Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Доклад'
В целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2004 № 249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов», р...полностью>>
'Документ'
В рамках проведения «Фестиваля педагогического мастерства «Золотые россыпи -2011»», в целях непрерывного совершенствования уровня педагогического и п...полностью>>
'Документ'
В последнее время интерес компаний к теме стратегического управления заметно усилился — и это не просто дань моде, а объективная необходимость. На ры...полностью>>
'Закон'
( Відомості Верховної Ради України (ВВР), 2004, N 40-41, 42, ст.492 ) ( Із змінами, внесеними згідно із Законом N 2709-IV від 23.06.2005, ВВР, 2005, ...полностью>>

Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации Политология международных отношений (курс лекций)

Главная > Курс лекций
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Российская академия государственной службы при

Президенте Российской Федерации

Политология

международных отношений

(курс лекций)

Москва 2003

Содержание

  1. Вводная лекция.

  2. Политическая система стран Запада в межвоенный период.

  3. Фашизм как общественно-политическое явление.

  4. Социал-демократическое движение в межвоенный период.

  5. История Коминтерна: истоки трагедии.

  6. Политическая жизнь стран Запада: от реакции к неоконсерватизму.

  7. Левые силы во второй половине ХХ века.

  8. Современное рабочее движение: исторический опыт, тенденции развития.

Контрольные вопросы и задания.

Рекомендуемая литература.

Приложение.

  1. Вводная лекция.

Многие видят истоки политологии как науки в работах Ш. Монтескье. Но институционализация политологии как науки происходила довольно медленно. В Париже по инициативе Эмиля Бужмы основывается Национальный политологический фонд. А в 1950 г. в Цюрихе проходит учредительный конгресс Международной ассоциации политических наук (IPSA). Одним из наиболее значительных явлений этого периода стала работа Мориса Дюверже «Введение в политику».

В западной политологии предпринимаются попытки систематизировать достижения в общественных науках за ХХ столетие. Например, Д. Белл описывает 62 таких открытия, на основании следующих критериев:

  1. 1. Существует нечто, что позволяет соизмерять достижения общественных наук и в то же время давать дефиниции, как в «технических изобретениях и достижениях».

  2. Эти достижения являются результатом немногочисленных междисциплинарных исследований. Участники этих исследований сумели четко выделить проблему и найти ее решение в виде законченных теорий.

  3. Их достижения в удивительно короткий срок приобрели повсеместное признание и вызвали значительные практические результаты. В среднем для этого были достаточными 10-15 лет, т.е. такой период, в течение которого самые важные технические достижения прошли верификацию на практике.

В политологии сложилось несколько направлений исследований, отличающихся различными подходами. При юридическом подходе исследовательская проблематика касается теории государства, избирательного права, в меньшей степени электорального поведения и пр. проблем.

Политология использует методы философии и социологии, такие как, количественные или бихевиористский подход, особенно важный для анализа позиций и политического поведения социальных групп. Распространены методы системных исследований, что позволяет рассматривать проблемы в широком социальном контексте, а, с другой стороны, дает возможность конструировать модели (Д. Истом, Т. Парсонс, Д. Аптер и др.).

Однако главное внимание уделяется собственно политологическим проблемам: политический интерес, ценности, нормы, процесс принятия решений. В данном случае интерес выступает, как универсальное понятие, которое может быть исследовано всеми перечисленными путями. Многие политологические проблемы могут быть также сопредельно рассматриваемые этическими вопросами. В современной политологии проблематика исследований была бы ограничена без изучения политических мифов и символов, политической культуры.

Если политику выделить в качестве замкнутой среды, то можно получить своеобразный «черный ящик».

вход выход

явления и политические процессы

окружение (среда)

В модели «поле политики» прослеживаются взаимосвязи важнейших формирующих ее элементов.

идеологические общественное

ценности сознание

общественные экономический

структуры базис

Восприятие современного мира как мира, зависимого от политических решений определяет функции современной политической науки:

  1. Служебные (инструментальные): определение норм политической деятельности; планирования; прогнозирования и моделирования политических ситуаций; организационная функция.

  2. Познавательные и критические функции: теоретический и эмпирический анализ политических идей, теорий; критическая проверка политических концепций; построение теории соответствующего политического процесса; создание собственной методологии.

Международные отношения традиционно относятся к отношениям политическим. Но нельзя отрицать влияние на их формирование и особенности развития политических систем, которые отличают их суверенных участников. Под политической системой мы понимаем совокупность взаимосвязей и отношений, существующих в каждом политическом сообществе.

