Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Учебно-тематический план'
Экономика аэронавигационного обслуживания 4 3 Юридические аспекты деятельности персонала предприятий воздушного транспорта 8 3.1 Современное трудовое...полностью>>
'Темы рефератов'
Объем реферата – 20 – 25 стр. печатного текста. Шрифт – не более 14 pt, TimesNewRoman, интервал – 1,5, поля: верхнее, нижнее, левое – 2 см, правое 1,...полностью>>
'Документ'
Данная дипломная работа посвящена выявлению факторов и условий развития российских систем электронного платежа (на примере филиала АКБ «Абсолют Банк»...полностью>>
'Тематика курсовых работ'
Н. Объяснения лиц, участвующих в деле, как средство доказывания в гражданском процессе (возможны варианты: например, письменные доказательства, вещес...полностью>>

Основные элементы эзотерики

Главная > Доклад
Сохрани ссылку в одной из сетей:

147

Рудольф Штейнер

ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ЭЗОТЕРИКИ

Записи тридцати одного доклада эзотерического курса,

прочитанного в Берлине с 26 сентября по 5 ноября 1905 года

(Издано на русском: 1999, "Духовное познание", Калуга ISBN 5-88000-050-8)


Перевод: Гончаров В.Н.

ПОДРОБНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Предварительные замечания издателя

Первый доклад, Берлин, 26 сентября 1905 года 

Значение символа змеи. Позвоночные и беспозвоночные животные. Солнечное сплетение и система спинного мозга. Внутреннее наблюдение посредством огня кундалини. Двенадцать ступеней сознания: семь человеческих и пять боготворческих. Двенадцать апостолов как двенадцать ступеней сознания, пройденных Христом.

Второй доклад, 27 сентября 1905 года.

Деятельность, мудрость, воля: основные понятия в эзотерике. Жизнь после смерти. Появление Стража Порога как двойника. Значение искупляющей смерти Христа. Влияние Вульфилы на немецкий язык. Хаос деятельности Запада и покой мудрости Востока.

Третий доклад, 28 сентября 1905 года.

Ступени сознания трех природных царств и человека. Мир растений как орган восприятия Земли. Орган ориентации в корне растения и соответствующий орган в ухе человека. Крест как символ направлений развития человека, животного и растения. Сознание растений на ментальном плане; чувствующих растений, идиотов и животных - на астральном плане; минералов - на более высоком уровне ментального плана. Сознание человека на физическом плане и развитие его в направлении более высоких ступеней сознания. Загадка Сфинкс как указание на будущий образ человека.

Четвертый доклад, 29 сентября 1905 года

О сознании пчел и муравьев. Алхимия и философский камень. Взаимоотношения природных царств. Человек будущего.

Пятый доклад, 30 сентября 1905 года 

Телесные состояния: твёрдое, жидкое, газообразное; четыре вида эфира: тепловой, световой, химический и жизненный, их существование на семи планах. Взаимосвязь между пассивными и активными органами: ухо и речь (или гортань); сердце и гипофиз; глаз и шишковидная железа (эпифиз). Развитие гипофиза к активному тепловому органу, а эпифиза к активному зрительному органу. Толстой. Вульфила.

Шестой доклад, 1 октября 1905 года.

О различении воспринимающих и созидающих существ в связи с семиступенчатым рядом Блаватской: 1. Воспринимающие элементарные существа; 2. Человек как переходное воспринимающе-созидающее существо; 3. "Девственный человек" долемурийского периода: Адам Кадмон и развитие теплокровных и хладнокровных животных; 4. Бодхисаттвы: люди, развившиеся до созидания в смысле готовности к регулированию дальнейшего развития; 5. Нирманакайи: внеземные созидающие существа, способные внести в земное развитие новые импульсы; 6. Питри (Отцы): существа, способные жертвовать самих себя; 7. Собственно Боги. - Сердце и желчь.

Седьмой доклад, 2 октября 1905 года.

