Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Бюджетный федерализм. Основные формы межбюджетных отношений. Сбалансировнность бюджетов: бюджетный профицит, бюджетный дефицит. Методы финансирования...полностью>>
'Программа'
IELTS - 5.5, Сертификат об окончании курса английского языка от Taylor’s Студент награждается Сертификатом от Senior Secondary Assessment Board of So...полностью>>
'Автореферат'
Защита диссертации состоится «11» мая 2011 г. в 15.00 часов на заседании Диссертационного совета Д 212.084.03 по защите диссертации на соискание учен...полностью>>
'Документ'
Сначала познакомился со следами его мышления, затем сумел войти в коммуникативную среду семинаров ММК и увидел, как организуется содержательная диску...полностью>>

Развитие творческих способностей детей

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Глава 2. Педагогические условия развития творческих способностей учащихся начальных классов.

Изучение развития творческих способностей.

Исследования ученых убедительно доказывают, что в основе многих пробелов в области развития творческих способностей ребенка лежит низкий уровень развития культуры личности.

Исходя из понимания культуры как:

а) системы специфических человеческих видов деятельности;

б) совокупности духовных ценностей;

в) процесса самореализации творческой сущности человека.

мы выделили следующие составляющие объекта исследования ( творческие способности ), которые могут быть основой для выявления параметров диагностики, а также ориентиров, определяющих цели и задачи содержания и эффективность образовательной деятельности:

  1. Грамотность

  2. Компетентность

  3. Ценностно – смысловой компонент

  4. Рефлексия

  5. Культуротворчество

Грамотность представляет собой азы культуры, в частности знания о творческих способностях, с которых начинается ее освоение с учетом возраста, индивидуальных особенностей.

Грамотность означает овладение знаниями, которое может проявиться в кругозоре, эрудиции, осведомленности, как с точки зрения научного знания, так и с точки зрения житейского опыта, извлекаемого из традиций, обычаев, непосредственного общения человека с другими людьми. Грамотность предполагает овладение системой знаков и их значениями. ( 18, с 75.)

В определении компетентности мы придерживаемся определения, данного в работе М.А. Холодной: “ Компетентность - это особый тип организации предметно – специфических знаний, позволяющий принимать эффективные решения в соответствующей области деятельности”.

Основное отличие грамотности от компетентности заключается в том, что грамотный человек знает, понимает ( например, как вести себя в той или иной ситуации ), а компетентный – реально и эффективно может использовать знания в решении тех или иных проблем. Задачи развития компетентности – не просто больше и лучше знать о костюме, а включение этих знаний в жизненную практику.

. Творческие способности представляют собой совокупность личностно – значимых и личностно – ценных стремлений, идеалов, убеждений, взглядов, позиций, отношений, верований, деятельности человека, взаимоотношения с окружающими.

Ценность, в отличие от нормы, предполагает выбор, именно поэтому, именно в ситуациях выбора, наиболее ярко определяются характеристики, относящиеся к ценностно - смысловому компоненту культуры человека.

Рефлексия представляет собой отслеживание целей,процесса и результатов своей деятельности по присвоению культуры, осознания тех внутренних изменений, которые происходят, а также себя как изменяющейся личности, субъекта деятельности и отношений.

Культуротворчество означает, что человек уже в детском возрасте является не только творением культуры, но и ее творцом. Творческое начало присуще освоению уже в дошкольном возрасте.Данные компоненты не существуют изолированно друг от друга.

Развитие творческих способностей ребенка в учебной деятельности.

Придерживаясь позиции ученых, считающих, что наиболее адекватной формой развития творческих (креативных) способностей является обучение творческой деятельности младших школьников. Для такого обучения на первом этапе нашей экспериментальной работы мы избрали урок.

Урок – остается основной формой обучения и воспитания учащегося начальных классов. Именно в рамках учебной деятельности младшего школьника в первую очередь решаются задачи развития его воображения и мышления, фантазии, способности к анализу и синтезу (вычленению структуры объекта, выявлению взаимосвязей, осознанию принципов организации, созданию нового ).

Надо отметить, что современные образовательные программы для младших школьников подразумевают решение задач развития творческих способностей ребенка в учебной деятельности.

