Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Лекция'
Функция - предназначение, роль какого-либо элемента в си­стеме, или, иными словами, определен­ного рода работа, которая требуется от этого элемента в...полностью>>
'Лекция'
По типам питания микроорганизмы делятся на несколько групп в зависимости от типа источника углерода и энергии, а также донора электронов. Организмы, ...полностью>>
'Программа'
Данная программа кандидатского минимума по специальности 24.00.01 - теория и история культуры - ориентирована на общетеоретическую компоненту культуро...полностью>>
'Обзор'
16 февраля в Молодежном центре Октябрьского района состоится официальное открытие уникального образовательного проекта "Профессионализация студе...полностью>>

Учебно-методический комплекс по дисциплине (5)

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

1

Смотреть полностью

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Кабардино-Балкарский государственный университет

им. Х.М. Бербекова»

Биологический факультет

Кафедра общей генетики, селекции и семеноводства

УТВЕРЖДЕН

на заседании кафедры

от «____» ____________200__г.

Протокол №_____

Зав. кафедрой_____________М.К. Керефова

СОГЛАСОВАНО

«____» ______________ 200__г.

Декан __________ А.Ю. Паритов

Учебно-методический комплекс по дисциплине

ОПД.Ф.04 «Генетика»

для студентов, обучающихся по специальности

020201.65 Биология

Нальчик 2009

Автор-составитель:

Ситникова А.Д.

Кандидат биологических наук, доцент кафедры общей генетики, селекции и семеноводства

Учебно-методический комплекс по дисциплине ОПД.Ф.04 «Генетика» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности и направлению шифр 020201.65 Биология

Шифр ОПД.Ф.04 «Генетика».

Дисциплина входит в федеральный компонент цикла специальных дисциплин и является обязательной для изучения.

Содержание

1. Рабочая учебная программа дисциплины………………………..4

2. Учебно-методическое обеспечение дисциплины 21

2.1. Методические рекомендации для преподавателя 21

2.2. Методические указания для студентов 21

2.3. Организация контролируемой самостоятельной работы студентов 21

2.4. Обеспеченность образовательного процесса по дисциплине специализированным и лабораторным оборудованием 25

2.5. Карта обеспеченности литературой по дисциплине 26

2.6. Перечень обучающих и контролируемых компьютерных программ, мультимедиа и интерактивные материалы (набор видео- и аудиоматериалов, анимированные электронные тренажеры, симуляции и др.), клипарт (набор иллюстраций, графиков, схем, фотографий), Интернет-ресурсы по дисциплине и др………………………………………………………………..27.

3. Текущая и промежуточная аттестация студентов по дисциплине 27

3.1. Балльно-рейтинговая система текущей аттестации студентов по дисциплине 27

3.1.1. Цели и задачи балльно-рейтинговой аттестации обучающихся по дисциплине 27

3.1.2. Состав и планирование в баллах рейтинговых контрольных мероприятий по дисциплине 28

3.1.3. Шкала оценки по дисциплине 28

3.1.4. График балльно-рейтинговых контрольных мероприятий по дисциплине 28

3.1.5. Учетная документация при рейтинг-контроле по дисциплине 29

3.2. Содержание и порядок промежуточной (экзамен, зачет) аттестации студентов по дисциплине 29

3.2.1. Порядок и сдача экзаменов и зачетов 29

3.2.2. Отработка и повторное изучение дисциплины 30

4. Инновационные методы в процессе преподавания дисциплины 30

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Кабардино-Балкарский государственный университет им.

Х.М. Бербекова»

Биологический факультет

Кафедра общей генетики, селекции и семеноводства

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ОПД.Ф.04 «Генетика»

для студентов, обучающихся по специальности

020201.65 Биология

УТВЕРЖДАЮ

Декан БФ __________ /А.Ю. Паритов/

«___» _________________ 200__ г.

Нальчик 2009

Рабочая программа составлена на основании ____________________________

__________________________________________________________________ (наименование государственного образовательного стандарта и (или) примерной типовой программы Утвержденной Министерством по образованию и науке, дата утверждения)

Разработчик: доцент Ситникова А.Д. / ____________________________

(должность, подпись, Ф.И.О.)

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры общей генетики, селекции и семеноводства

Протокол №____

от «___»_________________200__г.

Заведующий кафедрой________________ М.К. Керефова

(подпись)

Одобрена Учебно-методическим советом (методической комиссией) биологического факультета

«___»_________________200__г.

