Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
В целях реализации Закона Республики Казахстан от 12 июня 2003 года «О государственном регулировании производства и оборота табачных изделий» ПРИКАЗЫ...полностью>>
'Программа'
Уровень встреч определяется в соответствии с профессиональными интересами участников программы и протокольным уровнем делегатов. По окончании програм...полностью>>
'Документ'
У многих учащихся в подростковом возрасте возникают проблемы с успеваемостью. Зачастую это связано не с работоспособностью ребенка или его интеллекту...полностью>>
'Документ'
5.1. Поточний контроль за виконанням установлених планів, процедур, запровадження заходів з підвищення ефективності підприємства та його підрозділів ...полностью>>

Воспитательная система формирования смысложизненных ориентаций учащихся средней школы 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования

Главная > Автореферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

На правах рукописи

УЛЬЯНОВА Ирина Валентиновна

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ

СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ

УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

13.00.01 – общая педагогика,

история педагогики и образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации

на соискание ученой степени

доктора педагогических наук

Смоленск - 2012

Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном

образовательном учреждении высшего профессионального образования

«Владимирский государственный университет»

Научный консультант: доктор педагогических наук, профессор

Попов Виктор Алексеевич

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор,

член-корреспондент РАО

Бим-Бад Борис Михайлович

доктор педагогических наук, профессор

Плоткин Михаил Маркович

доктор педагогических наук, профессор

Сенченков Николай Петрович

Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Московский городской

педагогический университет»

Защита состоится «18» апреля 2012 года в 14 часов на заседании диссертационного совета Д 212.254.02 по защите докторских и кандидатских диссертаций при Смоленском государственном университете по адресу: 214000, г. Смоленск, ул. Пржевальского, д. 4, ауд. 44.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке

Смоленского государственного университета

Автореферат разослан «___»__________________ 2012 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета Селиванова Л.Н.

Обучение не может быть сведено к чисто методическим задачам,

необходимо возвратиться к истокам, к смыслу человеческого бытия.

В.А. Сластенин

Общая характеристика работы

Актуальность исследования. Демократические преобразования, происходящие в России в последние десятилетия, кардинально меняют вектор развития общества, детерминируя личностное становление граждан, их мировоззрение, поведенческие паттерны. В данных условиях расширяется функциональный арсенал педагогики, призванной выступать гарантом укрепления традиций гуманизма, построения гражданского общества, а сама образовательная система – активизировать свой воспитательный потенциал. Наряду с этим процесс организации школьной жизни, способной содействовать адекватному реагированию учащихся на вызовы времени, их экзистенциальному и социокультурному самоопределению, становится более сложным и противоречивым.

Данное положение обусловлено объективными и субъективными факторами. Интеграция России в мировое пространство требует учета в образовательном процессе особенностей постиндустриального общества. Главное богатство в нем – интеллектуально-творческая личность (В.Л. Иноземцев, А.Турен), научная сфера преодолевает монизм, на смену абсолютному знанию и измерению приходят синтез, интеграция, герменевтика и синергетика, тринитаризм, множественная интерсубъектность (Р.Ф. Абдеев, Р. Ассаджиоли, В.Г. Буданов, Н.Н. Моисеев и др.). Вместе с тем мировое сообщество испытывает давление геополитических, экономических, социальных, экологических проблем, переживает усиление технократизма, информационной экспансии, глобализации, террористических угроз, миграции, потребительской идеологии, культурной неопределенности, когда искусство провозглашает копирование, деструкцию в ущерб позитивизму. Построение гражданского общества в нашей стране сопряжено также с поиском народом собственной идентичности (В.Г. Федотова и др.) на фоне социальной аномии, демографической нестабильности, бифуркации ценностейпоколений, неразвитости условий для просоциального досуга, неразработанности детско-молодежной политики (И.М. Ильинский, М.М. Плоткин, В.А. Ядов и др.).

