Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Вопросы к экзамену'
Функции модератора. Наблюдения в маркетинговых исследованиях. Виды наблюдений. Методы опроса. Панельный метод. Качественные методы исследований: глуб...полностью>>
'Документ'
Двадцатилетний опыт сотрудничества России и Финляндии в области охраны окружающей среды служит гарантией успешного развития совместных проектов в это...полностью>>
'Элективный курс'
3.Научить старшеклассников разбираться в проблемах биологии и путях их решения. 4.Создание положительной мотивации обучения биологии 5.Подготовка соз...полностью>>
'Документ'
Встреча в аэропорту Янгона (до 1988 года – Рангун) – крупнейший город Мьянмы и ее экономическая столица, история которого насчитывает более 2500 лет....полностью>>

Учебно-методический комплекс дисциплины (3)

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

УНИВЕРСИТЕТ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ

ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ И КУЛЬТУРОЛОГИИ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

«Религиоведение»

Авторы: Дмитриева С.О.

Утвержден

решением УМС факультета

протокол № ___ от ___ ___ 2011

Декан факультета ___________

/__________________/

Фамилия, инициалы

Согласовано:

Проректор по учебно-

методической работе:

___________________

/________________/

Фамилия, инициалы


Дубна – 2011
  1. Пояснительная записка

В настоящем курсе рассматриваются как теоретические вопросы (типология религий, взаимоотношение религии и науки и т.д.), так и вопросы, связанные с историей древних и мировых религий, основные особенности их вероучений и культа, а также их трансформаций в периоды Новой и Новейшей истории. Особое внимание уделено христианству, его главным направлениям - православию, католицизму, протестантизму. Актуальность курса «Религиоведение» определяется возросшей активностью религиозно-нравственных проблем в современном обществе. Знакомство с религиозной культурой и мифологией способствует расширению кругозора современного человека, дают возможность ориентироваться в современном поликультурном обществе, способствуют формированию устойчивости к натиску деструктивных сект.

2. Организационно-методический раздел

Цель курса «Религиоведение» – научить студента ориентироваться в мире религиозных учений, понимать разницу мировоззренческих систем основных религиозных конфессий, сформировать свое понимание закономерностей и особенностей трансформации религиозных традиций в условиях модернизации западных и восточных обществ Нового и Новейшего времени, разбираться в истоках и развитии религиозных традиций и сект современного мира.

Задача дисциплины «Религиоведение» – изучение феномена религии в контексте культуры, а также мировоззренческих основ и исторического развития древних и мировых религий.

В результате студенты должны знать:

  • Суть понятия религия, виды и типы религиозных систем;

  • Основные аспекты понимания мира и человека в мировых религиях;

  • понятийный аппарат религиоведения;

  • Студенты должны уметь:

  • ориентироваться в мире современных религиозных течений;

  • критически осмыслять религиозно – нравственные проблемы современного мира;

  • Студенты должны иметь представление:

  • - о соотношении религии с другими сферами культуры;

  • об исторических источниках, истории становления и развития древних и мировых религий;

  • о религиозных конфессиях и религиозных институтах;

  • о соотношении современных религиозных течений и сект с основными религиозными системами;

Распределение часов согласно ГОС и учебному плану

Код дис-ны по ГОС

Код дис-ны по УП РАО

Всего часов

Аудиторн. занятий

Лекций

Семинар., практ.

Самост. работа

КСР

Заочная форма обучения

ГСЭ.Р.3

-

Курс заканчивается итоговым экзаменом.

3.Тематический план

п/п

Раздел

Лекции

Семинар, практич.

1

Введение. Типология религий. Наука и религия.

1

2

Язычество. Религиозные концепции античной философии. Религии Древнего Китая.

2

3

Буддизм

2

4

Монотеизм Ветхого Завета. Раннее христианство

1

5

Православие

2

6

Католицизм

2

7

Протестантизм

2

8

Ислам

2

9

Религиозные объединения современности.

