Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
В дошкольном образовательном учреждении уделяется немало внимания развитию речи детей. Для речевого развития старших дошкольников характерен довольно...полностью>>
'Темы рефератов'
Цель. Задачи. Направления исследований. Термины, основные понятия ЭМИ. Устойчивость и стойкость технических средств. Основы технического регулировани...полностью>>
'Реферат'
Мы составляем примерный план работы, если Вас он устраивает, Вы платите аванс в размере 50% от стоимости работы. Затем мы высылаем Вам первую половину...полностью>>
'Автореферат'
Защита состоится 26 апреля 2007 года в 14.00 час. на заседании диссертационного совета Д-502.006.07 при Российской академии государственной службы пр...полностью>>

Основные элементы эзотерики

Главная > Доклад
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Доклад 31

Берлин, 5 ноября 1905 года

Нашей пятой коренной расе, сегодняшнему послеатлантическому человечеству предшествовала атлантическая раса; она занимала ныне затопленный континент, располагавшийся между Европой и Америкой. Атлантов ни в каком отношении нельзя сравнивать с теми людьми, которые населяют земной шар сегодня. Даже остатки этой древней расы уже успели многому научиться у позднее пришедших жителей пятого континента, поэтому невозможно, судя по ним, реконструировать состояние той культуры. В начале атлантической культуры не было никаких орудий труда. Атланты могли приспосабливать Землю для своих нужд посредством ясновидческих сил. Обработка металлов относится уже к концу атлантического периода.

Из атлантического населения была отобрана небольшая группа, как сейчас снова должна быть выделена такая группа в Теософском Обществе. Ее задачей был перенос в пятую коренную расу новой культуры. Местом, где жили избранные для осуществления этой задачи, была небольшая, обособленная от прочего мира колония, располагавшаяся на территории нынешней Англии и Ирландии. Там жили тогда прасемиты. Это были первые люди, которые были в состоянии рассудочно мыслить. Представление атлантов было еще целиком образное. Выдвижение лобной выпуклости вперед, образование мозга, способного мыслить, впервые появляются у прасемитов, которые, кстати, не имели ничего общего с нынешними семитами. Это прасемитское население, которое, так сказать, изобрело мышление, перекочевало через Европу на Азию и вначале обосновало свою культуру там. Прасемиты образовывали пятую подрасу атлантов. Атлантическая коренная раса включала в себя семь подрас: первая — рмоагалы, вторая — тлаватли, третья — пратолтеки, четвертая — пратуранцы, пятая — прасемиты, шестая — пра-аккадийцы, седьмая — прамонголы.

Таким образом, пятая коренная раса происходит от пятой подрасы атлантов. Если мы бросим взгляд на Азию, прежде всего мы обнаружим там первую подрасу пятой коренной расы, древнеиндийскую расу, народ, перекочевавший позднее дальше на юг и там положивший начало нынешним индийцам. Существенным отличием этого народа, сменившего северных индийцев, было то, что он не смог развить верного чувства в отношении материальной культуры. Наряду с духовным видением самого высокого рода он был совершенно неразвитым в смысле материальной культуры. Древние индийцы были полностью отрешены от мира; их души были еще полностью схожи с атлантическими в том, что они смогли развить в себе бесконечно прекрасный мир образов. Позднее, благодаря йогическим упражнениям, изнутри у них развилось тонко разработанное, сегодня кажущееся данным извне воззрение на мир. В имеющихся сегодня внешних традициях от него сохранились лишь обрывки. Веды и Бхагаватгита передают лишь слабые отзвуки этого мощнейшего воззрения. Также и философия Веданты представляет собой совершенно абстрактный отзвук первоначально точно передававшегося по традиции мировоззрения.

Подумайте о смысле того, что вышло затем из поздней каббалистики в мудреной форме, касающейся больше иных вещей, мелочей; и представьте, что это применялось по отношению к глобальным мировым мыслям. Если затем еврей мог размышлять над ними в каббалистике, то это было связано с тем, что еврейское тайное учение являлось несовершенным отражением, эхом той тонко разветвленной мыслительной системы древних индийцев. А то, что представляло собой учение брахманов, было отнюдь не только религией, в том виде, в котором те появились позднее как системы, а единством религии, науки и поэзии. Все это было подобно тончайшему отбору, экстракту из того, что было развито в древней атлантической культуре.

