Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Млекопита́ющие (лат. Mammalia) — класс позвоночных животных, основными отличительными особенностями которых являются живорождение (за исключением инф...полностью>>
'Документ'
Присутні: Карпов В.Є. – головний отаман ОГО «ЦКО»; Власенко В.П. – Кіровоградський міський отаман «ЦКО»; Свірень М.О. – отаман військово-козацької па...полностью>>
'Литература'
Актуальность темы. Отечественная война 1812 года оказала огромное влияние на духовную жизнь России. Как известно, декабристы признавали себя детьми д...полностью>>
'Учебники'
2. Принцип детерминизма развития 85 Механистическая трактовка детерминизма 86 Особенности акмеологического понимания детерминации 87 Структурные типы...полностью>>

Нго, общественность, сми: вопросы социальной рекламы. (И. Буренков/ рекламный совет "Все мы люди")

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ИНСТИТУТ "ОТКРЫТОЕ ОБЩЕСТВО" БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД "СОПРИЧАСТНОСТЬ" ИНФОРМАЦИОННО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР "ГРАЖДАНСКОЕ ДЕЙСТВИЕ"

НГО, ОБЩЕСТВЕННОСТЬ, БИЗНЕС И ВЛАСТЬ:

ОТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ К ПАРТНЕРСТВУ

(МАТЕРИАЛЫ СЕМИНАРА)

Составитель А.Вербицкий

6-9 АПРЕЛЯ 1996 ГОДА

ПОДМОСКОВЬЕ, ПАНСИОНАТ "СОЛНЕЧНАЯ ПОЛЯНА"

Дмитрий Петров

КРАТКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО ИТОГАМ СЕМИНАРА

"НГО, ВЛАСТЬ, ОБЩЕСТВЕННОСТЬ, СМИ - ОТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ К

ПАРТНЕРСТВУ"

Проведение семинара представляло собой кооперативный проект трех негосударственных структур, а именно Института "Гражданское общество", Благотворительного фонда "Сопричастность", Информационно-исследовательского центра "Гражданское действие".

В семинаре приняли участие представители НГО из России, Кыргызстана, Казахстана, Украины и Белоруссии. Общее число участников - 44 человека.

В ходе семинара участникам были представлены пять лекций-презентаций по следующим темам:

- НГО и развитие демократии. (А.Вербицкий/"Сопричастность")

- НГО: лидерство и влияние. (Е.Островский/Группа Островского)

- НГО: политика, власть. (Д.Петров/Тражданское действие")

- НГО и предпринимательство. (О.Макаренко/Ассоциация маркетинга "Бизнес. Наука. Культура.)

- НГО, общественность, СМИ: вопросы социальной рекламы. (И.Буренков/ рекламный совет "Все мы люди")

Важным компонентом программы стали 15 панельных презентаций, сделанных по конкретным примерам опыта взаимодействия гражданских организаций с властными и политическими структурами, сделанных представителями НГО.

Среди них: "Решение проблем силами граждан. Общинная модель" (Ю.Березкин/Форпост культуры им.Шацкого. Москва); "Закон о лоббизме" (В.Лепехин/Государственная Дума РФ, консульстант. Москва); "Взаимоотношения НГО с правительством в Казахстане" (В.Сиврюкова/Центр гражданских инициатив. Алматы); "Место российских профсоюзов в независимом секторе" (К.Букетов/ КАС-КОР.Москва); "Опыт взаимодействия НГО Кыргызстана с органами власти" (Т.Исмаилова, Ч.Бейшеналиева/Центр "Интербилим".Бишкек); "Проект "Газета общественных объединений граждан" (Н.Киричук/"Дипломатия через семьи".Новосибирск) и другие.

Особенно важным представляется обсуждение участниками семинара проблем возможного партнерства НГО, системы власти, бизнеса и СМИ в 8-ми малых группах по заранее намеченному плану.

Ведущий семинара - Д.Петров ("Гражданское действие")

Очевидно, сегодня можно с уверенностью сказать, что предположения организаторов семинара о том, что тема участия НГО в политической жизни и идея достижения партнерских отношений с системой власти актуальная и привлечет внимание и интерес представителей НГО пяти республик, полностью оправдались.

С другой стороны, была достигнута цель, поставленная организаторами семинара. А именно: стимулировать дискуссию внутри третьего сектора на указанную выше тему. Побудить участников семинара проявить инициативу в проведении подобных семинаров (развивающих и обучающих) в регионах России и странах СНГ. Во всяком случае, предложение о проведении таких встреч прозвучало не от организаторов семинара, а от его участников. Эта инициатива не была "организована", а возникла в силу актуальности темы.