Основные характеристики политической системы это:

  1. универсальность по охвату общества своим воздействием;

  2. конечный контроль над применением физического принуждения;

  3. право выносить обязывающие решения в качестве легитимного;

  4. решения являются авторитетно-властными.

Многовариантность типологизации политических систем объяснима применением, как правило, однолинейной методологии типологизации: рабовладельческие – феодальные – капиталистические системы; патриархальные – традиционалистские – рационалистические. Требуется более сложный подход: мобилизационная система, либерально – демократическая и пр.

Отдельно мы не можем не замечать наличие проблемы политического режима. Основное различие режима и системы в формах и методах осуществления политической власти, но имеются различия в роли властных структур (президент, премьер, парламент, конфессиональный орган и др.); реальной глубине разделения властей при характеристике политического режима или политической системы.

Наибольшие сложности встречаются при характеристике мобилизационной политической системы: леворадикального, этатистско - демократического и праворадикального варианта.

Но независимо от этого мобилизационные политические системы отличаются:

  1. Совпадением с фронтальным экономическим и общественно – политическим кризисом;

  2. Отсутствием революционной ситуации в обществе: низы – растеряны, верхи имеют тенденцию к актуализации своих политических программ и усилий;

  3. Слабостью экономических рычагов для подъема уровня жизни и иных показателей и вниманием власти к идеологическим, а то и чисто психологическим факторам;

  4. На практике идет реализация программ «малых дел» при пропаганде широкомасштабных программ перемен;

  5. Объяснением малой скорости продвижения по намеченному вектору с помощью политических мифов о «врагах», о «полноте условий», безальтернативности развития и др.;

  6. Утопической картиной будущего, присутствующей в политической пропаганде, реализуемой через описание отдельных фрагментов, которые могут быть включены в жизнь раньше, чем сложится вся картина (отсутствие безработицы, собственная квартира, машина и пр.) по принципу “puzzle”;

  7. Использование путчей как вероятного пути к власти через избавление от пугающего народ вакуума власти.

Любая политическая система, до каких бы давних времен мы не опускались, в конечном итоге имела дела не просто со структурами, а с отдельными людьми. И степень развитости, демократичности системы не может быть измеряема по-иному, чем степенью «развитости», свободы, автономности личности. В данном случае личность понимается как индивидуальность, а в массовом сознании, соответственно, не могут не преобладать индивидуалистические концепции развития. Считается, что даже в условиях деспотического режима у человека имеется возможность до некоторой степени автономного существования, проявляющаяся в наличии морального выбора, определения жизненного пути как «быть или не быть». Правда, в жизни часто получалось так, что выбор «быть» становился уделом не многих, воспринимавшихся как герои, пророки, а то и просто убогие.

Вопрос о свободе развития личности из политической плоскости переходит в правовую. И если речь не ведется о такой специфической форме права, как право сильного, то надо учитывать, что нормы права антиавторитарны. Их коллективистская трактовка всегда конкретно – исторична и часто произвольна, ибо ориентируется на некую конечную цель, какую – либо модель светлого будущего: «город – сад», царство Божие, торжество коммунизма. И при этом творцы сияющей картины вовсе не исключают в том самом обетованном будущем конечного торжества именно индивидуализма, автономности личности. И ради этой свободы от общества тогда необходимо отрешиться от нее сейчас.

Подобный парадокс в течение нескольких веков пытались скрыть авторы политических трактатов, хотя и стоящие на разных социальных позициях, но одинаково признающие первенство государственности.

Разобраться в этом парадоксе можно, поняв суть различий и сходства авторитарных, тоталитарных и демократических режимов.

Различия и сходства авторитарных, тоталитарных и демократических режимов.

Механизмы осуществления власти

Авторитарный

Тоталитарный

Демократический

Ограничения деятельности правящих структур

Да – множество

Ответственность правящих структур

Слабая (политические партии)

Значительная

Организация структуры правления: государство,

бюрократия, военные,

индивидуальный лидер

Да

Да

Да

Да

Под контролем партии

Да (коллективное руководство)

Государство и госорганы

Подчинены

Выборны

Проникновение политических органов в структуры общества

Слабое

Сильное

Ограниченное

Мобилизация поддержки

Слабая

Сильная

Различная

Официальная идеология

Слабая

Сильная

Различная

Партии

Слабая/нет

Одна партия

Множество

Полиция, сила, запугивание

Да

Да

Права индивида (защита)

По форме

По существу

?