В данном контексте обостряются психологические проблемы человека. Наряду с тем, что его субъективность является главным источником развития культуры, переживаемое одиночество ведет к отчуждению от родового, коллективного. Расширяется спектр аддикций (компьютерной, пищевой и проч.), деперсонализируется реальное человеческое общение, ослабевает рефлексия, ущемляются эмоции (В.П. Зинченко). В итоге формируется невротичная, дезадаптированная в пространстве и во времени личность, не удовлетворяющая базовые потребности в любви, заботе, понимании (К. Хорни, Э. Фромм,
Э. Эриксон). Подрастающее поколение в значительной части затрудняется в определении мировоззренческой позиции, профессионального выбора, жизненного пути (А. Адлер, К.А. Абульханова-Славская, Д.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, А.В. Серый, В. Франкл, М. Хайдеггер, В.Э. Чудновский, К. Ясперс и др.). Диапазон состояний в процессе поиска собственного Я расширяется от страдания до скуки (А. Шопенгауэр).

Благодаря теоретическим и эмпирическим исследованиям, проводимым с 1995 г. на базе Психологического института РАО, изучены, в том числе, психологические особенности формирования смысложизненных ориентаций подростков (Г.А. Вайзер и др.), юношества (Н.Л. Быкова и др.), связь смысла жизни с профессиональной деятельностью учителя (Е.В. Киселева и др.). В образовательных школах апробируются различные модели психологического сопровождения учащихся (Дж. Аллан, М.Р. Битянова, Л. Кольберг и др.), что содействует гуманно ориентированному воспитанию (самовоспитанию), обучению (самообучению), развитию (саморазвитию) всех участников педагогического процесса.

В соответствии с социальным заказом государства и общества, выраженном в Законе РФ «Об образовании», Национальной доктрине образования в РФ до 2025 г., в Государственных образовательных стандартах, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2009) идеальная личность современного выпускника школы характеризуется как человек, способный к формированию гуманистических смысложизненных ориентаций. В диссертационном исследовании доказывается, что отечественная педагогика, опираясь на национальные и интернациональные гуманистические традиции, обладает для этого достаточными ресурсами. Так, методологически обоснована гуманистическая педагогическая парадигма
(Т. Брамельд, М.В. Богуславский и др.), утверждается личностно ориентированный подход в образовании (А.В. Петровский, В.В. Сериков и др.). Воспитательная компонента целостного педагогического процесса прогрессивной частью педагогического сообщества страны отмечается как приоритетная (Д.А. Белухин, Е.В. Бондаревская, А.В. Мудрик, П.И. Пидкасистый, В.А. Сластенин и др.), разработана система ценностно смысловых и других компетенций субъектов образования (А.В. Хуторской). В европейской и российской практике представлен богатый арсенал воспитательных концепций экзистенциального характера, содействующих становлению личности, способной к гуманному жизнетворчеству (Ш.А. Амонашвили, П. Гехеб, И.Н. Закатова,
Л. Кольберг, А. Нилл, В.А. Сухомлинский, В.А. Караковский, А.Н. Тубельский, С. Френе, Д. Ховард, С.Т. Шацкий, Р. Штейнер, Н.Е. Щуркова,
Е.А. Ямбург и др.).Фундаментально разработаны теория воспитательных систем, концепция образовательного пространства (Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова, В.А. Ясвин и др.). В новейшей педагогике (к. XX в. – н. XXI в.) выделяются частные направления, расширяющие ее методологическую базу, отвечающие вызовам постиндустриального общества: психоаналитическая педагогика (Г. Фигдор), онтопсихологическая педагогика (А. Менегетти), ненасильственная педагогика (В.А. Ситаров), педагогическая аксиология
(В.А. Сластенин, Г.И. Чижакова) и др.

В широком разнообразии диссертационных исследований в области педагогики (13.00.01) двух последних десятилетий отражаются положительные результаты научных изысканий, связанных с частными и общими вопросами формирования смысложизненных ориентаций учащихся, посредством: ориентации школьников на духовно значимые ценности – А.Д. Солдатенков, развития личностной свободы учащихся начальной школы – В.В. Зайцев, развития лидерской одаренности школьников – В.Ю. Большаков, формирования мировоззренческой позиции школьников на начальной ступениобучения –
М.А. Полякова, формирования ценностного отношения к семье у старшеклассников – Л.Н. Урбанович, формирования ценностных основ информационной культуры старшеклассников – О.А. Фролова, формирования личных жизненных планов учащихся посредством профессионального самоопределения– О.А. Кортун, формирования потребности учащихся в самореализации – Н.А. Редькина, гармонизации педагогического процесса ценностного самоопределения старших школьников – Н.Н.Лебедева, формирования индивидуального стиля социального поведения подростков – А.Н.Кузнецов, реализации гендерного подхода в образовании – Е.Н. Каменская, воспитания ценностных отношений школьников в образовательном процессе – И.В. Бабурова, формирования смысложизненных ориентаций учащихся в системе художественного образования – О.А. Фомина, изучения роли воспитания в современном образовательном процессе – Е.М. Сафронова, ценностного содержания образования – Л.М. Перминова, воспитательной системы школы – М.В. Воропаев, взаимодействия детей и взрослых в творческих объединениях воспитательной системы – С.В. Евтушенко, интегративного управления формированием среды образования в школе – А.А. Ярулов и др.

