ученик не рассматривается в качестве объекта обучения и воспитания, а сам учебно-воспитательный процесс не сводится к целе­направленному воздействию активной личности на пассивную. Гуманистическое образование — это всегда партнёрство детей и взрослых, взаимодействие активных, деятельных и действующих сторон. В результате современных гуманистических тенденций в системе образования наблюдается изменение основной схемы взаимодействия учителя и учеников. Вместо широко распространённой схемы их взаимодействия S - О, где S - учитель, преподаватель - субъект педагогического воздействия и управления, а О - ученик - объект такого воздействия, имеет место схема субъектно-субъектного, равнопартнёрского учебного сотрудничества учителя и учащихся. «Учитель - только организатор социальной воспитательной среды, регулятор и контролёр её взаимодействия с каждым учеником» (Выготский Л. С).

Само обучение и педагогическое общение реализуется по схеме S1=S2, где SI - это учитель. Учитель как человек, вызывающий подлинный интерес к предмету общения, к себе как к партнёру, информативная для обучающихся содержательная личность, интересный собеседник. S2 - это ученик, общение с которым рассматривается учителем как сотрудничество в решении учебных задач, при его организующей, координирующей, положительно стимулирующей и подкрепляющей реакции.

Иначе, учебно-воспитательный процесс предстаёт как сложная система «субъект — субъектного» педагогического взаимодействия.

Педагогическое взаимодействие — это взаимодействие в системе «педагог - учащийся» с целью осуществления процесса обучения и воспитания.

Выделяют несколько уровней и типов педагогического взаимодействия.

Первый уровень - это взаимодействие человека с самим собой. Именно на этом уровне происходят процессы самопознания, самопроектирования, самоанализа и самооценки. От умения личности взаимодействовать с самим собой во многом зависит конструктивность её отношений с окружающими людьми. Вот почему очень важно развивать у детей и взрослых знания и умения рефлексии и саморефлексии.

Второй уровень - это взаимодействие человека с другим. При этом другой очень разнообразен в своих проявлениях: он может быть значимой личностью, равноправным партнёром, а может оказаться человеком, мнение которого не играет существенной роли. Если человек научится относиться к другому как к себе, то следующим шагом будет понимание и принятие другого как себя.

Третий уровень - это взаимодействие личности с определённой системой. Человек, находящийся в школе, вступает в непосредственное взаимодействие с целой совокупностью социальных систем, важнейшей из которых является общешкольный коллектив.

Таким образом, под педагогическим взаимодействием понимается связь субъектов образовательной деятельности, приводящая к количественным и качественным изменениям в учебно-воспитательном процессе и в личностных характеристиках взаимодействующих сторон.

В психолого-педагогической литературе выделяют несколько типов взаимодействия, в которые вступает педагог. Вот наиболее важные из них:

  • учитель - «Я»;

  • учитель - учитель (администрация);

  • учитель - ученик;

  • учитель - группа учащихся (класс);

  • учитель - родитель.

Предлагается и другая типология педагогического взаимодействия, учитывающая степень развития таких его характеристик, как взаимопознание, взаимопонимание, взаимоотношение, взаимовлияние. Здесь выделяются следующие типы взаимодействия:

  • сотрудничество;

  • диалог;

  • соглашение;

  • опека;

  • подавление;

  • конфликт;

  • индифферентность;

  • конфронтация.

Взаимодействие — процесс непосредственного воздействия объектов (которые одновременно являются и субъектами) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь. Основные виды взаимодействия: содружество (сотрудничество), конкуренция и конфликт. Остановимся на двух из них — сотрудничестве и конфронтации (соперничестве).

Типы взаимодействий

  1. Сотрудничество (содружество) - когда продвижение каждого из партнёров к своей цели способствует или хотя бы не препятствует реализации целей остальных.

  2. Соперничество (конфронтация) — когда достижение цели одним из взаимодействующих затрудняет или исключает осуществление целей других участников.

