Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Конкурс'
В канун Дня защитника Отечества мы с сестрой пришли в библиотеку и наткнулись глазами на совсем недетский взгляд, который словно приворожил нас. Это ...полностью>>
'Документ'
Калькуляция стоимости мероприятий, осуществляемых при технологическом присоединении единицы мощности (1 кВт) к электрическим сетям филиала ОАО "М...полностью>>
'Документ'
, именуемый в дальнейшем «Учредитель управления», с одной стороны, и Общество с ограниченной ответственностью «ТАИФ-ИНВЕСТ», имеющее лицензию на осущ...полностью>>
'Документ'
2.1. В фестивале могут принять участие все желающие мастера и творческие коллективы, работающие в этом направлении декоративно-прикладного искусства ...полностью>>

Стратегия обращения с отходами производства и потребления в Российской Федерации

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Проект

Стратегия

обращения с отходами производства и потребления

в Российской Федерации

I. Общие положения

Стратегия обращения с отходами производства и потребления в Российской Федерации (далее – Стратегия) представляет собой систему целей, задач, направлений и путей их осуществления, которые должны реализовываться в федеральных и региональных нормативных правовых актах, актах органов местного самоуправления, федеральных целевых, межотраслевых и отраслевых программах, региональных программах, инвестиционных проектах и комплексах внепрограммных мероприятий, направленных на создание и обеспечение деятельности отходоперерабатывающей индустрии.

Стратегия является основой для конструктивного взаимодействия между органами государственной власти и местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, населением, участвующими в сфере обращения с отходами производства и потребления для достижения целей, определенных Стратегией.

II. Современное состояние обращения с отходами в Российской Федерации

Россия обладает огромным и разнообразным по видовому составу природно-ресурсным потенциалом, что позволяет успешно развивать базовые отрасли экономики (топливно-энергетическая отрасль, отрасль черной и цветной металлургии, химическая и нефтехимическая отрасль, лесоперерабатывающая отрасль, строительная отрасль и ряд других). Вместе с тем в периоды экономического подъема промышленность, транспортные, инфраструктурные комплексы постоянно увеличивают техногенную нагрузку на экологические системы.

Существующее состояние в области обращения с отходами в Российской Федерации характеризуется ростом объемов образования и захоронения отходов производства и потребления. Темпы роста образования отходов достигают 15-16 процентов в год, тем самым, значительно опережая темпы роста ВВП.

Наибольшими объемами образования и захоронения отличаются отходы добычи и обогащения минеральных ресурсов. Несмотря на то, что они представляют собой природные материалы, извлеченные из массива, при взаимодействии с атмосферным воздухом и атмосферными осадками эти отходы могут загрязнять воздух, водные объекты, почвы. Кроме того, объекты размещения отходов добычи и обогащения занимают огромные территории, которые только для эксплуатируемых объектов исчисляются сотнями тысяч гектар.

Среди обрабатывающих отраслей более 60 % объемов образования отходов приходится на металлургические производства. Хранение этих отходов на открытых площадках приводит к загрязнению водных объектов и почв тяжелыми металлами. Основная часть этих отходов имеет ресурсный потенциал. Это наглядно демонстрируют многие предприятия черной металлургии, осуществляющие переработку шлаковых отвалов.

Разнообразием в номенклатуре и высокой степенью опасности характеризуются отходы химических производств. На их долю в общем объеме обрабатывающих отраслей приходится около 20 %. Основным способом удаления этих отходов является захоронение, что создает реальную угрозу для состояния окружающей среды.

Отходы агропромышленной отрасли более активно вовлекаются в хозяйственный оборот, но при их хранении и захоронении осуществляются вредные выбросы в атмосферный воздух и при плохом обустройстве объектов размещения оказывается негативное воздействие на качество поверхностных и подземных вод, в том числе хозяйственно-питьевого назначения. В стране до сих пор не решена проблема уничтожения запрещенных и пришедших в негодность пестицидов и агрохимикатов, представляющих собой, в основном, высокоопасные отходы. По данным Государственного доклада «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации» их общее количество в субъектах Российской Федерации в 2008 году составило 23 тыс. тонн.

