Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
, именуемая в дальнейшем Страховщик в лице , действующего на основании , с одной стороны, и , именуемый в дальнейшем Страхователь, с другой стороны, ...полностью>>
'Документ'
Как правило, основанием для прекращения производства по делу является истечение срока давности привлечения к административной ответственности, по при...полностью>>
'Диплом'
Продукция будет представлять собой стеновые отделочные панели, мебельные щиты и фасады, элементы интерьера, напольные покрытия, внутренние двери и пер...полностью>>
'Инструкция'
1. Общие положения1.1. Инструкция по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации (дале...полностью>>

Теория и социальная практика национальной политики в современных условиях

Главная > Автореферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

На правах рукописи

Файзов Рахматулло Нусратович

Теория и социальная практика национальной

политики в современных условиях

Специальность: 23.00.02. – политические институты,

процессы и технологии

(политические науки)

А В Т О Р Е Ф Е Р А Т

диссертации на соискание ученой степени

кандидата политических наук

Душанбе -2012

Работа выполнена на кафедре политологии Таджикского государственного педагогического университета им. С. Айни

Научные руководители: Шамолов А.А. - доктор философских

наук, профессор

Шозимов П.Д. - доктор философских

наук, доцент

Официальные оппоненты: доктор социологических наук,

член-корр. АН РТ

профессор, Шоисматулаев Ш.

кандидат политических наук

Базарова С. Ш.

Ведущая организация: Таджикский государственный университет

коммерции, кафедра философии и политологии

Защита диссертации состоится «17» января 2012 г. в «13.00» часов на заседании объединенного Диссертационного совета КМ 737.004.04 по присуждению ученой степени кандидата политических наук по специальности 23.00.02. –политические институты, процессы и технологии (политические институты) при Таджикском национальном университете (по адресу: 734025, г. Душанбе, пр. Рудаки 17, зал заседаний Ученого совета).

С диссертацией можно ознакомиться в Центральной научной библиотеке Таджикского национального университета (734025, пр. Рудаки, 17).

Автореферат разослан «12» декабря 2011г.

Ученый секретарь объединенного

диссертационного совета,

кандидат философских наук, доцент Мухабатов А.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы. Процесс формирования национальной политики на постсоветском пространстве развивается по одному и тому же алгоритму, так как государства, включенные в это пространство, имеют примерно одинаковые параметры, характерные главным образом для транзитных государств. Содержание и форма государственного строительства для всех постсоветских государств напрямую связаны с той ролью, которую стала играть национальная политика в этих странах. В этой связи стоит отметить, что национальная политика становится тем индикатором, который позволяет определить то, куда движется государство, и с какими проблемами и вызовами оно сталкивается? В это же время национальная политика помимо общих параметров развития имеет и свои особенные различия, которые характерны для каждого национального государства, так как они развиваются главным образом на базе своих культурных традиций.

Практически все государства на постсоветском пространстве уже прошли этап стихийного формирования системы национальной политики. В настоящее время каждая страна находится на разных уровнях государственного строительства, что связано с объективными причинами. Но важность зрелой национальной политики государства постепенно выходит на первый план, и именно она во многом предопределяет характер становления государственного строительства. В этой связи вопросы безопасности и развития во многом связаны с той национальной политикой, которую проводит государство, что, безусловно, определяет актуальность темы диссертационного исследования.

Актуальность данной проблемы вызвана также и тем обстоятельством, что национальные государства в мире претерпевают серьезный кризис, связанный главным образом с изменениями характера вызовов в отношении них. Переход аграрной и индустриальной форм государственности в век глобализации и информационной цивилизации поставил под вопрос жизнеспособность самих национальных государств. Согласно представителям теории глобализма, национальные государства постепенно уходят с политической сцены из-за их неспособности адекватно отвечать новым реалиям современности. При этом новые реалии, с этой точки зрения, включают в себя как позитивные, так и негативные стороны. Последние, в свою очередь, связаны с ростом радикальных религиозных идеологий, имеющих транснациональный и глобальный характер.

