Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа'
«Практическая реализация Меморандума о взаимопонимании по вопросу облегчения грузовых автомобильных перевозок в регионе Организации Черноморского эко...полностью>>
'Документ'
РАЗРАБОТАННЫЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯМИ ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА 10....полностью>>
'Реферат'
Банковский бизнес традиционно считается одним из наиболее рисковых во всем спектре экономической деятельности. Хорошо известные из теории финансового ...полностью>>
'Конкурс'
Ижевск, Республиканский музыкальный колледж) ТРУБА I премия - не присуждена Лауреат II премии - Руслан Синенко (г.Москва, Муз.школа при Российской ака...полностью>>

Государственная программа стандартизации в Украине на 2006-2010 гг утверждена постановлением Кабинета Министров Украины в 2006 г. Входе ее выполнения в нефтегазовой отрасли разработано и представлено на утверждение в Госпотребстандарт Украины

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Доклад на V Международную конференцию «Стандартизация в нефтегазовом комплексе России: вектор модернизации»(«НЕФТЕГАЗСТАНДАРТ – 2010»)

«О работе ТК 146 «Материалы, оборудование, технологии и сооружения для нефтегазовой промышленности» и ТК 38 «Стандартизация продуктов нефтепереработки и нефтехимии»

О.Т. Драганчук, директор Государственного предприятия «Украинский научно-исследовательский институт нефтеперерабатывающей промышленности «МАСМА»

(Украина, Киев)

Приоритетным направлением развития национальной стандартизации Украины является внедрение международных и европейских стандартов. Эффективность стандартизации как инструмента технического регулирования процессов и результатов деятельности в нефтегазовой области подтверждена на международном уровне. Многолетний опыт ведущих мировых компаний нефтегазовой отрасли подтверждает вывод о том, что широкий круг проблем и задач в отрасли можно решить используя средства стандартизации, в т.ч. за счет охвата всех стадий жизненного цикла продукции стандартами, установки определенных требований и условий, которые должны выполняться всеми участниками функционирования нефтегазового сектора.

Этим определяется актуальность и необходимость разработки эффективных способов и средств адаптации украинских нормативных документов в нефтегазовой отрасли к требованиям, заложенным в международных и региональных стандартах.

Государственная программа стандартизации в Украине на 2006-2010 гг.утверждена постановлением Кабинета Министров Украины в 2006 г. В ходе ее выполнения в нефтегазовой отрасли разработано и представлено на утверждение в Госпотребстандарт Украины около 70 гармонизированных национальных стандартов. Около 60 стандартов нефтегазового направления включено в Планы национальной стандартизации на 2008 - 2010 гг.

Однако учитывая большое количество нормативных документов базы стандартов ISO только с кодом 75 «Нефть и смежные технологии» (свыше 700 стандартов), которая ежегодно пополняется 20-ю новыми стандартами, существующие темпы работ по их гармонизации явно недостаточны для достижения высокого уровня внедрения международных и европейских стандартов в отечественной нефтегазовой отрасли.

Необходимо отметить, что правовое поле стандартизации, в частности и в сфере нефтегазовой отрасли, достаточно развитое и отвечает современным требованиям. Создана система технических комитетов (ТК) стандартизации как субъектов стандартизации, деятельность которых регламентирована нормативно-правовым актом – «Типовым положением о техническом комитете стандартизации» (утв. Госстандартом Украины в 2002 г.).

К 2010г. в нефтегазовой отрасли Украины созданы и функционируют 4 ТК по стандартизации, в т.ч.:

ТК 38 «Стандартизация продуктов нефтепереработки и нефтехимии»,

ТК 133 «Газ природный»,

ТК 138 «НЕФТЕГАЗ нормирование»,

ТК 146 «Материалы, оборудование, технологии и сооружения для нефтегазовой промышленности».

ТК функционируют на добровольных началах и, как сказано в Законе о стандартизации, не могут иметь целью своей деятельности - получение прибыли. Деятельность каждого ТК регламентируется утвержденными положениями, а организационное обеспечение их деятельности осуществляют их секретариаты.

