Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
ОАО «РЖД» в силу масштабности своих производственных процессов напрямую зависит от уровня технологического развития смежных отраслей экономики, таких...полностью>>
'Лекция'
Хордовые относятся к вторичноротым животным, у которых из первичного рта образуется анальное отверстие, а рот образуется на другом конце тела вторичн...полностью>>
'Реферат'
За визначенням, яке дають педагогічний словник та енциклопедія, мислення – це опосередковане та узагальнене пізнання людиною предметів і явищ об”єкти...полностью>>
'Методические указания'
Предмет и задачи микробиологии. Общие свойства микроорганизмов и их положение в системе живых существ. Отраслевые направления микробиологии: ветерина...полностью>>

«Введение в исследовательскую деятельность младших школьников»

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа г. Бирюча»

Мастер-класс на тему

«Работа с одарёнными детьми»

Масловская Е. Н.

заместитель директора по УВР

МОУ «СОШ г. Бирюча»,

Г. Бирюч, 2011г.

Тема: «Введение в исследовательскую деятельность младших школьников »

Цель мастера:

  • Передать коллегам способы работы с одарёнными детьми;

Цель для учеников:

  • Создать содержательные и организационные условия для личностного саморазвития учащихся;

  • Вооружить учащихся инструментарием ведения исследовательской деятельности;

  • Привлекать учащихся к деятельностному участию работы мастерской.

Ход занятия:

  1. Оргмомент.

  2. Вступительное слово.

- Уважаемые коллеги, позвольте представить вам тему моего мастер-класса «Введение в исследовательскую деятельность» в рамках темы «Работа с одарёнными детьми».

Я предлагаю провести нашу работу в три этапа:

  • Подготовительный, информационный;

  • Практический: занятие с детьми по теме: «Введение в исследовательскую деятельность»;

  • Завершающий, рефлексия мастер-класса.

Я надеюсь, что процесс будет двусторонним и вы, так же как и я, будете активными участниками сегодняшнего занятия.

В последнее время все чаще встаёт проблема работы с одарёнными детьми.

Проблема выявления и развития умственно одарённых детей является одной из наиболее сложных и интересных проблем современности отечественной и зарубежной педагогики, т.к. она связана с перспективами развития и процветания современного общества. Лишь люди талантливые, которым максимально помогли развить их природный потенциал, делают кардинальные открытия и перевороты в науке и производстве.

Перед учителем начальных классов стоит основная задача – способствовать развитию каждой личности. Поэтому важно установить уровень способностей и их разнообразие у наших детей, но не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие.

У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду, самопознанию.

В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности.

Вот почему методы и формы работы учителя должны способствовать решению обозначенной задачи. Для этой категории детей предпочтительны следующие методы работы:

  • исследовательский;

  • частично-поисковый;

  • проблемный;

  • проективный.

Существуют следующие формы работы:

1. классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые задания, творческие задания;

2. консультирование по возникшей проблеме;

3. научные кружки, общества;

4. применение дискуссии;

5 ТРИЗ;

6. интеллектуальные игры.

Очень важны:

  • предметные олимпиады;

  • интеллектуальные марафоны;

  • различные конкурсы и викторины;

  • словесные игры и забавы;

  • проекты по различной тематике;

  • игра «Научно - исследовательская лаборатория»;

  • игры А. Зака;

  • ролевые игры;

  • индивидуальные творческие задания.

Эти методы и формы дают возможность одарённым учащимся выбрать подходящие им виды творческой деятельности. Я остановлюсь на одной из форм работы с одарёнными детьми - исследовательской деятельности учащихся.

Не существует сколько-нибудь достоверных тестов

на одарённость, кроме тех, которые проявляются в

результате активного участия хотя бы в самой

маленькой исследовательской работе

А.Н.Колмогоров

С первых дней занятий в школе мы рассматриваем методы исследования, т. е. откуда можно получить информацию. Это задать вопросы самому себе, спросить у взрослого человека, посмотреть в книгах, понаблюдать, провести эксперимент, посмотреть в компьютере и т. д.

Впоследствии, уже во втором полугодии первого класса, провожу урок-тренинг, на котором мы учимся, как надо собрать всю доступную информацию и обработать её так, как это делают учёные. Например, предлагаю задание, приготовить сообщение о буром медведе. Моя задача подвести ребят к идее, что набор методов зависит от наших реальных возможностей. Чем их больше, тем лучше и интереснее пойдёт работа. Определив последовательность работы, начинаем собирать материал. Но эти сведения тяжело удержать в голове или записать, т. к. нет навыка письма, поэтому приходим к выводу, нужно создать схему-рисунок.

Способность ребёнка делать краткие записи, изобретать значки свидетельствует об уровне развития ассоциативного мышления и творческих способностей. На первых порах посильную помощь оказывают родители, которым я объясняю цель исследования, их результативность. Они совместно с детьми делают подбор литературы. Читают статьи по теме. Теперь собранные сведения мы анализируем и обобщаем, затем исследователи делают сообщения. После выступления обязательно проводим его обсуждение. Даём слушателям возможность задать вопросы. Так ребята знакомятся с общей схемой деятельности. На данном этапе я выступаю в роли консультанта-помощника.