Развитие существ на древней Луне. Луна = Космос Мудрости. Иегова как иерархический чин. Переход от древней Луны к Земле. Начало человеческих инкарнаций: соединение двух различных существ (духовной и физической частей) и последствие этого соединения - рождение и смерть. Карма: мера уравновешивания в процессе постепенного приспособления духовной и физической частей друг другу. Развитие речи в прошлом и будущем в связи с сознанием, жизнью, формой.

Восьмой доклад, 3 октября 1905 года.

Реинкарнация, культурное развитие и Зодиак. Христианское инкарнационное учение. Потребление воды или вина в связи с познанием реинкарнации. Орден траппистов. Учение Августина о предопределении.

Девятый доклад, 4 октября 1905 года.

Физическое тело как старейшая и совершеннейшая часть четырехчленного существа человека. Самосознание и чувственное наблюдение. Семь чувств в связи с семью планами и состояниями веществ. Образование будущей природы Юпитера из мыслей, чувств и волевых импульсов современного Человека. Материализм, кармическое следствие предыдущего идеалистического периода. Возникновение городов и сага о Лоэнгрине. Причины болезней.

Десятый доклад, 5 октября 1905 года.

Женское эфирное тело мужчины и мужское эфирное тело женщины. Формы и цвета астрального тела и его оболочки: аурическое яйцо. Развитие аурического яйца человека в семи формосостояниях Земли. Отделение аурического яйца человека. Индивидуализированный астральный свет. Чтение в Акаше.

Одиннадцатый доклад, 6 октября 1905 года.

Участие человека в жизни физического, астрального и ментального миров. Развитие самосознания в период спуска на физический план. Повторное восхождение к высшим планам посредством воспитания бессамостности в желаниях и мыслях. Возможность свободы на физическом плане. Действие и противодействие как кармическая техника.

Двенадцатый доклад, 7 октября 1905 года.

Возникновение человеческого тела. Огонь Кундалини как средство исследования оккультной анатомии. Работа деваханических сил над телесными оболочками и постепенное вытеснение этих сил силами Я. Влияние Девов на жизнь после смерти. Пребывание в Девахане и перевоплощение. Жизнь после смерти при самоубийстве или насильственной смерти.

Тринадцатый доклад, 8 октября 1905 года.

Божественное учение Дионисия Ареопагита. Церковная структура - внешнее выражение внутреннего иерархического миропорядка. Преобразование флоры, фауны и минерального царства посредством деятельности человека после смерти. О влиянии и сущности Девов и Планетарных Духов.

Четырнадцатый доклад, 9 октября 1905 года.

Пребывание человека в Девахане в промежутке между смертью и новым рождением. Образование Деваханических органов на Земле посредством духовной деятельности и душевных отношений (жизнь в группе). Физический мир как мир причин, Девахан как мир следствий. Три ступени ученичества. Восьмая сфера. Двенадцать нидан или кармических сил.

Пятнадцатый доклад, 10 октября 1905 года.

Импульсация европейской истории - начиная с 14-го столетия и вплоть до Французской революции - розенкрейцерами. Обучение элементарной теософии в розенкрейцерских школах. Три понятия: Мудрость, Красота, Сила в связи с преобразованием минерального, растительного и животного царств. Двенадцать сил кармы (ниданы).

Шестнадцатый доклад, 11 октября 1905 года.

Кармическое воздействие относительно действий, слов и мыслей. Противоположность кармы: творчество из ничего. Переживание нирваны.

Семнадцатый доклад, 12 октября 1905 года.

Три ступени жизни мыслей: абстрактные мысли, имагинации, интуиции. Отец, Сын (Слово) и Святой Дух, или Первый, Второй и Третий Логос. Карма и пять скандх.

Восемнадцатый доклад, 16 октября 1905 года.

Человек атлантического и лемурийского периода. Двойное происхождение человеческой природы и объединение обеих частей в лемурийский период. Восьмая сфера. Двучленность физического, эфирного и астрального тел современного человека.

Девятнадцатый доклад, 17 октября 1905 года.

