Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Сцена погружена в темноту. Лишь сверху падает пучок света, как от уличного фона­ря. Слышатся шаги, они приближаются. В освещенное пятно входит челове...полностью>>
'Документ'
Про постать відомого земляка Семена Васильовича Руднєва та його роль у розвитку партизанського руху говорили сьогодні в облдержадміністрації на засід...полностью>>
'Методические указания'
Учебная дисциплина " Элек­троснабжение объектов" является специальной дисциплиной и предна­значена для формирования у студентов специальнос...полностью>>
'Регламент'
Об утверждении Временного положения, регламентирующего оказание услуги «Прием электронных заявок на подачу заявления о заключении брака» в Нижегородс...полностью>>

Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации г. Екатеринбург 2000 содержание вступительное слово порунов Е. Н., Председатель Областной Думы закон

Главная > Закон
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Информационно-аналитический материал

СЕМЬЯ: ХХI ВЕК.

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ

Выпуск аналитического вестника подготовлен по материалам круглого стола «Семья: ХХI век. Проблемы формирования региональной семейной политики». Круглый стол проведен 4 июля 2000 года в городе Екатеринбурге по инициативе Областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области совместно с отделом социальной политики Информационно-аналитического управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

г. ЕКАТЕРИНБУРГ - 2000

СОДЕРЖАНИЕ

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО

1. Порунов Е.Н., Председатель Областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области, член Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации ……………………………………………………………. 5

2. Климантова Г.И., начальник отдела социальной политики Информационо-аналитического управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации ..………………………………………………. 7

ДОКЛАДЫ И ВЫСТУПЛЕНИЯ

I. Семейная политика – основное направление социальной политики государства

3. Воробьева Э.Л., заместитель председателя комитета по социальной политике Областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области………10

4. Козулин А.И., старший научный сотрудник Института философии и права УрО РАН, к.юрид. н., доцент…………………………………………………….13

5. Матвеев М.Н., заместитель главы муниципального образования «Город Екатеринбург»…………………………………………………………………….16

6. В.П.Проскурнин, заместитель главы муниципального образования «Город Сухой Лог», председатель комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации муниципального образования «Город Сухой Лог», Т.Р.Вагина, ответственный секретарь комиссии администрации муниципального образования «Город Сухой Лог»……………………………..18

7. М.А.Карлыханова., заместитель мэра муниципального образования «Богдановичский район»…………………………………………………………21

8. И.Г.Неудачина, магистр социологии, лаборант лаборатории социологических и политологических исследований факультета политологии и социологии Уральского государственного университета……………………...25

9. Э.Л.Воробьева, заместитель председателя комитета по социальной политике Областной Думы Законодательного Собрания, В.Ю.Вишневский, помощник депутата……………………………………………………………………………32

9. Л.Н.Докучаева, исполнительный директор Уральской ассоциации женщин…………………………………………………………………………….38

10. Э.Л.Воробьева, заместитель председателя комитета по социальной политике Областной Думы Законодательного Собрания, С.Г.Панова, консультант отдела социально-политических технологий аппарата Законодательного Собрания, кандидат философских наук……………………40

II. Репродуктивное здоровье семьи – основа здоровья общества

11. Т.А.Обоскалова, главный акушер-гинеколог г. Екатеринбурга, Г.И.Колпащикова, заместитель начальника Управления здравоохранения администрации г. Екатеринбурга по материнству и детству……………………44

12. Е.Б.Николаева, главный врач Областного центра семьи и репродукции…46

13. М.А.Бедулева, главный специалист Комитета по делам молодежи Свердловской области, кандидат философских наук……………………………49

14. Ю.Р.Вишневский, доктор философских наук, профессор, академик Международной педагогической академии и Академии гуманитарных наук, заведующий кафедрой социологии и политологии Уральского государственного технического университета, Д.В.Баранова, аспирант кафедры социологии и политологии Уральского государственного технического университета……………………………………………………….51

15. М.А.Беляева, преподаватель кафедры социальной работы Социального института Уральского государственного профессионально-педагогического университета……………………………………………………………………….56

