Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Большое спасибо за гостеприимство. Президент Сисерон, спасибо за вашу работу в качестве руководителя и за то, что вы сегодня нас приняли. Спасибо Джон...полностью>>
'Курсовая'
Социальной проблемой принято называть поставленную самой жизнью противоречивую ситуацию, носящую массовый характер и затрагивающую интересы тех или и...полностью>>
'Документ'
Нові інформаційні технології відкривають учням доступ до нетрадиційних джерел інформації, підвищують ефективність самостійної роботи, дають цілком но...полностью>>
'Сказка'
Меня каждый обижает, И никто не уважает»....полностью>>

Уважаемые читатели! (3)

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Журналы

  1. Маканин, В. Асан : роман / В. Маканин // Знамя. – 2008. - № 8. 9.

  2. Маканин, В. Без политики / В. Маканин // Новый мир. – 2003. - № 8.

  3. Маканин, В. Боржоми : рассказ / В. Маканин // Новый мир. – 2003. - № 11.

  4. Маканин, В. Буква «А» : повесть / В. Маканин // Новый мир. – 2000. - № 4.

  5. Маканин, В. Где-то сходится небо с холмами : повесть / В. Маканин // Новый мир. – 1984. - № 1.

  6. Маканин, В. Долгожители : рассказ / В. Маканин // Новый мир. – 2003. - № 9.

  7. Маканин, В. Долог наш путь : повесть / В. Маканин // Знамя. – 1991. - № 4.

  8. Маканин, В. Кавказский пленный : рассказ / В. Маканин // Новый мир. – 1995. - № 4.

  9. Маканин, В. Квази / В. Маканин // Новый мир. – 1993. - № 7.

  10. Маканин, В. Коса – пока роса : повесть / В. Маканин // новый мир. – 2004. - № 11.

  11. Маканин, В. Лаз : поветь / В. Маканин // Новый мир. – 1991. - № 5.

  12. Маканин, В. Могли ли демократы написать гимн : рассказ / В. Маканин // новый мир. – 2003. - № 10.

  13. Маканин, В. Наше утро / В. Маканин // Литературная газета. – 1992. - № 43

  14. Маканин, В. Неадекватен : рассказ / В. Маканин // новый мир. – 2002. - № 5.

  15. Маканин, В. Нимфа : рассказы / В. Маканин // Новый мир. – 2006. - № 9.

  16. Маканин, В. Ночь… запятая… ночь : рассказ / В. Маканин // Москва. – 2010. № 1.

  17. Маканин, В. Один и одна : повесть / В. Маканин //Октябрь. – 1987. - № 2.

  18. Маканин, В. Однодневная война : рассказ / В. Маканин // Новый мир. – 2001. -№ 10.

  19. Маканин, В.Отставший : повесть / В. Маканин // Знамя. – 1987. - № 9.

  20. Маканин, В.Старость, пятая кнопка : рассказ / В. Маканин // Новый мир. – 2006. - № 10.

  21. Маканин, В. Стол, покрытый сукном и с графином посередине : повесть / В. Маканин // Знамя. – 1993. - № 1.

  22. Маканин, В. Сюжет усреднения : рассказы / В. Маканин // Знамя. – 1992. – 3 1.

  23. Маканин, В. Сюр в пролетарском районе : рассказ / В. Маканин // Новый мир. – 1991. - № 9.

  24. Маканин, В. Там была пара : рассказ / В. Маканин // Новый мир. – 1991. - № 5.

  25. Маканин, В. Удавшийся рассказ о любви : повесть / В. Маканин // Знамя. – 2000. - № 5.

  26. Маканин, В.Утрата : повесть / В. Маканин // Новый мир. – 1987. - № 2.

Булат Окуджава

Лауреат премии «Букер – Открытая Россия» - 1994

за роман «Упраздненный театр»

Об авторе

Булат Шалвович Окуджава родился 9 мая в 1924 года в Москве в семье партийных работников. Детство провел в Москве и Нижнем Тагиле, куда переехала семья. В 1937 году отец был арестован и вскоре расстрелян, мать сослана в один из карагандинских лагерей. Булат Окуджава возвратился в Москву, где вместе братом воспитывался бабушкой.

В 1942 году после окончания девятого класса средней школы добровольцем ушел на фронт. Был минометчиком, затем радистом в тяжелой артиллерии.

