Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Цей Стратегічний документ (СД) розроблений для України на період 2007 - 2013рр. Уся допомога Україні протягом цього часу, в основному, надаватиметься ...полностью>>
'Образовательная программа'
Государственное общеобразовательное учреждение № 318 является средней общеобразовательной школой с углублённым изучением итальянского языка, реализую...полностью>>
'Реферат'
В жизни каждого человека наступает такой момент, когда необходимо подумать о будущем своих детей, благодетелей, сиделок, дальних родственников или др...полностью>>
'Пояснительная записка'
Данная учебная конкретная ситуация (кейс) разработана для практического освоения учащимися по профессии: «Коммерсант в торговле» материала по теме: «...полностью>>

Справочнометодическое пособие по истории киноискусства часть II

Главная > Учебно-методическое пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Институт телевидения, бизнеса и дизайна («НЕВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»)»

Ю.А.Кравцов.

ОСНОВЫ КИНОЭСТЕТИКИ

(ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КИНО)

СПРАВОЧНОМЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ПО ИСТОРИИ КИНОИСКУССТВА

Часть II

ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО КИНО

Санкт-Петербург

2005 г.

ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО КИНО

Появление российского кинематографа.

Начиная с конца 19-го века, в России происходило повсеместное главенствование иностранных (преимущественно французских) фирм. В 1907 году появляется первое кинематографическое ателье Александра Осиповича Дранкова, которым была произведена первая документальная съемка Л.Н.Толстого. В том же году начинает издаваться первый в России журнал по вопросам кино – «Сине-фото». Затем появляется фирма А.А.Ханжонкова и другие. Первоначально фирмы ориентировались на хронику. «Понизовая вольница» (1908) – первый русский игровой фильм (по мотивам «Из-за острова на стрежень…»). Премьера проходила с помпой, с музыкой И.Иполитова–Иванова в исполнении симфонического оркестра. Появляются профессиональные кинорежиссеры: П.Чардынин. А.Ханжонков. Е.Бауэр. В.Гардин. Российские кинозвезды: В.Холодная, И.Мозжухин. В кино приходят профессиональные театральные актеры и режиссеры. Появление Я.Протазанова и Л.Кулешова. В.Старевич.

ДРАНКОВ Александр Осипович (Абрам Иосифович; Alexander Drankoff) (1886 — 1949), оператор, режиссер, сценарист. Придворный фотограф, хроникер Государственной думы и дипломатического корпуса, снимки которого печатал петербургский журнал «Нева», лондонская газета «Таймс» и парижский журнал «Иллюстрасьон», Дранков основал в С.-Петербурге первую русскую киностудию, оставил уникальные кадры Льва Толстого в Ясной Поляне («День 80-летия Л.Н. Толстого», 28.08.1908, выпуск 06.09.1908) и актера Владимира Давыдова на даче в Лукомяках («В.Н. Давыдов у себя на даче», выпуск 08.09.1908). Как оператор до революции снял более сотни хроникальных и видовых лент. В историю кино вошел как создатель первого русского игрового фильма «Стенька Разин» («Понизовая вольница»). Первые хроникальные съемки А.О. Дранкова, выпущенные на экран, датированы 28.10.1907 — «Обозрение Петербурга» (кинотеатр «Модерн»). Еще осенью 1907 года в Петербурге, вместе со своим братом Львом, Дранков открыл первую в России фабрику по выделке кинематографических лент на Невском проспекте. В 1918-1920 жил в Киеве, затем в Константинополе, откуда выехал в Америку. После неудачной попытки утвердиться в Голливуде Дранков открыл кафе в городке Венисе (Калифорния), спустя некоторое время поселился в Сан-Франциско, где до конца своих дней служил в собственной компании «Фото-тон сервис» (в лаборатории фирмы исполнялись заказы на печатание снимков). Похоронен в Колме (предместье Сан-Франциско, Калифорния).

