Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Аннотированный список'
10. Правовое обеспечение инновационной и предпринимательской деятельности в научно-технической сфере. Защита прав интеллектуальной собственности иссл...полностью>>
'Документ'
Як наукова галузь, літературна компаративістика складається в другій половині XIX ст. і набуває інтенсивного розвитку в XX ст. З основних її складови...полностью>>
'Документ'
Станки поперечно-строгальные. Основные размеры Настоящий стандарт распространяется на поперечно-строгальные станки общего назначения Название на англ...полностью>>
'Документ'
8 февраля 1724 года (28 января по старому стилю) Петр I подписал указ об образовании Российской академии наук, которая первоначально называлась Акаде...полностью>>

Xii российская научная конференция школьников «Открытие» Секция литературоведения Основные темы и мотивы лирики Н. Н. Грищенко

Главная > Исследовательская работа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

XII Российская научная конференция школьников «Открытие»

Секция литературоведения

Основные темы и мотивы

лирики Н. Н. Грищенко

Исследовательская работа

Выполнена ученицей 9 «А» класса

МОУ «Гимназия №3 г. Белгорода»

Окуневой Анной Андреевной

Научный руководитель –

учитель русского языка и литературы

МОУ «Гимназия № 3 г. Белгорода»,

«Отличник народного просвещения»

Тюмейко Наталья Анатольевна

Ярославль, 2009

Содержание исследовательской работы

Основные темы и мотивы лирики Н. Н. Грищенко

I. Введение ____________________________________________ 3 - 4

1. Биографическая справка о белгородском поэте Н. Н. Грищенко

II. Анализ стихотворений поэта по темам: ________________ 5 - 14

1.1. Интимная (любовная лирика)

2.2. Пейзажная лирика

2.3. Лирика дружбы

2.4. Патриотическая и гражданская лирика

2.5. Тема поэта и поэзии

III. Заключение _________________________________________ 15

IV. Список использованных источников и литературы _____ 16

V. Рецензия ____________________________________________ 17

V. Приложения _________________________________________ 18 – 20

Приложение 1 Признания Н. Н. Грищенко

Приложение 2 Портрет Н. Грищенко (автор – С. Косенков)

I. Введение

Я заинтересовалась творчеством белгородского поэта Н. Н. Грищенко, так как его поэзия философична и лирически раздумчива. Сам поэт осознаёт себя философом в самом добром и чистом смысле этого слова. Он пишет: «Родился я под звёздами Стрельца, бродяга и философ по натуре…» Философичность поэзии Н. Грищенко – это не созерцательная отстранённость, это не плод ума холодных наблюдений, а скорее боль сердца. Наиболее остро, даже болезненно такая философичность проявляется в реакции поэта на исторические события, когда прочувствованное и вновь пережитое прошлое является как настоящее.

Н.Н. Грищенко пишет стихи о Родине, о её бедах и невзгодах, о наболевшем, что не даёт покоя, о родном селе, его жителях, о русской природе, о воинской службе и, конечно же, о любви, о том, что так близко каждому человеку. По-моему, читая его произведения, человек уже не сможет совершить подлость, так как стихи Николая Николаевича способны исцелять душу. Именно поэтому мне захотелось более подробно исследовать его творчество – это является проблемой данного исследования.

Понять душу Николая Грищенко помогло взятое нами интервью у поэта (Приложение 1).

Цель исследования - выборочный анализ лирических стихотворений Н. Н. Грищенко на основе проанализированных сборников поэта: «Опять звонят колокола», «Дождь на плацу», «В плену соловьиного лада».

Задачи исследования – выявление индивидуального поэтического стиля Н. Н. Грищенко, рассмотрение лирической поэзии по темам дружбы и любви, пейзажной лирики, поэта и поэзии, патриотической и гражданской лирики.

1. Биографическая справка

Родился Николай Грищенко в 1949 году в селе Орехово, на реке Оскол под Валуйками.