Председатель ______________ А.Ю. Паритов

1.1. пояснительная записка

Учебно-методический комплекс по дисциплине ОПД.Ф.04 «Генетика» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности и направлению шифр 020201.65 Биология

Дисциплина входит в федеральный компонент цикла специальных дисциплин и является обязательной для изучения.

    1. 1. Цели и задачи изучения генетики.

Цели дисциплины: Курс общей генетики при обучении биологов является дисциплиной фор­мирующей специальность. С одной стороны, он является основополагающим (как фундаментальная наука) при обучении биологов широкого профиля, в том числе и при подготовке научных кадров; с другой - общие разделы генетики и основы селекции входят в учебник по общей биологии для учащихся 9-11 клас­сов средних школ. В виду этого будущие учителя-биологи должны иметь обширные и глубокие знания по генетике и селекции. Наконец, генетика как наука о наследственности и изменчивости, наука о материальных носителях этих важ­ных атрибутов живого, дает блестящий материал для материалистической диа­лектики, показывая, что окружающий нас мир составляют не отдельные изоли­рованные друг от друга предметы и явления, а совокупности взаимосвязанных и взаимодействующих объектов, определенного рода целостные образования.

Задачи изучения дисциплины

Генетика - одна из ведущих наук современной биологии. Для генетики ха­рактерно привлечение принципов и методов исследований точных наук, а также связь с другими биологическими науками. Генетические закономерности лежат в основе всех биологических явлений, познание которых дает возможность управлять индивидуальным развитием и формообразованием, создавать высо­копродуктивные породы животных, сорта растений и штаммы микроорганизмов, бороться с явлениями злокачественного роста, проводить трансплантации тканей и пересадку органов. Таким образом, правильное использование ос­новных достижений генетики необходимо для успешного развития теоретиче­ских и прикладных наук: эволюционной теории, ботаники, зоологии, медицины, многих сельскохозяйственных наук и др. Именно генетика является теоретиче­ской основой для разработки методов селекции растений, животных, микроорганизмов, генной инженерии и через решение этих вопросов выходит на выполнение практических задач.

1.1.2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

Для усвоения материала по генетике необходимо знание ранее изученных дисциплин, таких как ботаника, зоология, микробиология, биохимия белков и нуклеиновых кислот, а так же разделов цитологии – строение клетки, молекулярные основы клеточных процессов, так как изучение генетики базируется на различных уровнях организации жизни: молекулярном, клеточном, организменном, популяционном.

Учебные занятия

Число курсов.

проектов (работ) расч. задач

Форма итоговой аттестации

Номер семестра

Общий объем

Аудиторные

С.Р.С.

Всего

Лекции

Лабораторные

Практические

5

110

72

36

36

38

экзамен

1.2. Тематический план дисциплины.

1.2.1. Введение – 1 неделя сентября.

1.2.2. Закономерности независимого наследования – 2 неделя сентября.

1.2.3. Наследование при взаимодействии генов – 3неделя сентября.

1.2.4. Сцепленное с полом наследование – 4неделя сентября.

1.2.5. Сцепление и кроссинговер – 1неделя октября.

1.2.6. Молекулярные механизмы рекомбинации – 2неделя октября.

1.2.7. Молекулярные основы генетических процессов – 3неделя октября.

1.2.8. Проблема стабильности генетического материала – 4неделя октября.

1.2.9. Нехромосомное наследование – 1неделя ноября.

1.2.10. Нехромосомные генетические элементы – 2неделя ноября.

1.2.11. Структура и функции гена – 3неделя ноября.

1.2.12. Генетика онтогенеза –4неделя ноября.

1.2.13. Изменчивость генетического материала – 1неделя декабря.

1.2.14. Молекулярные механизмы точковых мутаций. – 2неделя декабря.

1.2.15. Хромосомные перестройки – 3неделя декабря.

1.2.16. Генетика и эволюция –4неделя декабря.

1.2.17. Генетика человека.

1.3. Содержание дисциплины.

1.3.1. Лекции.

1.3.2. Практические (семинарские) – нет.

1.3.3. Лабораторные занятия.

1.3.4. Курсовая работа – нет.

1.4. Экзамен.

1.3. Содержание дисциплины

1.3.1. Лекции

Лекция 1. Введение. - 2 ч.

  1. Предмет генетики. Понятие о наследственности и изменчивости.

  2. Основные методы генетики.

  3. Основные этапы развития генетики.