В 1945 году после ранения демобилизовался, окончил экстерном среднюю школу и поступил на филологический факультет Тбилисского университете, который закончил в1950 году. Работал учителем в Калужской области, корреспондентом и литсотрудником местных газет. В 1956 году возвратился в Москву. работал редактором в издательстве «Молодая гвардия», заведующим отделом поэзии в «Литературной газете»

Стихи начал писать в детстве. Первые публикации появились в армейских газетах. В последующий период вышло около двух десятков сборников стихов и песен. С 60-х гг. работал также в жанре прозы. В 1961 году в альманахе «Тарусские страницы» была опубликована его автобиографическая повесть «Будь здоров, школя». Позднее сначала в журналах, а затем отдельными изданиями вышли повести «Бедный Авросимов» (1969), «Похождения Шипова, или Старинный водевиль» (191), «Путешествие дилетантов» (1976-1978), «Свидание с Бонапартом» (1983). Прозаические произведения составили двухтомник (1989). По пьесе «Глоток свободы» (1966), а также повестям «Будь здоров, школя» и «Похождения Шипова, или Старинный водевиль» поставлены драматические спектакли. По сценариям «Верность» (1965, в соавт. с В. Мотылем) сняты художественные фильмы.

в конце 50-х гг. Булат Окуджава начинает выступать в качестве исполнителя авторских песен. Широкую популярность принесли ему песни «До свидания, мальчики», «Песенка о Леньке Королеве», «Полночный троллейбус» и др. Магнитофонные записи его песен разошлись по всей стране. Позднее песни выходят на грампластинках, звучат в спектаклях, фильмах, теле- и радиопередачах. книги песен выходят в нашей стране и за рубежом – в Польше, Болгарии, Германии, США, Швеции. Записываются компакт-кассеты компакт-диски. На стихи Булата Окуджавы сочиняют песни профессиональные композиторы, а также барды В.Берковский,С Никитин и др.

19 июня 1997 г. состоялись его похороны на Ваганьковском кладбище в Москве.

В раннем детстве он решил выяснить, чем, помимо его рождения, знаменателен день 9 мая? И не нашел ничего значительного. Но особенно расстраиваться не стал – вокруг кипела жизнь увлекательная, в Москве, на Арбате, и в Тбилиси, где жили родственники – бабушка и дедушка Окуджава, бабушка Налбадян, а также многочисленные дяди и тети с одной и с другой, грузинской и армянской стороны.

А еще у него были самые замечательные родители, прекрасные люди и настоящие коммунисты. Их прислали из Тбилиси в Москву учиться, дали на Арбате две комнатки в коммуналке.

Через много лет он вспомнит всех поименно в своей семейной хронике «Упраздненный театр», получивший впоследствии Букеровскую премию. Он вспомнит «не

упраздненный» праздник детства рядом с любимыми и любящими, и первые облачка недоумения – куда исчезла из их дома любимая нянюшка Акулина Ивановна? Она называла его «цветочком» и «картошиной», она учила только любви и нежности и пропала после того, как повела его в храм. Почему дядя Володя, скрывавшийся до революции от царской охранки где-то в далекой Швейцарии, ругает Ленина? Почему скрывается в Кутаиси дядя Саша, бывший белый офицер? Отчего такая грусть в глазах поэта Галактиона Тавберидзе, мужа его тетки Ольги?

А облачка со временем сгущались – почему наступает неловкость, когда на праздник в их шумной тбилисской дом заглядывает сослуживец папы – Лаврентий Берия? Зачем его отец мчится за защитой от Берии к Серго Орджоникидзе? Отчего вдруг по рекомендации того же Серго поезд везет их на работу в небольшой поселок на Урале?

Но это еще не гроза, гром грянет, когда из Тбилиси одна за другой придут вести – арестованы дядя Володя и дядя Миша, а также тетя Оля, этот список растет, в нем почти все тбилисские родственники. Через два года – уже без папы – они едут в Москву. Маму, жену врага народа исключили из партии, она устроилась кассиром в какую-то артель и бегала добиваться приема у старого знакомца – Берии, который знал ее мужа по работе: «Шалва – не троцкист и не английский шпион!» Она добилась. Той же ночью за ней пришли…

Нет, сам Окуджава не проводи параллелей между этой скрытой войной против своих и той, которая началась в 1941 году, но они возникают при прочтении текстов «Упраздненного театра» и повести «Будь здоров, школяр!». Общее – и в данном Булатом Шалвовичем определении войны: «Ведь в любом случае кровь остается кровью, смерть – смертью. Война же, согласитесь, вещь противоестественная, отнимающая у человека природой данное право на жизнь». Общее – в «упразднении» ярких, живых. Общее – в бравых песнях его родителей, дальних и близких родственников, пехоты и высшего командного состава ленинской гвардии.