Лесопромышленная отрасль является источником большого количества отходов, в первую очередь, лесосечных. Отходы лесозаготовок являются хорошим сырьем для производства большой номенклатуры продукции, но значительная часть этих отходов остается в лесах, нанося серьезный вред окружающей среде.

Характеризуется активным ростом образования отходов коммунальный сектор, что связано, в первую очередь, с активным использованием упаковки и упаковочных материалов. При этом доля объектов для размещения коммунальных (бытовых) отходов составляет более 50 % всех объектов размещения отходов в стране, из которых соответствуют установленным требованиям не более 8 %. Большинство объектов размещения коммунальных (бытовых) отходов являются источниками загрязнения почв, атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод.

Около 2 % от общего объема коммунальных (бытовых) отходов приходится на медицинские отходы. Несмотря на незначительные объемы образования данных отходов, нельзя не учитывать риски воздействия на окружающую среду при их захоронении на полигонах.

Одними из самых опасных категорий коммунальных (бытовых) отходов являются ртутьсодержащие отходы, к которым относятся отработанные люминесцентные лампы (в том числе, энергосберегающие лампочки), бытовые и производственные приборы с ртутным наполнением (например, ртутные градусники), загрязненные ртутью материалы и грунты. Существует законодательный запрет вывозить ртутьсодержащие отходы на полигоны по захоронению твердых бытовых отходов. Однако почти во всех регионах до сих пор не организовано централизованной и экологически безопасной системы сбора и обезвреживания ртутьсодержащих отходов, образующихся у населения. В результате значительная часть этих отходов либо поступает совместно с коммунальными (бытовыми) отходами на полигоны и свалки, либо удаляется в системах канализации, что обусловливает опасные последствия, связанные с ртутным загрязнением.

Усиливают негативное воздействие на окружающую среду попадающие на объекты захоронения отходы потребления бытового электрооборудования и электронной техники, отработавшие химические источники тока, отходы бытовой химии. Особенностью текущего периода является возрастающие количества вышедших из эксплуатации, механически поврежденных, разукомплектованных и брошенных автотранспортных средств. При этом большинство таких автомобилей не снято с государственного учета и не может быть эвакуировано и утилизировано без согласия правообладателя.

Уровень вовлечения отходов в хозяйственный оборот нельзя оценивать как удовлетворительный. Средний по стране объем утилизации отходов не превышает 50 %, что приводит к устойчивому росту объемов накапливаемых и в дальнейшем захораниваемых отходов. Относительно высокий показатель утилизации отходов обеспечивается за счет использования наиболее крупнотоннажных отходов для заполнения выработанных пространств при добыче природного сырья, а также для рекультивации нарушенных земель. Уровень утилизации отходов обрабатывающих производств не превышает 30-40 %, для коммунальных (бытовых) отходов этот показатель не поднимается выше 5 %.

Сбору и утилизации в качестве вторичного сырья подвергаются, главным образом, отходы, которые характеризуются высоким уровнем ликвидности в сложившихся рыночных условиях: лом и отходы черных и цветных металлов, не загрязненные виды отходов бумаги и картона, не загрязненные и не смешанные полимерные отходы производства, некоторая часть использованных ПЭТФ емкостей, бой стекла, металлургических шлаков.

Переработка большей части отходов характеризуется высоким уровнем затратности, что обусловлено необходимостью организации трудоемких процессов их сбора, сортировки, первичной обработки и подготовки к использованию, снижением производительности многих видов оборудования из-за более низкого качества вторичного сырья по сравнению с первичным. Кроме того, несмотря на более низкие цены, продукция, изготовленная из вторичного сырья, пользуется более низким уровнем спроса в сравнении с продукцией из первичного сырья.

