Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Литература'
Процесс становления социологии как науки был длительным и сложным. Еще с древних времен человека интересовали вопросы, связанные с его собственным сущ...полностью>>
'Решение'
Заслушав и обсудив доклад Начальника Управления организации обеспечения лекарственными средствами и медицинской техникой Катлинского А.В., Коллегия М...полностью>>
'Программа'
Данная программа разработана в соответствии с региональным БУП Томской области, в котором на изучение курса «Экологии Томской области» отводится 17 ч...полностью>>
'Публичный отчет'
В рамках этих Договоров проводятся научные исследования, результатами которых являются не только научные статьи, но и студенческие дипломные работы, ...полностью>>

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования направление подготовки 210600 Нанотехнология (1)

Главная > Образовательный стандарт
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель Министра образования

и науки Российской Федерации

А.Г. Свинаренко

18 января 2006 г.

Регистрационный №

735 тех/бак

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Направление подготовки

210600 Нанотехнология

Степень (квалификация) - бакалавр техники и технологии

Вводится с момента утверждения

Москва, 2006 г.

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ

НАНОТЕХНОЛОГИЯ”

1.1.Направление утверждено приказом Министерства образования Российской Федерации № 1922 от 23.04.2004 г.

1.2. Степень(квалификация) выпускника - бакалавр техники и технологии. Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра по направлению “Нанотехнология” при очной форме обучения 4 года.

1.3. Квалификационная характеристика выпускника

Бакалавр по направлению подготовки "Нанотехнология" в соответствии с требованиями "Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих", утвержденного Постановлением Минтруда России от 21.08.98, №37, может занимать следующие должности: инженер, инженер-электроник, инженер-технолог, инженер-лаборант.

1.3.1. Область профессиональной деятельности.

Область профессиональной деятельности выпускника включает в себя совокупность средств, способов и методов человеческой деятельности, направленной на создание, исследование, моделирование и эксплуатацию наноматериалов и компонентов наносистемной техники, применение процессов нанотехнологии и нанодиагностики.

1.3.2. Объекты профессиональной деятельности.

Объектами профессиональной деятельности бакалавра являются: наноматериалы и компоненты наносистемной техники; процессы нанотехнологии и методы нанодиагностики; физико-математические и физико-химические модели процессов, методов и компонентов, алгоритмы решения типовых задач, относящиеся к профессиональной сфере.

1.3.3. Виды профессиональной деятельности.

Бакалавр по направлению подготовки "Нанотехнология" в соответствии с фундаментальной и специальной подготовкой может выполнять следующие виды деятельности:

  • экспериментально-исследовательская;

  • производственно-технологическая;

  • эксплуатация и сервисное обслуживание;

  • организационно-управленческая.

1.3.4. Обобщенные задачи профессиональной деятельности.

Бакалавр по направлению подготовки "Нанотехнология" подготовлен к решению следующих типовых задач:

1) экспериментально-исследовательская деятельность:

  • анализ, систематизация и обобщение научно-технической информации по тематике исследования;

  • экспериментальные исследования по синтезу и анализу наноматериалов и компонентов наносистемной техники;

  • применение процессов нанотехнологии и методов нанодиагностики;

  • физико-математическое и физико-химическое моделирование исследуемых процессов и объектов;

  • описание проводимых исследований, подготовка данных для составления обзоров, отчетов и другой документации.

2) производственно-технологическая деятельность:

  • участие в работах по освоению технологических процессов в ходе подготовки производства наноматериалов и компонентов наносистемной техники;

  • участие в работах по подготовке технической документации на оборудование и процессы нанотехнологии и нанодиагностики;

  • организация метрологического обеспечения технологического процесса, использование типовых и разрабатываемых методов контроля качества выпускаемой продукции;

  • оценка эксплуатационных и надежностных параметров изделий по типовым и разрабатываемым методикам;

  • оценка экономической эффективности технологических процессов по существующим методикам;

  • контроль за соблюдением технологической дисциплины.

3) эксплуатация и сервисное обслуживание:

  • участие в монтаже, наладке и регулировании технологического и контрольно-диагностического оборудования, используемого при производстве наноматериалов и компонентов наносистемной техники;

  • организация технического обслуживания и ремонта оборудования, используемого при реализации процессов нанотехнологиии и методов нанодиагностики;

  • определение технического состояния и остаточного ресурса технологического и контрольно-измерительного оборудования, контроль за его эксплуатацией.

1.3.5. Квалификационные требования.

Для решения профессиональных задач бакалавр

  • осуществляет сбор, обработку, анализ и систематизацию научно-технической информации по теме исследований и разработок;

  • изучает специальную литературу и другую научно-техническую информацию, достижения отечественной и зарубежной науки и техники в области наноматериалов, нанотехнологии, нанодиагностики, компонентов наносистемной техники и их применению;

  • участвует в проведении экспериментальных исследований в области анализа и синтеза наноматериалов и компонентов наносистемной техники, примененяет процессы нанотехнологии и методы нанодиагностики по заданной программе, составляет описания экспериментов, готовит данные для составления отчетов, обзоров и другой документации;

  • выполняет физико-математическое и физико-химическое моделирование процессов и объектов по направлению профессиональной деятельности с использованием типовых методик;

  • участвует в монтаже и наладке технологического и контрольно-диагностического оборудования;

  • участвует в работах по доводке и освоению технологических процессов в ходе подготовки производства новой продукции;

  • участвует в испытаниях и сдаче экспериментальных и опытных образцов новой техники;

  • принимает участие в организации контроля качества выпускаемой продукции, проводит её сертификацию;

  • анализирует причины брака выпускаемой продукции и участвует в разработке мероприятий по его предупреждению;

  • осуществляет контроль за соблюдением технологической дисциплины на своем участке, правильной эксплуатацией производственного и лабораторного оборудования;

  • принимает участие в организации технического обслуживания и ремонте технологического и контрольно-диагностического оборудования по направлению деятельности;

  • осуществляет профилактику производственного травматизма, профессиональных заболеваний и экологических нарушений.

