Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Настоящее положение разработано в целях усиления материальной заинтересованности работников ГОУ СОШ № 651 в повышении качества образовательного и вос...полностью>>
'Документ'
Дано описание конструкций фильтр-прессов, выпускаемых «НПК–Восточная Украина». Приведены примеры их применения в различных производствах (медного кон...полностью>>
'Документ'
После окончания Великой Отечественной войны, он был демобилизован из рядов Красной Армии и в военной форме и сапогах пришёл в отдел народ­ного образо...полностью>>
'Документ'
1. *Л10-9 С95 Сирохман І. В, Товарознавство пакувальних товарів і тари : підручник / І. В. Сирохман, В. М. Завгородня. — К. : Центр учбової літератур...полностью>>

Другая модель пенсионной системы

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Другая модель пенсионной системы

А. А. Оконишников

«Война слишком серьезное дело, чтобы доверять ее военным» - эти слова Шарля Мориса Талейрана как нельзя к стати подходят к ситуации, складывающейся вокруг реформы пенсионной системы Российской Федерации.

Действительно доверять реформу пенсионной системы органам социального обеспечения крайне неосмотрительно, как с точки зрения интересов самого государства (его основных институтов), так и собственно интересов граждан и бизнеса. Органы социального обеспечения, в силу своих функциональных обязанностей, всегда будут предлагать к реализации самый простой вариант организации пенсионного обеспечения на базе социальной ответственности поколений, то есть - распределительную модель, созданную прусским канцлером более чем 100 лет назад. Но уже в современных условиях, а тем более в условиях дальнейшего развития демографического кризиса, когда количество пенсионеров будет равно и даже превышать количество работающих граждан, распределительная модель просто нежизнеспособна.

В этой связи хотелось бы процитировать высказывания ряда весьма авторитетных специалистов:

«…российская пенсионная система сверхубыточна, неэффективна и тормозит развитие всех секторов экономики » - к таким выводам пришел руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич в своем интервью журналу «Огонек» 06.06.11;

« …в мире выработаны два основных ответа на старение населения. Первый состоит в повышении пенсионного возраста…Второй подход состоит в переходе от распределительной к накопительной системе… накопительный принцип радикально изменяет отношения между поколениями: на смену «солидарности» в рамках всей страны приходит принцип «каждый за себя»... Введение накопительных систем как бы выводит правительство из игры: оно передает возможный выигрыш от улучшения ситуации или проигрыш от ее ухудшения самим работникам. В результате у работников полностью меняются стимулы, что позволяет избежать «трагедии общин» применительно к пенсионной системе » - из статьи Е.Гурвича /1/;

«… мы должны обсуждать принципиально новую повестку структуры пенсионной системы. Мы живем в обществе, где половина населения вообще не хочет уходить на заслуженный отдых. Это же не общество XIX или начала XX века, где большая часть людей — крестьяне или рабочие, которые с годами физически истощаются. В постиндустриальной сервисной экономике пенсия — совершенно иное. Надо увеличить индивидуальный и частный характер пенсионной системы. Государство должно страховать не старость, а бедность и инвалидность.» - высказывание ректора АНХ Владимира Мау /2/;

«… переходить надо на накопительные пенсии. Объяснить новым поколениям, что государство будет защищать тех, кто не может заработать:  многодетные семьи, инвалидов, людей с очень маленьким доходом. А молодые и здоровые должны копить, государство при этом должно их стимулировать налоговыми вычетами » - предложения Александра Починка в интервью радиостанции «Эхо Москвы».

Взяв на вооружения эти высказывания, мы попытались развить их до некоторого логического конца, предложив на рассмотрение модель пенсионной системы, решающей, по нашему мнению, существующие и, главным образом, будущие проблемы пенсионного обеспечения Российской Федерации.

Данная работа преследует исключительно исследовательские цели и не претендует на роль практического руководства по реформированию существующей пенсионной системы РФ. Она лишь показывает некий конечный результат, к которому возможно стоит стремиться. В качестве же методологических основ реформирования мы рекомендуем обратить внимание на иные источники, например /3/ и /4/.

Мы предлагаем разделить пенсионную систему РФ на две части. Первая обслуживает получателей государственных и социальных пенсий, вторая – получателей трудовых пенсий.

В данной работе изучается модель пенсионной системы, предназначенная только для выплаты трудовых пенсий, организация пенсионной системы для выплаты государственных и социальных пенсий в данной работе не рассматривалась.

Будем в дальнейшем называть модель, предназначенную для выплаты трудовой части – «модель партнерства».