В результате роста образования отходов и низкой степени их утилизации значительное количество отходов накапливается, как правило, на промышленных площадках предприятий, занимая огромные площади. В России захоронение отходов является основной формой конечной стадии технологического цикла обращения с отходами. По данным Государственного доклада «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации» к концу 2007 года на территориях, принадлежащих предприятиям, было размещено 26,89 млрд. тонн отходов. По экспертным оценкам, эта величина отражает лишь часть реально размещенных отходов.

Особенностью текущего периода является рост бесхозных объектов размещения отходов, возникновение которых связано с ликвидацией или банкротством эксплуатирующих предприятий. Часть объектов потеряла правообладателей в процессе реорганизации и приватизации предприятий, так как новые правообладатели не стали брать на себя ответственность за ликвидацию ранее допущенного загрязнения окружающей среды. Реальные масштабы этой проблемы можно оценить лишь после проведения специальных работ по их выявлению и инвентаризации.

Таким образом, сложившаяся в Российской Федерации ситуация в области обращения с отходами сопровождается загрязнением окружающей среды, нерациональным использованием природных ресурсов и создает реальную угрозу здоровью населения страны.

Меры, принимаемые для решения перечисленных проблем, нельзя назвать удовлетворительными. Доля инвестиций, выделяемых на строительство предприятий по утилизации и обезвреживанию отходов, не превышает 4 % общего объема, выделяемого на природоохранные мероприятия. При этом основная часть средств, преимущественно, идет на строительство объектов захоронения отходов.

Ввод установок по утилизации отходов производства по Российской Федерации за счет всех форм собственности и всех источников финансирования в 2007 году составил 20 единиц общей мощностью 3781,33 тыс. т/год. Ввод предприятий по переработке и обезвреживанию токсичных, бытовых и иных отходов, полигонов по их захоронению, по стране за счет всех форм собственности и всех источников финансирования в 2007 году составил 25 единиц общей мощностью 2276,04 тыс. т/год. В 2007 году из средств федерального бюджета было направлено 5583,446 млн. руб. на строительство 161 объекта.

В период с 2002 по 2007 гг. наблюдается рост объемов инвестиций, направленных на охрану окружающей среды. При этом динамика инвестиций на охрану окружающей среды от негативного воздействия отходов производства и потребления, в отличие от объемов инвестиций, направленных на охрану атмосферного воздуха, на охрану и рациональное использование земель и водных ресурсов, имела тенденцию снижения. Исключение составил 2004 год. Доля природоохранных инвестиций, направленных на охрану окружающей среды от отходов производства и потребления, в 7-9 раз меньше, чем на охрану и рациональное использование водных ресурсов. В то же время введение в эксплуатацию новых очистных сооружений приводит к образованию дополнительного количества отходов, то есть происходит перенос проблемы в другой компонент окружающей среды, а не ее решение.

Мировой опыт показывает, что одним из направлений решения задачи по минимизации образования и захоронения отходов, негативного влияния отходов на окружающую среду и здоровье человека является введение механизма комплексного контроля и предотвращения загрязнений, системы «ответственности производителей».

В странах ЕС механизм ответственности производителей за сбор и переработку отходов упаковки введен с 1994 года. С 1 июля 2003 года такая ответственность введена в отношении автотранспортных средств выпуска после июля 2003 года. Механизмы обеспечения соблюдения такой ответственности неоднозначны в разных странах.

Для покрытия дополнительных затрат на сбор и предварительную обработку «нерентабельных отходов» в развитых странах мира широкое распространение нашли такие меры, как предоставление сборщикам и переработчикам отходов целевых субсидий, льготных кредитов, налоговых льгот.

