Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
В 1981 году был приглашен на преподавательскую работу в отраслевой институт повышения квалификации руководящих кадров и специалистов (г. Люберцы). В ...полностью>>
'Документ'
3.Скласти розповідь про своїх батьків та інших членів родини. 4.Написати міні твір про свою тітку ( її зовнішність, риси характеру, заняття, уподобан...полностью>>
'Документ'
Летние Олимпийские игры 2012 ( 2012 Summer Olympics,  Jeux Olympiques d'été de 2012, официально называются Игры XXX Олимпиады) — тридцатые по счёту л...полностью>>
'Документ'
НАУКА - сфера человеческой деятельности, функция которой - выработка и теоретическая систематизация знаний о действительности; включает как деятельнос...полностью>>

Диссертация на соискание учёной степени доктора

Главная > Диссертация
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ССЫЛКА НА РАБОТУ

Аргунова М.В. Экологическое образование в интересах устойчивого развития как надпредметное направление модернизации школьного образования: дис. … д-ра пед. наук. – М., 2010. – 381 с.

РОССИЙСКИЙ ХИМИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ Д.И. МЕНДЕЛЕЕВА

На правах рукописи

АРГУНОВА

Марина Вячеславовна

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ИНТЕРЕСАХ
УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ КАК НАДПРЕДМЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ МОДЕРНИЗАЦИИ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Специальность: 13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания

(экология)

ДИССЕРТАЦИЯ

на соискание учёной степени доктора

педагогических наук

Научный консультант

Член-корреспондент РАН, академик РАО, доктор химических наук, профессор

Г.А. Ягодин

Москва – 2010

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 5

ГЛАВА 1. МОДЕРНИЗАЦИЯ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ПЕРЕХОДА К УСТОЙЧИВОМУ РАЗВИТИЮ 29

1.1.Устойчивое развитие и современное образование 29

1.2.Основные подходы к модернизации школьного образования 46

1.2.1.Личностно-ориентированное образование 51

1.2.2.Системно-деятельностный подход в образовании 54

1.2.3.Компетентностный подход 58

1.2.4.Эколого-гуманистический подход 68

1.3.ЭОУР как направление обновления содержания экологического образования 74

Выводы по главе 1 83

ГЛАВА 2. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ИНТЕРЕСАХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ 88

a.Содержание экологического образования в интересах устойчивого развития 88

b.Технология реализации ЭОУР 114

c.Педагогические приёмы для освоения надпредметного содержания 121

d.Формирование ключевых образовательных компетентностей учащихся на основе трёхстадийной технологии 152

Выводы по главе 2 164

ГЛАВА 3. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА И ОЦЕНКА В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ В ИНТЕРЕСАХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ 170

3.1.Особенности педагогической и психологической диагностики в ЭОУР 170

3.2.Оценка результатов ЭОУР на основе трёхстадийной технологии 174

3.3.Оценка уровня сформированности ключевых образовательных компетентностей школьников 181

3.4.Аутентичное оценивание и личностный рост школьников 193

3.5.Анализ деятельности образовательных учреждений на основе индикаторов устойчивого развития 200

Выводы по главе 3 219

ГЛАВА 4. РЕЗУЛЬТАТЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ИНТЕРЕСАХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ 223

4.1.Курс «Экология Москвы и устойчивое развитие» в средней школе 223

1.3.1.Концептуальные основы курса 223

1.3.2.Программа курса «Экология Москвы и устойчивое развитие» 234

1.3.3.Учебно-методическое обеспечение курса 250

1.3.4.Статистические данные о преподавании курса «Экология Москвы и устойчивое развитие» 257

4.2.Результаты деятельности городской экспериментальной площадки «Экологическое образование в интересах устойчивого развития» 264

Выводы по главе 4 274

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 278

БИБЛИОГРАФИЯ 283

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 321

Ключевые понятия и термины (применительно к надпредметному направлению ЭОУР) 321

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Результаты факторного анализа анкетирования школ ГЭП «Реализация идей образования в интересах устойчивого развития на практике». 82

ПРИЛОЖЕНИЕ 4 86

Содержание учебного пособия «Экология Москвы и устойчивое развитие» 86

ПРИЛОЖЕНИЕ 5 90

Разработка урока «Работа с цитатами об устойчивом развитии» 90

ПРИЛОЖЕНИЕ 6 94

Разработка урока «Игровое занятие по выработке навыков эффективной работы в команде для осмысления идей устойчивого развития» 94

