Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа'
Программа «Апокалипсис» 20 века является частью Федеральной программы «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в росс...полностью>>
'Диплом'
М.Ю. Лермонтов - очень сложное явление в истории литературной жизни России. Поэт, проживший всего 26 лет и оставивший относительно небольшое литерату...полностью>>
'Документ'
Реклама возникла вместе с культурой или, по крайней мере, с тех пор, как люди начали обмениваться произведенны­ми товарами1. Однако теперь, в постинд...полностью>>
'Документ'
In this article author analyzes the transformation of GUAM cooperation after 2006, current state and projects within GUAM, cooperation with third par...полностью>>

Методические рекомендации по организации муниципальной образовательной сети (сетевого взаимодействия) Подготовила доцент кафедры управления

Главная > Методические рекомендации
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Методические рекомендации

по организации муниципальной образовательной сети (сетевого взаимодействия)

Подготовила доцент кафедры управления

образовательными системами

Белгородского регионального института ПКППС

Посохина Е. В.

Формы организации профильного обучения – а) внутришкольная (программы профильного обучения реализуются школой); б) сетевая (программы профильного обучения реализуются благодаря кооперации между несколькими образовательными учреждениями общего, профессионального и дополнительного образования); в) свободная (программы профильного обучения реализуются обучающимся путем самостоятельной организации образовательного процесса преимущественно вне образовательных учреждений – домашнее, дистанционное, открытое обучение) и т.д.

Предложенные подходы не исключают возможности существования и дальнейшего развития универсальных (непрофильных) школ и классов, не ориентированных на профильное обучение и различного рода специализированных общеобразовательных учреждений (хореографические, музыкальные, художественные, спортивные школы, школы-интернаты при крупных вузах и др.).

Решение об организации профильного обучения в конкретном образовательном учреждении принимает его учредитель по представлению администрации образовательного учреждения и органов его общественного самоуправления.

Требование более полного удовлетворения современных образовательных запросов при эффективном использовании имеющихся ресурсов, индивидуализации образовательного процесса приводит к необходимости объединения усилий отдельных школ, развития и оптимизации образовательных сетей.

Виды муниципальных сетей

Сеть - новое понятие в образовании.

Сеть - это совокупность учреждений, имеющая:

  • общие цели,

  • ресурсы для их достижения,

  • и единый центр управления

Сети создаются в случае необходимости обмена ресурсами для достижения поставленной цели. Предполагается, что сеть профильного обучения будет включать в себя самые разные типы образовательных учреждений.

Основания для классификации муниципальных образовательных сетей профильного обучения

Виды сетей и их особенности

1. По степени централизации управления сетью

Централизованные

Децентрализованные

2. По соотнесению границ сети с административным делением территории и подчиненности органам управления образованием

Муниципальные

Межмуниципальные, региональные, межрегиональные, федеральные

3.По плотности взаимодействия учреждений образования друг с другом

Развитые сети с высокой степенью интеграции учреждений и наличием взаимосвязей между всеми учреждениями

Неразвитые сети, дезинтегрированные, при отсутствии взаимосвязей между учреждениями и наличии учреждений не имеющих связей с другими

4. По архитектуре связей между учреждениями и степени включенности различных учреждений в сетевое взаимодействие.

С учреждениями, выполняющими роль ресурсных центров. Сети, имеющие несколько или один ресурсный центр. Простые: состоящие из одной сети.

С равномерным распределением функций между всеми учреждениями, вошедшими в сеть. Сложные, включающие несколько практически самостоятельных сетей

5. По количеству учреждений, вошедших в сеть

Малые, средние, большие, гигантские.

Малые, средние, большие, гигантские.

6. По преобладающим способам сетевого взаимодействия учреждений

Реальные: связи реализуются в формах реального обмена учащимися или ресурсами

Виртуальные: связи осуществляются с помощью современных информационных технологий, то есть в информационном пространстве

7. По содержанию и широте сетевого взаимодействия учреждений

Сети финансовые, информационные, сети научно-методического и материально-технического взаимодействия учреждений, сети, основанные на ротации кадров или взаимодействии при использовании кадрового потенциала системы

Сети комплексного взаимодействия учреждений: с широким взаимодействием по разным направлениям

Формы сетевого взаимодействия учреждений в зависимости от типа сети и условий ее функционирования:

Формы сетевого взаимодействия учреждений

Формы сетевого взаимодействия учреждений

1. Взаимодействие в осуществлении процесса обучения: организация сетевых классов и групп на базе образовательных и других учреждений сети (Рекомендуется использовать в малых и средних образовательных сетях)

3. Взаимодействие в использовании кадровых ресурсов: ротация кадров, работа выездных бригад, работа сетевых преподавателей в реальных и виртуальных образовательных сетях

2. Взаимодействие в использовании материально-технических ресурсовоборудования и т.д. образовательных: использование помещений, и других учреждений

4. Взаимодействие в форме виртуальных (например, спутниковых, компьютерных) и др. видов связей

На сегодняшний день существуют разные модели муниципальных образовательных сетей. Выделим наиболее распространенные из них.

В подобных моделях профильное обучение учащихся конкретной школы осуществляется за счет целенаправленного и организованного привлечения образовательных ресурсов иных образовательных учреждений. Оно может строиться в двух основных вариантах.

Первый вариант связан с объединением нескольких общеобразовательных учреждений вокруг наиболее сильного общеобразовательного учреждения, обладающей достаточным материальным и кадровым потенциалом, которое выполняет роль «ресурсного центра». В этом случае каждое общеобразовательное учреждение данной группы обеспечивает преподавание в полном объеме базовых общеобразовательных предметов и ту часть профильного обучения (профильные предметы и элективные курсы), которую оно способно реализовать в рамках своих возможностей. Остальную профильную подготовку берет на себя «ресурсный центр».

Второй вариант основан на кооперации общеобразовательного учреждения с учреждениями дополнительного, высшего, среднего и начального профессионального образования и привлечении дополнительных образовательных ресурсов. В этом случае учащимся предоставляется право выбора получения профильного обучения не только там, где он учится, но и в кооперированных с общеобразовательным учреждением образовательных структурах (дистанционные курсы, заочные школы, учреждения профессионального образования и др.). Примеры приведены ниже.

МОДЕЛЬ ЦЕНТРА ОБРАЗОВАНИЯ

БАЗОВАЯ (ОПОРНАЯ) ШКОЛА С СЕТЬЮ ФИЛИАЛОВ

Анализ приведенных моделей показывает, что одной из самых конструктивных моделей по ряду образовательных и социально-экономических признаков является создание филиалов. Во-первых, она в значительной мере содействует выравниванию и улучшению образовательных возможностей жителей, так как при обеспечении работы филиала широко задействуется образовательный потенциал всей территории, расположенных по соседству более сильных опорных школ. Создается единый педагогический коллектив, и педагоги филиала участвуют в работе педагогических советов большой школы, получают методическую поддержку. Дети, обучающиеся в филиалах, а также их учителя, родители участвуют в общешкольных мероприятиях – конференциях, олимпиадах, соревнованиях, праздниках. Все ученики получают равный доступ к ресурсам большой школы, ребята из филиалов могут часть программы изучать в базовой школе, посещая ее один-два раза в неделю: например, занимаясь в спортивном зале или специально оборудованных кабинетах.

Очень важно, что в большой школе, куда, как правило, приходят учиться ребята старшего звена из маленьких школ, для руководителей нет деления на своих и чужих, они ощущают равную ответственность за качество образования всех своих учащихся.

На базе филиала могут обучаться как начальные классы, так и те или иные классы и группы следующих ступеней, причем порядок обучения можно гибко менять каждый учебный год в соответствии с особенностями контингента учащихся, меняющимися демографическими, социальными, экономическими, кадровыми, техническими и иными условиями. В филиал могут быть частично перенесены занятия групп продленного дня, консультации, элективные курсы, факультативы, кружки. Возможно даже при необходимости открытие на базе филиала того или иного профиля обучения.

Таким образом, модель филиалов позволяет обеспечить единоначалие, непрерывность образовательного процесса, единство требований, согласованность местной образовательной политики, а также адаптивность к меняющимся условиям. Однако каждая модель в тех или иных условиях оказывается наиболее подходящей, и может быть выбрана только самими участниками образовательного процесса, которым предстоит ее реализовывать.