Бакалавр должен знать:

  • постановления, распоряжения, приказы, методические и нормативные материалы, касающиеся области своей профессиональной деятельности;

  • действующие стандарты и технические условия, положения и инструкции по эксплуатации оборудования, программам испытаний, оформлению технической документации;

  • технические характеристики и экономические показатели отечественных и зарубежных разработок в области своей профессиональной деятельности;

  • основное используемое технологическое и контрольно-измерительное оборудование и принципы его работы;

  • виды брака и способы его предупреждения;

  • средства вычислительной техники, коммуникации и связи;

  • порядок пользования реферативными, периодическими и справочно-информационными изданиями и информационными технологиями по профилю работы;

  • методы проведения патентных исследований;

  • основы экономики, организации труда и управления коллективом;

  • основы трудового законодательства;

  • правила и нормы охраны труда, безопасности жизнедеятельности.

1.4. Возможности продолжения образования.

Бакалавр подготовлен к продолжению образования:

- в магистратуре по направлениям:

  1. 554500 Нанотехнология

  2. 550700 Электроника и микроэлектроника

  3. 553100 Техническая физика

- освоению в сокращенные сроки образовательных программ по
направлению подготовки дипломированных специалистов

658300 Нанотехнология.

2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ АБИТУРИЕНТА

2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее (полное) общее образование.

2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем полном общем образовании или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.

3.ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ

НАНОТЕХНОЛОГИЯ”

3.1. Основная образовательная программа подготовки бакалавра разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин и программу производственно-технологической практики..

3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки бакалавра, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным стандартом.

3.3. Основная образовательная программа подготовки бакалавра формируется из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.

3.4. Основная образовательная программа подготовки бакалавра должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин:

цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;

цикл ЕН - общие математические и естественно-научные дисциплины;

цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины направления;

цикл СД - специальные дисциплины;

ФТД - факультативные дисциплины

и итоговую государственную аттестацию.

3.5.Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки бакалавров должно обеспечить подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом.

4. ТРЕБОВАНИЯ К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ ДИПЛОМИРОВАННОГО СПЕЦИАЛИСТА «НАНОТЕХНОЛОГИЯ»

Индекс

Наименование дисциплин

и их основные разделы

Всего

часов

ГСЭ

Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины

1802

ГСЭ. Ф. 00

Федеральный компонент

1260

ГСЭ. Ф. 01

Иностранный язык:

лексический минимум в объеме 4000 учебных лексических единиц общего и терминологического характера; грамматические навыки, обеспечивающие коммуникацию общего характера без искажения смысла при письменном и устном общении; основные грамматические явления, характерные для профессиональной речи; понятие об обиходно-литературном, официально-деловом и научном стилях, стиле художественной литературы; основные особенности научного стиля; культура и традиции стран изучаемого языка, правила речевого этикета; говорение; диалогическая и монологическая речь с использованием наиболее употребительных и относительно простых лексико-грамматических средств в основных коммуникативных ситуациях неофициального и официального общения; чтение; виды текстов: несложные прагматические тексты и тексты по широкому и узкому профилю специальности; письмо; виды речевых произведений: аннотация, реферат, тезисы, сообщения, частное письмо, деловое письмо, биография.

340

ГСЭ. Ф. 02

Физическая культура:

физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов; ее социально-биологические основы; основы здорового образа жизни студента; особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности; общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания; основы методики самостоятельных занятий и самоконтроль за состоянием своего организма.

408

ГСЭ. Ф. 03

Отечественная история:

сущность, формы, функции исторического знания; методы и источники изучения истории; понятие и классификация исторического источника; отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное; методология и теория исторической науки; история России как неотъемлемая часть истории;

античное наследие в эпоху Великого переселения народов; проблема этногенеза восточных славян; основные этапы становления государственности; Древняя Русь и кочевники; Византийско-древнерусские связи; особенности социального строя Древней Руси; этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности; принятие христианства; распространение ислама; эволюция восточнославянской государственности в Х1-Х11 в.в.; социально-политические изменения в русских землях в Х111-ХУ в.в.; Русь и Орда: проблемы взаимовлияния; Россия и средневековые государства Европы и Азии; специфика формирования единого российского государства; возвышение Москвы; формирование сословной системы организации общества; реформы Петра 1; Век Екатерины; предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма; дискуссии о генезисе самодержавия; особенности и основные этапы экономического развития России; эволюция форм собственности на землю; структура феодального землевладения; крепостное право в России; мануфактурно-промышленное производство; становление индустриального общества в России: общее и особенное; общественная мысль и особенности общественного движения России Х1Хв; реформы и реформаторы в России; русская культура Х1Х века и ее вклад в мировую культуру; роль ХХ столетия в мировой истории; глобализация общественных процессов; проблема экономического роста и модернизации; революции и реформы; социальная трансформация общества; столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма; Россия в начале ХХ в.; объективная потребность индустриальной модернизации России; Российские реформы в контексте общемирового развития в начале века; политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика; Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса; революция 1917 г.; гражданская война и интервенция, их результаты и последствия; российская эмиграция; социально-экономическое развитие страны в 20-е гг.; НЭП; формирование однопартийного политического режима; образование СССР; культурная жизнь страны в 20-е гг.; внешняя политика; курс на строительство социализма в одной стране и его последствия; социально-экономические преобразования в 30-е гг.; усиление режима личной власти Сталина; сопротивление сталинизму; СССР накануне и в начальный период второй мировой войны; Великая Отечественная война; социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы; холодная война; попытки осуществления политических и экономических реформ; НТР и ее влияние на ход общественного развития; СССР в середине 60-80-х гг.: нарастание кризисных явлений; Советский Союз в 1985-1991 гг.; перестройка; попытка государственного переворота 1991 г. и ее провал; Беловежские соглашения; октябрьские события 1993 г; становление новой российской государственности (1993-1999 гг.); Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации; культура в современной России; внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации.

(см.