Так в рамках реализации программы по литературному чтению работа учителя начальных классах должна быть направлена не только на формирование навыков чтения, но и на:

  • развитие творческого и воссоздающего воображения учащихся,

  • обогащение нравственно- эстетического и познавательного опыта ребенка.

  • В то же время выбор форм, методов, средств для решения обозначенных задач у учителей начальных классов традиционно вызывают затруднения.

Любую деятельность, в том числе и творческую, можно представить

в виде выполнения определенных заданий. И.Э.Унт определяет творческие задания как “…задания, требующие от учащихся творческой деятельности, в которых ученик должен сам найти способ решения, применять знания в новых условиях, создать нечто субъективно ( иногда и объективно) новое”

Эффективность развития творческих способностей во многом зависит от того материала, на основе которого составлено задание На основе анализа психолого-педагогической и научно-методической литературы (Г.С.Альтшуллер, В.А.Бухвалов, А.А.Гин, М.А.Данилов, А.М.Матюшкин и др.) мы выделили следующие требования к творческим заданиям:

  • соответствие условий выбранным методам творчества;

  • возможность разных способов решения;

  • учет актуального уровня решения;

  • учет возрастных интересов учащихся.

Учитывая эти требования, мы выстроили систему творческих заданий, под которой понимается упорядоченное множество взаимосвязанных заданий, ориентированных на познание, создание, преобразование в новом качестве объектов, ситуаций, явлений и направленных на развитие креативных способностей младших школьников в учебном процессе.

Система творческих заданий включает целевой, содержательный, деятельностные и результативные компоненты.

Традиционные на уроках русского языка задания по написанию сочинений нами заменены на сотрудничество в классном рукописном журнале “Светлячки”. Для того, чтобы попасть со своей творческой работой на страницы журнала, учащиеся должны не только орфографически грамотно написать работу, но и подойти творчески к ее оформлению. Все это стимулирует младших школьников к самостоятельному, без давления со стороны взрослых, желанию писать стихи, сказки.

Не меньшие возможности для развития творческих способностей учащихся имеют уроки природоведения, экологической культуры. Одной из важнейших задач является воспитание гуманной, творческой личности, формирование бережного отношения к богатствам природы и общества. Мы стремились имеющийся познавательный материал рассматривать в неразрывном, органичном единстве с развитием творческих способностей ребенка, формировать целостное представление о мире и месте в нем человека.

На уроках трудового обучения проводится большая работа по развитию творческого мышления и воображения у детей младшего школьного возраста.

При отборе содержания для системы творческих заданий нами учитывались два фактора:

  1. То, что творческая деятельность младших школьников осуществляется, в основном, на уже решенных обществом проблемах,

  2. Творческие возможности содержания учебных предметов начальной школы.

Содержание представлено тематическими группами задач, направленными на познание, создание, преобразование, использование в новом качестве объектов, ситуаций, явлений.( Приложение 2)

Каждая из выделенных групп является одной из составляющих творческой деятельности учащихся, имеет свою цель, содержание, предлагает использование определенных методов, выполняет определенные функции. Таким образом, каждая группа задач является необходимым условием для накопления учеником субъективного творческого опыта.

1 группа – “ Познание”.

Цель – накопление творческого опыта познания действительности.

Приобретаемые умения:

  • изучать объекты, ситуации, явления на основе выделенных признаков – цвета, формы, размера, материала, назначения, времени, расположения, части-целого;

  • рассматривать в противоречиях, обусловливающих их развитие;

  • моделировать явления, учитывая их особенности, системные связи, количественные и качественные характеристики, закономерности развития.

2 группа – “ Создание”.

Цель –накопление учащимися творческого опыта создания объектов ситуаций, явлений.

Приобретается умение создавать оригинальные творческие продукты, что предполагает:

*получение качественно новый идеи субъекта творческой деятельности;

* ориентирование на идеальной конечный результат развития системы;

* переоткрытие уже существующих объектов и явлений с помощью диалектической логики.

 

3 группа – “Преобразование”.

Цель - приобретение творческого опыта в преобразовании объектов, ситуаций, явлений.

Приобретаемые умения:

  • моделировать фантастические ( реальные) изменения внешнего вида систем ( формы, цвета, материала, расположения частей и другие);

  • моделировать изменения внутреннего строения систем;

  • учитывать при изменениях свойства системы, ресурсы, диалектическую природу объектов, ситуаций, явлений.