Введение системы «ответственности производителей» в странах ЕС имеет значительные последствия и для России, поскольку требования этой системы распространяются на ввозимую продукцию. Создание механизма, обеспечивающего гармонизированные со странами ЕС правила сбора и переработки продукции после использования на всей территории Российской Федерации, позволит обеспечить соблюдение этих требований, а также использовать право получить дополнительные финансовые (или другие) ресурсы на организацию сбора, утилизации, обезвреживания и захоронения ввозимой в Россию продукции, утратившей свои потребительские свойства.

Сложившееся негативное положение в области обращения с отходами обусловлено следующими основными причинами:

отсутствие единой системы нормативного правового и технологического управления отходами на протяжении всего жизненного цикла продукции от проектирования до утилизации (захоронения);

нереализованная финансовая ответственность производителей (импортеров) за утилизацию, обезвреживание и захоронение произведенной (ввезенной) продукции, утратившей свои потребительские свойства, а также за наличие в Российской Федерации соответствующих объектов инфраструктуры в области обращения с отходами;

неразвитость производственной инфраструктуры сбора, обезвреживания и утилизации большинства видов отходов, в особенности это относится к отходам потребления в виде отходов упаковки, а также вышедшей из употребления продукции конечного потребления (бытовых приборов и техники, автотранспортных средств, одежды, обуви, и т.д.);

несовершенство нормативного правового обеспечения экологической безопасности при обращении с отходами, в особенности при их хранении и захоронении;

отсутствием методической документации;

несовершенство учетной и информационной системы в области обращения с отходами;

действующая система платежей за негативное воздействие на окружающую среду не выполняет в полной мере ни фискальных, ни регулирующих функций в силу нечеткого правового регулирования, отсутствия целевого использования данных сборов (в связи с отменой экологических фондов), практической невозможности зачета осуществленных природоохранных мероприятий в счет будущих экологических платежей, неоднозначного применения администраторами платы дополнительного повышающего пятикратного коэффициента к сборам за размещение отходов;

отсутствие экономических стимулов для сбора и рентабельной переработки большей части отходов в качестве вторичных материальных и энергетических ресурсов;

слабое развитие системы экологического воспитания, образования, просвещения.

Таким образом, в России решение проблемы эффективного обращения с отходами на основе ресурсосбережения в сложившихся организационных, нормативных правовых и экономических условиях требует более активного участия государства.

III. Цели, задачи, основные принципы и приоритеты государственной политики в области обращения с отходами

3.1 Цель государственной политики в области обращения с отходами

Целью государственной политики в области обращения с отходами является создание и обеспечение деятельности отходоперерабатывающей индустрии (отрасли обращения с отходами), а также системы ответственности, обеспечивающей размещение отходов производства и потребления в технологическом цикле с исключением несанкционированного размещения отходов в окружающей среде, минимизацию объемов (количества) образуемых и захораниваемых отходов, максимальное вовлечение отходов в хозяйственный оборот, достижение экологической и санитарно-эпидемиологической безопасности при размещении отходов, не пригодных для утилизации.

3.2 Задачи государственной политики в области обращения с отходами

Для достижения основной цели государственной политики в области обращения с отходами необходимо решить следующие задачи:

создание условий для обеспечения финансовой устойчивости отрасли обращения с отходами, включающего в себя деятельность по сбору, накоплению, диспетчеризации, использованию (утилизации), обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов;

определение финансовой ответственности за утилизацию, обезвреживание и захоронение продукции, утратившей свои потребительские свойства;

создание единой системы нормативного правового и технологического управления отходами на протяжении всего жизненного цикла продукции от проектирования до утилизации, обезвреживания и захоронения с целью управления качеством отходов как сырья;

создание эффективных мер для предотвращения, возмещения, ликвидации загрязнений и ущерба окружающей среде и здоровью человека в результате деятельности по обращению с отходами;

стимулирование использования вторичных и возобновляемых ресурсов, обеспечение условий предоставления качественных услуг по утилизации отходов производства и потребления;

разработка и создание технологий и технологических комплексов по утилизации отходов производства и потребления;

экологически безопасное транспортирование и трансграничное перемещение отходов;

внедрение наилучших доступных технологий утилизации отходов производства и потребления отечественного или иностранного происхождения;

создание дополнительных льгот для предприятий, осуществляющих низко-рентабельную утилизацию отходов.