…Но не по случаю изобилия орехов (хотя их там достаточно) названо его родное село – нет. Оно получило имя стрельца Валуйской крепости Степана Орехова, которому за исправную воинскую службу царским указом в 1622 году были дарованы по Осколу земля и угодья. Здесь же, как говорит нам летопись, в 1692-м стали проживать и предки поэта: по отцовской линии – украинские казаки Грищенки, подданные местного монастыря, которые неустанно трудились и любили петь народные песни, и по материнской – валуйские ратники – Аверьяновы, которые только и знали, что воевали.

Неповторимые пейзажи, запахи и разноцветье здешних трав и кустарников, оскольские заводи, дальние дали… взволновали сердце юного Коли Грищенко, а в десять лет его рука уже потянулась к перу, «перо к бумаге», чтобы сказать на поэтическом языке спасибо своему родному краю за его красоту.

Рос Николай Николаевич без отца: когда Коле было одиннадцать месяцев, его отца призвали в Советскую Армию, но после увольнения в запас его отец так и не вернулся – пошёл искать другую жизнь на шахтах. Рос Коля с матерью, от неё унаследовал добродушие и мягкий характер, что потом ему здорово мешало, особенно когда он стал офицером.

Большое влияние на Николая оказала его бабушка Аверьянова Галина Павловна. Она знала наизусть все сказки Пушкина, «Капитанскую дочку», «Дубровского» и часто зимними вечерами рассказывала их своему внуку. Первые библейские предания также услышал он от неё. Николай Николаевич Грищенко по сей день благодарен своей бабушке, ведь именно она помогла ему вступить в жизнь, заложила основу его личности.

Уже во втором классе Коля написал первую заметку в газету о кладовщике, стрелявшем в скворцов («В кого он стреляет?»). В четвёртом – стихотворение о гражданской войне.

После восьмого класса остался работать в колхозе и одновременно учился в вечерней школе. В мае 1968 года его призвали в ряды Вооружённых Сил СССР. Экстерном окончил Орловское высшее военное командное училище связи. Служил офицером в Прибалтике, на Украине, в Белоруссии, в Центральной группе войск и в группе советских войск в Германии, но уже тогда Николай понял своё истинное призвание – стать профессиональным литератором и в 1974 году поступил на заочное отделение Литературного института им. А. М. Горького, которое окончил в 1980 году. Учился на отделении поэзии в семинаре С. А. Поделкова. Первые публикации в журналах появились в 1977 году – в «Молодой гвардии», «Немане». С 1983 года Николай живет в Белгороде, с тех пор он и на журналисткой работе. Член Союза журналистов и Союза писателей России.

Стихи Николая Грищенко публиковались в различных поэтических сборниках, издававшихся в Москве, Воронеже и Белгороде, в журнале «Подъём», еженедельнике «Литературная Россия», в «Дне литературы».

Передавались по центральному радио и телевидению. В 1991 году в Белгороде вышла книга стихотворений «Опять звонят колокола». Также Николаем Грищенко написаны книги «Дождь на плацу» и «В плену соловьиного лада».

II. Анализ лирических стихотворений Н. Н. Грищенко

Лирика – главное направление в поэзии Н. Н. Грищенко.

Лирика – от греч. lyra – музыкальный инструмент. Слово в лирике выражает состояние говорящего. В этом направлении поэзии можно выделить основные черты, присущие только ей:

  • Сосредоточенность на изображении переживаний в настоящий момент;

  • Особое внимание к субъекту высказывания, отражение внутреннего мира человека, его состояния, смена впечатлений, настроений;

  • Воплощение лирического переживания преимущественно в стихотворной, поэтической форме (рифма, ритм, размер);

  • Ослабленность сюжета.

В творчестве Н. Н. Грищенко можно выделить следующие основные темы:

> интимная (любовная) лирика;

> пейзажная лирика;

> лирика дружбы;

> тема поэта и поэзии;

> патриотическая и гражданская лирика.

1.1. Интимная (любовная) лирика

Ах, какая весна,

Ах, какие глаза у любимой,

Словно ливнем прошла,

Пронизала неведомой силой.

Каждым нервом её

Ощущаю теперь я повсюду.