Понимание придет позже, а тогда, в 1937 году, он – сын врага народа: «Я испытал это на себе ежечасно, во всех смыслах. Но я считал, что это ошибка. Я был очень политический мальчик. И я знал, что мои родители – такие коммунисты, каких не бывает вообще в природе. Произошла ошибка какая-то. И когда это до Сталина дойдет, он все исправит». Он ждал, но все двери были закрыты, и его, тринадцатилетнего мальчика, принимает в свою компанию только арбатская шпана. Спасая подростка от дурного влияния, тетка увозит его в Тбилиси. 9 мая 1941 года ему исполнилось семнадцать, он заканчивал девятый класс.

Он все еще «политический мальчик», он обязательно должен быть на передовой, но немного не дорос – в семнадцать на фронт не берут. Что только не делал капитан Качаров из военкомата, чтобы отвадить мальчишек. Орал, топал ногами, потом привык и, чтобы отвязаться, поручил разносить по домам повестки. Они приносили горе, за это их, бывало, били. Но мальчишеский максимализм брал верх. Они все равно требовали, чтобы их забрали в армию. Булат ушел из школы, работал на заводе учеником токаря, занимался ровировкой стволов огнеметов, хотя много лет спустя и признавался, что не знает, что такое ровировка – просто была тяжелая работа, изо дня в день, по 14-16 часов. и продолжал ходит к военкому. капитан Качаров сдался – он дал мальчишкам пустые бланки, мол сами себе пишите повестки. Что они и сделали.

Возьму шинель и вещмешок, и каску,

В защитную окрашенные краску,

Ударю шаг по улочкам горбатым…

Как просто спать солдатом, солдатом.

Забуду все домашние заботы,

Не надо ни зарплаты, ни работы –

Иду себе, играю автоматом,

Как просто быть солдатом, солдатом!

А если что не так – не наше дело:

Как говорится, родина велела!

Как славно быть ни в чем не виноватым,

Совсем простым солдатом, солдатом.

Эту ироническую песню он напишет гораздо позже, возможно, вспомнив свое романтическое представление о службе: «Первый день я попал на передовую. И я, и несколько моих товарищей, такие же, как я, семнадцатилетние, очень бодро и счастливо выглядели. И на груди у нас висели автоматы. И мы шли вперед в расположение нашей батареи. И уже представляли, каждый в своем воображении, как мы сейчас будем прекрасно воевать и сражаться. И в тот самый момент, когда наши фантазии достигли кульминации, вдруг разорвалась мина, и мы все упали на землю, потому что полагалось падать. Но мы упали, как полагалось, а мина-то упала от нас на расстоянии полукилометра. Потом все, кто находился поблизости, шли мимо нас, а мы лежали. Все проходили по своим делам, а мы лежали. Потом мы услышали смех над собой. Подняли головы. Поняли, что пора уже вставать. Встали и тоже пошли. Это было первое наше боевое крещение. Тогда я первый узнал, что я – трус. Первый раз. Кстати, должен вам сказать, что до этого я считал себя очень храбрым человеком, и все, кто был со мной, считали себя храбрыми. А потом шла война. Я многое узнал и видел… И еще узнал, что все, кто были со мной, они тоже боялись. Одни показывали вид, другие не показывали. Все боялись. Это немножечко утешало».

Он был минометчиком, и пулеметчиком, и – после ранения – радистом тяжелой артиллерии.