III. Воспитание в семье и образование: взаимодействие и перспективы

16. А.В.Меренков, заведующий кафедрой прикладной социологии Уральского государственного университета, доктор философских наук, профессор…………………………………………………….…………………....60

17. Б.Н.Алмазов, профессор кафедры правовой психологии и судебных экспертиз Уральской государственной юридической академии, доктор педагогических наук………………………………………………………………61

18. Л.А.Воробьева, директор Свердловской областной библиотеки для детей и юношества, заслуженный работник культуры Российской Федерации……….64

19. Н.Ф.Уфимцева, студентка социально-педагогического факультета Социального института Уральского государственного профессионально-педагогического университета……………………………………………………66

20. В.П.Проскурнин, заместитель главы муниципального образования «Город Сухой Лог», председатель комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации муниципального образования «Город Сухой Лог», Т.Р.Вагина, ответственный секретарь комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации муниципального образования «Город Сухой Лог»…………………………………………………………………………………70

IV. Экономика семьи – резервы и возможности

21. Г.Г.Скотникова, начальник отдела статистики уровня жизни населения Свердловского областного комитета государственной статистики……………72

V. Государственная поддержка жизнеохранительной функции семьи

22. Ю.А.Смирнов, ответственный секретарь комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Правительства Свердловской области………………………………………………………………………………76

23. Г.И.Зыкина, заместитель начальника ОРУИМ и ПДН МОБ ГУВД Свердловской области……………………………………………………………...81

VI. Из опыта работы органов управления и учреждений социального обслуживания семьи и детей

24. Э.Я.Гончаренко, начальник Управления по социальной политике администрации г. Екатеринбурга…………………………………………………84

Извлечения из Екатеринбургской Концепции семейной политики………....…..87

25. И.Л.Пухальская, начальник отдела по проблемам семьи и детей Управления по социальной политике администрации г. Екатеринбурга, А.А.Мокеева, главный специалист отдела по проблемам семьи и детей Управления по социальной политике администрации г. Екатеринбурга, Л.М.Капустина, директор Территориального Центра помощи семье и детям «Отрада» Октябрьского района г. Екатеринбурга………………………………96

26. В.М.Азина, воспитатель семейно-воспитательной группы Центра помощи семье и детям «Отрада» Октябрьского района г. Екатеринбурга……………..102

VII. Рекомендации круглого стола

Порунов Е.Н. – председатель Областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области

Уважаемые коллеги!

Я рад приветствовать участников круглого стола «Семья: XXI век. Проблемы формирования региональной семейной политики», проводимого по инициативе Областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области совместно с отделом социальной политики Информационно-аналитического управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Обсуждаемые сегодня вопросы крайне актуальны не только для Свердловской области, но и для России в целом. Без крепкой, социально стабильной семьи мы не сможем осуществить нормальное воспитание детей. А ведь именно новое поколение должно обеспечить будущее нашей страны.

В широком спектре социальных проблем семейная политика выступает наиболее важным и показательным элементом. Семейные проблемы касаются каждого человека. В Свердловской области проживает около 1 млн. семей, из них более 600 тыс. - с несовершеннолетними детьми. Причем, чем больше детей в семье, тем ниже их стартовые возможности. В 1999 году среднедушевой доход в Свердловской области составил 1278 рублей на человека, в семьях с одним ребенком ­­­- уже 892 рубля, а в семьях, где четверо и более детей - всего 287 рублей на одного человека.

Материальные, а за ними и социальные проблемы становятся непосильными для многих людей. В контексте семейных отношений они зачастую губительны. Негативные тенденции в семейных отношениях ведут к значительному росту детской безнадзорности, усилению наркозависимости молодежи, росту преступности на семейно-бытовой почве. Дезадаптированность многих семей в тяжелых условиях существования приводит к тому, что семья уже не может выполнять все присущие ей функции. Чтобы коренным образом изменить ситуацию, явно не достаточно уповать только на изменения в экономике. Уже сегодня необходимо законодательно, организационно и финансово обеспечить не только экономические, но и социальные гарантии семьям.

