Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа-минимум'
В основу настоящей программы положены вузовские дисциплины: кормление сельскохозяйственных животных и технология кормов; методика опытного дела в живо...полностью>>
'Рабочая программа'
Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом и программой для общеобразовательных учреждений по литературе 5 – 9 классы под редакцией ...полностью>>
'Документ'
Обзорная экскурсия «Вена - классика звуков», город роскошных дворцов и величественных площадей, живописных улочек и многочисленных скверов. Столица н...полностью>>
'Документ'
Приднепровской государственной академией строительства и архитектуры и ОАО "ПНИИСП" (Большаков В.И., д.т.н. проф.; Бондаренко С.В., к.т.н.,...полностью>>

Опыт проектирования и апробация программы " Учиться с радостью" ( Интегрированные уроки информатики в начальной школе с программой Д. В. Эльконина и В. В. Давыдова) Автор А. В. Фомичева

Главная > Урок
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Опыт проектирования и апробация программы

Учиться с радостью”

(Интегрированные уроки информатики

в начальной школе

с программой Д.В. Эльконина и В.В. Давыдова)

Автор А.В.Фомичева

В данной работе рассматривается проблема использования программных педагогических средств в 1 -3 классах начальной школы, работающих по программе Эльконина — Давыдова. Предлагаемая учебная программа представляет собой интегрированный курс информатики, в основе которого лежат принципы развивающего обучения.

Использование мультипликации, цветовых и звуковых возможностей компьютера позволяет повысить мотивацию обучения, в комфортной для ребенка обстановке закреплять понятия, полученные на других уроках, проводить “квазиисследования” на компьютерных моделях.

Предлагаемая программа позволяет не только сформировать необходимые навыки при работе с компьютером, но и моделировать в различных ППС всевозможные использования понятий, таких как признаки и свойства предметов, величина, сравнение и уравнивание величин, мерка, целое и части, числовая ось и другие, в соответствии с программой начальной школы. Многие задания из учебника математики Э.И.Александровой “оживают” при выполнении на компьютере.

Некоторые темы изучаются по тетрадям для ученика А.В. Горячева “Информатика в играх и задачах”. Кроме того, используются программы, написанные учениками - старшеклассниками для младших школьников

Разработана структура интегрированных уроков с учетом возрастных психологических особенностей детей и санитарно - гигиенических требований использования компьютеров на уроках в начальной школе. Предложены формы проведения таких уроков с привлечением звуковых и графических возможностей компьютеров. Прилагается дидактический материал в виде дидактических игр, задач, заданий для выполнения на компьютере, раздаточного материала.

1. Актуальность проблемы

Вступление современного общества в постиндустриальную эпоху резко повышает роль и статус образованного и высококультурного человека, творческой личности. Это вызвано тем, что при наличии такой техники и высоких технологий, которые имеет человечество на пороге XXI века, их высокопроизводительное использование, создание и совершенствование возможно только при наличии работников с такими качествами.

Образование для XXI века должно носить творческий и новаторский характер. В мире, где изменчивость стала чертой не только научного и технологического прогресса, но и образа жизни масс, школы обязаны как передавать новым поколениям накопленные знания, так и готовить их к решению проблем, с которыми личность и общество еще никогда прежде не встречались.

Образование для XXI века должно строиться на научно обоснованных знаниях. Только при этом условии оно окажется в состоянии формировать личность, владеющую знаниями, способному к теоретическому и критическому мышлению.

В начале 90х годов в практику работы массовой начальной школы была введена принципиально новая система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова, в которой развитие школьников рассматривается в качестве непосредственной цели обучения. Обеспечение условий для становления ребенка как субъекта учебной деятельности, заинтересованного в самоизменении и способного к нему - такова исходная задача развивающего обучения [2].