Из Атлантиды перешли на запад и на территорию центральной Европы и европейские народы. Среди них получило развитие совершенно другое учение. Это были остатки народностей, которые не оказались в числе избранных для основания новых культур, но в зачатке также обладающих тем, что так мощно проявилось в Индии и что здесь сохранилось на гораздо более низкой ступени развития. То, что вышло из Европы, продвигалось все дальше и дальше в Азию. Общее учение, образующее основу, в грубой форме осталось и в Европе.

Индийское учение проявилось в Ведах. "Веда" означает то же самое, что и "Эдда". Просто содержащееся в Ведах представляет собой более тонкое отражение того, что в более грубом виде осталось здесь, в Европе, как Эдда, и нашло свое письменное выражение лишь в конце Средних веков. Мы должны, однако, учитывать, что это первоначально всеохватывающее духовное учение благодаря народам, пришедшим позднее, претерпело определенные изменения. Первоначально оно включало в себя понимание величайшего Божественного единства, познанного индийцами. В следующей, персидской расе это понимание было уже утеряно. Другой особенностью этого древнейшего индийского мировоззрения было то, что в нем почти полностью отсутствовало понятие времени. Оно появляется во второй, персидской подрасе. Конечно, индийцы знали, что такое время, но они представляли его себе как нечто однообразное, монотонное; понятия истории, развития от несовершенного к совершенному, в нем еще отсутствовало. Преобладало воззрение, что все эманируется из Божественного совершенства.

Персидское мышление было захвачено мыслью о времени. Зерван Акарана, главное персидское Божество, собственно, и представляет собой время. Как же человек пришел к понятию времени? Тот, кто, как праиндийцы, ищет прежде всего праединое Божество, должен представлять его себе как абсолютное добро. Зло, несовершенное в мире, являлись для древних индийцев не чем иным, как иллюзией; иллюзия была очень важным понятием. Древние говорили: в мире нет ничего несовершенного, зла нет. Если вы думаете, что существует нечто злое, то это означает, что вы смотрите на мир глазами, недостаточно освобожденными от иллюзий. Например, ржавчина, поедающая железо, где-то в другом месте является добром; нужно только найти, где. Если вы смотрите на преступника сквозь завесу иллюзии, он в таком виде вам и предстанет; сбросьте завесу, и вы узнаете, что зла нет. — Это учение внутренне связано с отрешенностью от мира.

По-другому обстояло дело во второй подрасе. У праперсов добро было вплетено в мировой процесс; оно было целью. Говорилось: добро должно быть завоевано. Мир — это доброе и злое, Ормузд и Ариман, а то, что это зло одолеет — Зерван Акарана, Время. — Так в раннеперсидское мировоззрение, в качестве принципа развития, проникают понятия добра и зла. Учение Заратустры выходит из наличия в мире зла, из понятия времени: жизнь дана человеку для того, чтобы преодолеть зло. — Это мировоззрение связано с тем, что вторая подраса уже не была отрешена от мира, а, наоборот, работала в нем. Деятельная, действующая в различных направлениях человеческой деятельности, устремлявшая свой взор на внешний мир и поглощенная мыслью о возможности творить добро непосредственно из мира — такова была вторая подраса. Поэтому у персов мы сталкиваемся с изобилием Богов; не со свойствами единого Божества, а с изобилием Божеств, поскольку если мир рассматривается не как иллюзия, а как действительность, он являет изобилие, многообразие. Божества, которым тогда поклонялись, были Божествами более или менее индивидуально-духовными.

Первоначальные инициаторы, которые положили начало древнеиндийскому учению, были учителями и второй подрасы, расы праперсов. Они приспособили все учение к деятельной расе. Они создали религию, которая получила свое развитие посредством различных Заратустр.