Уровень пяти лекций-презентаций, как и уровень большинства панельных выступлений-комментариев был весьма высок с точки зрения стандартов, принятых как в практически-прикладной, так и в академической среде третьего сектора. Что же касается качества работы участников и гостей семинара в малых группах по темам, то уровень, глубина и качество дискуссии были исключительно высоки, как и ее результативность. Можно сказать, что они соответствовали мере заинтересованности участников в теме семинара, темах лекций и комментариев, в темах, обсуждавшихся в малых группах.

Высказанные в ходе семинара (прежде всего - не организаторами и выступающими, а участниками) идеи и предложения, требуют дальнейшего обсуждения и развития. В частности такие темы, как:

- возможности, методы, навыки и опыт прямого участия граждан в решении проблем на местном (и более высоких) уровне:

- механизм социально! о равновесия, описанный на семинаре, как "конкуренция /сотрудничество центров власти и НГО, как представителей интересов граждан;

- описание и формулирование идеи "срединной модели гражданского общества"; - развитие идеи " гражданского общества - дерева";

- "Общего дела - третьего уровня" и т.п.

- конкретных, практических способов, методов и навыков воздействия НГО на центры принятия решений, установления сотрудничества с представителями органов власти на всех уровнях;

- использования инструментов "общественных связей"/гуманитарных технологий в ходе диалога НГО и центров принятия политических и административных решений.

Не стоило бы брать на себя смелость и ответственность и заявлять прошедший семинар как "прерывный" или как "семинар открытий". Однако, думается, что на нем было высказано в достатке провокативных и творческих идей, заслуживающих последующего обсуждения в максимально широкой аудитории. Еще раз подчеркну, что этот вывод сделан не организаторами семинара, а был неоднократно высказан его участниками.

Участники из Кыргызстана, Казахстана, Белоруссии, Украины предложили организовать в этих государствах семинары-тренинги по смежным темам. Аналогичное предложение было высказано участниками из Новосибирска и Воронежа.

Это еще раз говорит о том, что представители третьего сектора заинтересованы в продолжении обсуждения как самой темы участия НГО в политической жизни, так и описания и обретения навыков и овладения методами такого участия.

В этой связи становится актуальной идея проведения серии (программы) семинаров-тренингов в регионах России и в странах СНГ: Украине, Белоруссии, Казахстане, Кыргызстана. Возможно, в последствие имеет смысл иметь в виду целесообразность расширения географии программы на такие государства, как Грузия, Армения, Молдова.

Для того, чтобы такая программа стала осуществимой, эффективной и, главное, полезной организациям, лидерам и активистам третьего сектора стран СНГ, в самое ближайшее время необходимо создать обоснованную стратегическую концепцию программы и предварительный план ее осуществления. Целесообразно привлечь к написанию концепции и плана участников прошедшего семинара из регионов России и стран СНГ.

В частности, предложить им:

- прислать свои замечания по прошедшему семинару;

- прислать список тем, которые являются, по их мнению, наиболее актуальными в их регионах и государствах;

- прислать свои соображения по форме и методам проведения семинаров-тренингов, по программе и возможным участникам;

- прислать свои соображения по поводу возможного и желательного двух /трех/многостороннего сотрудничества организаций, чьи представители участвовали в прошедшем семинаре.

- предусмотреть международный (межрегиональный) процесс организации и подготовки семинаров. Например: организаторская работа может осуществляться совместно представителями России, Киргизии и Казахстана. При этом семинары проходят в Киргизии и Казахстане.

Качество материалов семинара таково, что они могут быть успешно расшифрованы, систематизированы и опубликованы как в периодике независимого сектора, так и отдельной брошюрой. Такое издание, безусловно, способно стать и станет важным ресурсом для активистов и лидеров НГО. Организаторы семинара готовы выступить в качестве составителей и соредакторов издания.

Для осуществления пожеланий участников и организаторов семинара по проведению серии последующих семинаров/тренингов в первую очередь необходимо изложить концепцию такой программы, ее описание и обоснование, которое должно быть представлено возможному донору. (Донорам). Организаторы (благотворительный фонд "Сопричастность", Информационно-исследовательский центр "Гражданское действие", плюс, возможно, новые заинтересованные стороны) семинара готовы взять на себя работу по созданию этих материалов (документов).