  4. Значение генетики для практики.

Лит-ра:

1. стр. 9-27

2. стр. 7-22

3. стр. 5-10

4. стр. 9-21

5.стр. 9-24

6.стр. 9-19

7. стр. 6-8

Лекция 2. Закономерности независимого наследования.

  1. Особенности наследования при моногибридном скрещивании.

  2. Наследование при неполном доминировании, возвратном и анализирующем скрещивании.

  3. Наследование при ди- и полигибридных скрещиваниях.

  4. Условия, необходимые для проявления законов расщепления.

Лит-ра:

1. стр. 31-34

2. стр. 23-42

3. стр. 24-37

4. стр. 24-54

5.стр. 104-149

6.стр. 64-99

7. стр. 49-73

Лекция 3. Наследование при взаимодействии генов.

  1. Типы неаллельного взаимодействия генов: комплементарность, эпистаз, полимерия.

  2. Плейотропное и модифицирующее действие генов. Экспрессивность и пенетрантность.

  3. Влияние внешней среды на действие генов и формирование признаков.

  4. Особенности наследования количественных признаков. Трансгрессии.

Лит-ра:

1. стр. 35-38

2. стр. 42-54

3. стр. 37-47

4. стр. 58-70

5.стр. 152-177

6.стр. 100-121

7. стр. 75-87

Лекция 4. Сцепленное с полом наследование.

  1. Половые хромосомы и расщепление по полу.

  2. Типы хромосомного определения пола.

  3. Наследование признаков сцепленных с полом.

  4. Наследование признаков при нерасхождении Х- хромосом.

  5. Использование в практике сцепленного с полом наследования.

Лит-ра:

1. стр. 40-42

2. стр. 85-90

3. стр. 47-63

4. стр. 98-129

5.стр. 181-199

6.стр. 121-134

7. стр. 134-143

Лекция 5. Сцепление и кроссинговер.

  1. Открытие явления сцепленного наследования.

  2. Генетическое доказательство перекреста хромосом. Величина перекреста.

  3. Генетические карты, принцип их построения. Интерференция.

  4. Цитологические доказательства перекреста хромосом на дрозофиле и кукурузе.

  5. Митотический и неравный кроссинговер.

  6. Влияние различных условий на величину перекреста.

Лит-ра:

1. стр. 42-48

2. стр. 97-110

3. стр. 64-79

4. стр. 132-156

5.стр. 229-254

6.стр. 134-166

7. стр. 149-166

Лекция 6. Молекулярные механизмы рекомбинации.

  1. История представлений о механизмах кроссинговера.

  2. Генная конверсия.

  3. Молекулярные механизмы общей рекомбинации по Холлидею

  4. Сайт-специфическая рекомбинация.

Лит-ра:

1. стр. 224-234

2. стр. 144-168

4. стр. 354-364

5.стр. 258-277

7. стр. 192-196

Лекция 7. Молекулярные основы генетических процессов.

  1. Генетическая роль ДНК.

  2. Полуконсервативная репликация ДНК.

  3. Энзимология репликации.

  4. Компактизация ДНК и структура хроматина.

  5. Уникальные и повторяющиеся последовательности в ДНК.

  6. Искусственные хромосомы.

Лит-ра:

1. стр. 107-117

2. стр. 112-142

3. стр. 79-114

4. стр. 251-265

7. стр. 170-179

Лекция 8. Проблема стабильности генетического материала.

  1. Типы структурных повреждений ДНК

  2. Типы репараций.

  3. Механизмы экцизионной и пострепликативной репарации

Лит-ра:

1. стр. 369-387

2. стр. 409-427

3. стр. 344-359

4. стр. 364-385

Лекция 9. Нехромосомное наследование.

  1. Критерии нехромосомного наследования.

  2. Предетерминация цитоплазмы и особенности

  3. Генетика хлоропластов.

  4. Генетика митохондрий.

  5. Цитоплазматическая мужская стерильность у растений.

  6. Наследование паразитов и симбионтов.

Лит-ра:

1. стр. 452-455

2. стр. 225-255

3. стр. 328-344

4. стр. 165-182

5.стр. 519-543

6.стр. 167-181

7. стр. 422-436

Лекция 10. Нехромосомные генетические элементы.

  1. Плазмиды, их виды и роль в наследовании признаков.

  2. Транспозоны и их характеристика.

  3. Явления трансформации и трансдукции у микроорганизмов.