Да

Да

Да, в основном

Политический режим предполагает и наличие оппозиции, являющейся политическим институтом, созданным для выражения и отстаивания интересов, которые, формируясь в центре и регионах, отличаются от интересов, реализующихся в политике центральной власти (правительства). Однако не везде оппозиция существует как институт, а может рассматриваться как «критический дух».

Эволюция оппозиционного развития связана с эволюцией государств. На первоначальном этапе условием существования оппозиции служит само общество, которое не в состоянии поддерживать состояние гомогенности и монолитности длительное время.

С образованием государств – наций появляется новый тип политического устройства – «полиархия» (американский политолог Р. Даль), характеризующаяся:

  1. широким и близким универсальным избирательным правом;

  2. правом граждан участвовать в общественных делах;

  3. справедливо организованными выборами, в которых исключено всякое насилие или принуждение;

  4. надежной защитой свободы выражения своего мнения, включая критику правительства, режима, общества, господствующей идеологии и т.д.;

  5. существованием альтернативных и часто конкурирующих между собой источников информации и убеждений, выведенных из под правительственного контроля;

  6. высокой степени свободы в создании относительно автономных и самых разнообразных организаций, включая оппозиционные политические партии;

  7. относительно высокой зависимостью правительства от избирателей и результатов выборов.

Типология оппозиций: лояльная, полулояльная (умеренная), нелояльна (непримиримая), - так же обычно выстраивается по линейному принципу. На практике возможно формирование более гибкой и сложной по своему составу оппозиции, особенно в предвыборный период. Но, как правило, характер оппозиции тесно связан с общей характеристикой партийной жизни, с набором политических партий, действующих в обществе.

Политическая партия – от латинского partis – часть организованная группа единомышленников, представляющая интересы части народа и ставящая своей целью их реализацию путем завоевания государственной власти или участие в ее осуществлении. Требуется проводить различия между партией – политическим движением и группой давления, которые по внешним признакам близки к партии.

Зачатки партий проявляются в виде сословных группировок уже в рабовладельческом и феодальном обществе. Примером может служить бурная политическая жизнь Рима с его плебейской оппозицией; борьба гвельфов и гибеллинов во Флоренции, тори и виги в Великобритании во второй половине ХVII в. в Англии. Многие группировки возникали в процессе распада традиционных аристократических связей, включения в процессе политической жизни новых политических сил.

Многие партии формировались на базе политических клубов: в период Великой французской революции – Якобинский и Кордельеров, Чарльтон клаб и Реформ клаб в Англии в 30-е гг. ХIХ в.

Новые моменты в формировании политических структур проявились во время борьбы за расширение политической деятельности в кампании за всеобщее избирательное право. Политические группировки начинали бороться за создание постоянной электоральной базы. Первой такой электоральной партией стала созданная в 1877 г. Либеральная партия Англии.

Классификация политических партий возможна:

а) на социальной основе: 1) интересы отдельных классов (буржуазные, рабочие, крестьянские, помещичьи); 2) интересы нескольких социальных слоев и групп (возникающие на базе национально – освободительных движений); 3) интересы отдельных социальных слоев и групп (интеллигенции, мелкой буржуазии);

б) с позиций идеологического характера: 1) идейно – политические или т.н. мировоззренческие партии, которые в своей деятельности руководствуются определенными идеологическими принципами; 2) прагматические партии, ставящие задачу мобилизации как можно большей части электората для поддержки на выборах;

в) по принципам организации: 1) кадровые партии, объединяющие в своих рядах небольшое число профессиональных политиков и имеющие опору в финансовых кругах; 2) массовые партии, используемые в качестве финансового источника членские взносы; 3) партии со строгой дисциплиной и закрепленных через устав и программу принципах членства; 4) партии, в которых отсутствует институт официального членства, а принадлежность к партии выражается в различных формах политической деятельности, например, участия в выборах;

г) по месту занимаемому в системе государственной власти: 1) легальные; 2) нелегальные; 3) правящие; 4) коалиционные; 5) оппозиционные.

Основные функции политической партии следующие: представительство социальных интересов; социальная интеграция; политическая социализация; создание идеологических доктрин; борьба за государственную власть и участие в ее осуществлении; выработка политического курса; формирование общественного мнения; политическое рекрутирование.