Интуитивно ясно, что практически люди вступают в бесконечное количество различных видов взаимодействия. Наиболее распространенным является деление всех возможных видов взаимодействий на два противоположных вида: сотрудничество и соперничество. Разные авторы обозначают эти два основных вида различными терминами. Кроме вышеназванных, говорят о согласии и конфликте, приспособлении и оппозиции, ассоциации и диссоциации и т.д; За всеми этими понятиями ясно виден принцип выделения различных видов взаимодействия. В первом случае анализируются такие его проявления, которые способствуют организации совместной деятельности, являются «позитивными» с этой точки зрения. Во вторую группу попадают взаимодействия, так или иначе «расшатывающие» совместную деятельность, представляющие собой определенного рода препятствия для нее.

Гуманистическое же воспитание предполагает субъект - субъектное взаимодействие, т.е. диалог или сотрудничество на равных.

В педагогической практике, успешной жизнедеятельности образовательного учреждения особенное значение имеет позитивный стиль взаимодействия педагогов с учащимися, основанный на сотрудничестве. Позитивное взаимодействие необходимо не только для обеспечения благоприятного климата обучения и воспитания, но и является важным фактором формирования креативных и интеллектуальных способностей учащихся.

Была установлена зависимость между характером взаимодействия и его успешностью, т.е. межличностные отношения во взаимодействии определяют как тип взаимодействия, который возникает при данных конкретных условиях (будет ли это сотрудничество или соперничество), так и степень выраженности этого типа (будет ли это более успешное или менее успешное сотрудничество).

Присущая системе межличностных отношений эмоциональная основа, порождающая различные оценки, ориентации, установки партнеров, определенным образом «окрашивает» взаимодействие. Эмоциональная (положительная или отрицательная) окраска взаимодействия либо стимулирует, либо тормозит развитие, проявление способностей и достижения.

Ориентация на развивающуюся личность ученика приводит к тому, что в профессиональные обязанности учителя входит и организация общения, основанного на принципах гуманизма, что является довольно сложной профессиональной задачей. В повседневной педагогической практике многие учителя испытывают затруднения при общении и организации взаимодействия с учениками.

В первую очередь здесь необходимо обратить внимание на личностные качества самого педагога, значимые в профессионально-педагогическом взаимодействии. К таким качествам относят:

  • педагогическую направленность личности;

  • гуманизм;

  • доброжелательность;

  • тактичность;

  • открытость своего «Я» другим людям;

  • общительность;

  • оптимизм;

  • эмоциональную устойчивость.

Наличие этих личностных качеств является важным условием оптимального педагогического общения и взаимодействия педагога. Однако даже при их наличии, но без внутренней готовности педагога к построению отношений с учащимися на основе сотрудничества на равных невозможно организовать позитивное педагогическое взаимодействие.

Здесь не менее актуальной является способность к анализу собственной профессиональной позиции. Невозможно формировать новую личностную позицию, ориентированную на интересы ребёнка, перспективы его развития, на восприятие учеников как равноправных партнёров в условиях сотрудничества без переосмысления собственных педагогических взглядов, убеждений, без самоанализа, самопознания и самоопределения самого педагога. Поэтому велика роль таких факторов, как социально-психологическая наблюдательность учителя, его способность к эмпатии, рефлексивные умения. В решении задач организации эффективного педагогического взаимодействия немалое значение имеет социальный интеллект педагога, который должен характеризоваться следующими особенностями:

  • просоциальной направленностью;

  • готовностью к сотрудничеству;

  • личностной заинтересованностью во благе других;

  • социальной самоэффективностью (как ожидание успеха при решении межличностных проблем);

  • эмпатическим интересом и личным состраданием;

  • ценностным отношением к себе и другим.

Кроме того, для педагога крайне важны выдержка, терпимость, умение саморегуляции в критических ситуациях общения, а также социально-психологическая готовность к совместной деятельности.

Безусловно, каждый педагог в той или иной мере обладает всеми вышеназванными качествами. Но успешность педагогического взаимодействия, организуемого учителем, будет зависеть от степени их развития. Поэтому нельзя оставить без внимания проблему самовоспитания педагогом личностных качеств, значимых в межличностном познании и взаимодействии, а при необходимости и их коррекцию либо самокоррекцию.

Таким образом, проблема взаимодействия и общения педагогов и учащихся становится одной из центральных в педагогической психологии и педагогике наряду с проблемой учебно-педагогической деятельности. В связи с заявленной проблемой особенное внимание следует обратить на формирование позитивного стиля взаимодействия педагога с учащимися путём коррекции поведенческих аспектов личности педагога. Самая главная задача в этом плане — формирование нового восприятия учащегося как основной фигуры учебно-воспитательного процесса, как основной ценности. Основной ценностью должна быть личность учащегося, а не достижение каких-либо иных целей учебно-воспитательного процесса.