О некоторых видах элементарных существ астрального мира. Азуры. Иегова как божество нисходящего Кама-принципа; Христос, восходящий Буддхи-принцип. Черная и белая магия. Естественные и искусственные элементарные существа.

Двадцатый доклад, 18 октября 1905 года.

Об опыте астрального, мира и астральных сущностях. Черная и белая магия. Необходимость серьезного обучения для верного суждения об астральном мире. Техника реинкарнации. Воспоминание прошедшей жизни непосредственно после смерти и видение будущего перед новым рождением.

Двадцать первый доклад, 19 октября 1905 года.

О технике реинкарнации: Закон действия и противодействия относительно действий, чувств и мыслей. Необходимость занятий искусством для теософской жизни. Прохождение через астральный мир и мир Девахана в жизни после смерти и подготовка к следующей земной жизни.

Двадцать второй доклад, 24 октября 1905 года.

Проблема смерти как вопрос сознания. Двойственность: внутреннее зерно сущности (монада) и физически-астральный человек; различие их развития до момента объединения в лемурийский период. Возникновение кармы. Мудрость, Красота, Сила как отражение Манаса, Буддхи и Атмы.

Двадцать третий доклад, 25 октября 1905 года . 

Оплодотворение Духом (монадой) в лемурийский период. Предыдущие ступени земного развития: Сатурн, Солнце, Луна. Солнечные и лунные предки человека. Противоположность в намерениях Иеговы и Люцифера. Возникновение двух полов, рождения и смерти. Обращение земной оси. Возникновение пра-кармы. Борьба между Иеговой и Люцифером. Христианство и учение об инкарнациях и карме.

Двадцать четвертый доклад, 26 октября 1905 года.

Обзор земного развития I : расы, глобы, круги.

Двадцать пятый доклад, 27 октября 1905 года.

Обзор земного развития II : планеты или сознания, круги или элементарные царства, глобы или формосостояния; в христианском обозначении: сила, царство (мудрость) и великолепие (слава).

Двадцать шестой доклад, 28 октября 1905 года.

Обзор земного развития - III: четвертый земной круг. Отделение Солнца и Луны. Соединение астрального тела человека с монадой. Вмешательство люциферических существ и борьба Иеговы с Люцифером. Элементарные существа в атлантический период. Возникновение металлов. Названия дней недели в связи с планетарным развитием.

Двадцать седьмой доклад, 30 октября 1905 года.

О трех Логосах, или о форме, жизни и сознании (творение из ничего) как о трех ступенях развития. Об элементарных существах и возникновении астральных сущностей благодаря физическим действиям людей.

Двадцать восьмой доклад, 31 октября 1905 года.

Об органах чувств в связи с различными видами эфира. Отношения между Микрокосмосом и Макрокосмосом. Развитие различных состояний сознания в различных эпохах послеатлантического периода.

Двадцать девятый доклад, 3 ноября 1905 года.

Действие кармы в отношении народов. Болезни времени и болезни нации. Классовое противопоставление и национальная мораль. Борьба Михаила против бога Маммоны в семидесятые годы 19-го столетия. Борьба всех против всех и преодоление ее посредством учреждения Братства. Возникновение дыхания кислородом. Связь свободы, рождения, смерти и болезни. Происхождение лихорадки (повышенной температуры). Загадка Сфинкс, загадка будущего.

Тридцатый доклад, 4 ноября 1905 года.

Возникновение различных видов питания. Значение начала потребления вина. Социализм Запада и Востока как социализм производства и потребления.

Тридцать первый доклад, 5 ноября 1905 года.

О древней Атлантиде. Об образовании пятой коренной расы, или о послеатлантическом времени. Индийская, персидская, халдейская и европейская культуры послеатлантического периода. Современный материализм. Подготовка новой спиритуальной культуры - задача центральной Европы.