Никогда не поймешь,

Как на свет получается чудо…

Кто-то из философов однажды обмолвился, что опыт любви – самый потрясающий опыт человека. Что бы ни говорили и ни писали о парадоксах любви, в этом потрясающем опыте существует нечто если не математически точное, то нравственно непреложное, бесспорное: несмотря ни на что, существуют сумасшедшие закономерности, гармония странностей.

О том, кто любит, говорят иногда, что новое состояние души делает для него окружающий мир нереальным.

Поэт в своём стихотворении делает открытие, он устанавливает, что ценность и высший смысл любви – в ощущении возможности бесконечного счастья от одного слова, от одной улыбки.

По жанру – это лирическое стихотворение.

Повтор гласных (а), (о), (е) – ассонанс – усиливает экспрессию слов.

Написано стихотворение анапестом, что делает стих менее чётким и придаёт интонации неторопливость и задушевность.

Преддверие весны,

Предчувствие тепла,

Преображение привычного.

Ты снова так же весела,

Ты снова так же необычна.

Твое лицо

Нельзя узнать,

Оно пылает новым светом,

И зря стараюсь я понять,

В чём сущность этого секрета…

Какой секрет,

Ведь ты сама

Лишь часть проснувшейся природы.

И я хочу тебя обнять,

Забыв, что между нами годы…

Тема стихотворения - возвышенное чувство, глубокая любовь. В этом стихотворении отразилась личность Н. Грищенко – страстная, любящая.

В стихотворении «Преддверие весны, предчувствие тепла…» проявляется необычайная сила воображения поэта: он видит лицо любимой, видит её саму, излучающую свет, хочет её обнять.

Всё стихотворение покрыто дымкой таинства. Таинство – это нечто святое, возвышенное. Сочетание умиления и таинственности как раз и помогают понять идею всего стихотворения. Воспоминания о любви вызывают у поэта именно эти чувства.

Поэт прибегает к такому приему, как сравнение. Сравнение - один из способов косвенной характеристики, когда один предмет уподобляется другому, появляется общий признак. Здесь мы видим сравнение любимой с пробуждающейся природой: «…Ведь ты сама лишь часть проснувшейся природы».

Ещё слова не высказаны все,

Ещё ты ждешь чего-то главного,

А волосы твои в росе,

Такие мокрые и славные.

Я тихо прикасаюсь к ним,

Смотрю в глаза твои внимательно,

И мы с тобой опять молчим,

Обходим главное старательно.

Не говорим последние слова,

А бережём для нашей главной встречи.

Но ты склоняешь голову сама,

Мне тихо руки положив на плечи.

Мы здесь одни – никто не видит нас,

Лишь облака, притихшие, несмелые,

Я пью тепло твоих волшебных глаз,

Целую губы влажные и спелые…

А ты молчишь, и лижет дождь

Твои усталые ресницы.

Нет, ничего ты не поймешь

В далёких сполохах зарницы.

И ничего не разглядишь

в непроницаемости ночи…

Люблю, когда ты так молчишь

И слова вымолвить не хочешь.

Любви все возрасты покорны... О любви сказаны миллионы слов и написаны горы книг. Есть формулы любви, научные определения, философские трактаты, словом, как поется в известной песне: “ О любви не говори, о ней все сказано... “. И все же для каждого нового поколения, вступающего в жизнь, философия любви - это тайна за семью печатями, крепость, которую надо покорить самому, пройдя нелегкий путь обретения и потерь. А прошлый опыт - тот самый ориентир, который поможет преодолевать сомнения и познавать великое таинство этого вечного как мир и столь же загадочного слова - любовь!

Почему же она молчит,

Почему же она не пишет,

Вот я слышу,

Как дождь стучит,

Барабанит всю ночь по крыше.

И бежит по стеклу вода,

Фонари размывая влагой,

И хрипят, хрипят провода

На ненужный листок бумаги.

Что же сталось такое с ней,

Неужели она забыла…

Ночь молчит,

Глаза фонарей

Ледяная вода размыла.

