Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Код за ЄДРПОУ — для юридичних осіб (реєстраційний номер облікової картки платника податків — для фізичних осіб або серія та номер паспорта (для фізич...полностью>>
'Доклад'
В конце 2010 года мы подвели итоги, наметили задачи деятельности Управления, в том числе и по реализации Концепции создания единой федеральной систем...полностью>>
'Программа дисциплины'
Психология в системе современного научного знания (треугольник Б.М. Кедрова). Основные отрасли современной психологии. Соотношение теории и практики ...полностью>>
'Закон'
1. Настоящий Федеральный закон устанавливает порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организа...полностью>>

Программа дисциплины дпп. Ф. 03 История России 1917 1941 гг. Цели и задачи учебной дисциплины. Цели преподавания дисциплины. Федеральный уровень

Главная > Программа дисциплины
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ »

(ТГПУ)

«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор (декан факультета)

_______________________

«____»_________________ 200_ г.

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ДПП.Ф.03 История России 1917 – 1941 гг.

1.Цели и задачи учебной дисциплины.

1.1 .Цели преподавания дисциплины.

Федеральный уровень:

- содействовать становлению студента как духовно-нравственной, свободной, саморазвивающейся личности, ее социализации;

  • иметь научное представление об основных этапах истории России и хронологии;

  • понимать особенности, сложности и противоречия развития России, видеть место и роль российской истории во всемирно-историческом процессе;

  • знать основные исторические факты, даты, события и имена исторических деятелей;

- знать и уметь использовать основные методологические подходы к познанию прошлого;

  • уметь рассматривать события и явления действительности в движении: от
    прошлого к настоящему и будущему проанализировать те изменения в исторических представлениях, которые произошли в России в последнее десятилетие;

  • помочь студентам обрести навыки работы с историческими источниками,
    справочниками и литературой, составления библиографии, исторического анализа.

Региональный и университетский уровень:

- иметь основательные знания истории Сибири, понимать место Сибирского региона (в том числе Томской области) в историческом процессе российского общества;

иметь представление об основных направлениях научной и образовательной деятельности Томского государственного педагогического университета, о месте и роли университета в научно-образовательном комплексе России и Сибири;

- знать историю и традиции ТГПУ, факультета, имена ведущих учёных обогативших теорию и практику будущей специальности студентов.

1.2.3адачи изучения дисциплины.

1.2.1 .В процессе чтения лекций лектору необходимо

  • сформировать у студентов научное и целостное представление о содержании, сущности и характере исторического процесса развития российского общества в контексте мировой истории;

  • раскрыть современные методологические подходы к изучению истории, показать практическое их использование в процессе изучения курса, отразить и пояснить его ключевые термины и понятия, проанализировать важнейшие исторические события, дать им современную оценку, показать какие были
    возможные альтернативы их развития;

  • представить в курсе современное состояние исторической науки, отразить дискуссионные точки зрения по наиболее важным проблемам отечественной истории;

  • способствовать реальному пониманию студентами многогранности, сложности и противоречивости событий XX века, а также причин неоднозначности их восприятия обществом и исторической наукой в прошлом и настоящем;

  • углубить исторические знания студентов на основе изучения научных проблем, альтернативных точек зрения и подходов и способствовать овладению ими навыками научного исследования;

  • формировать у студентов корпоративную культуру, высокие нравственные качества, активную гражданскую позицию, целостное и объективное отношение к отечественной истории;

  • воспитывать чувство патриотизма, гражданской ответственности, восприятия идей гуманизма, уважительного отношения к культуре историческому прошлому своего и других народов;

  • развивать способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, критически анализировать полученную историко-аналитическую информацию, определять собственную позицию к окружающей среде.