п.6.1.2)

ГСЭ. Ф. 04

Культурология:

структура и состав современного культурологического знания; культурология и история культуры; основные понятия культурологии: типология культур, этническая и национальная, элитарная и массовая культуры; восточные и западные типы культур; культура и глобальные проблемы современности.

ГСЭ. Ф. 05

Политология:

объект, предмет и метод политической науки; функции политологии; политическая жизнь и властные отношения; роль и место политики в жизни современных обществ; российская политическая традиция: истоки, социокультурные основания, историческая динамика; политическая власть; политическая система: политические режимы, политические партии, электоральные системы; политические отношения и процессы; политические конфликты и способы их разрешения; политические технологии; политические организации и движения; политические элиты; политическое лидерство; мировая политика и международные отношения.

ГСЭ. Ф. 06

Русский язык и культура речи:

стили современного русского литературного языка; языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка; речевое взаимодействие; основные единицы общения; устная и письменная разновидности литературного языка; нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи; функциональные стили современного русского языка; взаимодействие функциональных стилей; научный стиль; специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи; речевые нормы учебной и научной сфер деятельности; официально-деловой стиль, сфера его функционирования, жанровое разнообразие; языковые формулы официальных документов; приемы унификации языка служебных документов; интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи; язык и стиль распорядительных документов; язык и стиль коммерческой корреспонденции; язык и стиль инструктивно-методических документов; реклама в деловой речи; правила оформления документов; речевой этикет в документе; жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле; особенности устной публичной речи; оратор и его аудитория; основные виды аргументов; подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи; основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов; словесное оформление публичного выступления; понятливость, информативность и выразительность публичной речи; разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка; условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов; культура речи; основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения.

ГСЭ. Ф. 07

Психология и педагогика:

психология: предмет, объект и методы психологии; психика, поведение и деятельность; основные функции психики; мозг и психика; структура психики; основные психические процессы; структура сознания; познавательные процессы; эмоции и чувства; психическая регуляция поведения и деятельности; психология личности; педагогика: объект, предмет, задачи, функции, методы педагогики; основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача.

ГСЭ. Ф. 08

Правоведение:

государство и право; система российского права; конституция Российской Федерации - основной закон государства; понятие гражданского правоотношения; физические и юридические лица; право собственности; административные правонарушения и административная ответственность; уголовная ответственность за совершение преступлений; особенности правового регулирования будущей профессиональной деятельности.

ГСЭ. Ф. 09

Социология:

предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки; общество и социальные институты; мировая система и процессы глобализации; социальные группы и общности; виды общностей; общность и личность; малые группы и коллективы; социальная организация; социальные движения; социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность; понятие социального статуса; личность как социальный тип; социальный контроль и девиация; социальные изменения; социальные революции и реформы; концепция социального прогресса; место России в мировом сообществе; методы социологического исследования.

ГСЭ. Ф. 10

Философия:

предмет философии; место и роль философии в культуре; становление философии; основные направления, школы философии и этапы исторического развития; структура философского знания; учение о бытии; монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия; понятия материального и идеального; пространство, время; движение и развитие, диалектика; детерминизм и индетерминизм; динамические и статистические закономерности; научные, философские и религиозные картины мира; человек, общество, культура; человек и природа; общество и его структура; гражданское общество и государство; человек в системе социальных связей; человек и исторический процесс: личность и массы, свобода и необходимость; формационная и цивилизационная концепции общественного развития; смысл человеческого бытия; насилие и ненасилие; свобода и ответственность; мораль, справедливость, право; нравственные ценности; представление о совершенном человеке в различных культурах; эстетические ценности и их роль в человеческой жизни; религиозные ценности и свобода совести; сознание и познание; сознание, самосознание и личность; познание, творчество, практика; вера и знание; понимание и объяснение; рациональное и иррациональное в познавательной деятельности; проблема истины; действительность, мышление, логика и язык; научное и вненаучное знание; критерии научности; структура научного познания, его методы и формы; рост научного знания; научные революции и смены типов рациональности; наука и техника; будущее человечества; глобальные проблемы современности; взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.

ГСЭ. Ф. 11

Экономика:

введение в экономическую теорию; блага; потребности, ресурсы; экономический выбор; экономические отношения; экономические системы; основные этапы развития экономической теории; методы экономической теории; микроэкономика; рынок; спрос и предложения; потребительские предпочтения и предельная полезность; факторы спроса; индивидуальный и рыночный спрос ; эффект дохода и эффект замещения; эластичность; предложение и его факторы; закон убывающей предельной производительности; эффект масштаба; виды издержек; фирма; выручка и прибыль; принцип максимизации прибыли; предложение совершенно конкурентной фирмы и отрасли; эффективность конкурентных рынков; рыночная власть; монополия; монополистическая конкуренция; олигополия; антимонопольное регулирование; спрос на факторы производства; рынок труда; спрос и предложение труда; заработная плата и занятость; рынок капитала; процентная ставка и инвестиции; рынок земли; рента; общее равновесие и благосостояние; неравенство; внешние эффекты и общественные блага; роль государства; макроэкономика: национальная экономика как целое; кругооборот доходов и продуктов; ВВП и способы его измерения; национальный доход; располагаемый личный доход; индексы цен; безработица и ее формы; инфляция и ее виды; экономические циклы; макроскопическое равновесие; совокупный спрос и совокупное предложение; стабилизационная политика; равновесие на товарном рынке; потребление и сбережения; инвестиции; государственные расходы и налоги; эффект мультипликатора; бюджетно-налоговая политика; деньги и их функции; равновесие на денежном рынке; денежный мультипликатор; банковская система; денежно-кредитная политика; экономический рост и развитие; международные экономические отношения; внешняя торговля и торговая политика; платежный баланс; валютный курс; особенности переходной экономики России; приватизация; формы собственности; предпринимательство; теневая экономика; рынок труда; распределение и доходы; преобразования в социальной сфере; структурные сдвиги в экономике; формирование открытой экономики.