Заключая поэтическое слово в сердце, поэт наделяет его возвышенным чувством, без сомнения, искренним и правдивым, что делает его любовную поэзию светлой и по-человечески трогательной. О любви поэт говорит вдохновенно. Видно, что в жизни ему довелось испытать по-настоящему глубокие чувства…

В стихотворении «Почему же она молчит, почему же она не пишет…» запечатлен яркий поэтический образ сильнейшей и таинственной стихии – воды. Автор использует не само понятие вода, а образ дождя, являющийся одним из главных образов в его лирической поэзии (дождь олицетворяет слезы).

Олицетворение «ночь молчит» лаконично сочетается с метафорой «глаза фонарей», рисуя в сознании читателей лирического героя, переживающего за свою возлюбленную, которая долгое время молчит, не пишет. Ключевая фраза стихотворения - «Неужели она забыла…»

2.2. Пейзажная лирика

Осень кладёт монотонные блики

На покрывало угасшего лета.

Мир умолкает… Печалью великой

Дышит усталая кромка рассвета.

Солнце встаёт, и являются взору –

Травы сухие, округа пустая.

Осень явилась негаданно скоро,

И, паутиною в небе летая,

Всё пронизала невидимой грустью,

Всё пропитала теплом уходящим…

Только кричат одинокие гуси,

Нитью оторванной к югу летящие.

*******************

На сгоревшей траве, на поляне лесной

Я стою посредине осеннего мира,

И усталое солнце висит надо мной,

Как забытая в небе, надолго умолкшая лира.

Осторожно я трогаю струны рукой,

И слова дорогие негромко, но властно

Начинают кружить над притихшей рекой,

Продолжая мелодию осени ясной…

Любя А. А. Фета, Н. Н. Грищенко иногда подражал ему (стихи о природе), но в то же время он был индивидуален, образно реалистичен, избегал холодного и натурного эстетизма.

В стихотворениях, посвященных теме природы, краски предельно точны, лишены броской метафоричности, к которой часто стремятся представители современной поэзии. Образы в стихотворениях выстраиваются легко, поэт умело играет словом, что свидетельствует о его несомненном поэтическом даровании.

Природа сама по себе равнодушна, но благодаря перу Н. Н. Грищенко, она оживает! Природа уподобляется человеку: лишенная ореола вечности, она страдает.

В стихотворении «Осень кладёт монотонные блики…» отражается состояние души поэта. Лирический герой страдает вместе с природой, сердце оживает только тогда, когда заговорила лира: «Осторожно я трогаю струны рукой, и слова дорогие негромко, но властно начинают кружить над притихшей рекой…». Не случайно в стихотворении используется образ лиры, ведь она – символ поэтического вдохновения, творчества.

2.3. Лирика дружбы

Над книгой

До свиданья, друг мой, до свиданья…

С. Есенин

Месяц притих над бором.

Ночь. Тишина. Пустырь…

Звёздным своим убором

Спящий укрыт монастырь…

Но тишина над лугом

Так и поёт во сне

Песню о встрече с другом

Сквозь одинокий снег…

Все мы уйдём куда-то

В вечность или снега…

Снова над нашей хатой

Месяц умыл рога,

И золотым сияньем

Он наполняет ночь…

Близится час свиданья,

Всё остальное - прочь…

Другу

В вершинах ясеней сквозит

Усталость осени: но вспомни,

Как высота на них звенит

И как прекрасен был огромный

Мир открывавшегося дня,

Когда взбирались на вершины,

И птиц весёлая возня

И даже крыши в дымках синих –

Всё оставалось там, в низах,

И перед нами - даль и поле,

А рядом почек новизна,

Готовых выпустить на волю

Огонь зелёного листа,

Что опалит деревьев кроны.

О, как хотелось нам лежать

Над этой бездною зелёной…

Но вот мы выросли, теперь,

Ты видишь, ясени поникли,

Засохли, сделались грубей

И стали старше, строже ликом…

Их скоро срубят на дрова –

и мира нашего не станет.

Шумит, по-своему права,

В них осень мёртвыми листами.

Так изменились мы с тобой,

Как эти ясени над лугом,

И отшумевших дней листвой

Швыряет ветер по округе.