4 группа – “ Использование в новом качестве”.

Цель – накопление учащимися опыта творческого подхода к использованию уже существующих объектов, ситуаций, явлений.

Приобретаемые умения:

  • рассматривать объекты ситуации, явления с различных точек зрения;

  • находить фантастическое применение реально существующим системам;

  • осуществлять перенос функций в различные области применения;

получать положительный эффект путем использования отрицательных качеств систем, универсализации, получения системных эффектов.

Знакомство с литературой начинается с первых уроков обучения грамоте, на которых я использую различный стихотворный материал о звуках и буквах.

Вот два столбика наискосок,

А между ними – поясок.

Ты эту букву знаешь? А?

Перед тобою буква А. (С. Маршак)

На калитку посмотри:

Чем она не буква И?

Между двух прямых досок

Одна легла наискосок.

Или тут же при знакомстве с любой буквой спрашиваю у детей «На что похожа эта буква?»

С помощью считалок, чистоговорок и скороговорок ученики знакомятся с понятием «рифма».

Ша – ша – ша – Та – та – та-

Мама моет малыша. У нас в доме чистота.

По силам ученикам предлагаю задания на подбор рифмы.

В нашем доме на окошке Мышка плачет и ревёт:

Сидят серенькие ________ . Проси пчёл чтоб дали _____.

С большим удовольствием дети выполняют задание, в котором надо продолжить стихотворение, например:

Весна, весна на улице,

Весенние деньки! (Скорее приходите, к нам тёплые деньки)

(Скворечники из досточек, повесим у реки.)

Такие упражнения помогут выявить детей, склонных к интеллектуальному творчеству, способных к стихосложению.

Книга «Азбука» автора Н.В.Нечаевой, по системе развивающего обучения предлагает учащимся очень много творческих заданий, на каждом уроке обучения грамоте.

Правильно организованный процесс чтения включает в себя труд и творчество читателя: читая он активно реагирует на поступки героев, даёт им оценку, соотносит, сравнивает со своими поступками и действиями, воссоздаёт их в своём воображении, участвуя в сотворчестве.

Работая по книге В.Ю.Свиридова, видно с первой страницы учебника, все тексты и задания развивают творческие способности.

Например: урок литературного чтения, работа по стихотворению «Тайна», стих-е даётся учащимся не до конца.

Я тебе открою тайну, никому не говори!

Если рано ты проснёшься,

Если встанешь до зори,

Если тихо выпьешь чаю,

Если выйдешь из дверей,

Если ты пойдёшь налево,

А потом чуть-чуть левей,

Обогнешь большой колодец,

Обойдёшь засохший пруд…

и спрашиваю :«Что же это такое, наконец?»

Дети выговаривают свои догадки: растёт аленький цветочек (Гульдария),

Сидит медведь (Коля),на реке корабль с парусами (Ильяс), растет яблоня, на ней большие красные яблоки (Лариса)

Дети читают загадочный конец стихотворения.

Там у старой водокачки,

Под забором, две собаки,

Громко косточку грызут.

Далее даю такое задание: прочитайте так, чтобы таинственность затягивала: сделайте приглушённый голос, загадочное лицо, руками движение зовущее к таинственности.

Читая стих-я «Черёмуха» С.Есенина и «Ива» Друскина нацеливаю детей прочитать сти-е выражая нежное, светлое, задумчивое и печальное настроение.

Следующее задание: расскажите о любимом предмете, как будто он живой.

- Что чувствует цветок в вазе, о чём думает уютное кресло.

Читательская деятельность предполагает правильную организацию восприятия, запоминания и воспроизведения читаемого текста. И от этого, как осуществляется процесс работы с текстом: целенаправленно, творчески или формально, пробудит ли он эмоции и активное отношение к читаемому, - зависит то, каким станет читатель.

Соприкасаясь с творчеством поэтов и писателей, на уроках чтения, дети учатся любить и понимать прочитанное. А любовь к чтению – это начало развития своих литературных способностей.

Литературное, словесное творчество является характерным для младшего школьника. Его значение важно для самого ребёнка, а не для литературы, оно нужно для развития сил маленького автора. Детское литературное творчество может стимулироваться и направляться извне. Наилучшим стимулом является такая организация жизни учеников, которая создаёт потребности и возможности для детского творчества.

