Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Богатейший природный и культурно-исторический потенциал Русского Севера создает благоприятные условия для развития туризма на территории Архангельско...полностью>>
'Документ'
Результаты проведения 3-й международной научно-практической конференции «Ювенальная юстиция и проблемы защиты прав несовершеннолетних» прокомментиров...полностью>>
'Реферат'
Учебный курс «Правовые проблемы реализации прав на земельные участки» является одной из базовых дисциплин по магистерской программе. Целью данного ку...полностью>>
'Документ'
папе:«Когда я была маленькая, у меня был папа. Виктор Драгунский. Знаменитый детский писатель. Только мне никто не верил, что он мой папа. Все думали,...полностью>>

Методика преподавания прав ребенка Учебно-методическое пособие для студентов высших

Главная > Учебно-методическое пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дагестанский государственный

педагогический университет»

Детский Фонд ООН (ЮНИСЕФ)

Методика

преподавания

прав ребенка

Учебно-методическое пособие

для студентов высших

учебных заведений

Махачкала 2008

www.unicef.ru

УДК 347.631

ББК 74.263.8

М 19

Печатается по решению Научно-экспертного совета и Учебно-методического объединения ГОУ ВПО «Дагестанский государственный

педагогический университет»

Авторский коллектив:

Д.М. Маллаев, Н.З. Сеидов, Д.И. Гасанова, Д.М. Абдуразакова,

А.В. Керимова, П.О. Омарова, М.Г. Гасанов

Рецензенты:

доктор педагогических наук, профессор Российского государственного

педагогического университета им. А.И.Герцена

Г.Н. Пенин (г. Санкт-Петербург, Россия);

доктор психологических наук, профессор Дагестанского

научного центра Российской академии образования

Э.Г. Исаева (г. Махачкала, Россия);

доктор политических наук, профессор, директор Института Европейских, Российских и Евразийских исследований Карлтонского университета, советник российско-канадского проекта "Усовершенствование работы с молодежью группы риска в Российской Федерации»

Петр Дуткевич (г. Оттава, Канада);

кандидат педагогических наук, доцент Сев. Кав. ГТУ, полномочный

представитель Российского Благотворительного Фонда «Нет алкоголизму и наркомании» в Южном Федеральном округе

В.В. Митрофаненко (г. Ставрополь, Россия).

М 19 Методика преподавания прав ребенка: Учеб. пособие для студ. высших пед. учеб. заведений / Д.М. Маллаев, Н.А. Сеидов, Д.И. Гасанова, Д.М. Абдуразакова, А.В. Керимова, П.О. Омарова, М.Г. Гасанов // Под ред. проф. Д.М. Маллаева и проф. П.О. Омаровой. – Махачкала: ГОУ ВПО «ДГПУ», Алеф, 2008. – 218 с.

В учебно-методическом пособии излагаются методика изучения прав ребенка в русле Конвенции о правах ребенка в ходе обучения в высших педагогических учебных заведениях (для студентов вторых курсов) и методика преподавания прав ребенка для учителей и преподавателей (предназначения для изучения на пятом курсе студентами педагогических специальностей). Отдельным разделом пособия являются программы учебных курсов по методике изучения и методике преподавания прав ребенка. Предлагаемая авторами система занятий основана на использовании современных интерактивных методов обучения.

Для преподавателей и студентов высших педагогических учебных заведений, учителей, педагогов-психологов.

© ГОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет»

© Детский Фонд ООН (ЮНИСЕФ)

©Коллектив авторов

Введение

Права детей на равные возможности, образование, полноценное развитие, защиту от насилия и эксплуатации, участие в жизни своих сообществ сегодня признаются абсолютным большинством государств мира.