В этой связи важно определить потенциал национальных государств, которые наиболее выпукло выражены через свою национальную политику, а также возможность использования традиционных институтов и ценностей, которые могут стать при правильной национальной политике локомотивом для модернизационных процессов. При этом важно выделить характер, модель и механизм трансформации традиционных, живых традиций и ценностей на языки социальной и экономической современной практики, и в тоже время отделить от них традиционализм, который закрепляет механизм следования традиции, тем самым тормозя ее адаптацию по отношению к современным требованиям эпохи.

В тоже время национальная политика на постсовестком пространстве до сих пор работает в параметрах традиционной школы мысли, и поэтому использует традиционные описания социальных, политических, экономических и культурных процессов как внутри собственных границ, так и за их пределами. В этом плане актуальность исследования заключается в применении новых методологических инструментариев, которые позволяют выявлять то, на каком этапе и уровне находится национальная политика, и что необходимо предпринять, чтобы выровнять концептуально системные уровни национальной политики к современным требованиям эпохи с тем, чтобы адекватно ответить на существующие вызовы нового времени.

Степень разработанности проблемы. Проблема национальной политики и безопасности сегодня рассматривается под разным углом зрения, включая также и использование различных методологических подходов.

Большую роль в формировании современных теорий в сфере национальной политики связаны с такими выдающимися учеными в истории социально-политической и философской мысли как Макиавелли Н., Гоббс Т., Локк, Д. Монтескье Ш. и Гегель Г.В.Ф. 1.

Стоит отметить, что изучение вопросов национальной политики включает в себя не только параметры национального государства, но и круг политических вопросов, непосредственно связанных с проблемами международной безопасности, которые в большей мере представлены западноевропейскими теориями. К этой группе ученых можно отнести З. Бжезинского, Ф. Закария, Г. Моргентау, Э. Картера, Г. Киссинджера, У. Перри, Дж. Стейнбрюннера, Ф. Фукуяма, С. Хантингтона2.

Проблеме формирования новой национальной политики в информационную эпоху посвящены исследования Э.Тоффлера («информационное общество»), Д.Белла («постиндустриальное общество»), Дж. Гелберейте («новое индустриальное общество), П.Дракера и М. Кастельца3. Параллельно данным авторам информационное общество в контексте его влияния на современные системы национальной безопасности можно выявить в работах профессора Токийского технологического университета Ю. Хаяши, и японского исследователя И.Масуде4.

Среди российских исследователей, занимающихся проблемами информационного общества и его влияние на систему национальной политики можно выделить труды Артамонова Г.Т., Васильева В.А., Вершинской О.Н., Засурского Я.Н. и др.5

Следует отметить работы Ф. Фукуямы, показавший связь и влияние, которые оказывают исторические традиционные ценности на современную систему экономической, культурной и политической безопасности6. Так же как и обратное влияние, которое исходит со стороны национальной политики на формирование и структурирование новых национальных символов в ходе государственного строительства. Данное направление особо представлено представителями социального конструктивизма Э.Геллнера, Э.Хобсбаума и Б. Андерсона7.

Особую роль в раскрытии специфических сторон функционирования системы национальной политики в современном мире играет такая проблема как национальная идентичность. Данное направление особо ярко выражено в работах: Андерсона Б., Арутюнова С.А., Бромлея Ю.В., Бэтллера А., Геллнера Э., Бимана, В., Идиева Х., Тишкова В.А., Хобсбаума Э., Шамолова А., Шозимова П. и др8.

Вопросы взаимоотношения национальной политики с процессами политической модернизации в обществе, в частности, в контексте развития национальных современных государств достаточно тщательно рассматриваются в работах Ростоу У., Аптера Д., Пайя Л., Моргентау Г., Арона Р., Дебрау Р. и Розенау Дж.9.