Лит-ра:

1. стр. 131-145

2. стр. 198-224

3. стр. 261-328

4. стр. 348-352

5.стр. 417-450

Лекция 11. Структура и функции гена.

  1. Теория гена. Критерии аллелизма.

  2. Анализ тонкой структуры гена.

  3. Матричные процессы в действии гена: транскрипция ДНК; трансляция

и-РНК.

  1. Генетический код и его свойства.

Лит-ра:

1. стр. 110-127

2. стр. 370-407

3. стр. 217-239

4. стр. 274-282, 322-335

5.стр. 454-479

6.стр. 271-285

7. стр. 213-236

Лекция 12. Генетика онтогенеза.

  1. Стабильность генетического материала в онтогенезе.

  2. Тотипотентность ядра соматической клетки.

  3. Дифференциальная активность генов.

  4. Регуляция транскрипции у эукариот.

Лит-ра:

1. стр. 369-387

2. стр. 409-427

3. стр. 344-359

4. стр. 364-385

5.стр. 551-596

6.стр. 310-330

7. стр. 437-457

Лекция 13. Изменчивость генетического материала.

  1. Мутационный процесс.

  2. Классификация мутаций по фенотипу.

  3. Классификация мутаций по генотипу.

  4. Множественные аллели.

  5. Гомологические ряды наследственной изменчивости (Н.И. Вавилов).

Лит-ра:

1. стр. 51-57

2. стр. 290-296

3. стр. 139-153

4. стр. 187-205

5.стр. 285-310

6.стр. 193-200

Лекция 14. Молекулярные механизмы точковых мутаций.

  1. Причины генных мутаций.

  2. Классификация генных мутаций.

  3. Методы изучения мутаций.

Лит-ра:

1. стр. 207-213

2. стр. 296-317

3. стр. 153-160

4. стр. 219-229

6.стр. 200-203

Лекция 15. Хромосомные перестройки.

  1. Типы хромосомных перестроек: делеции, дефишенси, дупликации, инверсии, транслокации, транспозиции.

  2. Эффект положения.

  3. Рекомбинационный механизм хромосомных перестроек.

Лит-ра:

1. стр. 64-69,289-299

2. стр. 318-346

3. стр. 149-153

4. стр. 196-203

5.стр. 316-344

6.стр. 203-212

7. стр. 248-267

Лекция 16. Полиплоидия и анеуплоидия.

  1. Автополиплоидия.

  2. Мейоз у автополиплоидов и генетический анализ.

  3. Аллополиплоидия

  4. Анэуполиплоидия

  5. Замещение и дополнение хромосом.

Лит-ра:

1. стр. 70-76

2. стр. 347-369

4. стр. 190-196

5.стр. 349-376

6.стр. 212-225

7. стр. 267-269

Лекция 17. Генетика и эволюция.

  1. Основы генетики популяций. Закон Харди-Вайнберга.

  2. Элементарное эволюционное событие. Изменение частот аллелей в популяции.

  3. Факторы динамики генетической структуры популяций.

  4. Эволюция гена.

  5. Как возникают новые гены?

Лит-ра:

1. стр. 413-427

2. стр. 454-495

3. стр. 359-376

4. стр. 410-427

5.стр. 603-627

6.стр. 340-354

7. стр. 345-364

Лекция 18. Генетика человека.

  1. Биосоциальная сущность человека.

  2. Методы изучения генетики человека.

  3. Медицинская генетика.

  4. Медико-генетическое консультирование.

Лит-ра:

2. стр. 496-524

3. стр. 396-411

4. стр. 465-478

5.стр. 679-714

6.стр. 361-371

1.3.2. Практические или семинарские занятия не предусмотрены

1.3.3. Лабораторные работы

Лабораторные работы

  1. Цитологические основы размножения – 2ч.

Студенты на готовых препаратах определяют фазы митоза и мейоза, зарисовывают их и разбирают вопросы.

  1. Гаметогенез у животных и растений – 2ч.

Студенты на готовых препаратах рассматривают формирование половых клеток у животных и растений, зарисовывают их и разбирают вопросы.

  1. Моногибридное скрещивание – 2ч.

На початках кукурузы из F2 подсчитывают число морщинистых и гладких зерен, данные обрабатывают методом 2

  1. Решение задач – 2ч.

Студенты решают задачи на моногибридное скрещивание

  1. Дигибридное скрещивание – 2ч.