Важнейшим документом, отражающим эти права и готовность отстаивать интересы детей на международном и национальном уровнях, является принятая в 1989 году Генеральной Ассамблеей ООН Конвенция о правах ребенка, которую Россия в числе 189 государств подписала и ратифицировала

Сегодня знание Конвенции о правах ребенка входит в систему требований тарифно-квалификационных характеристик любого учителя, педагога-психолога, специалиста системы образования. Однако, в системе высшего педагогического образования она изучается бессистемно, в достаточной степени случайно, либо ей уделяется недостаточное внимание. Между тем, Конвенция о правах ребенка является отнюдь не декларативным документом, а реальным инструментом и механизмом позитивных социальных изменений.

Предлагаемое учебно-методическое пособие «Методика преподавания прав ребенка» является необходимым звеном в системе обучения будущих педагогов Конвенции о правах ребенка, методике ее преподавания в высших учебных заведениях и школах. Пособие выполнено в рамках совместного проекта Дагестанского государственного педагогического университета (ДГПУ) и Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ), предусматривающего обучение всех студентов вторых курсов самой Конвенции, а студентов пятых курсов – методике ее преподавания.

Авторский коллектив пособия:

  • ректор ДГПУ, доктор педагогических наук, профессор, Почетный работник высшего и профессионального образования Российской Федерации, Заслуженный деятель науки Республики Дагестан – Д.М. Маллаев;

  • консультант Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ) – Н.З.Сеидов;

  • зав. кафедрой педагогических технологий и методик ДГПУ кандидат педагогических наук, доцент Д.И.Гасанова;

  • зав. кафедрой теории и методики обучения праву ДГПУ кандидат педагогических наук, профессор Д.М.Абдуразакова;

  • декан факультета педагогики и психологии ДГПУ, кандидат педагогических наук, доцент А.В.Керимова;

  • начальник отдела научно-инновационных исследований и грантов ДГПУ, консультант Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ), кандидат психологических наук, профессор П.О.Омарова;

  • декан факультета права ДГПУ, кандидат педагогических наук М.Г.Гасанов.

Пособие состоит из трех основных разделов. Первый раздел содержит методику изучения прав ребенка студентами вторых курсов педагогических высших учебных заведений. Используя материалы этого раздела преподаватель формирует у обучающихся первичное представление о Конвенции, ее основных разделах и статьях, структуре, основных положениях.

Второй раздел описывает методику преподавания прав ребенка, которая может быть использована как при обучении студентов пятых курсов, так и при преподавании учителем прав ребенка в школе.

Третий раздел содержит учебные программы соответствующих лекционных курсов.

Авторский коллектив надеется, что издание данного пособия послужит первой ступенью для включения преподавания Конвенции о правах ребенка в федеральный компонент государственного образовательного стандарта при обучении студентов педагогических высших учебных заведений.

Авторский коллектив выражает благодарность Детскому Фонду ООН (ЮНИСЕФ) на Северном Кавказе за участие, поддержку и искреннее понимание.

Раздел 1.

Учебное пособие по изучению Конвенции о правах ребенка

Предисловие

Каждое государство считает приоритетной задачей создание условий для полноценного развития детей, защиту их от насилия и эксплуатации, воспитание детей ответственными членами общества, которые обладают необходимыми знаниями и жизненными навыками и способны участвовать в принятии решений, непосредственно затрагивающих их жизнь.

Для оказания помощи государствам-членам Организации Объединенных Наций был разработан важнейший инструмент ООН в области прав человека - Конвенция о правах ребенка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1989 году. Сегодня Конвенция - это универсальный международно-правовой документ. Конвенция о Правах Ребенка - единственный документ, который ратифицирован всеми государствами мира за исключением США и Сомали. Российская Федерация также подписала и ратифицировала Конвенцию.

Ратифицировав Конвенцию по правам ребенка, каждое государство берет на себя обязательства по принятию неотложных мер по пропагандированию и защите прав ребенка. Однако полное осуществление права ребенка на практике не всегда удается.

