Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Учебно-методический комплекс'
Исследования и их роль в научной и практической деятельности человека; объект и предмет исследования; системный анализ в исследовании управления; раз...полностью>>
'Методические рекомендации'
Департамент образования и науки Костромской области совместно с Костромским областным институтом повышения квалификации работников образования направ...полностью>>
'Инструкция'
Банки — одно из центральных звеньев си­стемы рыночных структур. Развитие их деяте­льности — необходимое условие реального со­здания рыночного механиз...полностью>>
'Закон'
Практически весь октябрь, мировые финансовые рынки находились в состоянии острого дефицита ликвидности, периодически впадая в инвестиционную панику, ...полностью>>

Учебно-методический комплекс по дисциплине (5)

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

1.3.2. Практические или семинарские занятия не предусмотрены

1.3.3. Лабораторные работы

Лабораторные работы

  1. Цитологические основы размножения – 2ч.

Студенты на готовых препаратах определяют фазы митоза и мейоза, зарисовывают их и разбирают вопросы.

  1. Гаметогенез у животных и растений – 2ч.

Студенты на готовых препаратах рассматривают формирование половых клеток у животных и растений, зарисовывают их и разбирают вопросы.

  1. Моногибридное скрещивание – 2ч.

На початках кукурузы из F2 подсчитывают число морщинистых и гладких зерен, данные обрабатывают методом 2

  1. Решение задач – 2ч.

Студенты решают задачи на моногибридное скрещивание

  1. Дигибридное скрещивание – 2ч.

Проводится анализ второго поколения от скрещивания дрозофил линий е и vg, полученные данные обрабатывают методом 2. В оставшееся время решают задачи на дигибридное скрещивание.

  1. Типы взаимодействия генов – 2ч.

Студенты знакомятся с первым поколением дрозофил от скрещвания линий b x e или st x bw и отмечают новообразование, а затем анализируют мух из второго поколения и расчитывают 2

  1. Решение задач – 2ч.

Из практикума решают задачи на дигибридное скрещивание и типы взаимодействия генов

  1. Сцепленное с полом наследование – 2ч.

Студента анализируют мух первого и второго поколений от скрещивания линий w x K-c и K-c x w рассчитывают 2. В оставшееся время решают задачи

  1. Контрольная работа – 2ч.

Каждому студенту дается набор из 7 задач, которые он должен решить

  1. Сцепление и кроссинговер – 4 ч.

Студента анализируют мух второго поколения скрещивания линий K-c x bcnwg разбивая их на классы и подсчитывая количество мух в каждом. Затем ведут генетический анализ, определяют процент одинарных и двойных перекрестов и строят генетическую карту. В оставшееся время решают задачи

  1. Контрольная работа – 2ч.

  2. Множественный аллелизм – 2ч.

Студента анализируют мух от скрещивания линий K-c x cn; cn x wa; K-c x wa, делают подсчеты, на основании которых формулируют выводы. В оставшееся время решают задачи

  1. Геномные мутации. Полиплоидия – 2ч.

Студенты визуально знакомятся с колосьями диплоидной и тетраплоидной ржи, затем отсчитывают по 500 зерен каждой и ржано-пшеничного гибрида, взвешивают и делают соответствующие выводы.

  1. Модификационная изменчивость – 4 ч.

На колосьях пшеницы остистой и безостой форм изучают варьирование длины колоса и числа колосков, рассчитывают параметры х, δ, V, m, t и делают выводы

  1. Наследование в популяциях – 2ч.

На модельном объекте, при заданной частоте аллелей, составляют модельную панмиктическую популяцию и убеждаются, что она соответствует формуле Харди-Вайнберга. Решают задачи.

  1. Решение задач – 2ч.

1.3.4. Курсовые работы не предусмотрены

1.4. Форма контроля – экзамен.

1.5. Список литературы.

Основная:

1. Жимулев И.Ф. Общая и молекулярная генетика. Новосибирск, 2002.

2. Инге-Вечтомов С.Г. Генетика с основами селекции. М., 1989.

3. Алиханян С.И. Общая генетика. М., 1985.

Дополнительная литература

4. Гершензон С.М. Основы современной генетики. Киев, 1979.

5. Лобашев М.Е. Генетика. Ленинград, 1967.

6. Лобашев М.Е., Ватти К.В., Тихомирова М.М. Генетика с основами селекции. М., 1970.

7. Дубинин. Н.П. Общая генетика. М., 1976.

1.6. Протокол согласованности рабочей программы с другими дисциплинами специальности

НА 2008/2009 УЧЕБНЫЙ ГОД

Наименование дисциплин, изучение которых опирается на данную дисциплину

Кафедра

Предложения об изменениях в пропорциях материала, порядке изложения и т.д.

