Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Автореферат'
Защита диссертации состоится 28 апреля 2011 года в 13.00 часов на заседании диссертационного совета ДМ212.009.03 при Астраханском государственном уни...полностью>>
'Программа дисциплины'
Курс рассчитан на бакалавров, готовящихся к преподавательской и научно-исследовательской работе по специальности «Философия», прежде всего на тех, кт...полностью>>
'Доклад'
Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли об...полностью>>
'Документ'
стандартизация и сертификация Безопасность продовольственного сырья и продуктов питания Методы исследования свойств сырья и продуктов питания Перераб...полностью>>

Разработка образовательной программы дошкольного образовательного учреждения. Методические рекомендации

Главная > Методические рекомендации
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Муниципальное учреждение

«Управление образования Администрации города Бийска»

Информационно-методический центр

Разработка образовательной программы

дошкольного образовательного учреждения.

Методические рекомендации.

Бийск

2010

Составители:

Кикоть О.П. – методист ИМЦ МУ «Управление образования Администрации города Бийска»

Сепетая Н.Н. – заведующий МДОУ «Детский сад № 51»

Разработка образовательной программы дошкольного образовательного учреждения. Методические рекомендации.

В методических рекомендациях предлагаются общие подходы к разработке образовательной программы ДОУ, дается современное толкование понятия «образовательная программа», раскрываются основные характеристики образовательной программы, ее примерная структура, возможное содержание, которое отбирается педагогами в соответствии со статусом образовательного учреждения. Представлен теоретический и практический материал, необходимый педагогам в организации воспитательно-образовательного процесса.

Издание адресовано руководителям и педагогам дошкольных образовательных учреждений.

Содержание

Введение

Общие положения

Структура образовательной программы дошкольного образовательного учреждения

Рекомендации по разработке разделов образовательной программы

Основные этапы подготовки образовательной программы
дошкольного образовательного учреждения

Алгоритм организации деятельности дошкольного образовательного учреждения по разработке, реализации и совершенствованию образовательной программы

Изменения и дополнения в образовательную программу

Литература

Введение

Достижение качества образования возможно в условиях программно-целевого подхода, требующего осмысления педагогами собственной практики, как необходимого условия эффективности организуемого ими образовательного процесса. Программно-целевой подход позволяет выработать в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) возможные стратегические и тактические ориентиры совершенствования образовательной деятельности всего педагогического коллектива.

Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения разрабатывается в соответствии с требованиями основных нормативных документов: Закона Российской Федерации «Об образовании» и Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, является обязательным нормативным документом, разрабатываемым и реализуемым каждым образовательным учреждением самостоятельно. В п. 21 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении отмечено, что «содержание образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении определяется образовательной программой дошкольного образования, разрабатываемой, принимаемой и реализуемой им самостоятельно».

Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения является одним из основных нормативных документов, регламентирующих его жизнедеятельность. Она наряду с Уставом служит основой для лицензирования, аккредитации, изменения бюджетного финансирования, организации платных образовательных услуг в соответствии с социальным заказом родителей (законных представителей).

Наряду с Уставом образовательного учреждения, лицензией на право ведения образовательной деятельности, свидетельством о государственной аккредитации образовательного учреждения необходимо знакомить родителей с документами, регламентирующими организацию образовательного про­цесса, индивидуально с каждым заключать родительский договор. Из числа других документов, с которыми нужно знакомить родителей, прежде всего, необходимо отметить образовательную программу ДОУ. Этот документ будет ориентировать родителей на информацию о предоставляемых образовательных услугах, что в свою очередь будет способствовать обеспечению реализации права родителей на выбор образовательных услуг, права на гарантию их получения.

Разработать качественную образовательную программу практикам мешают существующие на сегодняшний день разночтения в определении самого понятия «образовательная программа», которое различные авторы трактуют либо как программу развития, либо как программу, отражающую специфику образовательной деятельности учреждения или как документ, позволяющий индивидуализировать образовательные маршруты воспитанников. Наиболее распространенное заблуждение заключается в том, что образовательную программу зачастую отождествляют с учебной программой, реализуемой в том или ином дошкольном учреждении. В то же время существует реальный опыт разработки образовательных программ по аналогии со школьной моделью или исходя из собственной логики понимания данного документа. Таким образом, можно зафиксировать еще одно явное противоречие между требованием Закона РФ «Об образовании» и других нормативных документов о разработке и реализации каждым образовательным учреждением самостоятельно».

Практическая значимость данного вопроса, его актуальность определило логику отбора материалов для данного пособия. Представленные материалы отражают основные цели и специфику дошкольного образовательного учреждения, программа которого должна строиться с учетом особенностей организации работы с детьми дошкольного возраста, когда преобладающими являются ценности развития и воспитания.