Есть только люди, для которых каждый день может стать последним. И такой день настанет, но не для школяра, получившего за несколько часов до гибели взвода случайное ранение. Уже в 1986 году Окуджава вспоминал, как это произошло: «Над нашими позициями появился немецкий корректировщик. Летел он высоко, На его ленивые выстрелы из пулемета никто не обращал внимания. Только что закончился бой. Все расслабились. И надо же было: одна из шальных пуль попала в меня. Можно представить мою обиду: сколько до этого было тяжелых боев, где меня щадил! А туту в совершенно спокойной обстановке – и такое нелепое ранение». Но, возможно, именно это ранение и спасло ему жизнь

«Я ненавижу войну», - скажет он позже. Быть может, только в строчках песни к фильму «Белорусский вокзал» есть героический порыв: «А нынче нам нужна одна победа, одна на всех – мы за ценой не постоим…». Остальные военные песни и сюжеты посвящены болей частью разлуке или горестному подсчету потерь. Даже говоря о фронтовых буднях, Окуджава крайне редко и нехотя упоминает «о главном»: «А пули? Пули были. Били часто. Да что о них рассказывать – война».

Разговор с сыном

Мой сын, твой отец – лежебока и плут

Из самых на этом веку.

Кому не знакомы ни молот, ни плуг,

Я в этом поклясться могу.

Когда на земле бушевала война

И были убийства в цене,

Он раной одной откупился сполна

От смерти на этой войне.

Когда погорельцы брели на восток

И участь была их горька,

Он в теплом окопе пристроиться смог

На сытую должность стрелка.

Не словом трибуна, не тяжкой киркой

На благо родимой страны –

Он все норовит заработать строкой

Тебе и себе на штаны.

И все же, и все же не будь с ним суров,

(Не знаю и сам почему).

Поздравь его с тем, что он жив и здоров.

Хоть нет оправданья ему.

Он, может, и рад бы достойней прижить

(Далече его занесло),

Но можно рубаху и паспорт сменить,

Да поздно менять ремесло.

Для него важнее человеческое, сохраненное в нечеловеческое время: подробное описание чаепития на привале, дележка моркови, поедание хрустящих сухарей, мимолетный роман. Любовь, разлука, надежда – вот три кита, на которых стоит его поэтический мир.

В отдел народного образования Калужской области пришел молодой грузин, кудрявый и усатый. На лацкане университетский значок, бело-сине-золотой. В кармане – диплом филолога. В 1950 году Окуджава окончил Тбилисский государственный университет, но оставаться в Грузии не захотел. О том, чтобы распределиться в родную Москву, сыну «врага народа» не приходилось и мечтать. Булат попросил направление хотя бы в какой-нибудь город центральной России. Заведующим калужским областным отделом образования сказал, что самое замечательное, если уважаемый филолог отправится в далекую сельскую школу и поработает там учителем.

Еще на первом курсе Окуджава влюбился в свою сокурсницу – Галину Смольянинову. В Шамординскую среднюю школу Козельского района Калужской области они приехали вместе, уже пережив трагедию – при родах погибла их дочь.

Учительский быт начала пятидесятых годов был очень трудным. Для Окуджавы и его жены он был тяжел вдвойне. Другие педагоги держали скотину, имели огороды. А Окуджава по субботам ездил в город – нужно было добраться до «большой дороги», а там надеяться на случайный грузовик. Он покупал на рынке дешевую колбасу, из которой варили суп. Ни в школе, ни в общежитии учителей не было водопровода и электричества, не хватало дров. Зимой приходилось зажигать в классе керосиновую лампу.

Спустя четыре года у Булата Шалвовича родился сын Игорь. Семья перебирается в Калугу, где Окуджава работает в местной газете, а вечерами преподает в школе рабочей молодежи.

Он проработал учителем всего пять лет. Ученики звали его просто – Булатом.

Эти тяжелые годы подарили ему сюжеты для автобиографической прозы: повести «Новенький, как с иголочки», рассказов «Частная жизнь Александра Пушкина, или Именительный падеж в творчестве Лермонтова», «Отдельные неудачи на фоне сплошных удач», «Искусство кройки и житья». В Калуге выходит первый сборник его стихов.

В 1955 году были реабилитированы родители, в Москву вернулась мама. К ней переезжает и Булат Шалвович с семьей. Через некоторое время он – редактор в издательстве «Молодая гвардия», затем заведующий отделом поэзии в «Литературной газете». В 1961 году он уходит со службы.

В Калуге он считался лучшим поэтом, и от собственных достижений, как потом признавался, немного кружилась голова. Тем сильнее был удар по самолюбию, нанесенный в одном из московских литобъединений: стихи подражательные, слабые. Приблизительно год он был в отчаянии и ничего не писал.. А потом случайно взял в руки гитару… Запела измученная душа, песни рождались одна за другой. Буду атеистом, с помощью трех аккордов проговаривал свои негромкие молитвы. Неожиданно для него эти песни начали раздаваться из плохоньких, появившихся в ту пору первых магнитофонов. Ему звонили, звали в гости, в незнакомые компании, он брал гитару, шел и пел.