Разработка урока «Игровые упражнения по принятию коллективных решений» 97

ПРИЛОЖЕНИЕ 7 101

Практическая работа «Экологический след» 101

ПРИЛОЖЕНИЕ 8 104

Разработка урока «Проблема мусоросжигания в России и в мире» 104

ПРИЛОЖЕНИЕ 9 107

Практическая работа «Экономное использование электроэнергии» 107

Практическая работа «Рациональное использование воды» 110

ПРИЛОЖЕНИЕ 10 112

Социально-экологические проекты на особо охраняемых природных территориях 112

ПРИЛОЖЕНИЕ 11 119

Дистанционный курс «Экология Москвы и устойчивое развитие» 119

ПРИЛОЖЕНИЕ 12 123

Структура сайта / Центра экологического образования и устойчивого развития (ЦЭОУР) МИОО 123

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Вхождение России в европейское образовательное пространство, подписание Болонского соглашения на уровне министров образования 29 европейских государств (1999 г.) вызвали необходимость глубоких преобразований в системе общего среднего образования, связанных с поиском стратегий его модернизации.

В настоящее время стал очевидным разрыв между индивидуальными образовательными потребностями учащихся и возможностью их удовлетворения. Существующая образовательная система продолжает транслировать в будущее ценности индустриально-потребительского общества, неустойчивого образа жизни, не принимая во внимание приближение глобальной экологической катастрофы. В данных условиях всё более осознаётся экологическая недостаточность традиционного школьного образования, необходимость формирования образовательной системы, которая способствовала бы выходу из кризисного состояния (С.В. Алексеев, С.Н. Глазачев, Е.Н. Дзятковская, А.Н. Захлебный, Д.Н. Кавтарадзе, Н.М. Мамедов, Н.Н. Марфенин, В.М. Назаренко, М.В. Рыжаков, Н.П. Тарасова, Н.М. Чернова, Г.А. Ягодин и др.).

В качестве стратегического решения данной проблемы в конце 1980-х гг. Международной комиссией по окружающей среде и развитию была предложена концепция устойчивого развития (sustainable development) (Наше общее будущее, 1989). В 1992 г. на Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро) программа действий по реализации концепции устойчивого развития («Повестка 21») одобрена главами большинства стран мира, включая Россию. 57-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН объявила десятилетие 2005–2014 гг. Декадой образования в интересах устойчивого развития. В 2005 г. Европейская экономическая комиссия ООН приняла Стратегию в области образования в интересах устойчивого развития (ОУР), суть которой состоит в том, чтобы перейти от простой передачи знаний и навыков, необходимых для существования в современном обществе, к способности действовать и жить в быстро меняющихся условиях, участвовать в планировании социального развития, учиться предвидеть последствия предпринимаемых действий, в том числе и возможные последствия в сфере устойчивости природных экосистем и социальных структур. В настоящее время ОУР продолжает формироваться в качестве всеобъемлющей программы, позволяющей решать вопросы индивидуализации образования, а также связанные между собой экологические, социальные и экономические проблемы. Это подтверждено принятием Боннской декларации в рамках Всемирной конференции ЮНЕСКО по образованию в интересах устойчивого развития (2009 г.).

В образовании в интересах устойчивого развития ставятся следующие цели обучения: учиться мыслить (постановка аналитических вопросов, критическое и системное мышление, решение проблем, ориентация на будущее); учиться делать (применение знаний в различных жизненных ситуациях, разрешение кризисов и рисков, ответственные действия, самоуважение); учиться быть самостоятельным (уверенность в себе, самовыражение и коммуникабельность, преодоление стресса); учиться жить и работать вместе (ответственность, уважение к другим, сотрудничество, участие в демократическом процессе принятия решения, переговоры и достижение консенсуса) (Делор, 1996).

В решении Парламентских слушаний Государственной Думы Российской Федерации «Об участии Российской Федерации в реализации Стратегии Европейской экономической комиссии ООН для образования в интересах устойчивого развития» (2006 г.) отмечается, что в России для развития указанного нового направления образования сложились благоприятные предпосылки, основанные на существующих научных школах в области экологического образования. Важность данной проблемы подтверждается необходимостью включения основ экологических знаний в федеральные государственные стандарты основного общего образования согласно указу Президента РФ (№ 889 от 4 июня 2008 г.).