Эти стихотворения Н. Н. Грищенко посвятил своим друзьям. Раскрывая тему дружбы, поэт говорит о тяжести одиночества, о роли дружбы в жизни человека.

Читая стихотворения, мы понимаем, что Н. Грищенко передаёт читателю воспоминания о былом, пережитом. В стихотворениях «Над книгой» и «Другу» нарисована картина увядающей природы, которая передает настроение поэта, грустное, печальное:

Так изменились мы с тобой,

Как эти ясени над лугом,

И отшумевших дней листвой

Швыряет ветер по округе.

Друг – самый важный человек в жизни каждого. Человек давно понял, что ближе друга на свете нет. У каждого человека есть лучший друг, на которого он может опереться в трудную минуту, друг всегда протянет руку помощи. Каждый человек в определённый период понимает, какой важной частью его жизни является настоящий, проверенный друг.

Так же считает и Н. Грищенко. Всю любовь и уважение к друзьям, их важность в жизни он выразил в стихах.

2.4. Патриотическая и гражданская лирика

На заставе

Мне двадцать лет,

Я лейтенант,

Стихи

мне не дают покоя

по ночам.

И в тишине,

в сомнениях глухих,

горит и тает

узкая свеча.

Неярок свет,

но он колеблет мрак,

и образы клубятся предо мной,

и пламя позабытое атак

на горизонте манит глубиной…

Идут полки,

идут за строем строй

в дыму атак,

походов и боёв.

И постепенно

исчезает мрак,

и Родина огромная встаёт

Передо мной.

Сыны её идут

на правый бой

и их ряды не смять.

А что же мне,

рождённому страной,

опять в запасе на чеку стоять?

Стоять и ждать,

но где мои враги?

Их так надёжно укрывает мрак,

они не надевают сапоги

и не бегут

под знаменем атак…

Они во тьме, и я не вижу их,

горит свеча,

но высветить не в силах

Тот мрак,

что затаился в них,

и мрак мне уготованной

могилы…

мне так хотелось

видеть их в лицо,

чтобы в бою схватиться рукопашном.

А сумрак

укрывает подлецов,

но я их жду,

и мне не страшно.

Удивительно точно удалось Н. Грищенко передать окружающую обстановку: «…пламя позабытое атак», «…сыны идут на правый бой…», «Родина огромная встает…».

Мрак и сумрак сопровождают только трусов и подлецов:

А сумрак

Укрывает подлецов,

Но я их жду,

И мне не страшно.

Особую роль в стихотворении играют звуки. Они помогают в выполнении живописных задач, они аккомпанируют мысли, чувству, настроению.

Это стихотворение отличается выразительной интонацией, постепенным нарастанием.

Оно помогает увидеть натуру Н. Грищенко – натуру, преисполненную патриотизма. Н. Н. Грищенко служил в армии и бывал на сражениях, так что ему как никому другому дано понять чувство солдата, который любит свою Родину и готов пожертвовать своей жизнью ради свободы своей страны.

Идея стихотворения - вера в победу над врагами.

Об истории Родины Н. Грищенко пишет как человек, не только знающий, но и переживающий за её минувшее и настоящее:

…опять сожжённые мосты

Мы строим, духом обессилев…

Но только примет ли Господь

Своих детей заблудших, сирых?

А их нетерзанная плоть

Сумеет ли сей труд осилить…

История в поэтической транскрипции Н. Грищенко близка блоковскому восприятию героики минувших дней. У Блока: «Покой нам только снится», и олицетворяющая Россию «летит, летит степная кобылица и мнёт ковыль». У Н. Грищенко «Сарынь на кичку! – я кричу – ребята, и на коня кочевник и монах, пока ещё душа над бытом не распята, и в небесах трепещет русский стяг!»

Хватаю Знамя - и лечу

над миром,

Храпит мой конь, почуяв

зов степи,

«О, мои деды, дайте,

дайте силы

По нашей жизни Знамя

пронести»…

В гражданской лирике – боль за свой народ, за большую и малую Родину, за земляков-сельчан. Автор признаётся в любви ко всему русскому, родному, утверждая, заклиная:

И любовь догорит

неистово,

Словно сполохи,

белым племенем.