Известность росла стремительно, и тут же появились люди, пытавшиеся с этим бороться. В ленинградской газете «Смена» вышел первый фельетон: «На эстраду вышел подозрительный человек. Он запел под гитару пошлые песенки. Но за таким поэтом девушки не пойдут. Девушки пойдут за Твардовским и Исаковским». Было бурное обсуждение этой и еще ряда статей в Союзе писателей, в результате которого Окуджаву неожиданно для его противников приняли в Союз.

Он выходи на сцену, и возникало единство меж поэтом и аудиторией, знавшей наизусть многие его песни. Фазиль Искандер сказал о нем: «До Булата Окуджавы усилиями нашего официального искусства частная жизнь человека рассматривалась как нечто мелкое и даже несколько постыдное. И вдруг пришел человек, который своими песнями доказал, что все, о чем наши люди говорят на кухнях, говорят в узком кругу или думают во время ночной бессонницы, и есть самое главное. Печаль в искусстве, которая понимает и отражает нашу жизненную печаль, есть бодрящая печаль. В этом смысле Булат Окуджава был нашим великим общенародным утешителем. Цель искусства в конечном итоге – утешение».

В 1961 году Константин Паустовский включил повесть Окуджавы «Будь здоров, школяр!» в альманах «Тарусские страницы». Официальная критика эту повесть не приняла. В те же годы Окуджава увлекся историей. Сначала он занялся декабристами. Хотел сделать фильм – не дали. Он переделал сценарий в пьесе «Глоток свободы». Затем был роман о Павле Пестеле _ «Бедный Авросимов». От декабристов – шаг ко Льву Толстому, в 1971 году родилась книга «Мерси, или Похождения Шипова», авантюристический роман с подлинными фактами. Вершинами Окуджавы в исторической прозе следует признать роман «Путешествие дилетантов», посвященный романтической любви друга Лермонтова – Сергея Мятлева и Лавинии Ладимирской, и книгу «Свидание с Бонапартом» - о войне 1812 года. Но и эти сочинения вызвали у критиков неоднозначные оценки. Со временем Окуджава понял: «… время делает свое дело. Это лучший судья. Слабые вещи оно убирает, удачные вещи оставляет. Поэтому нам не нужно суетиться, судить, решать. Все решится само собой, искусство – такая вещь. Я в своей литературной жизни человек счастливый, потому что я прошел через огонь и воду, и медные трубы. И устоял. И остался самим собой, насколько это позволил мне характер.

Литература о Б. Окуджаве

Книги

  1. Быков, Д.Л. Булат Окуджава / Д. Быков. – М.: Молодая гвардия, 2009. – 777 с.

  2. Б. Ш. Окуджава // ЕГЭ 2009. Литература. Справочник. – М., 2009. – С. 595-600.

  3. Колокольчики Булата // Огнев, В. Фигуры уходящей эпохи / В. Огнев. – М.: Гелеос, 2008. – С. 450-463.

  4. Окуджава Булат // Антология бардовской песни. – М., 2005. – С. 668.

  5. Властитель чувств // Вознесенский Андрей. – М. : Вагриус, 2000. – С. 201-220.

  6. Булат Окуджава //Аннинский, Л. Барды / Л. Аннинский. – М. : Согласие, 1999. – С. 109-116.

  7. Булат Окуджава // Авторская песня. – М. : АСТ, Олимп, 1997. – С. 15-57.

Журналы

  1. Шеваров, Д. Слишком близко к сердцу / Д. Шеваров // первое сентября. – 2009. - № 9. – С. 21.

  2. Налбандян, З. Мой дядя Булат / З. Налбандян // Московский комсомолец. -2009. – 6 мая. – С. 6.

  3. Балясникова, Е. Утешение Окуджавой / Е. Балясникова // Крестьянка. – 2009. - № 5. –С. 38-43.

  4. Быков, Д. Миф арбатского счастливчика / Д. Быков // родина. – 2008. - № 8. – С. 117-125.

  5. Огрызко, В. Не бродяги, не пропойцы / В. Огрызко // Литературная Россия. – 2008. - № 37. – С. 1, 12-13.