В связи с этим современный этап экологического образования (ЭО) в Российской Федерации характеризуется как экологическое образование в интересах устойчивого развития (Проект концепции общего экологического образования в интересах устойчивого развития, 2007). Образование в интересах устойчивого развития расширяет содержание экологического образования, ориентируя его на широкий круг вопросов, связанных с обеспечением условий жизнедеятельности людей и управлением факторами риска. Аксиологическое содержание экологического образования в интересах устойчивого развития (ЭОУР) основано на биосферосовместимых принципах деятельности человека, заботе о будущих поколениях и условиях их жизни, прекращении потребительского отношения к природе. ЭОУР имеет мировоззренческий характер и выступает в качестве методологии познания окружающего мира, детерминирует изменение методов обучения от общеобразовательной подготовки к формированию способностей решать познавательные, личностные, профессиональные и социально-экологические проблемы.

Экологическое образование в интересах устойчивого развития в школе уже не сводится только к охране природы и рациональному природопользованию, а рассматривается как общекультурное образование, построенное на интеграции естественнонаучных, гуманитарных, технических предметов (Захлебный, Дзятковская, 2008). Кроме этого, ЭОУР может выполнять надпредметную функцию в образовании, способствуя формированию системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевых компетенций, которые рассматриваются, в отличие от традиционных знаний, умений и навыков, в качестве результативно-целевой основы современного образования. В документах международного проекта «Определение и отбор компетенций» (DeSeCo, 2002) признаётся необходимость определения образовательных компетенций, исходя из общего видения мирового будущего, которое должно опираться на базовые принципы прав человека, демократические ценности и цели, связанные с устойчивым развитием.

Таким образом, проблема исследования заключается в необходимости разработки комплекса научно-методических основ экологического образования в интересах устойчивого развития (ЭОУР) как надпредметного направления модернизации общего среднего образования с целью разрешения противоречий:

– между необходимостью обеспечения реализации биосферосовместимых принципов деятельности человечества по сохранению жизни и недостаточным уровнем экологической грамотности населения в целом и выпускников общеобразовательных школ в частности;

– между потребностями личности, общества адаптироваться к трудно прогнозируемому будущему и отсутствием образовательной системы, позволяющей подготовить школьников к жизни в быстро меняющихся социоприродных условиях;

– между потребностью в разработке учебного содержания и педагогических технологий для развития ключевых образовательных компетентностей как необходимых результатов экологического образования в интересах устойчивого развития и доминированием в педагогической практике репродуктивных методов обучения, направленных на воспроизведение знаний.

Состояние научной разработанности проблемы исследования. Теория и методика общего экологического образования – активно развивающаяся область междисциплинарных исследований. В Институте содержания и методов обучения РАО разработана Концепция общего среднего экологического образования, обоснованы основные компоненты и принципы отбора содержания экологического образования (И.Т. Суравегина, И.Д. Зверев, А.Н. Захлебный, Л.П. Салеева, Л.П. Анастасова, Т.В. Кучер, А.Н. Княжицкий). Разработана методика экологизации общего среднего образования, преподавания экологии и её разделов в средней школе (Н.Ф. Винокурова, А.Т. Зверев, Г.С. Камерилова, Е.А. Криксунов, Б.М. Миркин, В.В. Пасечник, И.Н. Пономарёва, О.Н. Пономарёва, Н.В. Скалон, И.Т. Суравегина, Д.Л. Теплов, Н.М. Чернова и др.). Обоснованы методики школьного экологического мониторинга (Т.Я. Ашихмина, Л.А. Коробейникова, И.Н. Рыжов, Г.А. Ягодин), исследовательской деятельности учащихся по экологии (Е.В. Титов). Выявлена специфика регионального компонента экологического образования (В.В. Мисенжников, Л.В. Моисеева, Т.А. Бабакова, Г.П. Сикорская, М.А. Якунчев).