Следующая инициация осуществлялась еще дальше в Азии: у египтян, жителей Вавилона, ассирийцев, халдеев, этих родоначальников арабов. Там была сформирована третья подраса. Задачей третьей расы было согласование обоих течений, внутреннего человека и внешнего. Ищем ли мы основы мировоззрения этой третьей подрасы в Халдее, или Египте, всюду мы находим мощное осознание связи человеческой деятельности и сил природы. В этом обнаруживается существенное отличие от персидской расы. В Персии мы имели две противоборствующие силы, добро и зло. Теперь человек пытается поставить себе на службу различные природные силы и существа. То, что сформировалось как персидская религия, в основном было расчитано на человеческую деятельность. Теперь в рамках третьей подрасы выступает сознание того, что природой можно овладеть не только с помощью телесной силы и морального образа действий, но и с помощью знания. В странах, где на высоком уровне практиковалось искусство земледелия, таких как Египет и Халдея, развивалось сочетание небесно-духовных сил с трудом человека. Здесь получили развитие знания о метерологическом окружении, планетах и звездах. Человек искал силу для работы в познании природы. Так он пришел к науке о звездах, связав астрономию с человеком на Земле. Происхождение человека искали в звездах. Таким образом, здесь мы в этом смысле впервые сталкиваемся с наукой. Здесь, в третьей подрасе, вместо внутреннего видения мы имеем практическое знание. Поэтому мы слышим о великих посвященных, обучавших геометрии, искусству измерения земли, развиваших в людях технические способности. В третьей подрасе происходит оплодотворение человеческой деятельности взятым с небес мировоззрением. Этим было дано нечто такое, что превратило постижение человеческой жизни в своего рода небесную науку. У различных народов это проявилось по-разному. У египтян, например, Осирис, Исида и Хор понимались как представители астрономических явлений.

В Азии формируются три различных подрасы. Туда под водительством посвященных с Атлантиды перешла небольшая колония ее обитателей. Результатом было возникновение древнеиндийской, древнеперсидской и халдейско-египетской культур; все они прошли через один и тот же ряд инициации. В Европе, однако, постоянно собираются остатки того, что так мощно проявилось в этих трех великих азиатских культурах. Эти отдельные европейские культуры вообще сильно перемешаны между собой самым различным образом. И в Европе имелись посвященные, которые к концу описываемого периода создали мистериальные школы: их называли друидами; "Drys" означает "дуб". Мощный дуб был в древней Европе символом посвященного, жреца-ученого. Поскольку в народах Севера жила мысль, что эти их древние культуры должны будут все же исчезнуть. Их учили тому, что Боги уйдут в забытье, а приход в будущем христианства великолепно выразился у северных пророков в том, что позднее нашло свое выражение в саге о Зигфриде. Сравните ее с мифом об Ахилле.

У Ахилла неуязвимым было все тело, за исключением пятки; у Зигфрида уязвимым было лишь место между лопаток. Такая неуязвимость означает посвященность. Ахилл является посвященным четвертой подрасы в период, когда эта культура только восходила; поэтому все верхние части его тела были неуязвимы, уязвимой была лишь пятка, низшая природа, подобно хромоте Гефеста. Германский Зигфрид тоже был героем четвертой подрасы, но его уязвимым местом было место между лопаток. То есть он был уязвим в том месте, которое делается неуязвимым лишь у того, кто несет крест. С Зигфридом гибнет все Божественное; северные Боги шли навстречу своей гибели (Сумерки Богов). Это придает северной саге трагический оттенок, она указывает не только на прошлое, но и на будущее, на время, когда должны наступить Сумерки Богов. Друиды дали людям учение о гибели северных Богов. Поэтому в саге символически дается еще и описание борьбы Бонифация с дубом, борьбы со старым жречеством, с друидами.

На Севере можно повсюду указать на следы того, что получило свое выражение в Азии. Например, Муспелльсхейм и Нифльхейм представляют собой противоположности, соответствующие Ормузду и Ариману. Великан Имир, из которого был создан весь мир, соотносится с расчленением Осириса в Египте. Эту связь между североевропейскими народами и другими культурами можно проследить до мелочей. Когда на юге Европы образовалась четвертая подраса, туда перешли и находившиеся на четвертой ступени северные племена, так что Тацит обнаружил там у германцев много родственного. Ирмин, например, представляет собой тот же самый образ, что на юге Геркулес. Тацит рассказывает нам даже о неком подобии служения Исиде, имевшем место на Севере. В таком состоянии мы застаем старые ступени культур до прихода христианства.