Помоги в этом мире мне

выстоять,

Осени меня крестным

знамением…

Эмоционально говоря о трудностях нашего времени, поэт все-таки уверен в будущем русского народа:

И отступают смутные

года

Перед звездой

по имени Россия

2.5. Тема поэта и поэзии

Поэтическое творчество – непознанная загадка. Именно так и должно быть, потому что при детальном рассмотрении того или иного стихотворения оно может потерять свою глубину, которая оставлена создателем для работы ума и души человека. Именно так и поступает Н. Грищенко, обращаясь к теме поэта и поэзии.

В стихотворении «Я деревом пророс из глубины земли…» автор позволяет читателю поразмыслить о сущности судьбы, о значении поэта, о роли поэзии в жизни человека.

Н. Н. Грищенко поставил перед собой цель - дать зримое, звучащее, образное воплощение невыразимому, тому, что мелькает в глубине сознания и почти никогда не поддаётся определению логического понятия – великому предназначению писателя, которым наделил его сам Господь.

Высокая простота ритмического слога воплощает спокойный, уверенный, далёкий от мирской суеты ход размышлений:

Я деревом пророс из глубины земли,

И мои ветви жадно ловят вечность,

Разлитую в космической пыли,

Которую назвали люди Млечной…

В ней миллионы светоносных лет.

В ней имя Бога, сжатое до слова.

И я, проросший из пыли планет,

Хочу его постигнуть снова…

Так жадно ловят лепестки мои

Малейшие оттенки смысла,

Что умолкают даже соловьи

И замирают листья,

словно мысли…

В лирическом произведении нет действующих лиц, персонажей, которые бы участвовали в событиях на протяжении времени. А если и встречаются действующие лица, то мы все равно чувствуем, что суть не в них. Лирические произведения стремятся передать настроения, переживания, эмоции, внутреннее, субъективное состояние какой-то личности, ее души. Большей частью этой личностью оказывается автор-поэт. Но если нам близки его мысли и чувства, если мы способны их разделить, значит, они свойственны человеку вообще, хотя почти неуловимы и невыразимы. Но поэт сумел уловить их и точно выразить в словах.

Лирические стихотворения рождаются у поэта из страстной потребности самораскрытия, из желания познать самого себя в своих связях с миром, с людьми, с обществом. Но высокую и общечеловеческую значимость и ценность лирическая поэзия приобретает только тогда, когда поэту удается, говоря о своем личном, сказать и о том, что волнует всех.

В жизни человека неизменно происходит смена впечатлений, радостей и тревог, настроений. Наш внутренний мир, душа постоянно испытывает на себе непредсказуемые воздействия внешнего окружения. Каждый миг происходит перестройка наших чувств, возникают подчас не осознанные мечтания, порывы, надежды… Трудноуловимые изменения внутренней жизни обозначаются обычно понятием «переживание».

Непредсказуемые и сложные страсти людские – переживания – достоверно и органично выражаются в языке, в человеческой речи. Если к ним обращается поэт, переживания обретают художественно неповторимые черты.

Поэтическое переживание принадлежит его носителю – лирическому герою. Лирический герой обладает характером. Но его характер раскрывается не через действия и поступки, взаимоотношения с другими персонажами, а через его внутренне состояние, эмоции и размышления.

Облик лирического героя выстраивается с помощью отбора жизненных впечатлений. В этом образе заключена духовная драма и «боль сердца», счастье и мечта поэта.

III. Заключение

В своем творчестве – целомудренном и честном – Н. Н. Грищенко создал образ поэта, человека, который воспринимает все противоречия мира и ищет гармонии, то есть активно «соучаствует» в творческой жизни. Ему суждено стать яркой поэтической звездой Белогорья.

В наше время сознание стихотворцев часто страдает рациональностью, занято внешней атрибутикой стиха (а это закрывает все пути к волнующему, таинственному ощущению). Поэты стремятся «синтезировать звуки и зрительность» (А. Вознесенский). В отличие от этого, творчество Н. Н. Грищенко - результат не голых «интеллектуальных» усилий, а выражение своего бытия личности в её духовно-нравственных, волевых, эмоциональных качествах, выражение органичной, целостной связи художника с миром.