1.2.2. В процессе проведения семинарских и индивидуальных занятий преподавателю необходимо:

  • закрепить знания, полученные студентами на лекциях и в процессе их самостоятельной подготовки;

  • ориентировать студентов на развитие самостоятельного мышления, анализа исторических источников и литературы, связи изучаемого материала с современными проблемами переходного периода;

  • формирования навыков выступления с докладами и сообщениями, а также дискуссионных навыков, умения четко излагать, и аргументировано отстаивать свою позицию;

  • способствовать овладению студентами умениями и навыками комплексной работы с различными типами исторических источников.

1.2.3. В процессе самостоятельной познавательной деятельности студенту необходимо:

  • освоить разделы программы, предназначенные для самостоятельного изучения;

  • по желанию выполнить одно или более индивидуальных задания;

  • выработать навыки аналитической работы, историографического анализа и библиографического оформления реферативных, курсовых и дипломных работ.

2.Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

Помочь студентам глубоко понять природу исторических фактов, прочно овладеть умениями и навыками анализа исторических событий, явлений и процессов, оценки деятельности исторических личностей. В условиях крутых перемен в общественном сознании способствовать утверждению стремления к объективному взгляду на «дела давно минувших дней», воспитывать самое серьезное отношение к истории.

Добиться понимания студентами роли и места истории в системе

гуманитарных знаний, взаимосвязи истории, культуры, науки, государства с целью лучшего осознания поступательного развития общества как одного из важных элементов исторического познания. В итоге изучения истории России привить студентам культуру исторического мышления, без которой легко заблудиться в «лесу истории».

Студент должен знать:

  • факты, явления, процессы, понятия, теории, гипотезы, характеризующие целостность исторического процесса;

  • важнейшие методологические концепции исторического процесса, их научную и мировоззренческую основу;

  • периодизацию всемирной и отечественной истории;

• особенности исторического, историко-политологического, историко-культурологического анализа событий, процессов явлений прошлого;

  • историческую обусловленность формирования и эволюции общественных институтов, систем социального взаимодействия, норм и мотивов человеческого поведения;

  • взаимосвязь и особенности истории России и мира: всемирной, региональной, национальной и локальной истории;

  • особенности исторического пути России, её роль в мировом сообществе.

Уметь:

  • проводить комплексный поиск исторической информации в источниках разного типа;

  • осуществлять внешнюю и внутреннюю критику источника (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства, цели его создания, степень достоверности);

  • классифицировать исторические источники по типу информации;

  • использовать при поиске и систематизации исторической информации методы электронной обработки, отображение информации в различных знаковых системах (текст, карта, таблицы, схемы и т.д.) и переводить информацию из одной знаковой системы в другую;

  • различать в исторической информации факты и мнения, описания и объяснения, гипотезы и теории;

  • использовать принципы причинно-следственного, структурно-функционального, временного и пространственного анализа для изучения исторических процессов и явлений;

  • формировать собственный алгоритм решения историко-познавательных задач;

систематизировать разнообразную историческую информацию на основе
своих представлений об общих закономерностях всемирного исторического
процесса;

  • представлять результаты индивидуальной историко-познавательной деятельности в форме реферата, курсовых и дипломных работ, публикации;

  • использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: понимания и критического осмысления общественных процессов;

  • определять собственную позицию по отношению к явлениям современной

жизни исходя из их исторической обусловленности.

3. Объем дисциплины и виды учебной работы.

Вид учебной работы

Всего часов

Семестр

V

Общая трудоемкость дисциплины

Аудиторные занятия

144

144

Лекции

72

72

Практические занятия (ПЗ)

Семинары (С)

72

72

Лабораторные работы (ЛР)

И (или) другие виды аудиторных занятий

Самостоятельная работа

Курсовая проект (работа)

Расчетно-графические работы

Реферат

И (или) другие виды самостоятельной работы

Вид итогового контроля (зачет, экзамен)

Экзамен

4. Содержание дисциплины:

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

№ п/п

Раздел дисциплины

Лекции

Практические занятия или семинары

Лабораторные занятия

1

Раздел 1 Российская революция 1917г. Установление Советской власти.

6

8

2

Раздел 2. Советская страна в период Гражданской войны и интервенция (1917 - 1922 гг.)

