Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Литература'
А64 Анатомія людини. Т. 2 : підручник для студ. вищих мед. навч. закладів ІV рівня акредитації: в 3-х томах. – Луганськ:ТОВ."Віртуальна реальніс...полностью>>
'Классный час'
Цель: Довести до сознания детей, что птицы являются сомой прекрасной частью природы, оживляющей её; помочь понять роль птиц в природе, пробудить в дет...полностью>>
'Документ'
Повестям Белкина повезло в одном отношении: их можно читать в любом возрасте. Чего не скажешь о критике: они либо обходятся вниманием (в книгах, посв...полностью>>
'Документ'
В составе безработных граждан : женщины- 60 %; молодежь в возрасте до 29 лет- 26 %. Более 40% граждан с пониженной конкурентоспособностью на рынке тру...полностью>>

Профилактике и коррекции асоциального поведения детей и подростков в муниципальной системе образования уделяется серьезное внимание

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Управление по образованию Администрации города Тюмени

Муниципальное образовательное учреждение

«Городской информационно-методический центр»

Психолого-педагогический модуль

по профилактике и коррекции подростковой агрессии

и эмоционального состояния обучающихся

Тюмень 2008

Профилактике и коррекции асоциального поведения детей и подростков в муниципальной системе образования уделяется серьезное внимание. Процесс социализации в условиях современного образования учащихся, трудности, связанные с самоутверждением молодого человека в коллективе сверстников, семье, - все это часто ведет к возникновению субъективно сложных, проблемных и кризисных ситуаций в жизни ребенка и подростка.

Достаточно упомянуть такие распространенные в школах явления, как индивидуальная, групповая агрессия, жестокое обращение с одноклассниками, случаи шантажа, вымогательства, угрозы применения физического насилия и т.д., поведенческие реакции на которые учащегося - жертвы лежат в широком диапазоне, от ответной жестокости до суицидальных попыток. Чувство покинутости и обиды, ощущение беспомощности заставляют идти детей на крайние меры. Они пытаются доказать свою правоту, действуют в знак протеста.

В этих условиях особенно актуальна проблема анализа агрессивного поведения подростков, и в первую очередь возможность его коррекции, управления и контроля за ним.

Педагогами –психологами МОУ ГИМЦ в октябре 2007 года проведено исследование эмоционального состояния обучающихся 7-11 классов в 75 общеобразовательных учреждениях г.Тюмени. (протестировано 15520 обучающихся).

Анализ полученных данных позволяет сделать вывод о том, что эмоциональное состояние обучающихся благополучное.

Низкий уровень агрессивности у обучающихся на всех параллелях 7-11 классов отмечается в МОУ СОШ №№ 4, 10, 15, 17, 30, 33, 35, 43, 44, 52, 66. На положительные результаты эмоционального состояния влияет:

  • создание комфортной среды для школьников;

  • стиль взаимодействия между взрослыми и детьми в ОУ;

  • созданная воспитывающая и развивающая среда, способная удовлетворять интересы и потребности подростков;

  • система работы классного руководителя по формированию духовно-нравственных ценностей.

При этом следует отметить, что в ряде школ количество детей с высоким уровнем агрессивности достигает 20% и более, по отношению к детям с низким и средним уровнем. Причинами высокого уровня агрессии у школьников могут быть:

  • отсутствие индивидуального подхода в воспитании обучающихся;

  • отсутствие работы по формированию коммуникативной культуры межличностных взаимоотношений;

  • недостаточная мотивация обучающихся на самовоспитание, саморазвитие.

Цель создания модуля: обеспечить педагогических работников методическим инструментарием для работы с обучающимися по преодолению и предупреждению социально-эмоциональных проблем у детей и подростков.

Задачи:

  • улучшение психологического климата в школе;

  • повышение психолого-педагогической компетентности взрослых (родителей, педагогов);

  • повышение уровня коммуникативной культуры обучающихся;

  • профилактика и коррекция отклонений в эмоциональной сфере подростков;

  • снижение асоциального поведения школьников;

  • развитие стрессоустойчивых качеств личности обучающихся.

Психолого-педагогический модуль рассчитан на деятельность различных категорий педагогических работников: классные руководители, педагоги-психологи, социальные педагоги, педагоги - организаторы.