Каждый педагог, взаимодействуя со своими учениками, рано или поздно задаётся вопросом: можно ли считать это взаимодействие успешным?

По мнению ряда учёных, процесс взаимодействия можно считать успешным, если он:

  • создаёт условия для реализации тех умений, навыков и знаний, которыми обладает личность в настоящее время;

  • позволяет осознавать неповторимость своего «Я» и найти основания для положительного самовосприятия;

- открывает перспективы для будущего развития личности.

Из этого следует, что взаимодействие можно считать эффективным, если оно выступает средством развития всех, кто в него включён, как учащегося, так и педагога.

Практикум

Методика диагностики уровня педагогического сотрудничества в процессе обучения

Уважаемые коллеги! Ознакомившись с утверждениями, помещёнными в таблице, поставьте «+» в графе «Варианты ответов» напротив утверждений, с которыми вы согласны.

Содержание утверждения

Варианты ответов

Всегда

Часто

Редко

Никогда

1

Обсуждаю с учащимися цели и задачи совместной учебной деятельности.

2

Советуюсь с ребятами по вопросу организационных форм проведения урока.

3

Стараюсь создать на уроке доверительные межличностные отношения с учащимися.

4

Стремлюсь к взаимной личной информированности с учащимися.

5

Использую учащихся в роли «преподавателей» на уроке.

6

Выставляю отдельным учащимся по несколько отметок за урок.

7

Признаю право учащихся на ошибку.

8

Использую на уроке учебный взаимоконтроль учащихся.

9

На уроке стараюсь ставить не завышенные оценки учащимся, а адекватные их знаниям.

10

Нерадивым учащимся ставлю в журнал «2».

11

Отметки применяю в качестве основного побудительного стимула учащихся к учению.

12

При нарушении учащимися учебной дисциплины, в случае неподготовленности к учебному занятию, ставлю в известность администрацию школы и родителей.

Обработка данных: ответы с 1 по 8 включительно оцениваются в графе «Всегда» в 3 балла; «Часто» - 2; «Редко» - 1; «Никогда» - О баллов. Ответы с 9 по 12 включительно (ответы-ловушки) оцениваются в обратной последовательности: «Никогда» - 3; «Редко» - 2; «Часто» - 1; «Всегда» - 0. Максимальное количество набранных баллов - 36.

Набравших от 24 до 36 баллов можно считать сторонниками педагогического сотрудничества; с суммой от 12 до 23 характеризует умеренное отношение к сотрудничеству с учащимися на уроке; от 1 до 11 баллов - отличаются негативным отношением к организации совместной деятельности с учащимися в процессе обучения.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. "Деятельность классного руководителя по формированию нравственного поведения младших школьников"

    Документ
    § 1. Понятие и сущность основных понятий исследования: мотив, мотивация, нравственное поведение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
  2. Система деятельности классного руководителя в современной школе

    Курсовой проект
     Неоправданно долго в обществе решался вопрос о том, что призваны делать педагоги: обучать воспитывая или воспитывать обучая. Брали за основу первое, поставив во главу угла обучение и забыв о том, что, по словам Я.
  3. План: План: 2 Введение 3 Деятельность классного руководителя. 7 1 Основные направления деятельности классного руководителя в работе с учащимися и их родителями. 7

    Реферат
    Взаимодействие педагога с родителями учащегося направлено на создание единого воспитательного поля, единой социальной сферы, где наивысшие ценности являлись основой жизни, достойной человека.
  4. Рекомендации по проведению методической учебы классных руководителей, кураторов учебных групп «основные направления деятельности классного руководителя, куратора

    Документ
    Министерство образования Республики Беларусь направляет для руководства в работе рекомендации по проведению мето­дической учебы классных руководителей, кураторов учебных групп «Основные направления деятельности классного руководи­теля,
  5. Заседание мо классных руководителей на тему: «современная модель воспитательной деятельности классного руководителя»

    Заседание
    Первым национальным проектом в области образования, как известно, стал проект, который условно можно назвать «Классный руководитель». Его реализация предлагает:

Другие похожие документы..