ХАНЖОНКОВ Александр Алексеевич (1877 — 1945), продюсер, режиссер. Один из основателей русского кинематографа. Располагая минимальными средствами, Ханжонков, как представитель фирмы братьев Пате, открыл в Москве в 1906 году «Торговый дом А. Ханжонкова» — первое российское кинематографическое предприятие по продаже зарубежных фильмов, а затем и их прокату. Уже в 1907 году предприятие Ханжонкова переходит к производству русских картин. В то время в России было немало кинопредпринимателей, но уже в 1909 году, через три года после основания, «Торговый дом Ханжонкова» выпускал по числу и метражу столько же картин, сколько создавали все русские и иностранные киноконторы, вместе взятые. В 1911 году «Торговый дом Ханжонкова» был преобразован в «Акционерное общество А. Ханжонкова». Ханжонков расширяет материально-техническую базу, превращает свое предприятие в одно из самых совершенных в мировом кинопроизводстве, его фирма удерживает лидерство в России по объему производства картин и их качеству. В 1911 году был выпущен в прокат первый русский полнометражный фильм «Оборона Севастополя», в котором Ханжонков выступил не только как предприниматель, но и как сорежиссер и автор сценария. Ханжонков первым среди русских предпринимателей занялся производством научно-популярных, документальных и мультипликационных фильмов, уделял большое внимание созданию хроникальных и этнографических картин (финансировал поездку оператора Ф. Бремера из Одессы, через Индийский океан, к Чукотскому полуострову). У Ханжонкова начинали свой творческий путь режиссеры: П. Чардынин, Е. Бауэр, Л. Кулешов; актеры И. Мозжухин, В. Холодная, В. Полонский; художники: Б. Завелев, А. Рылло; первый русский аниматор В. Старевич. Совместно с А. Ханжонковой (под общим псевдонимом — Анталек) он написал ряд сценариев осуществленных постановок. С 1924 года Ханжонков работал консультантом производственного отдела Госкино, с 1925 года заведовал производством «Пролеткино». Автор мемуаров «Первые годы русской кинематографии» (книга вышла в сокращенном варианте в 1937 году).

БАУЭР Евгений Францевич (1865 – 1917), художник, сценарист, режиссер. Окончил школу живописи ваяния и зодчества в Москве. Выступал в оперетте (сначала как актер, потом как художник). С конца 1913 до начала 1917 года поставил около 80 фильмов. Один из немногих русских режиссеров, уделявших основное внимание изобразительной стороне фильма. Мастер психологической драмы, один из первых русских режиссеров, разработавших художественные средства игрового кино: монтаж, мизансцены и композицию кадра. Основные работы: «Немые свидетели», «Жизнь в смерти» (оба 1914), «Жизнь за жизнь» (1916), «Набат», «Революционер», «Король Парижа» (все 1917).

ЧАРДЫНИН Петр Иванович (1868-1934), актер сценарист, режиссер. Учился в музыкально-драматической школе в Москве. Актер и режиссер народных театров. В кино с 1907 года. Поставил более 100 фильмов разных жанров и с участием ведущих актеров. После революции продолжал режиссерскую деятельность. Среди лучших постановок: «Власть тьмы» (1909), «Идиот», «Пиковая дама» (оба 1910), Домик в Коломне», «Обрыв» (оба 1913), «Женщина завтрашнего дня», «Хризантемы» (оба 1914), «Миражи» (1915), «Софья Перовская» (1917), «Молчи, грусть, молчи» (1918). В 1923 вернулся из эмиграции и до последних дней работал в ВУФКУ, в Одессе и Киеве.

ГАРДИН (Благонравов) Владимир Ростиславович (1877-1965), российский актер, режиссер и сценарист, народный артист СССР (1947). В 1894 окончил Кадетский корпус. С 1898 — актер любительской труппы провинциальной сцены. В 1909-1912 — актер и режиссер театров Воронежа, Царицына и Саратова. В 1896-1897, 1915-1917 служил в армии. С 1913 один из основных актеров и режиссеров русского дореволюционного кино. До 1917 года им поставлено 33 фильма, среди которых — «Анна Каренина», «Крейцерова соната», «Война и мир», «Ключи счастья», «Брандт», «Накануне», «Барышня-крестьянка» и др. Как режиссер-постановщик отличался бережным отношением к литературному первоисточнику. Экранизировал произведения Л. Н. Толстого и И. С. Тургенева. Поставил фильмы «Поэт и царь» (1927) и др. В 1919 — один из организаторов, а затем — первый директор Госкиношколы в Москве (ныне — ВГИК). Новый этап в творчестве Гардина начался в годы звукового кино, когда он стал сниматься как актер. Его искусство отличали мастерство перевоплощения, детальная разработка роли. Среди наибольших актерских удач следует назвать роли старого рабочего в фильме «Встречный» (1932) и Порфирия Головлева в картине «Иудушка Головлев» (1933).