Материалы, предложенные в модуле, могут быть использованы педагогами в работе с обучающимися и родителями, органично дополнять содержание воспитательных программ школы. Реализация модуля по профилактике и коррекции подростковой агрессии и эмоционального состояния обучающихся будет эффективным при условии организации системы работы педагогического коллектива: первичная диагностика, выявление проблем, отбор содержания, вторичная диагностика, коррекция содержания модуля с учетом специфики общеобразовательного учреждения и контингента обучающихся.

В содержание психолого-педагогического модуля включены:

  • психолого-педагогические подходы к коррекции агрессивного поведения;

  • рекомендации по коррекции агрессивного поведения подростков;

  • рекомендации по работе с детьми, склонными к суицидальному поведению;

  • рекомендации по профилактике тревожности и страхов у детей и подростков.

  • индивидуальная работа с ребенком.

  • Приложение 1. Диагностические методики для выявления агрессии у подростков;

  • Приложение 2. Выявление суицидальных намерений у подростков.

I. Психолого-педагогические подходы к коррекции агрессивного поведения

Несмотря на созданную систему работы по профилактике эмоциональных нарушений у детей и подростков, продолжается рост числа школьников, испытывающих поведенческие проблемы, обусловленные высоким уровнем депрессии, стресса, апатии, высоким уровнем тревоги и страхов (среди них — страхи несоответствия, одиночества, смерти и др.); высоким уровнем агрессии, аутоагрессии (агрессия направленная на самого себя); сильными чувствами вины и обиды. Отсюда — неадекватная самооценка (либо заниженная, либо завышенная), негативное самоотношение, рассогласованность образов «Я». Специфика этой категории детей заключается в том, что они находятся в остром эмоциональном состоянии. Без снятия острого эмоционального состояния, преодоления состояния переживания неудачи, без реабилитации «Я» невозможно провести коррекцию поведения.

Первый шаг. В работе с данной категорией школьников педагогам необходимо достичь гармонизации эмоциональной сферы подростков через организацию различных мероприятий и психологических акций, где школьник получит положительный эмоциональный опыт, у подростка появляются новые друзья, новые интересы, новые возможности:

  • Общешкольные мероприятия типа «Минута славы», «Фабрика звезд» и пр., в которых эти подростки могли бы себя проявить и получить эмоциональное подкрепление.

  • «Доска знакомства» или «Наши открытия». В каждом классе организуется доска, на которой размещается информация о подростке (фотографии, его творчество, его мечты, его обведенная рука, его пожелания одноклассникам, описание его предпочтений). Информация должна носить эмоционально положительный характер. Там может быть место для отзывов одноклассников и учителей. Через «Доску знакомства» «проходят» все дети класса.

  • «День звезды», «День имени». Каждый день какой-либо ребенок (или несколько, в соответствии с именем) становится звездой дня (можно это как-то символически обозначать). В этот день все должны брать у него интервью, автографы, восхищаться им, хвалить и т.п.

  • Организация «Выставки достижений», когда каждый подросток включается в какую-то интересную и богатую положительным опытом деятельность, а затем в классе (школе) организуется выставка его достижений.

Организация игр, которые способствуют отреагированию негативных эмоций.

Подобные мероприятия позволяют подростку почувствовать себя интересным, нужным, достойным, любимым. Это все способствует укреплению эмоционального ресурса.

Второй шаг — реабилитация «Я»

Этот шаг реализуется педагогом через различные мероприятия, позволяющие актуализировать образы «Я», переориентировать их, развить самоинтерес, идентифицироваться с положительными образами, сформировать адекватную самооценку.

Мероприятия:

  • Организация клубов или студий, в работе которых будут участвовать разные дети. Психологический клуб работает в тематически ориентированном формате, и его цель — позитивизация «Я». Каждая встреча посвящена какой-то теме, которая раскрывается через активные, креативные формы работы. Примерные темы: «Имя», «Прошлое. Настоящее. Будущее.», «Достижения», «Мечты и желания»,

  • Большие психологические игры,

  • Индивидуальные коррекционные занятия.

Это все — укрепление личностного ресурса и позитивизация образа «Я».

И только при прохождении подростком первых двух шагов, при наличии эмоционального и личностного ресурсов можно делать третий шаг.