Стоит отметить специалистов, которые многие методы из сферы естественных наук стали применять при объяснении социальных и политических проблем, включая вопросы формирования национальной политики в различных национально-государственных структурах. Наиболее активное применение методов при объяснении социально-политических вопросов происходит из сферы биологии (Л.Берталанфи)10 и кибернетики (Н.Винера)11. Все эти принципы стали применяться при описании политических связей. Людвиг фон Берталанфи первый дал научное объяснение социальной и политической системе по таким ее характеристикам – как сложность саморазвивающихся систем, включая теорию открытости \ закрытости системы, сочетании элементов во взаимосвязи, где на основе этих взаимоотношений рождается новое системное единство, выраженное в дальнейшем в форме синергетической конфигурации.

Разработка проблемы национальной политики также была предметом анализа и таджикских исследователей. Среди них можно отметить работы таких авторов как: Асадуллаев И., Джононов С., Закиров Г., Идиев Х., Махмадов А., Шарипов И., Шарипов С., Сафаров С., Гиеев К., Шамолов А., Шозимов П., Шоисматуллаев Ш., и др12.

Несмотря на достаточно обширный объем работ, которые были выполнены по проблеме национальной политики и безопасности, стоит все же отметить, что до сих пор отсутствуют работы, имеющие системный и концептуальный характер. В этой связи стоит также отметить, что до сих пор не существуют работ, которые включали бы использование как традиционных, так и современных методологических подходов, позволяющие находить связи между социокультурным, традиционным, экономическим и политическим параметрами общества. Именно на стыке этих связей и образуется основа для формирования национальной политики, которая позволяет находить оптимальные и адекватные ответы на современные вызовы и угрозы национальной безопасности страны.

Объект исследования. Объектом данного исследования стало изучение понятия, структуры и функции национальной политики и ее роль в государственном строительстве, взятом как в теоретическом, историческом, так и в современном контекстах.

Предметом исследования является изучение того как осуществлялся процесс формирования теории национальной политики и социальной практики, имеющих как традиционный, так и современный характер. В предмет исследования также входит процесс трансформации некоторых элементов национальной политики в новых социально-политических и геополитических условиях.

Цель и задачи исследования. Целью данной работы является определение особенностей теории национальной политики и ее социальной практики в современных условиях. При этом национальная политика рассматривается в контексте новых вызовов со стороны глобализации и транснациональных сетей и ответов на них посредством использования новых методологических инструментариев.

Поставленная цель определяет следующие задачи исследования:

- выявление процесса и особенности становление теории национальной политики в восточной и западноевропейской школы мысли, посредством использования как традиционных, так и современных подходов;

- определение характера изменения национальной политики в условиях глобализации и транснационализации общественной жизни современных национальных государств.

- определение места и роли национальной политики в категориальной системе социальных научных дисциплин;

- выявление методологической основы национальной политики;

- определение структуры национальной политики в контексте взаимоотношения универсального и национального;

- раскрытие вызовов и проблем, с которыми сталкивается национальная политика в период информационной глобализации во всех сферах жизни общества, и влияние этих факторов на характер функционирования национальной политики в современном мире, в частности, в Таджикистане;

- выявление потенциала национальной политики в условиях серьезных угроз национальному государству со стороны процессов глобализации.

Теоретико-методологическая основа исследования. Основным методом данного исследования выступает синтетическое использование традиционных и современных подходов к рассмотрению проблем формирования и функционирования национальной политики Таджикистана в современных условиях, которые включают такие методы как теория рационального выбора (рационального инструментализма), теория примордиализма и теория социального конструктивизма. При этом автор также активно использовал принцип историзма и диалектический метод.

Методологической основой диссертации стали концептуальные идеи по данному кругу вопросов таких авторов, как Андерсон Б., Аптер Д., Бромлей Ю., Геллнер Э., Морнентау Г., Пайя Л., Ростоу У., Тишков В., Хобсбаум Э. и Шозимов П.