Основания для построения модели партнерства

Сформулируем следующие утверждения, являющиеся основой всех наших последующих исследований и построений:

а. В XXI веке государство с постиндустриальной экономикой должно гарантировать пенсионное обеспечение только гражданам, не имеющим возможности самостоятельно зарабатывать себе средства к существованию в трудоспособном возрасте.

б. Гарантия государства для экономически активного населения должно распространяться только на одинаковую для всех пенсию гражданина России, обеспечивающую прожиточный минимум пенсионера (в нынешней трактовке – базовую часть пенсии).

в. Экономически активное население должно заботиться о своем пенсионном будущем самостоятельно за счет осуществления соответствующих инвестиций ( обязательных и добровольных страховых взносов).

В этой связи следует говорить об организации государственно – частного партнерства (ГЧП) между государством, экономически активным населением и бизнесом по созданию пенсионной системы (ПС) на взаимовыгодных условиях.

Такое партнерство основывается на обоюдной ответственности сторон за развитие и устойчивое функционирование пенсионной системы и как в любом партнерстве стороны должны чем-то жертвовать в интересах общего результата.

Основными положениями предлагаемого партнерства по созданию новой для России пенсионной системы являются:

- наличие обязательного долевого участия государства, граждан и работодателей в формировании финансовых активов ПС;

- передача в частную собственность (застрахованным лицам) формируемых обязательных пенсионных накоплений;

- согласованное поведение сторон в кризисных ситуациях.

Прямая выгода основных участников предлагаемого ГЧП будет состоять в следующем:

- государство (при завершении переходного процесса формирования новой модели пенсионной системы) снимет с себя груз ответственности за финансирование пенсии более чем для 80% от общего числа получателей пенсии;

- бизнес получит сокращение в налоговой нагрузке на фонд оплаты труда и дополнительные инвестиционные ресурсы в виде значительных активов пенсионной системы, нуждающихся в долгосрочном инвестировании;

- граждане получат в собственность пенсионные накопления, а также широкую возможность выбора по использованию этих накоплений после наступления пенсионных оснований.

Дополнительным положительным результатом для экономики государства будет являться значительный рост, за счет пенсионных накоплений, источников для инфраструктурных инвестиций, без которых никакая модернизация не возможна. При этом пенсионные активы как долгосрочные вложения институциональных инвесторов коренным образом изменят ситуацию на российском фондовом рынке в сторону его большей стабильности и предсказуемости.

Кроме того, наличие пенсионных накоплений в собственности граждан, могло бы способствовать решению ещё одной глобальной задачи – развитие у молодого поколения россиян чувства экономической самостоятельности, повышения финансовой культуры и отказа от иждивенчества в отношении своего пенсионного будущего, характерного для большинства граждан старшего и среднего возраста. Что также, не в малой степени, будет способствовать модернизации России.

Описание модели партнерства

Рассмотрим более подробно базирующуюся на принципах ГЧП возможную модель пенсионной системы. Напоминаем, что данная модель касается исключительно пенсий для экономически активного населения, получающих доходы, и формирующих обязательные пенсионные накопления. Пенсии по другим основаниям, в том числе и досрочные пенсии, в данной модели не рассматриваются.

Сформулируем следующие основные принципы модели пенсионной системы, основанной на партнерстве участвующих сторон.

1. Трудовая пенсия по старости включает:

- базовую пенсию гражданина РФ;

- обязательную накопительную пенсию.

2. Страховой взнос заменяется пенсионным налогом, администрирование сборов которого осуществляют налоговые органы. Пенсионный налог работодателя будет включать две составляющие:

- распределительную часть;

- накопительную часть.

Распределительная часть используется для выплаты базовых пенсий текущим пенсионерам.

3. Базовая пенсия одинакова для всех граждан России и именно эту часть трудовой пенсии государство гарантирует экономически активным гражданам. Выплату базовой пенсии будет осуществлять, как и теперь, Пенсионный Фонд Российской Федерации.

Базовая пенсия будет рассчитываться по следующей формуле:

P = S * W * E/ R (1)

где:

P - базовая пенсия;

S - тариф взносов на базовую (распределительную) часть пенсии;

W - средняя номинальная заработная плата в стране;

E - численность застрахованных работников;

R - численность пенсионеров.

4. Обязательная накопительная пенсия формируется только в негосударственных пенсионных фондах за счет пенсионного налога на работодателей и работников.

Пенсионные накопления, по завершению периода накопления (наступления пенсионных оснований), могут использоваться по желанию пенсионера в виде:

- выплаты накопительной пенсии из НПФ в течение установленного срока до полного списания средств пенсионных накоплений;

- для приобретения аннуитета у страховой компании для получения пожизненных выплат или страхового полиса по долгосрочному уходу (по аналогии с LONG TERM HEALTH CARE INSURANCE );

- единовременной выплаты из НПФ в случае наличия предусмотренных законодательством чрезвычайных обстоятельств.