Подумайте только, насколько Европа, Средняя Азия, Египет насыщены всем тем, что образовалось под влиянием инициационных школ. Эти школы выделили из своей среды и основателя четвертой подрасы, подготовка которого началась задолго до этого. Речь идет о той личности, которая в Библии названа Авраамом; последний произошел из Ура в Халдее и был образован как некий экстракт трех древних культур. Задача, которую нес в себе Авраам, заключалась во внесении внутрь человека всего того, что тот почитал снаружи; посвящение, делающее ставку на человеческое, закладывающее основу личностного культа. Поэтому у еврейских патриархов на первый план и выступают личные качества. Собственно, все сводится к хитрости и коварству. Иаков, например, достигает превосходства благодаря тому, что хитростью и коварством присваивает себе имущество своего брата. Это та реальность, из которой выросла наша современная культура; она основана на разуме и корыстолюбии. Своего рода рассвет ее грандиозно описан в Ветхом Завете. Более впечатляющего представления начала дать просто невозможно. Исав еще покрыт волосами, то есть представляет собой тип человека, захваченного физическим; Иаков же полагается на свой разум и свою хитрость, и благодаря этому достигает того, что фактически развивается сегодня в человеческой природе. Здесь освящается преодоление физической силы разумом. Инициаторы вводят не обязательно нечто великое, но то, что должно войти в мир с необходимостью. "Israel" означает: тот, кто ведет человека к невидимому Богу, живущему во внутреннем. Isra-el: El = цель; Isra = невидимый Бог. Ранее Бог был видимым, то представая в грандиозных видениях индийцев, то склоняя к добру или злу у персов, или же представлялся в звездах, имеющим своим телом Универсум — Бог всегда воспринимался как нечто видимое.

Теперь посмотрим на еврейскую инициацию, представленную описанием посвящения Иосифа и двенадцати братьев. Это прекрасная и грандиозная аллегория. То есть возникает аллегорическое; там, где разум хочет быть действенным, он становится аллегориком.

Вначале описывается посвящение Иосифа: его извлекают из обычной жизни, продают за двадцать сребреников и бросают в ров; там он пребывает три дня. Это выражение инициации. Затем он приходит в Египет и действует там живительным образом. И тут мы имеем тонко обозначенный переход от божественно-звездного учения к человековедению. Иосиф был изгнан потому, что он имел сновидения. Он видел сон: перед ним склонились Солнце, Луна и одиннадцать звезд. Одиннадцать звезд — это одиннадцать знаков Зодиака. Он ощущает себя двенадцатым. Символ религии звезд переходит с этим в человеческое. В двенадцати братьях, которые стоят в начале двенадцати родов, божественная астрономия переводится в область личного. Далее, отец Иосифа бранится и говорит: "Неужели я и твоя мать, и твои братья придем поклониться тебе до земли?" — Тут обозначается перелом: небесная наука переводится в науку, склоняющуюся к личностно-человеческому. Последнее находит свое развитие в иудаизме.

С посвящением еврейских патриархов из трех древних культур вычленяется четвертая, древнееврейская, от которой, собственно, и происходит все, что мы причисляем к четвертой подрасе, включая древнегреческую и древнеримскую культуры. Все греческое и римское (римское право) стало великим как раз за счет личностного элемента, вплоть до того времени, когда эта мысль воплотилась и была вознесена в христианстве. Именно в этом небольшом ответвлении непосредственно проявилось течение четвертой подрасы. Греко-латинское является развитием еврейского; здесь личностное выступает еще больше. Спуск до глубочайшего пункта и последующий подъем не противоречат друг другу.

Мы можем наблюдать это повсюду [в пределах четвертой подрасы].

Личностное действительно должно было вначале проявиться так, как это представлено в сказании об Исаве и сказании об Иакове, а затем уже пройти очищение в гуманизме греков и величии римлян. В Одиссее лукавство и хитрость еще преодолевают культуру старосвященничества. Только из этих культур могло вырасти христианство, которое содержало в себе фактически все древние культуры, и потому было способно принять в себя и их. По своему происхождению Иисус Христос считается галилеянином. "Галилеянин" означает "чужак" — тот, кто, собственно, никак сюда не относится; Галилея означала небольшой анклав, где мог быть воспитан тот, кто воспринял из своего социального окружения не только еврейскую, но и другие древние культуры.

