Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
В природе и обществе существует множество взаимосвязанных явлений. Урожайность зависит от погоды и агрокультуры, производитель-ность труда – от техни...полностью>>
'Документ'
Кожа – это самый большой и самый тяжелый орган человеческого организма (около 4 кг). И точно так же, как многие из нас с вами трепетно относятся к др...полностью>>
'Конкурс'
1.1. Организатор конкурса – муниципальное казенное учреждение «Департамент строительства и городского хозяйства» (МКУ «ДСиГХ») (далее по тексту «Орга...полностью>>
'Диплом'
История русского присутствия на Ближнем Востоке привлекает в последние годы все большее внимание специалистов: издаются сборники и подборки документо...полностью>>

Рабочая программа секции «Вольная борьба» Учитель: Адмаев А. П первая квалификационная категория 2011 год

Главная > Рабочая программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Троицкая средняя общеобразовательная школа»

Тюльганского района Оренбургской области

Рассмотрена на заседании МС. Утверждаю.

Протокол № 1 от 10.08.2011 года Приказ № 88 от 30.08.2011 года

Директор школы И.Г.Кочеткова

Рабочая программа секции

«Вольная борьба»

Учитель: Адмаев А.П...,

первая квалификационная категория

2011 год

Введение

Программа по вольной борьбе для групп начальной подготовки составлена на основе типо­вого плана-проспекта учебной программы для ДЮСШ и СДЮШОР, утвержденного приказом Госкомспорта России от 28.06.01 № 390, По­ложения о детско-юношеской спортивной школе (ДЮСШ) и специа­лизированной детско-юношеской школе олимпийского резерва (СДЮ­ШОР), утвержденного Госкомспортом и Минздравом РФ, регламен­тирующего работу спортивных школ с учетом многолетнего передо­вого опыта работы с подростками и данных научных исследований (1987), а также «Нормативно-правовых основ, регулирующих деятель­ность спортивных школ» (1995).

Авторы данной программы - Подливаев Б.А. - профессор кафедры борьбы РГАФК, заслуженный тренер РФ; Грузных Г.М. - профессор кафедры борьбы СибГАФК.

В данной Программе представле­ны модель построения системы многолетней тренировки, учебный план отделения вольной борьбы, примерные планы-графики учебно­го процесса на каждый год обучения, варианты распределения заня­тий в недельном микроцикле в зависимости от периода и условий под­готовки, схемы отдельных микроциклов и тренировочных занятий разной направленности. В этих документах определена общая после­довательность изучения программного материала, что позволит тре­нерам ДЮСШ и СДЮШОР придерживаться в своей работе единого стратегического направления в учебно-тренировочном процессе.

Спортивная школа, являясь учреждением дополнительного обра­зования, призвана способствовать самосовершенствованию, познанию и творчеству, формированию здорового образа жизни, профессиональ­ному самоопределению, развитию физических, интеллектуальных и нравственных способностей, достижению уровня спортивных успехов сообразно способностям.

Перед спортивными школами, деятельность которых направле­на на развитие массового спорта, ставятся задачи, специфические для каждого этапа подготовки

На спортивно-оздоровительном этапе ставится задача привлече­ния к занятиям оздоровительными физическими упражнениями детей и молодежи для достижения физического совершенства, высокого уров­ня здоровья и работоспособности, необходимых им для подготовки к общественно полезной деятельности.

На этапе начальной подготовки ставится задача привлечения мак­симально возможного числа детей и подростков к систематическим за­нятиям спортом, направленным на развитие их личности, утвержде­ние здорового образа жизни, воспитание физических, морально-эти­ческих и волевых качеств.

На учебно-тренировочном этапе подготовки ставится задача улуч­шения состояния здоровья, включая физическое развитие, и повыше­ния уровня физической подготовленности и спортивных результатов с учетом индивидуальных особенностей и требований программ по ви­дам спорта.

Перед спортивными школами, деятельность которых направле­на на развитие спорта высших достижений на этапах спортивного со­вершенствования и высшего спортивного мастерства, ставится задача привлечения к специализированной спортивной подготовке оптималь­ного числа перспективных спортсменов для достижения ими высоких стабильных результатов, позволяющих войти в состав сборных команд России.