Большие возможности ,развития творческих способностей у детей начального звена, на уроках математики.

С самого начала урока, беру нестандартные задания ,для устного счёта, затем даю детям занимательные задачи.

Например, такие задания:

1. Загадка. Разноцветное коромысло над рекой повисло. Что это7

7

5

9

1

3

8

2

4

5

6

8 9

10

у

г

ю

а

Р а

д

Таблица- код.

Даю такие игры: составь фигуры из палочек по рисунку, а затем добавить палочки так, чтобы получились фигуры, дети составляю по этой работе свои задачи.

При решении задач прошу детей, чтобы они изменили вопрос задачи или же спрашиваю, что ещё можно спросить по условию этой задачи?

Детям даю тематические задачи, например: придумайте задачу на сравнение о фруктах, о возрасте членов вашей семьи и.т.д.

Много возможностей на уроках математики для развития творческих способностей детей.

Уроки изобразительного искусства, трудового обучения сами по себе являются уроками творчества. На уроках дети становятся архитекторами, столярами, класс превращается в мастерскую Деда Мороза, в швейную фабрику для Барби, мастерскую скульптора и.т.д. Дети на этих уроках творят свои «шедевры».

Уроки рисования и труда сами по себе являются уроками творчества. Дети сами придумывают свои рисунки, создают свое творчество: после объяснения и показа оконных наличников дети сами придумывают свои. На уроке становятся художниками, скульпторами, резцами по дереву, строителями, конструкторами и.т.д. Стараюсь, чтобы дети не копировали объект выполняемой работы, а сами придумали, своё. Примеры.

Уроки физической культуры.

Проводя из урока в урок учитель начальных классов начинает работу , которая сразу не проявится, а будет проявляться она в дальнейшем: в старших классах и в жизни. Эта первая ступень, когда в ребёнке закладываются только основы развития их творческих способностей. Задача же эта будет ставиться на всех остальных уроках, с урока в урок, из года в год мы будем видеть рост способностей наших учащихся.

Урок № 12\3 Тип. ЗУН

Т е м а: Повторение знаний о квадрате.

Ц е л и:

  1. Образовательный аспект – вторичное осмысление уже известных знаний

о квадрате. Применение знаний, полученных в результате знакомства

с логической игрой «Танграм». Закрепление устных вычислительных

навыков.

в пределах 100, нахождение периметра квадрата.

2. Развивающий аспект – активизация познавательной деятельности через

решение логических задач, развитие воображения, внимания.

Формирование навыков самоконтроля.

  1. Воспитательный аспект – создание атмосферы доброжелательности между

учащимися, между учителем и учащимися, стимулирование активного творческого труда, воспитывать любовь к родному краю.

О б о р у д о в а н и е –

схема, детали ракеты, палочки, конверт с частями «Танграма»,

звёздочки, свеча, листочки для всех учащихся..

Х О Д У Р О К А .

1. О р г а н и з а ц и я к л а с с а.

Долгожданный дан звонок

Начинается урок.

  1. Постановка цели.

– Сегодня на уроке мы будем конструировать из бумаги и палочек, вспоминать свойства квадрата и по ходу урока сообща сконструируем ракету из геометрических фигур для дальнейших наших путешествий.

  1. Работа по теме.

  2. Для начала, откройте, пожалуйста, тетради- запишем число, классная работа. (Учитель следит за посадкой детей, положением тетрадей)

Урок начнём с небольшой экскурсии в «геометрический лес» (на доске плакат)

-Ребята, мы с вами попали в необычный лес. Чтобы в нём не заблудиться, надо назвать геометрические фигуры, которые «спрятались» в этом лесу. Назовите геометрические фигуры, которые вы видите здесь.

( Дети называют фигуры)

- Молодцы, ребята, а теперь нам предстоит сделать разминку и решить примеры, которые «выросли» на ёлочках.

(Устный счет) За каждый правильный ответ ученик получает звёздочку.

- Вдалеке выросли высокие горы. Какая геометрическая фигура представляет нам горы?

- Из скольких звеньев состоит ломаная линия?

- Найдите длину ломаной.

- Думаю, ребята, мы достойно выбрались из леса, а теперь пора приступать к конструированию ракеты.

А перед этой работы нам надо отдохнуть.