Подпись заведующего кафедрой

Цитология

Общей генетики, селекции и сем-ва

1.7. Дополнения и изменения в рабочей программе

на 200 / учебный год

В рабочую программу вносят следующие изменения:

____________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Разработчик доцент________________________Ситникова А.Д.

Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры

“_____”______________ 200___г.

Внесение изменения утверждаю

Декан БФ _______А.Ю. Паритов

“_____”_____________200 ___г.

2. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

2.1. Методические рекомендации для преподавателя.

Основными методами обучения студентов является чтение лекций с использованием новейших достижений, которые публикуются в журнале «Генетика», а также методы проведения лабораторных работ с использованием коллекций линий дрозофил.

2.2. Методические указания для студентов (самостоятельная работа).

Студенты при самостоятельной подготовке должны использовать лекционный материал и материал учебника по каждой теме.

В учебниках к каждой теме приводятся вопросы, на которые студенты должны найти ответы, что позволит им более осознано выучить каждую тему, а в рекомендациях по самостоятельной работе указано, на то, что именно, надо обратить внимание. При выполнении выпускных квалификационных работ студентам дается план выполнения работ с указанием источников литературы и методикой выполнения квалификационной работы.

2.3. Организация контролируемой самостоятельной работы студентов

Законы Менделя – 2ч.

Студенты должны четко формулировать понятия моно- ди- и полигибридное скрещивание и законы Менделя и знать характер расщепления при каждом скрещивании

Лит-ра:

2. стр. 23-42

5.стр. 104-149

6.стр. 64-99

Типы неаллельного взаимодействия генов – 2ч.

Следует обратить внимание на цифровые отношения при различных типах взаимодействия генов и условия при которых они проявляются

Лит-ра:

1. стр. 35-38

2. стр. 42-54

5.стр. 152-177

Наследование признаков сцепленных с полом – 2ч.

Студенты изучают что такое гомо- и гетерогаметный пол, а также как передаются по наследству признаки, гены которых находятся в половых хромосомах

Лит-ра:

2. стр. 85-90

5.стр. 181-199

6.стр. 121-134

Сцепление и кроссинговер – 4ч.

Следует обратить внимание на ограниченное применение третьего закона Менделя, усвоить суть закона сцепления Моргана, перекреста хромосом, определение величины перекреста.

Лит-ра:

2. стр. 97-110

5.стр. 229-259

6.стр. 134-166

Строение и функции нуклеиновых кислот – 2ч.

Знать отличия в строении и выполняемых функциях ДНК и РНК

Лит-ра:

2. стр. 112-142

3. стр. 79-114

4. стр. 251-265

Молекулярные механизмы рекомбинации – 4 ч.

Следует выявить различные подходы к изучению молекулярных механизмов рекомбинации и остановиться на гипотезе Холлидея, приемлемой в настоящее время для объяснения кроссинговера и конверсии генов

Лит-ра:

2. стр. 144-168

4. стр. 354-364

5.стр. 258-277

Нехромосомное наследование – 2ч.

Обратить внимание на наследование признаков передающихся цитоплазмой и ее органоидами

Лит-ра:

2. стр. 225-255

4. стр. 165-182

5.стр. 519-543

Нехромосомные генетические элементы – 2.ч.

Ознакомиться с плазмидами, транспозонами, инсерционными элементами и их роли в передаче наследственных свойств и регуляции работы генов

Лит-ра:

2. стр. 198-224

3. стр. 261-328

5.стр. 417-450

Структура и функции гена – 2ч.

Студенты изучают тонкую структуру гена и матричные процессы в действии гена, а также генетический код и его свойства

Лит-ра:

2. стр. 370-407

3. стр. 217-239

5.стр. 454-479

Генетика онтогенеза. – 2ч.

Уделить внимание стабильности генетического материала, тотипотентности ядра соматической клетки, дифференциальной активности генов и регуляции транскрипции у эукариот

Лит-ра:

2. стр. 409-427

3. стр. 344-359

5.стр. 551-596

Изменчивость генетического материала – 2.ч

Изучить классификацию мутаций по фено- и генотипу, основные положения мутационной теории Де Фриза

Лит-ра:

2. стр. 290-296

3. стр. 139-153

5.стр. 285-310

Модификационная изменчивость – 2ч.

Следует обратить внимание на ненаследуемость модификаций и методы изучения

Лит-ра:

4. стр. 187-205

6.стр. 193-200

Молекулярные механизмы точковых мутаций – 2ч.

Нужно четко представлять какие бывают точковые мутации (замены, выпадения, вставки нуклеотидов) и к чему они могут привести

Лит-ра:

2. стр. 296-317

3. стр. 153-160

4. стр. 219-229

Хромосомные мутации – 2ч.

Изучить типы хромосомных мутаций и их роль в эволюционном процессе

Лит-ра:

2. стр. 318-369

3. стр. 149-153

5.стр. 316-376

Генетика и эволюция – 2ч.

