Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Реферат'
В XVI в. завершается формирование великорусской народности. В русских землях, вошедших в состав единой державы, все больше общего обнаруживалось в яз...полностью>>
'Документ'
(56) Список документов, цитированных в отчете опоиске: 1. SU 1630822 A1, 28.02.91, A 61 G 5/04. 2. SU 1680164 A1, 30.09.91, A 61 G 5/04. 3. SU 1591977...полностью>>
'Литература'
Настоящая работа посвящена переносу базы данных на новую технологию с созданием клиентских частей под современные операционные системы Windows’95 и W...полностью>>
'Документ'
Атом – открытая энергетическая система, обладающая собственной энергией. Энергия атома прямо пропорциональна энергии постоянного магнитного поля энер...полностью>>

Теория и практика иноязычного образования в отечественной педагогике второй половины XIX начала XX века 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования

Главная > Автореферат диссертации
Сохрани ссылку в одной из сетей:

На правах рукописи

ВЕТЧИНОВА Марина Николаевна

Теория и практика иноязычного образования в отечественной

педагогике второй половины XIX – начала XX века

13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования

Автореферат диссертации на соискание ученой степени

доктора педагогических наук

Москва – 2009

Работа выполнена на кафедре педагогики и психологии развития ГОУ ВПО «Курский государственный университет»

Научный консультант

доктор педагогических наук, профессор

Подымова Людмила Степановна

Официальные оппоненты:

доктор педагогических наук, профессор,

член-корреспондент РАО

Богуславский Михаил Викторович

доктор педагогических наук, профессор

Лельчицкий Игорь Давыдович

доктор педагогических наук, профессор

Щепилова Алла Викторовна

Ведущая организация:

Московский педагогический государственный университет

Защита состоится 20 октября 2009 года в 15 часов на заседании Диссертационного совета Д 850.016.01 при Московском гуманитарном педагогическом институте по присуждению ученой степени доктора педагогических наук по адресу: 125024, г. Москва, Садово-Самотечная ул., д.8.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского гуманитарного педагогического института по адресу: 125024, г. Москва, Садово-Самотечная ул., д.8.

Автореферат разослан «___» _____________2009 г. и размещен на сайте ГОУ ВПО «Московский гуманитарный педагогический институт» –

Ученый секретарь

диссертационного совета Д 850.016.01 О.Б. Гук

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. В XXI веке в связи с глобальными изме­нениями в политической и экономической жизни российского общества суще­ственно изменился социокультурный контекст изучения иностранных языков. Потребность личности в быстрой адаптации к условиям единого интегриро­ванного мира, расширение меж­культурных контактов в различных сферах че­ловече­ской деятельности по­влекли усиление мотивации в изуче­нии языков международного об­щения. Большое значение проблема качества пре­пода­вания иностранного языка приобретает и в связи со вступлением российской высшей школы в Болонский процесс.

Все это привело к тому, что иностранный язык по сравнению с другими предметами в вузе, в средних учебных заведениях, в сфере дополнительного образования занял приоритетное место, стал личностно значимым для уча­щихся. Если раньше его ис­пользование было минимизировано, то в настоящее время приобрело массо­вый характер и стало одним из ведущих профессио­нальных требований.

Интеграция в мировое сообщество объективно предполагает осознание новой роли иностранного языка, изменение целеценностных установок, со­держания, методов и форм, то есть всей структуры организации учебного про­цесса, что предусматривает существенное обогащение представлений о самом феномене «обучение иностранному языку».

Наряду с доминирующей грамматической направленностью обучения иностранному языку, появляются два новых дискурса: коммуникативный и культурологический. Ученые-педагоги рассматривают язык в ка­честве средства общения и приобщения к культурному наследию стран и на­родов изучаемого языка. Именно поэтому в последние годы в теории и мето­дике обу­чения и воспитания средствами иностранного языка стали разраба­тываться подходы, направленные не столько на обу­чение, сколько на языко­вое образование, развитие личности учащегося, формирование его культуры сред­ствами предмета «иностранный язык».