Ф и з м и н у т к а .

Колпак мой квадратный,

Квадратный мой колпак…

(На доске записывается слово р а к е т а, ставим ударение, безударную гласную подчеркиваем , объясняем значение слова)

-А, что такое ракета?

- Итак, ставим первый элемент ракеты – треугольник. Какой это треугольник?

Какая фигура здесь самая яркая, я даже бы сказала самая нарядная?(Это квадрат)

Сегодня я хочу вам показать и доказать, что квадрат – необычная фигура, она по – своему даже «волшебная» А что мы знаем о квадрате?

Вывод: у квадрата все стороны равны и все углы прямые. Вы справились с заданием. Выставляем второй элемент ракеты – квадрат.

4. П р а к т и ч е с к а я работа.

-Выложите квадрат, состоящий из четырёх квадратов, с помощью палочек. Сначала изучите схему. Показ схемы.

Задание на преобразование этой фигуры: уберите две палочки, так чтобы получились два неравных квадрата.

(Дети работают на столах, учитель помогает по мере необходимости)

- Продолжаю доказывать, что квадрат – необычная фигура. Посмотрите на этот рисунок. Сколько квадратов вы видите? Внимательно посчитайте все квадраты.

Ребята, вы согласны, что квадрат довольно «хитрая» фигура? Молодцы. Вы справились с этим заданием. Стоим ракету дальше. Добавляем третью деталь – прямоугольник. Какие свойства прямоугольника мы знаем?

5. Р а б о т а н а л и с т о ч к а х (черчение)

Попробуем начертить квадрат.

У вас листочки, на которых обозначены три точки. Надо начертить квадрат Как быть?

Поставьте четвёртую точку, обозначьте её буквой латинского алфавита. Начертите эту фигуру.

Измерьте стороны квадрата и найдите периметр.

6. М и н у т к а о т д ы х а – разгадывание логической загадки.

Послушайте «геометрическую» загадку: если у квадрата отрезать один угол, то сколько углов останется?

(Ученик, ответивший правильно, выходит к доске практический проводит задание.)

Ребята, вы выполнили большое задание – начертили квадрат, нашли его периметр и отгадали «геометрическую» загадку.

Пора дальше конструировать ракету, стоим хвост ракеты. Какие фигуры мы возьмём? ( Два квадрата)

7. Знакомство с геометрической игрой «Танграм»

Это древнекитайская игра. В целом это квадрат, разделённый на 7 частей.

(Показ схемы)

Из этих частей вы должны сконструировать изображение свечи.(Показ схемы)

(Проверка по схеме).

У кого не получилось, не огорчайтесь, еще раз посмотрите внимательно и достройте свечу.

Итак, мы сконструировали интересный предмет - свечу . Как вы думаете, для чего людям служит свеча?

Вы в о д: свеча излучает свет, тепло, создаёт уют. При свече приятно отдыхать. Предлагаю вам отдохнуть при свече.

8. В а л е о л о г и ч е с к а я п а у з а . «Тепло ладони».

Итак нам осталось добавить ракете крылья. Какие фигуры мы используем?

- Ч то можно сказать об этих треугольниках?

9. И т о г у р о к а.

-О какой волшебной фигуре мы говорили сегодня на уроке?

- Какая особенность есть у этой фигуры?

-С какой игрой мы познакомились на уроке?

Ребята, мы выполнили все задания, этому свидетельствует сконструированная ракета. Куда должна лететь ракета?

Теперь посчитайте, сколько звёздочек каждый из вас собрал?

(По количеству звёзд выставляются оценки ученикам)

-А теперь, из звёзд образуем звёздное небо, куда полетит ракета

В каждой звёздочке крупица вашего труда, которые помогут вам полететь в космос и придумать новые ракеты, любить и беречь свой родной край, приумножать его богатства и совершать другие важные дела. А для этого учите математику, фантазируйте, мечтайте, творите!

\




Д о м а ш н е е з а д а н и е .

Из частей «Танграма» составить свои фигуры.

Развитие творческих способностей

Тема: «Развитие творческих способностей младших школьников  на основе изучения геометрического материала»

 

 

Современное состояние общества характеризуется повышением внимания к внутреннему миру и уникальным возможностям отдельно взятой личности.

В концепции модернизации российского образования на период до 2010 года сказано: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственностью за судьбу страны».

Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой школы и призван обеспечить выполнение основных целей, среди которых называется развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формируется желание и умение учиться.

Главной целью школы, как социального института в современных условиях является разностороннее развитие детей, их познавательных интересов, творческих способностей, общеучебных умений, навыков самообразования, способных к самореализации личности.

В основе УМК «Планета знаний»лежит общая концепция личностно ориентированной системы обучения, направленной на достижение оптимального для каждого школьника уровня общего развития и формирования на этой основе знаний, умений и навыков. В этой программе заложены большие возможности развития творческих способностей младших школьников.

Наиболее эффективной сферой развития творческих способностей детей является искусство, художественная деятельность. Этому способствуют уроки литературного творчества и русского языка, музыки, изобразительного искусства. Но, такой предмет, как математика и математика и конструирование имеет тоже немало возможностей для развития творческого потенциала учащихся, хотя некоторые считают математику «сухой» наукой. Вроде бы математика и творчество - две вещи несовместимые.

В курсе математики по этой программе можно выделить три основные линии:

  • алгебраическая

  • арифметическая

  • геометрическая

Учителя математики старших классов считают геометрию сложной наукой. Доказывая те или иные теоремы, семиклассники должны опираться на понятия, которым дано определение. Эти понятия должны быть даны до изучения систематического курса геометрии, а именно в начальной школе.

Проанализировав программу И. И. Аргинской, мы пришли к выводу, что геометрический материал занимает довольно большой объём. Этот факт имеет много плюсов, но есть и существенный минус — это нехватка времени на отработку практических навыков по вычерчиванию, построению, измерению. Эти задачи мы решаем как раз на уроках МиК- где углубили, расширили и систематизировали геометрический материал уроков .

В геометрическом материале очень много общего с художественным восприятием мира, поскольку большое место в геометрии принадлежит образному мышлению. Это можно использовать, т.к. мышление младших школьников наглядно-образное и наглядно-действенное.

Всё это даёт возможность интеграции уроков математики с уроками трудового обучения. Уроки труда дают реальную возможность для формирования практических навыков по вычерчиванию, построению, измерению и т.д.

Игра — это поле творчества. Именно в игре проявляется гибкость и оригинальность мышления. На занятия к нам приходят сказочные герои: Незнайка, Карандаш, Буратино, Точка, Самоделкин, Циркуль, а также вредная проказница — Резинка и др. Дети помогают им выполнять какие-либо задания, путешествуют вместе с ними по стране Геометрии.

Можно предложить такие задания детям на уроках МиК:

  • Сколько на рисунке треугольников? (других геометрических фигур?).

  • Чем отличаются картинки.

  • Раскрась участки, на которых ты встретишь такие фигуры (даются образцы различных фигур и большой рисунок, который составляют эти фигуры).

  • Продолжи линию.

  • Дорисуй рисунки, чтобы они были одинаковыми и т.д.

Для развития воображения:

  • Нарисуй что хочешь. Составь геометрическое описание своего рисунка.

  • Надень волшебные очки, через которые мы видим всё вокруг нас только в виде треугольников (квадратов и т.д.), нарисуй, что у тебя получилось.

  • Дорисуй так, чтобы получился какой-то предмет. Игра «Давай пофантазируем». Даются различные фигуры или несколько фигур.

Решение частично-поисковых задач разного уровня.

Здесь мы предлагаем детям задания, решение которых они находят самостоятельно без участия учителя или при его незначительной помощи, открывают новые для себя знания и способы их добывания.

Это задания на выявление закономерностей:

  • Раздели фигуры на группы.

  • Найди «лишний» рисунок.

  • Начерти розовый отрезок длиннее зелёного, зелёный длиннее синего, а коричневый равный розовому отрезку.

  • Найди закономерность и нарисуй все следующие многоугольники.

  • По какому принципу объединили данные фигуры и др.

Для развития творческих способностей учащихся огромное значение имеют такие частично-поисковые задания, которые содержат несколько вариантов решений.

Решение творческих задач.

Такие задания требуют большей или полной самостоятельности и рассчитаны на поисковую деятельность, неординарный, нетрадиционный подход и творческое применение знаний.