В качестве критериев оценки деятельности спортивных школ на этапах многолетней спортивной подготовки используются следующие показатели:

На спортивно-оздоровительном этапе:

- стабильность состава занимающихся, посещаемость ими тре­нировочных занятий;

- динамика индивидуальных показателей развития физических качеств занимающихся;

- уровень освоения основ гигиены и самоконтроля.    

На этапе начальной подготовки:                                                      

- стабильность состава занимающихся;

- динамика прироста индивидуальных показателей физической подготовленности занимающихся;

- уровень освоения основ техники видов спорта, навыков гиги­ены и самоконтроля.

На учебно-тренировочном этапе:

- состояние здоровья, уровень физического развития занимаю­щихся;

- динамика уровня подготовленности в соответствии с инди­видуальными особенностями занимающихся;

- освоение объемов тренировочных нагрузок, предусмотренных программами по видам спорта;

- освоение теоретического раздела программы.

На этапе спортивного совершенствования:

- уровень физического развития и функционального состояния занимающихся;

- выполнение спортсменом объемов тренировочных и соревно­вательных нагрузок, предусмотренных индивидуальным пла­ном подготовки;

- динамика спортивно-технических показателей;

- результаты выступлений во всероссийских соревнованиях.

На этапе высшего спортивного мастерства:

- стабильность результатов выступления во всероссийских и международных соревнованиях;

- число спортсменов, подготовленных в составы сборных ко­манд России.

Спортивная школа организует работу с занимающимися в течение календарного года. В каникулярное время спортивные школы могут от­крывать в установленном порядке спортивные, спортивно-оздоровитель­ные лагеря с круглосуточным или с дневным пребыванием.

Учебная работа строится на основании дан­ной программы и проводится круглый год. Для обеспечения круглого­дичных занятий и активного отдыха учащихся в каникулярный период организуют спортивно-оздоровительный лагерь.

Начало и окончание учебного года зависит от календаря спортив­ных соревнований, периодизации спортивной подготовки и устанав­ливается администрацией для каждого вида спорта индивидуально.

В качестве основного принципа организации учебно-тренировоч­ного процесса предлагается спортивно-игровой принцип, предусмат­ривающий широкое использование (особенно на первых двух-трех го­дах обучения) специализированных игровых комплексов и трениро­вочных заданий, позволяющих одновременно с разносторонней физи­ческой подготовкой подвести учащихся к пониманию сути единобор­ства с позиций возникающих и создающихся в ходе поединка ситуа­ций. В этом случае учебный процесс строится с учетом естественно и постепенно повышающихся тренировочных требований, по мере реа­лизации которых решаются задачи укрепления здоровья учащихся, развития у них специфических качеств, необходимых в единоборстве, ознакомления их с техническим арсеналом видов борьбы, привития любви к спорту и устойчивого интереса к дальнейшим занятиям.

Основными формами учебно-тренировочного процесса являют­ся: групповые учебно-тренировочные и теоретические занятия, работа по индивидуальным планам (работа по индивидуальным планам обя­зательна на этапе спортивного совершенствования и высшего спортив­ного мастерства), медико-восстановительные мероприятия, тестиро­вание и медицинский контроль, участие в соревнованиях, матчевых встречах, учебно-тренировочных сборах, инструкторская и судейская практика учащихся.

Расписание занятий (тренировок) составляется администрацией спортивной школы по представлению тренера-преподавателя в целях ус­тановления более благоприятного режима тренировок, отдыха занимаю­щихся, обучения их в общеобразовательных и других учреждениях.

Учебный материал программы представлен в разделах, отражаю­щих тот или иной вид подготовки борцов: теоретическую, физическую, технико-тактическую, психологическую и соревновательную. Кроме это­го, представлены разделы, в которых раскрывается содержание восста­новительных мероприятий, проводимых в ДЮСШ в обязательном по­рядке в пределах того объема учебных часов, который планируется на тот или иной год обучения, содержание судейско-инструкторской прак­тики (в соответствии с «Положением о судьях и судейских категориях по спорту», утвержденным Постановлением Госкомспорта СССР № 8/7 от23.ХН.88 г.), перечень основных мероприятий по воспитательной ра­боте, психологической подготовке, а также контрольные нормативы по физической подготовке борцов по годам обучения.

Указанные разделы Программы взаимосвязаны и предполагают вос­питание гармонически развитых людей, готовых к трудовой, оборонной, спортивной и другим общественно полезным видам деятельности.