По желанию гражданина, его обязательные пенсионные накопления могут распределяться между указанными выше направлениями использования в соответствии с установленными законодательством ограничениями.

5. Каждый работающий гражданин должен дополнительно к НДФЛ уплачивать накопительный пенсионный налог физического лица (НПНФЛ) по основаниям, аналогичным для уплаты налога на доходы физического лица.

6. Для персонифицированного учета накопительной пенсии должен быть создан специальный государственный орган – Единый администратор пенсионных накоплений (наподобие Единого учетного центра республики Казахстан).

7. Кроме трудовой пенсии граждане могут получать пенсию по добровольному пенсионному страхованию, которое предлагается организовать на базе более широкого, чем сейчас, спектра финансовых институтов:

- негосударственных пенсионных фондов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения (личных и корпоративных пенсионных планов);

- страховых компаний за счет приобретения соответствующих страховых полисов;

- банков за счет формирования долгосрочных (пенсионных) банковских депозитов;

- инвестиционных компаний по договорам долгосрочного доверительного управления.

Между указанными финансовыми институтами должна вестись конкурентная борьба за клиентов по организации для них добровольного пенсионного обеспечения.

Результаты исследований новой модели пенсионной системы

Приведем некоторые количественные оценки предлагаемой модели пенсионной системы при следующих допущениях и значениях её основных параметров:

1. Пенсионный налог работодателя варьируется в следующих значениях: 20%, 18%, 16%. При этом его накопительная часть равна 6% для всех случаев, т.е. распределительная часть налога изменяется соответственно в значениях: 14%, 12%, 10%.

2. Пенсионный налог работника (НПНФЛ) равен 6% (для сравнения - средняя по развитым странам ставка обязательного взноса работника равна 8% /3/)

3. Чистая доходность инвестирования пенсионных накоплений равна 4% или 6% (для сравнения – чистая докризисная доходность инвестирования пенсионных активов для развитых рынков на промежутке в 15 лет оценивалась в 6%, а для развивающихся рынков соответственно 8% /3/).

4. Доля получателей трудовой пенсии по старости относительно числа граждан, уплачивающих пенсионный налог, на периоде в 40 лет будет меняться от 46% до 80%.

5. В качестве инфляции и значения ВВП берется прогноз Минэкономразвития на периоде до 2050г. /4/.

6. Все сборы от распределительной части пенсионного налога идут на выплату текущей базовой части трудовой пенсии в соответствии с формулой (1).

На следующих двух графиках представлены значения суммарного (с учетом базовой и накопительной части) коэффициентов замещения трудовой пенсии при различных значениях распределительной части пенсионного налога и чистой доходности инвестирования пенсионных накоплений (ПН) в зависимости от периода накопления.

Как можно заметить суммарный коэффициент замещения (КЗ) в 40% может быть достигнут в течение 25 лет при распределительном тарифе 14% и чистой доходности инвестирования пенсионных накоплений 6%.

При меньших значениях распределительного тарифа и чистой инвестиционной доходности потребуется больший период накопления для достижения коэффициента замещения 40%.

Если это значение коэффициента замещения будет признано обязательным условием функционирования пенсионной системы (а на 2011 г. коэффициент замещения составляет 36%), то для его достижения потребуется бюджетное субсидирование, величину которого на различных периодах накопления можно оценить исходя из следующих графиков.

Как показывают исследования Экономической экспертной группы /3/ за четыре года (2007- 2010 гг.) трансферт за счет общих доходов бюджета для выплаты трудовой пенсии вырос с 0,6% ВВП до 4,0% ВВП. И этот рост, вследствие известных демографических процессов, нельзя будет остановить даже ценой отмены накопительной составляющей, на формирование которой из страховых взносов приходилось в 2010 г. всего 0,7 ВВП.

Таким образом, предлагаемая модель пенсионной системы обладает преимуществом по сравнению с действующей в настоящее время ПС, так как новая модель, по прошествии хотя и большого, но конечного накопительного периода, достигает своего устойчивого состояния (т.е. независимого от бюджетных субсидий функционирования) для коэффициента замещения, равного 40% по трудовым пенсиям. После чего государство будет заботиться только о выплатах государственных и социальных пенсий.

Рассмотрим теперь, что будет иметь российский гражданин по завершению пенсионных накоплений и получения права на пенсионное обеспечение. На нижеприведенном графике показаны суммарные накопления работника относительно его суммарных пенсионных взносов (6% от заработной платы) для различных значений инвестиционного дохода в сравнении с накопленной инфляцией при разных значениях периода накоплений.