ГСЭ. Р. 00

Национально-региональный (вузовский) компонент

270

ГСЭ. В. 00

Дисциплины по выбору студента,

устанавливаемые вузом

270

ЕН

Общие математические и естественно-научные дисциплины

2720

ЕН. Ф. 00

Федеральный компонент

2020

ЕН. Ф. 01

Математика:

аналитическая геометрия и линейная алгебра; последовательности и ряды; дифференциальное и интегральное исчисления; векторный анализ и элементы теории поля; гармонический анализ; дифференциальные уравнения; интегральные преобразования; методы получения приближенных решений; численные методы; основы вычислительного эксперимента; функции комплексного переменного; обобщенные функции и действия над ними; элементы функционального и тензорного анализа; вероятность и статистика: теория вероятностей, случайные процессы и поля, статистическое оценивание и проверка гипотез, статистические методы обработки экспериментальных данных; вариационное исчисление и оптимальное управление.

700

ЕН. Ф. 02

Физика:

физические основы механики: понятие состояния в классической механике, уравнения движения, законы сохранения, инерциальные и неинерциальные системы отсчета, кинематика и динамика твердого тела, жидкостей и газов, основы релятивистской механики; физика колебаний и волн: гармонический и ангармонический осциллятор, свободные и вынужденные колебания, интерференция и дифракция волн; молекулярная физика и термодинамика: три начала термодинамики, термодинамические функции состояния, классическая и квантовая статистики, кинетические явления, порядок и беспорядок в природе; электричество и магнетизм: электростатика и магнитостатика в вакууме и веществе, электрический ток, уравнение непрерывности, уравнения Максвелла, электромагнитное поле, принцип относительности в электродинамике; оптика: отражение и преломление света, оптическое изображение, волновая оптика, принцип голографии, квантовая оптика, тепловое излучение, фотоны; атомная и ядерная физика: корпускулярно-волновой дуализм в микромире, принцип неопределенности, квантовые уравнения движения, строение атома, магнетизм микрочастиц, молекулярные спектры, электроны в кристаллах, атомное ядро, радиоактивность, элементарные частицы; современная физическая картина мира: иерархия структур материи, эволюция Вселенной, физическая картина мира как философская категория, физический практикум.

600

ЕН. Ф. 03

Химия:

Неорганическая химия:

классификация неорганических веществ; основные законы; периодическая система Менделеева и строение атомов; основные типы химической связи; свойства элементов и их соединений в зависимости от их места в системе Менделеева; растворы; способы выражения концентрации веществ; окислительно-восстановительные реакции; кислотно-основные и окислительно-восстановительные свойства неорганических соединений; свойства растворов электролитов; катализ; химический практикум.

Органическая химия:

классификация, строение и номенклатура органических соединений; классификация органических реакций; катализ органических реакций; свойства основных классов органических соединений; элементоорганические соединения; основные методы синтеза органических соединений.

Физическая химия:

химическая термодинамика: начала термодинамики, термодинамические функции, химический потенциал и общие условия равновесия систем, термодинамические свойства газов и газовых смесей; химическое равновесие в гомогенных и гетерогенных системах; фазовые равновесия и свойства растворов; растворы электролитов; термодинамическая теория Э.Д.С.; явления переноса; химическая кинетика: формальная кинетика, теории химической кинетики, кинетика сложных гомогенных, фотохимических, цепных и гетерогенных реакций; поверхностные явления.

Коллоидная химия:

устойчивость дисперсных систем; адгезия и смачивание; поверхностно-активные вещества; мицеллообразование; системы с жидкой и газообразной дисперсионной средой; золи, суспензии, эмульсии, пены, пасты; структурообразование в коллоидных системах.

Химический практикум.

400

ЕН. Ф. 04

Информатика:

понятие информации, общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации; технические и программные средства реализации информационных процессов; модели решения функциональных и вычислительных задач; алгоритмизация и программирование; языки программирования высокого уровня; базы данных; банки данных и информационные системы; программное обеспечение и технологии программирования; локальные и глобальные сети ЭВМ; методы защиты информации; компьютерный практикум.

200

ЕН. Ф. 05

Экология:

Биосфера и человек: структура биосферы, экосистемы, взаимоотношения организма и среды, экология и здоровье человека; глобальные проблемы окружающей среды, экологические принципы рационального использования природных ресурсов и охраны природы; основы экономики природопользования; экозащитная техника и технологии; основы экологического права, профессиональная ответственность; международное сотрудничество в области охраны окружающей среды.

60

ЕН. Ф. 06

Биология:

основные постулаты биологии; биологические признаки живых систем; организация биологических систем; атомно-молекулярная структура биологических систем: нуклеиновые кислоты, строение генов, принципы генной инженерии, белки, уровни организации белков, белковая инженерия; биоэнергетика, механизмы переноса энергии в биоструктурах; биокатализ; классификация ферментов; хемосенсорика; модель работы хемосенсоров; фоторецепция; механизмы фотосинтеза, фоторецепторные белки; биомембраны, зонно-блочная модель; транспортные и механо-химические процессы в биосистемах: транспортные процессы в клетках, классификация транспортных АТФ-аз, механо-химические процессы на клеточном и тканевых уровнях; ткани, органы и целостные биосистемы: клетки, клеточные ядра, клонирование; органы, бионика, целостные биосистемы; экосистемы; эволюция биосферы.

60

ЕН. Р. 00

Национально-региональный (вузовский) компонент, включая дисциплины по выбору студента.

700

ОПД

Общепрофессиональные дисциплины

1670

ОПД. Ф. 00

Федеральный компонент

1130

ОПД. Ф. 01

Квантовая механика:

принцип неопределенности; принцип суперпозиции; чистые, смешанные и запутанные состояния; операторы; волновая функция и матрица плотности; представления; общие свойства гармонического осциллятора; туннельный эффект; движение в центрально-симметричном поле; теория возмущений; спин; принцип тождественности одинаковых частиц; атом и периодическая система элементов Менделеева; молекула; обменное взаимодействие; самосогласованный потенциал и метод Хартри-Фока; метод функционала плотности; макроскопические квантовые явления; статистические распределения Ферми-Дирака и Бозе-Эйнштейна; бозе-конденсация и сверхтекучесть; квантование электромагнитного поля; квантовые измерения; взаимодействие квантовых систем с классическим окружением; квантовый компьютер; квантовые вычисления и унитарные преобразования; квантовый параллелизм; логические квантовые вентили.

