Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Реферат'
На сьогоднішній день на земній кулі нараховується близько мов. Усі вони мають різний звуковий склад, граматичну структуру, словник і тд. Але всі вони...полностью>>
'Реферат'
Наша страна имеет великую, многовековую историю, которой мы по праву можем гордиться. За годы исторического развития российского государства, неоднок...полностью>>
'Рабочая программа'
Целью курса является предоставление студентам возможности ознакомиться со стратегией таможенной политики стран-участниц ЕС и методами регулирования в...полностью>>
'Руководство'
Руководство предназначено для оказания помощи в самостоятельной подготовке к занятиям и использования на практических и лабораторных занятиях по крим...полностью>>

Учебно-методический комплекс по дисциплине (5)

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Кабардино-Балкарский государственный университет

им. Х.М. Бербекова»

Биологический факультет

Кафедра общей генетики, селекции и семеноводства

УТВЕРЖДЕН

на заседании кафедры

от «____» ____________200__г.

Протокол №_____

Зав. кафедрой_____________М.К. Керефова

СОГЛАСОВАНО

«____» ______________ 200__г.

Декан __________ А.Ю. Паритов

Учебно-методический комплекс по дисциплине

ОПД.Ф.04 «Генетика»

для студентов, обучающихся по специальности

020201.65 Биология

Нальчик 2009

Автор-составитель:

Ситникова А.Д.

Кандидат биологических наук, доцент кафедры общей генетики, селекции и семеноводства

Учебно-методический комплекс по дисциплине ОПД.Ф.04 «Генетика» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности и направлению шифр 020201.65 Биология

Шифр ОПД.Ф.04 «Генетика».

Дисциплина входит в федеральный компонент цикла специальных дисциплин и является обязательной для изучения.

Содержание

1. Рабочая учебная программа дисциплины………………………..4

2. Учебно-методическое обеспечение дисциплины 21

2.1. Методические рекомендации для преподавателя 21

2.2. Методические указания для студентов 21

2.3. Организация контролируемой самостоятельной работы студентов 21

2.4. Обеспеченность образовательного процесса по дисциплине специализированным и лабораторным оборудованием 25

2.5. Карта обеспеченности литературой по дисциплине 26

2.6. Перечень обучающих и контролируемых компьютерных программ, мультимедиа и интерактивные материалы (набор видео- и аудиоматериалов, анимированные электронные тренажеры, симуляции и др.), клипарт (набор иллюстраций, графиков, схем, фотографий), Интернет-ресурсы по дисциплине и др………………………………………………………………..27.

3. Текущая и промежуточная аттестация студентов по дисциплине 27

3.1. Балльно-рейтинговая система текущей аттестации студентов по дисциплине 27

3.1.1. Цели и задачи балльно-рейтинговой аттестации обучающихся по дисциплине 27

3.1.2. Состав и планирование в баллах рейтинговых контрольных мероприятий по дисциплине 28

3.1.3. Шкала оценки по дисциплине 28

3.1.4. График балльно-рейтинговых контрольных мероприятий по дисциплине 28

3.1.5. Учетная документация при рейтинг-контроле по дисциплине 29

3.2. Содержание и порядок промежуточной (экзамен, зачет) аттестации студентов по дисциплине 29

3.2.1. Порядок и сдача экзаменов и зачетов 29

3.2.2. Отработка и повторное изучение дисциплины 30

4. Инновационные методы в процессе преподавания дисциплины 30

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Кабардино-Балкарский государственный университет им.

Х.М. Бербекова»

Биологический факультет

Кафедра общей генетики, селекции и семеноводства

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ОПД.Ф.04 «Генетика»

для студентов, обучающихся по специальности

020201.65 Биология

УТВЕРЖДАЮ

Декан БФ __________ /А.Ю. Паритов/

«___» _________________ 200__ г.

Нальчик 2009

Рабочая программа составлена на основании ____________________________

__________________________________________________________________ (наименование государственного образовательного стандарта и (или) примерной типовой программы Утвержденной Министерством по образованию и науке, дата утверждения)

Разработчик: доцент Ситникова А.Д. / ____________________________

(должность, подпись, Ф.И.О.)

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры общей генетики, селекции и семеноводства

Протокол №____

от «___»_________________200__г.

Заведующий кафедрой________________ М.К. Керефова

(подпись)

Одобрена Учебно-методическим советом (методической комиссией) биологического факультета

«___»_________________200__г.

Председатель ______________ А.Ю. Паритов

1.1. пояснительная записка

Учебно-методический комплекс по дисциплине ОПД.Ф.04 «Генетика» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности и направлению шифр 020201.65 Биология

Дисциплина входит в федеральный компонент цикла специальных дисциплин и является обязательной для изучения.