2

Итого

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«ИСТОРИЯ МИРОВЫХ РЕЛИГИЙ»

Основные содержания учебного курса

Тема 1. Введение

Цели, задачи и практическое значение курса. Этимология понятия «религия». Элементы и структура религии. Влияние религии на экономические, государственные, классовые, этнические отношения. Исторические формы религии. Источники и историография. Религиозно-мифологические, теистические модели мира. Магия и религия. Типология религий (политеистические, монотеистические религии, пантеизм). Понятие и признаки «мировых» и национальных религий. Проблема генезиса науки. Особенности и границы современной науки. Взаимоотношение научного и религиозного мировоззрений в истории культуры.

Тема 2. Язычество. Религиозные концепции античной философии. Религии Древнего Китая

Сущность язычества. Концепция первобытного монотеизма. Феномен жертвоприношения. Формы язычества (анимизм, магизм, шаманизм, зооморфизм, тотемизм). Понятие и сущность мифотворчества.

Античная мифология и философия. Олимпийские антропоморфные боги. Дионисийкие мистерии. Орфизм. Религиозный поиск античной философии: пифагорейцы, Фалес, Гераклит, Сократ, Платон, Аристотель).

Религия Древнего Китая. Учение Лао-цзы – даосизм. Конфуцианство.

Тема 2. Буддизм

Возникновение буддизма. Сказание о Будде Гаутаме. Концепция «колеса жизни» и восьмеричного пути. Космогония и космология буддизма. Основные положения буддизма. Этика буддизма. Основные течения в буддизме (хинаяна, махаяна, ваджраяна). Создание буддийской канонической литературы. Понятия: дхарма, сансара, карма, будда, бодхисаттва, нирвана, йогические и медитативные практики. Буддизм в Китае, Корее, Японии.

Особенности буддийской практики в Тибете; формирование буддийской иерархии. Ламаизм и его особенности. Ламаизм в Калмыкии, Бурятии, Туве, Сибири. Дзэн-буддизм. Культура буддизма (ступы, буддистский храм, мандарла и т.д.).

Тема 3. Христианство

3.1. Раннее христианство

Возникновение христианства и его культурно-историческое окружение (римская Империя, иудаизм). Римские гонения на христиан. Писание и Предание. Библия (Ветхий и Новый Завет). Апокрифы. Становление церковной организации. Взаимоотношение христианской Церкви и государства. Вселенские соборы. Монашество. Христианское вероучение и богослужение.

3.2. Православие

Великий раскол 1054 г. Основные положение православия: Священное Предание, соборность, спасение и искупление человека, духовная жизнь, аскетика, православный храм, православный церковный календарь. Принятие христианства на Руси. Церковная организация и монастыри на Руси. Старообрядчество. Синодальный период в истории русской церкви. Русская православная церковь в XX веке. Православные церкви в современном мире.

3.3. Католицизм

Западно-христианская церковь в раннем средневековье. Особенности католической догматики, традиций духовной жизни и культуры. Готический собор. Монашеские ордена, крестовые походы. Орден иезуитов. Инквизиция. Мессионерская деятельность. Папское государство. Ватиканские соборы и модернизация католицизма. Римско-католическая церковь в современном мире. Униатские церкви.

3.4. Протестантизм

Реформация в Европе. Основные направления протестантизма: лютеранство, кальвинизм и англиканская церковь. Общие религиозные принципы протестантизма. Вторичные протестантские церкви: методистская церковь, баптизм, пятидесятничество, адвентизм, иеговизм. Протестантская трудовая этика и экономическое развитие Европы и США в теории М.Вебера. Протестантизм в современном мире. Движение экуменизма.

Тема 4. Ислам.

Возникновение ислама. Пророк Мухаммад и его деятельность. Мекка и Медина. Коран и его структура - суры и аяты. Сунна – собрание хадисов. Вероучение ислама. Основные понятия ислама: шахада, молитва (намаз), пост, хаджж. Течения в исламе суннизм и шиизм, хариджизм. Мистический путь Богопознания – суфизм. Формирование исмаилитской общины. Исламская ритуальная практика (праздники). Устройство мечети. Исламское духовенство. Мусульманское право – шариат. Распространение ислама. Ислам в России. Ислам в современном мире.