130

ОПД. Ф. 02

Физика конденсированного состояния:

симметрия и структура кристаллов; обратная решетка; уравнение Шредингера в периодическом потенциале; блоховская волновая функция; энергетические зоны; классификация кристаллов на металлы, полупроводники и диэлектрики с точки зрения зонной теории; носители заряда в полупроводниках и металлах и модель газа свободных и независимых электронов; кинетические процессы в электронном газе; плазменные колебания и плазмоны; скин-эффект; квантовый электронный газ; энергия и поверхность Ферми; эффективная масса носителей заряда; дырки - носители заряда в валентной зоне полупроводников; колебания кристаллической решетки и фононы; теплоемкость решетки; тепловое расширение и теплопроводность; локальное поле и диэлектрическая проницаемость; механизмы поляризуемости кристаллов; оптические свойства ионных кристаллов; поляритоны; пироэлектрики и сегнетоэлектрики; парамагнетики и диамагнетики; обменное взаимодействие; ферромагнетики и антиферромагнетики; спиновые волны; концепция квазичастиц; фазовые переходы и дальний порядок; классические и квантовые жидкости; сверхтекучесть; сверхпроводимость и эффект Мейсснера; сверхпроводники I и II рода; теория Гинзбурга-Ландау; квантование потока в сверхпроводниках; эффект Джозефсона; микроскопическая теория сверхпроводимости Бардина-Купера-Шриффера; тепловые и радиационные точечные дефекты в кристаллах; механизмы диффузии; дислокации; элементы теории упругости, тензоры деформаций и напряжений; жидкие кристаллы; полимеры; фракталы; теория протекания.

140

ОПД. Ф. 03

Физико-химия наноструктурированных материалов:

термодинамика поверхности, процессы на поверхности и в приповерхностных слоях; адсорбция и десорбция; поверхностная энергия и ее анизотропия; реконструкция и релаксация поверхностей; обработка поверхности и условия сохранения ее свойств; механизмы роста на поверхности (механизм Странского-Крастанова и др.), основы физической химии наносистем; уравнения и характеристики условий термодинамической стабильности межфазных границ в наносистемах; особенности поверхностных процессов в микро- и наноструктурах: размерные эффекты и фазовые переходы; зародышеобразование, кластерообразование и формирование наноструктур; самоорганизация наноразмерных упорядоченных структур; физико-химические эффекты в туннельно-зондовой нанотехнологии; локальные химические электронно-стимулированные реакции.

140

ОПД. Ф. 04

Электротехника и электроника

основные понятия и законы теории электрических цепей; пассивные элементы и их характеристики; активные элементы, их характеристики и эквивалентные схемы, управляемые источники тока и э.д.с.; методы анализа линейных цепей с сосредоточенными параметрами при постоянных, синусоидальных, а также импульсных воздействиях произвольной формы: уравнения Кирхгофа, методы контурных токов и узловых потенциалов, представление переменных токов и напряжений в векторной форме, методы анализа частотных и импульсных (переходных) характеристик, операторный метод; цепи с распределенными параметрами; основы теории четырехполюсников, фильтров и активных цепей; элементы теории обратных связей и усилителей; генераторы гармонического сигнала и их характеристики.

140

ОПД. Ф. 05

Экспериментальные методы исследования и метрология:

метрологические проблемы в исследованиях микро- и наноструктур: понятие многократного измерения и метрологического обеспечения; проблемы интерпретации электронно-микроскопических и микрозондовых изображений наноструктур, пространственное и энергетическое разрешение, приборные, схемные и системные ограничения, шумы; фундаментальные термодинамические и квантовомеханические ограничения на точность и величины измерений; статистические методы обработки результатов измерений физических и биологических объектов: точность измерений, классификация погрешностей и способов их обнаружения, функции распределения результатов наблюдения, математическое ожидание, среднеквадратичное отклонение, доверительный интервал и доверительная вероятность, критерии согласия Пирсона и Колмогорова; основные параметры микро- и нанообъектов, регистрируемые в эксперименте: степень кристаллического совершенства, особенности энергетической структуры микро- и нанообъектов, особенности симметрии объектов, механизмы транспорта носителей тока, кинетические коэффициенты носителей тока в нанообъектах, оптические характеристики микро- и нанообъектов; физические принципы, положенные в основу измерений, определяющих параметры объектов исследования, физические ограничения экспериментальных методов определения геометрических, механических, концентрационных, оптических и электрических параметров физических и биологических систем; бесконтактные (неразрушающие) и контактные методы диагностики; методы измерения параметров объема физических и биологических тел; методы исследования свойств поверхности.

120

ОПД. Ф. 06

Методы математического моделирования:

математическое моделирование и вычислительный эксперимент; математические модели в физике, химии, биологии; физико-математические модели в задачах механики жидкости, газа и плазмы, твердого и деформируемого тела, физико-химических свойств веществ; математический аппарат, применяемый для построения кинетических моделей физических, химических и биологических процессов; модели эволюции и развития в биологии, модели распределенных биологических систем; моделирование молекулярных и кластерных систем.

60

ОПД. Ф. 07

Основы технологии материалов:

общая классификация материалов по составу, свойствам и техническому назначению; основные технологии производства неорганических и органических материалов, композиционных материалов; физические, химические и механические методы обработки; физико-химические основы создания материалов и изделий с заданными свойствами; фазовые равновесия и структуро-образование в процессе получения и обработки; методы испытаний и диагностики материалов и изделий; средства и задачи обеспечения качества продукции.