3.3 Приоритеты и принципы государственной политики в области обращения с отходами

Основными принципами и приоритетами государственной политики в области обращения с отходами являются:

охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия;

научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества в целях обеспечения устойчивого развития общества и общегосударственной эффективности;

использование новейших научно-технических достижений в целях внедрения малоотходных технологий;

комплексная переработка сырьевых ресурсов в целях уменьшения количества образующихся отходов;

использование методов экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами с целью повышения конкурентоспособности экологически обоснованного обращения с отходами, минимизации захораниваемых отходов путем стимулирования уменьшения их образования и увеличения доли вовлечения в хозяйственный оборот;

доступ, в соответствии с законодательством Российской Федерации, к информации в области обращения с отходами;

уменьшение количества образования отходов в целом и снижение класса опасности образуемых отходов;

вовлечение неизбежно образующихся и накопленных отходов в хозяйственный оборот в качестве сырья, материалов и топливно-энергетических ресурсов;

экологически безопасное обезвреживание, обеззараживание и захоронение неиспользуемых отходов;

ликвидация бесхозных объектов размещения отходов;

рекультивация и восстановление земель, на которых захоранивались отходы производства и потребления;

признание отходов в качестве источника постоянно пополняемых материально-сырьевых и топливно-энергетических ресурсов;

признание принципа «ответственности производителя» за утилизацию, обезвреживание и захоронение отходов;

приоритетность утилизации (путем переработки или вторичного использования) отходов над их захоронением;

приоритетность использования мер экономического регулирования в условиях развития рыночных отношений;

участие в международном сотрудничестве Российской Федерации в области обращения с отходами.

IV. Основные направления совершенствования системы обращения с отходами в Российской Федерации

4.1 Гармонизация федеральных и региональных нормативных правовых актов в области обращения с отходами производства и потребления

Гармонизация федеральных и региональных нормативных правовых актов в области обращения с отходами производства и потребления предусматривает:

законодательное закрепление финансовой ответственности производителя (импортера) за утилизацию, обезвреживание и захоронение произведенной (ввезенной) продукции, утратившей свои потребительские свойства, а также за наличие в Российской Федерации соответствующих объектов инфраструктуры в области обращения с отходами;

разработку типового регионального пакета нормативных правовых актов как основы гарантий по инвестициям в отрасль обращения с отходами;

разграничение между природоохранными и техническими нормативными правовыми актами в области обращения с отходами, предусматривающее, в том числе, определение санкционированного и несанкционированного размещения отходов в окружающей среде;

реализацию единых подходов в области обращения с отходами, независимо от агрегатного состояния отходов и источников их образования;

определение единых учетных единиц в области обращения с отходами;

определение единых подходов в области тарифного регулирования к различным стадиям технологического цикла обращения с отходами (обезвреживания, транспортирования, утилизации, захоронения);

гармонизацию понятийного аппарата, используемого в нормативных правовых актах в области обращения с отходами.

4.2 Уменьшение образования отходов

Уменьшение образования отходов должно быть обеспечено посредством:

внедрения, наряду с финансовым, консолидированного материального и энергетического баланса предприятия;

внедрения схем комплексного использования сырья;

инновационной активности в области совершенствования или замены технологий, реализация которых приводит к образованию отходов, требующих захоронения;

внедрения малоотходных технологий;

создания и развития системы непрерывного приобщения к экологическим знаниям и знаниям в области обращения с отходами;

увеличения сроков эксплуатации продукции, что должно способствовать снижению темпов роста образования отходов потребления (в виде вышедшей из употребления продукции конечного потребления), расширения масштабов использования оборотной/возвратной тары, способствующего сокращению образования отходов упаковки;

снижения материалоемкости продукции за счет использования прогрессивных материалов, разработки, производства и использования прогрессивных упаковочных материалов, характеризующихся малой массой и объемом в расчете на единицу упаковываемой продукции и способностью к биоразложению.