Начиная с третьего года обучения в учебно-тренировочных груп­пах задачи многолетней подготовки связаны с подготовкой спортсменов высокой квалификации с гармо­ничным развитием физических и духовных качеств, стойких защитни­ков Родины. В связи с этим процесс подготовки юных борцов приобре­тает формы и содержание, существенно отличающиеся от первых лет занятий. Его построение осуществляется в связи с требованиями перио­дизации спортивной тренировки с учетом режима учебы школьников и календаря соревнований. Значительно возрастают тренировочные на­грузки, психическая напряженность занятий. В связи с этим повышают­ся роль и значение восстановительных мероприятий (сбалансированно­го питания, создания соответствующих психогигиенических условий под­готовки, использования водно-тепловых процедур, массажа и т.п.).

Программа включает нормативную и методическую часть и ох­ватывает все стороны учебно-тренировочного процесса.

1. Общая характеристика системы подготовки борцов

Многолетняя подготовка борца охватывает длительный период становления спортсмена от новичка до мастера спорта РФ междуна­родного класса. Этот период составляет 10-15 лет и включает в себя следующие этапы.

Спортивно-оздоровительный этап (СО). На этап СО зачисляют­ся учащиеся общеобразовательных школ, желающие заниматься оздо­ровительными физическими упражнениями и спортивной борьбой и имеющие письменное разрешение врача-педиатра.

Цель, задачи и преимущественная направленность этапа:

- достижение занимающимися такого уровня здоровья и физи­ческой подготовленности, который обеспечивал бы полноценную жиз­недеятельность гармонически развитой личности;

- адаптация организма к физическим нагрузкам в процессе тре­нировки;

- обеспечение физического совершенства, высокого уровня здоровья и работоспособности человека для подготовки его к лю­бой общественно полезной деятельности и позволяющей достигнуть совершенства памяти, мышления, любых профессиональных заня­тий и умений.

Этап начальной подготовки (НП). На этап НП зачисляются уча­щиеся общеобразовательных школ, желающие заниматься спортивной борьбой и имеющие письменное разрешение врача-педиатра.

Цель, задачи и преимущественная направленность этапа:

- привлечение детей к занятиям физической культурой и спортом и формирование у них устойчивого интереса к систематичес­ким занятиям спортивной борьбой;

- укрепление здоровья и улучшение физического развития детей и подростков;

- овладение основами техники выполнения физических упраж­нений и формирование основ ведения единоборства;

- приобретение разносторонней физической подготовленности на основе занятий различными видами физических упражнений;

 - выявление задатков и способностей детей, определение вида спорта для последующих занятий, отбор и комплектование учебных групп;

- подготовка и выполнение требований по общей и специаль­ной физической подготовке соответствующей возрастной группы.

Учебно-тренировочный этап (УТ) состоит из двух подэтапов - этапа начальной спортивной специализации (1-2 год обучения), эта­па углубленной спортивной специализации (3-4 год обучения).

Этап начальной спортивной специализации формируется на кон­курсной основе из здоровых и практически здоровых учащихся, про­шедших необходимую подготовку не менее 1 года и выполнивших при­емные нормативы по общефизической и специальной подготовке. Пе­ревод по годам обучения на этом этапе осуществляется при условии выполнения учащимися контрольно-переводных нормативов по обще­физической и специальной подготовке.

Цель, задачи и преимущественная направленность этапа:

- повышение разносторонней физической и функциональной подготовленности, воспитание основных физических качеств;

- овладение основами техники и тактики вида борьбы, приобрете­ние соревновательного опыта путем участия в соревнованиях в различ­ных видах спорта (на основе комплексной многоборной подготовки);

- подготовка и выполнение нормативных требований по физичес­кой и специальной подготовке соответствующей возрастной группы;

- приобретение навыков в организации и проведении соревно­ваний.

Этап углубленной спортивной специализации формируется из здо­ровых спортсменов-разрядников, выполнивших контрольно-перевод­ные нормативы по общефизической и специальной подготовке.

Цель, задачи и преимущественная направленность этапа:

- создание предпосылок к дальнейшему повышению спортивно­го мастерства на основе всесторонней общей физической подготовки, воспитания специальных физических качеств, повышения уровня фун­кциональной подготовленности и освоения допустимых тренировоч­ных нагрузок;

- совершенствование в технике и тактике спортивной борьбы, накопление соревновательного опыта в избранном виде спорта;

- подготовка и выполнение нормативных требований по физи­ческой и специальной подготовке.