Младший школьный возраст - это сензистивный (наиболее благоприятный для формирования той или иной функции, требующей работы над этой функцией именно в это время) период для развития мышления, и очень важно, каким способом познания овладеет ребенок. Тип мышления, сформированный у ребенка к концу начальной школы, и будет им использоваться при решении различных задач и проблемных ситуаций.

В этих условиях информатика (в широком смысле этого слова - как наука о наиболее оптимальных способах получения, обработки, хранения и передачи информации) может оказать значительную помощь в развитии мышления ребенка[3]. При решении алгоритмических задач формируется теоретический обобщенный стиль мышления, который опирается на содержательное обобщение предметов и явлений. Формируется высокий уровень развития учебной деятельности: мотивационной, операциональной, контрольно-оценочной.

Таким образом, новые информационные технологии могут стать новыми средствами решения проблем образования, помочь в решении задачи развивающего обучения.

Д. Б. Эльконин и В. В. Давыдов создали свою теорию обучения, изменили содержание традиционного обучения, поставили иные цели и задачи и выделили определенные критерии, по которым можно судить об успешном усвоении детьми программы.

Теория “развивающего обучения” является одной из самых популярных технологий в современной школе.

Но многие учителя, работающие по программе Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова, высказывают мнение о том, что данная технология для детей слабых и средних не подходит, она работает только на сильных. [4] Но “умненькие” дети обладают способностью “спасать” и самую плохую технологию обучения”. Так какова же роль “развивающего обучения” в развитии детей? Кроме того, многие педагоги, в частности, А. Звонкин утверждают, что ребенку очень трудно даются абстракции, лишенные “языковой поддержки”.

2. Возможности информатики по реализации элементов развивающего обучения

Как известно, проблемой является организация учебной деятельности учащихся. Это наиболее сложная задача, с коротой сталкивается учитель, осуществляющий развивающее обучение[2]. Сложность этой задачи заключается не только в том ,что при ее решении учитель в очень малой степени может опираться на привычную педагогическую технологию, т.е. на совокупность методов и форм организации учебного процесса. Это ставит учителя перед необходимостью искать формы и методы организации индивидуальной, групповой, коллективно - распределительной деятельности учащихся.

С целью помочь разрешить эту проблему и другие, связанные с дедуктивным методом изложения материала в программе развивающего обучения, предлагается использовать средства и возможности информатики [9]. Этот предмет :

  1. формирует приемы умственной деятельности ( анализ, синтез, обобщение)

  2. формирует и структуирует мышление учащихся при использовании алгоритмического подхода к решению задач, что позволяет им обучаться по всем предметам быстрее:

  3. эффективно применяет принцип ведущей роли опережающего обучения в развитии (А.А. Выготский):

  4. позволяет проводить обучение быстрыми темпами на высоком уровне трудности и, наоборот, в классах выравнивания или при обучении проблемных детей, дает возможность вывести их на более высокий уровень понимания, создавая дополнительную мотивацию их деятельности:

  5. осуществляет переход от реальных объектов к их моделям ( абстракции):

  6. позволяет демонстрировать и моделировать реальные объекты и процессы;

  7. позволяет проводить “квазииследования” (В.В. Давыдов) на компьютерных моделях с использованием индивидуальных и групповых форм работы;

  8. развивает творческие способности, фантазию, воображение;

  9. создает предпосылки для решения проблемы построения модели предмета каждой науки;

  10. позволяет освоить современные компьютерные технологии

Из вышеперечисленного видно, что уроки информатики помогут решить многие проблемы, возникающие при обучении по системе Давыдова- Эльконина.

Самые сложные схемы “оживают” на экране компьютера. Приведем примеры программно - педагогических средств, которые были использованы на уроках:

  1. Задание изменить величины соответственно данной схеме предстаёт работой с “Переливашкой”. Ребенок может, выбирая разные по объёму сосуды, переливать жидкость, используя компьютерную модель, добиваться уравнивания величин.

  2. Формулы с интересом заменяют моделями, печатая в программе “Нарисуй”.

