Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
1 Религиозная антропология История эзотерических учений Философия Возрождения и Нового времени 4 модуль История христианского мистицизма Зороастризм Н...полностью>>
'Урок'
Большинство российских школ испытывает сегодня немало трудностей при обучении иностранным языкам. Не имея возможностей использовать полученные по ино...полностью>>
'Документ'
Предоставить возможность студентам по специальности «Педагогика и методика начального образования и дошкольная педагогика и психология» Педагогическог...полностью>>
'Лекция'
Регенерация - способность восстанавливать целостность организма после повреждения или утраты части органов и тканей является фундаментальным свойство...полностью>>

Итоговой аттестации выпускников 11-х классов был проведен письменный экзамен по литературе по открытому перечню тем сочинений, сгруппированных в 35 комплектов

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(Минобразование России)

ДЕПАРТАМЕНТ

ОБЩЕГО

ОБРАЗОВАНИЯ

101990, г.Москва, Чистопрудный бульвар, 6/19

факс: (095) 924-69-89, телетайп: 114027 КОНОИД

E-mail: avb@miem.edu.ru

телефон/факс: (095)923-36-19

13-51-125/13 от 28.10.2002

На № _____________________


Органы управления образованием

субъектов Российской Федерации

О проведении письменного

экзамена по литературе в XI классах

общеобразовательных учреждений

Российской Федерации

в 2002/2003 учебном году.

В 2001/2002 учебном году Министерством образования Российской Федерации в целях совершенствования организационной формы проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников 11–х классов был проведен письменный экзамен по литературе по открытому перечню тем сочинений, сгруппированных в 35 комплектов. Каждый комплект имел свой номер и включал 8 тем сочинений, подобранных в соответствии со структурой экзаменационного пакета. Общеобразовательные учреждения каждого из 89 субъектов Российской Федерации, имеющие оперативную связь, были информированы в день экзамена по региональному телевидению о номере комплекта тем сочинений по литературе.

Минобразование России направило в регионы письмо с просьбой предоставить подробную информацию по итогам проведения экзамена. Анализ писем, пришедших из органов управления образованием субъектов Российской Федерации, свидетельствует о том, что новая форма организации итогового контроля по литературе в целом себя оправдала. Она содействовала предотвращению утечки информации о содержании письменных экзаменационных работ, создавала благоприятные условия для подготовки к экзамену, способствовала снижению у выпускников психологической нагрузки, связанной с ситуацией экзамена.

С учетом предложений, поступивших из регионов по дальнейшему совершенствованию формы и содержания итоговой аттестации, Минобразование России устанавливает следующий порядок проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников 11-х классов общеобразовательных учреждений по литературе в 2002/2003 учебном году.

Новая форма организации итогового контроля по литературе распространяется на выпускников школ с русским (родным) языком обучения, на выпускников школ с русским (неродным) и с родным (нерусским) языком обучения, а также на выпускников вечерних (сменных) школ, сдающих экзамен в сроки, совпадающие со сроками дневных общеобразовательных школ.

Экзаменационные материалы соответствуют обязательным минимумам содержания основного общего и среднего (полного) общего образования (приказы Минобразования России от 19.05.98 №1236 и от 30.06. 99 №56).

«Перечень тем сочинений для подготовки к письменному экзамену по литературе за курс средней (полной) школы в 2002/2003 учебном году» включает 500 тем. В указанном перечне темы сочинений группируются в четыре раздела: темы по литературе первой половины XIX века, темы по литературе второй половины XIX века, темы по литературе XX века, а также дополнительные темы для школ с родным (нерусским) языком обучения.

«Перечень тем сочинений для подготовки к письменному экзамену по литературе за курс средней (полной) школы в 2002/2003 учебном году» в третьей декаде марта 2003 года будет направлен электронной почтой в органы управления образованием субъектов Российской Федерации, а также помещен в «Учительской газете», в газетах «Первое сентября» и «Литература», размещен на сайте Минобразования России в Интернете (WWW. informika. ru). Не позднее второй декады апреля каждый регион обеспечивает общеобразовательные учреждения «Перечнем тем сочинений для подготовки к письменному экзамену по литературе за курс средней (полной) школы в 2002/2003 учебном году» в количестве не менее одного экземпляра на образовательное учреждение.

«Комплекты тем сочинений для проведения письменного экзамена по литературе за курс средней (полной) школы в 2002/2003 учебном году» включают 70 комплектов. Каждый комплект будет состоять из пяти экзаменационных тем сочинений, сгруппированных в соответствии со следующей структурой экзаменационного пакета:

  1. Анализ эпизода из художественного произведения русской литературы XIX-ХХ века (эпизоды указаны) или анализ стихотворения поэта XIX или XX века (автор и произведение указаны).