Тема 5. Религиозные объединения современности

Понятие “секта”. Методы работы сектантов. Типология сект. Тоталитарные секты. Наукообразные секты. Восточные секты. Общество сознания Кришны. Эзотерические секты. Теософия Е.Блаватской. Рериховский центр. Нью эйдж. Современное мифотворчество. Уфология. Неоязычество.

Задания для контрольной работы

по курсу «История мировых религий»

    1. Составьте структурную схему «типология религий», объясните использованные термины.

    2. Дайте определение понятию «язычество». Выделите основные отличия магии от религии. Сопоставьте такие культурно-исторические феномены как «анимизм», «магизм», «миф», «мистерия».

    3. Сопоставьте понимание личности и спасения в христианстве и буддизме.

    4. Структура Библии.

    5. Выделите основные моменты расхождения христианской традиции в православии и католичестве. Материалы для задания 4 и 5 см. в: Огицкий Д. П., свящ. Максим Козлов. Православие и западное христианство. М., 1999. (или: Протоиерей Максим Козлов, Д. П. Огицкий. Западное христианство: взгляд с Востока. М., 2009).

    6. Сравните отношение к иконопочитанию – в православии, католичестве, протестантизме.

    7. По фрагменту текста М.Вебера охарактеризуйте соотношение этики протестантизма и особенностей экономического развития Европы и США.

    8. Христианство и ислам - сходство и различия. Перечислите религиозно-политические проблемы современного ислама.

    9. Выделите основные положения социальной концепции русской православной церкви, касающиеся сферы Вашей профессиональной компетентности. См.: Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. [Электронный документ]: /db/text/141422.html

    10. Дайте определение «секты». Перечислите основные деструктивные секты, действующие в России, их источники и методы воздействия.

Методические советы по написанию контрольной работы

Все задания контрольной работы составлены на основе материалов лекционного курса.

Для выполнения заданий 5, 7, 9 студентам предоставлены дополнительные источники в электронном виде (или ссылки на них). Для выполнения остальных заданий кроме материалов лекций следует использовать материалы, представленные в списке литературы к курсу.

Каждое задание требует конкретных ответов на поставленный вопрос, объём которых может занимать от 0,5 до 1,5 стр. и текст которых должен быть составлен студентом самостоятельно.

В конце контрольной работы следует указать список использованной литературы, в соответствии с общими библиографическими требованиями. Например:

Корнеев В.И. Буддизм. // Религии мира. / под. Ред. Щапова Я.Н. М., 1994. С.38-46.

То есть в общих учебниках нужно указать конкретные главы и их страницы, которые Вы используете. При использовании электронных ресурсов следует указать автора, название и адрес ресурса.

Титульный лист контрольной работы должен быть оформлен в соответствии с требованиями УРАО.

Последний срок сдачи печатного варианта контрольной работы 27 сентября.

Электронный вариант можно прислать по адресу: ru-ds@

Выполнение контрольной работы является допуском к экзамену.

Перечень вопросов к итоговому контролю (экзамену)

    1. Понятие «религия» и его этимология. Типология религий. Религиозно-мифологические, теистические модели мира.

    2. Понятие «язычество» и его формы. Магия и религия.

    3. Религиозные и философские поиски Древней Греции и Древнего Китая.

    4. Понятие и признаки «мировых» и национальных религий.

    5. Будда Гаутама и его учение.

    6. Основные положения буддизма. Этика буддизма.

    7. Основные течения в буддизме (хинаяна, махаяна, ваджраяна).

    8. Особенности буддийской практики в Тибете. Ламаизм.

    9. Буддизм в России.

    10. Дзэн-буддизм. Культура буддизма.

    11. Возникновение христианства и его культурно-историческое окружение.

    12. Структура Библии.

    13. Вселенские соборы. Христианский символ веры.

    14. Христианское вероучение и богослужение. Христианский календарь.

    15. Великий раскол 1054 г. Соотношение православия и католичества.

    16. Культура православия, православный храм.

    17. Принятие христианства на Руси. Церковная организация и монастыри на Руси.

    18. Старообрядчество. Синодальный период в истории русской церкви.