Проводится анализ второго поколения от скрещивания дрозофил линий е и vg, полученные данные обрабатывают методом 2. В оставшееся время решают задачи на дигибридное скрещивание.

  1. Типы взаимодействия генов – 2ч.

Студенты знакомятся с первым поколением дрозофил от скрещвания линий b x e или st x bw и отмечают новообразование, а затем анализируют мух из второго поколения и расчитывают 2

  1. Решение задач – 2ч.

Из практикума решают задачи на дигибридное скрещивание и типы взаимодействия генов

  1. Сцепленное с полом наследование – 2ч.

Студента анализируют мух первого и второго поколений от скрещивания линий w x K-c и K-c x w рассчитывают 2. В оставшееся время решают задачи

  1. Контрольная работа – 2ч.

Каждому студенту дается набор из 7 задач, которые он должен решить

  1. Сцепление и кроссинговер – 4 ч.

Студента анализируют мух второго поколения скрещивания линий K-c x bcnwg разбивая их на классы и подсчитывая количество мух в каждом. Затем ведут генетический анализ, определяют процент одинарных и двойных перекрестов и строят генетическую карту. В оставшееся время решают задачи

  1. Контрольная работа – 2ч.

  2. Множественный аллелизм – 2ч.

Студента анализируют мух от скрещивания линий K-c x cn; cn x wa; K-c x wa, делают подсчеты, на основании которых формулируют выводы. В оставшееся время решают задачи

  1. Геномные мутации. Полиплоидия – 2ч.

Студенты визуально знакомятся с колосьями диплоидной и тетраплоидной ржи, затем отсчитывают по 500 зерен каждой и ржано-пшеничного гибрида, взвешивают и делают соответствующие выводы.

  1. Модификационная изменчивость – 4 ч.

На колосьях пшеницы остистой и безостой форм изучают варьирование длины колоса и числа колосков, рассчитывают параметры х, δ, V, m, t и делают выводы

  1. Наследование в популяциях – 2ч.

На модельном объекте, при заданной частоте аллелей, составляют модельную панмиктическую популяцию и убеждаются, что она соответствует формуле Харди-Вайнберга. Решают задачи.

  1. Решение задач – 2ч.

1.3.4. Курсовые работы не предусмотрены

1.4. Форма контроля – экзамен.

1.5. Список литературы.

Основная:

1. Жимулев И.Ф. Общая и молекулярная генетика. Новосибирск, 2002.

2. Инге-Вечтомов С.Г. Генетика с основами селекции. М., 1989.

3. Алиханян С.И. Общая генетика. М., 1985.

Дополнительная литература

4. Гершензон С.М. Основы современной генетики. Киев, 1979.

5. Лобашев М.Е. Генетика. Ленинград, 1967.

6. Лобашев М.Е., Ватти К.В., Тихомирова М.М. Генетика с основами селекции. М., 1970.

7. Дубинин. Н.П. Общая генетика. М., 1976.

1.6. Протокол согласованности рабочей программы с другими дисциплинами специальности

НА 2008/2009 УЧЕБНЫЙ ГОД

Наименование дисциплин, изучение которых опирается на данную дисциплину

Кафедра

Предложения об изменениях в пропорциях материала, порядке изложения и т.д.

Подпись заведующего кафедрой

Цитология

Общей генетики, селекции и сем-ва

1.7. Дополнения и изменения в рабочей программе

на 200 / учебный год

В рабочую программу вносят следующие изменения:

____________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Разработчик доцент________________________Ситникова А.Д.

Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры

“_____”______________ 200___г.

Внесение изменения утверждаю

Декан БФ _______А.Ю. Паритов

“_____”_____________200 ___г.

2. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

2.1. Методические рекомендации для преподавателя.

Основными методами обучения студентов является чтение лекций с использованием новейших достижений, которые публикуются в журнале «Генетика», а также методы проведения лабораторных работ с использованием коллекций линий дрозофил.

2.2. Методические указания для студентов (самостоятельная работа).

Студенты при самостоятельной подготовке должны использовать лекционный материал и материал учебника по каждой теме.

В учебниках к каждой теме приводятся вопросы, на которые студенты должны найти ответы, что позволит им более осознано выучить каждую тему, а в рекомендациях по самостоятельной работе указано, на то, что именно, надо обратить внимание. При выполнении выпускных квалификационных работ студентам дается план выполнения работ с указанием источников литературы и методикой выполнения квалификационной работы.