  2. Тема, сформулированная в виде проблемного вопроса или высказывания о произведении.

  3. Тема, связанная с творчеством писателя XIX века (автор и произведение указаны).

  4. Тема, связанная с творчеством писателя XX века (автор и произведение указаны).

  5. Тема, связанная с философской, нравственной, социальной проблематикой русской литературы (указан XIX или ХХ век; произведение художественной литературы выбирает учащийся).

При комплектовании тем учитывается специфика литературного образования в школах с родным (нерусским) языком обучения: в комплектах могут содержаться темы сочинений, имеющие специальную помету (*), которая указывает на право выпускника школы с родным (нерусским) языком обучения заменить эту тему на другую тему, включенную в комплект с пометой «для школ с родным (нерусским) языком обучения».

Количество тем сочинений в «Комплектах тем сочинений для проведения письменного экзамена по литературе за курс средней (полной) школы в 2002/2003 учебном году» будет примерно на 15% меньше числа тем, которые войдут в «Перечень тем сочинений для подготовки к письменному экзамену по литературе за курс средней (полной) школы в 2002/2003 учебном году».

«Комплекты тем сочинений для проведения письменного экзамена по литературе за курс средней (полной) школы в 2002/2003 учебном году» во второй декаде мая 2003 года будут помещены в «Учительской газете», в газетах «Первое сентября» и «Литература», размещены на сайте Минобразования России в Интернете (WWW. informika. ru). В день экзамена в прямом эфире с использованием лототрона (или аналогичного устройства) определяется номер комплекта и соответствующие ему темы сочинений демонстрируются на телеэкране не менее 5 минут и объявляются по радио.

Каждая школа Российской Федерации обеспечивается экзаменационными материалами (один комплект тем сочинений) в традиционном порядке на случай невозможности проведения экзамена в новой организационной форме по техническим причинам. Экзаменационные материалы будут взяты из «Комплектов тем сочинений для проведения письменного экзамена по литературе за курс средней (полной) школы в 2002/2003 учебном году» и направлены в марте-апреле по линии спецсвязи в органы управления образованием субъектов Российской Федерации в установленном ранее порядке в соответствии с письмом «О порядке обеспечения общеобразовательных учреждений экзаменационными материалами».

Традиционный порядок проведения итоговой аттестации сохраняется для следующих категорий учащихся: выпускников общеобразовательных школ, не имеющих радио и телевизионной связи; выпускников, сдающих экзамен в щадящем режиме, выпускников вечерних (сменных) школ, сдающих экзамен в сроки, не совпадающие со сроками дневных общеобразовательных школ. Темы сочинений для всех категорий учащихся комплектуются из опубликованного «Перечня тем сочинений для подготовки к письменному экзамену по литературе за курс средней (полной) школы в 2002/2003 учебном году».

Приложение: «Образцы комплектов тем сочинений» на 1 л.

Руководитель

Департамента А.В. Баранников

Зинина

923-35-37

ПРИЛОЖЕНИЕ

Образцы комплектов тем сочинений

Комплект№1

  1. Стихотворение Ф.И. Тютчева «Певучесть есть в морских волнах…» (восприятие, истолкование, оценка).

  2. Что изменилось в жизни ночлежников в финале пьесы М. Горького «На дне»?

  3. Губернский город и его обитатели в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».

  4. Тема материнского страдания в поэме А.А. Ахматовой «Реквием».*

Для школ с родным (нерусским) языком обучения:

  1. Тема родины в лирике А.А. Ахматовой.

  1. Тема воспитания в одном из произведений русской литературы XVIII – XIX веков.

Комплект№2

  1. Сон Татьяны (анализ эпизода из 5-ой главы романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»).

  2. «В этом появлении Христа в конце вьюжной петербургской поэмы нет ничего неожиданного». Обоснуйте или опровергните высказывание М.Волошина о финале поэмы А. А. Блока «Двенадцать».

  3. Самодуры и самодурство в драме А.Н. Островского «Гроза».

  4. Город и деревня в лирике С. Есенина.

  5. «Без страстей и противоречий нет жизни, нет поэзии» (В.Г. Белинский). По 1-2 произведениям русской литературы ХХ века.*

Для школ с родным (нерусским) языком обучения:

5. «Без страстей и противоречий нет жизни, нет поэзии» (В.Г. Белинский). По произведениям русской и родной литературы ХХ века.