Автор воспринимает окружающий мир как великую тайну.

Стихотворения Н. Н. Грищенко отмечены знаком неисчерпаемой выразительности.

Список использованных источников и литературы

Произведения Н. Н. Грищенко

Книги

Опять звонят колокола: Стихотворения. – Белгород, 1991. – 135 с.

Дождь на плацу: Стихи, проза. – Белгород: Изд. Дом «В. Шаповалов», 2000. – 240 с.

Публикации в сборниках и периодической печати

1. На учениях; Дорога // Тверской бульвар, 25: Голоса молодых. – М., 1982. – С. 111-112.

2. Марш-бросок; Суббота; Ночь на полигоне; Первый бой; Дед // Рукопожатие: Стихи поэтов Черноземья. – Воронеж, 1987. – С. 223-229.

3. Учебная атака; Половодье; В поезде // Свидание: Молодая поэзия Черноземья. – Воронеж, 1988. – С. 1888-191.

4. Душа была…; Бытие; Раны земли; По имени Россия /\ Запах полыни.- Валуйки, 1991. – С. 67-72.

5. На заставе; Другу // В родном кругу. – Воронеж, 1992. – С. 136-140.

6. Дорога; «На сгоревшей траве…»; «Теряю в памяти…»; «Храмы божьи…» // Антология современной литературы Белгородчины.- Белгород, 1993. – С. 197-198.

7. На учениях // Мол. Гвардия. – 1977. - №3. – С. 147-148.

8. Зимнее утро; Весна; Сирень; «Играет вечер…» // Неман (Минск). – 1977. - №5. – С. 6-7.

9. Марш-бросок; Дед // Подъем. – 1983. - № 5. С. 47.

10. «Посредине осеннего мира…» // Ленинская смена. – 1984. – 13 окт.

11. В поезде // Белгородская правда. – 1987. - 24 янв.

12. Учебная атака; Полоса препятствий // Белгородская правда. – 1990. – 23 февр.

13. Июнь обжег нас на границе // Белгородская правда. – 1991. – 22 июня.

14. Дорога; « На сгоревшей траве…»; «Теряю в памяти…»; «Храмы божьи…» // Антология современной Белгородчины. - Белгород, 1993. – С. 197-198.

15. Зов; «Голубые соборы России…» // МОСТ. – 1994. - №8. – С. 6.

16. Три поля русской славы // Звонница. – 1997. - № 1. – С. 3-9.

17. Контратака под Прохоровкой // Третье поле: Сб. стихов поэтов-белгородцев о танковом сражении под Прохоровкой. – Белгород, 1998. – С. 31-33.

18. Свет над проселком // Лит. Россия. – 1999. – 14 мая. С. 7.

19. «Какая звездная громада…»; «Твои ладони…»; «Вдыхаю жадно…» // Светоч. – 1999. - №1. – С. – 41-42.

20. В провинцию ушла Россия // День литературы (Москва). - 1990.- Июль (№7). С. 7.

Рецензия

В работе Окуневой Анны «Основные темы и мотивы лирики Н. Н. Грищенко» представлен аналитический анализ постижения поэтического произведения, так как части, выделенные в процессе анализа, указывают на произведение как нечто целое, обладающее особым смыслом.

В работе присутствует набор общезначимых понятий, категорий, определений, предложен опыт личностного исследования конкретных стихотворений Н. Н. Грищенко, содержится потенциал для выражения новых прочтений.

Произведение лирики как целое – это сложное внешнее образование, включающее разные типы языка: бытового, стихотворного. Все они, преломляясь через особые поэтические законы, рождают внутренний предметно-событийный уровень произведения в читательском восприятии, образуют событие художественное, образуют художественный мир. Ориентация на лирическое целое как сложную языковую структуру, сложное поэтическое целое, установка на это формирует у юного исследователя свою литературоведческую позицию. Автор работы владеет языком описания законов, выработанных стиховедением.