В результате столкновения римлянства с северными народами возникла пятая подраса, в которой живем мы. Она подверглась также воздействию импульсов со стороны древних инициационных школ в нашествии мавров и арабов, пришедших из Азии. Все это происходит под влиянием тех же самых инициационных школ. Мы можем проследить, как ирладские монахи, также как и все прочие, использующие научные методы, полностью инспирируются наукой мавров и арабов. Основной характер остается прежний, хотя и проявляется в новых формах. Только здесь, в пятой подрасе, христианство действительно получает возможность себя выразить. Оно минует эллинизм, пока подготавливается пятая культура, затем находит здесь для себя твердую почву и разветвляется в ряде наций. Все было тогда пронизано и инспирировано христианством. Наше материалистическое время является последним радикальным проявлением того, что было инаугурировано тогда. Возникновение этой новой культуры симолически представлено в сказаний о Лоэнгрине. Лоэнгрин является инициатором градостроительства, а городскую жизнь, восходящую к своему новому культурному этапу, символизирует собой Эльза Брабантская.

Во все эти течения вписываются еще и другие, например, монгольские племена. Все, что первоначально перешло с Запада, было родственно тому, что пришло с Востока с гуннами. Так соединилось во многих отношениях родственное, пришедшее с Востока и с Запада: монгольские и германские племена. Пришельцы с Запада были отставшими потомками атлантов, так же как и монголы, которые пришли с Востока. В принципе, оба течения были родственны; оба имели общую материнскую почву, поскольку происходили из Атлантиды.

Но теперь все оставшееся с древних времен получает здесь, на Севере, более жесткие формы. В то самое время, когда появляются иудейские пророки, за столетия до Христа, мы находим здесь следы великого древнеатлантического посвященного, Вотана-Одина (Wod-Wodha-Odin) . Это модернизированный атлантизм в новом образе, некий атавизм, возврат во времена Атлантиды, и это происходит повсюду, в том числе и в Азии. В Азии "В" есть "Б", Водха = Бодха = Буддха. Буддизм в Азии представляет собой то же явление, возврат в атлантическое время. Поэтому буддизм мы встречаем по преимуществу у остатков атлантов, монгольских народов. И там, где он выступает наиболее мощно и величественно, на Тибете, мы имеем современно-монументальное выражение древней атлантической культуры.

Подобные связи между различными народами необходимо знать, тогда можно понять и историю. Когда в Европе появляется Аттила, борец за монотеизм, он останавливается лишь перед христианством, поскольку в последнем перед ним выступило нечто большее, нежели то, что было у гуннов. Другие народы, стоявшие на их пути, не обладали ничем, сравнимым с грандиозностью монотеизма, уходившего своими корнями в атлантическую культуру. Только христианство произвело на гуннов сильное впечатление. Многие частности исторического развития могут быть поняты как раз на основе этого общего рассмотрения.

Знаменитый путешественник Петере, вероятно, ощущает, что древние течения Бодхи и Вотана могут совпасть, но он не знает, что здесь, в Европе, мы должны представлять не только древность, а нечто совершенно новое, новый вихрь. В старую часть этого круговорота-вихря вливается новейшее — направляющая в будущее мудрость. Последняя относится к древней мудрости так, как бодрствующее сознание относится к состоянию транса. В полностью ясном бодрствующем сознании будущие народы создадут совершенно иную культуру. Поэтому теософия не должна быть чем-то перенесенным из старого, из буддизма и индуизма. Из ростков, дремлющих на востоке Европы, как результат всего того, что там происходит, должно взойти нечто новое.

Собственно [будущая культура] заложена в зарождающихся элементах народов восточной Европы. Центральная Европа — это ее форпост. На Востоке Европы должно обнаружиться вещественное, человеческий материал для осуществления того, что закладывается здесь, в центральной Европе.

В школах розенкрейцеров всегда учили тому, что центральная и западная Европа являются лишь форпостами того, что должно развиться на европейском Востоке, что должно выйти из синтеза народности и европейского знания. У Толстого все основано на европейской культуре, но совершенно иначе, чем у других, до него. Так мощно и. одновременно просто, как он, не могли выразиться ни Кант, ни Спенсер. Правда, то, что достигло зрелости у них, у Толстого ещё несовершенно. Но это относится ко всему, что только зарождается. Новое, будущее растение возникает из семени, а не из уже сформировавшегося растения.

Можно с глубоким удовлетворением смотреть в будущее и исходя из того, что переживается сейчас. Как кристалл развивается в щелочи только благодаря сильной встряске, перемешиванию, так и здесь нечто сможет развиться лишь благодаря большим переворотам.

СХЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР СТУПЕНЕЙ МИРОВОГО РАЗВИТИЯ

предполагавшийся Рудольфом Штайнером известным слушателям курса:

7 состояний сознания (планет):

1.