Этап спортивного совершенствования (СС) формируется из спортсменов, выполнивших нормативы спортивного разряда канди­дата в мастера спорта. Перевод по годам обучения на этом этапе осу­ществляется при условии положительной динамики прироста спортив­ных результатов.

Цель, задачи и преимущественная направленность этапа:

- дальнейшее повышение спортивного мастерства на основе со­вершенствования общей и специальной подготовленности до уровня требований сборных команд страны, ДСО и ведомств;

- прочное овладение базовой техникой и тактикой греко-римс­кой борьбы;

 совершенствование индивидуальной «коронной» техники и тактики;

- повышение надежности выступлений в соревнованиях;

- освоение повышенных тренировочных нагрузок и накопление соревновательного опыта.

Этап высшего спортивного мастерства (ВСМ) формируется из спортсменов, выполнивших нормативы мастера спорта и мастера спорта международного класса, членов сборных команд страны, рес­публик, ДСО и ведомств.

Цель этапа: достижение максимально возможных стабильных спортивных результатов на основе индивидуализации подготовки борцов.

В данной Программе излагается учебный материал для групп начальной подготовки и учебно-тренировочных групп. В группах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства совершенствование физической, технико-тактической, психологичес­кой и теоретической подготовленности борцов осуществляется пре­имущественно в условиях централизованных учебно-тренировочных сборов по индивидуальным планам и будут изложены в отдельной программе.

Каждый этап характеризуется своими средствами, методами и организацией подготовки.

Важное значение для успешной реализации целей многолетней подготовки борцов в условиях ДЮСШ и СДЮШОР имеет использо­вание передовых методов и методик обучения, тренировки и органи­зации учебно-тренировочного и воспитательного процесса.

2. Организационно-методические указания

В данном разделе раскрываются принципы планирования трени­ровки борцов с учетом модели построения многолетней тренировки и характеристики возрастных особенностей детей и подростков, а так­же особенностей организации учебно-тренировочного процесса на раз­ных этапах подготовки.

2.1. Планирование системы подготовки борцов

Примерный план- график распределения учебно-тренировачных часов для групп начальной подготовки первого года обучения

Теоретическая подготовка

6 ч

Общая физическая подготовка

150 ч

Специальная физическая подготовка

70 ч

Техника и тактика вольной борьбы

80 ч

Приемно - переводные испытания

6 ч

Итого

312 ч

Процесс подготовки борцов можно рассматривать как слож­ную динамическую саморегулирующуюся систему. Одной из фун­кций подобных организованных систем различной природы (био­логических, социальных, технических) является управление, суть которого состоит в обеспечении сохранения структуры системы либо в переводе системы из одного состояния в другое. В самом общем виде схема управления подготовкой борцов включает в себя три блока:

- систему педагогических воздействий, т.е. программу подго­товки (перспективные, годичные и оперативные планы),

- систему контроля за реализацией программ подготовки,

- систему коррекции тренировочных программ в случае рассогласования плановых показателей тренировочных нагрузок

и состояния спортсменов с реальными показателями, выяв­ленными в процессе контроля.

Прежде чем приступить к собственно воздействию на ученика, тренеру необходимо:

- определить исходное состояние занимающегося (уровень фи­зической, технической, психической подготовленности);

- наметить (спрогнозировать) конкретные параметры того со­стояния, при котором ученик будет способен показать необ­ходимый результат (в соревнованиях или при выполнении кон­трольных нормативов);

- на основе сопоставления характеристик исходного и модель­ного состояния разработать программу педагогических воз­действий на различные этапы занятий.

Получая в процессе взаимодействия с учеником информацию на основе данных педагогического контроля о его промежуточных со­стояниях, особенностях поведения спортсмена в ходе тренировочной и соревновательной деятельности, сбивающих факторах, негативно влияющих на эффективность протекания тренировочного процесса, тренер и частично сам спортсмен имеют возможность вносить кор­рекцию в систему педагогических воздействий (тренировочную про­грамму).

В соответствии с вышеприведенной схемой планирование и кон­троль в процессе подготовки борцов должны включать в себя:

- анализ и оценку особенностей определенного контингента за­нимающихся;

- прогнозирование различных количественных показателей мо­дели потребного состояния занимающихся;

- разработку системы педагогических воздействий от отдельных уроков до больших циклов занятий с учетом основных закономернос­тей теории спортивной тренировки;

- систему методов педагогического контроля.