    1. 1. Цели и задачи изучения генетики.

Цели дисциплины: Курс общей генетики при обучении биологов является дисциплиной фор­мирующей специальность. С одной стороны, он является основополагающим (как фундаментальная наука) при обучении биологов широкого профиля, в том числе и при подготовке научных кадров; с другой - общие разделы генетики и основы селекции входят в учебник по общей биологии для учащихся 9-11 клас­сов средних школ. В виду этого будущие учителя-биологи должны иметь обширные и глубокие знания по генетике и селекции. Наконец, генетика как наука о наследственности и изменчивости, наука о материальных носителях этих важ­ных атрибутов живого, дает блестящий материал для материалистической диа­лектики, показывая, что окружающий нас мир составляют не отдельные изоли­рованные друг от друга предметы и явления, а совокупности взаимосвязанных и взаимодействующих объектов, определенного рода целостные образования.

Задачи изучения дисциплины

Генетика - одна из ведущих наук современной биологии. Для генетики ха­рактерно привлечение принципов и методов исследований точных наук, а также связь с другими биологическими науками. Генетические закономерности лежат в основе всех биологических явлений, познание которых дает возможность управлять индивидуальным развитием и формообразованием, создавать высо­копродуктивные породы животных, сорта растений и штаммы микроорганизмов, бороться с явлениями злокачественного роста, проводить трансплантации тканей и пересадку органов. Таким образом, правильное использование ос­новных достижений генетики необходимо для успешного развития теоретиче­ских и прикладных наук: эволюционной теории, ботаники, зоологии, медицины, многих сельскохозяйственных наук и др. Именно генетика является теоретиче­ской основой для разработки методов селекции растений, животных, микроорганизмов, генной инженерии и через решение этих вопросов выходит на выполнение практических задач.

1.1.2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

Для усвоения материала по генетике необходимо знание ранее изученных дисциплин, таких как ботаника, зоология, микробиология, биохимия белков и нуклеиновых кислот, а так же разделов цитологии – строение клетки, молекулярные основы клеточных процессов, так как изучение генетики базируется на различных уровнях организации жизни: молекулярном, клеточном, организменном, популяционном.

Учебные занятия

Число курсов.

проектов (работ) расч. задач

Форма итоговой аттестации

Номер семестра

Общий объем

Аудиторные

С.Р.С.

Всего

Лекции

Лабораторные

Практические

5

110

72

36

36

38

экзамен

1.2. Тематический план дисциплины.

1.2.1. Введение – 1 неделя сентября.

1.2.2. Закономерности независимого наследования – 2 неделя сентября.

1.2.3. Наследование при взаимодействии генов – 3неделя сентября.

1.2.4. Сцепленное с полом наследование – 4неделя сентября.

1.2.5. Сцепление и кроссинговер – 1неделя октября.

1.2.6. Молекулярные механизмы рекомбинации – 2неделя октября.

1.2.7. Молекулярные основы генетических процессов – 3неделя октября.

1.2.8. Проблема стабильности генетического материала – 4неделя октября.

1.2.9. Нехромосомное наследование – 1неделя ноября.

1.2.10. Нехромосомные генетические элементы – 2неделя ноября.

1.2.11. Структура и функции гена – 3неделя ноября.

1.2.12. Генетика онтогенеза –4неделя ноября.

1.2.13. Изменчивость генетического материала – 1неделя декабря.

1.2.14. Молекулярные механизмы точковых мутаций. – 2неделя декабря.

1.2.15. Хромосомные перестройки – 3неделя декабря.

1.2.16. Генетика и эволюция –4неделя декабря.

1.2.17. Генетика человека.

1.3. Содержание дисциплины.

1.3.1. Лекции.

1.3.2. Практические (семинарские) – нет.

1.3.3. Лабораторные занятия.

1.3.4. Курсовая работа – нет.

1.4. Экзамен.

1.3. Содержание дисциплины

1.3.1. Лекции

Лекция 1. Введение. - 2 ч.

  1. Предмет генетики. Понятие о наследственности и изменчивости.

  2. Основные методы генетики.

  3. Основные этапы развития генетики.

  4. Значение генетики для практики.

Лит-ра:

1. стр. 9-27

2. стр. 7-22

3. стр. 5-10

4. стр. 9-21

5.стр. 9-24

6.стр. 9-19

7. стр. 6-8

Лекция 2. Закономерности независимого наследования.

  1. Особенности наследования при моногибридном скрещивании.

  2. Наследование при неполном доминировании, возвратном и анализирующем скрещивании.

  3. Наследование при ди- и полигибридных скрещиваниях.

  4. Условия, необходимые для проявления законов расщепления.