Схематический обзор ступеней мирового развития 

Примечания 

Пояснения к индийско-теософским выражениям

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ ИЗДАТЕЛЯ

В автобиографии "Мой жизненный путь" Рудольф Штайнер описывает, как на рубеже веков тогда еще очень маленький теософский кружок в Берлине пригласил его для чтения теософских докладов. Он выразил готовность, подчеркнув при этом, что он может говорить только о том, что живет в нем самом как Духовная Наука. Первый цикл его докладов, прочитанных зимой 1900/1901 года, в соответствии с желанием кружка появился в виде книги "Мистика на заре духовной жизни нового времени и ее отношение к современным мировоззрениям". Так как содержащиеся в ней результаты его собственного Духопознания были приняты также в Теософском обществе в целом, "не оставалось более причин иначе, нежели в моем собственном смысле представлять это Духопознание перед теософской публикой, которая в то время была единственной, с вниманием к нему относившейся. Я предписал себе не допускать никакой сектантской догматики; я оставался человеком, который высказывает то, что, по его убеждению, может быть высказано полностью в соответствии с тем, что он сам пережил как духовный мир."

Следующей зимой 1901/1902 последовал второй цикл докладов, который летом 1902 года появился в виде книги "Христианство как мистический факт". Непосредственно за этим была основана Немецкая секция Теософского общества с Рудольфом Штайнером как ее Генеральным секретарем. Здесь "перед лицом постоянно увеличивающегося числа слушателей я смог развить свою антропософскую деятельность. Никто не оставался в неясности относительно того, что в рамках Теософского общества я буду излагать только результаты моего собственного исследующего видения."

Это было начало становящейся все более интенсивной духовнонаучной лекционной деятельности. В июне 1903 вышел первый номер основанного и издаваемого им "Luzifer" (позже "Lucifer-Gnosis"), "журнал для душевной жизни и духовной культуры - теософии", и весной 1904 основополагающий труд "Теософия. Введение в сверхчувственное познание мира и назначение человека". Одновременно в "Luzifer" последовало описание пути ученичества под заголовком "Как достигнуть познаний высших миров?" и описание духовнонаучной космологии "Из Акаша-хроники".

Так Немецкая секция Теософского общества постепенно была преобразована Рудольфом Штайнером и его ближайшей сотрудницей Марией фон Сиверc (позже Мария Штайнер) в широкое среднеевропейское духовнонаучное движение. Сначала оно было антропософским отделением, представляемым Рудольфом Штайнером, которое позже по причине внутренних трудностей выделилось в самостоятельное Антропософское общество. В то время, когда Рудольф Штайнер дал выходящий теперь в виде книги курс "Основные элементы эзотерики", оно находилось еще в начальной стадии своего развития. Поэтому Рудольф Штайнер употребляет еще повсеместно выражения "теософия" и "теософский", и для описания планетарного развития сущностных элементов человека и тому подобного обычную для теософской литературы теософско-индийскую терминологию, к которой тогдашние слушатели были привычны. Оценку этой терминологии он высказывает особенно в 15 докладе данного курса. В его тогдашних статьях и в книге "Теософия" он все же применяет уже выражения, о которых он в 1903 году в журнале "Luzifer" сказал, что он их "по известным причинам заимствует из оккультного языка, который несколько отличается от обозначений распространенных теософских трудов, но на деле с ними полностью согласуется". Позже также и в своих докладах он все больше заменяет индийско-теософские выражения такими, которые соответствуют нашей европейской культуре. Необходимые для этого курса объяснения слов при помощи обычных сегодня выражений находятся в конце книги.

Часто появляющиеся в докладах ссылки на труды Е.П. Блаватской объясняются тем, что тогдашние слушатели были интенсивно заняты учением основательницы Теософского общества и из-за трудного для понимания изложения часто обращались к Рудольфу Штайнеру с вопросами. Так, ему постоянно приходилось объяснять содержание ее главного труда "Тайная доктрина", и прежде всего третьего тома, "Трактатов об эзотерике".