Информационная база диссертации. Во время работы над теоретическим и эмпирическим материалом использовались труды видных специалистов в области политологии, философии, истории и социальной антропологии, а именно, Арутюнова С., Бабакова В., Бромлея Ю., Геллнера Э., Идиева Х., Самиева А., Шамолова А., Асадуллаева И., Шарипова С., Сафарова С.

Научная новизна работы выражается совокупностью поставленных задач, которые включают в себя как теоретико-методологическое, так и конкретно-эмпирическое изучение такого социально-политического понятия как национальная политика и ее роль в государственном строительстве Республики Таджикистан.

Теоретическая и практическая новизна работы заключается в следующем:

- Национальная политика в разных цивилизационных контекстах имеет разные значения. Если в западноевропейском контексте национальная политика строго ограничена границами своей национальной территории, главной движущейся силой которой является идеология национализма или этатический (гражданский) национализм, то в мусульманских странах территориальный национальный принцип еще не оторван от культурных и религиозных границ и зачастую выходят за пределы своих национальных границ, что сильно ограничивает роль и значение национальной политики в современном ее понимании.

- Существуют несколько таких параметров, которые определяют форму функционирования национальной политики в современных государствах: этническое, этнонациональное и этатическое (гражданское).

- Государства, основанные исключительно на этнических параметрах, в большей мере основываются на культурных, религиозных или традиционных ценностных нормативах и допускают к политическим или экономическим ресурсам исключительно представителей своей этнической группы. В этой форме правления выражены наименее институциональные нормативы правления. В этом контексте доступ к институтам правления в основном зависит от культурной, религиозной или этнической принадлежности.

- Этнонациональная форма в какой-то мере допускает в политические сферы другие этнические группы, но все же держит постоянный контроль за доступ к ключевым политическим и экономическим секторам государства. Институциональные нормативы в этом случае работают, но имеют неформальные механизмы исключения иных социальных или этнических групп из политического истеблишмента. Данная форма особо практикуется в странах бывшего Союза, где форма независимости была очерчена через этно-национальный принцип.

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Наличие тесной связи между государственными институтами и национальной культурой создают основу для формирования национальной политики государства. Единственной формой, разрушающей единство социального и культурного целого, является экономика. Это пространство, в которой господствует принцип дифференциации и релятивности. Для гражданского сектора – это вполне нормальное явление, но в параметрах национальной политики экономика является основным параметром, который испытывает на прочность национальную форму государственности и делает одновременно ее более жизнеспособной к вызовам, исходящих из самой реальности.

  2. Недооценка проблем, связанных с национально-кадровой политикой, может привести государство к острейшему кризису. Объективные процессы, развивающиеся в сторону усложнения, многообразия и роста нелинейных социальных и экономических связей, включая и информатизацию общества требуют от государства взвешенной кадровой политики, при этом она должна базироваться на той идеи, что не всегда те кадры, которые прекрасны для выполнения работы на одном этапе, также хороши и для другого этапа развития государства. Кадры должны развиваться в соответствии с требованиями времени.

  3. Реальное функционирование национальной политики в Таджикистане начинается с момента преодоления кризиса национальной идентичности и создания национального проекта в 1997 году, который возник после завершения гражданской войны в Таджикистане и подписания межтаджикского мирного договора между Правительством Республики Таджикистан и Объединенной Таджикской Оппозиции. Данный светско-исламский компромисс возник благодаря продолжительному и конструктивному договору между Правительством РТ и ОТО, где каждая сторона отказалась от своих радикальных политических позиций, тем самым образовав условия для политического диалога и социального порядка. Именно этот период ознаменовался началом реальной национальной политики, когда ради национальных интересов различные политические группы отказались от части своих идеологических позиций.

  4. Национальная политика может быть отражена на трех своих ключевых уровнях: примордиальном, рационально-инструментальном и социально-конструктивистском.