Третий шаг — переориентация поведения через различные программы и тренинги, целью которых является модификация поведения.

Работа с родителями

Параллельно необходимо организовать работу с родителями. В любом случае предложенные три шага распространяются и на работу с родителями. Принцип здесь тот же: сначала решение эмоциональных проблем, затем личностных и только потом переориентация родительского поведения.

Диагностический минимум

В начале и в конце любой коррекционной работы проводится диагностический минимум, позволяющий определить характер проблемы, увидеть динамику и спланировать зону развития.

Коррекция агрессивного поведения подростков

При работе с агрессивными подростками возможно использование следующих диагностических методик:

  • Опросник Басса-Дарки (агрессивность);

  • Шкала реактивной и личностной тревожности Спилбергера-Ханина (тревожность);

  • Фрейбургская анкета на выявление склонности к агрессивному поведению;

  • Тест «Склонности к риску»;

  • «Шкала враждебности» Кука-Медлей;

  • Методика экспресс-диагностики невроза (К.Хек и Х.Хесс) (Приложение 1).

II. Рекомендации педагогам по коррекции агрессивного поведения подростков

Одно из важных направлений работы с агрессивными детьми — это снятие телесных напряжений, осознание ими своих проблем в виде телесных аналогов, развитие невербальных компонентов общения.

Предлагаемый комплекс игр дает возможность корректировать агрессивное поведение школьников.

Эти игры можно использовать на уроках и во внеурочной деятельности. Учителю необходимо почувствовать настроение и состояние школьников, использовать ту игру, которая будет соответствовать поставленным целям и задачам.

Тактика воздействия строится в зависимости от предполагаемой природы агрессивного поведения. В одном случае следует игнорировать агрессивное поведение и не фиксировать на нем внимание, в другом – включить агрессивное действие в контекст игры, придав ему новый, социально приемлемый смысл, в третьем – не принимать агрессию и установить запрет на подобные действия, в четвертом – активно подключаться к игровой ситуации, к разворачиванию или «растягиванию» агрессивных действий, в основе которых лежит страх, и добиваться эмоционально положительного разрешения проблемы.

Игровые комплексы для агрессивных детей и подростков

1.«Я — древний человек»

Ведущий. Сегодня мы с вами отправимся в новое путешествие. На этот раз на машине времени. Путь наш лежит в далекое-далекое прошлое. Мы отправимся в ту эпоху, когда на Земле был первобытно-общинный строй, и на некоторое время превратимся в древних людей. Что вы знаете об этом времени? Как тогда жили люди?

Ведущий вместе с детьми перечисляют особенности этого периода: люди жили племенами; поклонялись богам, олицетворяющим огонь, воду, ветер; охотились; воевали друг с другом; главой племени был вождь. Детей просят закрыть глаза и представить себя в машине времени. Звучит музыка, и путешествие начинается. Ведущий просит каждого представить себя древним человеком, свой облик, свои занятия. После этого все участники открывают глаза, садятся в круг. Каждый рассказывает о себе в том времени.

Наскальная живопись

Ведущий. Вспомните, что от этого периода осталась наскальная живопись. Древние художники с помощью угля, растительных красителей рисовали то, что их волновало. И вот сейчас у каждого из нас есть такая возможность.

На доске, стенах развешиваются большие листы бумаги (формат А3), раздаются мелки, уголь. Дети рисуют. Хорошо, если в это время будет звучать музыка, помогающая детям войти в образ. Закончив, участники могут посмотреть работы других, задать интересующие вопросы.

Два племени

Ведущий просит детей разделиться на два племени. Для этого может быть использован следующий прием. Все сидят в кругу. Ведущий просит подняться двух самых сильных, смелых и ответственных людей. Первые вставшие объявляются вождями соседних племен. Дальше каждый вождь набирает себе племя: по очереди называет имя одного участника группы и приводит доводы, зачем он ему нужен. Например: «Петя. Он мне нужен в племени, так как он очень хорошо умеет бегать». При этом необходимо называть какое-то реальное качество. Если количество участников нечетное, то за последнего оставшегося игрока можно провести аукцион: вождь должен привести как можно больше доводов, почему этот участник нужен именно ему в племени. Для детей, изображающих вождей, эта процедура является своеобразным конкурсом, а для последнего, нечетного участника — способом психологической поддержки. Это упражнение является хорошим социометрическим срезом. Здесь можно увидеть симпатии и антипатии участников группы. Ведущий должен быть готов к проявлению негативного отношения к отдельным участникам. Такие дети должны чувствовать поддержку со стороны взрослого и других участников происходящего.