Осуществление прав ребенка на практике тормозится многими причинами, но необходимо отметить, что одно из основных препятствий - это незнание Конвенции и прав, которые в ней описаны. Кроме того, в сознании взрослых: педагогов, медиков, работников правоохранительных органов, да и самих родителей, права ребенка не воспринимаются серьезно и ответственно. К сожалению, на сегодняшний день полной реализации прав ребенка препятствует существующее мнение среди взрослого населения о том, что ребенок не может являться самоценной личностью, обладающей реальными правами. То, что наши дети обладают правами, пока еще не вполне правильно воспринимается ими.

Первый шаг для преодоления такого отношения - знание этих прав.

Это особенно важно в свете того, что сегодня во многих странах мира, включая Российскую Федерацию, большинство взрослых — педагогов, медиков, работников правоохранительных органов, родителей и самих детей не знают положений Конвенции по правам ребенка.

Практическое осуществление прав ребенка на практике, в первую очередь, зависит от педагогов. Права ребенка должны изучаться начиная с детских садов вплоть до достижения ребенком 18 лет. Процесс обучения должен носить непрерывный характер и охватывать все более сложные элементы по мере взросления ребенка. Эффективность обучения детей правам ребенка всецело зависит от того, насколько сами педагоги будут осведомлены о своих правах, правах детей и о механизмах обеспечения этих прав.

Процесс обучения правам ребенка строится на Конвенции о правах ребенка. Учитывая характер информации, образовательный процесс должен строиться на методах активного социально-психологического обучения. Только пользуясь интерактивными методиками, вовлекая участников в процесс поиска путей решения проблем и задач, стимулируя творческий поиск, можно добиться полного усвоения материала и понимания прав ребенка и принципов, описанных в Конвенции.

Все учителя должны быть подготовлены к осуществлению идей и принципов Конвенции в своей учебной и воспитательной деятельности, как учитель-предметник и как классный руководитель (воспитатель, куратор, освобожденный классный руководитель, социальный педагог). Для этого необходимо в высших и средних специальных педагогических учебных заведениях изучать документы о правах ребенка. В данном случае основная роль отводится высшим учебным заведениям, таким как Дагестанский государственный педагогический университет.

Во всем мире идет обсуждение вопросов, связанных с выбором более успешных методик обучения правам ребенка. Одним из методов обучения будущих педагогов правам ребенка может стать введение самостоятельного спецкурса «Изучение Конвенции по правам ребенка». Учитывая, что Конвенция - это живой документ, созданный на основе реального жизненного опыта детей во всем мире, его изучение должно проводиться путем пропускания норм Конвенции через жизненный опыт каждого человека.

Изучение Конвенции не может быть сведено только к усвоению правовых норм. Это означает, что студент, будущий педагог, должен научиться строить свою работу таким образом, чтобы идеи и принципы Конвенции усваивались не только в их правовом содержании. Каждый человек должен постичь Конвенцию путем соотношения прав, установленных Конвенцией с реальной ситуацией в жизни.

Основными задачами учебно-методического пособия по изучению Конвенции о правах ребенка являются:

- способствовать подготовке студентов к жизни и деятельности в правовом государстве, дать информацию о правах ребенка, о социальной поддержке и защите детства;

- формирование у студента представлений о значимости прав человека в жизни общества, особенно самого незащищенного члена общества — ребенка;

- воспитание ценностей и установок, необходимых для соблюдения прав человека.

Надеемся, что данное учебное пособие пригодится Вам для изучения Конвенции, а также для преподавания ее школьникам, родителям и всем, кто заинтересован или обязан по долгу службы овладеть информацией и навыками в данной области.

Тема 1. История появления и развития прав человека

План:

  1. История развития прав человека

  2. Понятие «права человека»

  3. Классификация прав человека

1. Как в древнегреческой философии, так и в различных мировых религиях можно найти принципы, лежащие в основе идеи прав человека. Однако только в XVIII веке сформировалась концепция прав человека в современном ее понимании: человек от природы наделен некоторыми неотъемлемыми правами, которые не должны нарушаться государством; соблюдение прав человека является необходимой предпосылкой достойного человеческого существования.