Транс-сознание, всесознание (Сатурн)

2.

Сознание глубокого сна, сознание сна без сновидений (Солнце)

3.

Сновидческое сознание, образное сознание (Луна)

4.

Бодрствующее или предметное сознание (Земля)

5.

Физическое сознание, осознающее образное сознание (Юпитер)

6.

Сверхфизическое сознание, осознающее сознание глубокого сна (Венера)

7.

Спиритуальное сознание, осознающее всесознание (Вулкан)

каждое из которых содержит по 7 состояний жизни (рунд, кругов, царств):

1.

Первое элементарное царство

2.

Второе элементарное царство

3.

Третье элементарное царство

4.

Минеральное царство

5.

Растительное царство

6.

Животное царство

7.

Царство человека

каждое из которых содержит по 7 состояний формы (глоб):

1. 

Арупа

2.

Рупа

3.

Астрал

4.

Физическое

5. 

Пластическое

6. 

Интеллектуальное

7.

Архетипическое или праобразное

Каждое состояние формы проходит, в свою очередь, 7x7 состояний; например, наше нынешнее (4-ое состояние формы минерального царства на 4-ой планете, Земле) проходит через 7 так называемых коренных рас или основных периодов, а каждая коренная раса, в свою очередь, через 7 подступеней, например, 7 культурных эпох нашей 5-ой коренной расы.

После каждого "царства" наступает малая пралайя (состояние сна), и после каждого состояния сознания - большая пралайя.

В октябре/ноябре 1904 года - то есть годом раньше - в цикле докладов о "Планетарном развитии", прочитанном в Берлине, Рудольф Штайнер дает следующую схему 

с дополняющими ее пояснениями:

"Таким образом, человек проходит следующие этапы развития: 

Первая планета (транс-сознание)

I. Элементарное царство

Форма:
1. арупическая

2. рупическая

3. астральная

4. физическая

5. пластическая

6. интеллектуальная

7. архетипическая

Пралайя

 

II. Элементарное царство

Форма:
8. арупическая до

14. архетипическая

Пралайя

 

III. Элементарное царство

Форма:
15. арупическая до

21. архетипическая

Пралайя

 

IV. Минеральное царство

Форма:
 22. арупическая до

28. архетипическая

Пралайя

 

V. Растительное царство

Форма:
29. арупическая до

35. архетипическая

Пралайя

 

VI. Животное царство

Форма:
36. арупическая до

42. архетипическая

Пралайя

 

VII. Царство человека

Форма:
43. арупическая до

49. архетипическая

 Большая пралайя

 

 Вторая планета (сознание глубокого сна без сновидений)

I. Элементарное царство

..... 

(и так далее, как на первой планете)

Третья планета, четвертая планета и т.д.

25-я ступень всегда самая глубокая, самая плотная, центральная. Мы находимся сейчас на четвертой планете, на 25-ой ступени, то есть в самом плотном состоянии. На седьмой планете, в седьмом царстве, царстве человека, и в седьмой, праобразной, форме будет достигнута наивысшая точка человеческого развития. Тогда человек получит форму праобраза, станет истинно богоподобным человеком и будет обладать всеохватывающим спиритуальным сознанием".

(Берлин, 29 октября 1904 года).


ПРИМЕЧАНИЯ

Первая публикация этих докладов имела место в 1942/43 годах в информационном листке для членов Всеобщего Антропософского Общества "Was in der Anthroposophischen Gesellschaft vorgeht — Nachrichten für deren Mitglieder" (приложение к еженедельной газете "Das Goetheanum") по записям Матильды Шолль. Для настоящего издания использованы также документы, имеющиеся в Архиве Управления наследием Рудольфа Штайнера (Rudolf Steiner-Nachlaßverwaltung). Среди них наиважнейшую роль для улучшения качества текста сыграли заметки Марии Штайнер-фон Сивере (за исключением 25-го и 26-го докладов, записи которых у нее отсутствуют).

Поскольку записи содержат пропуски, и для напоминания читателям о том, что последние носят конспективный характер, в неполные предложения введены дополнения, выделенные квадратными скобками [ ].

Название тома: согласно традиции, Рудольф Штайнер читал цикл докладов под таким названием.

Некоторым из нижеприведённых примечаний мы обязаны Понтеру Шуберту (t 1969), который обрабатывал текст для публикования его в информационном листке 1942/43 годов.