Примером таких заданий могут быть разнообразные игры на составление фигур-силуэтов по своему замыслу: «Монгольская игра», «Танграм» (из квадрата), «Вьетнамская игра» (из круга), «Колумбово яйцо», «Удивительный треугольник».

Решая творческие, нестандартные задания, дети испытывают радость приобщения к творческому мышлению.

Одним из важных методических принципов изучения геометрического материала является связь его с другими предметами, в том числе и трудовым обучением, где она носит действенный характер. Ян Амос Коменский сказал: «Всё, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи».

Интеграция — средство, обеспечивающее целостное познание мира и способности человека системно мыслить при решении практических задач.

Ещё в 19 веке немецкий педагог Ф. Фребель основал интегрированный курс обучения математике при помощи оригами, на основе которого можно улучшить и упрочить геометрические знания и умения, а также развивать творческие способности учащихся. Обращая внимание детей на те геометрические фигуры, которые получаются в процессе складывания, учащиеся отрабатывают основные геометрические понятия. Иногда оригамные фигуры мы связываем в рассказах, сказках, которые дети придумывают, проявляя свою фантазию. Безусловно, оригами способствует развитию творческих способностей младших школьников, при этом учитываются возрастные особенности детей.

 

Дети воспринимают лучше не готовые геометрические фигуры и тела, а созданные своими руками: вырезают и наклеивают, моделируют, вырезают развёртки и склеивают, образуют фигуры на подвижных моделях, перегибают бумагу и т.д.

Полученные знания сейчас же используются детьми на практике, в данном случае на уроке трудового обучения аппликации из геометрических фигур.

На уроках дети учатся видеть геометрические образы в окружающей обстановке, выделять их свойства, конструировать, преобразовать и комбинировать фигуры, изображать их на чертеже, выполнять в необходимых случаях измерения, что-то чертить на глазок.

Процесс строим:

  • активно

  • конкретно

  • наглядно

  • практично

Но преследуем не только узко практические цели, но и развиваем кругозор детей, их творческие способности, изучаем правила общения. Идёт отработка способности к сотрудничеству в творческой деятельности.

Заключение

В процессе исследований мы подробно проанализировали сущностные

характеристики способностей, их теоретические аспекты, педагогическое руководство процессом развития творческих способностей в условиях школы. Творческие способности как формирующее понятие представляется нам особенно важным и актуальным сегодня.

Проблема педагогического руководства развитием творческих способностей рассматривалась нами с разных сторон: мы использовали программу автора Г.В. Тереховой “ Уроки творчества ”, которую можно использовать в качестве курса на факультативных занятиях.

Проблема эта нашла отражение в образовательной и досуговой деятельности школы.

Нами была сделана попытка построения некой системы

выполнения творческих заданий на каждом уроке в процессе обучения младших школьников. Под системой творческих заданий мы понимаем упорядоченное множество взаимосвязанных заданий, ориентированных на познание, создание, преобразование в новом качестве объектов, ситуаций и явлений учебной действительности.

. Одним их педагогических условий эффективности системы творческих заданий является личностно – деятельностное взаимодействие учащихся и педагога в процессе их выполнения. Суть его - в неразрывности прямого и обратного воздействия, органического сочетания изменений воздействующих друг на друга субъектов, осознание взаимодействия как сотворчества.

В ходе экспериментальной работы мы пришли к выводу, что одним их педагогических условий эффективности системы творческих заданий является личностно – деятельностное взаимодействие учащихся и педагога в процессе их выполнения. Суть его - в неразрывности прямого и обратного воздействия, органического сочетания изменений, воздействующих друг на друга субъектов, осознание взаимодействия как сотворчества.

Под личностно - деятельностным взаимодействием учителя и учащихся в процессе организации творческой деятельности понимается сочетание организационных форм обучения, бинарный подход к выбору методов и творческий стиль деятельности

При таком подходе усиливается организаторская функция педагога предполагает выбор оптимальных методов, форм, приемов, а функция ученика заключается в приобретении навыков организации самостоятельной творческой деятельности, осуществлении выбора способа выполнения творческого задания, характера межличностных взаимоотношений в творческом процессе.

Все эти меры позволят детям активно включаться в качестве субъектов во все виды творческой деятельности.

Накопление каждым учащимся опыта самостоятельной творческой деятельности предполагает активное использование на различных этапах выполнения творческих заданий коллективных, индивидуальных и групповых форм работы.