В связи с этим в современных подходах к преподаванию иностранных языков в теории, методике, содержании обучения появилась необходимость введения новых интегративных дефиниций. Одним из таких понятий высту­пает «иноязычное образование». Подходы к «иноязычному образованию» стали разрабатываться в отечественной педагогике в 90-е годы XX века и были связаны с осознанием недостаточности су­ществующей трактовки понятия «обучение иностранным языкам». Формулировка термина «иноязычное обра­зование» была введена в научный оборот видным методистом Е.И. Пассовым в конце 90-х годов XX века, и в настоящее время это понятие стало общепринятым в профессиональном сообществе преподавателей ино­странного языка.

Как показал анализ соответствующей литературы, под «иноязычным образованием» понимается це­ло­стно организованный педагогический процесс обучения, воспитания и раз­вития учащихся в рамках пред­мета «иностранный язык», который способ­ствует становлению опыта творче­ской деятельности, духовному разви­тию личности обучающихся и фор­мированию их культуры. Дру­гими словами, иноязычное образование – это обучение и воспитание уча­щихся содержанием и средст­вами иностранного языка, оказывающими положи­тельное воз­дейст­вие на их куль­турное обогаще­ние и творческое развитие.

Спецификой иноязычного образования является то, что изу­чается не только язык, но, и что самое важное и ценное, культура иного народа, в чем за­ложен большой воспитательный по­тенциал. Воспи­татель­ный ас­пект иноязыч­ного образования направлен на ду­ховное со­вер­шенствова­ние уча­щихся на базе диалога иной культуры и род­ной.

Дальнейшее развитие иноязычного образования в педагогической дея­тельности состоит в более тесной связи теории и истории, перспективы и рет­роспективы. В связи с этим правомерно обращение к значимому периоду оте­чественной педагогики второй половины XIX – начала XX века, когда препо­давание иностранных языков строилось на широкой культурологической ос­нове. Имевшиеся в то время существенные наработки в области теории и прак­тики обучения иностранным языкам имеют большую актуальность и значи­мость и в перспективе.

Актуальность исследования усиливается специальным обращением в дис­сертации к ретроспективному опыту организа­ции иноязычного образова­ния средст­вами французского языка. Это обусловлено тем, что в настоящее время от­мечается снижение интереса к его изучению, несмотря на то обстоя­тель­ство, что он является языком международного общения, играет огромную роль в совре­мен­ном лингвокультурном процессе объединенной Европы и до сих пор оста­ется вторым по значимости после английского. Французский язык – это атрибут общеевропейской культуры, представляющий большую цен­ность для многих европейских народов, средство сплочения исторически свя­занных культур. В XIX веке знание французского языка было необходи­мым всякому образован­ному предста­вителю культурных слоев общества. Именно поэтому в учебном процессе лицеев и гимназий важное место, наряду с древ­ними языками, которые были положены в основу учебного курса, за­нимал французский язык, в изучении которого были осуществлены наиболее продук­тивные наработки.

Таким образом, изучение процесса преподавания иностранных языков в отечественной педагогике содержит значительный познавательный, эвристи­ческий и прогностический потенциал, который может и должен быть востре­бован в современном российском образовании. Вместе с тем, наиболее эффек­тивно обращение к идейно-сущностному и содержательному потенциалу про­шлого возможно осуществить на современной методоло­гической базе. В связи с этим, представляется оправданным и продуктивным приме­нение понятия «иноязычное образование» к соответствующим процессам и яв­лениям иссле­дуемого периода. Несмотря на то, что в рассматриваемое историческое время данный термин не использовался, системно-структурный анализ соответст­вующих источников дает основание для вывода о том, что разрабатываемые и применяемые в то время подходы в теории и практике обучения иностранным языкам в средней школе можно трактовать как иноязычное образование.

Обоснование хронологических рамок исследования

В теории и практике отечественной педагогики второй половины XIX – начала XX века реализация комплекса образовательных и воспитательных за­дач в процессе изучения иностранных языков в общеобразовательной школе, прежде всего, в лицеях и гимназиях, занимала приоритетное место. Именно в данный период были достигнуты наиболее значительные результаты повыше­ния качества обучения иностранным языкам, которые обеспечивали высокий уровень овладения ими.