УТВЕРЖДАЮ

Руководитель Департамента
общего образования

---------------------------------------

А.В. Баранников

Комплекты тем сочинений для проведения письменного экзамена по литературе за курс средней (полной) школы в 2002/2003 учебном году

1

1. Письмо Обломова к Ольге Ильинской. (Анализ главы Х второй части романа И.А. Гончарова «Обломов».)

Сон Обломова (Анализ главы IX первой части романа И.А. Гончарова «Обломов».)1

2. «Поэзия Фета – сама природа, зеркально глядящая через человеческую душу…» (К.Д. Бальмонт).

3. Фамусов и жизненная философия «отцов» в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

4. Сюжеты и герои ранней романтической прозы М. Горького2.

5. «Точно и сильно воспроизвести истину, реальность жизни – есть высочайшее счастье для литератора…» (И.С. Тургенев). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века.)

2

1. Стихотворение Н.А. Некрасова «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода…»). (Восприятие, истолкование, оценка.)

2. Достойна ли Софья любви Чацкого? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)

3. Образ Кутузова и вопрос о роли личности в истории. (По роману Л.Н. Толстого «Война и мир».)

4. Люди «дна»: характеры и судьбы. (По пьесе М. Горького «На дне».)

5. «Пойми живой язык природы – и скажешь ты: прекрасен мир…» (И.С. Никитин). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века.)

3

1. а) «Раздвоение Ивана». (Анализ главы 11 романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».)

б) Начало романа М.А. Булгакова «Белая гвардия». (Анализ главы 1 части первой.)

в) Визит Швондера к профессору Преображенскому. (Анализ эпизода из главы 6 повести М.А. Булгакова «Собачье сердце».)

2. «Мысль Тютчева … всегда сливается с образом, взятым из мира души или природы…» (И.С. Тургенев).

3. Фамусов и Молчалин в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

4. Прекрасная Дама в лирике А.А. Блока.

5. «Сострадание есть высочайшая форма человеческого существования…» (Ф.М.  Достоевский). (По одному из произведений русской литературы XIX века.)

4

1. Стихотворение А.А. Фета «Еще майская ночь…» (восприятие, истолкование, оценка).

Стихотворение А.А. Фета «Весенний дождь» (восприятие, истолкование, оценка).

2. Каковы причины и последствия «хандры» Онегина? (По роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин».)

3. а) Столкновение теории с жизнью. (По роману И.С. Тургенева «Отцы и дети».)

б) Тема любви в романе И.С. Тургенева «Дворянское гнездо».

4. Образы «хозяев жизни» в пьесе М. Горького «На дне».

5. «Смех часто бывает великим посредником в деле отличия истины от лжи…» (В.Г. Белинский). (По одному из произведений русской литературы XX века.)

5

1. Диалог Фамусова с Чацким. (Анализ 2 явления второго действия комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)

2. «Она <Ахматова> первая обнаружила, что быть нелюбимой поэтично…» (К.И. Чуковский).

3. Семья Мироновых в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

4. Образ Руси в поэзии А.А. Блока.

5. «Тирания есть привычка, обращающаяся в потребность…» (Ф.М. Достоевский). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)

6

1. Стихотворение Н.А. Заболоцкого «Читая стихи» (восприятие, истолкование, оценка).

Стихотворение Н.А. Заболоцкого «Все, что было в душе…» (восприятие, истолкование, оценка).

2. Как раскрывается тема «русского бунта» в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»?

3. Любовь в жизни Обломова. (По роману И.А. Гончарова «Обломов».)

4. Христианские мотивы в поэме А.А. Блока «Двенадцать».

Изображение «мирового пожара» – стихии революционного переустройства жизни в поэме А.А. Блока «Двенадцать».

5. «Человек – целый мир…» (Ф.М. Достоевский). (По одному из произведений русской литературы XIX века.)

7

1. Печорин и контрабандисты. (Анализ главы «Тамань» романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».)

2. «В стихах Блока автор никогда не исчезает за своими образами; личность поэта всегда перед читателем» (В.Я. Брюсов).

3. Своеобразие лирики Н.А. Некрасова.

4. а) Тема войны в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон».

б) Судьбы крестьянства в романе М.А. Шолохова «Поднятая целина».

5. «Счастье есть дело судьбы, ума и характера…» (Н.М. Карамзин). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)

8

1. Стихотворение Б.Л. Пастернака «Про эти стихи» (восприятие, истолкование, оценка).