Наряду с этим отмечается: сегодня, когда образование нуждается в диверсификации, когда его результаты «должны выйти за рамки предметного формата» и отслеживаться на уровне духовно-нравственной зрелости субъектов, российская школьная образовательная система тяготеет к сциентизму, дидактогении (В.П. Борисенков, Э.Д. Днепров, В.В. Краевский, Н.Д. Никандров и др.), «дети в принципе вышли из системы постоянного контакта со взрослым сообществом» (Д.И. Фельдштейн), нуклеарная семья утрачивает свою устойчивость (Э.Г. Эйдемиллер), стремительно снижается общественный статус учителя, что в совокупности влияет на рост отклоняющего поведения в молодежной среде (В.А. Попов). Инновационные воспитательные системы, адекватно реагирующие на цивилизационные и государственные проблемы, локализуются преимущественно в границах одной или нескольких школ регионов. Аналитические, опытно-экспериментальные исследования, посвященные непосредственно воспитательной системе формирования смысложизненных ориентаций учащихся в средней школе, пока не представлены.

В связи с вышесказанным становится очевидным, что современное педагогическое знание нуждается в системообразующем феномене, способном стать детерминантой целостного педагогического процесса. Им может быть определен феномен «смысложизненные ориентации учащихся», обладающий личностно развивающим, регулятивно-профилактическим, жизнесберегающим потенциалом, глубоко изученный в рамках философии, психологии, но не исследованный в качестве самостоятельной дефиниции педагогикой.

В указанных условиях обостряются противоречиямежду:

– потребностью постиндустриального общества в личности, способной к формированию смысложизненных ориентаций как условию психологической устойчивости, духовно-нравственного благополучия человека и социума, и отсутствием педагогического феномена, интегрирующего для этого образовательные усилия педагогического сообщества гуманистической направленности;

– методологической разработанностью вопроса о формировании смысложизненных ориентаций личности в гуманитарных науках и его фрагментарной представленностью в педагогической теории и практике;

– потребностью психологически здоровой личности в формировании смысложизненных ориентаций как способа преодоления экзистенциального вакуума посредством самовоспитания, самообучения, саморазвития и дефицитом для этого оптимальных педагогических условий в образовательном процессе школы;

– потребностью современного российского общества на уровне социального заказа в выпускнике средней школы как личности, способной постигать смысл жизни и формировать гуманистические смысложизненные ориентации, и отсутствием адекватной запросу смысложизненноориентационной воспитательной системы школы;

– исторической и методологической имманентной обусловленностью обращения современного педагога к вопросам формирования смысложизненных ориентаций учащихся в педагогическом взаимодействии и неразработанностью технологии соответствующей педагогической деятельности;

– необходимостью подготовки педагогических кадров в вузе, на курсах повышения квалификации, в школе для содействия учащимся в формирования смысложизненных ориентаций и отсутствием спецкурсов, специальных программ, методических разработок.

Выявленные противоречия обозначили проблему исследования: каковы особенности воспитательной системы школы, способной обеспечить эффективные педагогические условия для формирования смысложизненных ориентаций учащихся. С учетом обозначенной проблемы был осуществлен выбор темы исследования: «Воспитательная система формирования смысложизненных ориентаций учащихся средней школы».

Цель исследования – научное обоснование воспитательной системы формирования смысложизненных ориентаций учащихся и ее апробация в образовательном процессе средней школы.

Объект исследования – формирование смысложизненных ориентаций учащихся как педагогическое явление.