2.3. Организация контролируемой самостоятельной работы студентов

Законы Менделя – 2ч.

Студенты должны четко формулировать понятия моно- ди- и полигибридное скрещивание и законы Менделя и знать характер расщепления при каждом скрещивании

Лит-ра:

2. стр. 23-42

5.стр. 104-149

6.стр. 64-99

Типы неаллельного взаимодействия генов – 2ч.

Следует обратить внимание на цифровые отношения при различных типах взаимодействия генов и условия при которых они проявляются

Лит-ра:

1. стр. 35-38

2. стр. 42-54

5.стр. 152-177

Наследование признаков сцепленных с полом – 2ч.

Студенты изучают что такое гомо- и гетерогаметный пол, а также как передаются по наследству признаки, гены которых находятся в половых хромосомах

Лит-ра:

2. стр. 85-90

5.стр. 181-199

6.стр. 121-134

Сцепление и кроссинговер – 4ч.

Следует обратить внимание на ограниченное применение третьего закона Менделя, усвоить суть закона сцепления Моргана, перекреста хромосом, определение величины перекреста.

Лит-ра:

2. стр. 97-110

5.стр. 229-259

6.стр. 134-166

Строение и функции нуклеиновых кислот – 2ч.

Знать отличия в строении и выполняемых функциях ДНК и РНК

Лит-ра:

2. стр. 112-142

3. стр. 79-114

4. стр. 251-265

Молекулярные механизмы рекомбинации – 4 ч.

Следует выявить различные подходы к изучению молекулярных механизмов рекомбинации и остановиться на гипотезе Холлидея, приемлемой в настоящее время для объяснения кроссинговера и конверсии генов

Лит-ра:

2. стр. 144-168

4. стр. 354-364

5.стр. 258-277

Нехромосомное наследование – 2ч.

Обратить внимание на наследование признаков передающихся цитоплазмой и ее органоидами

Лит-ра:

2. стр. 225-255

4. стр. 165-182

5.стр. 519-543

Нехромосомные генетические элементы – 2.ч.

Ознакомиться с плазмидами, транспозонами, инсерционными элементами и их роли в передаче наследственных свойств и регуляции работы генов

Лит-ра:

2. стр. 198-224

3. стр. 261-328

5.стр. 417-450

Структура и функции гена – 2ч.

Студенты изучают тонкую структуру гена и матричные процессы в действии гена, а также генетический код и его свойства

Лит-ра:

2. стр. 370-407

3. стр. 217-239

5.стр. 454-479

Генетика онтогенеза. – 2ч.

Уделить внимание стабильности генетического материала, тотипотентности ядра соматической клетки, дифференциальной активности генов и регуляции транскрипции у эукариот

Лит-ра:

2. стр. 409-427

3. стр. 344-359

5.стр. 551-596

Изменчивость генетического материала – 2.ч

Изучить классификацию мутаций по фено- и генотипу, основные положения мутационной теории Де Фриза

Лит-ра:

2. стр. 290-296

3. стр. 139-153

5.стр. 285-310

Модификационная изменчивость – 2ч.

Следует обратить внимание на ненаследуемость модификаций и методы изучения

Лит-ра:

4. стр. 187-205

6.стр. 193-200

Молекулярные механизмы точковых мутаций – 2ч.

Нужно четко представлять какие бывают точковые мутации (замены, выпадения, вставки нуклеотидов) и к чему они могут привести

Лит-ра:

2. стр. 296-317

3. стр. 153-160

4. стр. 219-229

Хромосомные мутации – 2ч.

Изучить типы хромосомных мутаций и их роль в эволюционном процессе

Лит-ра:

2. стр. 318-369

3. стр. 149-153

5.стр. 316-376

Генетика и эволюция – 2ч.

При изучении этой темы нужно знать формулу Харди-Вайнберга, факторы динамики генетической структуры популяции

Лит-ра:

2. стр. 454-495

3. стр. 359-376

5.стр. 603-627

Генетика человека – 2ч.

Обратить внимание на биосоциальную сущность человека и специфические методы изучения генетики человека

Лит-ра:

2. стр. 496-524

5.стр. 679-714

Генетические основы селекции – 2ч.

Выучить определения сорт, порода, штамм, как наследуются количественные признаки, какие типы скрещиваний используются в селекции животных и растений, понятие гетерозиса

Лит-ра:

2. стр. 544-566

3. стр. 376-393

5.стр. 633-671

2.4. Обеспеченность образовательного процесса по дисциплинам специализированным и лабораторным оборудованием

Обеспеченность образовательного образовательного процесса по дисциплинам специализированным и лабораторным оборудованиям.

