Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Статья'
Андрей Белый (1880—1934) — не только всемирно известный поэт и прозаик, но и ори1 инальный мыслитель, теоретик русского символизма. Книга включает на...полностью>>
'Конспект'
В основу работы компьютеров положен программный принцип управления, состоящий в том, что компьютер выполняет действия по заранее заданной программе. Э...полностью>>
'Диссертация'
Специальность 08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами – АПК ...полностью>>
'Документ'
Международное сотрудничество в социально-трудовой сфере в последнее время было направлено прежде всего на эффективное использование лучшего междунаро...полностью>>

Методические указания для студентов экономических специальностей очной и заочной формы обучения Горки 2007

Главная > Методические указания
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ


ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И КАДРОВ


УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«БЕЛОРУССКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ»



Кафедра экономической теории

ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Для студентов экономических специальностей очной и заочной формы обучения

Горки 2007

Одобрено методической комиссией экономического факультета от 29.06.2007

Составила И.А.СКАЗЕЦКАЯ, доцент кафедры экономической теории

УДК 330.8

История экономических учений: Методические указания для студентов экономических специальностей /Белорусская государственная сельскохозяйственная академия. Горки, 2007. с.

Приведены основные вопросы, рекомендуемая литература и примерная тематика рефератов, докладов, тесты, глоссарий и вопросы для подготовки к зачету, согласно программе учебного курса.

Для самостоятельной работы студентов экономических специальностей при подготовке к семинарским занятиям и изучении дисциплины.

Рецензент: В.В. РЕДЬКО, зав. кафедрой управления, доцент кафедры управления, канд. экон. наук.

© И.А. Сказецкая, 2007

© Учреждение образования

«Белорусская государственная

сельскохозяйственная академия», 2007

ВВЕДЕНИЕ

Формы управляемой самостоятельной работой студентов по дисциплине «История экономических учений» включает написание:

а) доклада или реферата, объем 8–12 страниц, время выступления 12 минут.

Реферат основан на изучении литературы по избранной теме.

Студенты-заочники выбирают тему реферата, не повторяющуюся в группе.

Выполнение реферата, осуществляется в письменной форме, включающий титульный лист и список использованной литературы.

Студент самостоятельно готовит доклад, который делает на семинарском занятии.

б) При оценке студента на зачете преподаватель учитывает качество подготовленного и изложенного доклада, а также умение отвечать на вопросы по курсу «Истории экономических учений».

Приведенные тесты и список литературы по каждой теме, помогут студентам глубоко овладеть предметом.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  • История экономический учений - предмет завершающий изучение общих экономических дисциплин. Целью курса «История экономических учений» является изучение процесса возникновения, развития, смены экономических учений в различные исторические эпохи. Поскольку история экономических учений исследует эволюцию теоретико-методологических подходов, понятийного аппарата экономической науки, систематизируя полученные ранее студентами знания в курсах экономической теории, микроэкономики, макроэкономики, мировой экономики,

  • изучает рекомендации по реформированию экономических систем, ее место в системе подготовки специалистов экономического профиля на современном этапе, требующем использования альтернативных подходов при решении проблем трансформации экономики Республики Беларусь - одно из ведущих.

  • Основными задачами курса «История экономических учений» являются:

- изучение закономерностей развития мировой экономической теории;

- выяснение основных направлений эволюции западных теории;

- ознакомление с особенностями, тенденциями и перспективами развития мировой и отечественной экономической мысли на современном этапе.

• В результате изучения студенты должны

ЗНАТЬ - основные этапы становления и развития экономических школ, особенности и тенденции эволюции ведущих течений экономической мысли.

УМЕТЬ - раскрыть основные методологические подходы и концептуальные положения различных экономических теорий;

- вычленить узловые положения и проблемы экономического анализа, проследить их эволюцию в трактовках различных направлений экономической мысли;

- показать взаимосвязь изменения экономических теорий и хозяйственной практики.

ИМЕТЬ НАВЫКИ - выделения позитивных и негативных сторон различных теорий и возможности их применения в современных условиях экономики Республики Беларусь;

  • обсуждения дискуссионных вопросов и самостоятельной оценки проблемных ситуаций, связанных с реформированием отечественной экономики на базе изучаемых закономерностей развития экономической мысли;

  • оценки результатов зарубежного и отечественного опыта проведения экономических реформ.

История экономических учений связана и базируется на изучении философии, экономической теории, микроэкономики, макроэкономики, мировой экономики и др. дисциплин.

II. Примерный тематический план

Тема

Количество часов

стационар

заочное

лекции

семинары

лекции

семинары

1. Предмет и задачи курса истории экономических учений.

1

-

1

-

2. Экономические учения Древнего мира и средневековья.

2

-

-

-

3. Возникновение и развитие классической школы политической экономии.