Лит-ра:

1. стр. 31-34

2. стр. 23-42

3. стр. 24-37

4. стр. 24-54

5.стр. 104-149

6.стр. 64-99

7. стр. 49-73

Лекция 3. Наследование при взаимодействии генов.

  1. Типы неаллельного взаимодействия генов: комплементарность, эпистаз, полимерия.

  2. Плейотропное и модифицирующее действие генов. Экспрессивность и пенетрантность.

  3. Влияние внешней среды на действие генов и формирование признаков.

  4. Особенности наследования количественных признаков. Трансгрессии.

Лит-ра:

1. стр. 35-38

2. стр. 42-54

3. стр. 37-47

4. стр. 58-70

5.стр. 152-177

6.стр. 100-121

7. стр. 75-87

Лекция 4. Сцепленное с полом наследование.

  1. Половые хромосомы и расщепление по полу.

  2. Типы хромосомного определения пола.

  3. Наследование признаков сцепленных с полом.

  4. Наследование признаков при нерасхождении Х- хромосом.

  5. Использование в практике сцепленного с полом наследования.

Лит-ра:

1. стр. 40-42

2. стр. 85-90

3. стр. 47-63

4. стр. 98-129

5.стр. 181-199

6.стр. 121-134

7. стр. 134-143

Лекция 5. Сцепление и кроссинговер.

  1. Открытие явления сцепленного наследования.

  2. Генетическое доказательство перекреста хромосом. Величина перекреста.

  3. Генетические карты, принцип их построения. Интерференция.

  4. Цитологические доказательства перекреста хромосом на дрозофиле и кукурузе.

  5. Митотический и неравный кроссинговер.

  6. Влияние различных условий на величину перекреста.

Лит-ра:

1. стр. 42-48

2. стр. 97-110

3. стр. 64-79

4. стр. 132-156

5.стр. 229-254

6.стр. 134-166

7. стр. 149-166

Лекция 6. Молекулярные механизмы рекомбинации.

  1. История представлений о механизмах кроссинговера.

  2. Генная конверсия.

  3. Молекулярные механизмы общей рекомбинации по Холлидею

  4. Сайт-специфическая рекомбинация.

Лит-ра:

1. стр. 224-234

2. стр. 144-168

4. стр. 354-364

5.стр. 258-277

7. стр. 192-196

Лекция 7. Молекулярные основы генетических процессов.

  1. Генетическая роль ДНК.

  2. Полуконсервативная репликация ДНК.

  3. Энзимология репликации.

  4. Компактизация ДНК и структура хроматина.

  5. Уникальные и повторяющиеся последовательности в ДНК.

  6. Искусственные хромосомы.

Лит-ра:

1. стр. 107-117

2. стр. 112-142

3. стр. 79-114

4. стр. 251-265

7. стр. 170-179

Лекция 8. Проблема стабильности генетического материала.

  1. Типы структурных повреждений ДНК

  2. Типы репараций.

  3. Механизмы экцизионной и пострепликативной репарации

Лит-ра:

1. стр. 369-387

2. стр. 409-427

3. стр. 344-359

4. стр. 364-385

Лекция 9. Нехромосомное наследование.

  1. Критерии нехромосомного наследования.

  2. Предетерминация цитоплазмы и особенности

  3. Генетика хлоропластов.

  4. Генетика митохондрий.

  5. Цитоплазматическая мужская стерильность у растений.

  6. Наследование паразитов и симбионтов.

Лит-ра:

1. стр. 452-455

2. стр. 225-255

3. стр. 328-344

4. стр. 165-182

5.стр. 519-543

6.стр. 167-181

7. стр. 422-436

Лекция 10. Нехромосомные генетические элементы.

  1. Плазмиды, их виды и роль в наследовании признаков.

  2. Транспозоны и их характеристика.

  3. Явления трансформации и трансдукции у микроорганизмов.

Лит-ра:

1. стр. 131-145

2. стр. 198-224

3. стр. 261-328

4. стр. 348-352

5.стр. 417-450

Лекция 11. Структура и функции гена.

  1. Теория гена. Критерии аллелизма.

  2. Анализ тонкой структуры гена.

  3. Матричные процессы в действии гена: транскрипция ДНК; трансляция

и-РНК.

  1. Генетический код и его свойства.

Лит-ра:

1. стр. 110-127

2. стр. 370-407

3. стр. 217-239

4. стр. 274-282, 322-335

5.стр. 454-479

6.стр. 271-285

7. стр. 213-236

Лекция 12. Генетика онтогенеза.

  1. Стабильность генетического материала в онтогенезе.

  2. Тотипотентность ядра соматической клетки.

  3. Дифференциальная активность генов.

  4. Регуляция транскрипции у эукариот.