В целом выбор данного хронологического периода обусловлен сле­дую­щим:

  • именно этот период представляет качественно новый уровень ино­языч­ного образования;

  • в течение всего рассматриваемого периода происходило интенсивное раз­ви­тие педагогической теории и методики иноязычного образования, что нашло свое отражение в модификации его концептуальных основ и по­явле­нии продуктивных организационных, содержательных, методи­ческих форм его осуществления (особенно в конце XIX – начале XX века);

  • выдвигаемые в исследуемый период подходы к преподаванию иностран­ных языков в лицеях и гимназиях сущностно близки к парадигме об­разовательного процесса современных учебных заведений данного вида. Смысл этой преемственности состоит в том, что иностранный язык и инокуль­тура изучаются в органичной связи. Знание иностранного языка выступает в качестве важного фактора постижения иной культуры, а также способом фор­мирования внутренней культуры личности.

Степень научной разработанности проблемы

Осмысление имеющихся в историко-педагогической литературе подхо­дов к проблеме иноязычного образования позволяет выделить три историо­графических периода.

Первый период связан с рефлексией в конце XIX – начале XX века ком­плекса подходов, которые в диссертации трактуются как «иноязычное образо­вание». Для публикаций был характерен устойчивый интерес к ретроспектив­ному осмыслению роли и места изучения иностранных языков как основных предметов гуманитарного цикла лицеев и гимназий.

В трудах видных историков педагогики того времени – И.А. Алешин­цева, М.И. Демкова, П.Ф. Каптерева, С.В. Рождественского, Е.К. Шмидта охарактеризованы роль и значимость культурного на­сыщения процесса изуче­ния иностранного языка, и вместе с тем установлены нега­тивные проявления классицизма, затруднявшие обучение новым европейским иностран­ным язы­кам.

Второй период связан с анализом преподавания иностранных языков в советской историко-педагогической науке, который представлен в трудах Ш.И. Ганелина, Н.А. Константинова, В.П. Лап­чинской, Е.Н. Медынского, В.Г. Смирнова.

В 30–50-е годы появились первые специальные исследования о пре­подавании иностранных языков в средних учебных заведениях дореволю­ционной России. Л.С. Левенстерн1, И.В. Рахманов2, И.Ф. Турук3 обратились к опыту обучения иностранным языкам, осуществив глубокий анализ мето­дов их пре­подава­ния. К.А. Ганшина4 обобщила опыт обучения фран­цуз­скому языку в русской гимна­зии. В работе П.И. Жураковской рассмотрены основные вопросы преподава­ния немецкого языка в русской средней школе. В 70-е годы в исследовании Г.И. Аверьяновой5 раскрыты проблемы ор­ганизации, содержания и методов обучения в русской гимназии первой поло­вины XIX века.

При этом если до середины 30-х годов в исследованиях преобладали негативные оценки дореволюционной отечественной педагогики, в том числе и в аспекте преподавания иностранных языков, то во второй поло­вине 30-х–50-е годы уже стали положительно оцениваться методологиче­ские подходы к организации процесса обучения иностранным языкам, но без анализа его культурологического содержания. В 60–80-годы XX века основной акцент в исследованиях делался на раскрытие позитивного потен­циала содержания и форм обучения. А.А. Миролюбов изучил методы пре­подавания но­вых иностран­ных язы­ков, в основном на ма­те­риале немец­кого языка.

Третий период начинается с 90-годов XX века, ко­гда появилась воз­можность дать более объективную оценку «урокам истории». Возрождение лицеев, гимназий побудило отечественных ис­следователей-ис­ториков об­ратиться к опыту прошлого, так как, вы­страивая свою деятельность, педа­гоги не всегда имели четкое представление об организации учебного про­цесса в подобных учебных заведениях России второй половины XIX – на­чала ХХ сто­летия.

На современной методологической основе, в том числе и в аспекте ис­следуемой проблематики, деятельность лицеев и гимназий XIX – начала XX века охарактеризована в научных трудах А.Е. Иванова, Е.А. Князева, Г.Н. Коз­ловой6, М.А. Кондратьевой, И.Д. Лельчицкого, Н.В. Лита­ро­вой7, В.М. Лобза-

___________________________________________________________________

  1. Левенстерн Л.С. История методических направлений в обучении иностранным языкам в России во вто­рой половине XIX века (60-80-е годы) и отражение их в учебной литературе: автореф. дис.. канд.пед.наук. – М., 1953.