2. Как Печорин относится к проблеме судьбы? (По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».)

Как сговор Печорина с Азаматом повлиял на судьбу Бэлы? (По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».)

3. а) Тема дружбы в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»: Базаров
и Аркадий.

б) Образ тургеневской девушки в романе «Дворянское гнездо».

4. Тема любви в лирике В.В. Маяковского.

5. «Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная…» (А.С. Пушкин). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)

9

1. Объяснение Онегина с Татьяной в саду. (Анализ эпизода четвертой главы романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин».)

2. «Чехов был несравненный художник… художник жизни» (Л.Н. Толстой).

3. Портрет как средство характеристики героев романа Л.Н. Толстого «Война и мир».

4. а) Тема творчества в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

б) Образ Города в романе М.А. Булгакова «Белая гвардия».

в) «Шариковщина» как социальное и моральное явление. (По повести М.А. Булгакова «Собачье сердце».)

5. «Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей…» (Ф.М. Достоевский). (По одному из произведений русской литературы XX века.)

10

1. Стихотворение В.В. Маяковского «Скрипка и немножко нервно» (восприятие, истолкование, оценка).

Стихотворение В.В. Маяковского «О дряни» (восприятие, истолкование, оценка).

2. В чем проявляются парадоксы личности Печорина? (По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».)

3. Тема народа в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина.

4. Проблема нравственного выбора в прозе М.А. Булгакова. (По романам «Мастер и Маргарита» или «Белая гвардия».)

Смысл двух превращений Шарика в повести М.А. Булгакова «Собачье сердце».

5. «Человек – это … – живая загадка» (С.Н. Булгаков). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)

11

1. Спор ночлежников о человеке. (Анализ диалога в начале третьего действия пьесы М. Горького «На дне».)

2. Почему М.Ю. Лермонтов называет свою любовь к родине «странной»?

3. а) Сила и слабость базаровского нигилизма. (По роману И.С. Тургенева «Отцы и дети».)

Сила и слабость позиции Базарова в споре с Павлом Петровичем. (По роману И.С. Тургенева «Отцы и дети».)

б) Смысл названия и проблематика романа И.С. Тургенева «Дворянское гнездо».

4. Тема будущего в лирике В.В. Маяковского.

Трагедия русской деревни в лирике С.А. Есенина.

5. «Жизнь скучна без нравственной цели…» (Ф.М. Достоевский). (По одному из произведений русской литературы XIX века.)

12

1. Стихотворение В.А. Жуковского «Песня» («Минувших дней очарованье…») (Восприятие, истолкование, оценка.)

Стихотворение В.А. Жуковского «Море» (восприятие, истолкование, оценка).

2. «Раскольников есть истинно русский человек именно в том, что дошел до конца, до края той дороги, на которую его завел заблудший ум» (Н.Н. Страхов). (По роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».)

3. а) Нравы дома Кабановых в пьесе А.Н. Островского «Гроза».

б) Тема утраченных иллюзий в пьесе А.Н. Островского «Бесприданница».

4. Образ героя-бунтаря в поэзии В.В. Маяковского.

Своеобразие сатиры В.В. Маяковского. (На примере 2–3 произведений.)

5. «Искусство стремится непременно к добру…» (Н.В. Гоголь). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века.)

13

1. Письмо Веры Печорину. (Анализ фрагмента главы «Княжна Мери» из романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».)

2. «От своих предшественников Блок отличался тем, что к судьбе России он подходит не как мыслитель – с отвлеченной идеей, а как поэт – с интимной любовью» (В.М. Жирмунский).

3. Тема народных страданий в поэзии Н.А. Некрасова.

4. Смысл названия и проблематика одного из произведений И.А. Бунина.

5. «Школа несчастья есть самая лучшая школа…» (В.Г. Белинский). (По одному из произведений русской литературы XX века.)

14

1. Стихотворение А.С. Пушкина «Поэту» (восприятие, истолкование, оценка).

2. «В Салтыкове есть … этот серьезный и злобный юмор, этот реализм, трезвый и ясный среди самой необузданной игры воображения…» (И.С. Тургенев).

3. Тема женской доли в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

Образ крестьянки Матрены Тимофеевны в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

4. а) Судьба художника в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

б) Проблема нравственного выбора в романе М.А. Булгакова «Белая гвардия».

Нравственная проблематика повести М.А. Булгакова «Собачье сердце».

5. «Любить истинно может только вполне созревшая душа…» (В.Г. Белинский). (По одному из произведений русской литературы XX века.)