  3. Сравнивать предметы по признаку, находить подобные, причём, начиная от цветов, человечков и машин и заканчивая абстрактными объёмными телами, дети с удовольствием будут в программах “Найди пару”, “Собери картинки”.

  4. Сравнивать предметы по массе и определять с помощью рычажных весов в какой из многих коробок находится заданный предмет , ученикам помогает “Гаврила” в одноименной программе.

  5. Работая с конструктором, дети знакомятся с моделями физических объектов и процессов. Управляя направлением луча, подбирая нужный двигатель или расположение батута, используя всевозможные элементы ( от золотой рыбки до ракеты) дети с восторгом приводят в движение сложные многофункциональные динамические структуры.

  6. Играя в “ Морской бой”, дети с легкостью задают и определяют координаты объекта на плоскости

  7. Программа “Примеры с драконом” погружает в увлекательное и красочное путешествие в Королевство Математики, где детям нужно победить дракона устно решая примеры. В награду от короля с королевой можно получить прекрасный подарок — подводный пейзаж с плавающими рыбками под чудесную успокаивающую музыку.

Каждый ребёнок это может выполнять индивидуально или в паре, с комфортной для себя скоростью на его уровне сложности. Успехи поощряются или улыбкой компьютерного человечка, или виртуальной “конфетой”, или “кораллами” и плавающими под музыку “рыбками”.

Всё это резко повышает мотивацию обучения. Дети не хотят уходить с уроков, учатся с радостью.

3. Цели и задачи курса

Эта программа представляет собой интегрированный курс, главной целью которого является развитие способностей ученика, воспитание творческой личности, способной к саморазвитию.

Опыт проведения уроков в 1 - 3 классах показывает [6], что раннее изучение информатики позволяет:

  1. Сформировать у детей навык постановки целей и планирования действий по достижению ни

  2. Интенсифицировать формирование алгоритмического и логического мышления в оптимальные для этого сроки

  3. Освоить начала компьютерной грамотности к моменту перехода в среднюю школу и использовать компьютер для интенсификации процесса изучения других предметов.

  4. Провести пропедевтику ряда математических понятий и навыков для лучшего усвоения математики в средней школе.

Особенностью предлагаемой программы состоит в том, что при разработке содержания, подборе методического и программного обеспечения был положен принцип развивающего обучения, где компьютер не является самоцелью, а катализатором творческого развития личности.

При этом возникает противоречие в задачах по интегрированному курсу:

  • у детей нет знаний, умений и навыков работы с компьютером

  • используется технология обучения незнакомая детям.

Попытка разрешения этого противоречия заключается :

  1. в выделении двух независимых образовательных блоков: блок информатики и блок начальной школы

  2. установление временных связей между первым и вторым блоками

Важную часть воспитательной работы на начальном этапе обучения составляют :

  1. разъяснение правил работы с вычислительной техникой и беседы по технике безопасности.

  2. выработка гигиенических привычек ( чистые руки , правильная осанка)

  3. выполнение компьютерных упражнений должно служить решению воспитательных задач.

  4. целенаправленное усвоение правил работы , выполнение словесных инструкций учителя , умение довести начатое дело до конца.

I класс

В I классе наибольшее время отводилось задачам 2 блока, хотя необходимо было с первых уроков сформировать простейшие навыки работе на компьютере. Это самый трудный этап. Дети еще совсем мало умеют, но их нужно многому научить

Развивающая программа Эльконина Давыдова требует создания высокой мотивации обучения у детей. Использование элементов мультипликации, цветовых и звуковых возможностей компьютера позволяет сделать процесс обучения более интересным и разнообразным, при этом повышается мотивация к обучению и на последующих уроках, ведь, чтобы играть в компьютерную игру, надо что-то знать. Игровая компьютерная среда, соединяясь с поставленной задачей, позволяет ребенку усваивать материал как бы незаметно для себя и при этом применять полученные знания в практической деятельности, мобилизуя свои навыки и умения. и развивает инициативу и творчество. Использование компьютера позволяет также индивидуализировать процесс обучения в условиях группового занятия, выполняя его в удобном для него темпе с соответствующим уровнем сложности.