Результаты впечатляющие, а с учетом того, что накопления будут находиться в собственности застрахованных лиц, и их можно будет по окончанию периода накоплений использовать не только для выплаты пенсии, то вопрос о взимании дополнительного налога с граждан на формирование их пенсионных накоплений не должен встретить значительных противодействий при правильно организованной разъяснительной компании, за которую должно отвечать как государство, так и бизнес в соответствии с принципами ГЧП .

Рассмотрим инвестиционный эффект от реализации новой модели ПС. На следующем графике представлены суммарные пенсионные накопления в процентах ВВП в зависимости от чистой доходности инвестирования пенсионных накоплений.

Если учесть, что в 2010 г. пенсионные накопления составляли всего 2,7% от ВВП страны, то предлагаемая модель организации пенсионного обеспечения демонстрирует весьма высокие темпы роста пенсионных накоплений со средним ежегодным приростом до 10%.

Интересно посмотреть на место, которое занимает Россия среди основных промышленно развитых стран в соотношениях между ВВП и объемом пенсионных активов. На следующей таблице приведены сравнительные характеристики за 2009 год /5/.

Страна

ВВП (млн. $)

Пенсионные активы (млн. $)

Доля активов от ВВП в %

 США

14 260 000

18 088 000

126,84%

 Япония

5 068 000

1 043 000

20,58%

 Германия

3 353 000

174 000

5,19%

 Франция

2 676 000

219 000

8,18%

 Великобритания

2 184 000

2 545 000

116,53%

 Италия

2 118 000

99 000

4,67%

 Бразилия

1 574 000

288 000

18,30%

 Испания

1 464 000

138 000

9,43%

 Канада

1 336 000

1 600 000

119,76%

 Россия

1 255 000

32 000

2,55%

 Индия

1 236 000

62 000

5,02%

 Мексика

1 017 000

115 000

11,31%

 Австралия

997 200

836 000

83,83%

Как видно из приведенных данных, Россия пока имеет наименьшие пенсионные активы и наименьшую их долю относительно ВВП, но при реализации рассматриваемой модели пенсионной системы наша страна существенно улучшит свои пенсионные показатели.

Таким образом, представленная модель позволяет за достаточно короткий промежуток времени сформировать значительный инвестиционный ресурс.

Вторичным, но не менее важным результатом столь впечатляющего роста пенсионных накоплений будет последующее за этим изменение ситуации на фондовом рынке России, где до сих пор основными игроками являются спекулянты, преследующие краткосрочные результаты. Приход институциональных инвесторов в лице НПФ укрепит стабильность фондового рынка и создаст инвестиционную базу для модернизации России. Более того, пенсионные фонды откроют доступ к кредитам малым и средним предприятиям, которые, в свою очередь, являются важным рычагом повышения производительности, осуществления диверсификации и инноваций, а также создают большое количество рабочих мест. Например, пенсионные фонды в Британии и Голландии размещают до 10% своих средств в виде венчурного капитала и прямого частного инвестирования.

Необходимые условия реализации новой модели пенсионной системы

К основным условиям для реализации предлагаемой модели следует отнести наличие развитого рынка капитала, позволяющего принять постоянно растущие объемы пенсионных активов и обеспечивающего, на достаточно длительном накопительном периоде, превышение доходности их инвестирования над инфляцией (чистая доходность) не менее 4%.

В свою очередь, создание эффективно функционирующих рынков ценных бумаг и институциональных инвестиций, обладающих вышеуказанными возможностями, потребует создания современной инфраструктуры финансового рынка, совершенствования российской законодательной базы, внедрения адекватной регулятивной системы. Фактически потребуются проведение всех тех мероприятий, которые уже предусмотрены Концепцией развития Москвы как международного финансового центра.

Таким образом, создание МФЦ позволит приступить к практическим шагам по реализации предлагаемой модели пенсионной системы. В свою очередь реализация новой модели пенсионной системы будет способствовать значительному росту отечественной инвестиционной базы и тем самым укрепит позицию Москвы как международного финансового центра.

Дополнительные условия, необходимые для успешной реализации предлагаемой модели пенсионной системы, связанные со спецификой её функционирования, как накопительной системы, практически полностью совпадают с предложениями по повышению эффективности и надежности накопительного компонента обязательной пенсионной системы, подготовленные Экспертным советом при Общественном совете по инвестированию средств пенсионных накоплений при Президенте Российской Федерации /4/.