Теоретические и методологические основы экологического образования в интересах устойчивого развития в нашей стране сегодня наиболее полно сформулированы применительно к задачам высшей школы, фактически по отношению к уже взрослым людям (С.В. Алексеев, С.Н. Глазачев, Д.Н. Кавтарадзе, Н.С. Касимов, Н.М. Мамедов, Н.Н. Марфенин, Н.П. Тарасова). Отдельные исследования в данной области применительно к школьному образованию (С.В. Алексеев, Е.Н. Дзятковская, Д.С. Ермаков, М.А. Жевлакова, А.Н. Захлебный, В.Б. Калинин, Н.И. Корякина, А.Ю. Либеров, Н.М. Мамедов, Д.В. Моргун, В.М. Назаренко, Т.А. Плюснина, Г.А. Ягодин) показали, что специфика ЭОУР по отношению к школьнику, как ещё формирующейся личности, требует специальных концептуальных, научно-теоретических и методологических разработок. В Институте содержания и методов обучения РАО разработана Концепция нового этапа развития общего экологического образования, которая учитывает основные положения Стратегии ЕЭК по образованию в интересах устойчивого развития. Адаптация зарубежного опыта по экологическому образованию в интересах устойчивого развития (коллективные упражнения, образовательные игры и тренинги, проектная деятельность) проведена в работах М.А. Жевлаковой, В.Б. Калинина, П.Н. Кириллова, Н.И. Корякиной.

В настоящее время концепция реализации компетентностного подхода в общем экологическом образовании разработана недостаточно. Исследования по данной тематике выполнены, в основном, в области среднего и высшего профессионального образования (А.В. Бурцев, Ф.С. Гайнуллова, С.Н. Глазачев, В.А. Даниленкова, А.А. Деркач, В.А. Наумова, Е.Г. Нелюбина, А.И. Новик-Качан, Н.Ю. Олейник, Л.В. Панфилова, Г.А. Папуткова, О.Е. Перфилова, И.В. Петрухина, Л.Е. Пистунова, В.И. Томаков, О.В. Шайкенова, Е.А. Шульпина) и затрагивают педагогические особенности формирования экологической компетентности как элемента профессионализма будущих учителей, инженеров, техников и т.п. Отдельные работы (Т.С. Бакиров, С.Б. Игнатов, А.А. Макоедова, Ю.А. Шаронова, Н.Ф. Казакова) посвящены вопросам формирования экологической компетентности школьников в процессе естественнонаучного образования в системе дополнительного образования, в сельской школе, в гимназии. Существенным вкладом в теорию компетентностного подхода как перспективного направления общей педагогики является исследование Д.С. Ермакова (2009), в котором разработаны концептуальные основы формирования экологической компетентности учащихся при обучении решению экологических проблем.

В рассмотренных работах отражены, в основном, теоретические подходы к экологическому образованию в интересах устойчивого развития, обозначены целевые установки ЭОУР. Однако в данных исследованиях не рассматривается возможность использования ЭОУР как надпредметного направления модернизации образования, требующего разработки надпредметного содержания, а также адекватных ему форм организации учебной деятельности, педагогических технологий, системы оценки и диагностики результатов обучения. Процесс формирования экологической компетентности происходит, в основном, через изучение отдельных экологизированных курсов, либо через практическую деятельность по выявлению экологических проблем и улучшению состояния окружающей среды, осуществляемую в виде разовых экологических акций и праздников. В ряде работ используются подходы, направленные на развитие общеучебных навыков путём использования содержания обучения, и не учитывается роль личностно-ориентированных педагогических технологий для формирования ключевых образовательных компетентностей школьников. При этом экологическая компетентность не рассматривается как одна из ключевых компетентностей, формируемых средствами ЭОУР. Не выявлена также взаимосвязь между ключевыми образовательными компетентностями и экологической компетентностью.

Социокультурная значимость и педагогическая актуальность проблемы выделения ЭОУР как надпредметного направления для модернизации общего среднего образования обусловили выбор темы исследования: «Экологическое образование в интересах устойчивого развития как надпредметное направление модернизации школьного образования».

Объект исследования: процесс обучения основам экологии и устойчивого развития в средней общеобразовательной школе.

Предмет исследования: содержание ЭОУР как надпредметного направления модернизации образования и его методическое обеспечение в школе.

Цель исследования: создание научно-методических основ ЭОУР для реализации надпредметного направления модернизации образования.