Инногейт СЛАЙДЫ

ТК 146 «Материалы, оборудование, технологии и сооружения для нефтегазовой промышленности» создан в 2002 г. на базе Ивано-Франковского национального технического университета нефти и газа. Сфера его деятельности: разработка, рассмотрение и согласование национальных стандартов, участие в работе родственных ТК международных и региональных организаций, формирование позиции Украины в разрабатываемых нормативных документах (стандартах) указанных организаций по перечисленным объектам стандартизации. Для обеспечения всего комплекса работ, включая разведку, бурение и эксплуатацию скважин для добычи нефти и газа, необходимо применять более 1000 единиц нормативных документов.

Таблица - Сфера деятельности ТК 146 и его подкомитетов

чн/п

Наименование подкомитета ТК 146

Объекты стандартизации согласно ДК 004-2003

1

Буровое и нафтогазо-промысловое оборудование и инструмент

Машины и оборудование для добывающей промышленности, услуги по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту машин и оборудования для добывающей промышленности -75.180.10.

2

Системы трубопроводного транспорта

Краны, вентили, клапаны и подобные изделия - 23.060.

Услуги по распределению газообразного топлива по магистралям; строительство магистральных трубопро-водов для нефти и газа и др. магистральных трубопроводов; здания и сооружения магистрального трубопровод-ного транспорта - 75.200.

3

Контроль качества и сертификация в нефтегазовой промышленности

Стандарты по качеству в сфере мате-риалов, оборудования, технологий и со-оружений для нефтегазовой промышлен-ности; услуги по техническому контролю -03.120.20.

Услуги по техническим испытаниям и анализу -19.100

С момента создания ТК 146 разработаны( см. приложение):

- 2 национальных стандарта,

- 4 стандарта организации Украины,

- 5 национальных стандартов, гармонизированных с международными.

ТК 146 – активно работает в:

- международной организации стандартизации TK ISO/TC 67 «Материалы, оборудование и шельфовые сооружения для нефтяной, нефтехимической и газовой промышленности» (Materials, equipment and offshore structures for petroleum, petrochemical and natural gas industries);

- рабочей группе (РГ8) по гармонизации стандартов ЕС в составе Международного технического комитета стандартизации (МТК) CEN/TC 12 «Материалы, оборудование и шельфовые сооружения для нефтяной и газовой промышленности» (Materials, equipment and offshore structures for petroleum and natural gas industries).

Однако, не всегда возможна полная адаптация отечественных нормативных документов по отношению к международным стандартам, в т.ч по таким причинам, как учет вопросов национальной безопасности, охраны здоровья человека, защиты окружающей природной среды, климатических условий и географических особенностей страны.

Законность учета таких национальных отклонений признается соглашением WTO/TBT. Рекомендации ISO/IEC 21:1999 обработаны и дополнены в соответствии с украинскими национальными положениями.

ТК 38 «Стандартизация продуктов нефтепереработки и нефтехимии» создан в 1992 г.. Первоначально комитет имел название „Стандартизация и допуск к применению продуктов нефтепереработки и нефтехимии”, а в 1996 г. – для ТК 38 разработано и утверждено соответствующее Положение и присвоено существующее в настоящее время название. Функции секретариата ТК 38 возложены на госпредприятие «Украинский научно-исследовательский институт нефтеперерабатывающей промышленности „МАСМА” (ГП УкрНИИНП «МАСМА»).

Следует отметить, что нормативная база в области нефтепереработки и нефтехимии состоит из нормативных документов (НД), оставшихся в наследство от бывшего СССР, так и НД, разработанных за последние 19 лет.

Разработкой НД в отрасли занимаются предприятия-изготовители нефтепродуктов, но основную часть работы по стандартизации в отрасли выполняет головной институт по вопросам стандартизации в нефтепереработке и нефтехимии - УкрНИИНП «МАСМА» вместе с ТК 38.

Сферой деятельности ТК 38 согласно Положению являеются :

топлива и присадки к ним (75.160 кроме 75.160.10), растворители (75.080); масла, присадки и пакеты присадок к маслам (75.100), родственная с ними продукция - (75.100), спецжидкости (75.120); смазки, присадки и пакеты присадок к смазкам (75.100), родственная с ними продукция - (75.100); парафины (75.140), битумы (75.140).