Объективной основой планирования являются закономерности те­ории спортивной тренировки, отраженные в следующих требованиях:

1. Планирование должно быть целенаправленным, что предусмат­ривает четкое определение конечной цели учебно-воспитательной и спортивной работы;

2. Планирование должно быть перспективным, рассчитанным на ряд лет;

3. Многолетний перспективный план должен представлять собой целостную систему подготовки борцов, включать в себя планы на раз­личные периоды занятий (год, этап, отдельное занятие) и предусмат­ривать целенаправленное применение системы средств и методов пе­дагогического контроля за ходом выполнения этих планов;

4. Планирование должно быть всесторонним и охватывать весь комплекс задач (образовательных, оздоровительных, воспитательных), которые должны решаться в процессе физического воспитания;

5. Планирование должно быть конкретным и реальным, предус­матривать строгое соответствие задач, средств и методов обучения и состоянию занимающихся, а также материаль­но-техническим, климатическим и др. условиям; при этом следует иметь в виду, что степень детализации различных планов обратно пропор­циональна сроку, на который данный план разрабатывается;

6. В процессе планирования необходимо учитывать современные научные данные теории и методики спортивной борьбы и опираться на передовой опыт практики;

7. Документы планирования должны быть относительно просты­ми, по возможности, не слишком трудоемкими, наглядными, доступ­ными и понятными как для тренеров, так и для самих занимающихся.

Различают внешнее и внутреннее планирование.

Внешнее планирование (или планирование «сверху») осуществ­ляется государственными учреждениями. Документы такого планирования носят директивный характер и служат определению генераль­ных направлений в развитии спортивной борьбы. Сюда прежде всего следует отнести учебные программы, классификационные программы, календарь международных и всероссийских соревнований и др.

Внутреннее планирование. На основании этих директивных документов разрабатываются так называемые внутренние планы, разрабатываемые для коллекти­вов команд, отдельных спортсменов. В зависимости от того, на какой срок составляются планы, различают перспективное, текущее и опера­тивное планирование.

При этом необходимо рассматривать процесс планирования в двух аспектах: статическом и динамическом.

Статический аспект: планирования предусматривает оптимальные соотношения для различных видов физического воспитания между от­дельными сторонами подготовки на относительно длительный пери­од занятий (годичный цикл тренировки, учебный год и т.п.): между отдельными видами физических упражнений; между общефизической, и специальной подготовкой; между силовой подготовкой и воспита­нием выносливости и т.д.

Динамический аспект заключается в оптимальном распределении во времени отдельных разделов тренировки в более короткий период подготовки (этап, недельный микроцикл, отдельное тренировочное за­нятие).

В технологии собственно планирования можно выделить следу­ющие основные операции:

- определение конечной целевой функции плана и промежуточ­ных задач подготовки;

- определение программно-нормативной основы достижения ко­нечной цели и промежуточных задач;                                                 

- определение необходимого объема знаний, умений, навыков;



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа развития старской средней общеобразовательной школы дятьковского района брянской области на 2011 2016 годы

    Программа
    Типовое положение об общеобразовательном учреждении, введенном в действие с 19.03.2001г. № 196 Постановлением Правительства РФ (с изменениями на 01.02.
  2. Рабочая программа по междисциплинарному экзамену для студентов направления 521100 «Социальная работа» Томск-2004

    Рабочая программа
    1.1.В соответствии с «Положением об итоговой аттестации выпускников высших учебных заведений РФ» итоговый междисциплинарный экзамен (МДЭ) является обязательной компонентой итоговой аттестации выпускников высшего профессионального
  3. Учебный план. Программа формирования ууд. Программы отдельных учебных предметов и курсов: русский язык

    Программа
    Основная образовательная программа начального общего образования МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 31» г. Вологды разработана педагогическим коллективом (разработчики: директор школы Н.
  4. Основная образовательная программа начального общего образования муниципального общеобразовательного учреждения (7)

    Основная образовательная программа
    Основная образовательная программа начального общего образования разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – Стандарт) к структуре основной образовательной
  5. Программа социально-экономического развития муниципального образования «заларинский район»

    Программа
    Руководствуясь Федеральным Законом от 6.10.2003 г. № 131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.30 Устава МО «Заларинский район»

Другие похожие документы..