Мы понимаем, что проблемы семьи, семейной политики – это комплексные проблемы, которые призваны решать и законодательные и исполнительные органы государственной власти. Это очень сложные проблемы. Насколько они сложны, депутаты Областной Думы поняли, когда приступили к реальной разработке проекта областного закона о семейной политике. Даже на уровне специалистов-юристов идет сегодня дискуссия, как сформулировать основные положения этого законопроекта.

В современной социально-экономической ситуации возрастает роль региональных органов государственной власти в сфере социальной поддержки семьи: развиваются соответствующие структуры, разрабатываются и реализуются региональные целевые программы поддержки семьи, создается региональная правовая база, расширяющая набор мер по защите семьи.

В Свердловской области имеется неплохой задел в этом вопросе. Приняты Областные законы: «О защите прав ребенка», «Об образовании в Свердловской области», «О государственной молодежной политике в Свердловской области», «Об органах опеки и попечительства в Свердловской области», «О здравоохранении в Свердловской области», «Об адресной социальной помощи» и другие. Областная Дума Законодательного Собрания Свердловской области за последние четыре года рассмотрела на своих заседаниях 18 вопросов, касающихся исполнения областных законов и постановлений по проблемам семьи и детей.

Развертывается работа учреждений социального обслуживания семей и детей. Если в 1991 году в области работало только одно такое учреждение, то в 1999 году - уже 59. Разработаны и реализуются областные целевые программы поддержки детей.

Но чем больше мы анализируем сделанное, тем более очевидным становится, как много еще нужно сделать. В перечне законопроектных работ Областной Думы на текущий год предусмотрено рассмотрение целого ряда законодательных актов по проблеме социальной защиты семьи и детей.

До конца 2000 года предполагается внести на рассмотрение Областной Думы проекты законов о приемной семье, об охране здоровья матери и ребенка, о регулировании семейных отношений в Свердловской области. Будут вноситься изменения в Областной закон «Об образовании в Свердловской области» с целью усиления воспитательных функций учреждений образования. В области уже более года действует Областной закон «Об органах опеки и попечительства в Свердловской области», который тоже требует изменений и дополнений на основе опыта его функционирования. Ведется работа над проектом областного закона об образовании детей с ограниченными возможностями здоровья и другими законодательными актами.

Сегодняшний круглый стол мы рассматриваем как общественное обсуждение тех проблем, которые должны быть изложены в форме нормативных правовых актов, причем это могут быть не только областные законы. В случае необходимости депутаты Областной Думы могут по принципиальным вопросам обратиться с законодательной инициативой в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.

Уверен, что обсуждение, которое должно здесь состояться, и рекомендации, которые будут приняты в результате обсуждения, станут хорошей основой нашей законодательной деятельности. Желаю всем участникам круглого стола успешной работы. Надеюсь, что она поможет созданию благоприятных условий для поддержки и становления крепкой российской семьи.

Спасибо за внимание!

Климантова Г.И. – начальник отдела социальной политики Информационно-аналитического управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

Уважаемые друзья!

Круглый стол, участниками которого мы с вами являемся, проводится при поддержке Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, в частности, председателя Совета Федерации Е.С.Строева. Это происходит потому, что проблемы семейной политики находятся в русле тех стратегий, которыми занимается верхняя палата Российского Парламента. Более того, сегодня эти проблемы продекларированы в качестве ведущих проблем в жизнедеятельности российского государства.

Вызвано это, в первую очередь, остротой экономического кризиса, который больнее всего ударил буквально по каждой российской семье. Я не буду утомлять вас цифрами, но, тем не менее, хотела бы сказать про общие тенденции. Серьезное беспокойство вызывает продолжающееся резкое снижение уровня и качества жизни абсолютного большинства российских семей, которые имеют детей. Сейчас в России в семьях проживает 80 процентов населения. По данным социологов из числа семей с тремя детьми более 70 процентов находятся за гранью нищеты. С четырьмя и более детьми – 90 процентов. 47 процентов россиян имеют доход ниже прожиточного минимума. В состоянии крайней бедности в Российской Федерации находится более трети населения. Это данные официальной статистики.