ПРОГРАММА СЕМИНАРА

6 апреля 1996 г „ суббота 15:00 -15:20 – Открытие семинара

Сессия 1. "Гражданское общество и демократические преобразования"

15:20 - 15:40 - "НГО и развитие демократии". Андрей Вербицкий,

"Сопричастность" 15:40 - 16:00 - Обсуждение и вопросы к докладчику 16:00 "16:15 - Презентация конкретных примеров

• "Решение проблем силами граждан. Общинная модель." Юрий

Березкин (Форпост культуры им. Шацкого) 16:45 - 17:45 - Работа в малых группах

Темы:

1. Место, роль и стратегия негосударственных организаций (НГО) как организационной основы гражданского общества и движущей силы демократических преобразований. Кто является партнерами и конкурентами НГО в развитии гражданского общества и проведении демократических преобразований? Какова направленность деятельности НГО по отношению к ним в этих процессах?

2. Наиболее значимые факторы, влияющие на развитие гражданского общества и выполнение им своих функций. Как НГО могут противодействовать негативным тенденциям и усиливать значение позитивных факторов? 17:50 - 19:00 - Отчет о результатах работы в малых группах, дискуссия

7 апреля 1996 г., воскресенье Сессия 2. "НГО - лидерство и влияние"

9:00 - 9:30 - Доклад "НГО: лидерство и влияние" Ефим Островский (Группа

Островского)

9:30 - 10:00 - Обсуждение, вопросы

10:00 - 11:00 - Презентация конкретных примеров:

• "Закон о лоббизме" Владимир Лепехин (Консультант Комитета Государственной Думы РФ по религиозным организациям и общественным объединениям)

• "Кампания за принятие закона об альтернативной службе" Николай Храмов (Антимилитаристская радикальная ассоциация)

• "Взаимоотношение НГО с правительством в Казахстане" Валентина Сиврюкова (Центр гражданских инициатив, Казахстан) 11:30 - 12:30 - Работа в малых группах Темы:

1. Участвуют ли сегодня "простые граждане" в решении социальных проблем? Что могут делать граждане самостоятельно для решения социальных проблем в своих селах, районах, городах, странах? Что им для этого нужно иметь, или обрести, или...?

2. Граждане и их организации, как движущая сила перемен. Что следует делать НГО для мобилизации человеческих ресурсов на местном уровне... Что дает широкая включенность граждан в работу НГО (с точки зрения работы НГО на местном и национальном уровне)? 12:30 - 13:30 - Отчеты малых групп, дискуссия

Сессия 3. НГО, политика, власть.

15:00 - 15:30 - Доклад "НГО, политика, власть" Дмитрий Петров ("Гражданское действие")

15:30 - 16:00 - Обсуждение, вопросы

16:00 - 17:00 - Презентация примеров по теме:

• "Организация "Народная политика" и избирательная кампания 1996 года" Дмитрий Галкин ("Народная политика")

• "Законодательство в отношении НГО. Его развитие в плане интересов гражданского сектора и общества" Анатолий Чичерин (Городское общество молодых юристов, г.Нижний Новгород)

• "Российские профсоюзы и избирательная кампания 1996 года" Кирилл Букетов (КАС-КОР)

• Андрей Юров (Институт провинциальной политики, г.Воронеж) 17:30-18:30 - Работа в малых группах Темы:

1. "Глухота власти". Так ли уж глуха власть к нуждам и интересам НГО и тех людей, чьи интересы НГО представляют? Лекарства от глухоты: 1,2,3,4,5... Что делают и что должны делать НГО для того, чтобы побуждать чиновников, депутатов и иных представителей системы власти вступать в диалог с НГО, как выразителями конкретных интересов граждан?

2. Сотрудничество между НГО и властью. Существует ли оно, удовлетворяет ли оно НГО, достаточно ли оно? Что нужно сделать гражданам и их организациям для установления такого сотрудничества? Для его поддержания? Для его развития? Могут ли граждане и НГО стать его инициаторами? 18:30 - 19:30 - Отчеты о работе в малых группах

8 апреля 1996 г., понедельник Сессия 4. "Ресурсы гражданского общества. "

9:00- 9 :30 - Доклад "НГО и предпринимательство". Ольга Макаренко

(Ассоциация Маркетинга "Бизнес. Наука. Культура.")