    19. Православные церкви в современном мире.

    20. Особенности католической догматики, традиций духовной жизни и культуры.

    21. Ватиканские соборы и модернизация католицизма.

    22. Христианская церковь и возникновение европейской научной традиции.

    23. Реформация в Европе. Основные направления и общие религиозные принципы протестантизма.

    24. Протестантская трудовая этика и экономическое развитие Европы и США в теории М.Вебера.

    25. Протестантизм в современном мире. Движение экуменизма.

    26. Возникновение ислама. Пророк Мухаммад и его деятельность.

    27. Коран и его структура.

    28. Вероучение ислама, соотношение с христианством.

    29. Течения в исламе суннизм и шиизм, хариджизм, суфизм.

    30. Распространение и культура ислама.

    31. Ислам в современном мире.

    32. Понятие “секта”. Типология сект. Методы работы сектантов.

    33. Современное мифотворчество и неоязычество.

Список рекомендуемой литературы

  1. Буддизм: Словарь. М., 1992.

  2. Гараджа В.И. Религиоведение. М. 1995 г.

  3. Дворкин А., Сектоведение. Тоталитарные секты., Нижний Новгород 2005 г.

  4. История религий. / под ред. Яблокова И.Н., в 2-х тт., М. 2004 г.

  5. Миронов А.В., Бабинов Ю.А. Основы религиоведения: Рабочая книга преподавателя и студента. Учеб. пособие. - М.: НОУ, 1998.

  6. Огицкий Д. П., свящ. Максим Козлов. Православие и западное христианство. М., 1999. (или: Протоиерей Максим Козлов, Д. П. Огицкий. Западное христианство: взгляд с Востока. М., 2009).

  7. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. [Электронный документ]: /db/text/141422.html

  8. Религии мира. / под. Ред. Щапова Я.Н. М., 1994.

  9. Религия в истории и культуре. / под. ред. Писманика М.Г. М., 2000.

  10. Ислам классический, Энциклопедия., М. 2002 г.

  11. Карташев А.В. Очерки по истории русской православной церкви, в 2-х тт., С-Пб. 2004 г.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно методический комплекс дисциплины «Психология и педагогика» для специальности Физика

    Документ
    Психология и педагогика является интегративной дисциплиной в системе общей и профессиональной подготовки будущих специалистов, основная цель которой - формирование систематизированного представления об общих основах психологии и педагогики,
  2. Учебно методический комплекс дисциплины «Основы педагогического мастерства» для специальности Физика

    Учебно-методический комплекс
    Современное образование характеризуется вариативностью и многообразием как в содержании, так и в технологиях, используемых в воспитательно-образовательном процессе.
  3. Учебно-методический комплекс дисциплина: молекулярная биология и медицинская генетика специальность общая медицина

    Учебно-методический комплекс
    Силлабус по молекулярной биологии и генетике разработан в соответствии с рабочей программой профессором, д.м.н. Куандыковым Е.У., доцентом, к.б.н. Альмухамбетовой С.
  4. Учебно-методический комплекс дисциплины «управление качеством продукции»

    Учебно-методический комплекс
    Цель курса: Ознакомить студентов с основными достижениями теории и практики менеджмента качества, показать необходимость использования этих достижений во всех сферах деятельности фирм независимо от их отраслевой принадлежности.
  5. Учебно-методический комплекс дисциплины «Основы рекламы» для студентов очного отделения специальности 350700 «Реклама»

    Учебно-методический комплекс
    Основные понятия. Реклама в системе маркетинговых коммуникаций. Цели и общие требования к рекламе. Функции рекламы. Реклама и общество. Рекламный процесс, его принципиальная схема, участники, составляющие, их взаимодействие.
  6. Учебно-методический комплекс дисциплины «Разработка и технологии производства рекламного продукта» для студентов очного отделения специальности 350700 «Реклама»

    Учебно-методический комплекс
    ДС.Ф.03 Разработка и технологии производства рекламного продукта Рекламное обращение: виды, формы, содержание, структура и композиция, творческое воплощение и художественное оформление.

Другие похожие документы..