100

ОПД. Ф. 08

Квантовая и оптическая электроника:

способы описания и характеристики электромагнитного излучения оптического диапазона; физические основы взаимодействия оптического излучения с квантовыми системами; энергетические состояния квантовых систем; оптические переходы, структура спектров; ширина, форма и уширение спектральных линий; оптические явления в средах с различными агрегатными состояниями; усиление оптического излучения; активные среды и методы создания инверсной населенности; насыщение усиления в активных средах; генерация оптического излучения; нелинейно-оптические эффекты; основные типы когерентных и некогерентных источников оптического излучения; физические принципы и основные элементы для регистрации, модуляции, отклонения, трансформации, передачи и обработки оптического излучения.

60

ОПД. Ф. 09

Инженерная и компьютерная графика:

инженерная графика: конструкторская документация, оформление чертежей, изображения, надписи и обозначения, аксонометрические проекции деталей, изображения и обозначения элементов деталей, рабочие чертежи и эскизы деталей, изображения сборочных единиц, сборочные чертежи деталей; понятие о компьютерной графике: геометрическое моделирование и его задачи, графические объекты, примитивы и их атрибуты, применение интерактивных графических систем для выполнения и редактирования изображений и чертежей, решение задач геометрического моделирования.

60

ОПД. Ф. 10

Организация и управление производством, инноватика:

подготовка и организация высокотехнологичного производства; организация вспомогательных цехов и служб предприятия; стратегическое и оперативное планирование производства; методы управления производством и информационное обеспечение; методы разработки и принятия управленческих решений; методы и технология управления проектами; методы управления персоналом, рациональная организация труда; мотивация, профессиональная адаптация и деловая карьера на предприятии.

60

ОПД. Ф. 11

Безопасность жизнедеятельности:

человек и среда обитания; характерные состояния системы “человек - среда обитания”; безопасность жизнедеятельности как составная часть антропогенной экологии; основы физиологии труда и комфортные условия жизнедеятельности в техносфере; критерии комфортности; негативные факторы техносферы, их воздействие на человека, техносферу и природную среду; критерии безопасности; отечественные и международные стандарты и нормы в области безопасности жизнедеятельности; опасности технических систем: отказ, вероятность отказа, качественный и количественный анализ опасностей; средства снижения травмоопасности и вредного воздействия технических систем; безопасность функциони-рования автоматизированных и роботизированных производств; безопасность в чрезвычайных ситуациях; управление безопасностью жизнедеятельности; правовые и нормативно-технические основы управления; системы контроля требований безопасности и экологичности; профессиональный отбор операторов технических систем; экономические последствия и материальные затраты на обеспечение безопасности жизнедеятельности; международное сотрудничество в области безопасности жизнедеятельности.

60

ОПД. Ф. 12

Стандартизация и сертификация:

правовые основы и научная база стандартизации; государственный контроль и надзор за соблюдением требований государственных стандартов; основные цели, объекты, схемы и системы сертификации; обязательная и добровольная сертификация; правила и порядок проведения сертификации; международные стандарты качества ISOO; основные положения закона РФ об обеспечении единства измерений; структура и функции метрологической службы организаций, являющихся юридическими лицами.

60

ОПД. Р. 00

Национально-региональный (вузовский) компонент, включая дисциплины по выбору студента, устанавливаемые вузом.

540

СД

Специальные дисциплины, устанавливаемые вузом, включая дисциплины по выбору студентов

702

ФТД

Факультативы

450

ФТД. 01

Военная подготовка

450

Всего часов теоретического обучения

7344

5. СРОКИ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ

НАНОТЕХНОЛОГИЯ”

5.1. Срок освоения основной образовательной программы

подготовки бакалавра при очной форме обучения составляет

208 недель

в том числе:

-теоретическое обучение, включая научно-исследовательскую работу студентов, практикумы, в том числе лабораторные

136 недель

-экзаменационные сессии

не менее 12 недель

-практика

не менее 4 недель

- итоговая государственная аттестация, включая подготовку и защиту выпускной аттестационной работы

не менее 6 недели

- каникулы, включая 8 недель последипломного отпуска

не менее 31 недели

5.2. Для лиц, имеющих среднее (полное) общее образование, срок освоения основной образовательной программы подготовки бакалавров по очно-заочной (вечерней) форме обучения, увеличивается вузом на срок до одного года относительно нормативного срока, установленного п.1.2. настоящего государственного образовательного стандарта.

5.3. Максимальный объем учебной нагрузки студента устанавливается 54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы.

5.4. Объем аудиторных занятий студента при очной форме обучения не должен превышать в среднем за период теоретического обучения 27 часов в неделю. При этом в указанный объем не входят обязательные практические занятия по физической культуре и занятия по факультативным дисциплинам.

5.5. При очно-заочной (вечерней) форме обучения объем аудиторных занятий должен быть не менее 10 часов в неделю.

5.6. При заочной форме обучения, если указанная форма освоения основной образовательной программы не запрещена соответствующим Постановлением Правительства Российской Федерации, студенту должна быть обеспечена возможность занятий с преподавателем не менее 160 часов в год.

5.7. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.

6. ТРЕБОВАНИЯ К РАЗРАБОТКЕ И УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ

НАНОТЕХНОЛОГИЯ”

6.1. Требования к разработке основной образовательной программы подготовки бакалавра

6.1.1. Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и утверждает основную образовательную программу и учебный план вуза для подготовки бакалавра на основе настоящего государственного образовательного стандарта.

Дисциплины по выбору студента являются обязательными, а факультативные дисциплины, предусматриваемые учебным планом высшего учебного заведения, не являются обязательными для изучения студентом.

Курсовые работы (проекты) рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на ее изучение.

По всем дисциплинам федерального компонента и практикам, включенным в учебный план высшего учебного заведения, должна выставляться итоговая оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно).