9:30 - 10:00 - Обсуждение, вопросы

10:00 - 11:00 - Презентация примеров по теме

• "Бездомные Казахстана сами решают свои проблемы" (Ассоциация "Баспана", Казахстан)

• "Роль региональных "ресурсных центров" в обеспечении деятельности ИГО" Игорь Каспрук (Международный фонд "Вiдродження")

• "Фонд "Жанар". Опыт поддержки женщин-предпринимателей" Мара Сеитова (Фонд "Жанар", Казахстан)

• "Студенческие и молодежные организации - резерв надежды независимого сектора". Дмитрий Костенко (Независимый профсоюз "Студенческая защита") 11:30 - 12:30 - Работа в малых группах Тема:

1. Поддержка со стороны бизнеса и "простых" людей -деньги или нечто большее?

2. Поддержка со стороны государства. Как она может влиять на независимость НГО от власти? На выполнение миссии НГО, достижение ею своих целей? На поддержку со стороны бизнеса и общественности? 12:30 - 13:30 - Отчет о результатах работы в малых группах, дискуссия.

Сессия 5. "НГО, общественность, СМИ"

15:00 - 15:30 - Доклад "НГО, общественность, СМИ вопросы социальной

рекламы" Игорь Буренков (Рекламный совет "Все мы люди") 15:30 - 16:00 - Обсуждение, вопросы 16:00 - 17:00 - Презентация примеров по теме

• "Не ориентированные на прибыль, общественно значимые телевизионные проекты" Владимир Иконников

• Проект "Газета общественных объединений граждан" Наталья

Киричук ("Дипломатия через семьи" Новосибирск) 17:30 - 18:30 - Работа в малых группах Темы:

1. От пассивности к взятию на себя ответственности:лияние общественного сознания на развитие гражданского общества и деятельность НГО. Формы взаимосвязей НГО и общественности.

2. Каково отношение журналистов (средств массовой информации и коммуникации) и общественности к НГО? Почему оно таково? Как его изменить к лучшему? 18:30-19:30 - Отчет о результатах работы малых групп

19:30 - 20:30 - Закрытие семинара, подведение итогов

НГО, РАЗВИТИЕ, ДЕМОКРАТИЯ. Андрей Вербицкий, Благотворительный фонд "Сопричастность"

В каждой посткоммунистической стране происходят следующие процессы:

1) Развитие рынка

2) Реформирование государственных институтов и переструктурирование правительственных структур.

3) Перераспределение бюджетов и снижение (в т.ч. и относительное) средств, выделяемых на важнейшие социальные программы (здравоохранение, образование и т.д.).

4) Приватизация услуг

Что сегодня происходит в России?

1) Отсутствие четких целей у правящей элиты: нет идеологии и объединяющей общество цели, а есть неприкрытая межгрупповая борьба.

2) Увлеченность групп правящей элиты борьбой, противостояние федеральной и региональных властей, слабость вертикали исполнительной власти усиливают неконтролируемые массовые стихийные трансформационные процессы, что может привести к атомизации общества, потере им идентичности.

3) Реформаторская деятельность Правительства не соответствует интересам массовых групп, что обусловлено слабостью обратной связи, игнорированием общественного мнения и негативных реакций на реформы, исчерпанием ресурсов адаптированности определенных групп населения.

4) Деятельность реформаторов влияет на социальную структуру общества в силу того, что люди, призванные (и обещающие) благоустроить общество, первым делом благоустраивают себя, формируя тем самым новую политическую и экономическую элиту (1).

Таким образом, ход реформ не только замедляется и отклоняется от необходимого курса, но и вызывает крайне опасные изменения в социальном и экономическом положении людей, в их отношении к реформам вообще и к необходимости реформ в России, в частности.

Для успешных перемен нужны три вещи: ресурсы, мобилизационный потенциал (или идеологическая основа) и организационная основа.

Когда темпы преобразований затягиваются, когда не создаются условия для мобилизации и привлечения имеющихся в обществе ресурсов, создается ситуация, при которой ресурсов, находящихся в распоряжении государства не хватает. Тогда перераспределение ресурсов не может поддерживать неимущих и слабых. И, мало того, задерживается развитие важнейшей общественной силы - среднего класса, являющегося не только источником ресурсов, но и гарантом стабильности. В России же их собственное экономическое положение неустойчиво.

Мобилизационный потенциал, видение, объединяющие идеи и ценности - это то, что позволяет достигать целей, мобилизуя имеющиеся ресурсы. Исследования показывают, что в основном у российского народа имеется "мотивация избегания". Причем последнее время такие протестные мотивации проявляются мирным путем (голосование за оппозиционные партии, например). Но для осуществления перемен необходима "мотивация достижения" (2).