Задачи обучения в 1 классе


Блок 1

Информатика

Блок 2

Начальная школа

1. Познакомить детей с правилами безопасной работы в компьютерном классе.

1. Закрепить понятие признаки предметов, отработать навыки сравнения предметов по свойствам, перегруппировки частей, комплектование объектов на компьютерных моделях.

2. Познакомить детей с устройствами ЭВМ и их назначением

2. Закрепить понятие числа как средства отмеривания величин на компьютерных моделях.

3. Сформировать навыки работы с клавиатурой, мышью, меню

4. Познакомить детей с понятием алгоритм.

3.Продемонстрировать на компьютерных моделях изменения величин, имеющих буквенные обозначения, смоделировать процесс сравнения и уравнивания величин

5. Познакомить с историей появления ЭВМ

4. Закрепить понятие количественных отношений на числовой оси , натуральные и ненатуральные числа на компьютерных моделях.

6. Показать возможности ЭВМ при работе с текстами, графикой, звуками

5.Провести компьютерное моделирование построения величин по частям с использованием разных мерок.

6. Закрепить поняти части и целого на компьютерных моделях (используя при этом и конструирование букв и слов).

2 класс

Во 2 классе возрастает значение 1 блока. Дети осваивают простейшие приемы работы в графическом и текстовом редакторе, выполняя всевозможные логические задачи и творческие задания, знакомятся с понятиями алгоритм, исполнитель, начинают программировать в простейшей среде пакета “Роботландии” “Кукарача”.


Задачи обучения

в 2 классе


Блок 1

Блок 2

Информатика

Начальная школа

1. Познакомить с понятием файл и видами работы с ним

1.Закрепить навыки устного счета на компьютерных моделях.

2. Закрепить простейшие навыки работы в графическом редакторе.

2. Закрепить понятие систем счисления и продемострировать их использование на компьютерных моделях.

3. Сформировать простейшие навыки работы в текстовом редакторе.

3. Закрепить навыки работы с координатами на компьютерных моделях.

4. Сформировать навыки работы в простейшей среде программирования.

4. Тренировать память и внимание.

5. Научить использовать в программах ветвления, циклы, процедуры.

5.Сформировать навыки составления алгоритмов.

6.Смоделировать процесс конструирования динамических объектов.

3 класс

В 3 классе дети работают с блок - схемами алгоритмов разных типов, повторяют понятия объекты и их свойства, учатся выделять в них общее и особенное, анализируют высказывания и суждения, знакомятся с понятиями множества и подмножества. Начинают программировать на языке Basic. При этом каждая программа является логическим продолжением какой-либо задачи из книги А.В. Горячева “Информатика в играх и задачах”, по которой работают на уроке.


Задачи обучения

в 3 классе


Блок 1

Блок 2

Информатика

Начальная школа

1. Создать высокую степень мотивации программированию

1. Работа со схемами алгоритмов.

2. Сформировать навыки работы с текстовым редактором среды Turbo Basic.

2. Закрепить навыки определения времени, сложение и вычитание поименованных чисел.

3. Сформировать навыки работы с программой

3.Закрепить умения работы с объектами, выделения в них особенного и общего.

4. Научить использовать операторы ветвления, цикла, установки курсора, цвета, вывода на экран и ввода с клавиатуры

4. Познакомить с понятиями множества и подмножества, пересечение множеств.

2.2. Структура интегрированных уроков по информатике

и форма проведения

Для решения поставленных задач, на основе изученного опыта ведения информатики в младших классах с учетом санитарно - гигиенических требованиям использованию компьютеров в младших классах сформировалась структура интегрированного урока

Структура урока:

1 модуль “Загрузка”(3 - 4 мин.). Этот этап урока предназначен для того , чтобы дети сосредоточили внимание на данном предмете, сняли напрежение от предыдущих уроков. В зависимости от места урока в теме используются или стихи - “оживлялки”, или стихи - загадки , или короткий ребус , или простой вопрос на повторение.