6.1.2. При разработке основной образовательной программы высшее учебное заведение имеет право:

- изменять объем часов, отводимых на освоение учебного материала, для цикла дисциплин в пределах - 5%, для дисциплин, входящих в цикл - в пределах 10%;

- формировать цикл гуманитарных и социально-экономических дисциплин, который должен включать одиннадцать базовых дисциплин, приведенных в настоящем государственном образовательном стандарте, в качестве обязательных следующие 4 дисциплины: “Иностранный язык”( в объеме не менее 340 часов), “Физическая культура” (в объеме не менее 408 часов), “Отечественная история”, “Философия”. Остальные базовые дисциплины могут реализовываться по усмотрению вуза. При этом возможно их объединение в междисциплинарные курсы при сохранении обязательного минимума содержания;

- предусмотреть возможность для студентов очно-заочной (вечерней) формы обучения проведение занятий по дисциплине “Физическая культура” с учетом их пожеланий;

- осуществлять преподавание гуманитарных и социально-экономических дисциплин в форме авторских лекционных курсов и разнообразных видов коллективных и индивидуальных практических занятий, заданий и семинаров по программам, разработанным в самом вузе и учитывающим региональную, национально-этническую, профессиональную специфику, а также научно-исследовательские предпочтения преподавателей, обеспечивающих квалифицированное освещение тематики дисциплин цикла;

- устанавливать необходимую глубину преподавания отдельных разделов дисциплин, входящих в циклы гуманитарных и социально-экономических, математических и естественнонаучных дисциплин, в соответствии с профилем цикла специальных дисциплин; содержание дисциплин указанных циклов должно быть профессионально ориентировано с учетом профиля подготовки выпускников и содействовать реализации задач их профессиональной деятельности;

- реализовывать основную образовательную программу подготовки бакалавра в сокращенные сроки для студентов высшего учебного заведения, имеющих среднее профессиональное образование соответствующего профиля или высшее профессиональное образование. Сокращение сроков проводится на основе аттестации имеющихся знаний, умений и навыков студентов, полученных на предыдущем этапе профессионального образования. При этом продолжительность сокращенных сроков обучения должна составлять не менее трех лет при очной форме обучения. Обучение в сокращенные сроки допускается также для лиц, уровень образования или способности которых являются для этого достаточным основанием.

6.2. Требования к кадровому обеспечению учебного процесса

Реализация основной образовательной программы подготовки бакалавра должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной и/или научно-методической деятельностью.

К чтению лекций, как правило, должны привлекаться, преподаватели, имеющие ученую степень (звание) и/или опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере.

6.3. Требования к учебно-методическому обеспечению

учебного процесса

Реализация основной образовательной программы подготовки бакалавра должна предусматривать обязательное выполнение лабораторных практикумов по следующим дисциплинам:

- физика;

- химия;

- физика конденсированного состояния;

- физико-химия наноструктурированных материалов;

- экспериментальные методы исследования и метрология;

- электротехника и электроника.

Выполнение курсовых работ и/или курсовых проектов должно быть предусмотрено при изучении следующих дисциплин:

- информатика;

- инженерная графика;

- квантовая механика;

- экспериментальные методы исследования и метрология;

- электротехника и электроника.

Практические занятия обязательны по следующим дисциплинам:

- математика;

- физика;

- информатика;

- квантовая механика;

- физика конденсированного состояния;

- электротехника и электроника;

- организация и управление производством, инноватика.

Реализация основной образовательной программы подготовки бакалавра должна обеспечиваться доступом каждого студента к библиотечным фондам и базам данных, по содержанию соответствующих полному перечню дисциплин основной образовательной программы из расчета обеспеченности учебниками и учебно-методическими пособиями не менее 0,5 экземпляра на одного студента, наличием методических пособий и рекомендаций по всем дисциплинам и по всем видам занятий - практикумам, курсовому проектированию, а также наглядными пособиями, аудио-, видео- и мультимедийными материалами.

Библиотечный фонд должен содержать в достаточном количестве учебную и научно-техническую литературу, указанную в рабочих программах дисциплин учебного плана высшего учебного заведения, а также реферативные журналы “Физика”, “Химия”, “Электроника”, “Оптика”.

6.4. Требования к материально-техническому обеспечению

учебного процесса

Высшее учебное заведение, реализующее основную образовательную программу подготовки бакалавра, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных, практических занятий, научно-исследовательской работы студентов, предусмотренных учебным планом, и соответствующей санитарным и противопожарным нормам и правилам.

6.5. Требования к организации практики

6.5.1. Производственно-технологическая практика проводится в сторонних организациях (учреждениях, предприятиях) по профилю специальности или на выпускающих кафедрах и в научных лабораториях высшего учебного заведения. Содержание практики определяется выпускающими кафедрами высшего учебного заведения с учетом интересов и возможностей подразделений (цех, отдел, лаборатория, научная группа и т. п. ), в которых она проводится, и регламентируется программой.

6.5.2. Производственно-технологическая практика имеет целью закрепление знаний и умений, полученных в процессе теоретического обучения. Во время производственно-технологической практики студент должен

изучить:

-организацию и управление деятельностью подразделения;

-номенклатуру производимой и разрабатываемой продукции, формы и методы её сбыта или предоставления услуг;

-действующие стандарты, технические условия, должностные обязанности, положения и инструкции по эксплуатации оборудования, программам испытаний, оформлению технической документации;

-методы выполнения технических расчетов;

-правила эксплуатации и обслуживания исследовательских установок, измерительных приборов или технологического оборудования, имеющихся в подразделении;

-вопросы обеспечения безопасности жизнедеятельности и экологической чистоты.

освоить:

-методики применения исследовательской и измерительной аппаратуры для контроля и изучения отдельных характеристик материалов, компонентов и систем;

-отдельные пакеты программ компьютерного моделирования и проектирования материалов, технологических процессов, компонентов и систем;

-порядок пользования периодическими, реферативными и справочно-информационными изданиями по профилю направления подготовки.

6.5.3. Аттестация по итогам практики проводится на основании оформленного в соответствии с установленными требованиями письменного отчета и отзыва руководителя практики. По итогам аттестации выставляется оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно).

7. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ “НАНОТЕХНОЛОГИЯ”

7.1. Требования к профессиональной подготовленности

бакалавра

Бакалавр должен уметь решать задачи, соответствующие его квалификационной характеристике, указанной в п. 1.3. настоящего государственного образовательного стандарта.