ПОЯСНЕНИЯ К ИНДИЙСКО-ТЕОСОФСКИМ ВЫРАЖЕНИЯМ

 

Авидья (Avidya)

Отсутствие знания.

Авичи (Avitchi)

Ад.

Арупа (Ашра)

Бесформенное.

Арупа-план (Arupaplan)

Высшие области Девахана. См. Планы.

Архаты (Arhats)

Адепты, посвященные, эзотерические Учителя, Махатмы, Мастера.

Атма (Atma)

Седьмой принцип человека, его высшее божест венное Я. Рудольф Штайнер называет его также "Духочеловек".

Бодхисаттва(Bodhisattva)

Тот, чье существо (саттва) просветлено (является Бодхи); предварительный этап на пути к Буддхи.

Буддхи (Buddhi)

В теософии — мировая душа; как шестой принцип человеческого существа — духовная душа. Р.Штайнером названа: "Жизнедух".

Буддхи-манас(Buddhi-Manas)

Высший Манас, в противоположность низшему (Кама-манасу); высшее Я.

Бхава (Bhava)

Индивидуальное бытие. 

Ведана (Vedana)

Чувство.

Виджняна (Vijnana)

Сознание.

Девахан (Devachan)

Духовный мир. См. Планы.

Девы (Devas)

Боги деваханического мира. 

Джамарана (Jaramarana)

Упадок.

Джати (Jati)

То, что ведет от рождения к рождению.

Дхьян-чоханы(Dhyan-Chohans)

Планетарные духи, люди, достигшие совершенства в предыдущих кругах. По Рудольфу Штайнеру (доклад от 13 апреля 1909 года, Дюссельдорф, GA 11О) восточное обозначение ангелов.

Калиюга (Kali Yuga)

"Кали"-тьма, "юга"-период. Периодизация "юг":

Золотой век = Критаюга = около 20 000 лет

Серебряный век = Третаюга = около 15 000 лет

Железный век = Двапараюга = около 10 000 лет

Век тьмы = Калиюга = около 5 000 лет

Наша эпоха будущее 2 500 лет

Кама (Kama)

Общая астральная материя, материя желаний.

Кама-манас(Kama-Manas)

Земное сознание, или низший Манас, в противоположность высшему Манасу (Буддхи-манасу).Р.Штайнером назван "Душа рассудочная". 

Кама-праническое сознание

Общее жизнесознание.

Кама-рупа(Kama-ruра)

Астральное тело, тело желаний; кама-материя, сформированная в тело (рупа). 

Каузальное тело

По Р.Штайнеру, экстракт эфирного и астрального тел, который человек, постоянно обогащая, переносит из одной жизни в другую.

Коренные расы

Семь основных периодов четвертой глобы или формосостояния развития Земли: 1. полярная, 2. гиперборейская, 3. лемурийская, 4. атлантическая, 5. арийская, или послеатлантическая; две последующие расы всегда упоминались как 6-я и 7-я коренные расы. 

Крияшакти(Kriyashakti)

Самопроизводящая сила.

Кундалини-свет,Кундалини-огонь

Огонь, сила змеи. Рудольф Штайнер в "Как достигнуть познаний высших миров?" обозначал его как "сила духовного восприятия", как "элемент высшей вещественности".

Линга шарира

Эфирное тело. Иногда используется также для обозначения астрального тела 

Липики (Lipikas)

Называются также махараджи: высшие духовные существа, связанные с судьбой (кармой) людей; хозяева кармы, гиды инкарнаций.

Манас (Manas)

Дословно: "дух". Как принцип человеческого существа, назван Р.Штайнером "Самодух". 

Манвантара(Manvantara)

Мировой день; период проявления, в противоположность периоду покоя или растворения, пралайи.

Махапаринирвана(Mahaparinirvana)

Самый высший из семи планов. См. Планы.

Махараджи (Maharajas)

См. Липики.

Ментальный мир

Девахан. См. Планы.

Намарупа (Namarupa)

Разделение имени и формы (субъект и объект).

Ниданы (Nidanas)

Оковы, путы. Двенадцать нидан - это двенадцать сил кармы, вызывающих инкарнацию. См. также 15 доклад.

Нирвана (Nirvana)

См. Планы.

Нирманакая (Nirmanakaya)

Согласно Рудольфу Штайнеру, это настолько развитое астральное тело, что после смерти оно сохраняется полностью; тело достигшего совершенства Буддхи-существа.