В состав ТК 38 входят 3 подкомитета (ПК):- «Топлива»,«Смазочные материалы, индустриальные масла и родственные продукты», «Парафины и битумы».

В свою очередь, ПК «Смазочные материалы, индустриальные масла и родственные продукты» состоит из 2-х рабочих групп (РГ):

- «Смазки» и «Масла и спецжидкости».

ТК 38 принимает участие, в качестве наблюдателя, в работе Комитетов:

- ISO (ТК ISO/TC 28 «Нефтепродукты и смазочные материалы») и

- CEN (органы 19 «Нефтепродукты, смазки и и подобные продукты» и 336 «Битумные вяжущие вещества”).

ТК 38 сотрудничает и взаимодействует с другими ТК Украины, в т.ч.: ТК 45 «Объемные гидроприводы, пневмопроводы и смазывающие системы», ТК 88 «Разработка и постановка продукции на производство»,

ТК 93 «Управление качеством и обеспечение качества»,

ТК 133 «Газ природный»,

ТК 50 «Сера»,

ТК 80 «Дорожный транспорт»,

ТК 82 «Охрана окружающей природной среды Украины»,

а также с МТК 523 «Техника и технология добычи и переработки нефти и газа».

УкрНИИНП «МАСМА» вместе с ТК 38 тесно сотрудничают с Проектом TACIS- INOGATE, представитель ТК делегирован в состав международного технического комитета ISO/ТС 67 «Материалы, оборудование, шельфовые сооружения для нефтяной, нефтехимической и газовой промышленности».

Постоянно анализируются действующие международные и европейские стандарты (в сфере деятельности ТК) для определения приоритетности в очередности их внедрения в Украине. Результаты такого анализа обосновывают необходимость первоочередного внедрения основополагающих общетехнических стандартов (термины и определения, классификация, номенклатура показателей и т.п.), а также стандартов на методы испытаний нефтепродуктов.

Перспективными направлениями деятельности ТК являются:

- разработка стандартов, гармонизированных со стандартами ISO и EN;

- внедрение стандартов ASTM D в части сущности метода, аппаратурного оформления и характеристик точности;

- проведение регулярной проверки нормативных документов (ГОСТ), разработанных ТК, а также межгосударственных стандартов, разработанных до 1992 года и закрепленных за ТК.

За последние 19 лет УкрНИИНП «МАСМА» разработано 60 национальных стандартов (ДСТУ), 16 отраслевых стандартов и стандартов организаций (ГСТУ, СОУ), разработаны и зарегистрированы 121 ТУ.

Сейчас в работе находится еще 36 актуальных стандартов, разработка которых будет способствовать повышению эффективности работы профильной отрасли.

Определенные результаты достигнуты по сотрудничеству с организациями и предприятиями Российской Федерации в области стандартизации:

1. Выполняя решения 37-го заседания Межгосударственного Совета по стандартизации, метрологии и сертификации и Госпотребстандарта Украины УкрНИИНП «МАСМА» вместе с ТК 38 проанализировал межгосударственную Программу развития национальных стандартов Российской Федерации, обеспечивающих их гармонизацию с международными стандартами в области энергоэффективности и энергосбережения на 2009-2011гг. К настоящему моменту в Украине в этом направлении сделано следующее:

- разработано и введено в действие 10 гармонизированных национальных стандартов, разработанных на базе стандартов EN и ISO, из числа включенных в упомянутую Программу;

- разработаны, согласованы и предоставлены на экспертизу еще 3 проекта гармонизированных национальных стандартов из указанной Программы.

2. Институтом постоянно рассматриваются проекты межгосударственных стандартов (ГОСТ), рекомендаций по межгосударственной стандартизации (РМГ) и других нормативных документов, разработанных в Российской Федерации и Белоруссии и представленных на рассмотрение в Украину через Госпотребстандарт Украины. В 2009 г. рассмотрены и предоставлены отзывы на 3 проекта НД, в 2010 г. – на 11 проектов первых или окончательных редакций НД, необходимых, в первую очередь, для учета количества и определения качества нефти и нефтепродуктов: на методы определения плотности и объема нефти и нефтепродуктов, измерения потерь углеводородов в нефти от испарения, измерение давления насыщенных паров нефти и нефтепродуктов, отбор проб нефти из трубопроводов, требования к испытательным лабораториям и т.п.