Растет число семей, которые находятся в особо неблагоприятных условиях. Я уже назвала группы риска. Сюда следует добавить семьи вынужденных переселенцев, беженцев, семьи с детьми-инвалидами. И, конечно, в очень тяжелом положении находятся семьи неполные, там, где женщина-мать является единственным кормильцем.

Отделом социальной политики Информационно-аналитического управления Аппарата Совета Федерации подготовлена аналитическая записка для председателя Совета Федерации Е.С.Строева. Я познакомлю вас с ее основными моментами.

Сохраняется очень сложная социально-демографическая ситуация, которая ведет к усилению явлений депопуляции. Если в ближайшее десятилетие мы сохраним такой уровень и темпы рождаемости и смертности, то население страны уменьшится на 8-10 млн. человек и к 2050 году сократится в два раза. Такое сокращение численности населения будет вынуждать Российскую Федерацию отказаться от всех прежних планов и программ экономического освоения Сибири, Дальнего Востока и Севера. Эти огромные территории российское государство не сможет заселить и активно использовать из-за значительного уменьшения трудовых ресурсов.

Далее. В России происходит ухудшение возрастной структуры населения. Вы понимаете, что это имеет прямое отношение к семье, потому что дети рождаются в семье. Ничего другого пока человечество не изобрело. Ухудшение возрастной структуры населения ведет к снижению социально-экономического потенциала страны. Экономически активное население страны за последние 8 лет уменьшилось на 3,2 млн. человек, это около 5 процентов населения в целом. Через несколько лет начнется интенсивное старение населения. К 2010 году доля детей в возрасте до 15 лет уменьшится вдвое, а доля пожилых возрастет в 1,5 раза. К чему это приведет? Возникнут дополнительные трудности с пенсионным обеспечением. Мы не смогли пока перейти на накопительную пенсионную систему, потому что наше поколение ничего не накопило. И уже за нами идет поколение, тоже ничего не накопившее. Мы пока идем по принципу солидарности поколений: одно поколение зарабатывает, и содержит старое население и т.д. Снижение репродуктивного потенциала нации ведет к большому увеличению нагрузки на трудоспособное население.

Россия имеет очень низкую плотность населения на 1 кв. километр, она ниже в 4-4,5 раза средней плотности в мире. Мы будем терять свой экономический потенциал еще и за счет этого. А это означает возможность скрытого или открытого внешнего миграционного давления на Россию. Мы уже знаем примеры скрытой миграции на Дальнем Востоке и в Сибири. Игнорирование демографических тенденций при разработке долговременной стратегии России приведет уже в недалеком будущем к обострению ряда социально-экономических проблем, связанных с соотношением спроса и предложения на рынке труда.

Хотелось бы еще сказать о репродуктивных возможностях нашей нации. Сейчас российское общество переходит к модели однодетной семьи. Это мировая тенденция, но при наших территориях, при нашей плотности населения последствия будут более тяжелые, чем для европейских стран с развитой рыночной экономикой. Одновременно со снижением ценности детей в шкале ценностных ориентаций российского общества растет количество детей-инвалидов, ухудшается здоровье детей. Все больше детей становятся больными, лишь около 10 процентов детей оканчивают школу здоровыми. Очень высока смертность мужчин трудоспособного возраста от травм, алкоголизма, наркомании. Эти негативные явления вынуждают сегодня очень серьезно ставить вопрос о возрождении или, если хотите, о модернизации семейной политики Российской Федерации. 10-12 лет тому назад дискутировался вопрос, нужна ли нам демографическая политика как отдельная составная часть социальной политики. К счастью, эта дискуссия имела положительный результат, и сегодня демографическая политика включена составной частью в социальную политику Российской Федерации, как это делается во всем мире.

В связи с этим возникает вопрос о создании адекватной законодательной базы.

Когда анализируешь деятельность прошлого состава Государственной Думы Федерального Собрания и начало деятельности новой Думы, приходишь к выводу, что принимается очень много мелких однодневных законов. Например, есть закон о государственных пособиях гражданам, имеющим детей. Что произошло с этим законом? Я была депутатом и председателем комитета по делам женщин, семьи и молодежи первой Государственной Думы, когда этот закон принимали. При этом мы имели в виду, что надо отладить механизм выдачи пособий каждой семье. Размер пособия был очень небольшой в денежном выражении, поэтому очень важно было отладить этот механизм. Следующая Дума приняла решение пособия не платить, перейти на адресную поддержку населения. В итоге получилось что, и оказание адресной помощи еще не налажено, и пособия прекратили платить. Сейчас надо тщательно отлаживать эту систему, поскольку переход к адресной поддержке населения есть одна из стратегий семейной политики.