МОДЕЛЬ ПЕРЕДВИЖНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ

Обслуживаемые школы:

  • Являются юридическими лицами,

  • Отношения строятся на договорной основе,

  • Проблема- нет отлаженного механизма договорных отношений


РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР

С ЗАКРЕПЛЕННОЙ ПЕРЕДВИЖНОЙ ЛАБОРАТОРИЕЙ


МОДЕЛЬ «СОЦИО-КУЛЬТУРНЫЙ КОМПЛЕКС»

Предполагает интеграцию деятельности образовательных учреждений с учреждениями социальной сферы, культуры и другими учреждениями

МОДЕЛЬ «АССОЦИАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ»

МОДЕЛЬ «ПРОФИЛЬНАЯ СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА (агро - лицей)»

Формы организации и организационные модели профильного

обучения в сельской школе

Для детализации моделей профильного обучения в сельской школе считаем необходимым выделить ряд дополнительных факторов обуславливающих это многообразие.

К их числу относится: а) количество школ в населенном пункте; б) размеры школ (полная или малочисленная); в) социокультурную ситуацию. Задача состит в том, чтобы сопоставить основные организационные модели с социокультурными (включая, экономические) и педагогическими условиями конкретного села, деревни, станицы. Для этого выделим основные типовые ситуации, имеющие место.

Типовые ситуации организации моделей

1. В близлежащих населенных пунктах одна или несколько крупных школ.

2. В близлежащих населенных пунктах находится одна крупная и несколько полных или малочисленных школ.

3. В близлежащих населенных пунктах имеется несколько полных или малочисленных школ.

4. В близлежащих населенных пунктах имеется несколько малочисленных школ.

5. В близлежащих населенных пунктах имеется одна малочисленная школа.

Близлежащие населенные пункты - села, расположенные на расстоянии возможного и целесообразного ежедневного подвоза детей.

Крупная сельская школа - школа, имеющая по несколько параллельных 9-11 классов.

Полная сельская школа - школа, не имеющую параллельных 9-11 классов, но при этом эти классы являются полными (более 15 человек)

Малочисленная сельская школа - школа, не имеющую полных (в т.ч. параллельных) 9-11 классов.

Социокультурная ситуация на селе - образовательные и организационные возможности сельского населенного пункта, направленные на реализацию профильного обучения.

Выделим четыре основные модели профильного обучения в сельских школах: две межшкольные (сетевые) и две внутришкольные. Они таковы.

Модель 1. Межшкольное распределение профилей. Профили распределяются между несколькими школами, которые можно назвать однопрофильными. При этом возможен вариант наличия непрофильных (универсальных) школ, не предполагающих углубленного (или расширенного) обучения.

Модель 2. Межшкольное распределение профилей, при котором школы являются двух- (и более) профильными. Это возможно при малом количестве школ (как правило две школы). Разновидностью этой модели является подмодель многопрофильной школы, являющейся для села ресурсным центром. Тогда профильные классы в данном населенном пункте имеются только в этой школе.

Модель 3. Межклассное распределение профилей внутри одной школы. Тогда такая школа называется многопрофильной. При этом возможен вариант наличия непрофильных (универсальных) классов, не предполагающих углубленного (или расширенного) обучения.

Модель 4. Разновозрастное распределение профилей, предполагающее создание разновозрастных (состоящих из учеников 9-11 классов) учебных групп. Данная модель предложена в рамках федерального эксперимента по реструктуризации сети сельских школ1[1].

Опыт показал, что нельзя добиться эффективных изменений образовательных сетей «сверху», невозможно разработать универсальную оптимальную модель сети. Абстрактные модели опираются в первую очередь на образовательные факторы, а между тем местные социальные, географические, экономические и иные обстоятельства оказываются не менее существенными. Разработать оптимальные модели с учетом всех конкретных местных условий, а затем их реализовать на практике могут только сами участники образовательных сетей.

Анализ материалов эксперимента позволил предложить следующую примерную процедуру сетевого взаимодействия, ведущую к оптимизации образовательной сети (МОС).

Этапы построения МОС

Шаг 1. Решение учредителя (учредителей) о создании школьного округа (МОС), то есть выделения совокупности учреждений, совместно обучающих всех детей, проживающих на данной территории, закрепленное нормативно. При этом каждое учреждение, входящее в округ, сохраняет статус юридического лица и имеет равные права с другими учреждениями, однако в рамках округа образуется единое образовательное пространство.

Задачи:

  1. Разработка региональной программы введения профильного обучения.