3. УкрНИИНП «МАСМА» и ТК 38 сотрудничают с российским «СТАНДАРТИНФОРМ» в вопросах приобретения стандартов (EN, IP, ASTM D), а также предоставляют информацию российским предприятиям о действиях в Украине технических условий (ТУ) и отраслевых стандартов (ОСТ) бывшего СССР.

Сотрудничество в этом направлении c продолжается.

Проблемы в области гармонизации стандартов и рекомендации по усовершенствованию деятельности ТК в Украине:

1. Отсутствует единая политика и система приоритетов в области гармонизации стандартов в нефтегазовой отрасли Украины, необходима согласованная работа всех участников этого процесса: Госпотребстандарта Украины (УкрНИНЦ), НАК «Нефтегаз Украины» и Министерства топлива и энергетики Украины).

2.Отсутствуют системы обязательной сертификации нефтегазового оборудования и отдельных видов нефтепродуктов. В связи со вступлением Украины в ВТО предлагается внедрить систему проверки соответствия нефтегазового оборудования, которое ввозится из-за границы, а также систему допуска нефтепродуктов к применению.

3. Существуют проблемы с финансированием работ по стандартизации. В частности, по ТК 38 все работы по стандартизации (разработка ДСТУ, СОУ, ТУ, других проектов НД) и, следовательно, их финансирование, проводятся по договорам долевого участия с заказчиками (предприятиями отрасли). Исключением является разработка национального стандарта ДСТУ «Топливо альтернативное. Эфиры этиловые жирных кислот растительных масел и жиров для дизельных двигателей. Технические требования и методы контроля», гармонизированного со стандартом EN 14214:2008 «Топлива для двигателей внутреннего сгорания. Метиловые эфиры жирных кислот. Технические требования и методы испытаний» в части технических требований, которая осуществлена за счет бюджетных средств в 2008-2009 годах.

4. Существуют в работе ТК по стандартизации следующие трудности:

- отсутствует порядок разработки национальных стандартов и стандартов организации Украины, гармонизированных с национальными стандартами других стран (ГОСТ Р, DIN и т.п.), стандартами Американского общества по испытаниям материалов (ASTM D);

- отмечается несовершенство и несогласованность терминологии в нефтегазовой отрасли, т.е. отсутствует порядок применения терминов, которые вошли в национальные стандарты, разработанные до введения в действие ДСТУ 3966:2009 «Терминологическая работа. Принципы и правила разработки стандартов на термины и определения»;

- отмечается наличие продолжительных сроков тиражирования национальных стандартов; как правило, тиражирование стандартов осуществляется накануне их внедрения и даже после ввода их в действие;

- не решается вопрос обязательного согласования технических условий (ТУ) с головными и базовыми организациями по стандартизации, в частности согласование ТУ на нефть, нефтепродукты и методы их испытаний с УкрНИИНП «МАСМА» - головной организацией по стандартизации нефтепродуктов;

- не внесены изменения в Закон Украины «О закупке товаров, работ и услуг за государственные средства» в части изъятия обязательного проведения тендерных процедур на работы по разработке, проверке и пересмотру нормативных документов;

- действующая в отрасли методика расчета трудоемкости и стоимости работ по стандартизации не позволяет отображать реальные затраты на проверку и разработку НД, расчетные суммы затрат – существенно занижены;

- требуется доработка отдельных документов, используемых в работе по стандартизации, в т.ч.: Каталог нормативных документов, выпуска 2010 г. (в нем не указаны ТК Украины, закрепленные за НД (ДСТУ, ГСТУ, СОУ), как это сделано в нумерационном указателе «Межгосударственные стандарты»); Справочник «Продукция, которая вырабатывается по техническим условиям в Украине» не удобный в пользовании - продукция в нем представлена в алфавитном порядке, а не по классификации согласно ДК 004:2008, это затрудняет поиск.