15

1. а) Возвращение Григория Мелехова на хутор. (Анализ финала романа М.А. Шолохова «Тихий Дон», глава XVIII, часть восьмая, книга четвертая.)

б) Сцена «бабьего бунта» в романе М.А. Шолохова «Поднятая целина». (Анализ фрагмента главы XXXIII книги первой.)

2. В чем смысл финала комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»?

3. Образ русского воина-труженика в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».

Партизанская война в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».

4. «Гой ты, Русь, моя родная…» (По лирике С.А. Есенина.)

5. «Великие истины понятны и доступны каждому…» (Д.И. Писарев). (По одному из произведений русской литературы XIX века.)

16

1. Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Я не унижусь пред тобою…» (восприятие, истолкование, оценка).

Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Дума» (восприятие, истолкование, оценка).

2. «Редкие писатели … так сильно убеждены в единстве мысли и поступка, как граф Л.Н. Толстой» (П.В. Анненков).

3. Чиновники города NN. (По поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».)

4. Любовь в жизни героев М.А. Шолохова. (По одному из романов писателя.)

Жизненный путь Андрея Соколова. (По рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека».)

5. «Мещанство большое зло, оно, как плотина в реке, всегда служило только для застоя» (А.П. Чехов). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века.)

17

1. Жизнь ночлежников до появления Луки. (Анализ первой сцены пьесы М. Горького «На дне».)

2. Что вызывает протест у героя ранней лирики В.В. Маяковского?

Как вы понимаете слова В.В. Маяковского: «Поэт всегда должник вселенной…»? (По стихотворению В.В. Маяковского «Разговор с фининспектором о поэзии».)

3. Философия жизни Платона Каратаева. (По роману Л.Н. Толстого «Война и мир».)

Образ Наташи Ростовой. (По роману Л.Н. Толстого «Война и мир».)

4. Трагедия личности, семьи, народа в поэме А.А. Ахматовой «Реквием».

5. «Родник поэзии есть красота…» (Н.В. Гоголь). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)

18

1. Стихотворение Б.Л. Пастернака «Любить иных – тяжелый крест…» (восприятие, истолкование, оценка).

Стихотворение Б.Л. Пастернака «Никого не будет в доме…» (восприятие, истолкование, оценка).

2. «Достоевский – это величайший реалист, измеривший бездны человеческого страдания, безумия и порока, вместе с тем величайший поэт евангельской любви» (Д.С. Мережковский).

3. Печорин и горцы в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

Образ горянки в повести «Бэла». (По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».)

4. Тема памяти в лирике А.Т. Твардовского.

5. «Ум – способность только материальная, душа же живет тем, что нашептывает ей сердце…» (Ф.М. Достоевский). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)

19

1. а) Возвращение Григория Мелехова на хутор. (Анализ финала романа М.А. Шолохова «Тихий Дон», глава ХVIII, часть восьмая, книга четвертая.)

б) Сцена раскулачивания. (Анализ эпизода из романа М.А. Шолохова «Поднятая целина», глава VII, книга первая.)

в) Сцена допроса Андрея Соколова Мюллером. (Анализ эпизода из рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека».)

2. Какой предстает Россия в лирике А.А. Блока?



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Комплекты тем сочинений для проведения учреждений письменного экзамена по литературе в XI класс

    Документ
    Министерством образования Российской Федерации разработан новый порядок проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников 11-х классов общеобразовательных учреждений по литературе.
  2. Рекомендации для органов управления образованием субъектов Российской Федерации по использованию типовых моделей общероссийской системы оценки качества образования

    Анализ
    Рекомендации для органов управления образованием субъектов Российской Федерации по использованию типовых моделей общероссийской системы оценки качества образования
  3. Рекомендации по организации компетентностно- ориентированного образовательного процесса Москва 2003

    Документ
    О.В. Акуловой, А.В. Баранникову, В.А. Болотову, А.С. Бубману, А.А. Вахрушеву, А.Б. Воронцову, Л.М. Долговой, А.А. Каспржаку, Е.Я. Когану, О.Е. Лебедеву, Е.
  4. Лекция №1 предпрофильная подготовка и профильное обучение

    Лекция
    Основные направления развития профильного обучения, сфор­мулированы в базовых государственных документах: Национальной доктрине обра­зования; «Концепции структуры и содержания общего среднего образования в 12-лет­ней школе»; Постановлении
  5. Л. П. Качалова доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии

    Реферат
    Содержание учебного пособия соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по дисциплине блока ОПД «Современные средства оценивания результатов обучения».

Другие похожие документы..