  2. Рахманов И.В. Очерки истории методов преподавания новых иностранных языков: автореф. дис.. докт.пед.наук. – М., 1949.

  3. Турук И.Ф. Русские революционные демократы и прогрессивные педагоги 60-70-х гг. об обучении ино­странным языкам: автореф. дис.. канд.пед.наук. – М., 1955.

  4. Ганшина К.А. Методика преподавания французского языка. – М., 1946.

  5. Аверьянова Г.Д. Проблемы организации, содержания и методов обучения в русской гимназии 1-ой половины XIX века: автореф. дисс… канд. пед. наук. – М., 1973.

  6. Козлова Г.Н. Русская классическая гимназия как воспитательная система: (вторая половина XIX в.): авто­реф. дис.. канд.пед.наук. - Н.-Новгород, 1996.

  7. Литарова Н.В. Частные средние учебные заведения в системе образования России конца XIX – начала XX вв.: автореф. дисс… канд. пед. наук. – М., 1994.

рова1, Т.А. Мащенко2, М.В. Савина3, С.Н. Скрипченко4, Б.К. Тебиева5, Л.А. Тот­фалушиной6.

В то же время резкая актуализация изучения иностранных языков по­влекла за собой появление работ, специально посвященных осмыслению пре­подавания древних и новых иностранных язы­ков как основных предме­тов гуманитарного цикла в средних учебных заведениях дореволюционной Рос­сии. Эти научные труды центрированы вокруг содержания, форм, мето­дов обучения, а в исследованиях конца 90-х годов XX – начала XXI века дана оценка аксиологической и культурологической направленности обуче­ния иностранным языкам. Появляются работы, в которых анализируется процесс преподавания иностранных языков с подходом, близким к понятию «иноязычное образование».

В монографии С.Н. Максимовой проведен обстоятельный анализ пре­подавания древних язы­ков в русской классической гимназии XIX – на­чала XX века. Л.Ю. Никшиковой7 осуществлен анализ исто­рико-педагоги­че­ских основ преподавания иностранных языков в России XIX – начала XX века, а А.В. Камызиной8 представлены становление и развитие ино­язычной подго­товки в школе дореволюционной России. Специальной рабо­той, в ко­торой исследуются культурологические функции преподава­ния древних и но­вых иностранных языков в гимназиях се­редины XIX – на­чала XX века, является диссертационное исследование Е.Г. Поповой9.

Анализ историко-педагогических исследований показал, что имею­щиеся на­учные труды содержат в себе трактовки системы отече­ственного об­ра­зования в России в период XIX – начала XX века в раз­ных ра­курсах ее рас­смот­рения. Однако исследования, рассматривающие препода­вание древ­них и новых ино­странных языков, являются единич­ными, причем всесторон­ний анализ организации процесса иноязыч­ного образова­ния в отечественной педагогике вто­рой половины XIX – начала XX века не осу­ществля­лся.

_________________________________________________________________

  1. Лобзаров В.М. Развитие элитного общего образования в России XVIII – XX веков: автореф. дис… докт.пед.наук. - – М., 2009.

  2. Мащенко Т.А. Русская классическая гимназия во второй половине XIX века: автореф. дис… канд.пед.наук. - Брянск, 2000.

  3. Савин М.В. Развитие гуманитарной направленности содержания гимназического образования в России второй поло­вины XIX – нач. XX в.в.: автореф. дис… канд.пед.наук. – Волгоград, 1999.

  4. Скрипченко С.Н. Развитие государственного гимназического и лицейского образований в России в конце XIX – нач. XX вв. : автореф. дис… канд.пед.наук. – Брянск, 2000.

  5. Тебиев Б.К. Правительственная политика в области образования и общественно-педагогическое движе­ние в России конца XIX – начала XX века: автореф. дис… докт.пед.наук. – М., 1991.

  6. Тотфалушина Л.А. Лицейское образование в России: традиции и специфика: автореф. дис… канд.пед.наук. – Саратов, 2002.