Партийная система представляет собой составную часть политической системы общества, и может быть:

  1. Однопартийной – в строгом смысле исключается даже номинальное существование других партий, на деле такая партия является частью госаппарата;

  2. Фактически однопартийной – замаскированной под многопартийность, партии – сателлиты пользуются благами почетного представительства;

  3. Формально многопартийной системой, в которой ключевые позиции заняты двумя политическими партиями, периодически сменяющими друг друга во властных структурах;

  4. Состоящей из коалиции двух или более партий, сохраняющих союзнические отношения не только при участии в правительстве, но и в оппозиции;

  5. Многопартийной, плюралистической ориентации; правительственная коалиция складывается по итогам избирательной компании при отсутствии компромиссов в ее процессе.

Многие политические партии при своем создании обращают внимание на зарубежные партийные аналоги или близкие по духу структуры. Вместе с тем иногда сравнения не просматриваются сразу, и требуется более глубокий анализ программных установок. Однако даже близость позиций политических партий разных стран сейчас уже не приводит, как то было в ХIХ и ХХ веках, к созданию интернационалов. Но это не значит, что партийная жизнь одной страны не оказывает влияние на международный политический климат. Здесь все остается также как и в прошедшем веке.

Более того, партийная жизнь в немалой степени определяет и специфику международного режима.

Понятие международный режим – сформировалось в США в 80-е годы ХХ века в журнале International Organization (1983) под редакцией С. Краснера. Он же дал определение международных режимов как совокупности принципов, норм, формализованных и неформального характера соглашений и процедур принятия решений, управляющих особой областью международных отношений. В том же издании Дж. Ружжи сравнил их с языком государственного действия, когда возникновение и преобразование международных режимов выражает конкретный способ интернационализации политической власти. Присоединяясь к «режиму», государства соглашаются на то, чтобы пожертвовать своими непосредственными интересами в целях создания условий для более долговременного сотрудничества. Тем самым они устанавливают институциональные и нормативные основы мировой политики или же регионального порядка. Причем, если принципы и нормы представляют собой собственно характеристики режима, то договоры и процедуры принятия решений относительно самостоятельны и могут меняться в рамках одного и того же режима. Теоретики международного режима также использовали это понятие для обозначения «правил игры» специфических международных институтов.

В качестве примера называют международный режим соблюдения прав человека, долговых обязательств, контроля за распространением вооружения, режим морского права, регулирования отношений между сверхдержавами, МВФ и ГАТТ (ВТО).

Режим и здесь рассматривается как тип взаимодействия правящих структур и общества.

В учебном курсе, посвященном политологии международных отношений, главное внимание сосредоточено на анализе специфики формирования и функционирования политических партий, представляющих все оттенки политического спектра – от левого до правого. Также уделяется внимание тем политическим программам, которые смогли реализовать эти партии, став правящими, во внутренней и, главное, во внешней политике.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Б. Н. Ельцина российская  академия  государственной службы при  президенте  российской  федерации кафедра истории российской государственности С Т Е Н О Г р а м м А методологического семинар

    Семинар
    Мы смотрим на сегодняшнюю жизнь как на часы: стремительно летит секундная стрелка наших повседневных забот и проблем, ползет стрелка минутная, томительно фиксируя наши ожидания и жестоко указывая, что время - прошло.
  2. Фгоу впо «сибирская академия государственной службы» ано «Центр социально-политических исследований и проектов»

    Документ
    Общество и этнополитика: материалы Международной научно-практической Интернет-конференции. 1 апреля – 15 июня 2009 года / Под ред. Л.В. Савинова.— Новосибирск: СибАГС, 2009.
  3. Курс лекций российская

    Курс лекций
    С давних пор политика – вечно развивающее знание, процесс бесконечного обновления представлений, которые приобрел человек, изучая мир власти, которые представляется самым сложным комплексом знаний, объясняющих закономерности развития общества.
  4. Международные отношения

    Библиографический указатель
    Рекомендательный указатель «Международные отношения» издается один раз в год Справочно-библиографическим отделом научной библиотеки МГИМО (У). Он содержит библиографическое описание законодательных материалов, статей из журналов и
  5. Академия управления при президенте республики беларусь (3)

    Бюллетень
    Бюллетень «Новые поступления литературы» ежемесячно информирует читателей о новых книгах, которые поступили в библиотеку Академии управления при Президенте РБ.

Другие похожие документы..