При изучении этой темы нужно знать формулу Харди-Вайнберга, факторы динамики генетической структуры популяции

Лит-ра:

2. стр. 454-495

3. стр. 359-376

5.стр. 603-627

Генетика человека – 2ч.

Обратить внимание на биосоциальную сущность человека и специфические методы изучения генетики человека

Лит-ра:

2. стр. 496-524

5.стр. 679-714

Генетические основы селекции – 2ч.

Выучить определения сорт, порода, штамм, как наследуются количественные признаки, какие типы скрещиваний используются в селекции животных и растений, понятие гетерозиса

Лит-ра:

2. стр. 544-566

3. стр. 376-393

5.стр. 633-671

2.4. Обеспеченность образовательного процесса по дисциплинам специализированным и лабораторным оборудованием

Обеспеченность образовательного образовательного процесса по дисциплинам специализированным и лабораторным оборудованиям.

Для изучения генетики на кафедре имеется специализированная аудитория для проведения лабораторных занятий (311), термостат для выращивания дрозофил, набор различных мутантных линий дрозофил, микроскопы, лупы и наборы для работы с дрозофилы (морилки, эфир, разборные доски, кисточки), початки, кукурузы, диплоидная и тетраплоидная рожь, ржано-пшеничный гибрид (амфидиплоид).

2.5. Карта обеспеченности литературой по дисциплине

Наименование дисциплины

Количество экземпляров в библиотеке КБГУ

Автор, название, место издания, издательство, год издания.

Обеспеченность на одного обучающегося

Общая и молекулярная генетика

нет

Жимулев И.Ф.

Новосибирск, 2002

0

Генетика с основами селекции

21

Инге-Вечтомов С.Г.

Москва, 1989

0,5

Общая генетика

24

Алиханян С.И.

Москва, 1987

0,5

Основы современной генетики

1

Гершензон С.М.

Киев, 1983

Генетика

106

Лобашов М.Е.

Ленинград, 1967

0,5

Генетика с основами селекции

нет

Лобашов М.Е., Ватти К. В., Тихомирова М.М.

Москва, 1970

Общая генетика

4

Дубинин Н.П.,

Москва, 1986

0,04

Руководство к практическим занятиям по генетике

20

Ватти К. В., Тихомирова М.М.

Москва, «Просвещение», 1979

0,2

Лабораторный практикум по генетике

100

Ситникова А.Д., Ситников М.Н., Керефова М.К.

100%

2.6. Перечень обучающих и контролируемых программ.

Имеется набор таблиц, рисунков и схем для кадоскопа, вопросы для компьютерного тестирования.

3. Текущая и промежуточная аттестация студентов по дисциплине.

В соответствии с учебным планом предусмотрен экзамен в 5 семестре.

Формы контроля: текущий и промежуточный контроль.

3.1. Балльно-рейтинговая система текущей аттестации студентов по дисциплине.

Текущий контроль и промежуточная аттестация по дисциплине «Генетика» проводится в соответствии с «Положением о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студентов КБГУ.

3.1.1. Цели и задачи балльно-рейтинговой аттестации обучающихся по дисциплине

Основными целями введения балльно-рейтинговой аттестации являются:

1. стимулирование повседневной систематической работы студентов;

2. снижение роли случайностей при сдаче экзаменов и/или зачетов;

3. повышение состязательности в учебе;

4. исключение возможности протежирования не очень прилежных студентов;

5. создание объективных критериев при определении кандидатов на продолжение обучения (магистратура, аспирантура и т.п.);

6. повышение мотивации студентов к освоению профессиональных образовательных программ на базе более высокой дифференциации оценки результатов их учебной работы;

3.1.2. Состав и планирование в баллах рейтинговых контрольных мероприятий по дисциплине.

Вид отчетности

1 рейтинговый контроль

2 рейтинговый контроль

3 рейтинговый контроль

Текущий

4

4

4

Коллоквиум

10

10

10

Тестирование

6

6

6

Посещение занятий

3

3

4

Всего

23

23

24

Максимальное суммарное количество баллов по результатам текущей работы – 70 баллов.

3.1.3. Шкала оценок по дисциплине.

Минимальное количество средних баллов, которое дает право студенту на положительные отметки:

  • от 36 до 50 балла – удовлетворительно

  • 0т 51 до 61 – хорошо

  • от 61 до 71 – отлично

Итоговая оценка по дисциплине выставляется в баллах и оценках.

3.1.4. График балльно-рейтинговых контрольных мероприятий по дисциплине. Обязательное компьютерное тестирование.

Рейтинговые мероприятия по положению о рейтинговой системе проводятся:

1 рейтинговая контрольная точка – 5-6 недели;

2 рейтинговая контрольная точка – 11-12 недели;

3 рейтинговая контрольная точка – 16-17 недели.