  7. Никшикова Л.Ю. Историко-педагогические основы преподавания иностранных языков в России XIX – начала XX вв.: автореф. дис. …канд. пед. наук. – Н. Новгород, 2007.

  8. Камызина А.В. Становление и развитие иноязычной подготовки в школе дореволюционной России: авто­реф. …канд. пед. наук. – Ставрополь, 2003.

  9. Попова Е.Г. Культурологические функции изучения иностранных языков в отечественной гимназии (вторая поло­вина XIX – начало XX): автореф. дис… канд. пед. наук. – М., 1999.

В частности, это находит свое выражение

  • в неразработанности целостного концептуального взгляда на тео­рию и практику преподавания иностранных языков в средних учебных за­ведениях России исследуемого периода на новой методологической основе, связанной с появлением нового понятия «иноязычное образование»;

  • в дефиците многоаспектных исследований о влиянии изучения ино­странных языков на разви­тие куль­туры личности учащихся.

Данное положение затрудняет рассмотрение иноязычного обра­зо­ва­ния как целостного явления и определение его реального вклада в развитие оте­чест­венной педагогики.

Таким образом, в целом можно констатировать, что, несмотря на акту­альность проблемы ретроспективного изучения процесса иноязычного образования в отечест­венных средних учебных заведениях, к его исследо­ванию не был раз­работан и применен ком­плекс­ный подход. Все это в целом снижает продуктивность теоре­тического осмыс­ления и осложняет возмож­ность использова­ния дости­жений иноязычного образования отечественной педагогики про­шлого в современных сред­них учеб­ных заведениях.

Проблема исследования заключается в том, чтобы на основе целост­ного историко-теоретического анализа исследуемой проблемы научно обос­но­вать пути разрешения противоречий между

  • возросшими требованиями к изучению иностранных языков на но­вой методологической основе и объективными трудностями в организации образовательного процесса со­временных лицеев и гимназий;

  • богатым потенциалом теории и практики обучения иностранным языкам в отечественной педагогике рассматриваемого периода и отсутствием целост­ного педагогического исследования системы преподавания иностранных язы­ков;

  • глубоким культурологическим содержанием организации процесса пре­подавания иностранных языков в отечественной педагогике рассматриваемого периода и недоста­точ­ным его использованием в разработке со­временных концепций языкового обра­зования.

Осознание актуальности и значимости разрешения данных противоречий определило тему исследования: «Теория и практика иноязыч­ного образования в отече­ственной педагогике второй половины XIX – начала XX века».

Объектом исследования является развитие теории и практики иноязычного образования.

Предмет исследования – процесс развития теории и практики иноязычного об­разования в отече­ственной педагогике второй половины XIX – начала XX века.

Цель исследования – представить в целостном виде процесс развития теории и практики иноязычного образо­вания в отечественной педагогике второй половины XIX – начала XX века.

Задачи исследования

1. Осуществить понятийно-категориальную трактовку ведущей дефини­ции исследования «иноязычное образование», представить ее теоретическую модель.

2. Обосновать целеценностные доминанты и содержательные основы иноязычного образования ис­следуемого периода и показать его вклад в духовное, интеллектуальное и культурное развитие учащихся.

3. Выделить и охарактеризовать основные периоды и направления ино­язычного образования в отечественной педагогике второй половины XIX – на­чала XX века.

4. Представить сравнительно-сопоставительный анализ методических концепций обучения иностранным языкам в отечественной педагогике рассматриваемого периода.

5. Охарактеризовать формы организации иноязычного образования как фактора воспроизводства духовно-интеллектуального потенциала учащихся.

6. Проанализировать и показать специфику иноязычного образования средствами французского языка.

7. Дать социально-педагогический портрет преподавателя ино­стран­ного языка, выявить особенности его профессионально-пе­дагогической подго­товки.