Зеркало

Ведущий сообщает, что два племени объявили войну друг другу. Перед началом войны племена исполняют ритуальный танец, поднимающий боевой дух воинов, настраивающий их на предстоящее сражение. Для этого предлагается провести игровое упражнение «Зеркало». Племена встают в два круга. Один участник в каждом круге по сигналу ведущего исполняет танец, остальные повторяют за ним. По сигналу ведущего танец начинает следующий участник и т.д. Звучит ритмичная, агрессивная музыка. Здесь очень важно правильно подобрать музыку. Она должна быть динамичной и агрессивной. Эта игра — разминка, способствующая актуализации переживаний.

Война племен

Два племени садятся друг против друга.

Ведущий просит их представить, что у них появились уникальные, фантастические возможности для проведения боевых действий. Они могут использовать любые виды воздействия, кроме тех, что несут мгновенное уничтожение всех участников войны. Каждое племя по очереди говорит, какое боевое действие оно готово применить против своего противника. Противная сторона думает и говорит о том, какие средства защиты оно будет использовать (они также могут быть фантастическими), а затем наносит собственный удар и т.д. Побеждает сторона, которая последней называет действие, против которого противники не могут придумать защиты. Например:

— Мы вас шишками закидаем.— А мы над нашим племенем построим купол, и вы не сможете в нас попасть.— А мы построим подземный ход и незаметно ночью проберемся в лагерь...

Этот вариант словесного ведения боевых действий подходит для детей, обладающих хорошей речью и богатым воображением. Как правило, начало игры наполнено сильными переживаниями. Однако по мере развития «боевых» действий накал страстей пропадает. После этого упражнения необходимо в обязательном порядке провести рефлексию.

Борьба руками

Участники делятся на пары (пара — представители разных племен) и встают друг против друга, вытянув вперед руки. Важно проследить за тем, чтобы в паре были дети с примерно равными физическими возможностями. По сигналу ведущего начинается борьба руками: участники надавливают на руки соперника, заставляя его сойти с места. Побеждает тот, кому удалось заставить соперника первым сделать шаг. После этого упражнения проводится подведение итогов войны: ничья или кто-то выиграл. В любом случае война окончена, необходимо переходить к мирному сосуществованию.

Тарелка

Все сидят в максимально тесном кругу. Звучит тихая музыка для релаксации. Ведущий наливает воды в глубокую тарелку, заполняя ее примерно на половину.

Ведущий. Вода — знак мира, добра и любви. Это божество, которому поклоняются все племена. И сейчас в знак примирения мы совершим ритуал. Мы все закроем глаза и будем молча передавать друг другу эту тарелку в любом порядке и направлении. После того как тарелка побывала у всех участников, упражнение прекращается. Затем все участники берутся за руки и каждый по очереди благодарит всех.

Рефлексия

Путешествие подошло к концу и ведущий просит всех занять наиболее удобное место в зале. Все закрывают глаза, звучит музыка, и машина времени переносит участников в сегодняшний день. Ребята садятся в круг, и в обязательном порядке проводится рефлексия всего занятия. При этом могут быть заданы следующие вопросы. Что понравилось? Что нет? Какие чувства возникли при выполнении того или иного упражнения? Были ли в группе ранее ситуации, вызывавшие негативные чувства со стороны участников? Были ли в жизни ситуации, когда вы испытывали похожие чувства? Что делали в такой ситуации? Вопросов и тем для обсуждения может быть много. Все зависит от особенностей участников группы и ведущего. Главное, чтобы у всех без исключения детей была возможность отреагировать переживания.

2. «Марсиане»

Прибытие

Цель: отражение негативных эмоций

Дети идут друг за другом по кругу тяжелым шагом (проходят два круга).