Гипотеза исследования заключается в предположении, что ЭОУР будет выступать как инновационное направление модернизации школьного образования, если:

– в надпредметное содержание ЭОУР будут включены научные знания о природе, обществе и экономике на основе принципа интеграции (объединения разрозненных экологических знаний из естественнонаучных, гуманитарных и технических дисциплин в единое целое с целью синтеза нового учебного содержания);

– технология ЭОУР будет направлена на овладение учащимися надпредметным содержанием, формирование ключевых образовательных компетентностей, диагностику и оценку результатов учебной и социально-значимой деятельности;

– ключевые образовательные компетентности, формируемые средствами ЭОУР, будут способствовать формированию экологической компетентности – способности школьниками системно применять экологические знания и надпредметные умения для самостоятельной и коллективной деятельности при решении личностных и социально-значимых задач в соответствии с идеями устойчивого развития;

– педагогическая диагностика и оценка результатов образовательной деятельности будут способствовать личностному росту учащихся и развитию умений адекватной само- и взаимооценки.

Для достижения поставленной цели и подтверждения выдвинутой гипотезы потребовалось решить следующие задачи исследования:

  1. Обосновать необходимость экологического образования в интересах устойчивого развития как стратегии модернизации школьного образования.

  2. Разработать информационно-деятельностное содержание экологического образования в интересах устойчивого развития с учётом современных научных знаний о природе, обществе и экономике в контексте идей устойчивого развития на основе интеграции гуманитарных, естественнонаучных и технических школьных дисциплин.

  3. Создать методическую структурно-функциональную модель экологического образования в интересах устойчивого развития на основе эколого-гуманистического подхода.

  4. Разработать технологию для реализации нового надпредметного содержания ЭОУР.

  5. Определить состав ключевых образовательных компетентностей для ЭОУР. Выявить их роль в формировании экологической компетентности школьников.

  6. Создать модель формирования ключевых образовательных компетентностей. Обосновать роль технологии ЭОУР в формировании ключевых образовательных компетентностей, определить этапы их формирования.

  7. Предложить педагогический инструментарий и способы оценки уровня сформированности ключевых образовательных компетентностей, а также оценить роль ценностно-смысловых ориентиров для личностного роста учащихся и формирования умений адекватной само- и взаимооценки учебной и общественно-значимой деятельности по содействию решению социально-экологических проблем.

  8. Разработать учебно-методический комплекс (УМК) «Экология Москвы и устойчивое развитие» для учащихся 10 (11) классов средней общеобразовательной школы. Апробировать содержание, технологию надпредметного образовательного направления ЭОУР на примере УМК «Экология Москвы и устойчивое развитие» и выработать методические рекомендации по его внедрению в средней школе.

Теоретическую и методологическую базу исследования составляют: положения концепции устойчивого развития цивилизации (Г.Х. Брундтланд, В.И. Данилов-Данильян, К.С. Лосев, В.А. Коптюг, Н.М. Мамедов, Д. Медоуз, Н.Н. Марфенин, Н.Н. Моисеев, А.Л. Романович, Н.П. Тарасова, А.Д. Урсул, Г.А. Ягодин и др.); теория учебной деятельности (А.Б. Воронцов, В.В. Давыдов, В.В. Репкин, Г.А. Цукерман, Д.Б. Эльконин и др.); обобщённая концепция структуры содержания общего среднего образования (В.В. Краевский, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, А.В. Хуторской и др.); анализ структуры содержания образования в контексте общей структуры деятельности (В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Л.С. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.); личностно-ориентированные подходы в образовании (А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Дж. Дьюи, И.А. Зимняя, В. Кильпатрик, А.Н. Леонтьев, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейн, В.А. Сластёнин, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин и др.); научно-методические основы экологического образования в интересах устойчивого развития (С.В. Алексеев, С.Н. Глазачев, Н.Ж. Дагбаева, Е.Н. Дзятковская, Д.С. Ермаков, А.Н. Захлебный, А.Т. Зверев, И.Д. Зверев, Д.М. Кавтарадзе, В.Б. Калинин, Н.С. Касимов, Н.И. Корякина, Н.М. Мамедов, Н.Н. Марфенин, Н.Н. Моисеев, В.М. Назаренко, И.Н. Пономарёва, Е.Е. Пуртова, Н.А. Рыжова, И.Т. Суравегина, Н.П. Тарасова, Е.В. Титов, А.Д. Урсул, Н.М. Чернова, Г.А. Ягодин и др.); компетентностный подход как результативно-целевая основа образования (Ж. Делор, Д.С. Ермаков, И.А. Зимняя, Дж. Равен, Г.К. Селевко, А.В. Хуторской и др.); технологические подходы в образовании (М.Е. Бершадский, В.П. Беспалько, В.В. Гузеев, С.В. Кульневич, К.С. Мередит, Г.К. Селевко, Дж. Л. Стил, Ч. Темпл, С. Уолтер и др.); интегративный подход в экологическом образовании (Н.Ф. Винокурова, А.Н. Захлебный, Г.С. Камерилова, Н.М. Мамедов, Н.Н. Моисеев, И.Т. Суравегина и др.), концепция развития универсальных учебных действий (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, Е.Н. Дзятковская, А.Н. Захлебный, Г.С. Ковалева, В.В. Козлов, А.М. Кондаков, А.А. Кузнецов, О.Б. Логинова и др.).