Предмет исследования – теоретические и технологические особенности воспитательной системы формирования смысложизненных ориентаций учащихся средней школы.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что воспитательная система школы будет содействовать формированию смысложизненных ориентаций учащихся, если:

– феномен смысложизненных ориентаций личности определен детерминантой целостного педагогического процесса гуманистической педагогической парадигмы;

– разработана методология смысложизненноориентационного педагогического направления;

– определены теоретико-практические векторы смысложизненноориентационной воспитательной системы школы, образующие целостный горизонтально-вертикальный конструкт образовательного процесса;

– в школе организовано смысложизненноориентационное пространство, где реализуется технология формирования смысложизненных ориентаций учащихся;

– определены критерии, уровневые показатели эффективного функционирования воспитательной системы по формированию смысложизненных ориентаций учащихся;

– обеспечивается подготовка педагогических кадров к формированию смысложизненных ориентаций учащихся.

Для достижения цели и доказательства гипотезы с учетом выделенных объекта и предмета исследования были определены его задачи:

1. На основе генезиса исследования феномена «смысложизненные ориентации личности» в гуманитарном знании раскрыть его педагогические особенности, рассмотрев как личностный конструкт учащихся с определением структуры, содержания, функций.

2. Провести ретроспективный анализ развития гуманистической педагогической парадигмы, раскрыть ее смысложиненноориентационный потенциал.

3. Определить концептуальные положения педагогического направления по формированию смысложизненных ориентаций учащихся в условиях воспитательной системы школы.

4. Выделить и охарактеризовать теоретико-практические векторы смысложизненноориентационной воспитательной системы школы.

5. Раскрыть содержание сфер смысложизненноориентационного пространства школы, представив класс как мини-модель демократического общества.

6. Разработать педагогическую технологию формирования смысложизненных ориентаций учащихся.

7. Провести формирующий эксперимент, оформив модель комплексной диагностики воспитательной системы формирования смысложизненных ориентаций учащихся, представить критерии и уровни ее оптимального функционирования.

8. Разработать систему подготовки педагогических кадров к работе по формированию смысложизненных ориентаций учащихся в образовательном процессе.

Теоретико-методологической основой исследования стали логико-исторический подход к анализу понятия «смысложизненные ориентации личности», системно-структурный, интегративный подходы к анализу сложных объектов, явлений и педагогических процессов, диалектический, культурологический, антропологический, аксиологический, герменевтический, синергетический, деятельностный, тринитарный, компетентностный, акцептный, эргономический, гендерный, феликсологический подходы к организации воспитательной системы школы.

Конкретно-научную основу исследования определяют:

– философские положения о смысле жизни как центральной мировоззренческой категории (Аристотель, Н.А. Бердяев, Г.В.Ф. Гегель, Р. Декарт,
И. Кант, С. Кьеркегор, Платон, Сократ, Е.Н. Трубецкой, С.Л. Франк, К. Ясперс и др.), об обусловленности развития общества решением личностью экзистенциальных, онтологических, аксиологических проблем (Н. Гартман,
Э. Гуссерль, В. Дильтей, К. Маркс, М. Хайдеггер, В.Ф. Цанн-кай-си,
А. Швейцер, М. Шелер и др.); идеи организации культурного пространства для воспитания личности (М.М. Бахтин, М.С. Каган и др.), концепции преодоления культурного кризиса постиндустриальной цивилизации (В.Л. Иноземцев, Б.Ф. Поршнев, А.Турен, К. Ясперс и др.); концепции социальных рисков постиндустриального общества (Ю.А. Зубок, В.И. Чупров и др.); идеи педагогизации психотерапии (Э. Берн, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, К. Роджерс, В. Франкл и др.); подход к феномену «смысл жизни» («смысложизненные ориентации») как субстанциональному психическому образованию, детерминирующему становление личности (Б.С. Братусь, А.А. Деркач, Д.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, А.С. Серый, В.В. Столин, В. Франкл, Э. Фромм, В.Э. Чудновский и др.); концепция развивающего обучения (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов и др.); положения гуманистической педагогической парадигмы (И.А. Колесникова, Г.Б. Корнетов и др.); концептуальные положения современных подходов к образованию: системного, антропологического, интеграционного, деятельностного, личностно ориентированного, компетентностного и др. (Б.М. Бим-Бад, А.Я. Данилюк, Дж. Дьюи, А.В. Петровский, В.А. Сластенин и др.); идеи личностного развития ученика (Е.В. Бондаревская,
А.Д. Белухин, Д.И. Фельдштейн и др.) в семье (И.А. Ильин, П.Ф. Лесгафт и др.) и образовательных учреждениях (Е.Д. Божович, Д.Б. Эльконин и др.), его способности к постижению смысла жизни (Я.А. Коменский, П.И. Пидкасистый, Н.И. Пирогов, А.Д. Солдатенков, К.Д. Ушинский, Р. Штейнер идр.); идея гуманизации целостного педагогического процесса через демократизацию взаимоотношений между всеми его субъектами (Ш.А. Амонашвили,
М. Боткин, Б.Г. Брушлинский, В.П. Вахтеров, П. Гехеб, П. Деглер, П.Ф. Каптерев, М. Монтессори, А.С. Нилл, Ж.-П. Сартр, В.В. Сериков, В.А. Сластенин, В.А. Сухомлинский, С. Френе, Э. Шпрангер, Р. Штейнер и др.); идеи расширения функционального спектра современной педагогики (Л.В. Блинов, Б.С. Гершунский, К. Роджерс, Н.Е. Щуркова и др.); концепция организации образовательного процесса в школе посредством воспитательной системы (А.В. Гаврилин, Н.Л. Селиванова и др.); идея эволюции «ученического коллектива» (А.К. Дусавицкий, Л. Кольберг, А.С. Макаренко и др.); концепций валеологического (С. Ганеман, Ю.П. Лисицина и др.), психологического
(М.Р. Битянова, И.В. Дубровина и др.), гендерного (П.П. Блонский, Е.Н. Каменская и др.), этического, эстетического (Д.Б. Кабалевский, Б.Н. Неменский, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, Г.Г. Шпет и др.), профориентационного воспитания школьников (Н.С. Пряжников, Г.В. Резапкина и др.); труды, посвященные организации образовательного пространства (М.Я. Виленский,
Я. Корчак, В.В. Рубцов и др.); идеи технологизации образовательного процесса (В.П. Беспалько, А.С. Макаренко, С. Френе и др.), его гуманитаризации (Е.Н. Ильин, В.А. Кан-Калик, А.А. Мелик-Пашаев, Г.С. Меркин и др.); - концепция педагогической профилактики отклоняющегося поведения (В. Велп, Л.В. Мардахаев и др.); диагностический подход к результатам образовательного процесса (В.И. Звонников, В.Г. Максимов и др.), сформированности учащимися смысложизненных ориентаций (Д.А. Леонтьев и др.); идея формирования смысложизненных ориентаций учителя, специальной подготовки студентов и учителей к профессиональной деятельности в контексте гуманистической педагогической парадигмы (Н.Н. Никитина, И.С. Сергеев и др.).

Для решения поставленных в исследовании задач были использованы следующие методы исследования: теоретические – анализ и синтез, классификация, обобщение, теоретическое моделирование, историческая аналогия; эмпирические – изучение научной литературы, документов и результатов деятельности учителей, педагогов-психологов, социальных педагогов; прямое и косвенное наблюдение, беседы с субъектами образовательного процесса, тестирование, анкетирование, рефлексивное сочинение, научная фотография, экспертная оценка образовательного процесса, констатирующий и формирующий эксперименты; статистические методы – ранжирование, математическая обработка полученных в ходе исследования результатов.

Эмпирической базой исследования явилась сеть средних общеобразовательных школ г. Владимира (МОУ СШ № 1, 6, 15, 16, 17, 22, 24, 25, 35, 36, 40, 43), Владимирский государственный гуманитарный университет, Владимирский государственный университет, Московский педагогический государственный университет, Владимирский институт повышения квалификации работников образования, Городской информационно-методический центр
г. Владимира. В опытно-экспериментальную работу было включено 1700 учащихся, 160 учителей, педагоги-психологи, социальные педагоги средних школ г. Владимира и Владимирской области; 200 студентов Владимирского государственного гуманитарного университета.

Этапы исследования. Исследование проводилось в 4 этапа с 1998 по 2011 гг.