В соответствии с утверждением и введением в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 655 от 23 ноября 2009 года) изменяется форма и структура Образовательной программы ДОУ.

В настоящее время на основе федеральных требований разрабатываются:

примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования;

примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.

До ввода в действие этих двух программ настоящие рекомендации являются временными.

Данные рекомендации помогут дошкольным образовательным учреждениям в короткие сроки внести дополнения и изменения в уже действующие образовательные программы и повысить качество дошкольного образования.

Общие положения

Понятие «образовательная программа» вошло в педагогическую практику после принятия Закона РФ «Об образовании».

Образовательная программа - нормативно-управленческий документ, обосновывающий выбор цели, содержания, применяемых методик и технологий, форм организации воспитательно-образовательного процесса в каждом конкретном дошкольном образовательном учреждении (С.Кузьмин).

Образовательная программа – это конкретная модель учебно-воспитательного процесса того или иного дошкольного учреждения. Она должна охватывать все виды деятельности детей (а не только обучение) с учетом их приоритетности в каждом возрастном периоде (Л.С.Маркова).

Образовательная программа ДОУ – это комплекс определенного содержания образования, определенных средств педагогической коммуникации (формы, методы и средства обучения и воспитания), а также кадровые и материальные условия для реализации образовательных потребностей воспитанников (Л.М.Денякина).

Образовательная программа – документ, определяющий специфику организации воспитательно-образовательного процесса (содержание, формы) с учетом стандарта дошкольного уровня образования. Это модель воспитательно-образовательного процесса. Она излагает многокомпонентное содержание образования и состоит из целостного ряда частей, взаимно связанных между собой. Отбор компонентов не может носить случайный характер и должен быть ориентирован, прежде всего, на создание целостной системы (К.Ю. Белая).

Образовательная программа – это документ, который подлежит постоянной (ежегодной) корректировке.

Назначение образовательной программы определяется исходя из того, что это внутренний (для данного учреждения) образовательный стандарт, обусловленный муниципальной программой развития образования, логикой развития самого образовательного учреждения, его возможностями, образовательными запросами основных социальных заказчиков — родителей (законных представителей).

Назначение образовательной программы — мотивированное обоснование содержания воспитательно-образовательного процесса, выбора общеобразовательной программы в каждом конкретном дошкольном образовательном учреждении.

Обобщая все выше сказанное, образовательную программу дошкольного учреждения можно определить как: нормативный документ, внутренний стандарт учреждения, определяющий содержание дошкольного образования, разработанный по основным направлениям развития детей и представляющий собой комплекс средств воспитания, обучения, оздоровления, развития и коррекции детей, реализуемый на основе имеющихся ресурсов (кадровых и материальных) в соответствии с социальным заказом территории [ ].

Образовательная программа должна охватывать все основные моменты жизнедеятельности детей, а не только образование, с учетом приоритетности видов детской деятельности в каждом возрастном периоде.

Программа должна показать:

  • как с учетом конкретных условий и особенностей контингента воспитанников в дошкольном образовательном учреждении любого вида создается собственная нетрадиционная модель организации воспитания, образования и развития дошкольников;

  • какие новые педагогические технологии применяются в работе с детьми;

  • как учитываются индивидуальные особенности и возможности воспитанников.

Образовательную программу ДОУ не следует рассматривать как однажды написанный и не подлежащий коррекции документ. Структура и содержание образовательной программы определяется, как правило, на срок 3-5 лет, но при необходимости корректируется педагогами в соответствии с реальными условиями ежегодно.

Структура образовательной программы дошкольного образовательного учреждения

Поскольку в настоящее время существуют различные точки зрения на сущность образовательной программы и различные подходы к определению ее содержания, мы предлагаем рассматривать приводимую нами «модель» структуры образовательной программы дошкольного образовательного учреждения как примерную.

Титульный лист.

Когда и кем утверждена, где рассмотрена, с кем согласована программа. Название программы с полным наименованием учреждения.

Ф.И.О., должность авторов программы.

Наименование населенного пункта, год разработки.

Раздел 1. Общие положения.

    1. Пояснительная записка.

    2. Информационная справка о ДОУ.

Раздел 2. Проблемно-ориентированный анализ деятельности.

2.1. Анализ материально-технической базы ДОУ.

2.2. Анализ основных достижений и проблем педагогов.

2.3. Анализ медико-социальных условий пребывания детей в ДОУ.

2.4. Анализ результатов воспитательно-образовательного процесса.

2.5. Анализ личностно-ориентированного взаимодействия с родителями воспитанников и социальными институтами.

2.6. Характеристика социального заказа на образование.