Инструкция

Марсиане идут. Они смотрят недоверчиво, враждебно на чужую планету Земля. Шаги изменяются, становятся более cильными, громкими, ритмичными. Так двигаются марсиане в своих скафандрах. Прочные скафандры защищают пришельцев от нападений и опасностей, но дышать и двигаться в них трудно.

Марсианам хочется снять, сбросить скафандры, освободиться от них, но страх сдерживает их желание. И вдруг один из марсиан срывает с себя шлем и вдыхает свежий воздух Земли. Ему это нравится. Все следуют его примеру, сбрасывают шлемы и вдыхают воздух. Их хмурые лица немного разглаживаются, некоторые пришельцы даже улыбаются.

Яблоко

Цель: активизация потребностей, снятие мышечных зажимов

Дети продолжают идти друг за другом по кругу свободным шагом (проходят два круга).

Инструкция

Марсиане идут рядом с фруктовыми деревьями. Ароматно запахло яблоками. Им хочется сорвать и попробовать чудо-фрукт. Марсиане тянутся к веткам и резко срывают по яблоку. Каждый съедает яблоко. Затем все съедают по второму яблоку, затем по третьему. Очень вкусно!

Минута разговора

Цель: свободная реализация вербальной активности

Инструкция

Марсиане останавливаются и прислушиваются к звукам, голосам. Им очень хочется самим поговорить, издать какие-то звуки. Разговор был разрешен, но только на одну минуту. Каждый быстро проговаривает какие-то слова, предложения. Кто-то сочиняет рассказ, некоторые читают стихотворение.

Взрослый ограничивает время каким-либо сигналом (например, звуковой игрушкой).

Первые слова

Цель: направленная, целевая реализация вербальной активности

Инструкция

Марсиане продолжают свой путь. Во время ходьбы они тренируются в произношении трех земных слов (по одной минуте каждое) с разной интонацией и громкостью: «Нет», «Да», «Я». Слово «нет» звучит тихо, затем становится все более громким. Слово «да» произносится громко (как крик), но постепенно все тише и тише. Слово «Я» все говорят тихо, ударяя себя ладонью в грудь, потом это слово произносится все громче и громче.

Пугающая встреча

Цель: снятие мышечных зажимов, разрядка общей агрессии

Инструкция

На крики марсиан сбегаются животные и люди Земли. Марсиане останавливаются и готовятся к встрече. Им эта встреча кажется опасной, и они решают напугать землян. По сигналу (взрослый использует звуковой сигнал) все марсиане отходят друг от друга и начинают устрашающе кричать, топать ногами и махать руками. Земляне с удивлением смотрят на пришельцев. Тогда марсиане производят пугающие движения еще раз. Земляне продолжают удивляться их энергичным действиям.

Смешная газировка

Цель: эмоциональная разрядка

Инструкция

Землянам показалось, что пришельцы хотят пить, и они дают каждому бутылку газировки. Марсиане первый раз пробуют ароматный напиток. Одним глотком они выпивают все и ощущают воздушные пузырьки внутри себя. Пришельцам это кажется странным, и они хотят прогнать эти пузырьки прочь. Как будто содержимое бутылки шампанского хочет вырваться наружу, выбив пробку из бутылки. Пузырьки поднимаются от ног к рукам, животу, груди, становятся все сильнее и шипучее. Под звук «бух» воздух вылетает через антенну у марсиан на макушке. Еще раз «бух», и последний раз «бух». Марсианам становится смешно, они дружно смеются. Смех становится все громче и громче. Вместе с ними одну минуту смеются и земляне (взрослый вводит звуковой сигнал — временной ограничитель).

Добрые приветствия

Цель: развитие самоконтроля, создание доброжелательной атмосферы

Инструкция

Когда марсиане кончают смеяться, они глубоко дышат: делая вдох выдох, вдох выдох, вдох выдох. Это помогает им думать. И они понимают, что на планете Земля к ним относятся по-доброму. Марсианам хочется поприветствовать всех представителей Земли. Они приветствуют людей нежным рукопожатием, а животных ласково гладят. Взрослый предлагает передавать движение по кругу, называя представителя Земли. Например: «Приветствуем зайчонка», «Приветствуем мальчика» и др.

Так и подружились марсиане с землянами.

Правила для марсиан

Цель: осознание требований, умение действовать согласовано.