3.1.5. Учетная документация при рейтинг-контроле по дисциплине.

Нормативными документами учета успеваемости студентов, обучающихся по балльно-рейтинговой системе являются:

- ведомость учета текущей успеваемости;

- зачетная или экзаменационная ведомости;

Ведомость текущей успеваемости заполняется преподавателем 3 раза в течение семестра.

3.2. Содержание и порядок промежуточной аттестации студентов по дисциплине.

Полная оценка по дисциплине определяется по сумме баллов, полученных студентом по различным формам текущего и рубежного контроля и баллов, полученных при сдаче экзамена и/или зачета.

3.2.1. Порядок и сдача экзаменов и зачетов.

Для допуска к экзамену, а также к дифференцированному зачету или зачету, которым только заканчивается изучение дисциплины, студент должен набрать в ходе текущего и рубежного контроля не менее 36 баллов. Для допуска к зачету или экзамену необходимо выполнение всех запланированных по программе лабораторных работ независимо от числа набранных баллов по дисциплине. Для получения зачета студенту необходимо набрать не менее 61 балла. На экзамене студент может получить 15-30 баллов. Если ответ студента оценивается суммой менее 15 баллов, то студенту выставляется 0.

3.2.2. Отработка и повторное изучение дисциплины.

Студенты, имеющие по одной или двум дисциплинам до 35 баллов включительно имеют право на однократное повторное изучение (прослушивание) не освоенных надлежащим образом курсов. Если не зачтенный курс был курсом по выбору, то студент может прослушать альтернативный курс по выбору из предлагаемых учебным планом курсов по данной группе. В результате повторного прослушивания курса студент для продолжения дальнейшего обучения должен по итогам семестра получить оценку не ниже «удовлетворительно». В противном случае студент представляется к отчислению независимо от того, имеет ли он еще какие – либо задолженности. Студент, получивший баллы, в пределах от 35 до 70 по профессионально-образующим дисциплинам и от 35 до 60 баллов по остальным дисциплинам ООП, обязан в течение 10 дней следующего семестра успешно выполнить необходимый объем учебных работ и показать соответствующие знания. В случае если качество учебных работ признано неудовлетворительным, то студент представляется к отчислению. Если качество работ или знаний в течение 10 дней признано неудовлетворительным по одной дисциплине студент может обратиться в установленном порядке по заявлению с просьбой о повторном изучении этой дисциплины в течение следующего семестра. В случае принятия положительного решения по допуску такого студента к повторному прослушиванию, аннулируются все набранные им ранее баллы по этой дисциплине.

4. Инновационные методы в процессе преподавания дисциплины

В процессе преподавания дисциплины проводятся экскурсии в Медико-Биологический центр КБГУ, с целью ознакомления с современными молекулярно-генетическими методами.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине «всеобщая история» для студентов 1 курса гуманитарных факультетов

    Учебно-методический комплекс
    В состав учебно-методического комплекса входят программа курса всеобщей истории и пояснительная записка к ней, список источников и литературы, тематический план лекций по всеобщей истории, контрольные вопросы, методические указания
  2. Учебно-методический комплекс Учебно-методический комплекс по дисциплине "Мировая экономика" для студентов специальности 080105 «Финансы и кредит»

    Учебно-методический комплекс
    Воробьева Л.В., Воробьев И.Н. Мировая экономика. Учебно-методический комплекс. – Красноярск: Красноярский филиал ГОУ ВПО «Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ)», 2007.
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине общепрофессиональной подготовки «Теория и методика обучения биологии»

    Учебно-методический комплекс
    Дисциплина «Теория и методика обучения биологии» позволяет студенту сформировать комплекс знаний, охватывающих теоретическую и практическую подготовку учителя биологии и развивающих способность к выполнению профессиональных задач.
  4. Учебно-методический комплекс По дисциплине Дипломатический церемониал и протокол

    Учебно-методический комплекс
    Исторический опыт показывает, что для обеспечения нормальных дипломатических отношений далеко не достаточно одних международно-правовых норм. Очень важно еще и соблюдение определенных церемониальных и протокольных обычаев и правил.
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине международные валютно-кредитные отношения

    Учебно-методический комплекс
    Лекции читает д. э. н., профессор Звонова Е. А. Предшествующие курсы, обязательные для изучения данной дисциплины: экономическая теория; деньги, кредит и банки; международный финансовый рынок; международные экономические отношения;
  6. Учебно-методический комплекс По дисциплине «История экономических учений» Выписка из гос впо

    Учебно-методический комплекс
    особенности экономических воззрений в традиционных обществах (отношение к собственности, труду, богатству, деньгам, ссудному проценту), систематизация экономических знаний, первые теоретические системы (меркантилизм, физиократы, классическая

Другие похожие документы..