Первый этап (подготовительный,1998 г.) связан с оценкой состояния проблемы в российском социуме, теоретическим анализом научной литературы, формулированием замысла исследования и обоснованием его предметной области, уточнением смысложизненноориентационного потенциала существующих теорий образовательной деятельности в отечественной и зарубежной педагогике, причин несформированности гуманно, просоциально ориентированной личностной позиции у значительной части современных школьников, определением исходных положений исследования, его целей, задач, гипотезы, методов.

Второй этап (констатирующий,1999 г.) посвящен изучению уровня сформированности смысложизненных ориентаций учащихся, разработке программы опытно-экспериментальной работы, ее первичной фрагментарной апробации.

Третий этап (теоретико-опытно-экспериментальный, 1999 – 2010 гг.) был направлен на уточнение логической структуры исследования, разработку его методологических основ, проведение формирующего и контрольного этапов педагогического эксперимента (результаты контрольного эксперимента частично отражены в диссертационном исследовании автора на соискание ученой степени кандидата педагогических наук в 2004 г.); проектирование, моделирование и экспериментальную проверку педагогических условий формирования смысложизненных ориентаций учащихся в рамках специальной воспитательной системы; написание монографий, учебных пособий, текста докторской диссертации.

Четвертый этап (обобщающий, 2010-2011 гг.) представлен анализом, систематизацией и обобщением данных, полученных в результате констатирующего, формирующего, контрольного этапов эксперимента; итоговым оформлением текста докторской диссертации.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

– разработаны концептуально-педагогические основы формирования смысложизненных ориентаций учащихся как непрерывного, целостного, социо-,культуросообразного процесса, как базиса гуманистической педагогики постиндустриального общества, что выражается в следующем:

– в теорию и практику среднего и высшего образования введено педагогическое понятие «смысложизненные ориентации учащихся», которое ранее рассматривалось исключительно в психологической плоскости и вводилось в образовательный процесс с вынужденной деформацией его педагогической сущности;

– феномен «смысложизненные ориентации учащихся» рассмотрен как педагогический личностный конструкт с определением структуры (ценности, цели, деятельность), содержания каждого компонента, функций; расширяющий функциональный спектр общей педагогики (охарактеризованы ее функции: системообразующая, направляющая, диффузная, иррадиационная, фасилитативная, компенсаторная, медиационная, феликсологическая, прогностическая, консервационно-стимулирующая, регуляционно-ограничительная, аккумуляционная);

– процесс формирования смысложизненных ориентаций охарактеризован как триединый в устойчивой совокупности компонентов, это: 1) самостоятельная деятельность ученика (самовоспитание, самообучение, саморазвитие), 2) деятельность педагога, 3) деятельность педагогического коллектива совместно с родителями (воспитание, обучение, развитие);

– оформлена педагогическая возрастная периодизация формирования смысложизненных ориентаций учащихся, в которой периоды дошкольничества и обучения в начальной школе обозначены как необходимые подготовительные этапы для осознанного формирования смысложизненных ориентаций подростками, юношеством;



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Формирование психолого-педагогической диагностической культуры учителя в системе непрерывного педагогического образования 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования

    Автореферат
    Актуальность исследования. В последние годы образовательная практика обогатилась такими новыми категориями, как гуманизм, сотрудничество, демократизация, диалоговое обучение, технологический подход, инновационные образовательные технологии.
  2. Формирование конкурентоспособности школьников в условиях дополнительного образования 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования

    Автореферат
    Защита состоится « » « » 2008 года в часов на заседании диссертационного совета Д 212.307.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора педагогических наук при ГОУ ВПО Ярославский государственный педагогический университет им.
  3. Культура здоровья педагога (личностный и профессиональный аспекты) 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования

    Автореферат
    Защита состоится 28 мая 2009 в 10.00 часов на заседании диссертацион­ного совета Д 212.274.01 при государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Тюменский государственный универ­ситет» по адресу: 625003, г.
  4. Феномен дополнительности в научно-педагогическом знании 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования

    Диссертация
    Защита состоится 23 декабря 2008г. в 11.00 час. на заседании диссертационного совета Д 212.276.02 при Ульяновском государственном педагогическом университете им.
  5. Учреждение среднего профессионального образования как институт социализации личности в условиях рыночной экономики 13. 00. 01 Общая педагогика, история педагогики и образования

    Автореферат
    Работа выполнена на кафедре социальной педагогики в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Дагестанский государственный университет»

Другие похожие документы..