Лит-ра:

1. стр. 369-387

2. стр. 409-427

3. стр. 344-359

4. стр. 364-385

5.стр. 551-596

6.стр. 310-330

7. стр. 437-457

Лекция 13. Изменчивость генетического материала.

  1. Мутационный процесс.

  2. Классификация мутаций по фенотипу.

  3. Классификация мутаций по генотипу.

  4. Множественные аллели.

  5. Гомологические ряды наследственной изменчивости (Н.И. Вавилов).

Лит-ра:

1. стр. 51-57

2. стр. 290-296

3. стр. 139-153

4. стр. 187-205

5.стр. 285-310

6.стр. 193-200

Лекция 14. Молекулярные механизмы точковых мутаций.

  1. Причины генных мутаций.

  2. Классификация генных мутаций.

  3. Методы изучения мутаций.

Лит-ра:

1. стр. 207-213

2. стр. 296-317

3. стр. 153-160

4. стр. 219-229

6.стр. 200-203

Лекция 15. Хромосомные перестройки.

  1. Типы хромосомных перестроек: делеции, дефишенси, дупликации, инверсии, транслокации, транспозиции.

  2. Эффект положения.

  3. Рекомбинационный механизм хромосомных перестроек.

Лит-ра:

1. стр. 64-69,289-299

2. стр. 318-346

3. стр. 149-153

4. стр. 196-203

5.стр. 316-344

6.стр. 203-212

7. стр. 248-267

Лекция 16. Полиплоидия и анеуплоидия.

  1. Автополиплоидия.

  2. Мейоз у автополиплоидов и генетический анализ.

  3. Аллополиплоидия

  4. Анэуполиплоидия

  5. Замещение и дополнение хромосом.

Лит-ра:

1. стр. 70-76

2. стр. 347-369

4. стр. 190-196

5.стр. 349-376

6.стр. 212-225

7. стр. 267-269

Лекция 17. Генетика и эволюция.

  1. Основы генетики популяций. Закон Харди-Вайнберга.

  2. Элементарное эволюционное событие. Изменение частот аллелей в популяции.

  3. Факторы динамики генетической структуры популяций.

  4. Эволюция гена.

  5. Как возникают новые гены?

Лит-ра:

1. стр. 413-427

2. стр. 454-495

3. стр. 359-376

4. стр. 410-427

5.стр. 603-627

6.стр. 340-354

7. стр. 345-364

Лекция 18. Генетика человека.

  1. Биосоциальная сущность человека.

  2. Методы изучения генетики человека.

  3. Медицинская генетика.

  4. Медико-генетическое консультирование.

Лит-ра:

2. стр. 496-524

3. стр. 396-411

4. стр. 465-478

5.стр. 679-714

6.стр. 361-371



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине «всеобщая история» для студентов 1 курса гуманитарных факультетов

    Учебно-методический комплекс
    В состав учебно-методического комплекса входят программа курса всеобщей истории и пояснительная записка к ней, список источников и литературы, тематический план лекций по всеобщей истории, контрольные вопросы, методические указания
  2. Учебно-методический комплекс Учебно-методический комплекс по дисциплине "Мировая экономика" для студентов специальности 080105 «Финансы и кредит»

    Учебно-методический комплекс
    Воробьева Л.В., Воробьев И.Н. Мировая экономика. Учебно-методический комплекс. – Красноярск: Красноярский филиал ГОУ ВПО «Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ)», 2007.
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине общепрофессиональной подготовки «Теория и методика обучения биологии»

    Учебно-методический комплекс
    Дисциплина «Теория и методика обучения биологии» позволяет студенту сформировать комплекс знаний, охватывающих теоретическую и практическую подготовку учителя биологии и развивающих способность к выполнению профессиональных задач.
  4. Учебно-методический комплекс По дисциплине Дипломатический церемониал и протокол

    Учебно-методический комплекс
    Исторический опыт показывает, что для обеспечения нормальных дипломатических отношений далеко не достаточно одних международно-правовых норм. Очень важно еще и соблюдение определенных церемониальных и протокольных обычаев и правил.
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине международные валютно-кредитные отношения

    Учебно-методический комплекс
    Лекции читает д. э. н., профессор Звонова Е. А. Предшествующие курсы, обязательные для изучения данной дисциплины: экономическая теория; деньги, кредит и банки; международный финансовый рынок; международные экономические отношения;
  6. Учебно-методический комплекс По дисциплине «История экономических учений» Выписка из гос впо

    Учебно-методический комплекс
    особенности экономических воззрений в традиционных обществах (отношение к собственности, труду, богатству, деньгам, ссудному проценту), систематизация экономических знаний, первые теоретические системы (меркантилизм, физиократы, классическая

Другие похожие документы..