ПРОТАЗАНОВ Яков Александрович (1881-1945), режиссер, заслуженный деятель искусств России (1935). В 1900 окончил коммерческое училище и работал продавцом в московском АО «Шрадер и К». В 1904—1906 занимался самообразованием во Франции и Италии. С 1906 года, сменив ряд профессий (был конторщиком, бухгалтером, переводчиком), стал помощником режиссера московской кинофирмы «Глория». В кино с 1907, сначала как сценарист, потом режиссер (дебют — «Бахчисарайский фонтан», 1909). С 1910 работал в кинофирме П.Тимана и Ф.Рейнгардта. В 1914 году, завоевав репутацию наиболее культурного режиссера-профессионала, перешел в кинофирму И.Ермольева. В дореволюционном кино снял около 80 фильмов, среди них экранизации «Войны и мира» Л. Н. Толстого, «Бесов» («Николай Ставрогин») Ф. М. Достоевского — оба 1915, «Пиковой дамы» А. С. Пушкина (1916), «Отца Сергия» Толстого (1918). Две последние ленты признаны лучшими ранними работами режиссера, отличаются высокой культурой, психологической глубиной актерской игры, прежде всего И. И. Мозжухина. В 1918 вместе с группой актеров и режиссеров кинофирмы И.Ермольева эмигрировал и работал во Франции и Германии, в кинофирмах «Пате», «Гомон», «УФА», где в период 1920—1923 гг. снял ряд фильмов: «За ночь любви», «Правосудие прежде всего», «Тень греха», «Смысл смерти», «Паломничество любви», «Страшное приключение» и др. В 1923 году вернулся в СССР.

САБИНСКИЙ Чеслав Генрихович (1885 — 1941), режиссер, художник, сценарист. В 1903-1908 годах учился в Московской Высшей художественной школе живописи, ваяния и зодчества. С 1904 — художник-декоратор МХТ, в кино с 1908 года. Был заведующим художественной части Московского отделения фирмы братьев Пате, у Тимана и Рейнгардта — заведующим художественной частью и режиссером, затем в Товариществе И. Ермольева. Участвовал в постановке более ста фильмов, писал сценарии. В 1937-1940 — методист и редактор сценарного отдела «Ленфильма». Как режиссер поставил 11 фильмов: «Гайда, тройка» (1913), «Молчи, грусть, молчи» (1978), «Герасим и Муму» (1919), «Корней Васильев» (1919), «Рабочий Шевырев» (1919), «Черное сердце» (1925), «Катерина Измайлова» (1926), «Могила Панбурлея» (1927), «Пурга» (1927), «Человек с портфелем» (1929), «Днепр в огне» (1937).

КУЛЕШОВ Лев Владимирович (1899-1970), режиссер и теоретик кино, педагог, народный артист России (1969), доктор искусствоведения (1946). Поставил фильмы: "Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков" (1924), "По закону" (1926), "Великий утешитель" (1933) и др. Проф. ВГИКа (с 1939). Родился в дворянской семье, отец — художник, мать — сельская учительница. В 1914 окончил Училище живописи, ваяния и зодчества в Москве. В 1916-19 — художник-декоратор, помощник режиссера в акционерном обществе «А.Ханжонков и К» в фильмах режиссера Е. Бауэра. В 1919 возглавил учебную мастерскую в Госкиношколе, будущем ВГИКе, основателем которого стал вместе с В. Р. Гардиным. Кулешов уже тогда знал, что значит жить «собственными силами», что значит «быть самим собой». Первая киноведческая статья Кулешова вышла еще в 1917 году. Психологическая драма. Кулешов со зрителем не спорил. Он его изучал. «Американизм». В кадре должно быть только то, что категорически необходимо. «Эффект Кулешова». Движение. Читаемость. Актер. «Дорежимному» кино противопоставил не «массу», а форму. Как молодой образованный человек, не мог не думать о том, что в современной культуре возникло противопоставление традиционного «фигуративного» изображения целостному пространству. Понимание этой целостности — контекст известных его теоретических работ («Знамя кинематографии», «Искусство кино», «Практика кинорежиссуры») и еще более известных ранних экспериментов («Эффект Кулешова»). Кадр — не фон для фигуры актера, автоматически приравниваемый к «жизни», а именно прямоугольник, условность, жизни не равная. Фильм — эффект движения не только на фоне, но и «над» ним — между кадрами. Только эта первоначальная геометрическая условность порождает затем «жизнь», психологию, чувства. Отсюда и чисто пространственное понимание монтажа, и пластический тренинг натурщиков, которых, конечно нельзя путать с типажами. Типаж — понятие идеологическое, идущее от сравнения лица с «массой». Натурщик — любой человек, обученный вписываться в плоский кадр, в котором скелетообразная худоба А. С. Хохловой (его постоянной актрисы и жены) с длинными конечностями и абсолютно графическое лицо оказываются потрясающе фотогеничными. В связи со всем этим идеология ранних кулешовских фильмов: «Необычайные приключения Мистера Веста в стране большевиков» (1924), «Луч смерти» (1925), «По закону» (1926), «Два-бульди-два» (1929) — резко выделяется в массе «революционной» кинематографии. В них есть уважение к индивидуальности, пристрастие к показу технических изобретений, жизни цирка и международных шпионов, прочей экзотики. Заговоры, погони, богатство визуальных отношений — все это напоминает начальный период творчества Фрица Ланга («Доктор Мабузе», «Метрополис») хотя бы по некоторым установкам. Просто у Ланга пространство имело выход на сложную философию, а Кулешов ограничивался марксизмом-ленинизмом. Несмотря на марксистскую философию, Кулешов достиг свободы в изображении человека разумного в фильме «Ваша знакомая» («Журналистка», 1927). Новой и сложной задачей стало пришествие звука. Кулешов сумел довольно быстро овладеть новой техникой. Известный эпизод боя («Горизонт», 1932), положенный на белогвардейский романс под гитару, выразительностью звукозрительного образа смерти, кошмара и обреченности намного опередил свое время. Но дальше обходить идеологические установки в области кинематографа становилось все труднее. Сняв несколько традиционных фильмов, Кулешов с головой ушел в педагогику.