Организационная основа преобразований - это возможность организованных действий людей, направленных на перемены. Эта основа гарантируется наличием плюрализма и демократии.

Демократия и демократизация

Политическая система, которая хочет называться демократической, должна соответствовать фундаментальному требованию: народ должен иметь возможность контролировать тех, кто им правит, или, иными словами, осуществляет руководство от его имени. То есть лидеры должны быть ответственны и подотчетны за свои действия. Для этого демократическая система должна удовлетворять трем существенным условиям: СОРЕВНОВАТЕЛЬНОСТЬ между людьми и группами (особенно политическими партиями), основанная на ПЛЮРАЛИЗМЕ; ВЫСОКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ И ВКЛЮЧЕННОСТЬ людей в выборы лидеров и политики; уровень ПОЛИТИЧЕСКИХ СВОБОД (свобода слова, печати, ассоциаций) достаточный для того, чтобы обеспечить полноценное сопряжение соревновательности и политической активности (4).

Плюрализм

Плюрализм - факт признания экономическими, религиозными, этническими и другими группами важной и нужной роли остальных групп в обществе. Каждая группа имеет свой голос в принятии решений на национальном уровне. Каждая группа участвует на равных

в дискуссиях и обсуждении важных вопросов с другими группами для достижения компромисса. Важно, чтобы все основные группы (группы большинства) имели в качестве одной из своих базовых ценностей убежденность в том, что любой конфликт всегда может быть разрешен и всегда может быть найдено решение спорных вопросов.

Для плюрализма необходимы: взаимные связи, доверие, общие правила поведения для всех групп, а также общее признание законности существования и роли каждой группы (в том числе и со стороны широкой общественности). Плюрализм ведет к развитию гражданского общества. Деятельность НГО, в свою очередь, служит гарантом плюралистского подхода к решению проблем на самых различных уровнях (5).

Стратегии развития

История последних десятилетий знает несколько различных подходов к определению стратегии общественного развития.

Правильность модели, считающей экономический рост основой развития общества, последнее время все больше ставится под сомнение. Экономический рост, вызванный развитием рыночного сектора, не способен уменьшать уровень бедности. Напротив, рыночные процессы способны внести свой вклад в маргинализацию отдельных групп населения и рост социальной напряженности. К тому же бурный экономический рост никогда не бывает без побочных эффектов, затрагивающих окружающую среду, культуру и социальную сферу.

Другая стратегия основана на наделении сообществ и людей мерой власти, которая будет способствовать самостоятельному решению ими имеющихся проблем. Таким образом, в условиях, когда ресурсов далеко не хватает для удовлетворения имеющихся в обществе нужд, особенно большое значение придается развитию сообществ. Оно понимается как самостоятельная деятельность людей и сообществ, направленная на улучшение их жизни.

Третья модель основана на идее национальной самодостаточности, которая ставит в6'главу угла "особость" страны (нации), ее ценностей, культуры и экономики. При этом гипертрофированно поощряются местное производство и потребление в противовес международному обмену. Это чревато изоляцией страны от других стран, раЭто чревато обернуться изоляцией страны от других стран, разобщенностью мирового сообщества, отходом от путей международного развития и застоем. Кроме того, подобные страны агрессивно сопротивляются влиянию международных процессов, рыночных сил и, особенно, влиянию на местную культуру международных коммуникационных процессов (8, 9).

Самая прогрессивная модель развития основана на идее взаимного влияния и сотрудничества трех общественных секторов - государства, бизнеса и гражданского общества - как стратегии, ориентированной на человека не только сегодняшнего, но и на представителей будущих поколений. Такая стратегия использует сильные стороны каждого сектора.

Эта стратегия направлена на:

• взятие на себя людьми и сообществами обязательств широко участвовать в деятельности третьего сектора, направленной на общественное развитие;

• улучшение качества и повышение сфокусированность деятельности государства;

• повышение ответственности бизнес-сектора;

• широкое использование межсекторного партнерства и взаимодействия во имя социального развития;

• совместную деятельность трех секторов для смягчения негативных эффектов рыночной экономики.

В этом контексте НТО выполняют две важнейшие политические функции:

Первая - роль посредника между отдельными людьми и различными группами (классами) и структурами, а также между ними и государством. Вторая -обеспечение силы и власти гражданскому обществу, чтобы оно могло выполнить свою миссию противовеса для естественной тенденции государства и бюрократии к расширению сферы своего влияния и контроля (иными словами - это функция защиты и развития индивидуальных свобод).