Раздел 3. Предназначение дошкольного образовательного учреждения.

Раздел 4. Описание «модели» выпускника дошкольного

образовательного учреждения.

Раздел 5. Цели и задачи воспитательно-образовательного процесса.

Раздел 6. Содержание воспитательно-образовательного процесса.

    1. Реализуемые программы дошкольного образования, обоснование их

выбора.

    1. Характеристика основных дидактических и методических пособий, сориентированных по основным направлениям развития детей.

    2. Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей.

      1. Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Физическая культура».

      2. Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Здоровье».

      3. Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Безопасность».

      4. Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Социализация».

      5. Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Труд».

      6. Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Познание».

      7. Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Коммуникация».

      8. Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Чтение художественной литературы».

      9. Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Художественное творчество».

      10. Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Музыка».

      11. Содержание коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения в развитии речи.

Раздел 7. Проектирование и планирование педагогической

деятельности, выстраивание целостного педагогического

процесса.

    1. Принципы организации образовательного процесса.

    2. Система реализации общеобразовательной программы дошкольного

образования.

    1. Режимы дня на холодный и теплый период по возрастным группам,

согласно реализуемой общеобразовательной программы

дошкольного образования.

    1. Система работы по адаптации вновь прибывших детей к условиям ДОУ.

    2. Общая учебная нагрузка.

    3. Учебный план.

    4. Расписание занятий.

    5. Расписание работы кружков.

    6. Коррекция и взаимодействие специалистов по обеспечению

индивидуального сопровождения воспитанников.

    1. Планирование содержания воспитательно-образовательного процесса на месяц в утренние и вечерние часы.

    2. Система физкультурно-оздоровительной работы.

    3. Организация питания.

    4. Планирование системы праздников и развлечений.

    5. Воспитательная система ДОУ.

Раздел 8. Мониторинг развития детей.

Раздел 9. Условия реализации образовательной программы ДОУ.

    1. Нормативно-правовая основа реализации программы.

    2. Система управления ДОУ.

    3. Модель методической работы.

    4. Модель взаимодействия специалистов ДОУ.

    5. Формы работы с родителями.

    6. Преемственность в работе ДОУ и школы.

    7. Взаимодействие ДОУ с другими учреждениями.

    8. Предметно-пространственная организация ДОУ.

    9. Динамика профессионального роста и индивидуальных достижений педагогов.

    10. План-карта инновационной работы ДОУ. Инновационные проекты педагогов.

Приложения.

Рекомендации по разработке разделов образовательной программы

Образовательная программа содержит различную информацию об особенностях деятельности дошкольного учреждения в целом по возрастным группам. От того, насколько грамотно и системно эта информация представлена в программе зависит и качество образовательной деятельности учреждения.

1. Титульный лист.

На титульном листе образовательной программы целесообразно представить следующую информацию:

  • в левом верхнем углу листа обозначается информация о том, где рассматривалась программа и принята (например, принята на Совете ДОУ, протокол № ___от _______ );

  • в правом верхнем углу обозначается информация об утверждении программы (например, Утверждаю. Заведующий МДОУ «Детский сад № ___». Ставится подпись руководителя учреждения, расшифровка и печать;

  • в центральной части титульного листа, дается полное наименование учреждения (например, « Образовательная программа МДОУ «Детский сад № __» комбинированного вида, II категории);

  • ниже наименования указываются авторы, разработчики программы, коими могут быть специалисты дошкольного учреждения (воспитатели группы, а также заведующий, старший воспитатель, психолог, логопед, воспитатель) или творческий коллектив, включающий также специалистов других учреждений образования (научного руководителя, специалиста управления образования);

  • в нижней части титульного листа указываются наименование населенного пункта, в котором находится ДОУ и год разработки образовательной программы.

Раздел 1. Общие положения.

Раздел «Общие положения» включает пояснительную записку и информационную справку о ДОУ.

В пояснительной записке указываются основные концептуальные подходы, использованные при разработке программы, описание ее целей и ценностей и предполагаемые сроки ее реализации.

В концепции программы важно представить обоснование актуальности для учреждения разработки того или иного варианта программы. Как правило, при обосновании выбора варианта образовательной программы отмечаются следующие актуальные позиции:

  • образовательная программа учитывает потребности детского контингента, что особенно актуально для учреждений с приоритетами в деятельности (например, ДОУ посещают дети с проблемами в развитии, требующие специализированной коррекции, в связи с этим, программа предусматривает систему коррекционно-развивающей работы с детьми),

  • содержание образования может быть ориентировано на заказ родителей, что важно учитывать ДОУ - Центрам развития (в этой связи, в программу включено соответствующие содержание дополнительного образования, либо организованы вариативные услуги семьям микрорайона),

  • при разработке программы учитываются также культурно-образовательные особенности территории, что важно для ДОУ любого вида (в этом случае, содержание включает региональный компонент образования, например, региональные программы и технологии по музейно-педагогической работе, краеведению),

  • при разработке образовательной программы (ОП) могут быть учтены также особенности деятельности специалистов ДОУ, уровень их квалификации, позволяющие расширить реализуемое на группе содержание образования за счет разработанного педагогами авторского методического обеспечения.