Методологическую базу исследования составили современные фило­софские, аксиологические, культу­рологические, психологи­ческие, лингвисти­ческие и историко-педагогические идеи и теории, в ча­стности:

  • основные положения философии образования и воспитания (Н.А. Бер­дяев, Б.С. Гершунский, В.В. Краевский, Н.Д. Никандров, А.М. Новиков, А.Ф. Лосев, В.С. Соловьев, В.С. Степин), посвященные рефлексии аксиоло­гических, философских и теоре­тиче­ских оснований отечественной педаго­гики, создающие основу изучения духовного, нравственного развития и со­вершенствования личности в процессе иноязычного образования;

  • аксиологический подход (Э.С. Баллер, П.С. Гуревич, Н.Б. Кры­лова, Н.С. Злобин, В.М. Межуев), обладающий значительным потенциалом в выявлении цен­ностно-смысло­вых ориентиров иноязычного образования;

  • культурологический подход (А.И. Ар­нольдов, М.М. Бахтин, В.С. Библер, А.П. Валицкая, М.С. Каган, И.А. Колесни­кова), дающий возмож­ность проводить анализ сферы иноязычного образования через призму сис­темообразующих культурологических понятий, к ко­торым относятся куль­тура, культурные образцы, нормы, идеалы и ценно­сти;

  • психологические теории, раскрываемые в трудах Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, А.А. Леонть­ева, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, позволяющие охарактеризовать психологические осно­ва­ния процесса иноязычного образования;

  • работы по методологии и теории исследования историко-педа­гогического процесса (Б.М. Бим-Бад, М.В. Богу­славский, Э.Д. Днепров, С.Ф. Егоро­в, Н.А. Константинов, Г.Б. Корнето­в, Ф.Ф. Королев, И.Д. Лельчицкий, Е.Н. Медын­ский, А.И. Пискуно­в, З.И. Равкин, В.Я. Струминский), способ­ствующие адекватной трактовке процесса иноязычного образования в оте­чественной педагогике второй половины XIX – начала XX века;

  • труды по теории содержания общего образования (В.В. Краевский, В.С. Леднев, И.Я Лернер, М.Н. Скаткин, В.С. Цейтлин), содержащие плодо­творные подходы к исследованию содержания иноязычного образования;

  • работы лингвистов (Е.М. Вереща­гин, В.Г. Костомаров, Е.И. Пассов, В.В. Са­фонова, В.П. Сысоев, С.Г. Тер-Мина­сова, В.П. Фурманова, И.И. Халеева, А.В. Щепилова), создающие основу для теорети­ческого осмысления проблемы интеграции культуры в процесс преподавания иностранного языка.

Методы исследования. В ходе исследования применен комплекс ме­тодов, направленных на изучение теории и практики иноязычного образова­ния в отечественной педагогике второй половины XIX – начала ХХ века: историко-структурный, конструктивно-генетический, историко-ком­парати­вистский, биографический, монографический, исторических аналогий.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Историко-педагогические основы преподавания иностранных языков в россии XIX начала XX вв 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования

    Автореферат
    28282828282828282828282828282828282828282828282828282828282828282828282828282828282828282828282828282828282828282828282828282828282828282828282828282828282828282828282828282828282828282828282828282828282828282828282828282828282828282828282828282828282828
  2. В XVIII первой половине XIX веков

    Автореферат
    Защита диссертации состоится «23» мая 2011 года в 14.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.193.01 по защите докторских и кандидатских диссертаций по педагогическим и психологическим наукам при ГОУ ВПО «Пятигорский государственный
  3. Нравственно-эстетическое воспитание в российских кадетских корпусах (XVIII первая половина ХХ вв.) 13. 00. 01 Общая педагогика, история педагогики и образования

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 26 сентября 2011 г. в 14.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.036.03 при Воронежском государственном педагогическом университете по адресу: 394043, г.
  4. Историко-педагогические подходы к оценке эффективности образовательных процессов в университетах западной европы 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования

    Автореферат диссертации
    Защита диссертации состоится «22» октября 2009 года, в 14 часов, на заседании диссертационного совета Д 008.008.04 в Институте содержания и методов обучения РАО по адресу: 119435, Москва, Погодинская ул.
  5. Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (23)

    Научная работа
    4. Экономика – 06.41.00; 06.61.00; 06.01.45; 06.01.79; 06.03.07; 06.09.00; 06.43.00; 06.51.00; 06.51.51; 06.61.33; 06.75.00; 06.75.05; 06.75.55; 06.71.

Другие похожие документы..