Весь курс был, в сущности, внутренним устным наставлением, то есть не предназначенным ни для открытого, ни даже для полного крута членов Общества, но только для немногих активных членов, которые были приглашены для этого персонально. Тем самым они должны были получить определенные основы для своей собственной работы в "ветвях". По этой же причине не существует полной стенографической записи, только заметки, которые некоторые слушатели делали для личного употребления. Эти записи слушателей носят очень сильный афористический характер, о котором следует постоянно помнить, когда в результате сокращений или пропусков не всегда абсолютно ясно удается ухватить ход мысли. Если сегодня эти записи тем не менее появляются в составе Полного собрания трудов, то это потому, что они, увиденные в целом, являются абсолютно достоверными, и также потому, что благодаря им удержаны ценные аспекты духовнонаучного рассмотрения человека и мира, которых в такой форме в более поздних докладах Рудольфа Штайнера уже не встретить. Для уяснения и дополнения некоторых пунктов, в особенности относительно космологии, следует обращаться к примерно в то же время написанным трудам "Из летописи мира" и "Теософии".

H.W.

Доклад 1

Берлин, 26 сентября 1905 года

При всяком эзотерическом обучении речь идет о том, чтобы научиться, как следует рассматривать окружающие нас вещи. Разумеется, каждый человек что-то ощущает при встрече, например, с цветком или какой-либо другой вещью окружения. Здесь, однако, речь идет о том, чтобы достичь более высокого взгляда на вещь, вглядеться в нее глубже, связать с ней определенные представления. На основе такого взгляда возникла, например, глубоко проникающая в суть вещей медицина Парацельса. Он чувствовал, ощущал, видел силу определённого растения и его родство с соответствующей силой в человеке. Так, например, он видел, на какой человеческий орган действует сила растения Digitalis purpurea (красной наперстянки).

Мы хотим пояснить такой подход к рассмотрению вещей на особом примере. Все религии имеют символы. Об этих символах сегодня можно услышать всевозможные вещи, которые в действительности являются лишь произвольными поверхностными интерпретациями. Но важнейшие религиозные символы извлечены из сущности самих вещей. Рассмотрим, например, символ змеи, как он был преподан Моисею в тайных школах Египта. Мы обсудим, что его вдохновляло, что давало ему интуицию.

Существует глубокое различие между теми животными, которые имеют позвоночник, и теми, которые, как, например, моллюски, жуки, черви и им подобные, его не имеют. Все животное царство распадается на два основных класса: позвоночные и беспозвоночные. Относительно беспозвоночных можно спросить: где у этих животных нервы? — Ведь главный нервный ствол проходит, как мы знаем, через позвоночник. Но беспозвоночные тоже имеют нервную систему, причем такой нервной системой обладают и человек, и позвоночные животные. У последних она проходит по периферии вдоль позвоночника, заполняя затем полости тела. Называется она симпатической нервной системой с солнечным сплетением. Это та же система, что и у беспозвоночных; просто у позвоночных животных и у человека она играет не такую важную роль. Но она гораздо теснее связана с прочим миром, нежели нервная система головы и спинной мозг. В состоянии транса деятельность последних можно приглушить, и тогда вступает в действие симпатическая нервная система. Это происходит, например, у лунатиков. Сомнамбулическое сознание простирается на жизнь окружающего мира и переходит на другие существа вокруг нас. Сомнамбулы ощущают вещи в себе. Жизненный эфир является элементом, который струится всюду вокруг нас. Он имеет своего посредника в солнечном сплетении. Если бы мы могли воспринимать солнечным сплетением, мы жили бы в интимном сообщении со всем миром. Такое интимное сообщение имеет место у беспозвоночных животных. Они чувствуют, например, цветок в самих себе. Беспозвоночное животное в земной системе является тем же, что глаз или ухо для человека. Оно часть единого организма. И действительно, существует единый духовный организм, который воспринимает — видит, слышит и т. п. — через беспозвоночных животных. Этот общий организм суть Дух Земли. Все, что нас окружает, является телом этого общего духа. Как наша душа создает себе глаза и уши, чтобы воспринимать мир, точно так же и Земная душа, чтобы видеть и слышать, создает, как свои глаза и уши, беспозвоночных животных.