СТАРЕВИЧ Владислав Александрович (1882-1965), русский режиссер и оператор, основоположник русского анимационного кино. Первым фильмом, снятым Старевичем, была документальная лента «На Немане», посвященная памятникам и пейзажам Литвы; вторая и третья картины — «Жизнь стрекозы» и «Скарабеи» — рассказывали о насекомых. После этого Старевич решил снять такой фильм о насекомых, в котором он сам управлял бы их движениями. 26 марта 1912 года в Москве состоялась премьера первого русского кукольного фильма «Прекрасная Люканида» (фирма А. Ханжонкова). Он отвечал всем требованиям, предъявлявшимся в те годы к мелодраме; единственное отличие — все роли исполняли насекомые. Не только изобретательность и мастерство, но и сатирический талант проявился также в следующей работе Старевича «Месть кинематографического оператора» (1912), которая пародировала штампы кинематографа. Старевич умел быть смешным и язвительным, однако и нежным, что особенно заметно в трогательной финальной сцене «Прекрасной Люканиды», когда влюбленные, взлетев в воздух вместе с облаками взорвавшегося замка, опускаются в цветок розы, который открывает им свои лепестки. В том же 1912 году Старевич делает первый кукольный русский фильм для детей — «Рождество обитателей леса». Дед Мороз приглашает на елку самых мелких жителей леса — лягушек, жуков, кузнечиков. Он раздает им подарки, потом все вместе играют в снежки, катаются на коньках и на лыжах. А на рассвете Дед Мороз возвращается в детскую, на свое место на рождественской елке. Фильм «Стрекоза и Муравей» (1913) вызвал всеобщий восторг; было сделано и продано 140 копий, что для того времени даже для полнометражного игрового фильма было рекордом популярности. Старевич с такой тщательностью делал своих кукол и так виртуозно с ними работал, что многие зрители верили, будто перед ними на экране двигаются настоящие дрессированные насекомые. В лентах «Ночь перед Рождеством» (1913) и «Петух и Пегас» (1914) Старевич использовал графическую мультипликацию. С конца 1913 года режиссер начал снимать игровые ленты (обещанная ему студия для кукольных фильмов не была готова вовремя). Старевич экранизировал Н. В. Гоголя («Страшная месть», 1913; «Портрет», 1914), А. С. Пушкина («Руслан и Людмила», 1915), М. Ю. Лермонтова («Тамань», 1916), а также польскую классику; ставил мелодрамы, комедии, фарсы, фантастические истории и агитационные фильмы. Всего режиссер снял около пятидесяти игровых картин. «Страшная месть» по Гоголю (1913) получила первую в истории русского кино золотую медаль на фестивале в Милане. В просветительском фильме «Пьянство и его последствия» (1913) он соединил в одном кадре кукольную мультипликацию и актера (Иван Мозжухин). Старевич стал автором методики съемки движущейся камерой, трюковых и комбинированных съемок. В 1919 году Старевич покинул советскую Россию, обосновался в Париже и вернулся к объемной мультипликации. За фильм «Голос соловья» (1923) режиссер удостоился в Америке золотой медали. «Голос соловья» — поэтическая сказка: запертый в клетке соловей мало-помалу теряет голос. Хозяйка соловья, маленькая девочка, пожалела его и выпустила на свободу. В благодарность он подарил ей свой голос, и теперь соловьи поют лишь по ночам, когда все дети спят. В 1930 году Старевич снял первый свой звуковой фильм «Маленький парад» по «Стойкому оловянному солдатику» Андерсена, а в 1931 году — одну из самых выдающихся своих лент, первый полнометражный кукольный фильм «Рейнеке Лис». Многие проекты Старевича из-за недостатка средств так и остались неосуществленными. Остался неразгаданным и секрет материала, из которых Старевич делал удивительно живых кукол. Помогала ему в работе только дочь Ирена — это позволяло и сохранить единство стиля, и экономить деньги. Старевич умер в бедности, всеми забытый.