Среди первых исторических документов, кодифицировавших права человека, необходимо отметить английские Великую хартию вольностей 1215 года и "Билль о правах" 1689 года. Эти документы гарантировали права, которые могут быть поставлены под угрозу в определенных обстоятельствах (например, угроза свободе вероисповедания), но не содержали всеобъемлющей концепции прав и свобод индивида. В то время свободы рассматривались как права, которыми индивиды или группы наделены в силу своего социального статуса или положения.

В последующие столетия концепция свобод индивида отделилась от концепции его социального статуса и стала рассматриваться не как привилегия, но как право, присущее всем человеческим существам. Выдающуюся роль в этом процессе сыграли испанские теологи и правоведы. Среди них необходимо отметить Франсиско де Виториа (1486—1546) и Варфоломея де Лас Касаса (1474—1566), которые разработали доктрину о необходимости признания прав населения земель, открываемых и колонизируемых Испанией. Другой выдающийся испанский юрист, Васкес де Мончоа, обосновывал теорию естественных (то есть укорененных в самой природе человека и мироздания) прав (ius naturalism).

Век Просвещения стал свидетелем дальнейшего развития идеи прав человека. Идеи Гуго Гроция (1583—1645), "отца" современного международного права, Самуэля фон Пуфендорфа (1632—1694) и Джона Локка (1632—1704), разработавших всеобъемлющую концепцию естественного права, вызвали большой интерес в тогдашней Европе. Жан-Жак Руссо (1712—1778) выдвинул концепцию, согласно которой монарх (правитель) получает власть в результате "общественного договора" со своими подданными. Шарль Монтескье разработал концепцию разделения властей. Термин "права человека" (droits de l'homme) впервые появился во французской Декларации прав человека и гражданина 1789 года. Эти теории послужили руководством к действию для населения британских колоний в Северной Америке.

Американская Декларация независимости, принятая 4 июля 1776 года, основывалась на том, что все люди равны и содержала ссылки на такие неотъемлемые права, как право на жизнь, свободу и стремление к счастью. Эти же идеи отражены в "Билле о правах", принятом штатом Вирджиния в том же году. В дальнейшем положения Декларации независимости были приняты остальными американскими штатами, а также включены в "Билль о правах", дополнивший в 1791 году Конституцию США 1787 года.

Международная теория прав человека получила свое развитие и во французской Декларации прав человека и гражданина 1789 года. Обе декларации — американская и французская — были задуманы как систематическое перечисление универсальных прав человека. Таким образом, классические права XVIII—XIX веков относились к свободе индивида. Однако уже в то время получила свое развитие идея о том, что граждане имеют право ожидать от своего государства улучшения условий жизни. В некоторых европейских конституциях XIX века содержались не только положения о классических правах человека, но и статьи, возлагавшие на государство ответственность в сфере занятости, социального обеспечения, общественного здравоохранения и образования. Социальные права были гарантированы в конституциях Мексики 1917 года, РСФСР 1918 года и Германии 1919 года.

В XIX веке Европа стала свидетелем конфликтов, связанных с защитой прав меньшинств. Эти конфликты привели к ряду "гуманитарных интервенций" и выработке международных гарантий в этой области. Например, Берлинский договор 1878 года обусловливал международное признание освободившихся от Османской империи Балканских государств (Сербии, Черногории, Болгарии и Румынии) соблюдением прав религиозных меньшинств (мусульман и евреев) в этих государствах.

Необходимость выработки международных стандартов в области прав человека впервые была осознана в конце XIX века. В это время промышленно развитые страны начали принимать трудовое законодательство, которое подняло уровень оплаты и, следовательно, стоимость наемного труда. В связи с этим промышленно развитые страны оказались в экономически проигрышном положении по отношению к странам, не имеющим законов о труде. В результате консультаций появились первые конвенции, в которых государства брали обязательства друг перед другом в отношении своих граждан. Бернская конвенция 1906 года о запрещении ночного труда женщин стала первым международным договором в области социальных прав. Значительное количество конвенций в области труда было разработано Международной организацией труда, созданной в 1919 году. Таким образом, социальные права нашли свое отражение в международном праве значительно раньше классических прав.