Затем в развитии Земли наступает момент, когда во всеобщее сплетение жизни Духа Земли входит нечто особенное. Одна часть замыкается сама на себя, как трубка. Только начиная с этого момента становится возможным появление существ, способных к обособлению; остальные существа остаются членами единой Земной души. Теперь впервые возникает особая степень обособления. Только теперь возникает возможность того, что кто-то когда-то скажет себе "Я". Этот факт существования в развитии Земли двух эпох, первой эпохи, когда на Земле еще не было животных с замкнутой в костяной трубке нервной системой, и второй эпохи, когда такие животные уже появились, особо отмечен во всех религиях. Змея замыкает вначале бессамостное, необособленное созерцание Духа Земли в трубку и создает, таким образом, основание для возникновения Я-сущности [Ichheit]. Эзотерические учителя запечатлевали это в своих учениках, так что те могли при этом чувствовать: когда я смотрю на змею, я вижу знак моего Я. — При этом они должны были живо ощущать эту связь самостоятельного Я с образом змеи. Так развивали это ощущение значения окружающих нас вещей. Так ученик проницал всякое природное существо с верным чувственным содержанием. Способность такого чувствования приобрел в тайных школах Египта и Моисей; поэтому он и использовал образ змеи как символ. В подобных школах обучались не так абстрактно, как обучаются сегодня, но учились пониманию мира из собственного внутреннего переживания.

Существует внешнее описание человека на основе изучения отдельных частей его организма. Но описания человека можно равным образом обнаружить и в древних мистических и оккультных текстах. Источник их возникновения, однако, был совершенно иной, нежели анатомические исследования. При этом эти описания правильнее и точнее описаний современных анатомов, поскольку последние описывают лишь мертвое тело. Они возникали через медитацию, через внутреннее просветление, когда ученик делал видимым самого себя. Человек может созерцать самого себя изнутри посредством так называемого огня кундалини. Имеются различные ступени этого созерцания. Точное и верное созерцание выступает вначале символически. Если человек концентрируется, к примеру, на спинном мозге, он фактически всегда видит змею. Возможно, он видит змею также во сне, поскольку это существо, появившееся внешне в мире в то же самое время, когда возник и спинной мозг, но застрявшее на той стадии развития. Змея суть внешне представленный в мире спинной мозг. Такой образный способ рассмотрения является астральным созерцанием (имагинацией). Полное же значение и смысл вещи достигается посредством ментального созерцания (инспирации).

Такой путь познания приводит к пониманию связей между Микрокосмом и Макрокосмом, так что человек может разделять в природе, определять, к какой части мира принадлежит каждый его орган. Так в древнегерманском мифе был распределен в мире великан Имир. Из его черепа был создан небесный свод, из его костей горы, и так далее. Это мифологическое представление внутреннего созерцания. В каждом фрагменте мира эзотерик видит связь с чем-то в себе самом. Тогда выявляется внутреннее родство. Такому созерцанию необходимо интенсивно учиться. Все религии указывают на такое интенсивное обучение; такие указания есть и в Евангелиях. Эзотерик говорит себе: все вещи окружающего мира — камни, растения, животные — являются вехами моего собственного развития; меня бы не было, если бы не было их. — Такое сознание наполняет нас не только ощущением того, что мы возвышаемся над этими царствами, но и познанием того, что без них не было бы и нас.

Существует семь ступеней человеческого сознания: трансовое сознание, сознание глубокого сна, сознание сновидений, бодрствующее сознание, психическое сознание, сверхпсихическое сознание и спиритуальное сознание. В целом же насчитывается двенадцать ступеней; пять оставшихся — ступени созидающего сознания. Это ступени сознания творцов, созидающих Богов. Все это связано с двенадцатью знаками Зодиака. Человек должен пройти все двенадцать ступеней. Он уже поднялся через транссознание, сознание глубокого сна и сновидческое сознание к теперешнему бодрствующему сознанию, а на следующих ступенях планетарного развития он достигнет и более высоких состояний сознания. При этом все пройденные состояния сознания он сохраняет в себе. Физическое тело обладает смутным трансовым сознанием; таким сознанием, которое человек обрел на древнем Сатурне. Эфирное тело человека имеет сознание глубокого сна без сновидений, возникшее на древнем Солнце. Астральное тело сновидит, как сновидит человек во время обычного сна. Сновидческое сознание имеет место со времен древней Луны. В настоящие времена Земли человек достигает бодрствующего сознания. Я имеет ясное дневное сознание.