Начиная со второго класса работаю над формированием умений видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, классифицировать наблюдения и навыки проведения эксперимента, делать выводы и умозаключения, структурировать материал и др.

Предлагаю задания и упражнения для развития умения видеть проблемы, которые применяю на практике. Задание: посмотрите на мир чужими глазами. Одно из самых важных свойств в деле выявления проблем – способность изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон. Для этого выполняем следующие упражнения:

продолжи неоконченный рассказ;

составь рассказ от имени другого персонажа (представьте, что вы на какое-то время стали дневником в портфеле Маши, камешком на дороге;

определи, сколько значений у предмета (найди как можно больше вариантов нетрадиционного, но при этом реального использования, например, кирпича, газеты, кусочка мела);

назови как можно больше признаков предмета (например, стола, дома, самолёта, книги и т. д.).

Вслед за выявлением проблемы идёт поиск её решения. Поэтому далее учимся выдвигать гипотезу, т. е. строить предположения. В этом процессе обязательно требуется оригинальность и гибкость мышления, продуктивность, а также такие личностные качества, как решительность и смелость. Гипотезы рождаются как в результате логических рассуждений, так и в итоге интеллектуального мышления. Чем большее число событий может предвидеть гипотеза, тем большей ценностью она обладает. Изначально, гипотеза не истинна, и не ложна – она просто не определена.

"Познание начинается с удивления тому, что обыденно",- говорили ещё древние греки. Гипотезы (или гипотеза) возникают как возможные варианты решения проблемы. Затем эти гипотезы подвергаются проверке в ходе исследования. Построение гипотез - основа исследовательского, творческого мышления.

В умении выработать гипотезы используем следующее упражнение:

давайте вместе подумаем, почему летом снег в горах не тает; почему многие дети любят компьютерные игры и т. д.;

Делая предположения, мы обычно используем следующие слова: предположим, допустим, возможно, может быть и т. д.

Также необходимо научить давать определения понятиям, обобщать, классифицировать.

Ещё мы учимся наблюдать. Для того, чтобы наблюдение стало возможным, важно иметь наблюдательность – сплав внимательности и мышления.

С ребятами учимся проводить эксперимент – важнейший из методов исследования. Самые интересные эксперименты – это, конечно, реальные опыты с реальными предметами и их свойствами.

Учимся анализировать, выделять главное и второстепенное, делать выводы и умозаключения.

Эти и другие виды заданий позволяют мне сформировать необходимые умения для создания исследовательской работы, начиная со второго класса. Как же мы над этим работаем?

Придерживаюсь следующих этапов исследовательской деятельности:

  1. Мотивирование.

Факторы запускающие исследовательскую мотивацию:

    • новизна объекта или явления;

    • недостаток информации (почему? как? и т.д.);

    • его сложность (как это работает? устроено?);

    • информационный конфликт (несоответствие или противоречие друг другу частей информации)

  1. Выбор тем:

    • Тема должна быть интересна ребёнку.

    • Тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования.

    • Тема должна быть оригинальной, необычной, неожиданной.

    • Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена достаточно быстро.

Темы, которые мы используем в своей работе, можно определить в три основные группы:

фантастические - ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений;

теоретические - ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в различных источниках;

эмпирические - проведение собственных экспериментов.

Тема должна заинтересовать и увлечь ребёнка. С её выбором не стоит затягивать. Большинство детей, за исключением одарённых, не имеют постоянных пристрастий, их интересы ситуативны. Действовать нужно быстро, пока интерес не угас.

Исследовательская работа возможна и эффективна на добровольной основе. Ребят волнуют самые разные проблемы. Однако тема должна быть выполнима, т. е. соответствовать возрастным особенностям детей, решение её должно быть полезно участникам исследования. Также тема должна быть оригинальной, с элементами неожиданности, необычайности.

  1. Выдвижение гипотез.

  2. Выбор методов.

  3. Сбор материала

  4. Обобщение материала.

  5. Презентация материала.

На всех этапах работы мы, учителя, должны ясно осознавать, что основной ожидаемый нами результат - развитие творческих способностей, приобретение ребёнком новых знаний, умений и навыков. Точнее говоря, мы должны иметь в виду, что в данном случае мы имеем дело не с одним результатом, а, по крайней мере, с двумя. Первым можно считать то, что создаёт ребёнок своей головой и руками - макет, проект, отчёт и тому подобное. Второй, самый важный - педагогический: бесценный в воспитательном отношении опыт самостоятельной, творческой, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований, отличающих истинного творца от простого исполнителя.

Оба эти результата хорошо видны во время защиты детьми собственных работ. В этой связи защита итогов приобретает особую значимость. Это необходимый этап работы.

Защита - венец исследования и один из главных этапов обучения начинающего исследователя. О выполненной работе надо не просто рассказать, её, как и всякое настоящее исследование, надо защитить публично. В ходе защиты дети учатся излагать добытую информацию, сталкиваются с другими взглядами на проблему, учатся доказывать свою точку зрения.