Преступления против человечности, совершенные во время Второй мировой войны, показали несостоятельность традиционной точки зрения о том, что обращение государств со своими гражданами является исключительно внутренним делом государств. Подписание Устава ООН 26 июня 1945 года сделало права человека неотъемлемой частью международного права. Согласно Уставу, государства — члены ООН обязались принимать совместные меры, направленные на поощрение и защиту прав человека во всем мире. 10 декабря 1948 года Генеральная Ассамблея приняла и провозгласила Всеобщую декларацию прав человека "в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и все государства".

Принятие Всеобщей декларации прав человека послужило толчком к дальнейшей разработке международных стандартов в области прав человека и созданию механизмов международного контроля. За последние пятьдесят лет только под эгидой ООН было заключено свыше 60 соглашений по правам человека. На Европейском континенте исключительно важная роль в поощрении и защите прав человека принадлежит Совету Европы и Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе.

2. Права человека, в целом, могут быть определены как права, присущие нам от рождения и без которых мы не можем жить как человеческие существа. Права человека отличаются от других прав в двух отношениях.

Во-первых, каждый человек наделен правами человека уже в силу того, что он является человеческим существом. Права человека нельзя предоставить или приобрести. В рамках, определенных законом, права человека неотчуждаемы и в равной степени относятся ко всем людям.

Во-вторых, обязанности по соблюдению прав человека лежат на государстве и его органах, а не на других индивидах. Другими словами, государство обязано не только воздерживаться от нарушений прав человека, но и защищать права одних индивидов от посягательств со стороны других.

Права человека должны быть защищены законом (принцип верховенства закона). Кроме того, любые споры, связанные с нарушением прав человека, должны разбираться компетентным, беспристрастным и независимым судебным органом, процедуры которого являются равными для всех сторон и который принимает решения в соответствии с законом.

Идея прав человека выросла из необходимости защитить индивида от злоупотреблений государственной власти. Поэтому первоначально идея прав человека фокусировалась на обязательствах государства воздерживаться от определенных действий. Другим источником идеи прав человека являются представления о том, что необходимо человеку для достойного человеческого существования. В этом отношении права человека являются для государства ориентиром в принятии мер, направленных на всестороннее развитие человеческой личности.

3. Термин "права человека" относится к очень широкому спектру прав: от права на жизнь до права свободно участвовать в культурной жизни общества. На международном уровне различие обычно проводится между гражданскими и политическим правами, с одной стороны, и экономическими, социальными и культурными правами, с другой.

Термин "гражданские права" используется в отношении прав, изложенных в первых 18 статьях Всеобщей декларации прав человека. Из этой группы прав можно выделить права, касающиеся неприкосновенности личности (право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность, на свободу от пыток и бесчеловечного обращения, произвольного ареста, задержания или ссылки, рабства, вмешательства в частную жизнь, право владеть имуществом, на свободу передвижения, свободу мысли, совести и религии). Другая группа гражданских прав — процессуальные права — включает право на равенство перед судами и трибуналами, право на справедливое и публичное разбирательство дела компетентным, независимым и беспристрастным судом, презумпцию невиновности, запрещение ретроактивного применения уголовного законодательства и др.

К политическим правам относятся права, изложенные в статьях 19—21 Всеобщей декларации прав человека: свобода выражения мнения, свобода мирных собраний и ассоциаций, право избирать и быть избранным в ходе периодических и нефальсифицированных выборов.

Экономические и социальные права изложены в статьях 22—26 Всеобщей декларации прав человека и включают в себя: право на труд и его свободный выбор, на справедливые и благоприятные условия труда, справедливое вознаграждение и равную оплату за равный труд, разумное ограничение рабочего дня, право создавать профсоюзы и вступать в них, право на отдых, на достойный жизненный уровень, медицинский уход, социальное обслуживание и образование.