Кинооператоры:

Левицкий Александр Андреевич (1885-1965), российский кинооператор, заслуженный деятель искусств России (1946). Основоположник русской школы операторского искусства. Фильмы: «Дворянское гнездо» (1914), «Портрет Дориана Грея» (1915), «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков» (1924), «Луч смерти» (1925) и др. Документальные съемки В. И. Ленина; кадры использованы в различных фильмах, в т. ч. в фильме «Владимир Ильич Ленин» (Государственная премия СССР, 1949). Профессор ВГИКа (с 1939). Лауреат Сталинской премии (1949, за документальные съемки, включенные в фильм «Владимир Ильич Ленин»). Один из основоположников отечественной школы операторского искусства. Оператор-постановщик одного из первых полнометражных документально-игровых фильмов («1812 год», совместно с Александром Рылло и Луи Форестье, 1912). С 1924 — педагог Государственного техникума кинематографии (с 1938 — ВГИК), с 1939 — профессор. Среди учеников А. А. Левицкого — операторы: Е. Андриканис, А. Головня, Б. Волчек, Л. Косматов, В. Монахов.

Желябужский Юрий Андреевич (1888 — 1955), оператор, режиссер, сценарист. В 1913—1916 учился на кораблестроительном отделении Петроградского политехнического института. Окончил Высшую техническую школу. С 1906 — переводчик и литературный сотрудник различных петроградских журналов. С 1916 — лаборант кинолаборатории Кенеке и Мартынова в Москве, сценарист кинофирмы «Эра», автор сценариев ряда фильмов «Русской Золотой серии». Оператор московских и петроградских кинофабрик. С 1917 года — оператор, сценарист, режиссер, режиссер-аниматор киностудии «Межрабпом-Русь», затем — «Межрабпомфильм», с 1944 — киностудии «Воентехфильм», позже — «Моснаучфильм», параллельно работал на киностудии «Учтехфильмтяжпром». Операторский дебют – «Вырыта заступом яма глубокая…» (1917). С 1919 года стал выступать в роли и оператора и режиссера. Первый фильм «Девочка со спичками». Всего поставил 14 фильмов. С 1919 — один из организаторов и педагогов Госкиношколы (ныне — ВГИК), профессор кафедры операторского мастерства (1940). В 1919—1920 — один из руководителей московской группы кинохроники, снимавшей В.И.Ленина. Автор первых советских учебных фильмов и теоретических работ по вопросам операторского мастерства и техники киносъемки.

Форестье Луи Петрович (1892 — 1954), оператор. После окончания колледжа работал в фирме знаменитого кинофабриканта Леона Гомона в Париже (с 1908), где освоил все технические специальности по работе с пленкой, затем снимал хронику, полеты первых летчиков. В 1910 приехал в Россию и стал ведущим оператором в фирме А.Ханжонкова. Снял первый русский полнометражный исторический фильм «Оборона Севастополя» — 1911, совместно с Александром Рылло. В период 1910—1919 годов им снято более 50-ти картин на различных студиях (Ханжонкова, Дранкова, Ермольева, Перского, Талдыкина и других). С 1920 — оператор киноотдела Моссовета. Автор книги «Великий немой» (1945).



Скачать документ

Похожие документы:

Поиск не дал результатов..