Бакалавр по направлению подготовки “НАНОТЕХНОЛОГИЯ” должен знать:

- фундаментальные основы процессов синтеза, анализа и функционирования наноматериалов и компонентов наносистемной техники;

- физико-математические и физико-химические модели процессов нанотехнологии и методов нанодиагностики;

- основные системотехнические решения при создании наноматериалов и компонентов наносистемной техники, приборов, устройств, механизмов и машин на их основе;

- типовые программные продукты, ориентированные на решение задач моделирования наноматериалов и компонентов наносистемной техники, управление процессами нанотехнологии, обработку результатов, полученных методами нанодиагностики;

- базовые технологические процессы и оборудование, применяемые в производстве наноматериалов и компонентов наносистемной техники;

- базовое контрольно-измерительное оборудование для метрологического обеспечения исследований и промышленного производства наноматериалов и компонентов наносистемной техники;

  1. общие правила и методы наладки, настройки и эксплуатации технологического и контрольно-измерительного оборудования;

  2. - основные виды нормативно-технической документации в области технологии, стандартизации и сертификации наноматериалов и компонентов наносистемной техники;

  3. эффективные направления применения наноматериалов, компонентов наносистемной техники, процессов нанотехнологии и методов нанодиагностики;

  4. перспективы развития наноиндустрии, включая интеграцию со смежными областями научно-образовательной деятельности и промышленного производства.

уметь:

  1. осуществлять постановку целей и задач работы при выполнении научных исследований и организации опытно-промышленного производства;

  2. получать и обрабатывать необходимую для организации научных исследований и промышленного производства информацию, в том числе экономическую;

  3. применять современные методы организации труда для обеспечения научных исследований и промышленного производства;

  4. применять современные методы исследования для синтеза и анализа наноматериалов и компонентов наносистемной техники;

  5. применять методы анализа и обработки экспериментальных данных, систематизации научно-технической информации;

  6. применять справочный аппарат по выбору требуемых материалов, компонентов наносистемной техники, процессов нанотехнологий и методов нанодиагностики для решения конкретных задач;

  7. применять программное обеспечение для решения типовых задач синтеза и анализа наноматериалов и компонентов наносистемной техники;

  8. применять методы моделирования с целью эффективной оптимизации свойств наноматериалов, компонентов наносистемной техники, процессов нанотехнологий и методов нанодиагностики;

  9. применять типовые подходы по обеспечению безопасности жизнедеятельности и экологической чистоты при проведении исследований и в условиях промышленного производства.

7.2. Требования к итоговой государственной аттестации бакалавра

7.2.1. Общие требования к итоговой государственной аттестации бакалавра

Итоговая государственная аттестация бакалавра включает в себя защиту выпускной квалификационной работы и государственный экзамен.

Итоговые аттестационные испытания предназначены для определения практической и теоретической подготовленности бакалавра к выполнению профессиональных задач, установленных настоящим государственным образовательным стандартом.

Аттестационные испытания, входящие в состав итоговой государственной аттестации выпускника, должны полностью соответствовать основной образовательной программе высшего профессионального образования, которую он освоил за время обучения.

7.2.2.Требования к выпускной квалификационной работе бакалавра.

Выпускная работа бакалавра должна представлять собой теоретическое или экспериментальное исследование, связанное с решением отдельных, частных задач, определяемых особенностями подготовки по направлению “Нанотехнология”. Выпускная работа должна быть оформлена в виде рукописи.

Требования к структуре, содержанию и объему выпускной работы определяются высшим учебным заведением на основании Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденного Минобразованием России, настоящего государственного образовательного стандарта и методических рекомендаций УМО по образованию в области радиотехники, электроники, биомедицинской техники и автоматизации.

Время, отводимое на подготовку квалификационной работы, должно составлять не менее 6 недель.

7.2.3. Требования к государственному экзамену бакалавра

Порядок проведения и программа государственного экзамена по направлению “Нанотехнология” определяются вузом на основании методических рекомендаций и соответствующей примерной программы, разработанных УМО по образованию в области радиотехники, электроники, биомедицинской техники и автоматизации, Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденного Минобразованием России, и настоящего государственного образовательного стандарта.

СОСТАВИТЕЛИ:

Учебно-методическое объединение по образованию в области радиотехники, электроники, биомедицинской техники и автоматизации.

Проект Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования одобрен на заседании УМС по направлению подготовки «Нанотехнология» 6 сентября 2005 года, протокол № 4.

Председатель Совета УМО ___________ Д.В. Пузанков

Заместитель председателя УМС _____________ Ю.М. Таиров

СОГЛАСОВАНО

Департамент государственной политики в образовании

_____________ И.И. Калина

______________ Ф.Ф. Дударев

______________ Н.М. Розина

_____________ Н.Л. Пономарев

СОГЛАСОВАНО

Директор Физико-технического института

им. А.Ф. Иоффе РАН ______________ А.Г. Забродский



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования направление подготовки 210600 Нанотехнология (3)

    Образовательный стандарт
    Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки инженера в рамках направления подготовки 210600 Нанотехнология при очной форме обучения 5 лет.
  2. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования направление подготовки 210600 Нанотехнология (2)

    Образовательный стандарт
    Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки магистра по направлению “Нанотехнология” при очной форме обучения 6 лет. Основная образовательная программа подготовки магистра состоит из программы подготовки
  3. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования направление подготовки 210600 Нанотехнология (4)

    Образовательный стандарт
    1.2. Степень(квалификация) выпускника - бакалавр техники и технологии. Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра по направлению “Нанотехнология” при очной форме обучения 4 года.
  4. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования   (2)

    Образовательный стандарт
    Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки инженера в рамках направления подготовки 210600 Нанотехнология при очной форме обучения 5 лет.
  5. Программы развития государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Белгородский государственный университет» на 2010-2019 гг. За 2010 г

    Доклад
    Программы развития государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Белгородский государственный университет» на 2010-2019 гг.

Другие похожие документы..