  2. Создание межмуниципальной образовательной сети ПО.

  3. Разработка мер по финансированию ППО и ПО.

  4. Определение модели и формы ПО и ППО.

  5. Определение перечня образовательных учреждений участвующих в ППО.

  6. Составление план сетевого взаимодействия (координаторы МОС).

Шаг 2. Создание координационного органа, в который входят директора всех учреждений школьного округа. Выработка координационным органом и подписание всеми директорами договора о сотрудничестве учреждений.

Задачи:

  1. Разработка муниципальной программы введения По и ППО.

  2. Создание структуры - координационного центра (совета) и районных советов по профильному и предпрофильному обучению.

  3. Рассмотрение экспертной общественно-профессиональной комиссией проектов, предложенных рабочей группой, оценка соответствия проектов имеющимся условиям, их эффективности, возможных последствий, выработка предложений и рекомендаций координационному совету и учредителю. В состав экспертной группы входят представители местного самоуправления, местных производств, общественные лидеры и др.

  4. Коррекция координационным советом проекта с учетом заключения экспертной комиссии. Ознакомление местного сообщества с проектом и экспертным заключением по нему, организация его широкого обсуждения. Для того чтобы широкое обсуждение прошло конструктивно и позволило выявить позицию местного сообщества, зафиксировать реальные замечания, необходимо получить качественную обратную связь.

  5. Учет поступивших замечаний и предложений, выявленных рисков, принятие координационным советом на основании консенсуса решения о дальнейшем развитии района (округа). Затем это решение нормативно закрепляется учредителем.

Используя в большей или меньшей степени элементы описанной процедуры можно определить такие перспективные модели своей оптимизации как:

- слияние школ с распределением учащихся в разные корпуса в соответствии с их возрастом и характеристиками зданий,

(например, слияние школ № 1 и № 2 в г. Н-ске с размещением в одном из зданий учащихся 1-6 классов, а в другом – 7 – 11 классов);

- изменение статуса школ с дифференциацией выполняемых ими функций,

(например, создание в перспективе вместо двух школ «1 – 11» в г.. Н-ске начальной школы и средней школы для учеников 5 – 11 классов);

- профильная дифференциация школ без изменения их статуса,

(например, создание специализированных школ с аграрно-технологическим профилем, распределение профилей между лицеем (естественнонаучные) и гимназией (гуманитарные));

- понижение статуса небольших сельских школ до основной или начальной с соответствующим укрупнением параллелей более крупной центральной школы,

(например, понижение статуса школы поселка до основной с переводом старшей ступени в школу другой поселок);

- создание опорной школы, в которой частично обучаются учащиеся школ района (округа), получая основную часть образования в своих школах,

(например, обучение в лицее поселка Н-ского учащихся из близлежащих школ по предметам экономического профиля; проведение для учащихся школы № 1 г. Н-ского лабораторных работ по физике и химии, занятий по информатике на базе школы № 2);

- создание культурно-образовательных центров, объединяющих под эгидой школы несколько учреждений образования, культуры и, возможно, других (физкультуры и спорта, здравоохранения, социальной защиты), при этом входящие учреждения меняют статус с отдельного юридического лица до структурного подразделения школы,

(так местные библиотеки, дома культуры, фельдшерско-акушерские пункты, музеи и т.п функционируют при школах);

- реорганизация малых школ в филиалы более крупных.

  1. Заключение договоров между учредителями образовательной сети (см. пример).

Примерный договор

о взаимодействии Муниципального управления образования администрации Н-ского района и центра занятости населения по созданию условий для организации предпрофильной подготовке

на 2003 – 2004 учебный год.

Муниципальное управление образования в лице начальника Иванова И.И., и начальника Центра занятости населения, Сидорова И.И. и, заключили настоящий договор о нижеследующим:

1. Предмет договора

В целях создания условий для организации проведения предпрофильной подготовке учащихся 9-х классов школ района стороны принимают на себя обязательства реализовать мероприятия, намеченные в плане эксперимента.

2. Обязательства центра занятости населения

В соответствии с предметом договора центр занятости населения:

2.1 Изучает потребность района в профессиональных кадрах.

2.2 Составляет профессиональные карты, банк данных.

2.3 Проводит ярмарки – презентации для учащихся.