8

4

3

Раздел 3. Новая экономическая политика.

4

4

4

Раздел 4. История советского общества (1929 -1941 гг.).

26

28

5

Раздел 5. Советский союз в годы Второй мировой войны. Великая отечественная война 1941-1945 гг. Война СССР с Японией. Выдающийся вклад народов СССР в победу над гитлеровской Германией и милитаристской Японией.

28

28

4.2. Содержание разделов дисциплины

Раздел 1. Российская революция 1917 г. Установление Советской власти,

Федеральный уровень.

Социально-экономическое и политическое положение России в 1917 г. Вызревание общественно-политического кризиса 1916 г. Хозяйственная разруха. Ухудшение положения масс, рост забастовок. Крестьянские волнения. Антивоенное движение в армии и на флоте. Февральская революция: причины, характер, особенности. Падение монархии в феврале 1917 г. и проблема исторического выбора. Деятельность временного правительства. Временное правительство и Петроградский Совет. Социально-экономическая политика новой власти. Кризисы власти. Корниловское выступление. Идея военной диктатуры. Государственное совещание. Попытка ввода войск в Петроград. Роль Керенского. Нарушение баланса сил, подрыв боеспособности русской армии. Утрата Временным правительством поддержки с правого фланга, рост угрозы слева.

Основные партии (кадеты, эсеры, большевики, меньшевики) в 1917 г. Стратегия и тактика главных политических партий. Обоснование В.И. Лениным курса на социалистическую революцию. Внешняя и внутренняя политика временного правительства. Основные этапы развития революционного процесса. Общий национальный кризис осени 1917 г. Приближение социального взрыва масс. Позиция политических партий. Лавирование кадетов. Отношение большевиков с другими социалистическими партиями. Большевистская стратегия: причины победы. Октябрьский переворот 1917 г. Приход к власти леворадикальных сил. Провозглашение и утверждение Советской власти. Феномен большевизма. Открытие II съезда советов. Арест Временного правительства. Декреты съезда о мире, о земле. Формирование Совета Народных Комиссаров (СНК) из большевиков. Избрание Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета (ВЦИК) с участием других социалистических партий. Сопротивление большевикам в Москве и установление советской власти.

Россия в первые месяцы советской власти. Установление советской власти в различных регионах. Советизация армии. Причины «триумфального шествия» новой власти: популярность большевистских декретов, контроль над армией, разобщённость антибольшевистских сил. Соглашение с «левыми» эсерами. Противоречие идеологии новой власти и ориентации большинства населения. Результаты выборов в Учредительное собрание. Начало формирования первых воинских частей сопротивления.

Формирование советской государственной политической системы. Двухпартийная система на основе соглашения с «левыми» эсерами в Совнаркоме (до 3 марта 1918 г.) и во ВЦИКе (до июля 1918 г.). От разгона Учредительного собрания к однопартийной системе. Мятеж «левых» эсеров. Принятие первой Советской Конституции.

Социально-экономическая политика большевиков. Первые социальные декреты. Начало национализации. Национализация банков, транспорта, крупной, мелкой и средней промышленности. Создание ВСНХ. Монополия внешней торговли. «Закон о социализации земли». Введение продовольственной диктатуры. Создание продотрядов и комитетов бедноты. Переход к политике «военного коммунизма».

Международное положение России. Выход советской России из Первой мировой войны. Брестский мир. Борьба внутри советского руководства по вопросу о заключении мира, ход переговоров. Лозунг Троцкого «ни войны, ни мира». Наступление германских войск и возобновление переговоров. Брестский мир: условия, значение, последствия, судьба договора.

Современная отечественная и зарубежная историография о причинах, содержании и последствиях общенационального кризиса в России и революции в России в 1917 г.

Региональный уровень.

Сибирь в 1917 г. Расстановка классовых и политических сил в регионе. Содержание и структура общественно-политической жизни. Уровень общественной активности и направленность развития массового политического сознания основных слоев населения в меняющихся общественно-политических условиях 1917 - 1918 гг.