- Первый уровень национальной политики является в большей мере стихийным и бессознательным и выражен в форме традиции, культуры или общины – этот уровень отражает примордиальный подход.

- Следующий уровень национальной политики – рационально-инструментальный отражает, прежде всего, борьбу или конкуренцию индивидуальных интересов и предпочтений и выражен в социальной форме гражданских институтов. Основное пространство национальной политики образуется и функционирует главным образом в сфере гражданского общества.

- И, наконец, последний уровень национальной политики образуется в пространстве государственных институтов. В принципе, этот уровень и есть то пространство, где собственно национальная политика находит свое место. Этот параметр связан с методом социального конструктивизма и отражен через официальные законодательные формы.

  1. Абсолютизация любого уровня национальной политики: примордиальной (историко-культурной или традиционной), рационально-инструментальной (либеральной или модернистской) или социально-конструктивистской (национальной или в форме нация-государство) может привести к серьезным проблемам.

Так, например, абсолютизация примордиального уровня приводит к традиционализму; абсолютизация рационально-инструментального уровня приводит идеологии индивидуализма и полного релятивизма, в то время абсолютизация социально-конструктивисткого уровня приводит к крайним формам национализма. Только сосуществование различных уровней национальной политики и использования их в соответствии с социо-культурным контекстом позволит Таджикистану адекватно ответить не только на внутренние угрозы, но и на внешние вызовы 21 века.

Научно-практическая значимость. Основные положения и выводы диссертации могут быть использованы для развития национальной политики Республики Таджикистан в целях формирования целостной концепции развития страны как во внутренней, так во внешней политической деятельности. Полученные в диссертации результаты могут быть использованы в специальных курсах по политологии, социальной философии и социальной антропологии в высших учебных заведениях. И, наконец, результаты работы могут быть реализованы в качестве рекомендаций как для Правительства Республики Таджикистан, так и для стран центрально-азиатского региона.

Апробация исследования. Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры политологии Таджикского государственного педагогического университета им. С.Айни и на заседании кафедры Политические процессы в Таджикистане ТНУ. Основные положения и результаты диссертации излагались в виде научных статей, докладов и сообщений на различных научно-практических семинарах.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Национальная политика респубики Таджикистан и её особенности в условиях изменяющегося мира

    Автореферат
    Защита состоится «24» февраля 2012 г. в «14.00» часов на заседании объединенного диссертационного совета КМ 737.004.04 по защите диссертации на соискание ученой степени кандидата политических наук по специальности 23.
  2. Социальные риски учащейся молодежи в современных условиях 22. 00. 04 социальная структура, социальные институты и процессы

    Автореферат
    Защита состоится 23 июня 2011 года в 16.00 на заседании совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Д 502.009.01 при Уральской академии государственной службы (620990, г.
  3. Правовое регулирование расходов на реализацию государственной молодежной политики как части социальной политики в современных условиях развития россии

    Диссертация
    Защита диссертации состоится « 15 » марта 2007 года в 14.30 на заседании диссертационного совета К 203.002.01 при Академии управления МВД России по адресу: 125171, Москва, ул.
  4. Теория правового регулирования государственной молодежной политики в россии

    Диссертация
    Защита состоится 25 февраля 2011 г. в 12ºº на заседании Диссертационного совета Д 521.073.01 при Юридическом институте (Санкт-Петербург) по адресу: 199106, Санкт-Петербург, ул.
  5. Социальная обусловленность языка. Специфика обслуживания языком общества. Задачи и методы социолингвистики. Понятие языковой ситуации, языковой политики, языкового строительства. Актуальные проблемы языковой политики на современном этапе

    Лекция
    Лекция 3. Социальная обусловленность языка. Специфика обслуживания языком общества. Задачи и методы социолингвистики. Понятие языковой ситуации, языковой политики, языкового строительства.

Другие похожие документы..