Для изучения генетики на кафедре имеется специализированная аудитория для проведения лабораторных занятий (311), термостат для выращивания дрозофил, набор различных мутантных линий дрозофил, микроскопы, лупы и наборы для работы с дрозофилы (морилки, эфир, разборные доски, кисточки), початки, кукурузы, диплоидная и тетраплоидная рожь, ржано-пшеничный гибрид (амфидиплоид).

2.5. Карта обеспеченности литературой по дисциплине

Наименование дисциплины

Количество экземпляров в библиотеке КБГУ

Автор, название, место издания, издательство, год издания.

Обеспеченность на одного обучающегося

Общая и молекулярная генетика

нет

Жимулев И.Ф.

Новосибирск, 2002

0

Генетика с основами селекции

21

Инге-Вечтомов С.Г.

Москва, 1989

0,5

Общая генетика

24

Алиханян С.И.

Москва, 1987

0,5

Основы современной генетики

1

Гершензон С.М.

Киев, 1983

Генетика

106

Лобашов М.Е.

Ленинград, 1967

0,5

Генетика с основами селекции

нет

Лобашов М.Е., Ватти К. В., Тихомирова М.М.

Москва, 1970

Общая генетика

4

Дубинин Н.П.,

Москва, 1986

0,04

Руководство к практическим занятиям по генетике

20

Ватти К. В., Тихомирова М.М.

Москва, «Просвещение», 1979

0,2

Лабораторный практикум по генетике

100

Ситникова А.Д., Ситников М.Н., Керефова М.К.

100%

2.6. Перечень обучающих и контролируемых программ.

Имеется набор таблиц, рисунков и схем для кадоскопа, вопросы для компьютерного тестирования.

3. Текущая и промежуточная аттестация студентов по дисциплине.

В соответствии с учебным планом предусмотрен экзамен в 5 семестре.

Формы контроля: текущий и промежуточный контроль.

3.1. Балльно-рейтинговая система текущей аттестации студентов по дисциплине.

Текущий контроль и промежуточная аттестация по дисциплине «Генетика» проводится в соответствии с «Положением о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студентов КБГУ.

3.1.1. Цели и задачи балльно-рейтинговой аттестации обучающихся по дисциплине

Основными целями введения балльно-рейтинговой аттестации являются:

1. стимулирование повседневной систематической работы студентов;

2. снижение роли случайностей при сдаче экзаменов и/или зачетов;

3. повышение состязательности в учебе;

4. исключение возможности протежирования не очень прилежных студентов;

5. создание объективных критериев при определении кандидатов на продолжение обучения (магистратура, аспирантура и т.п.);

6. повышение мотивации студентов к освоению профессиональных образовательных программ на базе более высокой дифференциации оценки результатов их учебной работы;

3.1.2. Состав и планирование в баллах рейтинговых контрольных мероприятий по дисциплине.

Вид отчетности

1 рейтинговый контроль

2 рейтинговый контроль

3 рейтинговый контроль

Текущий

4

4

4

Коллоквиум

10

10

10

Тестирование

6

6

6

Посещение занятий

3

3

4

Всего

23

23

24

Максимальное суммарное количество баллов по результатам текущей работы – 70 баллов.

3.1.3. Шкала оценок по дисциплине.

Минимальное количество средних баллов, которое дает право студенту на положительные отметки:

  • от 36 до 50 балла – удовлетворительно

  • 0т 51 до 61 – хорошо

  • от 61 до 71 – отлично

Итоговая оценка по дисциплине выставляется в баллах и оценках.

3.1.4. График балльно-рейтинговых контрольных мероприятий по дисциплине. Обязательное компьютерное тестирование.

Рейтинговые мероприятия по положению о рейтинговой системе проводятся:

1 рейтинговая контрольная точка – 5-6 недели;

2 рейтинговая контрольная точка – 11-12 недели;

3 рейтинговая контрольная точка – 16-17 недели.

3.1.5. Учетная документация при рейтинг-контроле по дисциплине.

Нормативными документами учета успеваемости студентов, обучающихся по балльно-рейтинговой системе являются:

- ведомость учета текущей успеваемости;

- зачетная или экзаменационная ведомости;

Ведомость текущей успеваемости заполняется преподавателем 3 раза в течение семестра.