Взрослый предлагает детям оказать помощь марсианам. Им нужно подсказать, что на планете Земля является для них опасным. Каждый должен записать три требования (правила) на отдельном листочке и положить этот листочек в шкатулку.

После того как все выполнят данное задание, взрослый перемешивает записки и потом зачитывает их вслух. Правила отбираются общим голосованием и оформляются на отдельном листе под названием «Правила для марсиан».

3.Групповая дискуссия на тему «Агрессия»

Данная групповая дискуссия рассчитана на подростков и старших школьников. Можно использовать для детей дошкольного и младшего школьного возраста. В этом случае понятие «агрессия» можно заменить на понятие «ссора». Наибольший акцент в дискуссии для этого возраста необходимо сделать на осознание агрессии через сенсорные каналы.

  1. Что такое агрессия, как вы ее понимаете?

  2. Для чего нам нужна агрессия?

  3. Как возникает агрессия, с чего она начинается?

  4. Чем привлекательна для вас агрессия?

  5. Чем она вам не нравится?

  6. Если бы агрессия имела цвет, то какого бы цвета она была?

  7. Если бы агрессия имела вкус, то какая бы она была?

  8. Чем пахнет агрессия?

  9. Если агрессию потрогать, то какая она?

10.А какая агрессия на слух?

Далее можно попросить детей вспомнить ситуацию, где они проявили агрессию или поссорились с кем-либо, изобразить эту ситуацию на листе бумаги. Далее необходимо обсудить следующее:

  • что изображено на рисунке;

  • что чувствовал ребенок, когда рисовал свой гнев;

  • может ли он говорить от лица своего рисунка;

  • изменилось ли его состояние, когда он полностью прорисовал свой рисунок;

  • что он хочет сделать с этим рисунком.

  1. С подростками и старшими школьниками следует разобрать все плюсы и минусы агрессивного поведения в конкретной ситуации.

  2. При обсуждении "способов реакции на агрессию важно подчеркнуть, что агрессивные проявления важны для человека, но при этом необходимо помнить, что не в каждой ситуации нужно применять агрессию.

  3. Разобрать те случаи, когда можно применять агрессивное поведение и когда этого делать не стоит, объяснить, почему.

  4. Подведение итогов. Основные выводы. Напомнить понятие агрессии, положительное и отрицательное в агрессии. Необходимо сделать вывод о том, что человеку очень злому, агрессивному тяжело в этом мире. У него мало друзей, постоянно плохое настроение. С ним тяжело общаться, потому что он очень драчлив и часто обзывается, а это людям неприятно.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Данное пособие можно использовать в качестве методических рекомендаций и материалов для проведения семинаров по проблеме профилактики насилия над несовершеннолетними для учителей, психологов, социальных педагогов

    Семинар
    Данное пособие можно использовать в качестве методических рекомендаций и материалов для проведения семинаров по проблеме профилактики насилия над несовершеннолетними для учителей, психологов, социальных педагогов.
  2. Мальцева Ольга Анатольевна Канд психол наук, доцент кафедры возрастной и педагогической психологии Института психологии, педагогики, социального управления. Данные лекции

    Лекции
    Данные лекции можно использовать в качестве методических рекомендаций и материалов для проведения семинаров по проблеме профилактики насилия над несовершеннолетними для учителей, психологов, социальных педагогов.
  3. Мальцева Ольга Анатольевна Канд психол наук, доцент кафедры возрастной и педагогической психологии Института психологии, педагогики, социального управления Тюм гу данные лекции

    Лекции
    Данные лекции можно использовать в качестве методических рекомендаций и материалов для проведения семинаров по проблеме профилактики насилия над несовершеннолетними для учителей, психологов, социальных педагогов.
  4. Тема: «Семья и школа: детство без жестокости и насилия»

    Закон
    - Содействовать в формировании у родителей представлений об истинном родительском авторитете и актуализации потребности его проявления в отношениях с детьми.
  5. А. С. Коповой профилактика и коррекция девиантного поведения подростков в условиях общеобразовательной школы учебное пособие

    Учебное пособие
    Профилактика и коррекция девиантного поведения подростков в условиях общеобразовательной школы: учебное пособие / О.В. Коповая, А.С. Коповой. – Саратов: Издательский центр «Наука», 2008.

Другие похожие документы..