Пушкарева В.С., кандидат филологических наук, доцент кафедры русской и зарубежной литературы БелГУ

Приложение № 1

Признания Н. Н. Грищенко

1. Главная черта моего характера нерешительность

2. Качество, какое я предпочитаю в мужчине независимость

3. Качество, какое я предпочитаю в женщине слабость

4. Моё любимое качество твердость характера

5. Мой главный недостаток вспыльчив

6. Моё любимое занятие творческая работа

7. Мой идеал счастья заниматься своим делом

8. Что было бы для меня величайшим несчастьем? заниматься чужим делом и жить с нелюбимой

9. Кем я хотел быть в детстве поэтом и генералом

10. Место, где хотел бы я жить? в селе Орехово

11. Мой любимый цвет голубой

12. Мой любимый цветок шиповник

13. Моё любимое животное собака

14. Моя любимая птица соловей

15. Мои любимые писатели-прозаики иностранные Фолкнер, Г. Гарсия Маркес, Сервантес

16. Мои любимые писатели-прозаики русские Гоголь, Тургенев, Толстой, Чехов, Шолохов

17. Мои любимые поэты иностранные Гарсия Лорка, Рильке, Бодлер, Исикава Токубоку

18. Мои любимые поэты русские Пушкин, Лермонтов, Фет, Тютчев, Блок , Есенин, Твардовский, Рубцов

19. Мои любимые художники русские Саврасов, Суриков, Васнецов, Нестеров

20. Мои любимые художники иностранные Гойя, Рафаэль, Веласкес, Ван Гог

21. Мои любимые композиторы иностранные Бах, Бетховен, Моцарт, Шопен, Лист

22. Мои любимые героини в художественных произведениях Татьяна Ларина и Наташа Ростова

23. Мои любимые герои в художественных произведениях

А. Болконский, П. Безухов, Г. Мелехов

24. Мои любимые герои в действительной жизни Суворов, Столыпин, Ватутин, Николай II

25. Мои любимые героини в действительной жизни Екатерина II, Е. Дашкова

26. Мои любимые пища и питье картошка, отбивная котлета и гранатовый сок

27. Мои любимые имена Петр, Галина, Александр, Василий, Галина, Полина

28. Что я больше всего презираю трусость и измену Родине или идеалам

29. Какие характеры в истории я ненавижу приспособленчество и угодливость

30. Каким военным подвигом я более всего восхищаюсь панфиловцами и танкистами под Прохоровкой

31. Каким природным свойством я хотел бы обладать певчим голосом

32. Теперешнее состояние духа нормальное

33. Ошибки, к которым я отношусь снисходительно пьянство и ветреность

34. Мой девиз: Живешь – твори!



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Муниципальное общеобразовательное учреждение (24)

    Документ
    Основной целью анализа работы кафедры является: аналитическое обоснование планирования работы в новом учебном году на основе определения факторов и условий, повлиявших (положительно или отрицательно) на результаты деятельности в 2010-2011 учебном году.
  2. Научная работа студентов (1)

    Научная работа
    В 2008 году профессорско – преподавательский состав, аспиранты, соискатели и студенты ИМПЭ им. А.С. Грибоедова осуществляли научно-исследовательскую деятельность в соответствии с планом, утвержденным Ученым советом института 28 февраля
  3. Xxxv научно-практическая конференция донская академия наук

    Документ
    Айдаркин Евгений Константинович – первый проректор по научной и инновационной деятельности Южного федерального университета, заведующий кафедрой физиологии человека и животных, кандидат биологических наук, профессор.
  4. Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (5)

    Документ
    Словарь (первое, втрое меньшее по объёму и микроскопическое по тиражу изд. — 1997 г.) содержит основные факты биографий, перечни основных научных трудов, итоговые оценки творчества более чем 230 учёных и краеведов гуманитарного профиля
  5. Программа «Дней молодёжной науки в Алтайском государственном университете» 16 апреля 2012

    Программа
    Организатор: отделение связей с общественностью, ООО «Креативная Лаборатория «Presentация», ООО Региональный информационный центр «Илан» (г. Красноярск).

Другие похожие документы..