  6. Розенблюм, О. Путь в литературу Булата Окуджавы / О. Розенблюм // Вопросы литературы. – 2007. - № 4. –с. 177-213.

  7. Раевская, М. Прославленный не по программе / М. Раевская // Учительская газета. – 2007. - № 23. – С. 20.

  8. Кнабе, Г. Булат Окуджава и культурно-историческая мифология / Г. Кнабе // Вопросы литературы. – 2006. - № 5. – С. 135-167.

  9. Лиснянская, Инна. Концерт на Таймыре / И. Лиснянская // Российская газета. – 3 ноября. – 16 ноября. – С. 16; 28 октября. – С. 16-17.

  10. Окуджава, Б. Частная жизнь Александра Пушкина, или Именительный падеж в творечестве Лермонтова / Б. Окуджава // Народное образование. – 2004.- № 9. – С. 215.

  11. Ради любви к Булату я бросила мужа // Комсомольская правда. – 2004.- 3 сентября. – С. 18-19.

  12. Ямбург, Е. Счастлив дом, где голос скрипки наставляет нас на путь / Е. Ямбург // Учительская газета. – 2004. - № 19. – С. 20.

  13. Я очень уважаю молодое поколение и вообще все поколения // известия. – 2004.- 12 мая. – С. 5.

  14. Дарыкина, Н. Сердце Булата / Н. Дарыкина // Московский комсомолец. – 2004. – 8 мая. – С. 4.

  15. Соломонов, Ю. Пехотинец / Ю. Соломонов // Российская газета. – 2004.- 7 мая. – С. 8.

  16. Я был «красным мальчиком» // Комсомольская правда. – 2004. – 6 мая. – С. 17.

  17. Быков, Д. Он был смелый парень / Д. Быков // Огонек. – 2004. - № 18. – С. 17-19.

  18. 9 мая Булату Окуджаве исполнилось бы 80 лет // Русский язык. – 2004. - № 17. – С. 2-6.

  19. Потресов, В. А Арбат… мой Арбат? / Потресов, В. // Литературная газета. – 2004.- № 12/13. – С. 15.

  20. Бойко, С. Булат Окуджава. Раний автограф песни / С. Бойко // Вопросы литературы. – 2003.- № 5. – С. 298-302.

  21. Силькова, Л. Б. Окуджава / Л. Силькова // Литература. – 2003. - № 31.- С. 14-15.

  22. Захарчук, М. Окуджава / М. Захарчук // Воин России. – 2003. - № 4. – С. 114-116.

  23. Богомолов, А. Булат Окуджава и массовая культура / А. Богомолов // Вопросы литературы. – 2002. - № 3. – С. 4-58.

  24. Шмидт, С. Б. Окуджава / С. Шмидт // Литература. – 2000. - № 38. – С. 2-4.

  25. Клещикова, В. Б. Окуджава / В. Клещикова // Русская речь. – 1999. - № 2. – С. 21-29.

  26. Зайцев, В. Музыка арбатского двора / В. Зайцев // Русская словесность. – 1999. - № 1. – С. 5-10.

  27. Я прошу не о вечном блаженстве // Огонек. – 1998. - № 24. –С. 42-46.

  28. Уварова, С. Писать о войне не трудно / С. Уварова // Детская литература. – 1998. - № 5/6. – С. 144-147.

  29. Бойко, С. За каплями датского короля / С. Бойко // Вопросы литературы. – 1998. - № 5. – С. 3-31.

  30. Живописцева, И. Живые картины / И. Живописцева // Звезда. – 1998. - № 5. –С. 151-161.

  31. Булат Шалвович Окуджава // Литературное обозрение. – 1998. - № 3. – С. 5-63.

  32. Бельская, Л. Ностальгия по весне / Л. Бельская // Русская речь. – 1998. - № 3. –с. 24-30.

  33. Ваншенкин, К. Нас осталось мало / К. Ваншенкин // Литературная газета. – 1998. - № 18/19. – С. 10.

  34. Зорин, А. Вестник до-верия / А. Зорин // литература. – 1998. - № 10. – С. 13.

  35. Рогинский, Б. Б. Окуджава / Б. Рогинский // Звезда. – 1998. - № 1. –С. 222-227.

  36. Его песни меняли краски жизни // Библиография. – 1997. - № 5. – С. 55-69.