Паринирвана- план(Parinirvanaplan)

План, лежащий над нирваной. См. Планы.

Питри (Pitris)

Отцы, или предшественники земного человека, проходившие свое развитие на древней Луне или
 древнем Солнце.

Планы

Теософско-индийские обозначения семи уровней или миров, которые были по возможности заменены Рудольфом Штайнером на немецкие уже в его "Теософии" :

Теософская л-ра ----------------------------------Антропософская л-ра

Физический план
------------------------------------ То же, а также физический мир, мир разума.

 Астральный план ------------------------------------То же, а также душевный мир, страна душ, имагинативный мир, элементарный мир.

Деваханический
--------------------------------------То же, а также духовный или ментальный план мир, мир гармонии сфер,мир инспирации.

Рупа
----------------------------------------------------Девахан Нижний, или низший Девахан (небесный мир).

Арупа
---------------------------------------------------Девахан Верхний, или высший Девахан. Также: мир разума, мир истинной интуиции.

Шушупти- или Буддхи-план
--------------------------Мир предвидения,. буддхи-план 
 
Нирвана-план
------------------------------------------Нирвана-план
Паринирвана-план---------------------------------------------Нирвана-план
Махапаринирвана-план--------------------------------Нирвана-план Этот мир, лежащий над миром предвидения, представляет собой мир "для которого в европейских языках истинного обозначения дать пока невозможно, поскольку в Европе нет аналога тому, что на Востоке понимается под "нирваной". Рудольф Штайнер, доклад от 25 октября 1909 года 

Пралайя (Pralaya)

Состояние сна; бытие периода покоя между двумя манвантарами, во время которого все проявленное переходит в непроявленное состояние; также закрытое обращение.

Прана (Prana)

Общий жизненный принцип; если он излит в физическое тело, говорят об эфирном теле.

Праяпатис (Prajapatis)

(Воплощенные) созидающие силы.

Рупа (Rupa)

Тело, форма.

Санджняна (Sanjna)

Восприятие.

Санскара (Sanskara)

Организующие тенденции, страстные желания. 

Скандхи (Skandhas)

Согласно буддийскому учению, пять основополагающих для каждого существа свойств: тело (рупа, нем. Leib), восприятие (ведана, Empfindung), мышление (санджня, Denken), воля (санскара, Wille), сознание (виджняна, Bewußtsein). Р. Штайнер указывает на сущностную идентичность с кармой. Ср. 17 доклад настоящего курса.

Тришна (Trishna)

Жажда бытия.

Упадана (Upadana)

Удовлетворение в бытии.

Чела (Chela)

Эзотерический (тайный) ученик.

Шадаядана (Schadayadana)

То, что разум делает из вещи.

Шушупти-план (Shushuptiplan)

Буддхи-план. См. Планы.

GA 93a. Основные элементы эзотерики bdn-steiner.ru



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Основная образовательная программа высшего профессионального образования 030600 «История»

    Основная образовательная программа
    - стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства, способен изменять при необходимости профиль своей профессиональной деятельности,
  2. Двадцать лекций, прочитанных в Берлине между 23 мая 1904 года и 2 января 1906 года содержание

    Лекция
    В наше время люди празднуют праздники, не представляя себе, что же эти праздники означают. Однако, теософы должны вновь пролить свет на их внутреннее значение.
  3. Цикл из восьми лекций, прочитанных в Праге 20-28 марта 1911 года ga 128

    Лекция
    В этом цикле лекций, который читается мной по инициативе наших пражских друзей, будет рассмотрен очень близкий человеку предмет, так как он непосредственно касается истинной природы человеческого существа и изучает его физическую жизнь.
  4. М. В. Словарь основных понятий по культурологии (для студентов лечебного, педиатрического, стоматологического Факультетов и факультета всо) Ставрополь 2007

    Документ
    Гуляк М. В. Словарь основных понятий по культурологии ( для студентов лечебного, педиатрического, стоматологического факультетов ВСО) – Ставрополь. Изд.
  5. Аннотации программ учебных дисциплин основной образовательной программы по направлению подготовки 080100. 62

    Документ
    - сформировать у студентов теоретико-методологическую базу для усвоения всех последующих психологических и специальных дисциплин, обозначенных Федеральным государственным образовательным стандартом ;

Другие похожие документы..