Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
ЗПР – нарушение темпа всего психического развития при наличии потенциальных возможностей. Задержка психического развития – это временное нарушение ра...полностью>>
'Документ'
1.5. Перечень радиационно -, химически - и пожароопасных городов и населенных пунктов, объектов, имеющих АХОВ, взрыво -, пожароопасные и биологические...полностью>>
'Конкурс'
С 1 октября по 10 ноября 2008 года проходил районный этап Всероссийского конкурса исследовательских работ обучающихся общеобразовательных учреждений, ...полностью>>
'Документ'
Фестиваль народов мира (далее - фестиваль) проводится с целью формирования и внедрения в практику норм толерантного поведения, содействие взаимопоним...полностью>>

Э. А. Понуждаев теория организации учебно-методический комплекс

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

153

Т
еория организации

В.П. Медведев, Э.А. Понуждаев

ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ

Учебно-методический комплекс

Москва

2006

Авторы:

Медведев Виктор Петрович,

Понуждаев Эдуард Александрович

Рецензенты:

Макарова Ирина Камильевна, доктор экономических наук, профессор

Цема Виктор Иванович, доктор экономических наук, профессор

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Теория организации» разработан в полном соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Менеджмент организации» (ОПД. Ф.12). Он является пятиэлементным и включает: 1) лекционный курс; 2) проблемно-тематический курс (поисковые и практические задания, закрепляющие и углубляющие лекционный материал); 3) контрольный тест для самоконтроля и предварительной аттестации студентов; 4) тематику курсовых работ и 5) вопросы для подготовки к зачету (экзамену) по дисциплине.

Учебно-методический комплекс призван обеспечить формирование единой системы знаний, умений и навыков в области организационно-управленческой деятельности, акцентируя внимание обучаемых на социальных аспектах профессиональной подготовки современного менеджера.

Медведев В.П., Понуждаев Э.А. Теория организации: Учебно-методический комплекс. – М.: Юристъ, 2006. – 139 с.

ОГЛАВЛЕНИЕ

РАЗДЕЛ I. ОСНОВЫ ТЕОРИИ ОРГАНИЗАЦИИ 5

РАЗДЕЛ II. ЗАКОНЫ И ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ 51

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 144

ВВЕДЕНИЕ

Целевой установкой учебного пособия является краткое изложение фундаментальных основ теории организации в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (цикл общепрофессиональных дисциплин)1. Учебный материал структурирован и изложен по «классической» схеме: от уяснения предмета, функций, специфики учебной дисциплины, её места и роли в системе научного знания к раскрытию системы законов и принципов организации, а также ключевых подсистем и отдельных аспектов функционирования современных организаций.

В учебном пособии содержится необходимый минимум сведений, являющихся своеобразным «нулевым циклом» учебной дисциплины и одновременно выступающих предпосылкой к дальнейшей углубленной и эффективной проработке специальной учебной, научной и справочно-энциклопедической литературы. В список литературы включены работы отечественных и зарубежных авторов и авторских коллективов, позволяющие расширить объем знаний в области теории организации и управления до уровня, необходимого для успешного прохождения итоговой аттестации по дисциплине.

В результате изучения курса «Теория организации» по мере усвоения основных понятий и обязательных положений (определений) обучаемые должны сформировать необходимую «базу данных» и приобрести некоторые практические навыки. Особую роль и значение в современных условиях имеет понимание:

  • междисциплинарного характера курса теории организации и совместного воздействия на организацию законов социальных, гуманитарных, естественных и технических наук;

  • системного и совместного воздействия на организацию законов теории организации: социальных, основополагающих (создания и функционирования) и второго уровня (функционирования);

  • существа взаимосвязи основных категорий – законов, закономерностей, зависимостей, причин и следствий;

  • последовательности и содержания основных этапов жизненного цикла организации и характера влияния на них законов, закономерностей и принципов теории организации;

диалектики основных разновидностей структуры организации, базовых стилей управленческой деятельности и особенностей формирования, поддержания и развития организационной культуры в зависимости от внутренних и внешних факторов.

РАЗДЕЛ I. ОСНОВЫ ТЕОРИИ ОРГАНИЗАЦИИ

В первый раздел учебного пособия вошли главы 1-4, целью которых является анализ места и роли теории организации в системе современного научного знания, определение её предмета и основных функций, исследование эволюции организационно-управленческих идей и концепций, раскрытие сущности и специфики функционирования социальных организаций, их жизненного цикла и системы управления.

ГЛАВА 1. ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ В СИСТЕМЕ НАУК

1.1. Общая характеристика системы наук об организации

Понятие «организация» многомерно. Данный термин употребляется для обозначения «статики» какого-либо объекта, его структуры, характера внутреннего устройства (например, реорганизация предполагает установление нового порядка или обновление состава элементов, образующих единое целое) и «динамики», процесса изменений природных, технических или социальных объектов (скажем, организация аттестации персонала – это осуществление комплекса мероприятий, направленных на повышение эффективности работы каждого сотрудника и коллектива в целом).