Выводы

В своем текущем состоянии российская пенсионная система убыточна и неэффективна, с каждым последующим годом она будет требовать все больших отвлечений ресурсов государства и тем самым тормозить развитие экономики, не обеспечивая при этом сколько-нибудь сносного уровня пенсионного обеспечения своим гражданам. Основной причиной этой ситуации в коренном противоречии между постиндустриальным характером экономики XXI века и догматическими принципами социального страхования XIX века, заложенными в основу российской пенсионной системы.

В силу этого необходимость реформирования российской пенсионной системы выходит далеко за рамки просто обеспечения способности государства выплачивать своим гражданам приличную пенсию. Не сводится она и к только совершенствованию финансовых рынков РФ.

Эффективное решение проблемы возможно только на основе синергетического эффекта интеграции государственной системы социального обеспечения для лиц, не имеющих по каким-либо причинам возможности для формирования трудовой пенсии, и частной пенсионной системы, объединяющей широкий спектр различных финансовых институтов и граждан России, которые осуществляют инвестиции в своё будущее в течение активной трудовой деятельности. Граждане при этом становятся фактически коллективными инвесторами.

Полученные в ходе исследований результаты действительно свидетельствуют о теоретической возможности замены существующей модели пенсионной системы на две составляющие. Первая обслуживает получателей государственных и социальных пенсий (20% от всех пенсионеров), вторая – получателей трудовых пенсий (80% от всех пенсионеров).

После решения основных вопросов совершенствования финансового рынка РФ (предусмотренных Концепцией создания международного финансового центра в Москве), рассмотренная модель пенсионной системы (модель партнерства) сможет в течение 25 – 30 лет выйти на свое устойчивое функционирование (без последующего привлечения средств федерального бюджета), гарантировав при этом обеспечение коэффициента замещения по трудовым пенсиям 40%.

Помимо социального и экономического эффекта (соответственно: улучшения благосостояния будущих пенсионеров и роста внутренней инвестиционной базы для экономики страны), процесс реализации изложенной модели будет способствовать установлению некоего консенсуса между государством, гражданами и бизнесом по вопросу построения пенсионной системы, необходимость компромиссного решения которого, в конечном итоге, будет признано всеми сторонами. Последнее обстоятельство потребует проведения кропотливой и систематической разъяснительной работы государственных органов и самого бизнеса среди своих граждан и работников с целью значительного повышения их финансовой культуры и социальной сознательности.

1. Е.Т. Гурвич «Долгосрочные демографические вызовы и пенсионная политика» Экономическая экспертная группа, Москва. Журнал Новой экономической ассоциации, №9, 2011

2. «Ректор АНХ Владимир Мау о пенсионной реформе, 60-часовой рабочей неделе и итогах года» РБК daily 20.12.10

3. Е.Т.Гурвич «Пенсионная реформа: общие принципы и необходимые меры» Доклад. Экономическая экспертная группа. Февраль 2011.

4. «Предложения по развитию пенсионной системы в Российской Федерации» Экспертный совет при Общественном совете по инвестированию средств пенсионных накоплений при Президенте Российской Федерации. Москва, апрель 2011

5. PENSION MARKETS February 2011, TheCityUK ().



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Статья посвящена формированию модели пенсионной системы Российской Федерации на базе межотраслевых балансовых расчетов. На основе цикла сценарных расчетов рассматриваются

    Статья
    Статья посвящена формированию модели пенсионной системы Российской Федерации на базе межотраслевых балансовых расчетов. На основе цикла сценарных расчетов рассматриваются возможные варианты изменения ключевых параметров пенсионной
  2. Пенсионные системы зарубежных стран по курсу Экономическая теория

    Реферат
    Целью работы является сравнение пенсионных стран развитых и развивающихся стран, а также стран с собственным путем реформирования пенсионной системы.
  3. Оценка финансовой устойчивости пенсионной системы россии

    Автореферат
    Защита состоится « 5 » октября 2011 г. в 12 ч на заседании диссертационного совета Д 212.101.05 по экономическим специальностям при Кубанском государственном университете по адресу: 350040, г.
  4. Дополнительное пенсионное обеспечение как основа реализации накопительных механизмов российской пенсионной системы

    Автореферат диссертации
    Работа выполнена в Научно-исследовательском институте труда и социального страхования Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации
  5. Рекомендации участнику накопительной пенсионной системы граждан в Республике Казахстан Содержание

    Реферат
    Пенсионное обеспечение является неотъемлемой частью системы социальной защиты практически любой страны. Основным его предназначением является устранение рисков, связанных с наступлением старости, таких как, к примеру, потеря постоянного

Другие похожие документы..