Раздел 2. Советская страна в период Гражданской войны и интервенция (1917-1922 гг.)

Федеральный уровень.

Причины и особенности гражданской войны в России. Внешние факторы, способствующие развёртыванию Гражданской войны. Первая мировая война и её последствия для российского общества: социально-экономический, политический и психологический аспекты. Роль и влияние держав Антанты на ход Гражданской войны. Политическое значение участия чехословацкого корпуса в Гражданской войне. Революционный призыв в Европе и его воздействие на внутриполитическую ситуацию в Советской России.

Внутренние причины Гражданской войны. Обострение социальных противоречий в стране как последствие перехода к реализации непосредственно политических задач при нерешённости буржуазно-демократических. Отсутствие единого «фронта» социалистических партий. Влияние роспуска Учредительного собрания и заключение Брестского мирного договора на усиление гражданского «противостояния». Левацио-догматическая политика РКП(б) в решении крестьянско-казачьего вопроса (искусственно формирование «социалистических» образований в деревне, хлебная монополия, расказачивание и т.д.).

Доктринальный фактор. Последствия реализации в первые годы Советской

власти доктринальных схем середины XIX в. немедленного введения в России «социалистического идеала» точного «по Марксу». Издержки революционных иллюзий и революционного нетерпения. Попытки использовать Гражданскую войну как средство осуществления концепции мировой социалистической революции.

Политические программы участвующих сторон первые выступления внутренней контрреволюции конец 1917 - начало 1918 гг. Оформление идеологии и военно-политических структур «белого» движения. Его центры и лидеры. Программа белого движения (А.И. Деникин). Роль крестьянской политики большевиков в развёртывании Гражданской войны. Продразвёрстка. Чехословацкий мятеж. Военные десанты в Мурманске и на Дальнем востоке. Покушения на лидеров большевиков. «Белый» и «Красный» террор: причины и масштаб. Белое движение: военные формирования, идеология, властные структуры и их регионально-национальная специфика. Российская эмиграция. Совет Рабоче-крестьянской обороны. Реввоенсовет. В.И. Ленин. Л.Д. Троцкий.

Советская республика в окружении внутренних и внешних врагов. Решающие сражения Гражданской войны. Второй этап Гражданской войны, (осень 1918 - весна 1919 гг.). Окончание мировой войны, революция в Германии. Усиление национальной интервенции. Третий этап (весна 1919 - весна 1920 гг.). Четвёртый этап (апрель - ноябрь 1920 г.). Советско-польская война. Установление Советской власти в Закавказье, на Дальнем Востоке.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа учебной дисциплины история россии 050401 История, история с дополнительной специальностью

    Программа
    1.2. Квалификация выпускника – учитель истории, учитель истории и права. Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки учителя истории, учителя истории и права по специальности 050401 История, история с дополнительной
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине «история россии»

    Учебно-методический комплекс
    Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра по направлению 050400.62 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ при очной форме обучения – 4 года.
  3. Учебный план специальности индекс Название дисциплин Семестр Составитель умк дпп дисциплины предметной подготовки

    Документ
    Дисциплина «История первобытного общества» относится к блоку дисциплин предметной подготовки. Она изучается в 1 семестре. Общий объем 48 часа, из них на аудиторные занятия отводится 18 часов, на самостоятельную работу – 28 часов.
  4. Отчет о результатах самообследования государственного образовательного учреждения (4)

    Публичный отчет
    В целях всестороннего анализа направлений деятельности и определения готовности к государственной аккредитации Тывинским государственным университетом на основании «Программы самообследования Тывинского государственного университета»,
  5. Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 03, Опд. Ф. 02, Сд. 2, Опд. Ф. 2, Дпп. Ф. 13, Опд. Ф. 2 

    Учебно-методический комплекс
    Курс “История психологии” предназначен для студентов очной и заочной форм обучения Мурманского государственного педагогического университета, обучающихся по специальности 050301 «Иностранный язык с доп.

Другие похожие документы..