Единство организационной статики и динамики – важнейший исходный принцип деятельности менеджера. Реализуя функцию управления, он осуществляет необходимые «процессуальные» действия (организует себя и других) и одновременно добивается того, чтобы на каждом этапе жизненного цикла самого предприятия и производимых товаров или предоставляемых услуг его структура была оптимальной, т.е. соответствовала бы конкретным условиям микро- и макросреды.

Таким образом, в первом приближении об организации можно говорить как о сложной системе, имеющей определённое внутреннее устройство (структуру), с одной стороны, и цели, ресурсы, механизмы существования и поддержания отношений с внешним окружением, – с другой. Именно такое концептуальное видение организации как «самоорганизующейся системы на всех этапах её жизненного цикла» и положено в основу теории организации2. Однако подлинно научный анализ всего богатства содержания функционирования современных организаций возможен лишь с применением междисциплинарной методологии. Чтобы проиллюстрировать это, примем в качестве «точки отсчёта» концепцию профессора Б.З. Мильнера, представляющего систему наук об организации в виде следующей таблицы3:

Таблица 1.

Система наук об организации

Научные дисциплины

Изучаемые аспекты

Теория организации

Сущность, типы; цели, миссия, среда; структуры, коммуникации; механизм функционирования; адаптация, проектирование; динамика организации

Теория управления

Субъекты и объекты управления; стимулирование и мотивация; принятие и реализация решений; подготовка и качество руководителей; руководство; линейное и функциональное управление

Психология

Обучение, тренировка; мотивация; личность, восприятие; удовлетворённость работой; оценка действий; отношение к труду; форма поведения

Социология

Социализация; групповые нормы и роли; статус, власть; конфликты; бюрократия; организационная культура;

Социальная психология

Изменение поведения, позиции; групповые процессы (формальные и неформальные)

Антропология

Сравнительные ценности; сравнительные нормы; сравнительные позиции; этнические особенности

Экономические науки

Регулирование; рыночные отношения; эффективность; экономическая стратегия

Юридические науки

Законодательная регламентация; правила и нормативы; ответственность, санкции

Информатика

Информационные потоки; обоснование решений; информационные технологии; телекоммуникации

Заметим, что проблема соотношения теории организации (ТО) и теории управления (ТУ) решается современными учёными неоднозначно.

По мнению одних, ТО и ТУ, хотя и тесно взаимосвязаны, однако являются относительно самостоятельными сторонами менеджмента. Исходная позиция сторонников разграничения ТО и ТУ сводится к тому, что «организация» отвечает на вопрос «Чем управлять?», а собственно «управление» – на вопросы «Для чего необходимо управлять?» и «Каким образом следует управлять?» Именно в этом смысле ТО и ТУ являются двумя главными, т.е. специальными основами (СО), или «китами» менеджмента. Добавим к двум теоретическим элементам третий – практическую деятельность (ПД) менеджера, направленную на конкретное решение стратегических, тактических и оперативных задач, – и в совокупности с общенаучными знаниями, выступающими фундаментальными основами (ФО) менеджмента, получим универсальную формулу (1):

МЕНЕДЖМЕНТ = ФО +СО + ПД (1)

Обобщая взгляды сторонников разграничения теории организации и теории управления как относительно самостоятельных областей знания, упорядочим их представления о системе наук об организации, теории и практике менеджмента в виде схемы (рисунок 1):

Практическая деятельность менеджера

Специальные основы менеджмента

Теория организации

Теория управления

Фундаментальные (общенаучные) основы менеджмента

Социальные

дисциплины

Гуманитарные

дисциплины

Естественнонаучные

дисциплины

Технические

дисциплины

Рис. 1. Взаимосвязь общенаучных, специальных и практических

оснований современного менеджмента.

Сторонники иной точки зрения рассматривают теорию организации в качестве составной части науки об управлении. Так, например, известный специалист по проблемам современного управления профессор Э.А. Смирнов иллюстрирует свою концепцию следующим образом:

Управление
Теория управления

Отрасли науки



Планирование

Планирование

Организация

Координация

Активизация

Контроль

Информирование

Стратегический менеджмент

Разработка управл. решений

Теория организации

Управление рисками

Организационное поведение

Аудит управл. деятельности

Информационные системы

Основы

экономических учений

Философия и

социология Психология и

педагогика

Политология

Другие






Рис.2. Место теории организации в системе управленческих наук4.

К «смежным» с теорией организации управленческим дисциплинам правомерно отнести и такие самостоятельные области научного знания, как логистика, управление персоналом, конфликтология, гендерология. Такое расширение и конкретизация (стратегический менеджмент, организационное поведение) перечня научных дисциплин вызвано двумя обстоятельствами: во-первых, самим фактом существования и «признанием» их роли и значения для подготовки специалистов в области менеджмента, маркетинга, а также социологии, социальной психологии, социальной работы; во-вторых, необходимостью исследования так называемых пограничных областей и решения конкретных управленческих проблем на базе синтеза новейших научных достижений и разработок (см. таблицу 2).

Таблица 2.