Дальнейшее развитие состоит в том, что все, что имеется в самом существе, выносится наружу, как человеком в свое время была вынесена наружу змея, которая на более высоком уровне, в качестве спинного мозга, в нём и осталась. На еще более высокой ступени развития люди выделят в мир не только камни, растения и животных, но и ступени сознания. Пчелиный улей, например, содержит три вида существ, имеющих одну общую душу. Кажущиеся совершенно обособленными существа действуют сообща. Подобное будет происходить и с человеком; он будет обособлять свои органы. Он должен будет сознательно управлять каждой отдельной ячейкой своего мозга извне. Тогда он станет существом, более высокого порядка. Так же будет обстоять дело и со ступенями сознания. Можно представить себе существо, которое выделило из себя все двенадцать ступеней сознания. Оно само было бы тогда тринадцатым и могло бы себе сказать: я не смог бы стать тем, что я есть, если бы не выделил из себя эти двенадцать ступеней сознания. — Такой случай мы имеем в лице Христа и двенадцати Апостолов. Двенадцать Апостолов — это ступени сознания, пройденные Христом. Об этом говорится в Евангелии от Иоанна, в тринадцатой главе, где описывается Омовение ног. Из этого описания видно, что своей более высокой ступенью сознания Христос обязан Апостолам: "Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его". — Более развитое существо оставило других позади себя и теперь стало им слугой. Немногие понимают смысл этих слов, но, слушая сказанное в Евангелии, чувствуя, вы подготавливаетесь к такому пониманию. Уже в первые столетия после Рождества Христова эти рассказы подготавливали нас к такому пониманию в чувствах. Иначе наше каузальное тело не было бы готово к тому, чтобы воспринять эту истину сейчас. Душа подготавливается через образные формы. Поэтому великие мудрецы прошлого рассказывали людям сказки с учетом будущего. И в настоящее время Учителя уже знают, какое влияние на будущее окажет теософское учение. Сегодня человек содержит добро и зло в себе. В будущем это проявится внешним образом как возникновение отдельных царств Добра и Зла. И то, как должны будут тогда добрые вести себя по отношению к злым, закладывается в душе через теософские понятия уже сегодня. Вначале человеку давались образы, теперь он получает понятия, а в будущем он должен будет действовать практически.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Основная образовательная программа высшего профессионального образования 030600 «История»

    Основная образовательная программа
    - стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства, способен изменять при необходимости профиль своей профессиональной деятельности,
  2. Двадцать лекций, прочитанных в Берлине между 23 мая 1904 года и 2 января 1906 года содержание

    Лекция
    В наше время люди празднуют праздники, не представляя себе, что же эти праздники означают. Однако, теософы должны вновь пролить свет на их внутреннее значение.
  3. Цикл из восьми лекций, прочитанных в Праге 20-28 марта 1911 года ga 128

    Лекция
    В этом цикле лекций, который читается мной по инициативе наших пражских друзей, будет рассмотрен очень близкий человеку предмет, так как он непосредственно касается истинной природы человеческого существа и изучает его физическую жизнь.
  4. М. В. Словарь основных понятий по культурологии (для студентов лечебного, педиатрического, стоматологического Факультетов и факультета всо) Ставрополь 2007

    Документ
    Гуляк М. В. Словарь основных понятий по культурологии ( для студентов лечебного, педиатрического, стоматологического факультетов ВСО) – Ставрополь. Изд.
  5. Аннотации программ учебных дисциплин основной образовательной программы по направлению подготовки 080100. 62

    Документ
    - сформировать у студентов теоретико-методологическую базу для усвоения всех последующих психологических и специальных дисциплин, обозначенных Федеральным государственным образовательным стандартом ;

Другие похожие документы..