Индивидуальная форма позволяет активизировать личный опыт учащегося, развивает умение самостоятельно выделить конкретную задачу для решения.

Групповая форма развивает умение согласовывать свою точку зрения с мнением товарищей, умение выслушивать и анализировать предлагаемые участниками группы направления поиска.

Коллективная форма расширяет возможности учащихся анализировать сложившуюся ситуацию в более широком взаимодействии со сверстниками, родителями, учителями, предоставляет возможность ребенку выяснить различные точки зрения на решение творческой задачи.

Таким образом, эффективность проводимой работы во многом определяется характером взаимоотношений как между учащимися. так и между учащимися и педагогм.

В связи с этим можно сделать некоторые выводы и рекомендации.:

Результаты наших наблюдений, анкетирование учащихся и их родителей свидетельствуют о том, что творческие способности ребенка развиваются во всех значимых для него видах деятельности при выполнении следующих условий:

  • наличие сформированного у детей интереса к выполнению творческих заданий;

  • реализация творческих заданий как важнейший компонет не только урочной, но и внеурочной деятельности школьника;

  • объединение общим тематическим и проблемным стержнем учебных и внешкольных форм работы, на которых дети учатся размышлять над проблемами творчества и воплощать эти размышления в практической деятельности;

- творческая работа должна разворачиваться во взаимодействии детей друг с другом и взрослыми, проживаться ими в зависимости от конкретных условий в интересных игровых и событийных ситуациях;

- стимулировать родителей учащихся к созданию домашних условий для развития творческих способностей ребенка, включать родителей в творческие дела школы.

Список литературы

. Азарова Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность младших  школьников // Начальная школа.- 1998 г.-№4.-с.80-81.

2. Бермус А.Г.Гуманитарная методология разработки образовательных программ // Педагогические технологии.-2004 г. - № 2.-с.84-85.

3. Выготский Л.С.Воображение и творчество в детском возрасте. М.-1981 г.- с. 55-56.

4.Гальперин П.Я. Поэтапное формирование как метод психологических  исследований // Актуальные проблемы возрастной психологии - М 1987

5. Давыдов В В Проблемы развивающего обучения -М – 1986

6. Давыдов. Психологическое развитие в младшем щкольном возрасте //  Возрастная и педагогическая психология - М 1973

7. Зак АЗ Методы развития способностей у детей М 1994

8. Ильичев Л.Ф.Федосеев Н.Н. Философский энциклопедический словарь. М.-1983 г. – с. 649.

9. Крутецкий В.Н. Психология.-М.: Просвещение, 1986 г. – с.203.

10. Круглова Л. Что делает человека счастливым ?// Народное образование. - 1996 г.-№8.-с.26-28.

11. Ксензова Г.Ю.Успех рождает успех.// Открытая школа.-2004 г.- №4.- с.52

12. Леднева С.А. Идентификация детской одаренности педагогами.//Научно-практический журнал. – 2002 г. - № 1.- с. 36-42.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста

    Документ
    По своей природе детское творчество синтетично и часто носит импровизационный характер. Оно дает возможность значительно полнее судить об индивидуальных особенностях и своевременно выявить способности у детей.
  2. «Развитие творческих способностей детей средствами изобразительного искусства»

    Документ
    Мой педагогический стаж 24 года в МДОУ «Берёзка» Сампурского района. Наш детский сад реализует комплексную программу воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.
  3. Развитие творческих способностей детей и подростков происходит посредством приобщения их к народному, декоративно-прикладному творчеству, к этико-художественной культуре своего края

    Документ
    Умение, мастерство, искусство живут в пределах различного вида художественного творчества. Восторгаясь палитрой художественного творчества мастеров нашего края, хочется отметить, что все виды рукотворной деятельности позволяют судить
  4. Развитие творческих способностей (2)

    Документ
    В «Концепции общего среднего образования» основополагающий принцип обновления содержания образования - личностная ориентация содержания образования, предполагающая развитие творческих способностей учащихся, индивидуализацию их образования
  5. Развитие творческих способностей младших школьников через проблемные методы обучения

    Урок
    Начальная школа обязана запустить механизм самопознания, самовыражения, самореализации в учебной деятельности, обучения ребенка жизни в согласии с собой, природой и обществом.

Другие похожие документы..