Для того, чтобы общество стало более демократичным, справедливым и экономически состоятельным, необходимы две вещи: проведение макрореформ и укрепление гражданского общества. НГО могут действовать на микро- и на макроуровне. Для понимания взаимосвязей этих уровней следует начать с микроурвня.

Традиционно работа НГО нацелена на микроразвитие. Ключ к успеху данного подхода - участие самих людей, поскольку именно они в действительности являются основой развития, а не НГО. Однако опыт показывает, что* для участия людей требуются сильные организации на уровне сообщества, через которые люди сами должны обеспечивать перемены, направленные на улучшение их жизни.

Функции НГО, направленные на развитие и осуществляемые на местном уровне:

• выполнение определенных задач на основе экономичного и эффективного использования имеющихся ресурсов;

• постоянное участие важных заинтересованных лиц;

• мобилизация и поддержание необходимых ресурсов, необходимых для обеспечения деятельности;

• посредничество в конфликтах;

• контроль за распределением благ;

• выражение и защита интересов членов (организации, сообщества);

• обеспечение связей с группам с аналогичными интересами и подходами;

• формирование приемлемой политики и стратегии;

• трансформирование макроуровневой политики в практические действия на микроуровне.

Цели НГО на микроуровне, направленные на развитие гражданского общества:

1. Улучшение материального благополучия людей и сообществ (укрепление материально-ресурсной основы гражданского общества).

2. Укрепление местных организаций, создание и укрепление институтов, представляющих и отстаивающих различные интересы (укрепление организационной основы гражданского общества).

3. Наделение сообществ (общин) и составляющих их людей мерой власти,

чувством собственной ответственности за решение проблем, осознанием своего места и роли в происходящих процессах, пониманием важности конструктивного подхода к решению проблем, совместной деятельности, личного участия и взаимного обучения (идеологическая основа гражданского общества) (3).

Что такое "наделение людей мерой власти"?

• это процесс повышения возможностей народа по реализации своих прав, освобождению от зависимых экономических отношений и выдвижению справедливых требований к государству и его представителям

• это освобождение государства от бремени части своих функций и передача их гражданам

• это уяснение людьми критериев для оценки деятельности политиков и государственных структур и взятие ими контроля над политическими и бюрократическими системами, которые затрагивают их интересы, и оказания на эти системы влияния

• это возрастание веры людей в возможность осуществления перемен и выбора путей развития по их собственной инициативе, а не по инициативе государства.

Однако всегда этот процесс имеет психологический оттенок, поскольку люди, выработавшие для себя желаемый имидж, стремящиеся обеспечить самоуважение и самодостаточность, тем самым увеличивают собственные способности и возможности для преодоления препятствий, стоящих на пути к реальным переменам.

Таким образом, наделение народа мерой власти способствует расширению индивидуальных свобод и ответственности в сфере экономической, что должно сопровождаться увеличением требований и контроля народа над политиками и государством. То есть этот процесс способствует демократической трансформации - структурным экономическим реформам и политическим изменениям, делающим государство более подотчетным своим гражданам. В результате те, кто был бедным и зависимым получают долгосрочную выгоду, а не простое улучшение своей ситуации в рамках существующей системы.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Социальная работа с молодежью

    Реферат
    Социальная работа с молодежью Введение Современный этап экономического и социального развития, те изменения, которые переживает в настоящее время Россия, влекут за собой многоплановые изменения нормативно - ценностных систем всех
  2. 2009 Вопросы к междисциплинарному экзамену для студентов дневной формы обучения

    Документ
    45. Роль менеджера по работе с клиентами в процессе установления договорных отношений и исполнении заказа. Причины неправильной коммуникации между рекламным агентством и клиентом.
  3. Социологическое общество им. М. М

    Документ
    Роль власти в процессе переселения граждан малых и монопрофильных городов: социальный опыт и перспективы (к вопросу появления программы «Основные направления поддержки монопрофильных городов») 189
  4. Реестр сми (составлен на 15. 04. 2011)

    Документ
    "Би кинь" ( Агентству Республики Коми по печати и массовым коммуникациям, Р СПР-СПК, Министерству образования и высшей школы Республики Коми,
  5. Реестр сми (составлен на 01. 04. 2011)

    Документ
    "Би кинь" ( Р СПР-СПК, Агентству Республики Коми по печати и массовым коммуникациям, Министерству образования и высшей школы Республики Коми,

Другие похожие документы..