Концепция включает также характеристику целей и ценностей программы. Ценности, как правило, соответствуют общим идеологическим ориентирам образования (разностороннее развитие ребенка, воспитание нравственного сознания и поведения, здоровый образ жизни, формирование общей культуры личности и т.д.). Цели, реализуемые образовательной программой, представляют собой конкретизацию целей общего образования и могут быть различны, однако независимо от ее конкретного варианта направлены на реализацию условий для обучения, воспитания, развития, оздоровления воспитанников. Цели и задачи ОУ определяются также в соответствии с Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, его Уставом и реализуемыми программами, технологиями.

В информационной справке о дошкольном образовательном учреждении следует отметить:

Общие сведения.

  • Полное название (с указанием типа, вида) и адрес учреждения (юридический адрес, фактический адрес, телефоны, факс, e-mail).

  • Заведующий (ФИО).

  • Приоритетное направление в образовательной деятельности.

  • Краткая историческая справка.

  • Проектная мощность и реальная наполняемость.

  • Перечисление помещений и сооружений ДОУ.

Учредитель МДОУ.

Учредительные документы.

Структура ДОУ (общее количество групп, количество специализированных групп, сведения о наполняемости групп).

Кадровый потенциал ДОУ: всего сотрудников - …, из них административный состав - … человек, педагогический персонал - … человек, учебно-вспомогательный персонал - … человек, обслуживающий персонал - … человек.

Сведения о педагогических кадрах (образовательный ценз, квалификационная категория, педагогический стаж).

Необходимо представить социальный паспорт ДОУ.

Можно представить информацию, раскрывающую индивидуальность ДОУ.

Раздел 2. Проблемно-ориентированный анализ деятельности.

Данный раздел образовательной программы включает характеристику социального заказа на образование, основных достижений и проблем педагогов.

Анализ основных достижений и проблем представляется в образовательной программе с учетом реализуемого содержания в соответствии с используемым педагогами диагностическим инструментарием.

В данном разделе программы представляются обобщенные результаты обучения, воспитания, развития, коррекции и оздоровления воспитанников, как правило, в форме сводных таблиц или диаграмм: например,

  • уровень социальной компетентности и воспитанности детей;

  • общее количество или % детей, освоивших программы (по уровням, представленным в реализуемых комплексных программах);

  • результаты освоения детьми разных видов деятельности;

  • динамика развития физических качеств воспитанников;

  • показатели заболеваемости (за 3 года);

  • количество или процент детей, выпущенных с чистой речью;

  • количество детей, у которых сформирована готовность к школе;

  • результаты адаптации детей в начальной школе;

  • другие результаты в соответствии с содержанием проводимой в ДОУ диагностики.

Раздел 3. Предназначение дошкольного образовательного учреждения.

В данном разделе необходимо сформулировать предназначение конкретного дошкольного образовательного учреждения. Оно формулируется в соответствии с Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, исходя из статуса, вида (для какой категории детей), государственного и муниципального заказа, обосновывается возможностями конкретного образовательного учреждения и запросами семьи.

Формулировка предназначения должна быть краткой и понятной как педагогическому коллективу, так и ближайшему социальному окружению дошкольного образовательного учреждения и в первую очередь семье.

Раздел 4. Описание «модели» выпускника дошкольного

образовательного учреждения.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Образовательные программы Образовательная программа дошкольного отделения > Предназначение дошкольного отделения и средства его реализации. Описание «модели» выпускника дошкольного отделения

    Образовательная программа
    Типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий в соответствии с УМК «Школа России»;
  2. Методические рекомендации к составлению Образовательной программы дошкольного образовательного учреждения (2)

    Методические рекомендации
    В соответствии с утверждением и введением в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №
  3. Образовательная программа муниципального образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста "Начальная школа-детский сад №5"

    Образовательная программа
    - "Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. СанПиН 2.4.1.2660-10" (утв.
  4. Методические рекомендации к составлению Образовательной программы дошкольного образовательного учреждения (1)

    Методические рекомендации
    В соответствии с утверждением и введением в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №
  5. Общеобразовательная программа дошкольного образования (на период 2011 2016 уч г.)

    Образовательная программа
    принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка; сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики);

Другие похожие документы..