2

1

4. Развитие экономической теории в I пол. XIX в.

2

-

2

-

5. Экономическое учение марксизма.

2

-

-

-

6. Формирование неоклассического направления.

2

-

-

-

7. Альтернативные школы в экономической науке (II пол. XIX- нач. XX).

2

8. Развитие неоклассического направления (I пол XX в.)

2

-

-

-

9. Макроэкономическая теория Дж. Кейнса. Эволюция кейнсианства.

2

2

1

2

10. Неолиберализм. Теория социального рыночного хозяйства

2

1

1

11. Экономические теории неоконсерватизма

2

1

1

12. Современные течения социально институционального направления.

2

2

1

-

13. Экономические концепции социал-демократии.

2

-

-

-

14. Проблемы экономической теории советского периода.

2

-

-

-

15. Теоретические основы реформирования переходной экономики

3

-

-

-

ВСЕГО:

30

6

8

2

Тема 1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ КУРСА ИСТОРИИ

ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ

  1. Предмет истории экономических учений и истории экономической теории – основной раздел истории экономических учений. Альтернативные трактовки предмета экономической теории.

  2. Методология истории экономических учений. Особенности методологических подходов западной экономической мысли.

  3. Основные этапы развития экономических учений и критерии периодизации. Понятие экономических школ, направлений и течений в истории экономических учений.

  4. Функции и задачи курса истории экономических учений.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Белоусов В.М., Ершова Т.В. История экономических учений. Ростов н/Д.: Феникс, 1999. С. 4 - 16.

  2. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. М.: Дело Лтд, 1994. Гл. ХХIV. С. 5.

  3. История экономических учений (конспект лекций в схемах); /Ред.-сост. Д.И.Платонов. М.: Приор, 1999. С. 4 - 5.

  4. История экономических учений: Учеб. пособие для студентов эконом. спец. вузов /Под общ. ред. Ф.В.Боровика, М.В.Научителя, И.М.Лемешевского. Мн.: Высш. шк., 1984. С. 5 - 12.

  5. История экономических учений: Учебник для экон. спец. вузов /М.Н.Рындина, Е.Г.Василевский, В.В.Голосов и др. М.: Высш. школа, 1983. С. 3 - 9.

  6. История экономических учений /Под общ. ред. Г.А.Шмарловской. Мн.: 2001.

  7. История экономических учений: Учеб. пособие /Под ред. В. Автономова, О. Ананьина, Н. Макашевой. – М.: ИНФРА-М., 2004.– С.740–755.

  8. История экономических учений: Учеб. пособие /Г.А. Шмарловская, А.Н. Тур, Е.Е. Лебедько и др.: Под общ. ред. Г.А. Шмарловской – 2-е изд., испр.– Мн.: Новое знание, 2001. – С. 1-10

  9. Покидченко М.Г., Чаплычина И.Г., История экономических учений: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА – М, 2005.- с.3-10.

  10. Шумпетер И. История экономического анализа. Истоки. Вып.1-2, М.: ИНФРА - М, 1990.

  11. Ядгаров Я.С. История экономических учений: Учебник для вузов. 2-е изд. М.: ИНФРА - М, 1997. - с. 9 - 14.

Тема 2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ДРЕВНЕГО РИМА И СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

  1. Экономическая мысль Древнего Востока (Вавилония, Египет, Индия, Китай) как часть науки об управлении государством.

  2. Развитие экономической мысли в Древней Греции. Экономические взгляды Ксенофонта, Платона, Аристотеля.

  3. Экономические идеи Древнего Рима в трактовке Катона, Варрона, Колумеллы. Экономические идеи античного христианства.

  4. Экономическая мысль средневековья. Экономические идеи Западной Европы. «Салическая правда». Воззрение канонистов. Ф. Аквинский.

  5. Меркантилизм. Две стадии развития. Особенности меркантилизма в различных странах. Протекционизм.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Агапова И.И. История экономических учений: учеб. пособие / И.И. Агапова.– М.: Экономист, 2005 – С. 16–22.

  2. Аникин А.В. Юность науки: Жизнь и идеи мыслителей-экономистов до Маркса. 4-е изд. М.: Политиздат, 1985. С. 16–33.

  3. Белоусов В.М., Ершова Т.В. История экономических учений. Ростов н /Д.: Феникс, 1999. С. 18– 29, 310– 315.

  4. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. М.: Дело Лтд, 1994. Гл. 1 (1 - 10).

  5. История экономических учений (конспект лекций в схемах); /Ред.-сост. Д.И.Платонов. М.: Приор, 1999. С. 5 – 8.

  6. История экономических учений. Ч.1: Учеб. пособие /Под ред. В.А.Жамина, Е.Г.Василевского. М.: МГУ, 1989. С. 13–- 42.