Для повышения эффективности работы ТК нужно шире привлекать коллективных членов этих комитетов при рассмотрении проектов стандартов.

Приложение

Перечень стандартов, разработанных ТК 146 в2002-2010 гг.:

1) 2 национальных стандарта:

- ДСТУ 4615:2006 «Магистральные трубопроводы. Детали стальные приварные на Ру до 10 МПа. Общие технические условия»;

- ДСТУ 4616:2006 «Магистральные трубопроводы. Детали стальные приварные на Ру до 10 МПа. Типы, основные параметры и размеры».

2) Стандарты организации Украины:

- СОУ 60.3-20077720-023:2007 «Магистральные нефтепроводы. Оборудование взрывозащищенное. Порядок и правила технического обслуживания и ремонта»;

- СОУ 60.3-31570412-027:2007 «Магистральные нефтепроводы. Нефтеперекачивающие станции, морские терминалы, технический осмотр, экспертное обследование технологического оборудования и трубопроводов. Методы и методики»;

- СОУ 60.3-31570412-028:2007 «Магистральные нефтепроводы. Нефтеперекачивающие станции, продление срока эксплуатировании технологического оборудования и трубопроводов по результатам технического осмотра, экспертного обследования. Правила и порядок»

- СОУ 11.2-20077720-026:2007 «Буровые скважины для газа и нефти. Расчет колонн насосо - компрессорных труб».

3) национальные стандарты гармонизированные с международными:

- ДСТУ ЕN ISO 13534:2000 (ЕN ISO 13534:2000, IDT) «Нефтяная и газовая промышленность. Буровое оборудование и оборудование для добычи. Поверка, техническое обслуживание, ремонт и восстановление подъемного оборудования»;

- ДСТУ ЕN ISO 13535:2000 (ЕN ISO 13535:2000, IDT) «Нефтяная и газовая промышленность. Буровое оборудование и оборудование для добычи. Подъемное оборудование»;

- ДСТУ ЕN ISO 13625:2002 (ЕN ISO 13625:2002, IDT) «Нефтяная и газовая промышленность. Буровое оборудование и оборудование для добычи. Морские водоразделительные колонны»;

- ДСТУ ЕN ISO 13703:2000 (ЕN ISO 13703:2000, IDT) «Нефтяная и газовая промышленность. Разработка и сооружение трубопроводных систем на морских платформах»;

- ДСТУ ЕN ISO 15136-1:2001 (ЕN ISO 15136-1:2001, IDT) «Нефтяная и газовая промышленность. Системы транспортировки трубопроводов. Сваривание трубопроводов. Часть 1. Насосы».



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Административное право украины (1)

    Учебник
    Картузова И. А. — канд. юрид. наук, доцент — раздел V; Гуревский В. К. — канд. юрид. наук, доцент — глава 29; Ярмаки X. П. — канд. юрид. наук, доцент — глава 31.
  2. Административное право украины (3)

    Учебник
    В учебнике «Административное право Украины», который включает Общую и Особенную части, изложены основные теоретические положения административного права с учетом научных достижений в данной области, изменения действующего законодательства,
  3. Кабинету Министров Республики Татарстан: предусматривать средства для реализации Программы при разработке проектов закон (1)

    Закон
    предусматривать средства для реализации Программы при разработке проектов законов Республики Татарстан о бюджете Республики Татарстан на 2006 - 2010 годы;
  4. О ходе выполнения программы поддержки и развития малого предпринимательства в автономной республике крым в 2007 году

    Документ
    Материалы научно-практической конференции «Наука и бизнес. Проблемы развития малого инновационного предпринимательства» - Симферополь: Минэконом АРК, 2007.
  5. Программа "развитие и размещение производительных сил республики татарстан на основе кластерного подхода до 2020 года и на период до 2030 года" Основные направления

    Программа
    1. Утвердить прилагаемую Программу развития и размещения производительных сил Республики Татарстан на основе кластерного подхода до 2020 года и на период до 2030 года.

Другие похожие документы..