4.3 Введение отходов в сферу конкуренции предприятий

Основным средством решения поставленных задач в области обращения с отходами является формирование цивилизованных и недискриминационных экономических взаимоотношений его субъектов между собой и с государством, а также формирование профессионального рынка работ и услуг в области обращения с отходами. При этом государство усиливает свою роль в формировании рыночной инфраструктуры как регулятора рыночных взаимоотношений и гаранта обеспечения экологической безопасности.

В целях увеличения количества отходов, вовлекаемых в хозяйственный оборот, необходимы следующие меры:

разработка методик расчета финансовой ответственности производителей и импортеров за утилизацию, обезвреживание и захоронение произведенной (ввезенной) продукции, утратившей свои потребительские свойства, а также за наличие в Российской Федерации соответствующих объектов инфраструктуры в области обращения с отходами;

создание федерального оператора в области обращения с отходами как основы обеспечения экологической безопасности государства и гаранта предоставления качественных услуг в области обращения с отходами на всей территории Российской Федерации;

поддержка инновационных процессов в области разработки технологий по вовлечению в переработку техногенных отходов, в том числе содержащих черные, цветные и редкоземельные металлы;

содействие продвижению современных технологий, направленных на утилизацию отходов, имеющих ресурсный и энергетический потенциал;

установление в обязательном порядке в технических регламентах, стандартах требований к продукции, обеспечивающих возможность ее утилизации по окончании срока эксплуатации;

содействие развитию инфраструктуры по сбору и утилизации отходов в качестве вторичного сырья и источника энергии, в том числе в области сбора и переработки наиболее распространенных отходов, создающих типовые проблемы в регионах России (отходов упаковки, отработанных нефтепродуктов, выведенных из эксплуатации автотранспортных средств, продукции электротехнической и радиоэлектронной промышленности);



Скачать документ

Похожие документы:

  1. "О состоянии и проблемах правового регулирования в области обращения с отходами производства и потребления"

    Документ
    Уважаемые коллеги! На прошедших парламентских слушаниях по проблемам рационального использования природных ресурсов в целях обеспечения охраны окружающей среды мы были едины во мнении о необходимости создания безотвального и безотходного производства.
  2. Концепция областной целевой программы «Развитие системы обращения с отходами производства и потребления на территории Кировской области» на 2012 2017 годы

    Решение
    Одной из проблем человечества является нарастание объемов отходов производства и потребления (далее - отходов). Темпы роста образования отходов опережают их переработку, обезвреживание и утилизацию.
  3. Областная целевая программа «Развитие системы обращения с отходами производства и потребления на территории Кировской области» на 2012-2017 годы

    Программа
    распоряжение Правительства Кировской области от 19.07.2011 № 182 «О концепции областной целевой программы «Развитие системы обращения с отходами производства и потребления на территории Кировской области» на 2012 – 2017 годы»
  4. Программы «Обращение с отходами производства и потребления на территории муниципального образования городского округа «Сыктывкар» на 2012 2016 годы» Вцелях улучшения ситуации в области обращения с отходами

    Документ
    В целях улучшения ситуации в области обращения с отходамипроизводства и потребления на территории муниципального образования городского округа «Сыктывкар», в соответствии с Федеральными законами от 10.
  5. Решение проблем в сфере обращения с отходами производства и потребления в целях обеспечения устойчивого развития города и создания безопасной и благополучной городской среды продолжает оставаться в Новосибирске одной из актуальных задач сегодняшнего дня

    Решение
    на заседании совета по вопросам рационального природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности при Губернаторе Новосибирской области 15.

Другие похожие документы..