Выступления на НОУ становятся праздником для школьников, на котором дети получают оценку своего труда. Ребята говорят о том, что чувствуют себя настоящими учёными, общаясь между собой, находя единомышленников.

Теоретические темы выступлений «Вулканы», «Тигр и гепард–сравнительная характеристика», «Путь из варяг в греки»,

« Для чего нужны хвосты», «Волки», «Семейство кошачьих» и др.

Постепенно стали появляться работы, содержащие элементы эксперимента: «Как вырастить дубки», « Условия развития плесневого гриба», «Лекарственные растения в моём огороде» и т. д.

«Влияние различных источников влаги на рост и развитие тыквы» (3 класс), «Влияние положительной и отрицательной информации на развитие семени фасоли» (2 класс), «Упражнения, направленные на исправление осанки» (4 класс) и т.д. Перечисленные работы имеют и практическую направленность.

III. Практическая часть.

- Сейчас я с вами проведу фрагмент одного из занятий.

- Кто такие исследователи?

- Каких исследователей, первоткрывателей вы знаете?

- Как вы думаете, какими качествами обладают исследователи?

  • Любознательность, жажда знаний, тяга к новому, неизведанному

  • Наблюдательность

  • Терпение

  • Творчество

  • Трудолюбие

- А могут ли ученики быть исследователями? ( Рассказываю о научном обществе, которое существует в школе).

Всякая исследовательская строится по определённому плану.

Технология построения исследования:

Этапы исследования

  • 1 ЭТАП: Подготовительный

  • Определение проблемы и темы исследования.

  • Формулирование целей и задач исследования.

  • Определение источников получения необходимой информации.

  • Выбор методов проведения исследования.

  • Разработка инструментария (анкеты, опросные листы и т.п.) .

  • Разработка программы этапа исследования (где, когда, в каком объеме будут собираться данные, график работы, схема контроля за проведением исследования).

  • 2 ЭТАП: Основной (этап сбора данных)

  • Сбор данных в соответствии с программой исследования.

  • Контроль за проведением исследования.

  • Проверка достоверности собранных данных .

  • 3 ЭТАП: Заключительный

  • Введение данных в специализированную программу и их обработка.

  • Анализ полученной информации.

  • Выведение закономерностей.

  • Составление отчета, изложение результатов исследования.

Выполнение заданий.

- Вы говорили, что исследователь - это творческий человек, обладающий креативным мышлением.

Чтобы стимулировать творческую активность и устранить отрицательное воздействие критичности, используем различные методы и приёмы.

  1. Игра «Назови отличие», «Поиск объектов общего»

Обычно, сравнивая предметы, дети легче находят отличия, чем признаки сходства. Это происходит потому, что у них недостаточно развита операция обобщения.

Сравни шкаф и телевизор. ( Большой и маленький, нуждается в электричестве, не нуждается, используется для хранения вещей, не используется).

  1. Учимся планировать преобразование предметов и слов.

Предвидение и планирование лежит в основе творчества на этапе причинно-следственного мышления. Такие задания развивают способность планировать свою деятельность.

Учимся узнавать предметы в неопределённых географических формах.

Задание: Нарисуй на основе кругов, квадратов как можно больше рисунков.

Итак, включению ребёнка в исследовательскую деятельность способствуют активные методы (приёмы) обучения, используемые на специальных занятиях или уроках. Исследовательская тактика ребёнка - это не просто один из методов обучения. Это путь формирования особого стиля детской жизни и учебной деятельности. Он позволяет трансформировать обучение в самообучение, реально запускает механизм саморазвития. Главное отличие детей, способных принимать участие в исследовательской работе, - наличие у них потребности узнавать новое.

  1. Рефлексия. Оставьте незаконченное предложение.

У данной формы работы большие перспективы и возможности, нужно только начать работу в этой области.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Сош №2» «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников как средство экологического воспитания»

    Задача
    Экология (от греческого olkos – дом, жилище, местопребывание и logos – слово, учение) – это наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществ между собой и с окружающей средой.
  2. Организация исследовательской деятельности младших школьников в форме творческих мастерских

    Документ
    Современная система образования столкнулась с беспрецедентной в своей истории задачей. Темпы и содержание происходящих вокруг изменений необычайно высоки.
  3. Курсовая работа по теме: «Организация проектной деятельности младших школьников»

    Курсовая
    Я работаю учителем начальных классов в МОУ Гимназия №1 имени В.Я.Шишкова города Бежецка. С 2007 года обучение веду по Образовательной программе «Школа 2100».
  4. Что такое исследовательская деятельность учащихся?

    Документ
    Учебная исследовательская деятельность – это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью,
  5. «Развитие личностного потенциала младшего школьника средствами поисково исследовательской деятельности»

    Доклад
    Эта тема является актуальной при введении стандартов нового поколения. В настоящее время важно научить ребёнка самостоятельно добывать знания, пользуясь различными источниками информации, независимо от системы обучения.

Другие похожие документы..