Но самая главная стратегия – это экономическая поддержка семьи. В Ханты-Мансийском округе разработан закон, в котором я принимала участие в качестве эксперта. Закон содержит очень серьезный блок экономической поддержки семьи. Однако экономическая поддержка не означает, что государство должно только давать. Государство должно способствовать тому, чтобы семья самостоятельно встала на ноги, то есть помогать организации семейного бизнеса, семейных предприятий, предоставлять льготные кредиты, микрокредиты, по которым сейчас живет весь мир. Я только что вернулась с генеральной сессии Организации Объединенных Наций, где обсуждался вопрос выполнения пекинских обязательств, принятых на Всемирной конференции по положению женщин (Пекин, 1995 год). Хиллари Клинтон говорила о том, как сегодня в мире организована система микрокредитов. По этому принципу уже работает Республика Казахстан. Мы внесли в Правительство Российской Федерации, в Совет Федерации предложения о необходимости выделения средств на микрокредиты семьям, которые могли бы начать свое дело.

И, конечно, должен быть закон об основах государственной семейной политики. Есть Указ Президента РФ Б.Ельцина, но нужен закон. И в соответствии с этим законом при формировании бюджета должны предусматриваться средства для кредитования семейного бизнеса.

Сейчас, кажется, сдвинулся с мертвой точки вопрос о выплате детских пособий из федерального бюджета. Мы давно добивались решения этого вопроса. Сейчас эта норма узаконена, и деньги будут предусмотрены в федеральном бюджете.

И еще об одном моменте хочу сказать. В прошлый четверг Правительством Российской Федерации была утверждена президентская программа «Дети России». Выступал новый министр труда и социального развития РФ А.Починок. Он говорил о том, что если мы сейчас не утвердим программу «Дети России», то через 10 лет некому будет обеспечить прирост внутреннего валового продукта. Мы опять приходим к тому, что сегодня без целенаправленной, структурированной семейной политики невозможно двигаться вперед. Поэтому инициатива Областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области по проведению круглого стола «Семья: XXI век», равно как и инициатива Государственного Совета Удмуртской Республики, где два месяца назад прошел такой же круглый стол, заслуживают всяческой поддержки и одобрения. Это поможет нам идти вперед, находить пути выхода России из кризиса, добиваться, чтобы за чертой бедности находилось как можно меньше людей. Желаю всяческих удач в работе этого круглого стола.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Информационный бюллетень местного самоуправления Издается асдг по с окмо с февраля 2008 г. 22 июня 2010 г

    Информационный бюллетень
    По распоряжению президента РФ Дмитрия Медведева осуществлена ротация состава президиума Государственного совета. Согласно распоряжению, президиум Государственного совета Российской Федерации утвержден следующем составе: Александр Бердников
  2. Информационный бюллетень местного самоуправления Издается асдг по с окмо с февраля 2008 г. 8 ноября 2011 г

    Информационный бюллетень
    Премьер-министр РФ Владимир Путин призывает региональные и муниципальные власти «грести синхронно» для достижения общего результата. «Мы должны научиться вместе, синхронно грести и работать, чтобы весь наш корабль государственный двигался
  3. Информационный бюллетень местного самоуправления Издается асдг по с окмо с февраля 2008 г. 17 мая 2011 г

    Информационный бюллетень
    Дмитрий Медведев подписал Федеральный закон «О внесении изменения в статью 37 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
  4. Мониторинг сми год учителя 18 июня 25 июня 2010 >

    Краткое содержание
    В Оружейной палате Московского Кремля в рамках VII Международного фестиваля "Москва встречает друзей" прошел концерт юных воспитанников Международного благотворительного фонда Владимира Спивакова.

Другие похожие документы..