Методы исследования: теоретический анализ, наблюдение, беседа, обобщение педагогического опыта, тестирование, анкетирование, педагогический эксперимент, методы комплексного исследования, методы математической статистики, анализ учебной документации, анализ творческих работ учащихся.

Организация и этапы исследования.

Исследование проводилось с 1996 г. по 2009 г. На первом этапе – организационном (1996–2002 гг.) – проводился анализ социально-философской, экологической, психолого-педагогической литературы, нормативных документов в области модернизации образования, педагогического опыта в экологическом образовании и образовании в интересах устойчивого развития, определялись цели, задачи, гипотеза, методология исследования, обосновывался и разрабатывался эмпирический инструментарий. На втором этапе – теоретико-экспериментальном (2003–2006 гг.) разрабатывались структурно-функциональная модель ЭОУР и технология её формирования в системе общего и дополнительного экологического образования, УМК «Экология Москвы и устойчивое развитие». Отдельные элементы модели, технологии, УМК подвергались апробации и корректировке в соответствии с выводами текущих исследований в области методологии модернизации образования, эколого-гуманистического подхода, теории и методики экологического образования школьников. Этот этап определил стратегию и тактику экспериментально-инновационной деятельности городской сетевой экспериментальной площадки «Экологическое образование в интересах устойчивого развития» для дальнейшего развития идей ОУР в школах города Москвы. На третьем этапеаналитико-обобщающем (2007–2009 гг.) проводилась эмпирическая апробация теоретических положений исследования в практике экологического образования в интересах устойчивого развития, обобщение и систематизация теоретических и эмпирических результатов, написание монографий, статей, научно-методических и учебных материалов, создание УМК «Экология Москвы и устойчивое развитие» и его апробация в школах Москвы, оформление результатов исследования в виде докторской диссертации, разработка рекомендаций по повышению эффективности процесса формирования ЭОУР.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. 10. 01. 03 Литература народов стран зарубежья (таджикская литература) авторефера т диссертации на соискание учёной степени доктора филологических наук Душанбе 2009

    Литература
    Защита состоится «11» февраля 2010 г. в 1330 часов на заседании диссертационного совета Д 737.004.03 по защите докторских и кандидатских диссертаций при Таджикском национальном университете (711025, г.
  2. Автореферат диссертации на соискание учёной степени доктора

    Автореферат диссертации
    В связи с разработанной в настоящее время Федеральной программой по развитию ядерно-энергетического комплекса России до 2015 г. исследовательским реакторам предстоит стать основным инструментом по выбору и обоснованию новых научно-технических
  3. Автореферат диссертации на соискание учёной степени (62)

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 24 октября 2008 г. в 10.00 часов на заседании диссертационного совета ДМ 212.194.01 при Пятигорском государственном технологическом университете по адресу: 357500, г.
  4. Автореферат диссертации на соискание учёной степени (189)

    Автореферат диссертации
    Работа выполнена на кафедре "Безопасность полётов и жизнедеятельности" Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный технический университет гражданской
  5. Автореферат диссертации на соискание учёной степени (46)

    Автореферат диссертации
    Защита состоится « » 2009 г. в « » часов на заседании диссертационного совета Д 212.168.09 при Новгородском государственном университете имени Ярослава Мудрого по адресу: 173014, Великий Новгород, Антоново, филологический факультет, ауд.

Другие похожие документы..