  7. История экономических учений: Учебник для экон. спец. вузов /М.Н.Рындина, Е.Г.Василевский, В.В.Голосов и др. М.: Высш. шк., 1983. С. 10– 20.

  8. История экономических учений: Учеб. пособие / Г.А. Шмарковская, А.Н. Тур, Е.Е. Лебедько и др.: Под общ. ред. Г.А. Шмарковской. – 2-е изд. Испр.-Мн.. Новое знание, 2001. С.11–19; 21–25.

  9. Политэкономия: История экономических учений, экономическая теория, мировая экономика /Под общ. ред. Д.В.Валового. М.: Бизнес-школа “Интел-Синтез”, 1999. С. 21 – 25.

  10. Полянский Ф.Я. Экономическая мысль Древней Греции. М., 1974.

  11. Корниенко О.В. История экономических учений: Конспект лекций/ О.В. Корниенко, Ростов н/Д: Феникс, 2005, с.16-22;

  12. Посошков И.Т. Книга о скудости и богатстве. М., 1951.

  13. Шумпетер Й. История экономического анализа. Истоки. Вып.1-2. М.: ИНФРА-М, 1990.

  14. Ядгаров Я.С. История экономических учений: Учебник для вузов. 2-е изд. М.: ИНФРА-М, 1997. С. 15– 25.

Темы рефератов и докладов

  1. Экономическая мысль Вавилонии, Индии, Китая.

  2. Экономические воззрения Древней Греции и Древнего Рима.

  3. Меркантилисты об экспортной политике.

  4. Экономические взгляды И.Г. Посошкова.

Тесты

I. Законы царя Хаммурапи регламентировали долговое рабство с целью:

1. Не допустить разрушения натурального хозяйства;

2. Скорейшего перехода к рыночной экономике.

3. Обеспечение роста налоговых поступлений в казну.

II. Аристотель относил к сфере хрематистики:

  1. Мелкую торговлю;

  2. Ростовщичество и торгово-посреднические операции;

  3. Земледелие и ремесло.

III. В соответствии с экономическими воззрениями Аристотеля и Ф. Анвинского деньги это:

1. Совершенно бесполезный товар;

2. Результат соглашения между людьми;

3. Стихийно возникший товар.

IV. Согласно концепции «справедливой цены» Ф. Аквинского в основе ценности (стоимости) товара лежит:

  1. Затратный метод;

  2. Морально-этический принцип;

  3. Затратный и морально-этический принцип одновременно.

V. Автором термина политическая экономия являются:

  1. Аристотель.

  2. Ф. Анвинский;

  3. А. Монкретьен;

  4. А.Смит;

  5. К. Маркс.

VI. В соответствии с меркантилистской концепцией источником денежного богатства является:

1. Рост заграничных инвестиций;

2. Превышение импорта над экспортом;

3. Превышение экспорта над импортом.

VII. Предметом изучения меркантилизма являются:

  1. Сфера обращения (потребления);

  2. Сфера производства (предложения);

  3. Сфера обращения и сфера производства одновременно.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Паказальнік літаратуры, якая прапануецца для пераразмеркавання выпуск 1, 2011 г

    Документ
    Прапануем чарговы выпуск Паказальніка літаратуры, які змяшчае інфармацыю аб новых паступленнях у фонд ўнутрырэспубліканскага дакументаабмену і пераразмеркавання аддзела камплектавання фондаў Нацыянальнай бібліятэкі Беларусі.
  2. Методические рекомендации Гродно 2007 удк 371. 385 (07)

    Методические рекомендации
    Методические рекомендации одобрены межфакультетской методической комиссией экономического факультета и факультета бухгалтерского учета 15.12.2006г. (протокол № 4) и рекомендованы для обязательного соблюдения при выполнении дипломных
  3. Паказальнік літаратуры, якая прапануецца для пераразмеркавання выпуск 2, 2011 г

    Документ
    Прапануем чарговы выпуск Паказальніка літаратуры, які змяшчае інфармацыю аб новых паступленнях у фонд ўнутрырэспубліканскага дакументаабмену і пераразмеркавання аддзела камплектавання фондаў Нацыянальнай бібліятэкі Беларусі.
  4. Паказальнік літаратуры, якая прапануецца для пераразмеркавання выпуск 3, 2010 г

    Документ
    Прапануем чарговы выпуск Паказальніка літаратуры, які змяшчае інфармацыю аб новых паступленнях у фонд ўнутрырэспубліканскага дакументаабмену і пераразмеркавання аддзела камплектавання фондаў Нацыянальнай бібліятэкі Беларусі.
  5. Учебно методический комплекс для студентов педагогических вузов Мурманск

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс предназначен для студентов специальности 030900 «Дошкольная педагогика и психология» педагогического вуза. Комплекс включает: пояснительную записку, краткое содержание курса, тематику практических и лабораторных

Другие похожие документы..