3.2. Содержание и порядок промежуточной аттестации студентов по дисциплине.

Полная оценка по дисциплине определяется по сумме баллов, полученных студентом по различным формам текущего и рубежного контроля и баллов, полученных при сдаче экзамена и/или зачета.

3.2.1. Порядок и сдача экзаменов и зачетов.

Для допуска к экзамену, а также к дифференцированному зачету или зачету, которым только заканчивается изучение дисциплины, студент должен набрать в ходе текущего и рубежного контроля не менее 36 баллов. Для допуска к зачету или экзамену необходимо выполнение всех запланированных по программе лабораторных работ независимо от числа набранных баллов по дисциплине. Для получения зачета студенту необходимо набрать не менее 61 балла. На экзамене студент может получить 15-30 баллов. Если ответ студента оценивается суммой менее 15 баллов, то студенту выставляется 0.

3.2.2. Отработка и повторное изучение дисциплины.

Студенты, имеющие по одной или двум дисциплинам до 35 баллов включительно имеют право на однократное повторное изучение (прослушивание) не освоенных надлежащим образом курсов. Если не зачтенный курс был курсом по выбору, то студент может прослушать альтернативный курс по выбору из предлагаемых учебным планом курсов по данной группе. В результате повторного прослушивания курса студент для продолжения дальнейшего обучения должен по итогам семестра получить оценку не ниже «удовлетворительно». В противном случае студент представляется к отчислению независимо от того, имеет ли он еще какие – либо задолженности. Студент, получивший баллы, в пределах от 35 до 70 по профессионально-образующим дисциплинам и от 35 до 60 баллов по остальным дисциплинам ООП, обязан в течение 10 дней следующего семестра успешно выполнить необходимый объем учебных работ и показать соответствующие знания. В случае если качество учебных работ признано неудовлетворительным, то студент представляется к отчислению. Если качество работ или знаний в течение 10 дней признано неудовлетворительным по одной дисциплине студент может обратиться в установленном порядке по заявлению с просьбой о повторном изучении этой дисциплины в течение следующего семестра. В случае принятия положительного решения по допуску такого студента к повторному прослушиванию, аннулируются все набранные им ранее баллы по этой дисциплине.

4. Инновационные методы в процессе преподавания дисциплины

В процессе преподавания дисциплины проводятся экскурсии в Медико-Биологический центр КБГУ, с целью ознакомления с современными молекулярно-генетическими методами.

1

Смотреть полностью


Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине «всеобщая история» для студентов 1 курса гуманитарных факультетов

    Учебно-методический комплекс
    В состав учебно-методического комплекса входят программа курса всеобщей истории и пояснительная записка к ней, список источников и литературы, тематический план лекций по всеобщей истории, контрольные вопросы, методические указания
  2. Учебно-методический комплекс Учебно-методический комплекс по дисциплине "Мировая экономика" для студентов специальности 080105 «Финансы и кредит»

    Учебно-методический комплекс
    Воробьева Л.В., Воробьев И.Н. Мировая экономика. Учебно-методический комплекс. – Красноярск: Красноярский филиал ГОУ ВПО «Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ)», 2007.
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине общепрофессиональной подготовки «Теория и методика обучения биологии»

    Учебно-методический комплекс
    Дисциплина «Теория и методика обучения биологии» позволяет студенту сформировать комплекс знаний, охватывающих теоретическую и практическую подготовку учителя биологии и развивающих способность к выполнению профессиональных задач.
  4. Учебно-методический комплекс По дисциплине Дипломатический церемониал и протокол

    Учебно-методический комплекс
    Исторический опыт показывает, что для обеспечения нормальных дипломатических отношений далеко не достаточно одних международно-правовых норм. Очень важно еще и соблюдение определенных церемониальных и протокольных обычаев и правил.
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине международные валютно-кредитные отношения

    Учебно-методический комплекс
    Лекции читает д. э. н., профессор Звонова Е. А. Предшествующие курсы, обязательные для изучения данной дисциплины: экономическая теория; деньги, кредит и банки; международный финансовый рынок; международные экономические отношения;
  6. Учебно-методический комплекс По дисциплине «История экономических учений» Выписка из гос впо

    Учебно-методический комплекс
    особенности экономических воззрений в традиционных обществах (отношение к собственности, труду, богатству, деньгам, ссудному проценту), систематизация экономических знаний, первые теоретические системы (меркантилизм, физиократы, классическая

Другие похожие документы..