2.4 Организует информационную работу с участниками образовательного процесса.

2.5 Обучение профессии выпускников основной школы, оказавшихся в сложной жизненной ситуации.

3. Обязательства муниципального управления образования:

Обеспечивает взаимодействие образовательных учреждений с центром занятости населения.

4. Общие положения

4.1 Настоящий договор составлен в двух экземплярах, из которых один хранится в центре занятости населения, другой – в муниципальном управлении образования.

4.2 Договор вступает в силу с момента его подписания и действует до окончания эксперимента по предпрофильной подготовке.

Начальник муниципального                                       Начальник центра

управления образования                                             занятости населения

_____________ Иванов И.И..                       _____________ Сидоров И.И.

«__» ________ 2003г.                                       «__» _________ 2003г.

М.П. М.П.

Шаг 3. Инвентаризация ресурсов участников округа.

При инвентаризации следует учитывать как наличные ресурсы отдельных учреждений, так и имеющиеся партнерские отношения, возможности партнеров. Руководителей деятельных, стратегически важных партнеров целесообразно включить в координационный совет.

Так, например с целью оптимизации образовательной сети может быть принято решение- органу управления образованием и местному автотранспортному предприятию выработать согласованное расписание движения рейсовых автобусов. Таким образом, рейсовые автобусы также явились образовательным ресурсом, а представителей органа управления образованием, автопредприятия целесообразно ввести в состав координационного совета.

На основе инвентаризации всех имеющихся ресурсов и возможностей координационный совет, учреждения района вырабатывают первичный набор образовательных предложений для местного сообщества.

Задачи:

  1. Определение совокупной мощности ОУ и разработка плана информирования населения (ОУ под руководством координаторов) (см. пример)

Требования к качеству образовательной сети

  • Мощность (методика преподавания курсов, выбор);

  • Полнота (включение в учебные планы наиболее востребованные школьниками альтернативы обучения);

  • Вариативность (избыточное количество профилей, профильных дисциплин, электив. курсов);

  • Доступность (бесплатность, близко к месту жительства);

  • Гибкость;

  • Надежность;

  • Эффективность (экономичность, результативность)

Совокупность мощности образовательных учреждений

(основные задачи МОС и образовательные учреждения, где они решаются)

Перечень предложенных курсов по выбору

Название предметных курсов по выбору

образовательных учреждений

Общее количество предоставляемых мест

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

Перечень предложенных межпредметных курсов по выбору

Название межпредметных курсов по выбору

образовательных учреждений

Общее количество предоставляемых мест

1.

2.

3.

4.

Примечание: в данной таблице указываются не только номера всех образовательных учреждений, в которых проводятся курсы, но и общее количество мест, предоставляемых всеми указанными образовательными учреждениями для этих курсов.

Шаг 4. Выявление внешнего образовательного заказа на данной территории. Его удобно осуществлять на основе первичного набора предложений.

Задачи:

  1. Предварительное анкетирование школьников (конец 8 - 9 класс) и родителей.

  2. Обработка анкет и оформление визиток ОУ (на уровне ОУ и на уровне отдела образования – ответственные координаторы МОС и специалисты отдела образования) (см. пример).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методические рекомендации по проведению августовских совещаний педагогических работников образования в 2009 году материалы к обсуждению

    Методические рекомендации
    Во исполнение перечня поручений Президента Российской Федерации по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской "Федерации 2008 года Министерство образования и науки Российской Федерации,
  2. Рекомендации по планированию методической работы (1)

    Документ
    Рекомендации по планированию методической работы на 2011-2012 учебный год / Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования и социальных технологий» – Курган, 2011.
  3. Рекомендации по планированию методической работы (2)

    Документ
    Рекомендации по планированию методической работы на 2011-2012 учебный год / Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования и социальных технологий» – Курган, 2011.
  4. Методические рекомендации по формированию школьных и сетевых образовательных программ г. Томск- 2009

    Методические рекомендации
    6. Приложение 2. Дополнительная образовательная программа раздела внеучебной деятельности «Научно-познавательная деятельность» «Юный исследователь» (для обучающихся в 1-4 классах начальной школы)
  5. Методические рекомендации петропавловск-Камчатский 2009 ббк 74. 204. 4 О 64

    Методические рекомендации
    КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ «КАМЧАТСКИЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ»

Другие похожие документы..