  37. Я делал то, что хотел // Континент. – 1997. - № 92 . – С. 328-341.

  38. Терентьев, О. Окуджава / О. Терентьев // Огонек. – 1997. - № 30. – С. 45-48.

  39. Рассадин, С. Архипелаг Булат/ С. Рассадин //Литературная газета. – 1997. - № 30. – С. 11.

  40. Низамутдинова, А. Б. Окуджава / А. Низамутдинова // Эхо планеты. – 1997. - № 26. – С. 3.

  41. Войнович, В. И я судьбу благословил / В. Войнович // Огонек. – 1997. - № 25. – С. 35-39.

  42. Гладилин, В. Булат…/ А. Гладилин // Литературная газета. – 1997.- № 25/26. – С. 12.

  43. Когда нам невмочь пересилить беду… // Литературная газета. – 1997. - № 24. –С. 1, 3, 11.

  44. Трушновин, Я. Вспоминая о встрече с Окуджавой / Я. Трушновин // Посев. – 1997. - № 5. – С. 31-33.

  45. Булат Окуджава: анкета XX века // Дружба народов. – 1997. - № 43. – С. 3.

  46. Окуджава, Б. В нашем доме / Ю. Окуджава // Литературная газета. – 1996. – 21 февраля. – С. 3.

  47. Окуджава, Б. Житейские печали / Б. Окуджава // Литературная газета. – 1995. - № 13. –С. 3.

  48. Прусакова, И. Бард, хроникер, летописец / И. Прусакова // Нева. – 1994. - № 7. – С. 264-273.

  49. Он говорил на языке сердечном // Библиография. – 1994. - № 6. – С. 38-48.

  50. Мы из школы XX века // Литературное обозрение. – 1994. - № 5/6. – С. 12-17.

  51. Ришина, И. Б. Окуджава / И. Ришина // Литературная газета. – 1994. - № 18/19. – С. 3.

  52. Я человек натуральный // Библиография. – 1994. - № 2. –С. 58-63.

  53. Курицын, В. Bongiun /В. Курицын // Литературная газета. – 1993. - № 16. – С. 4.

  54. Ришина, И. Былое нельзя воротить, а печалиться не о чем / И. Ришина // литературная газета. – 1992. - № 6. – С. 3.

  55. Ришина, И. Б. Окуджава / И. Ришина // Литературная газета. - 1990. - № 18. – С. 3.

  56. Музыкантов, В. Песни Булата / В. Музыкантов // КПР. – 1990. - № 2. – С. 13-15.

  57. Бахнов, Л. Возвращение / Л. Бахнов // Новый мир. – 1987. - № 10. – С. 237-244.

  58. Баженова, А. Ничего взамен любви / А. Баженова // Октябрь. – 1984. -№ 9. – С. 199-203.

  59. Карабчиевский, Ю. Товарищ Надежда / Ю. Карабчиевский // Искусство кино. – 1990. - № 1. – С. 35-45.

  60. Паперный, З. За столом семи морей / З. Паперный // Вопросы литературы. – 1983. - № 6. – С. 31-52.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Уважаемые читатели! (1)

    Документ
    Уважаемые читатели! Цель универсального краеведческого календаря "Знаменательные и памятные даты Омского Прииртышья" – обратить внимание читателей на наиболее значительные и интересные события из истории экономической, политической,
  2. Уважаемые читатели! (7)

    Документ
    Универсальный краеведческий календарь «Знаменательные и памятные даты Омского Прииртышья» обращает внимание читателей на наиболее значительные и интересные события из истории экономической, политической, научной и культурной жизни
  3. Уважаемые читатели! (2)

    Документ
    Универсальный краеведческий календарь "Знаменательные и памятные даты Омского Прииртышья" обращает внимание читателей на наиболее значительные и интересные события из истории экономической, политической, научной и культурной
  4. Уважаемые читатели! (4)

    Документ
    Универсальный краеведческий календарь «Знаменательные и памятные даты Омского Прииртышья» обращает внимание читателей на наиболее значительные и интересные события из истории экономической, политической, научной и культурной жизни
  5. Уважаемые читатели! (6)

    Документ
    Универсальный краеведческий календарь «Знаменательные и памятные даты Омского Прииртышья» обращает внимание на наиболее значительные и интересные события из истории экономической, политической, научной и культурной жизни Омской области,

Другие похожие документы..