«Смежные» организационно-управленческие дисциплины

Научные дисциплины

Изучаемые аспекты

Стратегический

менеджмент

Стратегия и организационная структура предприятия; стратегия и техническая политика предприятия; стратегический потенциал организации; проектирование систем управления

Логистика

Организация производственного процесса, распределения, сбыта, запасов, сервисного обслуживания; организация логистического управления

Организационное

поведение

Теории поведения личности в организации; предпосылки и стратегии управления групповым поведением; мотивация и результативность; персональное развитие и лидерство в организации; нововведения в организации и поведенческий маркетинг

Управление

персоналом

Функциональное разделение труда и организация системы управления персоналом; подбор и адаптация кадров; планирование деловой карьеры; обучение и развитие персонала; оценка эффективности управления персоналом

Конфликтология

Специфика производственных и внепроизводственных конфликтов; прогнозирование и профилактика К.; методы их конструктивного и деструктивного разрешения

Гендерология

Современные представления о социальных функциях мужчин и женщин; гендерная типология культуры; маскулинность и фемининность, гомо- и гетеросексуальность в современном обществе; гендерные стратегии управления персоналом

Разумеется, и этот расширенный список, как и любая классификация наук, не может претендовать на «окончательную» завершённость. (Из-за динамичного развития теории и практики менеджмента «исчерпывающая» классификация в любой сфере знания становится заведомо не осуществимой). В то же время он расширяет традиционные схемы и способствует формированию не фрагментарной или стереотипной, а цивилизованной культуры менеджмента. Седьмая (незаполненная) строка таблицы символизирует индивидуальность менеджера, его суверенное право на развитие теории и практики управления.

1.2. Предмет, функции и специфика теории организации

Теория организации – это наука, изучающая основные закономерности формирования и развития биологических, социальных и технических систем, а также специфику жизнедеятельности конкретных «организаций, как реально существующих объектов окружающей нас действительности»5.

Предмет теории организации многомерен, и в этом состоит его отличие от других организационно-управленческих дисциплин. В «горизонтальном» измерении эта наука изучает структурные и процессуальные отношения, в «вертикальном» (уровневом) измерении она исследует общие принципы, законы и закономерности организации и специфику их проявления (действия) на уровне конкретных организаций (см. рисунок 3). Всё вышеперечисленное диалектично и динамично изменяется во времени, т.е. в процессе создания, функционирования и развития организации.

Отношения структуры

Отношения

процесса

Теория организации

(макроуровень, социальная среда)

Теория организаций

(микроуровень, внутрифирменное управление)

Рис. 3. Предмет теории организации.

Теория организации призвана ответить на ключевые вопросы менеджмента: «Почему организации со схожей и даже идентичной структурой добиваются в рыночных условиях различных результатов?», «Можно ли реально соединить «книжные» теории с повседневной практикой менеджмента?», «Является ли менеджер «теоретиком от жизни» или же стопроцентным практиком?» Давая такие ответы и обществу в целом, и специалистам в области менеджмента, теория организации выполняет несколько функций: мировоззренческую (она формирует целостные научные представления о законах существования и развития природных, социальных и технических систем), гносеологическую и методологическую (выявляет механизмы научного познания и преобразования таких систем), аксиологическую (способствует установлению и поддержанию цивилизованных отношений между представителями различных культур, этносов, социальных общностей и групп, предприятий и организаций).

В содержательном плане теория организации охватывает такие образовательные блоки, как организационные и организационно-правовые формы предприятий, принципы организации, объективные и субъективные законы организации (организаций), основы проектирования организационных систем, организационная культура, субъекты и объекты организационной деятельности и другие.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс (опд. Ф. 04 для специальности 061100 «Менеджмент организации») государственный образовательный стандарт впо

    Учебно-методический комплекс
    Организация как система; социальная организация, хозяйственные организации, организация и управление; теория организации и ее место в системе научных знаний; закон синергии; закон информированности-упорядоченности; закон самосохранения; закон единства
  2. Программа курса «теория организации»

    Программа курса
    Данную программу разработал зав. кафедры менеджмента Института международных экономических связей, доктор военных наук, профессор Медведев Виктор Петрович
  3. Учебно-методический комплекс методика расследования преступлений высшее профессиональное образование специальность 030501. 65 Юриспруденция москва, 2011

    Учебно-методический комплекс
    Подготовка высококвалифицированных специалистов является сложным и многогранным процессом. В него входят приобретение студентами твердых и глубоких общенаучных правовых, профессиональных и специальных знаний, а также выработка у них
  4. Учебно-методический комплекс по направлению 080504 «Государственное и муниципальное управление» уфа 2010

    Учебно-методический комплекс
    Г 72 Государственная служба в Российской Федерации и Республике Башкортостан : учеб.-метод. комплекс по направлению «Государственное и муниципальное управление» / сост.
  5. Рабочая программа дисциплины «теория менеджмента (теория организации)» Рекомендуется для направления подготовки 080200 Менеджмент

    Рабочая программа
    Целью учебной дисциплины «Теория менеджмента (Теория организации)» является формирование основополагающих представлений о законах, принципах и механизмах функционирования и развития организационных систем.

Другие похожие документы..