Культурные права изложены в статьях 27 и 28 Всеобщей декларации прав человека: право на участие в культурной жизни общества, право пользоваться благами научного прогресса и право на защиту моральных и материальных интересов, являющихся результатом научных, литературных или художественных трудов.

Одной из возможных классификаций прав человека является разделение на "классические" и "социальные" права. Классические права включают в себя гражданские и политические права, цель которых — ограничение власти государства в отношении индивида. Под "социальными" правами подразумеваются экономические, социальные и культурные права, которые требуют от государства обеспечить индивиду достойное человеческое существование: работу, образование, медицинскую помощь.

Можно сказать, что классические права обязывают государство воздерживаться от определенных действий (например, не практиковать пытки), тогда как социальные права — предпринимать активные действия (например, обеспечивать нормальное функционирование системы народного образования).

В дебатах по поводу классических и социальных прав нередко поднимается вопрос о приоритете одних прав перед другими: является ли обеспечение социальных прав предпосылкой соблюдения классических прав или же классические права лежат в основе всех остальных прав?

В годы "холодной войны" страны Запада настаивали на необходимости соблюдения в первую очередь классических прав, тогда как государства социалистического лагеря выдвигали на первое место обеспечение социальных прав. С прекращением идеологического противостояния двух систем преобладающим стало мнение о том, что все права человека универсальны, неделимы, взаимозависимы и взаимосвязаны.

Различие между классическими и социальными правами не является абсолютным. Например, классическое право на справедливый суд требует от государства не только не вмешиваться в деятельность судебных органов, но и создавать условия для их нормального функционирования. Другим примером может быть организация выборов, которая связана со значительными государственными расходами.

Несмотря на то, что целью прав человека является защита каждого отдельного человека, некоторые из прав могут осуществляться индивидами только сообща, коллективно: свобода мирных собраний и ассоциаций, свобода вероисповедания, право создавать профсоюзы и вступать в них. Коллективный элемент является особенно очевидным в случае прав, связанных с принадлежностью индивида к той или иной группе: например, право лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам, пользоваться достоянием своей культуры.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методика преподавания русского языка (Учебно-методическое пособие для студентов-филологов)

    Учебно-методическое пособие
    Цель, преследуемая составителем, – создание комплексного учебного пособия, попытка объединить в рамках одной книги все материалы, необходимые студенту – филологу в процессе овладения знаниями, умениями и навыками по дисциплине «Методика
  2. Учебно-методическое пособие для студентов педагогических вузов Борисоглебск

    Учебно-методическое пособие
    Полянская Е. И., Попова О.А. Возрастная анатомия и физиология ребенка: Учебно-методическое пособие для студентов педагогических вузов.- Борисоглебск, 2007
  3. Учебно-методическое пособие для студентов агрономического факультета всех форм обучения Гродно 2010

    Учебно-методическое пособие
    Управление сельскохозяйственным производством: учебно-методическое пособие. Для студентов агрономического факультета всех форм обучения / Е.И. Валедов, А.
  4. Учебно-методическое пособие для студентов специальности 030501 Юриспруденция Курск 2010

    Учебно-методическое пособие
    Криминалистика: криминалистическая тактика и методика расследования отдельных видов и групп преступлений: учебно-методическое пособие / Юго-Зап. гос. ун-т; А.
  5. Учебно-методическое пособие для студентов. «Недоношенный ребёнок. Сестринский процесс при уходе за недоношенным ребёнком» Энгельс 2006 г

    Учебно-методическое пособие
    Не смотря на то, что частота преждевременных родов относительно стабильна и составляет 5 – 10% от числа родившихся детей, однако увеличивается удельный вес «глубоко» и «экстремально» недоношенных детей.

Другие похожие документы..