2 модуль “ С учителем”(15 мин). Это либо объяснение нового, либо совместный поиск решения какой - то задачи, либо работа с книгой, либо игра.

3 модуль “ С компьютером” (Согласно санитарным нормам этот этап не должен превышать 15 минут).Это работа с компьютерными моделями, тренажерами, средой программирования, играми.

4 модуль “Выход”(5 минут). Завершение работы с программой, подведение итогов работы, запись домашнего задания.

При такой структуре работы у ребенка два собеседника : учитель и компьютер. Учитель обеспечивает свободу ассоциаций, непредсказуемого выбора, равноправного общения, развития речи и чувств, возможность работать с множествами рассуждений и умозаключений. Учитель учит получать удовольствие от “думания”.

Компьютер дает возможность ученику наглядно представить образ, данный учителем, объективизировать представление о себе, своих воэможностях, способностях, формировать индивидуальный стиль деятельности, позволяет работать ребенку в комфортном для него режиме, в дружественной мультипликационной среде.

Эти уроки могут заменить помощь родителей, которая предполагается , особенно, в первом классе при обучении по программе Эльконина — Давыдова.

Все это побуждает поисковую активность в маленьком человеке, ребенок испытывает радость собственных интеллектуальных усилий, “радость поиска в ситуации неопределенности, и эта радость, повторяясь, может определить всю его дальнейшую жизнь”[8].

Уроки информатики проводились в компьютерном классе, оснащенном комтьютерами IBM 486 dx2. Класс из 28 человек был разбит на 2 группы. Занятия проводились 1 раз в неделю с каждой группой отдельно. Причем, если на первом уроке изучался новый материал , то второй использовался для закрепления полученных знаний, использовались аналогичные задания , но более сложные.

На уроках, особенно в 1 классе, широко использовался метод “погружения”. В кабинете информатики дети видят выставку лучших работ учеников, выполненных в разных графических редакторах, работают с макетом ячеек оперативной памяти. Ученики переходят от одного вида работы к другому под компьютерные звуки и музыку. Ниже приводится текст командного файла, с помощью которого учителю очень удобно на уроке использовать звук. Здесь есть реакция на правильный и неправильный ответ, звуки, привлекающие внимание, мелодии успокаивающие или заставляющие действовать более активно, причем можно изменять темп музыки.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программы обучения в начальной школе и выбор учебников

    Учебник
    От того, как будет чувствовать себя ребёнок,поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать,зависит весь его дальнейший путь к знаниям.
  2. Основная образовательная программа начального общего образования Москва 2011 (1)

    Основная образовательная программа
    Основная образовательная программа начального общего образования (далее ООП НОО) ЦО № 1438 Западного округа Департамента образования г. Москвы опирается на возрастные особенности младшего школьника.
  3. Основная образовательная программа начального общего образования Москва 2011 (2)

    Основная образовательная программа
    Основная образовательная программа начального общего образования определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное,
  4. Основные направления инновационной деятельности учителей – участников пнпо 2009 года

    Документ
    Развитие ключевых компетенций у учащихся, коммуникативных умений, рефлексии, умения работать с информацией, умения самостоятельно учиться и т.д. Ряд педагогов уделяют внимание развитию общих интеллектуальных способностей (умения анализировать,
  5. Риалы VI международной научной конференции (2-3 марта 2006 г.) Белово 2006 ббк ч 214(2Рос-4Ке) 73я431 н 34

    Документ
    Н-34 Наука и образование: Материалы VI Международной научной конференции (2-3 марта 2006 г.): В 4 ч. / Кемеровский государственный университет. Беловский институт (филиал).

Другие похожие документы..